Кристина Бовина: Как ориентироваться в ассортименте товаров и правильно читать этикетки? Как покупать только качественные продукты и верно их употреблять? Как не стать жертвой продавцов и маркетологов? Смотрите нашу программу, и вы узнаете об этом всё. С вами Кристина Бовина, в эфире «Среда обитания». Городской, горный или гибрид – для чего вам нужен велосипед? Как выбрать двухколёсного друга, который не предаст? Как уберечь себя и других от опасностей на велосипедной дорожке и за её пределами? Кому пора крутить педали? Как правильно сидеть на велосипеде и чем лучше тормозить? Велосипедная столица Европы – Амстердам. Там основной и наиболее удобный вид транспорта, на котором совершается более половины поездок в центре города, – двухколёсный. В нашей стране всё чаще пересаживаются на велосипеды пока только столичные жители, хотя во многих регионах двухколёсный конь тоже нередко может заменить автобус: более четверти населения России имеет велосипед, а кататься на нём умеет почти 90%. И всё-таки пока для большинства из нас – это не совсем вид транспорта, а средство для активного отдыха и прогулок. В городе Жуковка Брянской области находится крупнейший в России завод по производству велосипедов: около 600 тысяч моделей ежегодно сходит с конвейера. Основу велосипеда изготавливают из вот такой огромной стальной бухты: сначала её разматывают, как рулон обоев, для того, чтобы сталь можно было разрезать на полоски. Василий Клишин: Из листового материала при помощью специальной кровельной машины мы получаем материал для последующей сварки трубы. Кристина Бовина: Стальные полоски сворачивают ролики разной величины и получаются широкие и узкие трубы, остаётся только сварить края. В процессе оплавления температура доходит до 1500 градусов. Дальше трубы разрезают и отправляют на формовку, сгибку, фрезеровку и отсечку. Получившиеся конфигурации разной длины и диаметра поступают в рамный цех: здесь их сваривает робот, и трубы обретают форму рамы и вилки велосипеда. Готовые детали перемещают в покрасочный цех, где наносят порошковое покрытие в 2 слоя. Василий Клишин: Окраска идёт через автоматическую линию, затем изделие поступает в камеру полимеризации и выходит уже окрашенным Кристина Бовина: Параллельно на другом конвейере собирают колеса: полный комплект спиц соединяют с втулкой и натягивают на обод, дальше – шиномонтаж. А на основном конвейере рама обрастает деталями: сначала её соединяют с вилкой, устанавливают звёзды, тормоза, переключатели скоростей, тросы, руль и цепь, и остаётся только установить колеса. Полностью собранное изделие поступает контролеру. Василий Клишин: Каждое изделие, собранное на конвейере, проходит пост технического контроля: по специальному регламенту контролеры проверяют основные узлы и детали велосипеда. Кристина Бовина: На финальном этапе велосипед упаковывают в коробку для транспортировки и отправляют на склад, а уже оттуда – в магазины. Городские, горные и шоссейные, женские и детские, с рамой и без, с разным диаметром колеса – велосипеды в продаже любые, даже электрические уже во всю используют. Но как выбрать подходящего двухколёсного друга, чтобы поездки на нём были максимально комфортными? Юрий, что нужно учесть при выборе велосипеда? Юрий Селивохин: Вам нужно определиться с назначением, то есть, где и как вы будете кататься. И второй принципиальный момент – это ваш рост, то есть правильно выбрать велосипед по размеру. Кристина Бовина: А где можно кататься на велосипеде? Юрий Селивохин: Вообще кататься на велосипеде можно везде, но глобально можно различить по типу покрытия, то есть дороги, где есть хороший асфальт, или укатанная тропинка, или прямо бездорожье. Можно подумать о том, насколько длинными ваши поездки будут: это будут поездки только по делам или это будут поездки для удовольствия? Это всё разные категории, соответственно, нужны будут разные велосипеды. Кристина Бовина: Если велосипед для города, допустим, какой он должен быть? Юрий Селивохин: Считается, что у него должны быть колёса 28 дюймов и резина шириной где-то 25-40 миллиметров, то есть на них будет легче ездить с такими колёсами, чем если бы были широкие колёса с протектором. Но также, естественно, и вся геометрия велосипеда, то есть расположение основных узлов велосипеда друг относительно друга, также имеет большое значение: длина колёсной базы, высота руля, высота седла, длина треугольников. Кристина Бовина: А рост на что влияет? Юрий Селивохин: Рост влияет на выбор рамы, потому что каждая модель велосипеда, даже одна и та же, пускается в нескольких размерах всегда, как одежда. Кристина Бовина: Да вы что! Юрий Селивохин: Да. Кристина Бовина: Хорошо, а если велосипед для загородных прогулок, для внедорожья – какой он должен быть? Юрий Селивохин: Для загородных прогулок уже диаметр колёс, как правило, меньше, но самое главное, что резина должна быть шире. Кристина Бовина: Почему на городском нельзя ездить по внедорожью? Юрий Селивохин: Меньше сцепление, больше шансов поскользнуться и виброгашение, то есть асфальтированная дорога вообще практически не даёт вибрацию и маленькой узкой покрышки достаточно, и никаких амортизаторов, чтобы ехать комфортно. Если, соответственно, на таком велосипеде поехать по бездорожью, то вибрации, которые будут отдавать на руки и на тело, будут доставлять дискомфорт. Кристина Бовина: А зачем же выделять шоссейный как отдельную группу? Юрий Селивохин: Шоссейный, дорожный, городской близки, но обычно, когда мы говорим «дорожный» или «городской», подразумеваем повседневный, такой прогулочный велосипед, а когда говорим «шоссейный»… Кристина Бовина: Спортивный. Юрий Селивохин: Мы говорим, про спортивный велосипед для тренировок, для спорта. Кристина Бовина: Какие ещё бывают виды велосипедов? Юрий Селивохин: Начиная от складных велосипедов и заканчивая фэт-байками – велосипедами на суперширокой резине, которые предназначены специально для езды по снегу, по болотистой местности или даже по песку. Кристина Бовина: А на обычном велосипеде можно ездить зимой? Юрий Селивохин: Да. Кристина Бовина: Я слышала даже про шипованную резину для велосипеда. Юрий Селивохин: Шипованная резина для велосипеда существует, на велосипеде можно и, я считаю, даже нужно ездить зимой. Когда я говорю, что я езжу на велосипеде на работу, меня спрашивают: «И зимой тоже?» – «Да, и зимой тоже, потому что каждая велосипедная поездка – это такое маленькое приключение, на самом деле приносит удовольствие». А зимой нужно просто потеплее одеться – вот и вся разница. Кристина Бовина: Юрий, а вот смотрите: раньше были велосипеды без скоростей, а сейчас на более простых велосипедах скоростей не будет, в принципе зачем они нужны, и как они работают? Можем ли мы на примере этого велосипеда как-то продемонстрировать, вообще что это такое? Юрий Селивохин: Да, конечно, мы можем продемонстрировать. Вот вы сказали, что раньше не было… Кристина Бовина: Да. Юрий Селивохин: На самом деле скорости очень давно существуют: как только велосипед стал более или менее популярным, у людей появилась потребность менять передачу. Вообще скорости на велосипеде нужны для того, чтобы колесо с разной частотой могло вращаться, это вам даст возможность легче крутить педали, когда вы едете в горку. И работает это, как правило, на современных велосипедах так: есть манетка так называемая, у неё есть рычажки, или она бывает роторного типа вот с такой вот крутилкой, пользователь при езде нажимает на рычаги, и переключатель скоростей на велосипеде перекидывает цепь на разные звёзды, звёзды разного размера. Кристина Бовина: Давайте попробуем, как это работает. Юрий Селивохин: Давайте попробуем. Кристина Бовина: Крутим… Юрий Селивохин: Переключайте. Кристина Бовина: Так… А вот вижу переход. Юрий Селивохин: Попробуйте большим рычагом вверх, и цепь побежит по звёздам вверх. Кристина Бовина: Ого! Вижу, да. То есть в обратную сторону переключаем? Юрий Селивохин: Да. Вот этот набор звёзд, по которым перемещается цепь, называется «кассета», это пример внешней трансмиссии, то есть кассета и переключатель находятся снаружи, полностью открыты. Минус этой системы заключается в том, что её нужно чистить постоянно. И сейчас появились так называемые планетарные втулки, на которых переключение скоростей находится прямо внутри в корпусе. Кристина Бовина: Скажите, Юрий, а на велосипедах с коробкой передач, скажем так, тормоз всегда ручной? И бывает он ножной? Вообще сейчас, по-моему, не существует велосипедов с ножным тормозом, как раньше. Юрий Селивохин: Существуют, делают российские производители велосипеды с ножным тормозом, как раз для такой аудитории, которые хотят: вот был у человека 30 лет назад, в юности, он хочет такой же. И я даже больше скажу: в странах, где велосипедная культура больше укоренилась, чем у нас и больше развита. Например, в Нидерландах есть много людей, которые также привыкли к ножному тормозу, и для них велоиндустрия предлагает некоторые модели велосипедов очень технологичных и очень дорогих, и при этом ещё с ножным тормозом, потому что есть такой запрос. Технически тормоз, который на руле, ручной, более безопасный. Кристина Бовина: А вот здесь велосипед достаточно странный: на одном уровне и сиденье, и руль. Мне кажется, лучше и удобнее, если руль чуть выше. Разве нет? Юрий Селивохин: Это тоже очень распространённый миф. Если представить, что у меня руль находится выше седла, вот на таком уровне… Кристина Бовина: Да. Юрий Селивохин: Подойду, сяду и у меня будет такое ощущение, что примерно, как я ходил, так же я и сижу, у меня хороший обзор, мне удобно. Но когда вы едете, вы прилагаете нагрузку, работает у вас плюс-минус всё тело, и обрабатывать эту нагрузку телу удобней, когда она распределена равномерно, а велосипеды с высоким рулём фокусируют всю нагрузку на заднюю часть тела, в основном на поясницу. В принципе эти велосипеды предназначены для небольших коротких поездок по хорошим дрогам. Если взять велосипед, как этот, можно увидеть то, что у него руль и седло примерно на одном уровне. Если я буду кататься, я для себя ещё даже подниму чуть седло повыше. Кристина Бовина: То есть в таком положении нагрузки на спину не будет, или она будет минимальная? Юрий Селивохин: Она будет меньше. Вот так вот правильно, это считается средняя посадка. И, получается, вот я сажусь: во-первых, довольно важный момент, чтобы в нижней положении педали моё колено было почти полностью разогнуто. Кристина Бовина: А вот землю должны чувствовать ногами, или мы должны как бы запрыгивать на велосипед? Юрий Селивохин: Если мы поставим себе правильно седло, как для взрослого человека, то мы до земли не дотянемся. Кристина Бовина: Это правильно? Юрий Селивохин: Это правильно будет. Кристина Бовина: Я так не люблю. Юрий Селивохин: Это удобно с точки зрения езды. Кристина Бовина: Вот это что за велосипед, расскажите. Он какой-то неформатный, странный, не похож на обычный. Юрий Селивохин: Конкретно это складной велосипед, его можно очень компактно сложить. Я могу вам продемонстрировать, как это делается: тут вынимается шпинделёк… Кристина Бовина: Сколько нужно времени, чтобы его сложить? Юрий Селивохин: Засекайте. Вот, собственно, я его сложил. Это один из основных запросов, такой велосипед весит 16 килограммов. Кристина Бовина: То есть, можно сказать, что запрос покупателя – велосипед складной? Юрий Селивохин: Да-да-да, это одни из основных. Кристина Бовина: Но ведь дорогой. Юрий Селивохин: Это очень востребовано. Я думаю, что основная причина, почему людям складне велосипеды нужны, это даже не для того, чтобы ездить где-то в транспорте, а просто хранить негде, площадь у всех ограничена, складной велосипед – это выход. Кристина Бовина: «Не надо изобретать велосипед»,– говорим мы при попытке заново придумать то, что давным-давно придумано. Официально велосипеду не больше двух сотен лет, но движущиеся снаряды, которые можно назвать его предшественниками, пытались сконструировать гораздо раньше. Авторство идеи приписывают даже Леонардо да Винчи, жившему, как известно, в XV веке. И всё-таки привычный нам вид и функционал велосипед приобрёл лишь в последние столетия. Появление велосипеда связывают с извержением вулкана в Индонезии в 1815 году. Из-за возникших после него природных аномалий в Западной Европе и Северной Америке случился неурожай – лошадей кормить было нечем, поэтому возникла потребность в новом транспортном средстве. Немецкий барон Карл фон Дрез представил своё изобретение, вошедшее в историю как «дрезина». Этот прототип велосипеда был сделан из дерева и ещё не имел педалей. Ими, а также седлом, новое транспортное средство дополнил шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан примерно в 1840 году. Массовое производство велосипедов началось ещё спустя 20 лет. Позже британские изобретатели добавили велосипедам цепную передачу, создали новые виды колёс и механизм переключения скоростей. В России первые велосипеды появились в 60-е годы XIX века: представители высших сословий завозили их из Франции, простые же люди по неведению принимали велосипедистов за нечистую силу. Ездить на велосипеде по городу было разрешено лишь к концу XIX века. Примерно в это же время в США появились первые велоодометры – прообраз современных велокомпьютеров. Юрий, скажите, а важно ли, какая рама у велосипеда, какое седло? Юрий Селивохин: Седло – очень важно, они все разные абсолютно, бывают широкие, узкие сёдла. И вопрос седла – это довольно деликатный и сложный вопрос, потому что это, как обувь: подобрать можно только по конкретному человеку, только примеркой, только на опыте. Кристина Бовина: Какие аксессуары есть интересные для велосипедов? Юрий Селивохин: Я прямо знаю 3 аксессуаре, которые всем очень интересны – это крылья, подножки и звонок. Дальше начинается безграничный совершенно мир аксессуаров: это бутылочки, фляжки, флягодержатели – это, наверно, четвёртый. Кристина Бовина: Подсветка. Юрий Селивохин: Свет, если вы ездите в тёмное время суток. И дальше – бесконечное количество разных сумок на велосипеды существует. Кристина Бовина: Про наносы для велосипедов: в основном это небольшие ручные наносы, а вот хотелось бы автомобильный использовать – нажал кнопочку и… Юрий Селивохин: У большинства велосипедов неспортивных сейчас автомобильные ниппели. Кристина Бовина: То есть у большинства велосипедов… Юрий Селивохин: Ниппель именно такой же, как у вас на машине, то есть вы можете автомобильным насосом… вот точно такой же ниппель, как у автомобиля, на заправке или машинным насосом вы можете накачать. Кристина Бовина: Средняя стоимость неплохого велосипеда от какой планки начинается? Юрий Селивохин: 30-50 тысяч. Кристина Бовина: За эти деньги можно купить, да? Юрий Селивохин: За эти деньги точно можно купить неплохой, хороший можно купить велосипед, просто повседневный. Кристина Бовина: А за 10 тысяч нельзя купить? Юрий Селивохин: За 10 тысяч рублей будет не очень, наверно, он будет совсем тяжёлый и без скоростей, но, в общем, то, что будет жить, купить можно. Кристина Бовина: Если, например, человек ограничен в бюджете, ка ему подобрать универсальный велосипед? Юрий Селивохин: Такой класс велосипедов, как правило, называется «гибрид». Подразумевается в данном случае гибрид шоссейного велосипеда и велосипеда для бездорожья. Соответственно, у него будет геометрия примерно, как у велосипеда для бездорожья, специфические некоторые моменты: руль чуть повыше, рама не очень длинная, будет маневренная, но при этом колёса не сильно широкие. Я рекомендую обращать внимание на велосипеды без амортизаторов, для вас – амортизация, которая на колёсах, и, на самом деле, её достаточно, при этом будет лёгкий велик, а лёгким велосипедом гораздо приятней пользоваться, чем тяжёлым. Дальше: я, соответственно, советую, чтобы он был алюминиевый, и правильно выбрать по размеру. Кристина Бовина: Как мы можем защитить от угона велосипед? Юрий Селивохин: Есть специальные велосипедные замки, они бывают в виде цепи, они бывают в виде скобы – совершенно разные. Правда состоит в том, что сейчас есть такие инструменты типа аккумуляторных болгарок – любой замок вообще можно срезать или вскрыть, поэтому в первую очередь оставляйте на замке, а во вторую очередь – ненадолго, потому что даже с замком его всё-таки в теории могут угнать. Кристина Бовина: 296 километров в час – такую скорость на велосипеде смогла развить американка Денис Мюллер-Коренек, установив мировой рекорд. Хотя в обычной жизни мы катаемся на гораздо меньшей скорости, велосипедные прогулки сопряжены с немалым риском, если не соблюдать правила безопасности. Чтобы обезопасить себя от травм, необходимо позаботиться об экипировке, начните с защиты головы: качественными считаются шлемы из прессованного пластика – этот материал служит хорошей амортизацией при падении, шлем должен регулироваться по размеру головы. Денис Титов: Регулировка нужна для того, чтобы подогнать его на головной убор, например, на какую-нибудь флисовую шапку, чтобы флис забирал воду от тела, чтобы голова не переостужалась, для этого делаются такие вентиляционные отверстия в шлеме. Кристина Бовина: Также подберите защиту для рук и ног: хорошо, если на перчатках будут гелевые вставки, они станут своеобразными подушками безопасности при падении с велосипеда. И не забывайте: во время поездок в вечернее время на одежде должны быть светоотражающие элементы. Денис Титов: На дорогах общего пользования велосипедистам можно двигаться только в светоотражающих жилетах с зеркалом заднего вида, оно бывает на руле, бывает торцевое и со светоотражающим прибором – это обязательно. Кристина Бовина: На какой бы модели велосипеда вы ни ездили, положите в бардачок антисептики и мази для обработки ран и ссадин. Велосипед – это не только экологичный, удобный и быстрый способ передвижения, это ещё и спорт и возможность поправить здоровье и улучшить самочувствие. Пока мы крутим педали, опираясь руками на руль, тренируется и обновляется весь организм. Андрей Кондрахин: Работает сердце, и начинает происходить кровообращение везде, во всех потайных участках организма. Когда мы сидим, мы дышим практически поверхностно, дыхания глубокого не происходит, поэтому часть крови депонируется, она не снабжается кислородом, как положено, но на велосипеде мы получаем, когда вся кровь начинает прокачиваться через организм. Кристина Бовина: Езда на велосипеде способна улучшить память и снять стресс. Андрей Кондрахин: Когда их очень много, гормонов стресса, кортизол, адреналин, норадреналин, то организм находится в состоянии, когда от них нужно избавиться, вот как раз велосипед – это то физическое упражнение, которое сжигает в мышцах вот эти гормоны, при этом мы сжигаем также сахар. Если сахар в организме повышен, то он сжигается только в мышцах. Кристина Бовина: Нарушение вестибулярного аппарата и болезни суставов, конечно, – ограничения для велопрогулок. Если их нет, садимся на велосипед и помним: после долго перерыва нагрузку нужно наращивать постепенно. Ещё важно не забывать пить воду во время катания, несколько глотков каждые 20 минут. При выборе модели велосипеда определитесь, где вы собираетесь на нём кататься: по городу, бездорожью или по скоростным дорогам. Подбирайте размер велосипеда с учётом вашего роста и веса. Чтобы застраховать себя от возможных травм во время велопоездок, надевайте шлем, защиту для рук и ног, а также яркую одежду со светоотражающими элементами. И всегда будьте внимательно и острожены, вы – не единственный участник движения со скоростью выше, чем у пешехода. Подписывайтесь на наши странички в социальных сетях и пишите нам, какие темы вам были бы интересны. Это «Среда обитания», я Кристина Бовина и не дайте себя обмануть!