Водопроводная вода: где и как проходит очистку вода, попадающая в наши краны?

Эксперты:

Светлана Григорьева, заведующая Западным отделением Центра контроля качества воды

Андрей Смирнов, главный инженер Западной станции водоподготовки

Юрий Рахманин, доктор медицинских наук, академик РАН

Юрий Гончар, руководитель испытательного центра питьевой воды

Кристина Бовина: Весна пришла! Весне дорогу! Но это романтическое в поэзии время приносит с собой немало реальных проблем. Снег растаял и вся вода, в которой присутствуют тяжелые металлы, химические удобрения, реагенты и бактерии, стремительно сливается в водозаборы, и что же в результате мы пьем из кранов? Или это просто страшилка и всё под контролем? А может лучше подстраховаться заранее? В общем, если без воды и не туды и не сюды, то разберемся, какую воду пить, чтобы не стать тем самым козлёночком из знаменитой сказки. Из всей имеющейся воды на планете Земля всего 3 % пресной, три четверти всей несолёной воды России находится в озере Байкал, а вот вода в кранах московских квартир бывает двух видов: волжской и замоскворецкой. Каждый день в реки попадает огромнейшее количество отходов, на Волге есть большие водохранилища, в которых вода отстаивается, что же качается воды из Москвы-реки, то она нуждается в более тщательной очистке. Воду из Москвы-реки забирают из водозаборных станций на Западе, Юго-Западе, а волжскую, из канала имени Москвы – на Севере и Востоке, после чего она попадает на станции водоподготовки. Всего в городе 4 станции: Северная, Восточная, Рублёвская и Западная. Западная станция водоподготовки работает с 1964 года, каждые сутки здесь обрабатывается 1 миллион 250 тысяч кубических метров воды. Благодаря работе этой станции, питьевой водой обеспечены районы от Крылатского до Орехово-Борисово.

Светлана Григорьева: Наша задача основная – проконтролировать воду, которая приходит к нам, помочь технологам определить, какими реагентами, каким количеством реагентов ее обработать, чтобы она стала безопасной, проследить, как она обрабатывается на протяжении производства питьевой воды, и какая она уходит в город.

Кристина Бовина: Вся работа на этой станции строго контролируется: от забора до подачи воды. Вот по этим трубам от насосной станции водовод подает воду в смесители, здесь она перемешивается с реагентами, такими как гипохлорит натрия для обеззараживания и коагулянтами для осветления, далее в камерах хлопьеобразования вся эта смесь проходит грубую очистку. А здесь вода отстаивается и превращается из мутно-коричневой в прозрачную, но это не всё – впереди еще несколько этапов очистки. В зале фильтрации вода проходит механическую очистку через полутораметровый песчаный фильтр: на дне бассейна находятся сотни отверстий – через них вода стекает и уходит на следующий процесс сорбции.

Андрей Смирнов: Сейчас идет продувка воздухом, то есть взвешенные вещества, сидя на песчинках, и эти песчинки между собой надо перетереть, мы их перетираем воздухом для того, чтобы взвесь, осевшая на песчинках, удалялась, мы стряхиваем песок – этот процесс называется барботаж.

Кристина Бовина: Для того, чтобы в воде органические соединения окислились, ее насыщают озоном. И финальная степень водоподготовки, не пугайтесь, что вода черного цвета – визуальный обман: на дне этого резервуара полтора мера угольного фильтра, приглядевшись видишь, насколько она прозрачна. Но перед тем, как подать в трубы питьевую воду, добавляют вторую дозу гипохлорита натрия. Согласно санитарным нормам, воду тестируют в лаборатории регулярно.

Светлана Григорьева: Природная вода и питьевая вода: видим, что на природной воде идет сплошной рост практически – очень большое количество кишечных палочек, на воде, которая уходит в город всё чисто – никакой кишечной палочки нет, то есть с точки зрения санитарно-эпидемиологической безопасности вода безопасна для употребления.

Кристина Бовина: Во время паводков, чтобы максимально снизить риск проникновения микроорганизмов в магистральны водопровод, а водоканалах увеличивают дозировку очищающих препаратов, и что в результате мы имеем?

Юрий Рахманин: Сегодня мы обнаруживаем десятки химических соединений в московской водопроводной воде, для которых нормативы не установлены, существующие технологии не справляются с полной очисткой воды от этих химических соединений.

Кристина Бовина: Что же делать? Кто даст гарантию, что неизученные химические соединения, которые могут накапливаться в организме человека при длительном потреблении проточной воды, не скажутся на здоровье в преклонные годы? Те, кому вода из крана не по вкусу, ищут альтернативные варианты.

Эксперт по системам очистки воды: На сегодняшний день ассортимент фильтров водоочистки очень обширный, начиная с самого простейшего – кувшинного вида, заканчивая системами обратного осмоса – это самая сильная система очистки воды, которая подходит на любую воду, вне зависимости от степени ее загрязнения. Система обязательно содержит накопительную ёмкость, куда скапливается отфильтрованная вода, вода приравнивается к хорошей бутилированной воде премиум-класса.

Кристина Бовина: Мы решили провести эксперимент, взяли 3 образца воды: из крана, из фильтра-кувшина и из фильтра обратного осмоса и отнесли в главный контрольно-испытательный центр питьевой воды для того, чтобы понять, какая вода самая безобидная для употребления, согласно санитарным правилам и нормам.

Юрий Гончар: Мы пришли к выводу, что один из образцов, первый образец – это стандартная водопроводная вода, то есть вода системы централизованного питьевого водоснабжения, скорее всего города Москвы, по всем исследованным показателям данный образец воды полностью соответствует веем предъявляемым требованиям и может употребляться в пищу без ограничений. Образец № 2 – это образец очищенной воды, скорее всего это фильтр бытового предназначения, то есть водоочистное устройство бытового предназначения. И образец воды № 3, который представляет собой практически чистую дистиллированную воду, то есть скорее всего это вода, полученная после обратноосмотической системы очистки, то есть вода очищена от каких-либо примесей полностью, как от вредных, так и от полезных веществ, которые могут содержаться в воде: от микро и макроэлементов и представляет собой хороший образец воды, в первую очередь, для хозяйственно-бытового предназначения.

Кристина Бовина: Многих из нас мучает вопрос: можно ли употреблять воду, которую кипятили в чайнике несколько раз? Как оказалось, количество кипячений жидкость не портит, благодаря этому процессу уничтожаются микроорганизмов, снижается количество солей жёсткости, они оседают на стенках сосуда и, как результат – накипь на чайнике, а вода становится мягче. Но всё-таки существует ли такая вода, которую можно пить без опасения?

Юрий Рахманин: Самая доброкачественное сырье – это подземные воды, защищенные от поверхностного загрязнения, и, как правило, это воды артезианские.

Кристина Бовина: А сколько жидкости необходимо употреблять человеку в день?

Юрий Рахманин: Расчёт воды идет: 1 литр на 20 килограмм массы тела человека, но это расчет на общее количество жидкости потребляемой – это вола, которая поступает и с пищевыми продуктами, с овощами, с блюдами и с различными напитками. Если же говорить о чистой воде: 300-500 миллилитров, у некоторых доходит и до литра в сутки – это исключительно полезное, очищающее, оздоравливающее действие на организм.

Кристина Бовина: В завершение нашего расследования послушайте несколько советов, как очистить воду в домашних условиях: для очищения вода данным способом нам потребуется чистый сосуд, например, банка – наполните ее водопроводной водой, прикройте крышкой и оставьте на 5-6 часов, за это время образуется осадок, желательно использовать только верхние две третьих волы, нижнюю треть лучше вылить, так как именно в ней концентрируются вредные примеси. Прокипятите остаток – под воздействием высокой температуры основная часть бактерий погибнет, разрушаются и хлорсодержащие соединения, вода станет более мягкой и более вкусной. Ну, а если вы ленитесь всё это проделывать, то пользуйтесь другими методами, о которых мы вам уже рассказали. Будьте здоровы!

И на сколько она безопасна?