Всё о велосипедах. И экскурсия в Жуковку — на крупнейший в России завод по производству велосипедов

ЭКСПЕРТЫ:

Василий Клишин, заместитель начальника отдела технического контроля веломотозавода

Денис Титов, директор магазина велосипедов

Юрий Глазков, травматолог

Кристина Бовина: Наступила хорошая погода и самое время достать из гаража или с балкона заскучавший велосипед или купить новый. Во всём мире используют более миллиарда велосипедов: городские, шоссейный, складные, экстремальные, тандемы и дуэты – из каких важных деталей он состоит и какими функциональными особенностями должен обладать, как выбрать и правильно эксплуатировать железного друга, почему горный хорошо подходит для города, а фэтбайк для пляжа? Прокатимся за ответами. В городе Жуковка Брянской области находится крупнейший в России завод по производству велосипедов: около 600000 моделей ежегодно сходит с конвейера. Основу велосипеда изготавливают из вот такой огромной стальной бухты: сначала ее разматывают, как рулон обоев, для того чтобы сталь можно было разрезать на полоски.

Василий Клишин: Из листового материала с помощью специальной кровельной машины для последующей сварки трубы.

Кристина Бовина: Стальные полоски сворачивают ролики разной величины и получаются широкие и узкие трубы, остается только сварить края, в процессе оплавления температура доходит до 1500 градусов. Дальше трубы разрезают и отправляют на формовку, сгибку, фрезеровку и отсечку, получившиеся конфигурации разной длины и диаметра поступают в рамный цех – здесь их сваривает робот и трубы обретают форму рамы и вилки велосипеда. Готовые детали перемещают в покрасочный цех, где наносят порошковое покрытие в 2 слоя.

Василий Клишин: Окраска идет через автоматическую линию, затем изделие поступает в камеру полимеризации и выходит уже окрашенным

Кристина Бовина: Параллельно на другом конвейере собирают колеса: полный комплект спиц соединяют с втулкой и натягивают на обод, дальше – шиномонтаж. А на основном конвейере рама обрастает деталями: сначала ее соединяют с вилкой, устанавливают звезды, тормоза, переключатели скоростей, тросы, руль и цепь и остается только установить колеса – полностью собранное изделие поступает контролеру.

Василий Клишин: Каждое изделие, собранное на конвейере, проходит пост технического контроля: по специальному регламенту контролеры проверяют основные узлы и детали велосипеда.

Кристина Бовина: На финальном этапе велосипед упаковывают в коробку для транспортировки и отправляют на склад, а уже оттуда в магазины. Выбор велосипеда зависит от того, насколько часто и экстремально вы собираетесь кататься, от вашего роста, веса и даже пола. Обычно начинающие велосипедисты покупают комфортные модели любительского уровня. Как же выбрать подходящую вам модель? Ассортимент велосипедов с каждым годом становится больше, профессионалы знают, как правильно выбрать велосипед, а вот что делать новичкам?

Денис Титов: Первый вопрос, который мы задаем: где вы будете кататься, где планируете в основном? Он говорит: «Мы будем кататься в основном: город, парк».

Кристина Бовина: Один из самых популярных – это городской велосипед, он предназначен для неспешной езды по асфальтированным и ровным дорогам, у него большие колеса размером от 26 дюймов, широкое седло и высокая посадка.

Денис Титов: Большая платформа сиденья на гелевой основе, которая будет полностью повторять контуры вашего тела и удобный руль, удобные грипсы с возможностью облокотиться на них ладонью, здесь анатомическая форма ручки на руле.

Кристина Бовина: Недостаток городского велосипеда один – он не предназначен для катания по бездорожью, в отличие от горного, который подойдет для преодоления препятствий и езды по неровной гористой местности.

Денис Титов: Плюсы этого велосипеда в том, что вы можете его эксплуатировать как жёстких условиях: для тяжелого грунта – лесные дороги, лесной спуск, грязь, слякоть песок, так и в городском цикле, то есть этот велосипед универсален.

Кристина Бовина: Такой велосипед отличается от городского улучшенной амортизацией за счет специальной конструкции передней вилки, усиленными тормозами и более крупным рисунком протектора шин. Для тех, кто планирует ездить по скоростным асфальтированным дорогам, подойдет шоссейный велосипед: он развивает максимальную скорость до 70 км/м, а для любителей прокатиться по песку и снегу незаменимым будет фэтбайк – у него широкие и мощные шины, но такой велосипед достаточно громоздкий, в отличие от велосипедов-трансформеров.

Денис Титов: Такой класс велосипедов называется суперскладной: очень удобен в хранении, очень прост в эксплуатации и не требует к себе особого внимания, потому что простота механизмов – залог долгих катаний.

Кристина Бовина: Какой велосипед вы бы ни предпочли, очень важно подобрать раму, они бывают: стальные, алюминиевые, карбоновые, титановые – чем меньше рама весит, тем выше скоростнее возможности велосипеда. Помимо этого, его подбирают с учетом роста: чем выше человек, тем большего размера нужна рама.

Денис Титов: 16-ая рама классифицируется от 150 сантиметров до 165 – в этом диапазоне, человеку с таким ростом подойдет 16-ая рама, на рост 180 сантиметров идет рама № 19, в другом сегменте, европейском – это L, как на одежде.

Кристина Бовина: Дамам следует выбирать велосипед с особой скошенной рамой, чтобы не прилагать усилий при посадке и комфортно ездить в любой одежде. Стоит помнить, что велосипед является скоростным видом транспорта, а значит он травмоопаснен. Как уберечь себя от травм, а свой велосипед от поломок и как велосипедисту вести себя на автодороге? К сожалению, никто не застрахован от падений во время велопоездок: травмы рук, ключицы, коленных суставов и головы – еще далеко неполный перечень, с которыми может столкнуться велосипедист.

Юрий Глазков: При падении с велосипеда, если вы видите отёк, если вы видите какой-то кровоподтёк – прежде всего надо положить холод, дать покой, если есть какие-то вопросы к стабильности ноги, руки, к ее функции, ее лучше не двигать и дождаться приезда скорой помощи.

Кристина Бовина: Чтобы обезопасить себя от травм, необходимо позаботиться об экипировке, начните с защиты головы: качественными считаются шлемы из прессованного пластика – этот материал служит хорошей амортизацией при падении, шлем должен регулироваться по размеру головы.

Денис Титов: Регулировка нужна для того, чтобы подогнать его на головной убор, например, на какую-нибудь флисовую шапку, чтобы флис забирал воду от тела, чтобы голова не остужалась – для этого делаются такие вентиляционные отверстия в шлеме.

Кристина Бовина: Также подберите защиту для рук и ног: хорошо, если на перчатках будут гелевые вставки, они станут своеобразными подушками безопасности при падении с велосипеда. И не забывайте: во время поездок в вечернее время на одежде должны быть светоотражающие элементы.

Денис Титов: На дорогах общего пользования велосипедистам можно двигаться только в светоотражающих жилетах с зеркалом заднего вида, оно бывает на руле, бывает торцевое и со светоотражающим прибором – это обязательно.

Кристина Бовина: На какой бы модели велосипеда вы ни ездил, положите в бардачок антисептики и мази для обработки ран и ссадин, но, несмотря на все тонкости выбора и травмоопасность, польза прогулок на велосипеде несомненно есть: улучшается работа сердечно-сосудистой системы, сжигаются калории, повышается настроение.

Юрий Глазков: До 600 калорий за раз, за час можно сжечь – всё зависит от интенсивности.

Кристина Бовина: А чтобы вашего железного коня не угнали, воспользуйтесь дополнительной противоугонной защитой: отлично подойдет армированный трос, которым можно привязать велосипед. Велопрогулки доставят вам радость, если велосипед подобран правильно: горные подойдут для прогулок по лесу и в труднопроходимой местности, городские удобны для катания в парках, а шоссейные для хорошо асфальтированных дорог. Надевайте яркую одежду со светоотражающими полосками – это сделает вас более заметным на дороге для всех участников движения. В любом случае, выбирайте тот велосипед, который вам придется по душе, и тогда поездки будут легкими и увлекательными!

Почему горный велосипед хорошо подходит для города, а фэтбайк для пляжа?