Кристина Бовина: Зима близко, время утепляться и переобуваться, причем не только людям, но и автомобилям. От качества зимней резины зависит, как машина поведет себя на заснеженной дороге в гололёд, а главное, как быстро затормозит в критический момент, ведь даже несколько сантиметров на дороге могут спасти жизнь. Но как «переобуть» машину, чтобы новая «обувь» прослужила не один сезон, а на дороге вы чувствовали себя комфортно и безопасно? Обо всём этом по порядку. 1934 год, так выглядела первая зимняя шина, создали ее, что не удивительно, на севере Финляндии. На обычную машину такую резину не ставили, тогда на дороге в основном ездили грузовики и автобусы. За последние 10 лет изменилась ли зимняя резина? Александр Мехедов: Разрабатываются новые виды шипов, разрабатывается непосредственно лучшая резиновая смесь, что обеспечивает комфорт, сокращает тормозной путь у автомобилей и делает езду зимой более безопасной. Кристина Бовина: Если над техническими характеристиками инженеры постоянно работают, то с внешним видом автомобильной «обуви» всё очень консервативно. Среди автовладельцев идет настоящая битва: шипы или липучки? Сторонники этих партий непримиримы и каждый агитирует за своего кандидата. Что ж, пришло время сделать выбор. Шипованная резина – классический зимний вариант, она усилена мелкими металлическими шипами, они вгрызаются в лёд, позволяя водителю сохранить контроль над дорогой. А в чем преимущества и недостатки шипованной резины? Александр Мехедов: Шипованные шины, в первую очередь, создавались и разрабатывались для того, чтобы уменьшить тормозной путь автомобиля на льду, а минус шипованной шины состоит в том, что шипы не всегда хорошо работают на асфальте, именно в городе в определенный промежуток температур, когда у нас около нулевой температуры. Кристина Бовина: А чем отличаются шины с плавающими шипами от простой шипованной? Александр Мехедов: Плавающие шипы представляют из себя шипы, под которыми есть подушка из специальной резиновой смеси, которая в зависимости от температуры либо становится мягче, либо становится чуть жестче. Кристина Бовина: При езде на резине плавающими шипами, шип углубляется, это позволяет не потерять его на скорости, но в последние годы всё больше водителей переходят на фрикционные шины – «липучки». Если шипованные шины удерживают на дороге шипы, то у фрикционных сцепление обеспечивается за счет рисунка протектора. Игорь Моржаретто: Езжу назад по дорогам, которые тоже в хорошем состоянии, мне вполне хватает для этого резины не шипованной, она прекрасно чувствует себя на нормальной дороге. Кристина Бовина: Тесты показывают: фрикционные шины лучше держат авто на сухом асфальте, на рыхлом снегу и если на дороге рыхлая каша. Такая резина меньше шумит, но если под колесами лёд, тут замены шипам еще не придумали, однако, во многих европейских странах шипы вообще запрещены. Кто-то считает, что зимой нет необходимости переобуваться, можно ездить аккуратно и на летней резине или говорят: «А у меня всесезонка». Хотела бы я спросить у этих людей: «А вы пробовали зимой пройтись по улице в летней обуви?». В зимние шины добавляют кремний, он делает резину более мягкой, и она, в отличие от летней, не застывает на морозе, а буквально растекается по дороге. Самый легкий тест: проведите пальцем по большой выемке шины, ламели, она должна быть мягкой и податливой. Определимся с размером диска: кажется, чем больше, тем лучше, но с зимними шинами это не работает, совсем, наоборот: обязательно берите максимально маленький радиус диска из тех, что подходят для вашей марки автомобиля. На зимней резине должна быть нарисована снежинка или надпись «winter», а на боковой поверхности указана предельная скорость, нагрузка и информация о дате производства. Если продавец уверяет, что шина прослужит 5 лет после первого использования, не верьте: срок службы считается с момента производства и даже, если за всё это время шина ни разу не выезжала на дорогу, резина теряет свои свойства, но в каком виде покупать зимние шины? Только резину или, как говорят, в сборе, сразу с дисками? Александр Мехедов: Мы рекомендуем покупать шины вместе с дисками, потому что не будет очереди на шиномонтаже, потому что шина не будет деформироваться при монтаже, демонтаже. Кристина Бовина: Сравним, что выгоднее: если брать только резину, шиномонтаж обойдется дороже, в среднем на 800 рублей, недорогие диски – примерно 10000 за комплект, получается, если 5 лет подряд менять колёса полностью, а не резину, экономия составит 8000 рублей, всё равно меньше стоимости дисков. Впрочем, некоторые умельцы меняют колёса и без шиномонтажа, в таком случае, разница очевидна. Еще один способ сэкономить – купить шины бывшие в употреблении, но посмотрите, как продавцы подержанных шин научились обманывать покупателей: по правилам глубина протектора должна быть минимум 4 сантиметра, для этого горе-умельцы сами нарезают «лысую» резину, на глаз отличить подделку бывает очень сложно, страшно подумать, что ждет водителя на такой шине зимой. Игорь Моржаретто: Резина автомобильная – это один из элементов безопасности и тут не надо экономить, я имею ввиду, новая, старая, подержанная, не надо, потому что старая, может быть, пережила разные стрессы в своей жизни может быть, она где-то там пошла…ну, неважно, резина – эта та вещь, которую надо покупать новой. Кристина Бовина: Но недостаточно просто выбрать зимнюю резину, нужно ее еще и правильно надеть, лучше сразу в автомастерской при магазине: если на шиномонтаже обнаружатся скрытые дефекты, резину сразу заменят. А как правильно установить колесо? Игорь Василенко: Есть внутренняя сторона покрышки, есть наружная сторона покрышки: внутренняя это «inside», наружная – это «outside». В данном случае это направленная резина, здесь указана стрелочка, собирается по направлению движения. Кристина Бовина: Каждому колесу нужна балансировка, многие водители пренебрегают этим этапом, пытаясь сэкономить, но если на неподвижных колесах разница незаметна, то на высокой скорости колесо начнет бить. Летнюю резину забираем с собой или можно оставить на хранение в шинном центре до весны и главное, не тяните резину, в России почему-то считается, что менять шины нужно с первыми заморозками, на самом деле, «переобуваться» пора, когда за окном уже 5-7 градусов. В заключение подведем итог: итак, россиянам, которые живут севернее Сочи, лучше выбирать традиционную зимнюю резину на шипах, если, конечно, не планируете путешествовать на своем автомобиле по Европе, а если вы передвигаетесь на машине в пределах МКАДа, достаточно и «липучки», такая резина лучше держит машину на дороге, посыпанной реагентами. При выборе колёс нужно обращать внимание на дату производства: срок службы резины – 5-6 лет. Брать покрышки без дисков, конечно, выгоднее, но быстрее и дешевле менять колёса в сборе. На этом можно сэкономить, а на качестве зимней резины – нет, такая выгода может дорого вам обойтись.