Кристина Бовина: Как ориентироваться в ассортименте товаров и правильно читать этикетки? Как покупать только качественные продукты и грамотно их употреблять? Как не стать жертвой продавцов и маркетологов? Смотрите нашу программу, и вы узнаете об этом всё. С вами Кристина Бовина, в эфире «Среда обитания». Очищает, питает, восстанавливает, придаёт волосам блеск и шелковистость. Какой шампунь выбрать, чтобы всё это оказалось правдой? Всегда ли дорогой шампунь моет лучше? На какие хитрости идут производители, чтобы завлечь нас в клуб избранных? Виноват ли шампунь, если появилась перхоть, пора ли его заменить или дело в чём-то другом? Как часто на самом деле нужно мыть голову и как сделать этот процесс приятным и полезным? Густые блестящие волосы – это красиво, не поспоришь, однако, похвастаться ими могут не все. И женщины и мужчины с тонкими или редкими волосами переживают из-за отсутствия пышной шевелюры. И напрасно, главное – даже не объём, а ухоженный вид. Мыть голову нужно не только регулярно, но и правильно, и тут помощник – хороший шампунь. Основной компонент шампуня – вода. Привычные нам средства для мытья волос на 80% состоят из неё, многократно очищенной, и только на втором месте в составе ПАВы – поверхностно-активные вещества. Ксения Сифонова: Сейчас мы добавим основной ПАВ. Функция их заключается в том, что они обеспечивают моющую способность и отвечают за пенообразование. Для создания качественного шампуня в рецептуру необходимо добавлять и вторичные ПАВы, они смягчают рецептуру, делают её более мягкой и также улучшают и качество пены и стабильность пены. Кристина Бовина: Ещё нужны кондиционирующие добавки, они обеспечивают блеск и мягкость волос и облегчаю расчёсывание. Консерванты в составе помогут шампуню долго сохранять свои свойства, а загустители не дадут ему остаться слишком жидким. Ксения Сифонова: Цвет шампуня может быть разным, это достигается за счёт дополнительного ввода ингредиента в рецептуру. Например, замутнителя или красителя, который придаёт шампуню уже окрашенный цвет. Кристина Бовина: Красители в шампунях используют пищевые безопасные и, как правило, их немного. Аромат даст парфюмерная композиция, для каждого средства своя. Компоненты отобрали, можно смешивать. Ксения Сифонова: Смешение этих компонентов происходит строго в определённом порядке, который задаётся в технологической прописи технологом-разработчиком. В данной прописи отражается вся последовательность загрузки компонентов, указано время перемешивания компонентов для того, чтобы они растворились, определились в объёме данного реактора. Кристина Бовина: Затем снимают пробу и отправляют в лабораторию, там проверяют цвет, запах, вязкость и плотность, оценят, насколько хорошо шампунь пенится. Если всё в порядке, можно разливать по флаконам. Ксения Сифонова: На линию поступают флаконы и по ленте продвигаются на розлив массы. После розлива флакон продвигается также по ленте на укупоривание. После укупорки флаконов наносится этикетка и далее маркировка, которая содержит в себе определённую информацию, это номер партии продукта и дату его изготовления. Кристина Бовина: Проверка коробок с шампунями в отделе контроля качества и можно отгружать. За месяц каждый из нас использует средний флакон шампуня – примерно 300 миллилитров. Мужчины моют голову не реже, чем женщины, но предпочитают шампуни подешевле, и к обещаниям производителей этой продукции относятся менее внимательно. Но все мы, и женщины и мужчины, чаще выбираем шампунь за дизайн упаковки и за приятный аромат. Рустем, расскажите, упаковка шампуня может ли сказать о качестве продукта? Рустем Мустафин: Конечно, нужно внимательно читать упаковки, но самое главное, что должна девушка или мужчина – узнать, исходя из упаковки, всё-таки подойдёт ему этот продукт или нет. Основная задача шампуня – качественно очищать кожу головы, волосы, и мы выбираем, в зависимости от того, какая у нас кожа головы: жирная, сухая, нормальная, склонная к перхоти, например, или в зуду, и вот эти моменты мы должны увидеть на упаковке. Например, если мужчина выбирает шампунь для себя, то, конечно, я советую обратить внимание именно на мужские шампуни. Например, это может быть шампунь 2 в 1, бальзам-кондиционер, там будут более интенсивные ПАВы, их будет большая концентрация, либо там будет меньшее количество кондиционирующих элементов, то есть в принципе то, что нужно мужчине, чтобы качественно очистить кожу голову, потому что она у него более жирная, как правило, чем у девушек. Но если вы – девушка, то ваш выбор сложнее, потому что вы должны ещё увидеть маячок для ваших волос: если у вас волосы окрашенные, вы смотрите шампунь для окрашенных волос – он будет менее интенсивно вымывать пигменты, если у вас волосы осветлённые, то есть химически сильно обрабатывались, вам нужен, например, или шампунь для блондинок с фиолетовым пигментом, или шампунь, восстанавливающий, который будет именно восстанавливать повреждённые волосы, в то же время, если у вас нормальные волосы, неокрашенные, в целом кожа головы нежирная, не склонная к перхоти, то вам в большинстве случаев подойдёт любой шампунь. Кристина Бовина: Рустем, а вот объём какой лучше брать, если мы берём новый шампунь? Какую-то небольшую, скажем так, бутылочку наш это шампунь или нет? Рустем Мустафин: На самом деле 3-5-7 раз, не менее, нужно помыть шампунем голову, чтобы понять ваш он или нет. Если вы чувствуете, что нет ощущения чистоты кожи головы, что начались какие-то воспаления, потому что не промываются сальные протоки, этот шампунь вам не подойдёт, то есть пробником на 1 раз невозможно оценить. Кристина Бовина: Рустем, поговорим о составе: раскройте тайну, что всё это значит, эти названия, как правило, мелким шрифтом на иностранном языке – ничего непонятно? Рустем Мустафин: Когда мы смотрим состав, и когда мы видим его именно на латыни: «Ingredients», вот по-английски, это тот состав, который написан по INKE, по международной системе. Что это значит? Что на первом месте будут те составляющие, которых больше всего положено. Конечно, это вода, а дальше будет главный ПАВ – поверхностно-активное вещество, то самое, которое как раз отделяет загрязнение от кожи головы и волос и делает их чистыми. Выделяют сейчас 2 таких больших класса: это сульфатные шампуни и бессульфатные шампуни. К сульфатным относятся те шампуни, где в качестве ПАВа используются соли серной кислоты. Кристина Бовина: То есть мы волосы серной кислотой моем? Рустем Мустафин: Ну, конечно же, не чистой, но мы должны же как-то очистить-то. Самый сейчас, наверное дешёвый и такой уже, который практически неиспользуемый в шампунях – это sodium lauryl, это более жёсткий ПАВ и как раз на него были такие жалобы, что он вызывает зуд у кого-то, ощущение сухости и так далее. На сегодняшний момент большая часть доступного сегмента построена на sodium laureth sulfate, который более мягкий, более бережно очищающий. Ещё более бережные, конечно, бессульфатные шампуни, там, где приставку «sulfate» просто не прочитаете в составе. Кристина Бовина: В чём отличия бессульфатного шампуня? Рустем Мустафин: Это уже, так скажем, третье поколение ПАВов, которые самые мягкие. Часто идут уже в качестве производных при выработке этих ПАВов растительное сырьё: это может быть кокосовое масло, это может быть пальмовое масло – это уже натуральное сырьё, ещё более бережно очищает кожу головы. Кристина Бовина: Рустем, вот 2 шампуня, на одном даже написано: «99% органических веществ в составе» и этот тоже. Оцените позицию второго компонента в составе, что это такое? Рустем Мустафин: Смотрите, здесь: «SodiumCocoil, изетонат» – это действительно продукт, который создан на кокосовом масле, поэтому здесь действительно не обманывают, то есть действительно органическое происхождение. Посмотрим, что здесь, здесь: «Ammonium lauryl sulfate», пожалуйста, lauryl – самый дешёвый. Кристина Бовина: Да вы что! Рустем Мустафин: Да. Кристина Бовина: Ничего себе! То есть шампунь позиционирует себя как натуральный и – самый дешёвый ПАВ… Рустем Мустафин: Да, самый дешёвый причём, действительно бренд здесь не стесняется. Кристина Бовина: А среди mass market линии есть ли хорошие шампуни? Рустем Мустафин: Конечно, но я бы сказал, что на отсечке – около 100 рублей и то, что дешевле, оно в большинстве своём не то что будет плохо мыть, он всё-таки будет хуже увлажнять, переочищать волосы, то есть здесь, конечно нужно именно компенсировать бальзамом регулярно, либо взять, может быть, что-то немножко подороже. Кристина Бовина: Как часто вы моете голову? Смею предположить, что, наверное, как минимум, раз в неделю. Если верить статье в «Нью-Йорк таймс» за 1908 год, большинство американцев использовали шампунь только раз в месяц, и газетные эксперты не советовали менять привычки, особой пользы никто не видел, да и шампунь тогда стоил очень дорого. Самое древнее средство для мытья головы было обнаружено при раскопках Вавилона, возраст находки 5000 лет состав: животный жир и зола. В Древнем Египте в ходу была паста из золы или глины с добавлением драгоценных благовоний, она хорошо пенилась и очищала волосы, только стоила очень дорого. Народы Средней Азии мыли голову кислым молоком, в Индии – отварами трав, на Руси пользовались смесью воды с берёзовой или осиновой золой. В конце XIX века англичане придумали использовать для мытья волос мыльный порошок. А первую жидкую версию шампуня в 20-е годы прошлого века запатентовали немцы. Они же добавили полезные для волос и кожи головы экстракты растений. В начале 60-х шампуни появились в продаже и в Советском Союзе. Конечно, это были отечественные средства, глаза от них сильно щипало, а кожа пересушивалась. Но ещё через десятилетие и у нас научились делать шампуни менее едкие. Сейчас российские шампуни занимают целые полки в магазинах, многие покупатели предпочитают именно их. Рустем, правда ли, что бессульфатные шампуни хуже пенятся? Рустем Мустафин: Давайте посмотрим. Кристина Бовина: Так, будем взбивать пену. Какие шампуни мы берём? Рустем Мустафин: Я предлагаю взять бессульфатный шампунь… Кристина Бовина: Да. Рустем Мустафин: И вот давайте возьмём сульфатный. Это laureth sulfate у нас. Кристина Бовина: Что мы делаем? Рустем Мустафин: Мы покажем, как пена образуется, мы ценим её качество. Кристина Бовина: Приступим, делаем. Рустем Мустафин: Да, давайте. Начинаем? Кристина Бовина: Да. Рустем Мустафин: Это сульфатный, небольшое количество нальём для того, чтобы сравнить, и, соответственно, 10 секунд считаем… Кристина Бовина: 10 секунд, да. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Рустем Мустафин: Нам хватило с вами… Кристина Бовина: Да, то есть у нас это более дешёвый сульфатный шампунь. Как вам характер этой пены, Рустем? Рустем Мустафин: Я вижу, то пена достаточно рыхлая, то есть она неплотная, негустая, монго лёгких пузырьков. Кристина Бовина: Что это значит? Рустем Мустафин: Это значит, что такая пена с точки зрения именно промывающей способности не будет так хорошо промывать. Кристина Бовина: Так, продолжим, дальше. Рустем Мустафин: Теперь мы возьмём продукт бессульфатный… Кристина Бовина: По идее, пены должно быть меньше, правильно? Рустем Мустафин: Мы сравним, я кладу совсем чуть-чуть. Кристина, вы мне не поможете? Кристина Бовина: Да. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Рустем Мустафин: Я обращу внимание, что пока мы взбивали этот шампунь, здесь , видите, как пена ушла? Кристина Бовина: Садится пена. Рустем Мустафин: Да, насколько она оказалась поверхностной. Здесь – более однородная, она более кремовая, более такая густая и можно предположить, что тот ПАВ, который используется в этом шампуне, у него более приятные органолептические свойства, и промывать он будет ни чуть не хуже, чем сульфатный. Соответственно, здесь мы всё-таки видим, что новые поколения бессульфатных шампуней сумели добиться тех же моющих свойств, тех же пенных свойств, даже превышающих пенных свойств, чем сульфатные шампуни. Кристина Бовина: То есть вы рекомендуете переходить постепенно на бессульфатные шампуни? Рустем Мустафин: Я не могу так однозначно сказать, потому что всё-таки они дороже, другое дело, если у вас окрашенные волосы, конечно, я рекомендую переходить всё-таки на бессульфатные, тогда краска будет дольше держаться на волосах и, соответственно, сэкономит расход уже на краску, на стилиста и так далее, плюс ко всему, всё-таки вот это ощущение блеска волос, насыщенности цвета будет дольше сохраняться. Кристина Бовина: Рустем, какие шампуни ещё существуют? Рустем Мустафин: У всех на слуху сухие шампуни, твёрдые шампуни и, пожалуй, всё. Кристина Бовина: Да, что это такое? Рустем Мустафин: Сухие шампуни в классическом смысле – это в спрей-форме мелкодисперсная пудра, которая наносится на корни волос, но я ими не советую злоупотреблять, всё-таки не до конца понятно, насколько он склонен забивать поры и в дальнейшем способствовать тому, что у вас будет уже повышенная жирность. Кристина Бовина: А что такое твёрдые шампуни? Рустем Мустафин: Твёрдый шампунь – это шампунь совершенно нового поколения, он даёт пену, он даёт такое же кондиционирования, но с точки зрения эффективности использования я на сегодняшний момент ещё не видел образцов такого твёрдого шампуня, который бы в полной мере соответствовал тем свойствам, которые нам нужны. Кристина Бовина: Рустем, когда мы выбираем шампунь для детей, на что мы обращаем внимание? Рустем Мустафин: Желательно обратить внимание на то, какой возраст указан, 3+ или 0+, плюс, конечно, надпись «без слёзок». Кристина Бовина: А вот за счёт чего «без слёз» получается? Рустем Мустафин: За счёт того, что подбирается комбинация ПАВов, консервантов и отдушек, которые при попадании на слизистую не дают раздражение. Они, конечно же, дороже, но там, где вопрос касается ребёнка, конечно, мы е экономим. Кристина Бовина: Рустем, у нас есть вопрос от телезрителя, предлагаю посмотреть. Рустем Мустафин: С удовольствием. Ольга, телезритель: Здравствуйте, «Среда обитания»! Меня зовут Ольга, я из города Москва. У меня к вам такой вопрос: скажите, пожалуйста, а правда ли, что шампуни разных марок разливают из одного бака? Спасибо вам. Рустем Мустафин: Хороши вопрос. Есть производители крупные, у которых свои производства, и есть, например, «Инстаграм»-бренды, которые льются на контракте, вот здесь, конечно… Кристина Бовина: Что это значит? Рустем Мустафин: На контракте – это значит, что приходят на крупное производство и говорят: «Сделайте мне 2 бочки шампуня, я буду продавать под своим именем», – Анастасия какая-нибудь. То есть там, может быть, формула условно не будет выделяться ничем особенным, но новая отдушка, конечно, придаст продукту уникальность, то есть, когда у вас маленький бренд и вас сравнить не с чем, там как бы может быть всё, что угодно налито, а когда вы – большая компания, международная компания, российская компания, но, конечно, есть люди, которые любят сравнивать. Кристина Бовина: А правда ли, что шампуни подделывают? Рустем Мустафин: Я знаю, что такое бывает, и в данном случае стоит внимательно осмотреть, чтоб блестел логотип, какой-то claim, чтобы качественный был рисунок, чтобы этикетка была хорошая, плотно оклеена, то есть такие вещи, конечно, если это кустарное производство, всё-таки трудно сделать. Кристина Бовина: Чего только ни добавляют в шампуни, чтобы сделать этот продукт привлекательным: янтарное масло и масло белого трюфеля, экстракт натурального жемчуга и чёрной икры. В Америке, например, даже выпускали моющее средство, на треть состоящее из пива. Реклама предупреждала: «Только не выпей!». Мы верим в то, что шампунь питает, лечит, придаёт здоровый вид. Его главная и практически единственная задача – очистить волосы и кожу голову, так что надписи: «Экстремальный объём» или «Тройное действие от корней» часто – лишь набор слов. Зуля Ханнанова: Обещать – не значит жениться, вот так же и с шампунями. Все дополнительные характеристики, связанные с шелковистостью волос – это всё всё-таки больше маркетинговая составляющая. Кристина Бовина: В рекламе всегда модели с роскошными волосами. Кому же не хочется выглядеть так же? Зуля Ханнанова: Производитель не декларирует на этикетке о том, что вы будете такими же, как эта девушка с обложки. Это наши грёзы и наша вина, что мы возложили на этот шампунь больше, чем он может нам дать. Кристина Бовина: Производители шампуней для сегмента «mass market», то есть для среднего сегмента дают нам приятную иллюзию эксклюзивности, например, указав в составе своего продукта масло редких цветов, золотую или алмазную пыль. Думают и про оформление флакона. Зуля Ханнанова: Дорогой шампунь – нам кажется, что обязательно должна быть какая-то тёмная упаковка, это, например, чёрный какой-то лак, это матовая упаковка с обилием глянцевых элементов, золотых, либо серебряных. Премиальные марки пользуются этими уловками, но не всегда эти шампуни являются таковыми. Кристина Бовина: Для увеличения продаж маркетологи, конечно же, используют и подарочные акции: «Большой объём по цене среднего флакона» – акция длится неделю, а потом действует сила привычки, и мы покупаем тот же шампунь, хоть и дороже. Такая привычная и приятная процедура мытья головы становится опасной для здоровья чаще, чем мы можем подумать: зуд, появление перхоти, аллергические реакции – из-за всего этого десятая часть покупателей отказывается от шампуней той или иной марки. Надо ли менять шампунь, только потому что вы им пользуетесь долго. Юлия Галлямова: Лучшее – враг хорошего. Зачем менять, если всё прекрасно, если шампунь вам подходит? Бояться того, что вы к нему привыкните, не стоит. Кристина Бовина: Другое дело, если от шампуня начала шелушиться кожа головы. Не занимайтесь самолечением – обратитесь к врачу, он определить причину возникновения перхоти. В некоторых случаях всё оказывается просто. Юлия Галлямова: Приходит девушка с шикарными длинными волосами, с очень густой шевелюрой, но с непромытой головой, и она у неё, естественно, начинает чесаться, появляется перхоть, и она, пугаясь этого всего, приходит к врачу на приём. На самом деле вся причина только в том, что мы не умеем мыть голову. Кристина Бовина: Голову надо мыть по мере загрязнения. Насколько часто? Зависит от вашего образа жизни, питания, гормонального фона, погоды и количества средств для укладки на волосах. Алиса Антонюк: Короткую стрижку вообще в идеале – мыть ежедневно. Это миф, что нельзя мыть волосы каждый день, гораздо проще сделать быстро свежую укладку, чем пытаться расчёсывать вчерашнюю, оставшуюся после ночи. Кристина Бовина: Ополаскиваем голову тёплой водой и наносим шампунь, в идеале процедуру нужно повторить дважды: в первый раз смываем кожный жир, грязь и пыль, после второго нанесения шампуня начинают действовать его активные компоненты, увлажняющие и питающие. Алиса Антонюк: Мы моем только голову, то есть для волос достаточно той пены, которая будет распределяться, отдельно волосы мыть нет смысла. Кристина Бовина: Лёгкий массаж головы во время мытья улучшит кровообращение. Массировать можно виски, затылок, кожу на линии роста волос и не торопитесь смывать шампунь – он должен успеть подействовать. Алиса Антонюк: 2-3 минуты будет вполне достаточно. Просто очень часто мы не замечаем этого времени – наносим и смываем сразу. Кристина Бовина: Тщательно смыть тёплой водой – это не пустые слова, остатки шампуня на голове могут вызвать раздражение и шелушение кожи. Выбирая шампунь, учитывайте свой тип кожи головы. Органические или бессульфатные обеспечат мягкий уход и не вызовут раздражение, но если у вас жирные волосы, или вы каждый день пользуетесь лаком, гелем или муссом для укладки, то лучше мыть голову шампунем, содержащим сульфаты, именно они обеспечивают эффект чистоты до скрипа. Не увлекайтесь средствами антисеборейными – они никак не устраняют причину заболевания кожи. Голову мойте тёплой бережно, мягкими массажными движениями, не нужно тереть изо всех сил – пожалейте свои волосы. Подписывайтесь на наши странички в социальных сетях, пишите, какие темы вам были бы интересны, и присылайте свои видеовопросы. Это «Среда обитания», я Кристина Бовина и не дайте себя обмануть!