Александр Островский
https://otr-online.ru/programmy/svet-i-teni/aleksandr-ostrovskiy-69707.html
Голос за кадром: 14 июня 1886 года в своём костромском имении Щелыково на 64-м году жизни умер от сердечного приступа драматург Александр Николаевич Островский – основатель Русского национального театра, первый в России переводчик Шекспира и защитник авторских прав. Островский сделал героями драматических произведений московских купцов. В народе его восхищённо называли «купеческим Шекспиром». Но в его собственной жизни шекспировских страстей было не меньше, чем в его пьесах. Какие тайны скрывает судьба великого драматурга? И каким был, на самом деле, Александр Николаевич Островский?
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Островский представляет собой что-то детское, простодушное и очень добродушное и открытое, в этом смысле очень русское национальное. И я бы ещё сказал, что терпеливое.
Владимир Каторгин, психиатр: Человеком постоянным я бы его назвал. По характеру это какой-то такой статичный, стабильный, постоянный человек. Глядя на его портрет, где он в халате с соболиным воротником, такой большой характерный русский мужик.
Светлана Семиколенова, искусствовед, заведующая филиалом «Дом-музей А. Н. Островского» ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: По жизни был хранителем театра, русского репертуара, если хотите. Он создал этот русский репертуар, этот русский театр и хранил тех людей, тех актёров, которые были рядом с ним. Он любил их, он воспитывал их, он защищал их.
СВЕТ И ТЕНИ. АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ
Леонид Млечин: «Позор! Кошмар! Форменное безобразие! Все действующие лица – отъявленные мерзавцы!» – цензоры возмущались. Что же случилось? Пьеса «Свои люди – сочтёмся» ранила души отечественных купцов. И кто же так огорчил целое сословие? Молодой тогда ещё, 27-летний драматург Александр Островский.
Голос за кадром: А ведь когда Островский впервые в 1850-м читал своего «Банкрота», так пьеса «Свои люди – сочтёмся» называлась изначально, в доме историка Михаила Петровича Погодина смелостью этого произведения восхитился сам Гоголь, а Погодин напечатал пьесу в журнале «Москвитянин», и число его подписчиков тут же выросло вдвое, а тираж мгновенно раскупили. Но…
Светлана Семиколенова, искусствовед, заведующая филиалом «Дом-музей А. Н. Островского» ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: Цензор Гедеонов, прочитав её, написал о том, что невозможно показывать таким образом купечество, что это пасквиль фактически на целую прослойку общества, да ещё задуманное банкротство – уже какая-то совершенно новая тема в русском искусстве.
Владимир Каторгин, психиатр: О чём это произведение, если коротко? Обманщик обманул обманщика – всё. Он открыл их, как бы это сказать, тайный мир их махинаций. Купцы обиделись и пожаловались даже Его императорскому Величеству.
Голос за кадром: Николай I наложил на пьесу резолюцию «Напрасно печатано. Играть же – запретить» и приказал установить за Островским полицейский надзор. Сняли его только спустя 5 лет, в 1855-м, уже при Александре II. Пьесу «Свои люди – сочтёмся» сыграли на сцене Александринского театра в Петербурге. Успех был оглушительным! И самые громкие овации устроили купцы. Александр Островский знал их как никто другой, он всё детство в этой среде провёл. Родился Александр Николаевич в купеческом районе Замоскворечье в семье Николая Фёдоровича Островского и Любови Ивановны Савиной. Родители счастью своему поверить не могли, ведь Сашенька был их первым выжившим ребёнком, двое младенцев до него умерли. И когда мама Саши ещё носила его под сердцем, она написала брату в Кострому, что боится потерять и этого малыша.
Светлана Семиколенова, искусствовед, заведующая филиалом «Дом-музей А. Н. Островского» ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: И тогда брат отвечает ей: «А ты назови его Александром». «Александр» – «любящий жизнь» с греческого, или «сохранитель жизни». И когда мальчик родился 31 марта, по новому стилю 12 апреля, 1823 года, то перед родителями, когда они пошли его крестить рядом в ближайшим храм, не стояло никакой задачи проходить по святцам, они назвали его Александром.
Голос за кадром: Семья у Островского была религиозной. Дед Александра по отцовской лини Фёдор Иванович служил протоиереем Костромской Благовещенской церкви. Говорят, обладал провидческим даром. Овдовев, переехал в Москву, принял схиму и стал монахом Донского монастыря. Дед по матери был пономарём, а бабушка Любовь – московской просвирней, пекла и готовила для церкви.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Неслучайно Александр Сергеевич Пушкин призывал учиться русскому языку у московских просвирен. И это не просто народный сочный язык с какими-то экзотичными словечками, это всё-таки язык, который соединяет в себе эту народную стихию языка и книжную высокую культуру церковнославянскую. Вот благодаря, может быть, этому воспринятому на слух русскому слову, Александр Николаевич и получил эту чуткость, которая необходима для драматурга.
Голос за кадром: Отец Островского Николай Фёдорович окончил Московскую духовную академию, но стал адвокатом. Вёл коммерческие и имущественные дела купцов и мещан в судах. Дослужился до коллежского асессора, а затем получил потомственное дворянство. До 1826 года его семья жила в доме при храме на Малой Ордынке.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Замоскворечье – это, действительно, удивительный мир. Мир, который вроде бы как, вот из любого двора виден Иван Великий, Кремль – вот он рукой подать. А в то же время ритм жизни, образ жизни и жители – они какие-то как будто особенные, они живут в таком деревенском распорядке немножечко, рано ложатся спать, очень любят пить чай и самовары до седьмого пота.
Светлана Семиколенова, искусствовед, заведующая филиалом «Дом-музей А. Н. Островского» ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: Николай Фёдорович Островский, который делал карьеру, решил, что ему, конечно, необходимо иметь свой дом. Это было его мечтой. И вот в Монетчиках он покупает пустошь, Выстраивается дом.
Голос за кадром: Уютный дом, любящие родители. Счастливое детство у Александра Островского закончилось в семь лет. От тяжёлых родов умерла мама. Это стало страшной трагедией для маленького Саши. Отец, уже известный в Москве юрист, остался один с шестью детьми на руках. Родившиеся близнецы умерли вслед за матерью. Вот так через личные потери и формировался характер будущего драматурга.
Светлана Семиколенова, искусствовед, заведующая филиалом «Дом-музей А. Н. Островского» ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: Он был человеком чрезвычайно общительным и чрезвычайно добрым. А с другой стороны, он очень берёг от всех свой внутренний мир, свою душу. И, конечно, никогда не рассказывал о том, что творилось в его душе.
Голос за кадром: Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тесси – дочери обрусевший шведского дворянина. И с мачехой маленьким Островским повезло, она окружила их заботой и занималась их образованием. Позже Александр Николаевич овладеет семью языками и станет блестящим переводчиком пьес Гольдони, Гоцци, Сервантеса, Макиавелли и особо любимого им Шекспира.
Светлана Семиколенова, искусствовед, заведующая филиалом «Дом-музей А. Н. Островского» ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: А ещё семья Островских со времён деда, Костромского деда, очень любила книгу. И когда Николай Федорович Островский переехал в Москву, то он собрал колоссальную коллекцию книг, и на этих книгах юный Саша учился. Именно с этой поры он считал себя уже заряжённым литературой.
Голос за кадром: В 13 лет Саша Островский с лёгкостью поступил сразу в третий класс Первой московской губернской гимназии на Волхонке – лучшего московского учебного заведения того времени. Окончил его с отличием и получил возможность без вступительных испытаний стать студентом Московского университета. Очень хотел попасть на отделение словесности, но пошёл учиться на юридический.
Леонид Млечин: Островский учился вполне достойно. Но мечтал-то он о другом – он хотел стать литератором, а отец был категорически против. Он, конечно, сознавал, что да, литератор может заработать на кусок хлеба, но адвокат этот кусок хлеба будет всегда щедро намазывать маслом и икрой. И должен сказать, что он был абсолютно прав, как литератор могу это засвидетельствовать, столько времени прошло, а в этом смысле ничего не изменилось.
Голос за кадром: На втором курсе 19-летний Островский попал в кофейню Печкина рядом с Малым театром, где собирались молодые актёры, и понял, что его призвание – это театр. Вскоре Островский не явился на экзамены, потому что не был готов. Его оставили на второй год, в конце которого Александр Николаевич благополучно завалил римское право. Профессор поставил ему единицу.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: А единица – это приговор для второгодника, то есть это вылет автоматически. И Островский, не дожидаясь этого приговора, подал прошение по семейным обстоятельствам выйти из студентов.
Светлана Семиколенова, искусствовед, заведующая филиалом «Дом-музей А. Н. Островского» ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: Но Николай Федорович, отец Островского, совсем не хочет, чтобы его старший сын был приобщён к театру. И поэтому устраивают его сначала в совестный суд, где Островский работает писцом, а через три года он переходит в коммерческий суд.
Голос за кадром: «Ну что ни дело, то комедия», – отмечал Александр Николаевич в своём дневнике. Иногда даже судья не слишком глубоко вникал в суть дела, но стряпчий Островский внимательно выслушивал все стороны и прилежно вёл записи. Самые интересные истории переносил в отдельную тетрадь с пометками о поведении, манерах и внешности, истцов и ответчиков.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Это, конечно, колоссальный опыт. Опыт, который лег в основу и сюжетов некоторых его пьес, начиная от семейных разделов имущества, мнимых банкротств, то, из чего выросло многое в ранней драматургии Островского, начиная с самой знаменитой его комедии. «Свои люди – сочтёмся».
Голос за кадром: В доме профессора Московского университета Степана Петровича Шевырёва Александр Николаевич читал свою первую пьесу «Картина семейного счастья», и её оценил Гоголь. А Шевырёв назвал 24-летнего Александра «новым светилом в отечественной литературе».
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: У него было своё самолюбие, но самолюбие не в смысле такой хвастливости, хотя многие современники оставили даже воспоминания именно о его такой немножко детской что ли потребности представить себя лучшим: то он себя сравнивал с Аполлоном по фигуре, когда он ещё был молодой и стройный. Он считал почему-то себя неотразимым в глазах женщин. Он любил одеваться по моде, когда это позволяло его материальное положение.
Голос за кадром: Поначалу материальное положение канцеляриста Островского мало что ему позволяло. В совестном суде Александр получал 4 рубля в месяц, после перевода в коммерческий – 16, а качественная книга стоила минимум 3 рубля. Так что, не особо разгуляешься. Но Александр Николаевич не унывал.
Леонид Млечин: Островский подолгу крутился у зеркала, менял галстуки. Он жил в Замоскворечье, в Мещанском районе и, честно говоря, побаивался выходить на улицу. Думал, что местная публика, не искушенная в светской жизни, не примет его богемного стиля – засмеют.
Голос за кадром: Первая его пьеса «Не в свои сани не садись» была поставлена в Москве на сцене Малого театра в 1853 году и с тех пор более 30 лет подряд новые пьесы Островского каждый сезон появлялись в Московском Малом и Петербургском Александринском театрах. Свои пьесы он читал актёрам сам. Хорошо поставленным баритоном. Александр Николаевич лепил характеры персонажей. Актёры играли свои роли с его голоса, а он не смотрел спектакли из зала, Островский их слушал.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: По воспоминаниям одной из актрис, идёт на сцене пьеса, Островский стоит за кулисами и очень внимательно прислушивается к тому, что происходит и периодически повторяет: «Хорошо, хорошо». И его, естественно, спрашивают, уточняют: «Алексей Николаевич, играют хорошо?». «Написано хорошо». И это замечательное признание, потому что, действительно, Островский понимал: пьеса рождается на сцене.
Голос за кадром: До Островского сценическое оформление водевилей иностранных драматургов собиралось из того, что было в запасниках. Но Островский ввёл свои правила: при создании декораций учитывать особенности страны и времени, в котором живут герои. Каждый костюм и каждый предмет в спектакле теперь работал на образ.
Леонид Млечин: В спектаклях по пьесам Островского даже самые прогрессивные представители большого бизнеса шампанское пьют из чайных чашек. Это потому, что для Александра Николаевича все они всё равно оставались купцами, не высшего сословия.
Голос за кадром: И также предельно точен Островский был в слове. В 1856 году он принял участие в организованной Морским министерством писательской экспедиции для изучения быта жителей Волги от истока до Астрахани и привёз оттуда чудесные волжские словечки.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Например, «недвига» – это «ленивая женщина». Замечательно же! Вот такая целая поэзия. Или «призятить» – это «женить на своей дочери, причём крепко». И, собственно, эта же поездка дала ему материал для самой знаменитой его пьесы, за которую он получил Уваровскую премию, пьеса «Гроза».
Голос за кадром: Мещанка Александра Клыкова была отдана из любящей семьи замуж. Муж был добрый, но безвольный. Свекровь властная и суровая, и ребёночек родился мёртвый. В общем, томилась-томилась Александра, а потом взяла и влюбилась в никчёмного человека и бросилась с обрыва в Волгу. Это что же получается: Островский просто переложил в драматургию и расписал на диалоги уголовную хронику?
Леонид Млечин: Вот тут и заключается загадка и вполне мистическая. Тело Клыковой обнаружили в Волге 10 ноября 1859-го, а Островский завершил грозу месяцем раньше. Неужели Александр Николаевич предчувствовал эту трагедию?
Голос за кадром: Кто его знает? Иногда искусство и жизнь идут рука об руку. Не случайно же генерал Ермолов сказал об одной из пьес Островского: «Она не написана, она сама родилась». И «Бесприданница» родилась из уголовного дела: муж в порыве ревности выстрелил в неверную жену.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Островский очень чуток к жизни в её потенциальных возможностях. И вот эту чуткость он здесь проявил, которая оказалась пророческой в каком-то смысле. И это одно из удивительных качеств вообще русской литературы.
Голос за кадром: Островского всю жизнь терзали и личные трагедии, и сильные чувства. Свою первую любовь он встретил в 24. С мещанкой Агафьей Ивановной они жили неподалёку. Она была неграмотной, и Александр учил её читать и писать. Дружба переросла в близкие отношения.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Мы понимаем, как много для Александра Николаевича значила эта вроде как простая по происхождению женщина, которая знала очень много народных песен, обладала мягкостью и терпением, что вообще для спутницы любого русского писателя это, наверное, первые, если не главные, качества.
Голос за кадром: Агафья уже ждала ребёнка, когда о связи сына с неграмотной мещанкой узнал отец Александра Николаевича и пригрозил лишить его наследства. Но почти на 20 лет Ганечка, как нежно Александр Николаевич её называл, стала его невенчанной супругой, и горя они хлебнули вместе немало.
Светлана Семиколенова, искусствовед, заведующая филиалом «Дом-музей А. Н. Островского» ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: Все четверо детей, которые были рождены в этом браке, трое умерли сразу. Взрослый Алексей дожил до 21 года, его тоже не стало. И когда не стало Агафьи и потом почти сразу же умер Алексей, у Александра Николаевича Островского не осталось фактически ничего от той совершенно замечательной жизни.
Голос за кадром: Островский не мог своих детей официально признать. Они были незаконнорождённые и носили фамилию Александровы, по имени отца. Это его мучило, мучило и Агафью. Сердце Островского уже давно принадлежала актрисе Любови Павловне Никулиной-Косицкой.
Леонид Млечин: Именно для неё Островский написал в «Грозе» роль Катерины, подарил любимой женщине прекрасную судьбоносную роль. Но Косицкая на его чувства не ответила. Видимо, потом не раз об этом сожалела.
Голос за кадром: Любовь Косицкая могла ответить Островскому только дружбой и восхищением. Пьесу «Не в свои сани не садись» он для неё написал. Вся Москва бегала посмотреть на то, как великолепно играет актриса на сцене Императорского Большого театра.
Светлана Семиколенова, искусствовед, заведующая филиалом «Дом-музей А. Н. Островского» ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: И когда откроется занавес, то люди вдруг увидят, что на императорской сцене творится что-то несусветное. Вдруг на этой сцене Императорского театра появляется простая русская девушка в простом деревенском платье и начинает играть. А когда она начинает говорить, то зал замирает, потому что из её уст льётся настоящая русская простая речь.
Голос за кадром: А в это время Агафью Ивановну сжигала чахотка. В дни, когда ей стало совсем плохо, Александр Николаевич ни на минуту не отходил от её постели. Он чувствовал себя перед ней виноватым. У Александра Николаевича уже пять лет была связь с актрисой Малого театра Марией Васильевной Бахметьевой. В 1864 году у них родился первенец. После смерти Агафьи Островский и Бахметьева поженились.
Владимир Каторгин, психиатр: Но я не могу назвать Островского каким-то, простите, ловеласом, не могу, несмотря на то, что у него параллельно с Агафьей ещё был роман и ещё были отношения. Но при этом как-то это всё было гармонично, складно, без пошлости.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Мария Васильевна, надо отдать ей должное, любила жить на широкую ногу, безусловно. Она привыкла к хорошей жизни, и она держала своего мужа в ежовых рукавицах. Он отчитывался перед ней за каждую копейку. Он рассказывал ей, откуда он планирует взять следующие деньги. То есть он постоянно работал на износ, был вынужден торопиться, работать по 18 часов в день, надрывать, в общем, своё больное уже к тому времени сердце. И в итоге можно сказать, что надорвал его.
Голос за кадром: Семья росла – родились пятеро детей. И хотя к тому времени Островский уже был известным драматургом и ему платили порядка полутора-двух тысяч за пьесу, но денег не хватало – на званые вечера жены, на помощь молодым писателям и на содержание пожилых актёров Малого театра. При этом Островский всем вокруг хотел помочь, даже старых лошадей в своей усадьбе в Щелыково не позволял отправлять на бойню, а оставлял доживать в конюшнях. А бывало, Александру Николаевичу и не доплачивали. Так было со «Снегурочкой».
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: «Снегурочка» немножечко забежала вперёд, её же с недоумением восприняли современники: «Александр Николаевич, как же так? Сидите уже в Замоскворечье, пейте чай с купцами. Куда вы полезли то?». Тот же самый Некрасов Николай Алексеевич, всегда плативший хорошо, оскорбительно низко её оценил.
Голос за кадром: Островский обиделся, и его обвинили в тщеславии. А он каждую пьесу вынашивал. Не мог сесть за стол, пока вся не выстроится в голове и написал 48 пьес. На 10 больше, чем Шекспир.
Владимир Каторгин, психиатр: Он говорил про себя, что «у других направлений искусства, науки есть институты, научные руководители, ректора, директора и так далее. В моём искусстве нет никого. Я – и директор, и творец, и создатель всего».
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Он правильно оценивал не просто масштаб своего дарования, а ту миссию, которая ему выпала в его судьбе творческой. И, собственно, защищая эту миссию, он был вынужден говорить о своей значимости как о создателе Русского национального театра. В этом не было преувеличения. В этом было именно такое честное и ответственное отношение к тому делу, которое он должен совершить. И он требовал уважения к этому делу.
Голос за кадром: В 70 х годах ХХ столетия исследователи творчества Островского подсчитали, что за четверть века пьесы драматурга были поставлены 766 раз и принесли в казну 900 тысяч рублей сборов, а Островскому – едва ли десятую часть. Что уж говорить о начинающих драматургах! И именно поэтому Островский поставил себе цель добиться соблюдения авторских прав.
Алексей Фёдоров, доктор филологических наук, член Совета по русскому языку при Президенте РФ: Провинциальные театры долгое время драматургу за постановкой его пьес не платили ни копейки. И дай бог, чтобы они хотя бы предупредили автора, что собираются поставить. Островский эту дорогу проложил другим. То есть он понимал, что если не он, то кто? Он должен это делать. Он надорвался, поскольку не умел ничего делать, халтурно, не умел.
Владимир Каторгин, психиатр: Ему была определена Александром II пенсия хорошая по тем временам в 3000 рублей, и он стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук и заведующим репертуаром его Императорского Величества всех театров.
Голос за кадром: Когда сердце Островского разорвалось, ему было 63. Похоронили Александра Николаевича на церковном кладбище у храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. Деньги на погребение и содержание его вдовы и детей выделил император.
Леонид Млечин: И поныне получить роль в пьесе Островского – это подарок для любого актёра. А уникальный симбиоз драматургии Островского и сценического искусства Малого театра – подарок для сменяющих друг друга поколений зрителей.