Маргарита Назарова
https://otr-online.ru/programmy/svet-i-teni/anons-margarita-nazarova-67899.html
Голос за кадром: 25 октября 2005 года в своей квартире в Нижнем Новгороде на 75-м году жизни от сердечного приступа умерла первая в СССР дрессировщица тигров и киноактриса Маргарита Назарова. И неё было всё: слава, успех, деньги, любовь. Но, укрощая свирепых хищников, она так и не смогла укротить свою трагическую судьбу. Как дочь простого лесника превратилась в легенду манежа и звезду культового советского фильма «Полосатый рейс»? Почему до конца дней она жила в страхе и завершила земной путь в бедности и одиночестве? Чем покорила сердца меломанов зрителей? И как сумела заставить диких зверей ходить во струнке?
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Это была вообще, моя настольная домашняя икона – Маргарита Назарова. У нас женщин-дрессировщиц меньше, чем космонавтов, потому что это настолько редкая и удивительная профессия.
Василий Бейнарович, психиатр: Её свет, тепло, её эмоции, её голос, её общение с животными, которое не было выдуманным. То, что мы видим в кадре, так она с ними и существовала, она их любила.
Леонид Млечин: «Русская красавица со стальными нервами в окружении хищников!» – вот заголовки итальянских газет в 1969 году. Гастроли советского цирка со смертельно опасными аттракционами Маргариты Назаровой проходили триумфально. Пока вдруг в самый разгар гастролей Маргарита Назарова не исчезла.
Голос за кадром: Вместо неё на арену пришлось выходить её мужу – дрессировщику Константину Константиновскому. А труппа волновалась и терялась в догадках. Кто-то вспомнил, что после вечернего шоу Маргарита села в машину к холёному мужчине. Спустя 3 дня она вернулась так же неожиданно, как и исчезла.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Когда она вернулась, как будто её подменили. Она стала какая-то другая: она стала очень нервная, она стала очень агрессивная. Не узнавали свою Маргариту, её весёлую, задорную с красивой улыбкой, с невероятной родинкой. Она была другая, вообще другая.
Василий Бейнарович, психиатр: Вот этот её так называемый побег – это очень странная история, потому что мы знаем о побегах различных балетников, мы знаем о побегах различных писателей. Если человек сбегал в то время, его предавали такой анафеме, такому клеймению, так его ненавидели, так его топтали. И представить, что символ цирка, я не побоюсь этого слова, женский символ, женственный символ циркового искусства, дрессировщица, которую знали в мире, взяла и бежала на 3 дня…
Голос за кадром: Назарова стала Народной артисткой РСФСР, и такой скандал не мог остаться незамеченным. После возвращения в Советский Союз Назарову пригласили в КГБ, вернулась она оттуда в тяжёлом состоянии.
Василий Бейнарович, психиатр: Для неё тема прошлого была табуирована на 100%, то есть не подпускала никого даже близко, ни на миллиметр. Все описывают, что у неё всегда была какая-то паранойя. Но мы не будем удивляться, потому что понятие «враг народа» для тех времён – это страшно, это просто печать на всю жизнь, это проклятье.
Голос за кадром: А ведь жизнь Маргариты Назаровой начиналась так счастливо. Она появилась на свет 26 ноября 1926 года в Детском Селе под Ленинградом в семье лесника Петра Назарова и его жены Ольги – учительницы начальных классов. За лёгкий нрав, лучистую улыбку и ярко-голубые глаза родители звали Риту незабудкой и на все тёплые месяцы вместе с младшими сёстрами Галей и Верой вывозили в лесную сторожку. Там прошли самые чудесные дни её беззаботного довоенного детства. Однажды отец принёс в дом крошечного медвежонка, чью мать убили браконьеры, и Рита всё лето выхаживала своего Миньку, даже танцевать учила на задних лапах. Не научился, зато окреп, и папа вернул окрепшего медведя в лес. В то время Рита ещё не мечтала о цирке, просто очень любила животных.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Конечно, любовь к животным. Если ты животных не любишь, то делать тебе в этой профессии нечего. Я думаю, у Маргариты не было такого врождённого чувства – прямо быть дрессировщицей и управлять животными.
Голос за кадром: В 1940-м отца перевели в латвийское лесохозяйство, и семья Назаровых перебралась в Даугавпилс. А у юной Риты появилось новое увлечение – балет. Когда началась война, отец ушёл на фронт, а мама увезла дочек в Павловск. Рите едва исполнилось 15, и её мечта о сцене сбылась, но так, что лучше бы она никогда и не сбывалась.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Эти места были оккупированы немцами, и Маргариту забрали в Германию, где она была гувернанткой. А потом хозяин, у которого она работала, увидел, что девочка хорошо танцует и можно на ней зарабатывать какие-то деньги.
Голос за кадром: И отдал её в ночное кабаре, где почти до конца войны Маргарита танцевала для немецких офицеров. Но только ли танцевала? Этот период жизни Назарова тщательно скрывала, считала чёрным пятном своей биографии. Но прошлое её всё-таки настигло.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: В Италии во время представления она увидела своего хозяина, сидящего в первом ряду, и она пропала. Что было там, естественно, Маргарита не рассказывала об этом. Что там произошло, знает только она, и уже, наверно, никто об этом никогда не узнает.
СВЕТ И ТЕНИ. МАРГАРИТА НАЗАРОВА
Голос за кадром: Если верить слухам, то именно в гамбургском ночном кафешантане Маргарита Назарова встретила свою первую юношескую любовь – молодого немецкого офицера. Чувства, видимо, были взаимны. Возможно, именно он уберёг беззащитную девочку от надругательств и спас от смерти.
Леонид Млечин: Весной 45-го шли ожесточённые бои за Гамбург. Вдруг в кабаре врываются какие-то солдаты, все попрятались, кроме Маргариты. Она укрылась за кулисы и вдруг слышит родной язык: «Братцы, да мы попали к немецким, и дальше отборный мат. Расстрелять бы их всех!». Маргарита выскакивает и кричит: «Ребята, я своя!».
Голос за кадром: Так летом 45-го Маргарита вернулась на Родину. Разыскала маму и сестёр и узнала о том, что отец пропал без вести. Назаровой было 19, и она умела только танцевать. Устроилась в кордебалет Даугавпилсского театра цирк на сцене, а там встретила любовь всей своей жизни – Константина Константиновского.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Константиновский же был кинологом по своей первой профессии, дрессировал собак, которые подносили взрывчатки к танкам, он готовил собак, которые вытаскивали раненых с поля боя. То есть он был уникальный человек, гениальный человек и очень был красивым мужчиной. Он был высокий, статный и, конечно, Маргарита в него была влюблена.
Василий Бейнарович, психиатр: Наверное, он был единственным человеком, кто по-настоящему знал её самую страшную тайну. Наверное, он был единственным хранителем этой самой информации, и для неё он был как бы безопасный бухтой, что ли. И от этого она жила, от этого она могла творить.
Голос за кадром: Константиновский стал для Назаровой тем самым Пигмалионом, который сумел сделать из неё свою Галатею и звезду мирового уровня. В 1946-м они расписались. К тому времени Константин Александрович уже сотрудничал с киностудиями, ставил для картин сложные трюки с животными, а в 1953-м в Прибайкалье снимали на натуре эпизоды фильма «Случай в тайге». И вдруг бурая медведица-Зинка встала на дыбы и приготовилась к броску на укротителя. Все остолбенели, а Назарова молниеносно среагировала.
Василий Бейнарович, психиатр: Просто взяла и загнала медведя обратно какой-то хитростью. Кажется, банка сгущёнки заманила этого медведя обратно в клетку, а все смелые и сильные мужчины не смогли с ним справиться.
Голос за кадром: Медведица ещё и обняла Назарову, видимо, чтобы не убежала со сгущёнкой. Так они в клетку и вошли, обнявшись, но на этом неприятности не закончились. На одной из репетиций фильма «Опасные тропы» Константиновский работал с уссурийскими и бенгальскими тиграми.
Леонид Млечин: Дрессировщик выпустил из внимания одну из своих тигриц буквально на мгновение. Но этого хватило, она прыгнула на него и отлетела в сторону под ударом тугой холодной воды. Это Маргарита подоспела с брандспойтом в руках. Во второй раз спасла жизнь своему мужу.
Голос за кадром: А ведь у Назаровой в то время ещё никакого циркового опыта не было. В фильме «Опасные тропы» она работала дублёром актрисы Лилии Юдиной, которая боялась даже подходить к клеткам с хищниками. Но поначалу и у Назаровой с тиграми взаимопонимания не было, и она налаживала отношения с ними как могла: раньше всех приходила в тигрятник, ставила табуреточку клеток, садилась и вязала часами.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: И получалось так, что какое-то время они на неё с интересом смотрели: что это вообще за существо такое тут сидит, ещё какими-то циколками тут цикает. Потихоньку-потихоньку они стали расслабляться и засыпать рядом с ней. А вы знаете, что первый признак того, что животное тебе доверяет, это когда оно при тебе спит?
Голос за кадром: На этот удивительный контакт с хищниками обратил внимание главный консультант картины – дрессировщик Борис Эдер. И в 1954 году пригласил Назарову стать дублером Людмилы Касаткиной в фильме «Укротительница тигров» и вместе с Константиновским поставил в картине сильные цирковые номера.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: А потом Эдер подумал: раз есть такой интересный прецедент, что вот хоп и укротительница тигров, и такой интересный сюжет, а не перенять ли этот сюжет нам на себя? Потому что как бы мужчин укротителей в то время уже было предостаточно, а женщин-укротительниц было не так много. И получилось так, что просто сказали: «Давай», – и она согласилась.
Голос за кадром: И вошла вместе с Эдером и Константиновским. Но они были так сосредоточены на реакции Назаровой, что не заметили, как к ней подскочил тигр и вцепился ей в ногу. Хищника усмирили, Маргариту вывели. «Ну вот и всё, – подумали Эдер и Константиновский. – Девочка испугалась и больше в клетку не войдёт». Но не тут-то было. Назарова вернулась, и с тех пор она так поступала всегда. И после того, как тигрица Рада в прыжке чуть не сорвала с неё скальп, и когда её любимец Пурш поранил височную артерию, восстанавливалась и возвращалась к своим тиграм.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Это то, чему меня всегда учил мой папа. Любая ситуация случается, сопли вытерла, слёзы подтёрла, пошла обратно в клетку, потому что, если ты сейчас этого не сделаешь, больше ты этого не сделаешь никогда. И также получилось с Маргаритой: она вытерла сопли, подтёрла слёзы и пошла и пошла, и стала невероятной звездой.
Голос за кадром: А картина «Укротительницы тигров» оказалась для Назаровой судьбоносной. Она как исполнительница главной роли начинала цирковую карьеру с мотогонок по вертикальной стене. Шикарный бархатный костюм, в котором девушка Лена выходила на манеж, был давней мечтой самой Маргариты, и стал её фирменным нарядом, которому она была верна долгие годы. Но, главное, на съемках фильма «Укротительница тигров» она впервые познакомилась с бенгальцем Пуршем.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Такие животные, я не знаю, бывают раз в течение, наверное… Которого можно потрепать за ухом, поваляться с ним, потискаться, пообниматься. А так в основном это, конечно же, очень опасные звери.
Василий Бейнарович, психиатр: Ей очень повезло найти такого тигра. Не каждому дрессировщику везёт найти именно такого послушного, верного, потому что это было уже не животное и дрессировщик, это были друзья, потому что он был счастлив, он её ценил, он её любил. Это вот этот красавец, это её главный любимец, это её главная гордость, это её ребёнок в каком-то смысле, потому что он был её важной опорой, важным элементом и важной частью её образа.
Голос за кадром: Назарова даже брала тигра на пляж и в рестораны, каталась с ним в автомобиле, выгуливала на поводке, как собаку. Новый 1963 год Пурш встретил в компании Маргариты, её мужа и их друзей в «Астории». Он был ручной, как котёнок, правда и лентяем, и тунеядцем тоже был знатным, ничего не делал, только снимался в кино и позировал фотографам.
Леонид Млечин: Для Пурша стоял специальный диван на котором он располагался с комфортом, как падишах, и вообще наслаждался жизнью, пока другие работали. О н был такой мягкий, послушный, но на гастролях в Киеве сбежал в буфет, съел там 31 колбаску и повредил буфетную стойку. Он был лакомкой, высоко ценил колбаски. Понимаю по-человечески.
Голос за кадром: Съемочная группа «Укротительницы тигров» не стала скрывать имя дублёра, и к Назаровой пришла слава, а прогулки с Пуршем на поводке сделали её в глазах народа гением дрессуры, хотя за Назаровой всегда стоял любящий её мужчина и замечательный укротитель Константин Константиновский.
Василий Бейнарович, психиатр: Он понимал, как надо общаться с животными. У него был совершенно другой язык общения с собаками, медведями, тиграми, львами. И когда он с ними контактировал, ты видел вот этого именно вожака.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Здесь не в лидерстве дело, здесь как раз вот этот момент, когда ты можешь управлять животным, не унижая его, не наказывая, ни страхом, ничем. Вот просто есть какой-то такой контакт волшебный, когда ты можешь управлять этой невероятной стихией.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС»
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Маргарита с Константиновским это превратили уже в искусство. Понятие гуманной дрессуры с них началось, потому что до них это было всё такое, что палка, какие-нибудь вилы, и укротитель должен был выстоять, чтобы его не сожрали хищники в клетке. Они работали по системе Павлова. Когда ты чему-то обучаешь животное, то оно уже никогда не разучится это делать. Это уже его рефлекс.
Голос за кадром: В конце 50-х в Москву с официальным визитом прибыл король Непала. Подготовили насыщенную культурную программу, в которую, разумеется, включили цирк на Цветном бульваре. Во время выступления Назарову увидел первый секретарь ЦК КПСС в Никита Хрущёв.
Леонид Млечин: После выступления Хрущёв гордо сказал: «Да такие женщины есть только в Советском Союзе, о ней фильмы нужно снимать!». Вот так и началась звёздная карьера первой женщины-укротительницы тигров Маргариты Назаровой.
Голос за кадром: Теперь сценарий писали специально под Назарову. А она ждала ребенка. Её сыну Алёше был всего месяц, когда его принесли на съёмочную площадку «Полосатого рейса». Фильм имел оглушительный успех. Только за год его посмотрели почти 5 миллионов. зрителей, и Маргарита Назарова стала их любимой актрисой.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС»
Голос за кадром: Фильм оказался новаторским. Так свободно хищников в кино ещё не снимали. И это заслуга Константина Константиновского, который не только ставил все трюки и страховал жену и всю съемочную группу, но и работал дублёром.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: И, конечно же, когда Маргарита выходила в манеж, она понимала, что за ней есть сила: чтобы ни происходило там, у неё в манеже, в любой момент мог залететь в клетку Константин и исправить всю ситуацию.
Василий Бейнарович, психиатр: Есть потрясающая фотография, когда он в женском парике. То есть этот брутальный мужчина в женском вот таком парике, похожем на мочалку, в большей степени. Он плывёт с ними в воде, потому что она не умела плавать на большой глубине. Он с ними борется, потому что нельзя, чтобы девочка красивая, нежная оборвалась с ними. Все самые главные трюки боевые именно выполнял он.
Леонид Млечин: Муж страшно ревновал Маргариту к актёру Игорю Дмитриеву. И ходили тогда слухи, будто между ними, действительно, затеялся роман. Переживал муж невероятно и вроде бы даже подумал о том, как натравить своих питомцев на счастливого соперника. Но это всего лишь слухи.
Голос за кадром: Красота Назаровой впечатляла мужчин. На представление с её участием приходило всё политбюро, а во время опасных трюков на тигров порой никто и не смотрел. Вдобавок ко всему, Маргарита была человеком открытым и улыбчивым и частенько кокетничала с почётными гостями в правительственной ложе при встрече.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Я могу опять-таки, опираясь только на свой единственный и достоверный источник, это рассказы моего отца Михаила Багдасарова. Он говорил о том, что она была красивая женщина и она очень многим нравилась, но он никогда не говорил о том, что она отвечала кому-то взаимностью, что с кем-то она флиртовала.
Василий Бейнарович, психиатр: Для того времени она была богиней. Она была высшим воплощением женской красоты той эпохи: идеальная прическа, потрясающая кожа, тонкий макияж без какого-либо перебора, потрясающие яркие глаза, женственный голос. То есть вся такая феминная греческая богиня.
Голос за кадром: Но ссорилась эта греческая богиня с мужем так, что коллеги разбегались и называли их семью итальянской. Однажды Маргарита Петровна даже вызвала для Константиновского психиатрическую перевозку. Он кричал санитарам, которые его увозили: «Да как вы смеете! Я Константиновский!». А добрая Маргарита Петровна спокойно парировала: «Я же вам говорю, что у этого человека мания величия. Сейчас он ещё скажет, что он мой муж. Хорошо, хоть Наполеоном себя не считает». Правда. Константин Александрович всех в больнице быстро очаровал, и его выпустили. И тогда у пары наступило бурное перемирие.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Она его безумно любила. Судя по письмам, которые я читала, она его безумно любила. Понимаете, там такие были африканские страсти, они были очень эмоциональные люди.
Василий Бейнарович, психиатр: Они дрессировали, наверное, друг друга. Они, наверное, подходили друг другу, как к самым страшным зверям в клетке в эти секунды, когда какие-то происходили конфликтные ситуации, поэтому ту страсть, которую они выражали, это, наверное, было их личное счастье.
Голос за кадром: Смерть мужа стала для Назаровой трагедией жизни. В 1970-м тигрица-Юлька случайно ударила Константиновского лапой по голове, началось воспаление мозга, а может быть, опухоль у него уже была, ведь он перенёс несколько фронтовых контузий. Так или иначе, операция прошла неудачно, и Константин Александрович скончался, не дожив до 50.
Василий Бейнарович, психиатр: Это был большой ужасной трагедией для неё, это её раздавило. И сын вспоминает, что она сидит курит на кухне, тушит бычок о свою костяшку кости и говорит: «Вот я папу вижу».
Голос за кадром: Маргарита Петровна впала в глубокую депрессию, её поместили в психиатрическую больницу. Только через полтора года она смогла вернуться на манеж. Но это была уже другая Назарова, Назарова, потерявшая не только любимого мужчину, но и любимого тигра, – Пурш умер от диабета.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Ей было страшно уже, потому что нет тыла, нет спины и ты знаешь, что, если случится какая-то ситуация, тебя никто не спасёт и никто тебе не поможет.
Василий Бейнарович, психиатр: Потому что очень важно понимать, что муж стоял за клеткой, он находился в клетке и оберегал её. То есть её оберегали два мужчины, два сильных мужчины, два диких зверя в некотором смысле, но с чистой и светлой душой.
Голос за кадром: Она переламывала себя и ещё 12 лет выходила на арену, попыталась устроить и личную жизнь. Её вторым мужем стал Мераб Гарсеванишвили – дрессировщик лошадей на 15 лет младше, но он тоже погиб, отравился угарным газом. А в 1983-м на Маргариту Петровну в конце представления напал тигр, и это стало финалом её карьеры.
Леонид Млечин: Врачи запретили Маргарите Назаровой заходить в клетку. И всё, последние 20 лет своей жизни она прожила в нищете в квартирке на улице Ленина, рядом с цирком. Жила она на крохотную пенсию. Друзья пытались добиться для неё персональной пенсии, было такое в советские времена – персональные пенсии местного значения республиканского, союзного. Она отказалась, не хотела получать подачки.
Голос за кадром: С каждым днём Назарова всё больше замыкалась, перестала подходить к телефону. Сын вырвался из Франции буквально на день, стучал в двери, кричал: «Мама, это я!». Но она так и не открыла. А в октябре 2005-го соседи забеспокоились из-за подозрительной тишины за дверью Назаровой и вызвали МЧС.
Василий Бейнарович, психиатр: Вообще её нашли, слава богу, сразу практически. Она всего лишь пролежала дома 3 дня. Пролежала там, как описывают, по направлению к кухне. Видимо, она шла, то есть у нее произошёл сердечный приступ. К сожалению, квартира была совершенно пустая, кровать, табуретка и стул.
Карина Багдасарова, дрессировщица, заслуженная артистка РФ: Это был её выбор – одиночество. Ей было хорошо. Может быть, это было не одиночество, это было уединение. Это состояние души, и нельзя туда лезть. Понимаете, у каждого свой храм, свой мир, свой микрокосмос, не надо туда лезть. Ей было в этом комфортно, пожалуйста.
Голос за кадром: Похоронили Маргариту Петровну на кладбище села Федяково в Нижегородской области. На надгробии высекли знаменитый портрет Назаровой с Пуршем, а благодаря её ученику – дрессировщику Михаилу Багдасарову, цирк в Нижнем Новгороде носит имя первой в Советском Союзе женщины-укротительницы тигров.
Леонид Млечин: И всё-таки в благодарной памяти зрителей фильма «Полосатый рейс» Маргарита Назарова осталась той самой буфетчицей Марианной, которая запросто могла позволить себе дёргать тигров за хвосты, взъерошить гриву льву со словами «такие причёски теперь никто не носит». Молодая красивая, бесстрашная, она была олицетворением счастья, которое, казалось, никогда не закончится.