Голос за кадром: 18 июня 1037-го года во время дипломатического похода в Хамадан умер от кишечного кровотечения величайший из ученых в истории человечества Абу Али Хусейн ибн Сина, известный в Европе как Авиценна. Врач, философ, математик, физик, химик, геометр, астроном, психолог, мистик, музыкант и поэт, он написал более 450 трудов в 29 научных областях. А его канон врачебной науки был напечатан сразу после Библии и оставался главным учебником медиков во всех университетах мира еще шесть столетий. Павел Башарин: Ибн Сина – это безусловный гений, человек выдающийся даже среди своих талантливых современников, автодидакт, эрудит. Ольга Кашубина: Авиценна или, кажется, что корректнее будет Ибн Сина, он был таким арабским Леонардо да Винчи. Он был такой мультиученый. Тимур Кораев: Авиценна – это самая яркая, пожалуй, фигура в истории мусульманской философии, ключевая безоговорочная фигура в истории мировой медицины. Голос за кадром: Это случилось в Центральной Азии в XI-м веке. Однажды некий молодой человек вообразил себя коровой. Он отказывался от пищи, таял на глазах и уже на ногах не держался. В результате парень так измучился, что просил его зарезать. Родные юноши не знали, как ему помочь, и в отчаянии обратились к знаменитому врачу Авиценне. Леонид Млечин: Авиценна пришел, сказал: «Зовите мясника». Мясник, продолжая игру, сказал, что «нет, корову перед убоем нужно хорошенько откормить». Воображаемая корова ощутила аппетит, а в блюда, которые приносили слуги, подмешали необходимые лекарства, которые врач прописал. И больной быстро выздоровел. Голос за кадром: Такова одна из многочисленных легенд об Авиценне. Хотя сохранились абсолютно достоверные факты биографии знаменитого целителя исламского мира, который до 30 лет фиксировал их сам. А позже это делал его любимый ученик, Абу Убайд аль-Джузджани, который находился рядом с Авиценной до конца его жизни. Тимур Кораев: Когда Ибн Сина стал в XX-м веке, ну, в каком-то смысле культурной иконой, его образ и его жизнь были окружены большим количеством трогательных, но совершенно никак не доказуемых сюжетов. То есть он стал таким суперстар. Голос за кадром: Тысячелетие со дня рождения Авиценны отмечал весь мир. А государства Центральной Азии почти десять веков бьются за право считать Абу Али ибн Сину исключительно своим достоянием. На это претендуют узбеки, таджики и иранцы, которые во времена Авиценны назывались персами. Павел Башарин: Персы считают его стопроцентным персом. В советское время он назывался таджиком. Родился-то он, на самом деле, вот на территории современного Узбекистана, это Бухарский оазис. Голос за кадром: Ибн Сина родился в деревне Афшан процветающего Саманидского государства в семье сборщика налогов Абдуллаха ибн Хасана и его любимой жены Ситары примерно в 980-м году. Ольга Кашубина: Был одарен и гениален с первых лет жизни. Предпосылки с его детства были таковы, что он мог быть кем угодно. Он мог быть философом, он мог быть математиком, астрономом, литератором. И он ими стал, но все-таки медицина вот вышла на первое место и дала нам так многое. Голос за кадром: Авиценна рос любознательным почемучкой. Слово «почему» постоянно вертелось у него на кончике языка. После его рождения отец получил должность в Бухаре и там определил пятилетнего сына в начальную мусульманскую школу миктаб. Тимур Кораев: Основой преподавания являлось заучивание фрагментов из Корана. Коран воспринимается мусульманами, как прямая речь бога, и поэтому не подлежит переводу. И в этом смысле освоение Корана являлось одновременно очень важным механизмом, рычагом для освоения арабского языка. Голос за кадром: В отличие от других учеников миктаба Авиценна с детства прекрасно владел арабским. При этом он оказался самым младшим из 15 воспитанников в классе. Учителю своему он буквально не давал прохода, заваливая почтенного проповедника каверзными вопросами. А у того всегда был один ответ: «Учи Коран». Леонид Млечин: Однажды Хусейн сказал учителю: «Я выучил Коран. Теперь я могу задавать вопросы?». Учитель был возмущен – Коран изучают долгие годы, поэтому изучивший его и получает право именоваться «хранитель Корана». На что мальчик сказал: «Я выучил Коран, значит, теперь я хранитель Корана». Ему устроили экзамен, он сдал его на отлично. Голос за кадром: Мальчик рассказал все суры без запинки, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже его наставник. С тех пор Авиценна больше не ходил в школу. В 10 лет его с уважением стали называть «хафизом», что по-арабски означает «человек, помнящий Коран наизусть». Павел Башарин: Ибн Сина не заканчивал какую-нибудь там определенную школу, а учился, так скажем, случайно у разных учителей. Среди них был, например, известный Абу Мансур Натили, который научил его метафизике. Голос за кадром: Но однажды ученик поставил его в тупик. Случилось это, когда они изучали геометрию Эвклида. В пяти теоремах мальчик разобрался вместе с наставником, а в остальных – сам. Но предложенные им решения были настолько оригинальными, что учитель растерялся. Ольга Кашубина: И уже в 12 лет он достиг таких высот, что было непонятно, зачем вообще ему учиться, если он уже, кажется, готов учить. Потому что уже в столь юном возрасте были свидетельства, что от него отказывались учителя, потому что говорили, что «мы не знаем, чему его научить, он сам может учить нас». Голос за кадром: Но когда в руки 15-летнего Авиценны попали знаменитые аристотелевские «Категории», он не смог самостоятельно понять глубину их смыслов. Хотя по его собственному признанию в автобиографии, перечитал этот труд Аристотеля чуть ли не 40 раз и выучил в нем каждую строчку. Павел Башарин: Ибн Сина был с детства ярым книгочеем. До раннего утра с ночи он проводил время в чтении книг. И поэтому часто покупал книги. И вот однажды он увидел книгу, автором которой был известный философ Аль-Фараби. Это был комментарий на знаменитые «Категории» Аристотеля. И прочитав этот комментарий, он все понял. Таким образом счел Аль-Фараби своим наставником в философии. Голос за кадром: В 12 лет по совету персидского врача Ибн Масихи мальчик начал изучать науку врачевания. И сразу пришел к выводу, что медицина не из трудных наук. За четыре года он преуспел в ней настолько, что опытные лекари стали приходить к 16-летнему юноше за советом. Тимур Кораев: Дело в том, что врачевание, медицина – это был основной, часто единственный способ заработка для человека, которого прежде всего интересовала не столько карьера в сфере религиозного знания, сколько наследие древних, которое оставила классическая медицина, начиная с Гиппократа и кончая Галеном. В этом смысле Ибн Сине было на что опереться. Голос за кадром: Вот только изучать анатомию оказалось сложно. В пособиях того времени были лишь рисунки животных, а все потому, что вскрывать тела умерших людей для изучения строения человека строго запрещалось. В арабском мире это считалось греховным. И Авиценна боролся с этим запретом. Ольга Кашубина: Он уже осознавал, что без рисунков, без четкого описания мы все время будем проигрывать смерти, потому что мы не сможем находить болезнь там, где она есть, не зная анатомии. Голос за кадром: А еще молодому врачу нужна была практика. И Авиценна начал ходить по домам, где люди нуждались в помощи медика. Лечил всех, бедных бесплатно, а богатых за вознаграждение. Так у него появилась своя клиентура. Ольга Кашубина: Он был таким мультиспециалистом, потому что ему нужно было быть одновременно и хирургом, и терапевтом, и самому заготавливать лекарства. И, возможно, он как раз вел наблюдения, чем болезни бедных людей отличаются от болезней богатых людей. Голос за кадром: В это время страшными желудочными болями мучился правитель Бухары Нух ибн Мансур. И его придворный врач поделился с Авиценной своим отчаянием, что «никто из медиков не может ни облегчить страдания повелителя, ни даже распознать его болезнь». И попросил 17-летнего целителя осмотреть эмира. И тот нашел причину. Леонид Млечин: Юный врач сразу сказал, что причина недуга – острая и жирная пища. И назначил диету – бульоны и пресные лепешки. Конечно же, правителю стало легче, и он сказал: «Да проси, что хочешь». Мальчик попросил, чтоб его пускали в дворцовую библиотеку. Голос за кадром: В благодарность эмир назначил Авиценну своим врачом и распахнул перед ним двери в сокровищницу знаний, знаменитую библиотеку Саманидов. Она представляла из себя бесконечные анфилады комнат, плотно заставленные сундуками с бесценными свитками, что хранили знания во всех известных тогда научных сферах. Павел Башарин: И вот в ней он и набрался всей той мудрости, которую транслировал на протяжении своей жизни. Если бы не свержение династии Саманидов, то, возможно, он бы пользовался этой библиотекой и дальше. А после того, как караханиды завоевали державу саманидов в 999-м году, он просто уехал в Хорезм. И эта библиотека была разорена и перестала существовать. Голос за кадром: Спустя годы враги обвинили Авиценну, что это он сжег драгоценное бухарское собрание рукописных раритетов, чтобы навсегда скрыть источники своей научной эрудиции. И эта бессовестная ложь закрепилась в биографии Авиценны. Павел Башарин: Байхаки просто добавил вот эту историю. Видимо, он не придумал ее сам, видимо, такие слухи циркулировали. Ну, конечно, очень сложно предположить, чтобы человек, который испытывал всю жизнь такой яркий и вдохновенный пиетет к книгам, к письменному слову, чтобы у него поднялась рука сжечь библиотеку. Голос за кадром: После разграбления Бухары и смерти отца выбор Авиценны пал на Ургенч, столицу хорезмского государства, которым правил в те годы прогрессивный шах аль-Мамун, покровитель наук и искусств и большой поклонник древнегреческого философа Аристотеля. Тимур Кораев: По преданию, Аристотель явился во сне к аль-Мамуну, и, собственно говоря, с этого началась история его увлечения сначала собиранием греческих рукописей, и даже захватом греческих рукописей в монастырях византийской Малой Азии, потом их коллекционирования и дальнейшего перевода. Голос за кадром: Но вскоре аль-Мамуну только рукописей стало мало, и он начал собирать возле себя носителей уникальных знаний и талантов. Вместе с этим созвездием мыслителей создал настоящий очаг просвещенной элиты, что вошел в историю, как Дом мудрости. Тимур Кораев: И вот в этом Доме мудрости высокообразованные люди разных религиозных общин, но прежде всего, это мусульмане и христиане, выступали в качестве таких посредников между грекоязычным пространством и нарождающейся вот этой вот арабской интеллектуальной средой. Голос за кадром: В благодатном Ургенче Авиценна провел 15 плодотворных и счастливых лет. Приступил к написанию научно-философской энциклопедии под названием «Книга исцеления», помогал Мамуну с законодательством Хорезма, впервые собрал учеников и постепенно набирал материал для своего «Канона врачебной науки». Павел Башарин: Но и там, конечно же, Ибн Сина продолжил свое образование, которое, ну, как у настоящего ученого, всю жизнь было непрерывно. Голос за кадром: Но над учеными из Дома мудрости сгущались тучи. На них положил глаз всесильный султан Махмуд Газневи, который унаследовал власть от отца Себук-тегина, первого правителя газневицкого государства, а некогда простого воина-раба. И Махмуд стремился утвердиться в глазах своих более высокородных соседей. Тимур Кораев: Это были люди, которые помимо противоборства на поле брани, соперничали еще и в привлечении в свое окружение блестящих умов эпохи. Это была важная сторона престижа, которым должен был окружать себя правитель. Это был способ увековечить себя в истории. Голос за кадром: Узнав, что в Ургенче собран цвет культуры, властный Махмуд Газневи пожелал, чтобы весь этот ученый круг был отдан ему. Столица его государства Газни не располагала такими выдающимися кадрами, поэтому правителю пришлось собирать таланты вымогательством. И он отправил Мамуну ультимативное письмо с наглым требованием отдать ему всех ученых. Павел Башарин: И Хорезм-шах Али ибн Мамун не смог ему отказать, потому что он понимал: государство Махмуда очень могущественное. Кстати, в конце концов Махмуд завоевал Хорезм. И обратился к своим ученым, сказав, что, если вы хотите, вы можете в Газну. Но если вы откажетесь, то я не могу оказать вам покровительство, вы должны покинуть мой двор. Голос за кадром: Некоторые, подобно персидскому ученому-энциклопедисту аль-Беруни, послушно поехали в Газни. А Авиценна со своим другом и учителем, медиком ибн Масихи решили бежать. Они покинули Хорезм и двинулись через коварные Каракумы. Леонид Млечин: В пустыне врачи попали в песчаную бурю. Это страшная вещь, вокруг тебя ничего не видно. Они лишились воды и пищи. Ученик долго нес пожилого учителя на руках, но тот ослабел без воды и скончался. И только Авиценна пересек пустыню и добрался до Северного Ирана. Голос за кадром: Авиценна оказался в городе Рей, который был центром прогрессивной медицины того времени. Захотел там остаться на долгое время. Но вскоре узнал, что Газневи назначил награду за его голову, повелев, нарушив закон ислама, каравший за изображение человека, нарисовать портреты целителя в 40 экземплярах и показывать их на базарах. Авиценна бежал и оказался в Горгане, где познакомился со своим любимым учеником Джузджани, который писал его биографию и оставил свидетельства о невероятной неутомимости Авиценны. Павел Башарин: Часто Ибн Сина в ответ на вопросы какого-нибудь просвещенного своего читателя или просителя писал целое сочинение за одну ночь. Вот как раз Убайд Джузджани и описывает, как однажды он писал, и тот только успевал для него резать бумагу соответствующего формата. И исписал огромную стопку бумаги, когда все его ученики, ну, включая самого Джузждани, с ног падали. А Ибн Сина еще выглядел как огурчик. Голос за кадром: Авиценна считал, что силы ему придает здоровый образ жизни: много двигаться, мало есть, не злоупотреблять вредными привычками, тогда и врачи не понадобятся. Но сам он много времени проводил в седле между горбов верблюдов. Обладая феноменальной памятью, все накопленные знания держал в уме. И прямо в седле надиктовывал ученикам свои мудрые мысли, изредка взбадривая себя кубком вина. Павел Башарин: Действительно, энергия у него всегда била через край, потому что у него были и любовницы, он не чуждался, Ибн Сина, женского общества. Голос за кадром: Ничто не мешало Авиценне обзавестись женой, и даже не одной. Мусульманское право позволяло взять до четырех жен и неограниченное число наложниц. Были ли жены у Авиценны, неизвестно, но существует миф, что в юности он был сильно влюблен. Его избранницей стала девушка-езидка. Павел Башарин: Езиды, которые и не мусульмане, и не христиане, и не иудеи, возникшие, видимо, из какой-то суфийской секты. Их там называли и дьяволопоклонниками, и вообще приписывали им всякие мерзости. И якобы табор вот таких езидов, там иначе не назовешь, был под стенами Бухары. Вот там они встречались. И вот эти кочевники караханиды, которые пришли, они в первую очередь вырезали всех езидов и убили девушку. Голос за кадром: Опыт любви помог Авиценне поставить однажды необычный диагноз. Как-то его пригласили к сыну богатого купца. Юноша умирал, и врачи не понимали, от чего. Не нашел телесной патологии и Авиценна. Но он все понял. Леонид Млечин: Авиценна взял больного за запястье, нащупал пульс. И тут стали называть улицы города. При упоминании одной из них сердце пациента забилось быстрее. Стали называть различные дома, которые есть на этой улице, потом женские имена. При упоминании одного из них сердце больного забилось так быстро, что чуть не выскочило из груди. И тогда врач сказал родителям: «Болезнь вашего ребенка называется любовь. Жените его». Голос за кадром: Именно диагностика по пульсу помогла Авиценне лечить и женщин. По закону врач не мог не только прикоснуться к чужой жене или наложнице, но даже увидеть ее. И Авиценна придумал «метод веревки». Женщина находилась за занавеской. Один конец веревки плотно привязывали к ее запястью, другой – протягивали Авиценне. Ольга Кашубина: Знаете, как у слепых людей некоторые органы чувств обострены настолько, что прикосновение даже к какому-то вот промежуточному предмету, как веревка, привязанная к руке, могла им позволить услышать биение пульса. Голос за кадром: Одна молодая и шаловливая жена эмира решила подшутить над врачом и обвязала веревкой не свое запястье, а лапу кошки. Авиценна посчитал пульс и сказал: «Недавно родила, истощена, поите молоком, поправится». В Горгане Авиценна был востребован и уважаем, но остаться здесь целителю не удалось. Газневи послал за ним стражников, и Авиценна уехал в Хамадан, где стал не только личным врачом эмиров, но и занял должность визиря. Тимур Кораев: Она как раз обусловила позицию среди мусульманских интеллектуалов, которая во времена Ибн Сины уже была четко сформулирована – по возможности держаться вдали от власти. Но очень часто от такого назначения было трудно отказаться. Они могли производиться, подобные кадровые решения, безотносительно к воле назначаемого. Голос за кадром: У Авиценны возник конфликт с военными и казначеем. Как визирь, он должен был выплачивать жалование армии, но из-за вороватого казначея, который невзлюбил честного Авиценну и плел против него интриги, с выплатами опоздал. Павел Башарин: Ну в итоге его дом разгромили военные. И кроме того, помимо этих преследований, от которых он даже вынужден был скрываться у одного из своих друзей, потом случилось тюремное заточение. Голос за кадром: В котором Авиценна отчасти и сам был виноват. Живя в Хамадане, он переписывался с эмиром Исфахана, а правители Хамадана и Исфахана враждовали. В результате Авиценну заподозрили в шпионаже и продержали в крепости четыре месяца. Павел Башарин: Потом его освободили. Надо сказать, что правителя Хамадана Ибн Сина лечил от колик. И в заточении он даже написал один медицинский трактат «Книга о коликах». Голос за кадром: По всей видимости, колики, мучившие эмира Хамадана, были настолько тяжелыми, что никто, кроме Авиценны, не мог справиться с ними. И эмир старался удержать его при себе уже только в качестве врача. Но Авиценна со своими последователями переоделся в монаха и бежал. Последние 14 лет своей жизни целитель провел в Исфахане под покровительством его мудрого правителя. Павел Башарин: К Аль ад-Дауле Ибн Сина относился очень хорошо. Он даже посвятил ему свое самое, наверное, знаменитое сочинение, потому что писал он в основном на арабском языке, а то сочинение было написано на персидском. «Книга мудрости», специально, чтоб его могли читать иранцы. Голос за кадром: В то время Авиценна заинтересовался воздействием нервного напряжения на состояние организма. И купил на рынке двух одинаковых молоденьких, упитанных и вполне довольных жизнью барашков. У охотника приобрел волка и провел эксперимент. Леонид Млечин: Одного барашка доктор разместил перед клеткой, в которой сидел голодный волк, а другого отправил гулять в саду. Животное, которое ощущало на себе взгляд голодного волка, очень быстро отправилось в мир иной. А барашек в саду с большим аппетитом жевал травку. Голос за кадром: Не случайно сегодня Авиценну считают отцом психосоматики, науки, которая изучает, как повышенный уровень тревожности и длительной стрессовой ситуации запускают в организме разрушительный механизм. Ольга Кашубина: Арабский мир подарил нам такого целителя как будто в назидание за то, чтобы мы не смотрели только на европейскую культуру, когда говорили о достижениях прогресса. Мы видели, что гений, он всегда найдет себе путь, всегда найдет способ быть услышанным. Голос за кадром: Авиценна первым выявил лечебные свойства цвета и музыки, создал учение о разных темпераментах, придумал новый смычковый инструмент гиджак. Первым описал плеврит, воспаление легких, астму, туберкулез, проказу, желтуху, диабет и язву желудка, как и строение глаза. Ввел термин «эпилепсия», первым использовал гипс для фиксации перелома, выявил, что холера и чума – это разные болезни. И за 800 лет до открытия французским микробиологом Луи Пастером вирусов предположил, что есть некие маленькие существа, которые передают болезни по воздуху. Павел Башарин: Но Аль ад-Дауля его использовал и как дипломата. И вот, в частности, во время пути в Хамадан Ибн Сина и скончался от колик. Некий неопытный подмастерье, провизор, можно сказать, да, который готовил лекарство, перепутал дозировку. И от этого внутренности Ибн Сины воспалились, и вот он и скончался. Голос за кадром: Но, возможно, именно эта оплошность превратилась в легенду об эликсире бессмертия, который якобы составил Авиценна из 40 компонентов и разлил по 40 флаконам. Его ученики успели дать учителю 39 снадобий. Но у одного так тряслись от волнения руки, что он выронил последний флакон. И Авиценна умер, успев перед смертью отпустить своих рабов и раздать имущество бедным. Леонид Млечин: Авиценна говорил, что «настоящий врач должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змея и сердцем льва». И по сей день к его могиле идут люди. Даже в наш рациональный век они верят, что одно только прикосновение к надгробию способно излечить их от любого недуга. Это ли не бессмертие?