Голос за кадром: Великий полководец Александр Македонский ехал на встречу с философом Диогеном Синопским. Придя со своим войском в центральную Грецию, он ждал, что сам явится к нему засвидетельствовать почтение. Но не дождался. Тогда Александр пошёл его искать и нашёл. Диоген беззаботно грелся на солнышке. Они поговорили, и царь Македонии и повелитель Греции предложил философу попросить у него всё, что он захочет. «Отойди, ты загораживаешь мне солнце», – ответил Диоген. Почему философ позволял себе столь дерзкие выходки и был ли в них смысл? Дмитрий Гусев, доктор философских наук, профессор МПГУ и РАНХиГС при Президенте РФ: Диоген – это своего рода такой античный древний юродивый. Хотя «юродство» – понятие чисто христианское, за 2 тысячи лет до христианства появившиеся. Екатерина Шацкова, нейропсихолог: Диоген – это сформировавшийся яркий философ, это человек, который обладал очень острым умом и, возможно, даже талантом. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Если бы мы сейчас встретили Диогена, это было опасно, мало ли что он скажет или сделает. То есть это фигура спорная. А, с другой стороны, это фигура, которая с образом жизни подлинным философским, то есть достойным человеческого существования. СВЕТ И ТЕНИ. ДИОГЕН СИНОПСКИЙ Леонид Млечин: Древнегреческая философская школа киников, ярчайшим представителем которой был Диоген, всегда на первое место ставила верность принципам и этичность поведения. Но, как ни странно, именно от названия этой философской школы произошло слово «циник». Голос за кадром: Школу киников основал ученик Сократа Антисфен, а вдохновили его на создание этого философского течения собаки. Неслучайно название учения «кинизм» происходит от слова «кион» – «собака». От слова «кион» произошло и слово «кинология». Киники считали, что живут, как собаки. Старались быть отважными, верными, умели за себя постоять, презирали всякие условности и материальные ценности. Дмитрий Гусев, доктор философских наук, профессор МПГУ и РАНХиГС при Президенте РФ: Современники за такие взгляды стали называть этих мыслителей «собаками». Что, призываете быть собаками, вести собачий такой образ жизни? А они нисколько не обиделись на это. Они сказали: «Да, мы к этому призываем, мы и есть собаки». Более того, Диоген даже говорил: «Вы же знаете, собака намного лучше человека, собака никогда не сделает тех безобразий, тех ужасов, которые творит человек, поэтому – говорит – называться “собакой” – это очень даже достойно и похвально». Голос за кадром: Одним из самых известных представителей Школы киников стал Диоген. Его знала и почитала вся Греция. И не только за эпатажные поступки, но и за его литературные труды. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Мы знаем о существовании как минимум 12 или 13 диалогов, порядка 7 трагедий, сохранилась переписка Диогена с разнообразными адресатами, то есть он был пишущий человек. Но, конечно, прославился в первую очередь как герой разной степени актуальности и остроты анекдотов. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Диоген Синопский ходил по городу с зажжённым факелом днём, и, когда его спрашивали: «Что ты делаешь, Диоген?», он говорил: «Ищу человека». «Что ты ищешь? Смотри, сколько людей вокруг!». Он говорил: «Да, да людей-то много, но человека среди них найти сложно». Голос за кадром: Людей вокруг Диоген словно не замечал. А, может быть, просто не хотел их видеть? Одно время он был рабом, и хозяин отправил его в баню посмотреть, много ли там народа, чтобы помыться. Диоген пошёл, вернулся и сказал: «Там только один человек». Радостный хозяин собрался и пошёл в баню. И каково же было его удивление, когда там оказалась толпа народа. Дмитрий Гусев, доктор философских наук, профессор МПГУ и РАНХиГС при Президенте РФ: Он пришёл, набросился на Диогена: «Что ты сказал? Негодяй, ты меня обманул!». Он говорит: «Нет, хозяин, я тебя не обманул». «Почему же ты сказал, что там только один человек?». «Понимаешь, когда я подошёл к этой бане, перед входом лежало бревно. Каждый, кто шёл, спотыкался об него, чертыхался и шёл дальше. Только один человек отложил бревно в сторону. Вот он – человек. Я тебе сказал: там только один человек». Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Здесь важно сказать, что вся античная философия, древнегреческая в первую очередь, очень зависит от возможностей древнегреческого языка. В греческом тексте всегда наличествует игра слов. Эти шутки, слова, сказанные по делу, запоминались именно потому, что они звучали ярко, остро, и всё, что с этим может быть связано. Голос за кадром: О жизни философа Диогена Синопского известно немного, да и сохранившаяся информация весьма спорная. Вся она взята из книги его тёзки – знаменитого философа Диогена Лаэртского – о жизни, учениях и изречениях знаменитого философа. Если верить автору, Диоген появился на свет в 412 году до нашей эры и был уроженцем города Синопа – богатой греческой колонии на южном побережье Чёрного моря. О матери будущего философа ничего неизвестно. А его отец Гикесий работал трапезитом. Так в Древней Греции называли менял и ростовщиков. С юных лет Диоген вместе с отцом занимался чеканкой фальшивой монеты и отличался вызывающим поведением – скандалил, хулиганил и дрался. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Вести радикальный образ жизни беглого фальшивомонетчика Диоген считал чем-то правильным, единственно возможным достойным и философичным при этом одновременно. Ему говорили: «Ты ничего не знаешь и философствуешь». Диоген отвечал: «Даже если я бы просто прикидывался философом, этого было бы достаточно». Природа предоставляет индивидуальному человеку, это тоже очень важный момент, те основания, то количество истины, которого достаточно для счастья. Голос за кадром: На родине Диогена, в Синопе, постоянно вспыхивали конфликты между греками и персами. Ходить по улице порой было опасно, к тому же о преступном бизнесе отца Диогена узнали власти. Его поймали с поличным и уже собирались арестовать. Но в самый последний момент Гикесий вместе с сыном смог сбежать из родного города от преследования властей. Так Диоген начал странствовать. Сначала он оказался в Дельфах. Измученный и уставший, он обратился к местному оракулу с вопросом, как ему жить дальше. Ответ был неожиданным: «Займись пересмотром ценностей и приоритетов». Диоген задумался. В глубине души он чувствовал, что судьба уготовила ему особый путь. Екатерина Шацкова, нейропсихолог: С одной стороны, вот такое ощущение собственной исключительности и необходимости себя показать может быть связано как с очень либеральным стилем воспитания, когда ребёнка превозносят на пьедестал, либо, наоборот, с очень авторитарным, давящем стилем воспитания, когда человек уже как будто от противного идёт: ему все своё место указывали, а он вырос, освободился от этого ига и теперь может сам показать, где его место. Голос за кадром: В Афинах Диоген появился в то время, когда древнегреческая философия расцветала: Сократ, Платон, Демокрит, Аристид. Учиться у них было почётно. Разговоры между мудрецами и их учениками вспыхивали прямо на людных улицах, на рынках и, конечно же, на знаменитой Агоре – площади для общественных собраний и торжественных мероприятий. В городе царила особая атмосфера творчества. Афины были столицей античной драмы и греческой науки. Здесь творили великий Софокл, Эсхил и Еврипид. Леонид Млечин: Благодаря Сократу, Платону, Аристотелю Афины на сотни лет стали центром греческой философской мысли. Сюда съезжались все те, кто не хотел жить бездумно, кого волновали важнейшие вопросы бытия, кто жаждал истины. Голос за кадром: Расцвет философии в Афинах, да и во всей Греции, начался с Сократа. В отличие от предшественников, которых интересовали вопросы сотворения космоса и всего сущего, мыслитель стал изучать внутренний мир человека. Великий афинянин учил, что освобождение от ложных убеждений помогает постичь истину. Из добродетелей Сократ признавал воздержанность, храбрость, справедливость и мудрость. Киники, к которым примкнул в Афинах Диоген, называли себя «Сократической школой». Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Когда речь заходит о сократических школах, нужно понимать, что все они создавались после кончины, после казни Сократа. И сам Сократ, как Платон сообщает, заметивший в своей «Апологии Сократа», Сократ на суде перед лицом смерти, осуждением и казнью говорил, что никаких учеников у него нет и быть не может. То есть можно говорить о возникновении школ благодаря стараниям отдельных личностей, которые себя посчитали сократиками, назвали себя таковыми и стали родоначальниками традиций самых разных. Дмитрий Гусев, доктор философских наук, профессор МПГУ и РАНХиГС при Президенте РФ: Основная идея киническая заключалась в том, что нужно показать, что цивилизация – это зло, надо вернуться в лоно природы, то есть фактически нужно уподобиться природным существам – животным, растениям, птицам и так далее. Голос за кадром: Кроме того, киники выступали против культуры и искусства. Они считали, что произведения фиксируют знания и красоту и делают их мёртвыми, лишёнными развития. «Семья не нужна, как и отношения с государством и властью, – утверждали киники. – Связывая себя семейными и политическими узами, человек лишается свободы, а свобода так нужна для саморазвития». Киники проповедовали аскетизм: «Нужно уметь довольствоваться только самым необходимым», – заявляли они. Например, у Диогена не было дома. Он жил в большом глиняном сосуде для хранения вина или масла – в п ифосе. Периодически Диоген перемещался с места на место и показывал, какую степень свободы даёт выбор такого жилища. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: В Афинах или в Коринфе, вообще в Греции материковой и не только материковой, как правило, жарко. Мы знаем, что маршрут Диогена в значительной степени зависел от того, речь идёт о летних месяцах или зимних. Голос за кадром: Зимовать Диоген предпочитал в Афинах, там попрохладнее, а лето проводить в Коринфе, там не так жарко. Диоген перемещался с места на место, а люди приветствовали его, восхищались и думали, что этот мудрец живёт правильной жизнью. Леонид Млечин: Казалось бы, чего проще произнести: «Откажись от всего лишнего». А как определить, что лишнее, а что необходимо? Между прочим, человеку свойственно ощущать себя защищённым, когда у него что-то есть, когда ему что-то принадлежит. Не по этой ли причине мы не можем отделаться от старых вещей и вместо того, чтобы их выбрасывать, прячем в шкаф поглубже? Голос за кадром: Но Диоген не был крайним аскетом. Он не питался только лишь хлебом и родниковой водой, а принимал приглашение в гости, не отвергал угощения, но хозяев никогда не благодарил. Вежливость он считал формой зависимости, а с ней и свободы можно лишиться. Екатерина Шацкова, нейропсихолог: Человек, который склонен к аскетизму, обладает очень богатым внутренним миром, то есть его внутреннее покрывает потребности, которые могли бы быть связаны с внешним, ему не нужен внешний мир, ему и тут, внутри себя, хорошо. И мы у Диогена это видим: его отказ от земных благ, общем-то, его стремление декларировать свою свободу, независимость. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: «Аскетизм» – это греческое слово «аскетис». Изначально это «упражнение», «спортивное упражнение» в первую очередь – «аскезы». Есть душевные упражнения, которые настраивают, тренируют душу, есть телесные. Даже Рафаэль на своей знаменитой фреске в Ватикане изобразил Диогена на ступеньках и рядом с ним лежит плошка, или чашка. Это связано с анекдотом, когда, владея некой чашкой, Диоген спустился к ручью, зачерпнул и увидел рядом мальчика, который пил воду просто из ладони. Бросил, разбил оземь эту чашку, сказал, что «мальчик оказался мудрее меня». Голос за кадром: Диоген тренировал своё тело на стойкость к жаре, лёжа летом на горячем песке, а зимой обнимал холодные камни, чтобы закалиться. Из вещей у него были плащ и котомка, а ещё – посох и сума, чтобы собирать милостыню. Афиняне пристально следили за тем, чтобы знаменитый земляк не умер от голода. Леонид Млечин: В Афинах гордились знатным земляком. Когда один мальчишка-шалун разбил большой керамический сосуд, в котором жил Диоген, ему предоставили новый, не хотели, чтобы он уезжал. Конечно же, неординарный человек производит неоднозначное впечатление. И Платон называл Диогена «обезумевшим Сократом». Голос за кадром: Чудачества Диогена далеко не всегда были милыми и забавными. Стремясь продемонстрировать свою простоту, иногда он вёл себя откровенно грубо. Однажды хозяин богатого дома пригласил знаменитого философа в гости и на всякий случай попросил Диогена не плевать на пол, а тот немедленно плюнул ему в лицо и заявил, что после пола именно оно самое грязное место в доме. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Сообщают античные авторы, что Диоген часто был побиваем, скажем так, хотя он часто и сам отвечал тем же самым. Понятно, что всё это вызывало не только удивление, но и раздражение. Диоген, допустим, испражнялся или же как-то удовлетворял самого себя сексуально, называл это, что «справляет таинство Афродиты и Деметры». Богиня любви и богиня земледелия – всё, что с этим может быть связано. Екатерина Шацкова, нейропсихолог: Такое поведение зачастую бывает свойственно людям, мы называем это «с демонстративным радикалом», с таким куском в личности демонстративным, который заставляет тебя чувствовать себя особенным, имеющим какие-то особые права и, самое главное, нуждающимся во внимании, в постоянном подтверждении от людей, что вот ты есть, ты здесь. Ему именно внимание важно. Не то, что он говорит, о то, как он это говорит, и что его видят, его слышат. Голос за кадром: Такому странному и эпатажному поведению Диоген научился у Сократа, который ходил в лохмотьях, мог часами стоять неподвижно, о чём-то задумавшись, а в холодную погоду забывал надеть обувь. Великий философ Сократ сравнивал себя с оводом, а обывателей – с лошадью: «Овод больно жалит пасущуюся на лугу лошадь, чтобы она не стояла на месте, чтобы взбрыкивала, бегала, била себя хвостом и двигалась». Философ – это тот, кто пытается людей растормошить. Сделать это можно, по мнению Сократа, только через такие идеи и через такое поведение. От своего учителя Диоген не отставал. Леонид Млечин: Диоген исходил из того, что информация лучше всего усваивается, если у человека вызвать протест. И сегодня это достаточно известный методологический способ. Ты высказываешь свою позицию в заведомо неприемлемый форме, оппонент начинает резко возражать и задумывается. Вот философ так и действовал. Голос за кадром: Однажды на городской площади Афин Диоген начал читать философскую лекцию, его никто не слушал. Тогда философ заверещал по-птичьи, и вокруг собрались сотни зевак. «Вот афиняне, цена вашего ума, – сказал Диоген. – Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня, разинув рот». Философ афинян ни в грош не ставил и только своё мнение считал верным. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Есть такой анекдот, что в Афинах закончилось театральное представление и народ повалил вон из театра, а Диоген, размахивая палкой, стал прорываться внутрь. Ему сказали: «Что ты делаешь?». «То, что я делал всю свою жизнь, то я делаю и сейчас, то есть иду против мнения толпы». Дмитрий Гусев, доктор философских наук, профессор МПГУ и РАНХиГС при Президенте РФ: Один известный философ выступал где-то перед публикой. Диоген пришёл на его выступление или на лекцию. Сидел-сидел, а потом вытащил какую-то тухлую рыбу и просто поднял её, и начал её держать. Вся публика начала смотреть на эту рыбу. Философ набросился на Диогена: «Что ты сделал? Ты сорвал мне лекцию!». Диоген сказал: «Чего стоит твоя лекция, если какая-то тухлая рыба всеобщее внимание отвлекла и от тебя, от лекции на себя?». Голос за кадром: К чужой славе Диоген относился ревностно и частенько конфликтовал с другой афинской знаменитостью – философом Платоном. Мало того, что Платон считал себя лучшим учеником Сократа и претендовал на то, что точнее всего понял его учение, к тому же и сам был всегда окружён десятками глядевших на него с почтением молодых людей. За это обитатель пифоса буквально уничтожал оппонента язвительными и непристойными шутками. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Трудно говорить о какой-то конкуренции между ними, поскольку Платон всё-таки был гражданином афинским вне всякого сомнения, причём из очень знатной семьи, приходился потомкам и афинским царям. Во всяком случае, был потомком последнего афинского царя Кодра, был по материнской линии потомком Солона – знаменитого афинского законодателя. Диоген был, конечно же, безродный, выскочка по-нашему, вообще чужестранец, изгнанник, то есть поражённый в правах человек. Дмитрий Гусев, доктор философских наук, профессор МПГУ и РАНХиГС при Президенте РФ: Если Сократ говорил, что надо идти по пути добродетели, совершенствовать себя, поступать хорошо, не поступать плохо, то Диоген, видите, что сделал, он один из немногих философов, который прямо воплотил в жизнь своё учение. Можно сказать, не рассказывал его, не излагал, а проживал его своей жизнью, образом жизни, привычками, поведением. Голос за кадром: С возрастом характер Диогена становился всё более невыносимым. Он всё время с кем-то конфликтовал. Например, однажды поспорил с другим философом Зеноном Элейским, который отрицал движение, утверждая, что невозможно пересечь комнату, так как для этого нужно сначала пересечь половину комнаты, затем половину оставшегося пути. И тогда Диоген стал молча перед ним ходить, как будто наглядно показывая несуразность этого утверждения. Многочисленные последователи Диогена были в восхищении. Судьба Диогена изменилась в одночасье после начала Афино-македонской войны. Она разгорелась из-за спора о владении Амфиполем и стала первой попыткой афинян положить предел росту македонского могущества. В то время в Афинах было опасно, и Диоген попытался уехать, но на корабле был захвачен в плен, а из плена отправлен на невольничий рынок, где его приобрёл коринфянин Ксеноид для того, чтобы Диоген учил его детей истории, литературе, а также скромности и умению довольствоваться малым. И Диоген оказался прекрасным учителем для античных времён. Леонид Млечин: Наверное, в наше время, в XXI столетии, Диогену пришлось бы не просто. Едва ли многие из нас поддержали бы проповедь нищенства, отказ от семьи, бродяжничество как образ жизни. Впрочем, каждый из нас решает, какой философской школе следовать, а какой нет. Голос за кадром: Ученики и знакомые не раз предлагали Диогену выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что даже в рабстве может быть господином своего хозяина. А знакомые замечали, что пожилой философ просто радовался крыше над головой и добрым людям, которые его окружали, и вовсе не хотел это терять. Диоген Синопский умер 10 июня 323 года до нашей эры. Его похоронили лицом вниз, такова была просьба Диогена. На его могиле в Коринфе установлена надгробная плита, на ней слова благодарности от учеников и мраморная собака. Спустя века имя Диогена ассоциируется в первую очередь с его чудачествами, а не с тем учением, которое он так активно пытался пропагандировать, а в медицине «синдромом Диогена» названо психическое расстройство. Екатерина Шацкова, нейропсихолог: В психиатрии «синдромом Диогена» называется такая совокупность симптомов, среди которых апатия, социальная отгороженность, то есть человек не входит, не вступает в контакты с окружающим миром, и, самое главное, патологическая тяга к накопительству и собирательству. Но мы с вами знаем, что Диоген, в общем-то, не особо-то и социально отгороженный был. То, что он жил в особых условиях, это не говорит о том, что он отгораживался от людей. Наоборот, он в общем-то, в общении вполне неплохо себя чувствовал. Поэтому я думаю, что несправедливо синдром Диогена всё-таки называть «синдромом Диогена». Голос за кадром: К тому же Диоген совершенно не отличался накопительством и ценил себя и всё, что он делает, очень высоко, пусть и в довольно оригинальной манере. Дмитрий Гусев, доктор философских наук, профессор МПГУ и РАНХиГС при Президенте РФ: Для меня он такой античной, древний, можно сказать, юродивый, который преднамеренно живёт таким образом и ведёт себя таким образом, и высказывает такие идеи для того, чтобы человека обычного среднестатистического пробудить от метафизического сна, растормошить его, сказать ему: «Человек, ты же можешь свою единственную жизнь проспать». Прошло 2000 лет, а мы до сих пор об этом говорим. Сейчас люди стали бы смеяться над утверждениями древних физиков о том, что тяжёлые тела падают вниз, а лёгкие взлетают наверх. Но никто не будет даже сейчас смеяться над словами Сократа, что самое ценное знание – знание о собственном незнании, и словами Диогена, что человека найти трудно, людей много, человека найти трудно. Хотя и Сократ, и Диоген жили 2500 лет назад. Сергей Мельников, доцент кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М. И. Ломоносова: Образ Диогена, который сохранился в огромном количество анекдотов, – это образ такого, с одной стороны, неприкаянного философа, а с другой стороны, это такой философ, который через эту неприкаянность диктует свою волю, поскольку себя не считает несчастливым человеком, а, наоборот, демонстрирует, что это значит – быть человеком, настоящим добродетелем в античном смысле этого слова. Голос за кадром: Оригинальный самоотверженный человек, Диоген мог бы стать общественным или государственным деятелем, популярным оратором, как его младший современник Демосфен, жил бы в достатке и пользовался бы уважением. Но это противоречило бы его убеждению, его представлениям о правилах жизни и о личной свободе, и он выбрал глиняный пифос, один плащ на любую погоду и двусмысленное прозвище «собака». Леонид Млечин: Зачем нам вообще нужны такие чудаки, как Диоген? Они заставляют нас другими глазами взглянуть на привычное и обыденное и, может быть, что-то изменить в самих себе. И уж как минимум Диоген учит нас тому, что нежелание думать – это не мудрость, а беда. Конечно, у Диогена, как говорят умные люди, неоднозначная репутация, но а с каким-ярким человеком дело обстоит иначе?