Эдгар Дега
https://otr-online.ru/programmy/svet-i-teni/edgar-dega-78618.html Голос за кадром: 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет ушел из жизни художник-импрессионист, живописец балерин, актрис и дам полусвета Эдгар Дега. В последние годы жизни он почти ослеп: практически не мог рисовать, разве что иногда делал наброски углем.
Дега был одинок, семьи не создал. Он не хотел, чтобы похороны были пышными, и чтобы на них произносились длинные речи. И попросил одного из друзей: «Если тебе придется произнести речь, скажи что-нибудь простое, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать»».
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Для меня Дега – это в первую очередь новатор. Техника, которую он использовал. И в ракурсах, и в сюжетах в том числе, которые он выбирает.
Алексей Кузнецов, историк: На мой взгляд, совершенно непревзойденный образец отношения к работе. Это человек, настолько погруженный в свое творчество, что за его пределами в его жизни почти ничего не оставалось.
СВЕТ И ТЕНИ. ЭДГАР ДЕГА
Леонид Млечин: Эдгар Дега был человеком резким и едким. И даже друзья побаивались его высказываний. Единственное, над чем можно было шутить, это над его фанатическим отношением к работе. Говорили: есть только один способ заставить его прекратить работу над картиной – это угроза ее отобрать.
Голос за кадром: Илер-Жермен-Эдгар де Га родился 19 июля 1834 года, в Париже. Он был старшим сыном в семье богатого банкира, потомка неаполитанских аристократов Огюста де Га и его жены Селестины, в чьих жилах текла креольская кровь. Она была дочкой американского биржевого брокера, выходца из Гаити.
Эдгар Дега родился в большой, счастливой и обеспеченной семье. Желание рисовать проявилось у мальчика еще в детстве. Отец мечтал, что сын станет юристом, но, когда Эдгар заявил, что будет художником, препятствовать не стал.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Во-первых, его отец коллекционировал картины достаточно известных художников, и они имели это собрание у себя дома. Часто к ним в дом были вхожи различные литераторы, музыканты, коллекционеры известные того времени. И все это, конечно, производило большое впечатление на Эдгара Дега.
И также отец брал его с собой к своим друзьям-коллекционерам – к ним в особняки, чтобы мальчик мог посмотреть картины, которые есть в собрании друзей отца. И, скорее всего, именно это и привело его к такому выбору поприща.
В школе-лицее, в которой учился Дега, был очень сильный класс рисования. Там никогда не было свободных мест среди студентов. И там преподавали достаточно видные художники, которые учили студентов и рисованию натуры с гипса, и офорту. То есть пробовали различные техники. И это, возможно, имело влияние на дальнейшее творчество Дега, потому что он пробовал совершенно разные техники.
Голос за кадром: Когда Эдгару исполнилось 13 лет, в их семью пришло большое горе: умерла мама. Несчастный Эдгар замкнулся в себе, читал книги и бесконечно рисовал. Пережить трагедию помогла учеба.
Дега увлекался историей, окончил престижный лицей и со временем начал изучать право в Сорбонне – знаменитом Парижском университете. Но хотел он только одного: писать картины. И в конце концов сообщил отцу, что решил забросить учебу. Отец не стал перечить. Эдгар начал обучение в мастерской художника Луи Ламота.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Луи Ламот был учеником Энгра, что очень сильно повлияло на Дега, конечно же. Дега был в восторге от Энгра: он видел его работы и в коллекциях друзей отца, которые они посещали, и, конечно же, в Лувре.
И самое главное, что Луи Ламот передал Дега, это вот эта линия Энгра. Энгр, по преданию, сказал ему, что нужно больше внимания уделять рисунку и линеарности. И не столь даже важно, с натуры писать или по памяти, главное – оттачивать свой рисунок. И возможно, он последовал совету Энгра. Возможно, что-то еще. Но, скорей всего, он работал больше по памяти.
Голос за кадром: Дега учился не только у современников, но и у великих мастеров прошлого. Он целыми днями пропадал в Лувре, копируя полотна Николя Пуссена и Ганса Гольбейна. Учитель восхищался его стремительно растущим мастерством, четкостью линий, поразительной наблюдательностью. Уже в ранних работах Дега был виден его талант.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Преимущественно он писал портреты. И известно, что он много раз переписывал свои картины, очень долго искал композиционное решение, цветовое решение, расположение фигур на картине. Известна его цитата о том, что один сюжет нужно переписывать много раз, а может быть, даже и сотню раз. И это, в общем-то, соответствует технологии его работы.
Голос за кадром: Окончив школу, Дега отправился в Италию учиться у старых мастеров Беллини и Боттичелли, копируя их полотна. А вернувшись, принялся писать исторические картины. В то время в европейской академической живописи господствовало направление, которое поощряло интерес к сюжетам из истории, в первую очередь античный. В начале 1860-х у молодого художника была собственная мастерская, в которой он создал несколько впечатляющих картин.
Алексей Кузнецов, историк: В начале 1860 годов Дега уже, видимо, внутренне был готов перейти от портрета и исторических полотен, то есть от достаточно статичных изображений к тому, что потом создаст ему славу – к поиску движения.
Ну а дальше любая случайность могла стать таким, как мы сегодня говорим, триггером. Он поехал, достаточно случайно поехал в Нормандию и там оказался на племенном конезаводе. И был совершенно очарован этими благородными грациозными животными.
Голос за кадром: Внимание Дега всегда привлекали объекты, находящиеся в движении, и неважно, это красивые женщины или породистые скакуны. Молодого художника интересовали сценки из современной парижской жизни: курьезные и драматические. А тем временем родной город стремительно менялся.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: В середине второй половины XIX века, когда к власти пришел Наполеон III, префектом Парижа становится барон Осман, который решает перестроить город целиком.
Голос за кадром: В то время Париж носил следы средневековья: многие здания разваливались на глазах, водопровода в городе не было, в помойных ямах кишели крысы, которые становились источниками эпидемий, а ночами на узких кривых улицах орудовали бандиты.
Алексей Кузнецов, историк: В середине XIX века для Парижа наступает очень важный момент, один из тех, которые определяют облик сегодняшнего города. Мы не представляем себе сегодняшнего Парижа без кольца бульваров, без широких улиц.
И это все появляется на карте благодаря барону Осману, которые в 1860 годы довольно радикально берется за переустройство города: сносятся многие не только ветхие здания, но и здания вполне еще крепкие, но те, которые не вписываются в новый архитектурный облик. То есть барон Осман фактически создает Генеральный план Парижа и начинает перестраивать город по этому плану.
И это, в общем, одна из причин, почему вторая половина XIX века, именно парижская. Парижские изящные искусства находятся на таком подъеме.
Голос за кадром: Дега был вдохновлен. Он хотел запечатлеть дух нового времени. К тому же Эдгар познакомился с молодыми художниками, будущими великими импрессионистами, создателями стиля, получившего свое название от слова «впечатление». Его друзьями были Эдуард Мане, Клод Моне и Поль Сезанн. Этим художникам надоела академическая манера письма. Они увлеченно искали новый стиль в живописи.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Восемь выставок было у импрессионистов всего. И Эдгар Дега участвовал в семи из восьми выставок. Практически во всех. И, в общем-то, он побил рекорд среди импрессионистов. Потому что там от выставки к выставке менялся состав каждый раз, и мало кто из них участвовал в таком количестве выставок, как Эдгар Дега.
Самое главное его сходство с импрессионистами – это в том, что он использует совершенно необычные ракурсы, то, что было непринято в классической живописи, где было четкое построение, были законы, по которым строилась композиция картины.
Он выбирает совершенно неожиданные ракурсы, как будто это мимолетное какое-то вот. Застигнутый, непреднамеренный совершенно сюжет. И это может быть слишком высокая или слишком низкая точка зрения. Либо главные герои картины могут быть смещены: они не в центре картины находятся, а где-то сбоку. Может быть обрезанной фигура. Может быть, даже голова фигуры обрезана.
Голос за кадром: Друзья спорили, обсуждали работы друг друга. И в этом общении рождалось то, что позже назовут «импрессионизмом» – стремлением средствами живописи запечатлеть мимолетные образы изменчивого окружающего мира. Вот только Дега спорил больше всех. В общении Эдгар был непрост, острое словцо на его губах никогда не задерживалось.
Леонид Млечин: Французы, в принципе, ценят чувство юмора. А Эдгар Дега был очень остроумным человеком. Однажды он договаривался об аренде квартиры. А хозяина очень тревожило, не станет ли новый жилец шуметь. И он стал расспрашивать Дега об образе его жизни. Дега честно сказал: «Я должен вас предупредить: я художник, и вам может очень мешать плеск воды, в которой я мою свои кисти».
Голос за кадром: Со своими друзьями художниками Дега был далеко не со всем согласен. Свойственная импрессионизму небрежность, неточность изображения отталкивала его. Линии Эдгара всегда были точны. Воздух, которым наполнены многие полотна импрессионистов, также не его стихия. Дега предпочитал работать в помещении. Его коронный прием – это искусная передача движения.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Вот эта идея импрессионистов о том, что нужно передать вот это мимолетное впечатление от того или иного мотива, она принимает у Эдгара Дега какой-то немножко другой такой характер. Это не как у импрессионистов, что он вышел на пленэр работать с натурой и, в общем-то, там за несколько сеансов имеет готовую картину. Нет. Он очень много раз переписывал свои работы, очень тщательно прорабатывал каждую деталь.
Голос за кадром: Больше всего художник вдохновлялся лошадьми на скачках и жокеями. Ну а самые известные его работы – это картины с балеринами. На них хорошо виден тяжелый, изнурительный труд танцовщиц на репетициях.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Самая узнаваемая серия Дега – это, наверное, его танцовщицы и балерины. Это первое, что приходит в голову при произнесении имени Эдгар Дега.
Нет точных данных о том, что он имел вот эту возможность прохода за кулисы, что он действительно это видел, что он бывал на этих репетициях. И подтверждением этому может еще также служить тот факт, что балерины на картинах Дега вообще-то в своих парадных нарядах. То есть они не в каких-то гимнастических тренировочных облачениях.
Голос за кадром: Тем не менее художник написал около полутора тысяч работ, посвященных танцовщицам. Глядя на его картины, у зрителя возникает ощущение, что он подсматривает за балеринами. При этом сам Дега, похоже, ни за кем и не подглядывал. Он работал в своей мастерской. К тому же терпеть не мог, когда нарушали его личное пространство.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Известно, что он никого не пускал в свою мастерскую, например, и к себе домой.
И даже когда Эдуард Мане, с которым они очень так тесно дружили, решил над ним подшутить и пустил слух, что Эдгар Дега имеет отношения со своей служанкой, симпатичной молодой девушкой, выяснилось, что единственный раз, когда она случайно вошла к нему и он переодевался, он обругал ее самыми грозными словами и приказал ей убираться прочь.
Голос за кадром: В дамах Эдгара Дега привлекала пластичность. Своих моделей он просил принимать необычные позы и всегда искал неожиданный ракурс или интересный изгиб тела. Художника вдохновляла женская грация, аксессуары, веера, шляпки, ленты и чулки.
Но сам Эдгар словно остается невидим для моделей. Они его подчеркнуто не замечают, будто он не мужчина, а глазок замочной скважины.
Леонид Млечин: Признанный мастер изображения женской натуры, Дега постоянно работал с актрисами, балеринам, дамами полусвета. Но ловеласом он вовсе не был. И ни одна из его моделей не могла похвастаться, что у нее с художником был роман. Похоже, Дега не мешал работу с личной жизнью. Что мы себе иногда позволяем.
Голос за кадром: Эдгар Дега подчеркивал, что жениться не собирается. Мысль о совместной жизни с супругой его пугает. Женщин он считал легкомысленными особами, которых нужно водить на светские мероприятия. А он с наступлением ночи любил гулять по Монмартру, разыскивал наброски художников в лавках старьевщиков и часами наблюдал за людьми в кафе.
На полотнах Дега люди изображены такими, какие они есть: дама на картине «Абсент» пьяна, жокей в сцене из «Скачек с препятствиями» свалился с лошади, а лица певцов в «Хористах» немного глуповаты.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Нельзя сказать, что в картинах Дега есть социальный подтекст. Для него важным было в первую очередь движение, светотеневые эффекты. Это то, что роднит его в том числе с импрессионистами.
Он хоть и писал балерин, прачек, модисток, он не пытался, по крайней мере намеренно, показать там тяжелую их жизнь, или судьбу, или что-то такое. Это было неважно для него. Для него было важно вот эта линеарность, передача движения, естественного движения человеческого тела. И он смотрел на них не как на личности, а как на такие фигуры, которые он мог бы рисовать.
Голос за кадром: Социальной жизнью и политикой Дега интересовался мало. Его взгляды были вполне традиционными для представителей того круга, к которому принадлежали его родители, буржуазно консервативными. Но однажды он ярко проявил свою гражданскую позицию.
Алексей Кузнецов, историк: В 1870 году наступает очень драматический момент в истории Франции: две соперничающие страны – Франция и объединяющаяся Германия – давно шли к этой войне. Эта война разразилась. Разразилась под влиянием желания обеих сторон.
Дега счел, как и его друг Эдуард Мане, что они обязаны вступить в армию. Они вступили добровольцами. Кстати, именно в армии впервые и обнаружился тот страшный недуг, который будет мучить, буквально сводить Дега с ума в конце его жизни: обнаружилось, что у него падает зрение. И поэтому, в частности, он из стрелковых частей был переведен в артиллерию, где и прослужил в течение этой довольно короткой войны.
Голос за кадром: Больше в политику художник не лез никогда. Ее, как и личную жизнь и хобби, Эдгару Дега заменяла работа. Живопись была для него мировоззрением, убеждением и любимой женщиной. Ей он посвятил себя без остатка.
Леонид Млечин: Дега редко покидал Париж. А работе на свежем воздухе, на пленэре, предпочитал полусумрак своей мастерской или запущенной холостяцкой квартиры. Возможно, пытался бороться с наступающим страшным недугом – слепотой.
Голос за кадром: А зрение у художника становилось все хуже. Вместе с ним портился и характер. Как-то раз Эдгар Дега написал портрет своего друга Эдуарда Мане с женой и подарил ему эту картину. Но каково же было его изумление, когда, посетив Мане, Дега увидел, что тот отрезал от картины часть с изображением лица супруги, которая и впрямь получилась не красавицей. Дега страшно обиделся. К счастью, художники помирились.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: В общении с людьми он был не очень приятным человеком. Многие современники отмечали его такую сильную замкнутость, нелюдимость даже порой. Хотя он старался быть корректным, поскольку он из такой дворянской семьи, и его происхождение обязывало его к знанию определенного этикета в обществе.
Голос за кадром: Будучи сыном банкира, Дега не нуждался в деньгах и мог позволить себе шикарную беззаботную жизнь. Но он выбрал служение искусству и неустанно экспериментировал: делал гравюры, офорты, работал с акварелью и темперой.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Но даже вот это: то, что он бумагу наклеивал на холст. То есть мало кто так делал. Были работы, в которых он писал, например, какую-то фигуру. Вокруг нее ничего не писал. Затем наклеивал на холст вокруг этой фигуры какие-то дополнительные листы бумаги и на них писал что-то еще. То есть какие-то там второстепенные фигуры на этой картине, какие-то декорации. И таким каким-то коллажным способом у него получалась его итоговая работа. И даже на некоторых картинах можно видеть невооруженным глазом при приближении вот эти вот склейки листов бумаги, либо там какие-то уголочки бумаги.
Голос за кадром: Эдгар Дега очень любил использовать пастель. Те самые мелки для рисования на бумаге или картоне позволяли передавать тончайшие оттенки цвета в широком диапазоне. Популярная у художников с конца XV столетия пастель на какое-то время вышла из моды. Дега был одним из тех, кто возродил к ней интерес.
Марина Маслова, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: Пастель позволяла ему делать более насыщенный цвет: более яркий, более такой мерцающий, лучше передающий светотени, светотеневые эффекты. То, что любили импрессионисты. Он придумывал различные способы работы с пастелью. Он по-всякому ее подготавливал: то есть он мог ее распаривать либо на ночь замачивать, чтобы она имела немножко другие, свои физические свойства приобретала и совсем по-другому ложилась на поверхность холста.
Голос за кадром: Пастель позволяла добиться неповторимого сияния. Но платой за него было гнетущее осознание эфемерности этих работ – ведь скрепленный клеем или воском порошкообразный пигмент быстро осыпался. Борьба за сохранение исчезающих картин, вероятно, была для Дега продолжением дела всей его жизни – уловить неуловимое.
Леонид Млечин: Пастель позволяет добиться невероятного художественного эффекта. Но она, увы, недолговечна. Хотя художник пытался экспериментировать с паром, с горячей водой. Но некоторые его работы очень редко можно увидеть, потому что музейные работники ими дорожат, берегут их и стараются не выставлять.
Голос за кадром: Так как зрение художника постоянно падало, фигуры на его поздних полотнах укрупнены так, словно живописец рассматривает их с очень близкого расстояния. Чтобы лучше видеть, он работал при газовом освещении, отчего получил прозвище «первый импрессионист ночи». А позже стал лепить скульптуры из воска. По сути, это повторение живописных образов из его картин.
Алексей Кузнецов, историк: Это танцовщицы. Это лошади. Это его любимые натурщицы. Он явно относился к этому как к своеобразным пробам. Он практически никогда (насколько мне известно, одно исключение всего-навсего было), он не доводил это до завершающей стадии: до отливки в металле.
Голос за кадром: В старости Дега становился все более ворчливым. Современная жизнь была ему непонятна. Велосипед он называл смешным, а телефон – глупым изобретением. К тому же в жизни художника произошло неожиданное и неприятное событие.
Алексей Кузнецов, историк: Так случилось, что, когда он был уже совсем немолодым, почти ослепшим человеком, ему пришлось покинуть вот это вот жилище, в котором он прожил несколько десятков лет, просто потому, что дом подлежал реконструкции. Это очень дополнительно омрачило закат его жизни.
Голос за кадром: 80-летний Дега ходил по парижским улицам, нащупывая себе пусть тростью, вспоминая образы людей, которые так вдохновляли его когда-то.
Четыре последних года жизни об Эдгаре заботилась племянница. А 27 сентября 1917 Дега не стало. Достоверных свидетельств о причинах смерти нет. После смерти художника в его мастерской было обнаружено около 70 хрупких работ из воска, многие из которых удалось перевести в бронзу. Они стали частью бессмертного наследия великого импрессиониста Эдгара Дега.
Алексей Кузнецов, историк: На мой взгляд, уникальность стиля Дега в том, что он одновременно и импрессионист, и не совсем импрессионист. Он – особенный импрессионист. Его ни с кем не спутаешь. Те приемы, которые он нашел, например, смещение ракурса, это все потом будет буквально как губкой, впитано многими направлениями в живописном искусстве XX века.
Важным доказательством является то, что он один из самых дорогих художников. Думаю, что не ошибусь, что вообще один из самых дорогих художников своей эпохи.
Голос за кадром: Эдгар Дега говорил: «Надо иметь высокое представление об искусстве; не о том, что мы делаем в настоящий момент, а о том, чего бы хотели в один прекрасный день достичь. Без этого не стоит работать». Неутомимый новатор, всегда и во всем стремившийся к совершенству, он своим творчеством преподал нам урок служения высокому искусству.
Леонид Млечин: Многие живописцы, даже талантливые, работают в некой стандартной манере. И искусствоведы иной раз не могут сказать, кому принадлежит то или иное полотно. Наш герой был абсолютно уникален. Он был ярким явлением своей эпохи. И он продолжает радовать нас своими картинами. За это ему низкий поклон.