Михаил Ломоносов
https://otr-online.ru/programmy/svet-i-teni/mihail-lomonosov-75183.html Голос за кадром: 15 апреля 1765 года в своём петербургском доме на Мойке от воспаления лёгких умер Михаил Васильевич Ломоносов – гений, опередивший время, энциклопедист, естествоиспытатель, инженер-приборостроитель, географ, металлург, геолог, основоположник научного мореплавания и физической химии, создавший базис науки о стекле, астроном, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, мозаичист и историк. Он отчаянно сражался за доступность образования и разработал проект Московского университета.
Виктор Садовничий, академик РАН, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова: Университет выполняет огромную функцию центра культуры, социальную функцию. Он связан с менталитетом нашей страны. Он является символом образования нашей страны. На Московский университет смотрят как на некоторую вершину, гордость. И надо сделать всё, чтобы прежде всего наши ребята-школьники, студенты, родители, наши люди были довольны, как работает университет.
СВЕТ И ТЕНИ. МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ
Голос за кадром: Ломоносов был полиматом. Это универсальный человек, чьи интеллектуальные способности и деятельность не были ограничены одной сферой. И при этом он умел соединять свои знания из разных наук, достигая новых открытий. Значение трудов Ломоносова для Отечества сопоставимо разве что с ролью почитаемого им Петра I. Великий император заложил фундамент современного государства российского, а Ломоносов стал основоположником российской науки, образования, промышленности и искусств.
Леонид Млечин: Пётр Алексеевич Романов и Михаил Васильевич Ломоносов – оба прожили всего лишь 53 года и за такой короткий отпущенный им срок столько всего успели. Как им это удалось? Вот загадка.
Голос за кадром: Есть такая легенда, что Ломоносов – внебрачный сын Петра Великого. Якобы в начале 1711 года царь приехал в Усть-Тосно, недалеко от Санкт-Петербурга, на встречу со здешним старостой. И увидел в его доме служанку – сироту, умницу и красавицу. Пётр погостил неделю и уехал. А сирота осталась в интересном положении. Звали сироту Елена Ивановна Сивкова. Мужем её позже стал Василий Дорофеевич Ломоносов – родственник того самого старосты, у которого Пётр гостил. Поселилась семья Ломоносова в деревне Мишанинская, которая располагалась на одном из островов Северной Двины, неподалёку от села Холмогоры, где 19 ноября 1711 года и появился на свет Михаил Ломоносов.
Леонид Млечин: Был ли Михаил Ломоносов сыном Петра I? Маловероятно, но в российской истории XVIII века эти фигуры, конечно же, стоят рядом. Ломоносов боготворил императора Петра I, восхищался его трудами. Говорил, что он защищает всё сделанное Петром I для того, чтобы россияне выучились и прославили Россию.
Голос за кадром: Ломоносов жил в семье зажиточных крестьян, не крепостных. Его отец по натуре был добрым, но, по оценке самого Михаила Васильевича, в крайнем невежестве воспитанным. Хотя на Холмогорах Василия Дорофеевича уважали. Он был владельцем парусного судна, выходил на нём в Белое и Баренцево моря, перевозил грузы, ловил рыбу и морских зверей. С 10 лет Михаил помогал отцу, был юнгой и принял участие в пяти походах.
Леонид Млечин: Охота на тюленей, холодное полярное море, ледяные ветра не только закалили мальчика, но и пробудили в нём любознательность. Он очень рано научился и читать, и писать, и, главное, самостоятельно мыслить.
Голос за кадром: Мать Ломоносова Елена Ивановна, дочь диакона, знала церковнославянский язык и пробудила в сыне интерес к чтению, и настояла на том, чтобы муж пригласил для Михаила учителя. Первым наставником Ломоносова стал отец известного скульптора Фёдора Шубина Иван Шубной.
Леонид Млечин: Сложилась легенда, автором которой, возможно, и был сам Ломоносов, что учился он урывками, без должного внимания учителя, в трудных условиях, сидя на пне при свете северного сияния. Как-то не сходится. Уж более высокий уровень грамотности был у юного Ломоносова. Почерк, стиль, письма. На пне? Как-то сомнительно.
Голос за кадром: Ведь азы грамотности он получил от матери. В 9 лет в жизни Михаила случилась трагедия – его мама умерла. Она словно чувствовала, что скоро уйдёт, и последние годы перед смертью старалась дать сыну всё своё тепло и любовь. С тех пор тепла и любви в его жизни почти не осталось. Отец женился во второй раз, и вторая жена вскоре умерла. Затем в третий. Но обе мачехи не любили ребёнка. Ругали и обижали. Третья вообще лютовала, что он сидит, уткнувшись в книге. И пилила отца: «Женить его надо, книжная дурь из головы и выбьется». Ломоносов не хотел жениться, он хотел учиться. И решил уйти из дома и отправиться в Москву, хотя ему уже и невесту присмотрели. Но Михаил притворился больным, и свадьбу отложили.
Леонид Млечин: По одной версии, 19-летний Ломоносов уехал из дома с рыбным обозом, который из Холмогор отправлялся в Москву, с разрешения отца. А по другой версии, он покинул дом тайно, ночью, ни с кем не попрощавшись, и числился долго беглецом.
Голос за кадром: Так или иначе, в декабре 1730 года девятнадцатилетний Ломоносов взял с собой две рубахи, тулуп и любимые книги – грамматику и арифметику, встал на лыжи и отправился в путь. На третьи сутки встретил рыбаков, упросил разрешить ему идти вместе с ними. Путь до Москвы занял три недели, и в начале января 1731 года Михаил Ломоносов впервые услышал колокола в Первопрестольной. А чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию, юноше опять пришлось подделать документы, в которых он выдал себя за сына холмогорского дворянина. Ложь была вынужденной. Простолюдинов в академию не брали. А Ломоносов больше всего на свете хотел учиться и ради этого был готов на всё.
Леонид Млечин: В академии Ломоносов просто нищенствовал: донашивал чьи-то обноски, голодал, пытался заработать на жизнь рубкой дров и чтением псалмов. Ребята, которые с ним учились, были значительно младше, смеялись над ним.
Голос за кадром: Но Ломоносов уже через четыре года с блеском перешёл в седьмой, предпоследний, класс. А когда потребовалось отобрать наиболее успевающих студентов в Петербургский университет при Академии наук, Михаил оказался в числе двенадцати счастливчиков. Его влекли естественные и точные предметы. Но на самом деле он хотел стать священником, заниматься науками как священник. Поэтому и заявил, что его отец священник.
Леонид Млечин: Лукавил Михаил Васильевич. Но выяснилось, что когда он ещё в школу поступал, то сказал, что дворянин. Отправили запрос в Холмогоры и получили ответ: не дворянин и не сын священника. А значит, не имеет права учиться в академии. Выгнать хотели. Слава богу, что не выгнали. А не выгнали, потому что уж больно способным к наукам оказался сын крестьянина-рыболова Михаил Васильевич Ломоносов.
Голос за кадром: В Петербурге московских студентов разместили на берегу Невы, в каменном здании новгородской епархии на первой линии Васильевского острова. Выдали казённую одежду, обувь и бельё. Поставили для каждого простые деревянные кровати.
Леонид Млечин: Никто из учеников немецкого языка не знал. А выяснилось, что в Петербургской академии всё преподавание ведется на немецком. Преподаватели все немцы. Пришлось ученикам учить немецкий.
Голос за кадром: Иностранные преподаватели появились в России не случайно. Академию наук открыли указом Правительствующего Сената от 8 февраля 1724 года. Сейчас РАН – это важнейшее и старейшее объединение ведущих институтов и учёных страны. А в то время собственных именитых учёных ещё было мало. Преподавательский штат набирали по контракту из европейцев. Ломоносов быстро освоил немецкий и изучал математику, физику, химию и минералогию. И писал стихи. А уже через полгода ему поступило неожиданное предложение. В стране не хватало учёных в области горнодобывающей промышленности, и Ломоносова послали для обучения горному делу в немецкий город Марбург. Там он написал первые научные трактаты, освоил французский и итальянский, посещал занятия по рисованию, танцам и фехтованию, переводил европейскую поэзию и… влюбился в дочь своей квартирной хозяйки – шестнадцатилетнюю Елизавету-Христину.
Леонид Млечин: Конечно же, девушка не осталась равнодушной к красивому и харизматичному парню: роста два метра, косая сажень в плечах, сила непомерная. Родила ему дочку, и они поженились в церкви реформаторской общины.
Голос за кадром: Но вскоре Ломоносову пришлось оставить жену и дочь в доме тёщи. Академия наук предписала ему отбыть во Фрайберг для изучения металлургии и минералогии у учёного Иоганна Генкеля. Но Генкель поручал Ломоносову пустую черновую работу и не допускал к практике. Однажды Михаил сказал: «Не хочу заниматься пустым трудом». Тогда немец написал на него жалобу в Академию наук. Михаил Васильевич был в бешенстве. Кричал, изо всей силы колотил кулаками стену.
Леонид Млечин: Ломоносов был горяч, как его кумир Пётр Первый. Однажды за оскорбление отмолотил несколько человек подставкой для париков и попал в немецкую тюрьму. В другой раз его ограбить хотели в голландском порту какая-то шайка матросов. Всех отмутузил, с одного ещё одежду снял. Домой с трофеем вернулся.
Голос за кадром: Именно благодаря сильному характеру Ломоносов принял непростое решение – уйти от немецкого учёного Генкеля. Хотел добраться до России, но пруссаки обманом забрили русского силача в рекруты. Михаил оказался в казарме, прослужил несколько недель и сбежал. В портовом Любеке сел на корабль и через Балтику отправился в Петербург. Во время плавания ему приснилось бездыханное тело отца, выброшенное после кораблекрушения, на берегу одного из Соловецких островов, где они бывали.
Леонид Млечин: Когда Ломоносов вернулся в Петербург, выяснилось, что его отец ушёл в море вместе с артелью и пропал. Сын хотел найти отца, написал заявление насчёт отпуска. Академики ему отказали.
Голос за кадром: Тогда Ломоносов попросил своих земляков отыскать этот остров, который он видел во сне, и подробно его описал. Именно там нашли, где он указал, и предали останки земле. Эту потерю Михаил Васильевич тяжело переживал. К тому же он всё сильнее тосковал по жене и дочке. Они всё ещё оставались в Германии, и Михаил Васильевич с головой ушёл в работу. Ведь он всё ещё был студентом и не получал жалования, жил в казённой квартире, хотя уже представил на рассмотрение академиков две серьёзные диссертации: одну по физике, другую по химии. Но в профессора его так и не произвели. Всё изменилось, когда на российский престол взошла императрица Елизавета Петровна.
Леонид Млечин: Елизавета Петровна не собиралась покровительствовать иноземцам. Ломоносов подал прошение на Высочайшее имя, и академики рассмотрели его диссертацию.
Голос за кадром: И 31-летний Михаил Васильевич был определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств, а спустя три года стал первым русским учёным, избранным на должность профессора химии, и первым русским академиком в области естествознания. Свою публичную лекцию по физике Ломоносов впервые в истории Императорской Академии наук прочёл на родном языке. Жизнь Михаила Васильевича стала налаживаться.
Леонид Млечин: Ломоносов организовал переезд семьи из Германии, ещё раз обвенчался со своей женой, на сей раз в православном храме, и всё свободное время проводил только вместе с супругой. Бал, увеселительная прогулка – только с женой. Пример всем нам?
Голос за кадром: Ломоносовых связывали любовь и горе. Их старшая дочь Екатерина умерла в 4 года. К тому времени супруги уже потеряли сына. Ване был отпущен всего месяц жизни. Возможно, у пары был ещё один ребёнок, и тоже умер. Лишь младшая дочь Елена достигла совершеннолетия, но в 23 года и она скончалась. Михаил Васильевич не имел больше детей. Пережить удары судьбы учёному, как всегда, помогала работа. Когда Ломоносов получил должность при кафедре естественных наук, в Академии оставалось больше половины немецких профессоров. Хотя граф Кирилл Разумовский, ставший управляющим Академией наук спустя 21 год после её образования, первым заявил о необходимости русифицирования российской науки. Поэтому в академические ряды и был принят поморский самородок Ломоносов.
Леонид Млечин: Всю свою жизнь Михаил Васильевич Ломоносов боролся за то, чтобы одарённые молодые люди из низшего сословия тоже могли получить наилучшее образование, чтобы трудиться на благо Родины, как и его кумир Пётр I.
Голос за кадром: Как Пётр I, Ломоносов не умалял заслуг европейской научной мысли и культуры. Он пополнил русский язык латинскими словами «атмосфера», «пропорция», «равновесие». Благодаря Михаилу Васильевичу в нашей поэзии вместо «Ой ты гой еси, добрый молодец!» стали появляться такие фразы, как, например, «Науки юношей питают, отраду старым подают». Ломоносов осуществил реформу стихосложения. Это он ввёл классический русский четырёхстопный ямб, который позже стал любимым стихотворным размером Пушкина. Придумал делить литературу на три штиля – высокий, средний и низкий. Первым разработал педагогическую теорию и перевёл «Памятник» Горация, по аналогии с которым Пушкин напишет: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Собственно, и Ломоносов своими трудами тоже воздвиг себе памятник при жизни, потому что был глубоко убеждён, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Эта строка из его оды была написана ко дню восшествия Елизаветы Петровны на Всероссийский престол.
Леонид Млечин: Ломоносов возлагал большие надежды на дочь Петра I, и императрица действительно осуществила его давнюю мечту – одобрила новый штат и новый устав Академии наук и выделила из казны деньги для поддержки молодых российских учёных.
Голос за кадром: В своей лаборатории Михаил Васильевич проводил работы по изготовлению красок и химическому анализу руд. Добился получения земли под строительство стекольного завода в Усть-Рудице. И там возродил давно забытое древнерусское искусство производства смальты – цветного непрозрачного стекла. Чтобы достичь нужного результата, Ломоносов провёл четыре тысячи лабораторных экспериментов и создал из смальты мозаичные картины. Очень скоро работы Ломоносова и его учеников из любительских проб пера превратились в зрелые произведения и вызвали интерес Екатерины II. Одна из первых мозаичных работ Михаила Васильевича, «Икона Богородицы», была подарена императрице на именины. Екатерина II даже распорядилась оставить работу в своих покоях. А параллельно с живописью Ломоносов продолжал заниматься науками. Ему удалось впервые заморозить ртуть и доказать, что она тоже металл, но с низкой температурой плавления.
Леонид Млечин: Ломоносова называют русским Леонардо да Винчи. Он, скажем, придумал два десятка оптических приборов, в том числе подзорную трубу, которая позволяла и ночью штурману и капитану видеть и утёс, и скалу, и другой корабль. И даже прототип будущего вертолёта с двумя винтами – тоже достижение Ломоносова.
Голос за кадром: Ломоносов считал, что для процветания России необходимо найти путь по Северному Ледовитому океану на восток. С его лёгкой руки была организована экспедиция под командованием Чичагова, которая уже после смерти Ломоносова пыталась пройти на восток, но наталкивалась на сплошные льды. Поэтому в России стали строить первые ледоколы. Ломоносов ввёл в оборот выражения «экономическая география» и «ландкарта». Обновлять карты каждые 20 лет – его идея. А работа «О сохранении и размножении народа российского» посвящена суперактуальной и сегодня проблеме – демографии. Кроме того, Михаил Васильевич боролся с модной тогда нормандской теорией происхождения российского государства, согласно которой русские произошли от тёмных славянских племён, живших в каменном веке и окультуренных варяжскими князьями.
Леонид Млечин: В адрес таких знатоков истории Ломоносов высказывался, не стесняясь в выражениях. Сейчас вам прочитаю: «Каких гнусных пакостей не наколобродит в российских древностях такая допущенная в них скотина!». Понимаю Ломоносова как никто. Говорят, он иногда дрался с такими псевдоучёными и всем кукиш показывал.
Голос за кадром: Однажды за оскорбление почтенных немецких научных светил Михаила Васильевича отправили в тюрьму. Но, к счастью, Ломоносова поддержали студенты и преподаватели. Они написали в Сенат жалобу на засилье и иноземщины в русской науке, которая не знает толком русского языка и российской истории и заведомо её искажает. Их тоже арестовали.
Леонид Млечин: Через год после заключения в тюрьму заговорщикам вынесли приговор: троих, включая Ломоносова, казнить через повешение, остальных высечь, лишить состояния и по этапу отправить в Сибирь.
Голос за кадром: За Ломоносова вступилась сама императрица Елизавета Петровна. В отношении остальных приговор был проведён в исполнении. Высекли, заковали и отправили по этапу. Михаилу Васильевичу предложили вернуться к работе в академии с урезанием жалования в два раза и при условии принесения извинений уважаемым немецким профессорам. Ломоносов условие принял. Но после этого он изменил направление своей деятельности и сел за написание «Древней российской истории», в которой повествование о славянах начал даже не с языческой Руси, а с Римской империи. Изучил летописи и берестяные грамоты и не согласился, что Иван IV – это Рюрик. Ломоносов поддерживал сарматскую славянскую гипотезу образования древнерусского государства, считая, что опровергать легенду о посещении Андреем Первозванным Руси – национальное оскорбление и отказ русскому народу в древности и величии. Императрица Елизавета Петровна присвоила 42-летнему Ломоносову дворянство, выделила землю и крепостных. А спустя четыре года Михаила Васильевича назначили советником канцелярии Академии наук и художеств. Позже он возглавил географический департамент и переехал с казённой квартиры в свой первый собственный дом на Мойке. Но битва Ломоносова с немцами продолжалась и на бытовом уровне. Сохранился забавный полицейский отчёт с жалобой немецкого садовника, который работал в жилом блоке Академии наук, где жил и Ломоносов до переезда на Мойку. Садовник писал, что пакостник Ломоносов испортил ему день рождения.
Леонид Млечин: Садовник утверждал, что он с друзьями просто общался в палисаднике у Ломоносова, а тот стал в них бросать квашеной капустой и гнилыми картофелинами. Когда они постучали к нему в дверь, чтобы утихомирить, Ломоносов встретил их палкой с гвоздями и погнался за ними по улице с криком «Хорош медведя дразнить!», а они пытались его остановить, бросая в него горшочки с цветами.
Голос за кадром: А Екатерина II оставила на уголовном деле шутливую резолюцию: «Русский немцу задал перцу». И ход жалобе не дали. Но отношения Ломоносова с новой императрицей складывались непросто. А когда Ломоносов неожиданно и очень тяжело заболел, поползли слухи, что Михаила Васильевича и его супругу отравили медленно действующим ядом прямо во время поминального обеда у Екатерины II по случаю кончины Елизаветы Петровны. Современные историки версию с отравлением ставят под сомнение, но не отрицают того, что жена Ломоносова после этого обеда тяжело заболела. А Михаил Васильевич и вовсе ходить перестал и целый год не мог посещать академию.
Леонид Млечин: На самом деле это Екатерина II отстранила Ломоносова от руководства географическим департаментом. Назначили профессора истории Герхарда Миллера, который пытался завладеть научными материалами Ломоносова.
Голос за кадром: Говорили, что императрица и вовсе хотела уволить Михаила Васильевича. Но вскоре указ о его отставке отменила, ведь он был почётным членом Шведской и Болонской академий наук. Его кандидатуру готовили представить Парижскую академию. Но опоздали. Весной 1765 года, возвращаясь с заседания Адмиралтейств, Михаил Васильевич сильно простудился и 15 апреля скончался в своём доме на Мойке. Но интрига на этом не закончилась. Едва прах великого учёного при большом стечении народа предали земле, на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры по приказу Екатерины II библиотека Ломоносова, все его труды и архивы были опечатаны фаворитом императрицы графом Григорием Орловым и вывезены в его дворец, где они исчезли бесследно.
Леонид Млечин: Возможно, тому есть объяснение: императрица боялась утратить труды Ломоносова и всё, что имело отношение к гению русской науки, предпочла оставить у себя.