Николай Гоголь
https://otr-online.ru/programmy/svet-i-teni/nikolay-gogol-64617.html
Голос за кадром: 1852 год, Москва. В особняке графа Толстого на Никитском бульваре умер Николай Васильевич Гоголь. Ему было 42 года. Великий писатель, автор произведений «Мёртвые души», «Ревизор», «Записки сумасшедшего», «Женитьба», он стал самым мистическим классиком русской литературы и оставил поле себя множество тайн и загадок, на которые и по сей день нет ответов. Почему общество прощало Гоголю все его чудачества? Зачем он сжёг своё пророческое творение – второй том «Мёртвых душ»? И, в конце концов, от чего от умер?
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Гоголь, вероятно, чувствовал смерть довольно близко на протяжении жизни вообще. И это не просто так, он с этим ощущением вообще жил.
Владимир Файнзильберг, психиатр, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа: Он – психически больной человек, но это не уменьшает его заслуг. Вся история человечества показывает, что гениальность соседствует с ненормальностью.
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Гоголь, безусловно, ощущал в себе гения. Он ощущал в себе присутствие некого высшего дара, который дан ему и за который он несёт ответственность.
СВЕТ И ТЕНИ. НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ
Леонид Млечин: И при жизни Гоголя, и после его смерти о нём рассказывали самые странные истории. А что удивляться? Он же гений, а гениям свойственны странности и чудачества. За две недели до смерти будит слугу, велит закладывать сани и везти его в городскую психическую лечебницу. Приезжают туда и стоят там. Через какое-то время поворачивается к слуге и говорит: «Поехали назад». Спрашивается, что могло заставить тяжело больного человека тащиться бог знает куда в эту февральскую стужу?
Голос за кадром: Согласно одной из версий Гоголь хотел увидеться с Иваном Яковлевичем Корейшей. Корейша был пациентом этой психбольницы и считался в Москве провидцем. Согласно другой Гоголь сам нуждался в медицинской помощи.
Владимир Файнзильберг, психиатр, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа: Вопрос, который, собственно говоря, волнует всех: страдал ли он психическим заболеванием? Могу ответить однозначно: несомненно.
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Гоголь шёл вот этим своим совершенно особенным путём, чуждым общим правилам. Люди не могут понять, почему человек отказывается от успеха, люди не могут понять, почему человек не хочет то, что ему дано, реализовывать как-то.
Голос за кадром: Так было не всегда, молодой Гоголь очень хотел себя реализовать. В 1829 году он опубликовал на собственные средства свою первую поэму «Ганц Кюхельгартен». Критики её разнесли. Гоголь был в ужасе, с горя скупил почти все экземпляры и отправил в печку. Таким уж был Гоголь: чуть недоволен своим произведением, то сразу его огонь. Поэма «Мёртвые души» тоже горела и не раз.
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Он ведь сжигал материалы второго тома два раза. Первый раз он сжёг за границей после 5 лет работы, а второй раз уже в Москве после ещё 7 лет работы.
Голос за кадром: То есть Гоголь трудится уже 12 лет над вторым томом «Мёртвых душ» и за 9 дней до кончины ночью 12 февраля 1852 года во время Великого поста совершил то, во что некоторые следователи до сих пор отказываются верить.
Леонид Млечин: Больше суток Гоголь не пил, не ел, не спал, молился. В 3 часа ночи разбудил слугу, велел принести ему портфель с тетрадями. Когда слуга принёс, бросил их в камин. Слуга кинулся, чтобы спасти рукописи, а Гоголь ему не позволил и смотрел на огонь, пока все его рукописи не превратились в пепел. Потом лёг, отвернулся к стене и заплакал.
Голос за кадром: А на утро пожаловался графу Толстому: «Ведь хотел только некоторые главы сжечь, заранее отобрал, да только вот, как Лукавый силён». Толстой попытался его успокоить: «Да вы прежде, Николай Васильевич сжигали, а потом выходило ещё лучше». Но на этот раз не вышло, Гоголь не успел.
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Гоголь считал, что его Господь привёл в мир, создал для того, чтобы он написал эту книгу – «Мёртвые души». Он собирался написать книгу с разгадкой вообще России: зачем она в мире существует, какое предназначение. Ему сказал один из знакомых совершенно справедливо: «Ты хочешь Библию написать?». Это непосильный труд, но он такое себе поставил, он всегда себе такие ставил цели.
ФРАГМЕНТ Т/Ф «МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Это, конечно, связано с глубоким врождённым религиозным чувством, с понимаем того, что здесь и сейчас мир не заканчивается, что есть другие измерения. У Гоголя это ощущение было с детства.
Голос за кадром: Николай Васильевич в такой семье родился – не просто верующих, но ещё и людей, верящих в некоторое мистическое предопределение. Его отец Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский был выходцем из дворянского рода. Будущую свою жену Марию Ивановну Косяровскую он впервые увидел во сне.
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Однажды на богомолье находясь, он заснул, ему приснился сон о том, как из алтаря вышла Божья матерь и сказала: «Вот твоя жена». Он повернул голову и увидел младенца. Кстати, он был подростком, ему было 14 лет.
Владимир Файнзильберг, психиатр, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа: Когда они заехали в гости к друзьям родителей, он увидел маленькую девочку, недавно родившуюся, и понял, что это суженная. И потом на протяжении ряда лет он приезжал, ухаживал, в общем, выращивал себе жену. Вот такая повышенная религиозность этой семьи с точки зрения психиатрии тоже вызывает некие вопросы, во всяком случае, интерес.
Голос за кадром: И в роду Гоголя расстройства были. Одна из его тёток строила рожи гостям за обеденным столом, прятала под матрас якобы какие-то сокровища и смазывала волосы сальной свечой, чтобы не поседеть. Дед и бабка со стороны матери отличались болезненной мнительностью, отец страдал от депрессии, мать то смеялась и не могла остановиться, то застывала и сидела так часами.
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Возможно, это связано с тем, что в семье рождалось много детей, и они умирали. 12 детей было у Марии Ивановны, а из них выжило только 4.
Голос за кадром: И Николай оказался первым выжившим младенцем. Чудо! Вымоленное перед иконой Николая Святителя дитя. Никоша появился на свет 1 апреля 1809 года в Сорочинцах. Так его даже в родовое имение побоялись перевозить – едва дышал, почти до 3 лет не говорил. Зато в 5 уже сам стал писать, записывать истории про леших и нечистую силу, которые так любила рассказывать мама, и при этом болел бесконечно.
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Это был человек очень некрепкого здоровья. И поэтому вот это чувство нездоровья, а соответственно, и смерти сопровождало его всю жизнь, но потом отец умер, конечно, и это было очень для него сильным потрясением.
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Семья, судя по всему, была очень тёплая, простая, живая. Я думаю, что Гоголь, конечно, много унаследовал именно от своих родителей. От Марии Ивановны – лиричность, мягкость. Она рисовала, и, кстати, Гоголь ведь тоже много рисовал. А отец был душой компании всегда, и, более того, он даже писал небольшие комедии для домашней сцены. И Николай Васильевич, кстати, заразился в какой-то момент вот этим сочинительством. Уже находясь в это время в гимназии в Нежине, он был инициатором создания театра.
Голос за кадром: Зачитывался Гофманом, Шиллером и Гёте, разумеется, в переводе. И однажды, получив очередной «неуд» за немецкие глаголы, на полном серьёзе задал своему однокашнику вопрос: «Неужели они, на самом деле, писали по-немецки?». Будущий великий писатель не мог представить, что любимые Гофман и Шиллер писали на таком резком и непонятном для него языке.
Леонид Млечин: Уже в гимназии Гоголь прослыл чудаком: приходил раньше всех в аудиторию, карманы забиты конфетами и печеньем, это я его понимаю, ел их постоянно. Когда вызывали к доске, прятался под парту и продолжал жевать. И рассказывают, будто по ночам у себя в комнате он то блеял, то кукарекал. Так ли это на самом деле, никто не знает.
Голос за кадром: В общем, странный был мальчик: замкнутый, щуплый, взъерошенный, с птичьим профилем, неумытый, руки грязные, после него книги в библиотеке не хотели брать, и приехал он из глубинки, и совсем не аристократ, и уши у него болели – его постоянный отит, которому Гоголь уделял особое внимание, не смущаясь окружающих.
Владимир Файнзильберг, психиатр, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа: Сама ситуация в семье провоцировала его ипохондрию – повышенное внимание к своему собственному здоровью, к своим собственным ощущениям в теле, потому что ипохондрия без ощущений не бывает, всегда первыми являются какие-то неприятные ощущения в теле, и они вызывают невольные мысли о каком-то страдании, о каком-то заболевании: «Ах, раз есть неприятные ощущения, значит я больной», – возникает снижение фона настроения, то, что мы называем депрессией.
Голос за кадром: А ещё Гоголь уверял всех, что желудок у него перевёрнут вверх ногами, и подробно описывал друзьям всего его желудочные процессы. Казалось бы, интимная сфера, не со всякими поделишься, а Гоголь делился и мог такое надумать про себя…
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Действительно, у него были какие-то проблемы с пищеварением. Он ездит по разным врачам в Европе, посещает всех знаменитостей, какие только можно посетить, и сколько там внушённого и придуманного нам сегодня трудно сказать.
Голос за кадром: Когда в 1828 году Гоголь попал в Петербург, ему кто-то сказал, что все приезжие от невской воды лысеют. Николай Васильевич испугался, побрился наголо и купил парик, но парик съезжал, приходилось ему подкладывать под него хлопчатую бумагу. Это выглядело комично: парик набок, из-под него – бумага и лысый затылок. Еле дождался, пока волосы отрастут, но зато никто Гоголя не трогал и писать не мешал.
Леонид Млечин: Современник Гоголя граф Сологуб обратился к нему за помощью: «Николай Васильевич, муза меня покинула, ничего не пишется! Что делать? Посоветуй». Гоголь сказал: «Садитесь, возьмите перо и пишите. Что-то сегодня не пишется, что-то сегодня не пишется, что-то сегодня не пишется… Рано или поздно что-то напишется!». И так Гоголь поступал всю свою жизнь, позволю себе добавить, в чём был абсолютно прав, иначе ничего не напишешь.
Голос за кадром: Гоголь работал всегда и везде. Наверно, поэтому первые литературные неудачи в Петербурге его не остановили. После провала с поэмой «Ганц Кюхельгартен» Николай Васильевич принялся писать бесконечные письма матери с просьбой рассказать об обычаях и обрядах их семьи, найти для него какие-то рукописи, вспомнить обо всех суевериях и легендах. Благодаря поддержке любимой мамы мечты стали сбываться. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» появляется повесть «Вечер накануне Ивана Купала», а потом и «Сорочинская ярмарка», и «Майская ночь». И вскоре молодой писатель вошёл в число элитных художников слова.
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Рассказывал, как одну из глав «Мёртвых душ» написал в одном итальянском трактире по дороге в Рим. Он путешествовал и на одной станции в трактир зашёл, там было шумно, кругом был народ, играли в бильярд. И вдруг на него нашло вот это творческое желание, и он сел, открыл тетрадь и, не отрываясь, начал писать. «Написал, – как он потом говорил, – лучшие мои строки». Это была жизнь, она тоже его питала.
Голос за кадром: В 1831 году Гоголя познакомили с Пушкиным, и Николай Васильевич оказался в среде лучших литераторов Петербурга. Кстати, считается, что сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ» подсказал Гоголю Пушкин. По поводу «Ревизора» всё так и есть, а вот историю о мёртвых душах Гоголь, на самом деле, нашёл в своей собственной семье. Был у Николая Васильевича дядя – мелкий помещик Пивинский, ему принадлежало всего 30 крепостных и винокурня, но вышел закон, что для содержания винокурни у хозяина должно быть 50 душ. Что же делать? И тут дядю осенило: души-то от ревизии до ревизии, только на бумаге – и мёртвые, и живые. Взял он горилку и отправился по соседям, скупил мёртвые души и получил лицензию.
ФРАГМЕНТ Т/Ф «МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Он был необыкновенный рассказчик и очень любил перевирать газетные объявления рекламные, и у него рождался тут же рассказ: какой это магазин, как там торгуют. Всё это он разыгрывал, и люди помирали со смеху, он же абсурдист, сюрреалист, по сути дела.
Голос за кадром: Его «Ревизор» – комедия абсурда: провинция, чиновники, взятки, глупость, страх разоблачения. В результате цензоры не допустили пьесу к постановке, а Николай I допустил и на премьере хохотал от всей души. Модного писателя Гоголя всюду приглашали, но он даже на балы не ездил, а жил в каком-то своём мире, который казался окружающим непонятным и даже странным. Например, Николай Васильевич много путешествовал и при это категорически отказывался предъявлять на границе паспорт – боялся, что сглазят. И вот представьте себе такую ситуацию: таможенник говорит: «Паспорт, сеньор». А Гоголь в ответ: «Не дам».
Леонид Млечин: Однажды Гоголь оказался у Чаадаева. Чаадаев тоже был известный человек, но долго зазывал к себе Николая Васильевича. Протеже Пушкина, известный писатель. Приехал Гоголь, сел в кресло и заснул, и проспал весь вечер. Потом проснулся, встал и уехал. А там общество, дамы… Николаю Васильевичу было всё равно.
Голос за кадром: При этом Николай Васильевич слыл общительным, слыл модником и щёголем, увлекался всем ярким. А жилетки Гоголя! Их у него было множество самых разных расцветок, и поклонники писателя заказывали своим портным «жилетку Гоголя». Это означало очень пёструю.
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Точно так же с едой. Он любил готовить, умел готовить. Он побывал в Италии и там пристрастился к макаронам. Аксаков вспоминает, как как-то он пришёл с пачкой макарон, масла, сыра, позвал повара, рассказал, как надо приготовить. Он делал это, видимо, по какой-то рецептуре, которая была не совсем понятна едокам, скажем так, потому что они сказали, что показалось им, что макароны недоваренные, а он говорил, наоборот, что очень удачно всё получилось, как мы говорим, аль денте.
Голос за кадром: И этих макарон Гоголь мог съесть целую миску, а на десерт ещё и двухлитровую банку варенья. Но он не просто варенье ел, а разыгрывал целые уморительные сценки: показывал, как это варенье могли бы есть герои его книг, они у него постоянно едят, едят с аппетитом. «Мёртвые души» можно смело назвать «энциклопедией русского застолья».
ФРАГМЕНТ Т/Ф «МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Я не думаю, что он был обжорой. Что-то вкусненькое съесть, особенно по молодости, потом он стал спокойно относиться в зрелом возрасте.
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Он же был монах от литературы: семьи нет никакой, понимаете, ничего нет. Чувство одиночества у него было очень большим – это совершенно очевидно. Он от него страдал, но он его и хотел.
Голос за кадром: Про личную жизнь Гоголя мало что известно. Ещё в юности он прислал матери письмо, в котором говорил о страшной любви к какой-то даме и немножко о какой-то сыпи. Сочетание дамы и сыпи маму встревожило. Она решил, что сын подхватил срамную болезнь от какой-то столичной вертихвостки. На самом деле, ни любви, ни сыпи у Гоголя не было, ему просто деньги были нужны. Однажды у него случились отношения с кузиной Марией Синельниковой. Правда романом их не назовёшь, скорее, просто неделя дружеского общения.
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Я не могу себе представить Гоголя семейным человеком. Это совершено невозможно. Это была бы трагедия для него, и я думаю, что и для той, на которой он женился бы.
Голос за кадром: Но тем не менее Гоголь питал нежные чувства к одной из первых петербургских красавиц – фрейлине императорского двора Александре Осиповне Смирновой-Россет. А она вышла замуж за другого, уехала с мужем из Петербурга. Правда их переписка не прервалась, даже когда он увлёкся Анной Михайловной Виельгорской.
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Семья Виельгорских – это такая аристократическая культурная семья. Анна Михайловна Виельгорская ему нравилась. Он решил наконец устроить свою семейную жизнь, и он через знакомых Виельгорских спросил: если он посватается, как они отнесутся. И получил ответ, что отнесутся не положительно.
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: Николай Васильевич был бесприданником, у него не было титула какого-нибудь аристократического, у него не было средств, у него не было чина, он был кумиром современников, но у определённого круга – просвещённых современников.
Голос за кадром: Последней точкой в жизни Гоголя стала смерть дорогого ему человека – Екатерины Михайловны Хомяковой, хозяйки модного в Москве литературного салона, сестры поэта-романтика Николая Языкова. В их доме писатель часто бывал.
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Гоголь ей очень симпатизировал по-человечески. Неожиданно 26 января 1852 года она умирает от брюшного тифа, и на Гоголя это производит, конечно, очень тяжёлое впечатление. После смерти Хомяковой он сказал вдовцу Алексею Степановичу Хомякову: «Надо же когда-то умирать, я уже готов и умру». Вы понимаете, это всё.
Владимир Файнзильберг, психиатр, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа: Люди принимали решение уйти и уходили, причём никаких органических изменений не было, было только решение, и оно реализовалось. От психического заболевания не умирают, но от психического заболевания дефект личности – исчезает мотивация к жизни.
Голос за кадром: Умирал Гоголь мучительно. Вокруг него собирались врачи, устраивали консилиумы, ставили противоречащие друг другу диагнозы, использовали все доступные по тем временам методы лечения, что они с ним только ни делали.
Леонид Млечин: Его несчастного опускали в ванную, голову обливали холодной водой, пиявки ставили, а он с детства ненавидел всё склизкое, пытался слабой рукой смахнуть пиявки и умолял: «Оставьте меня в покое, отпустите меня!». Потом впал в беспамятство, говоря по-современному, потерял сознание.
Голос за кадром: На утро Гоголь скончался, ему было 42 года. От чего? Врачи терялись в догадках: отравление? Туберкулёз желудка? Тиф? Менингит? Официальная версия смерти – истощение.
Павел Фокин, заместитель директора по науке Государственного литературного музея: За несколько дней до смерти Гоголя, когда он уже готовился к уходу, его духовник отец Матвей из Оптиной Пустыни потребовал, чтобы он отрёкся от Пушкина. И это требование отречься о Пушкина как от грешника и язычника – это непосильное требование, но Гоголь идёт на это. И по воспоминаниям смиренно к этому приходит с тем, чтобы предстать совершенно очищенным от всех страстей.
Голос за кадром: Тело писателя предали земле на погосте Московского Свято-Данилова монастыря. На могиле установили бронзовый крест на чёрной плите из крымского гранита – «Голгофу». Но в 30-х годах прошлого века останки Гоголя пришлось переносить.
Владимир Файнзильберг, психиатр, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа: Потому что Даниловский монастырь волею Совнаркома стал колонией для несовершеннолетних преступников, и некрополь уничтожили.
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Прах перенесли на Новодевичье, могилу вскрыли. И очень странная история, история вообще гоголевская.
Голос за кадром: Во время эксгумации то ли черепа в гробу вообще не оказалось, то ли он был как-то странно повёрнут набок, но так родились легенды о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа писателя для коллекции московского собирателя театральной старины Бахрушина.
Владимир Файнзильберг, психиатр, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа: Вы знаете, здесь очень много каких-то выдумок и мифов, которые родились в народе, но это всегда так бывает, когда человек неординарный, да ещё и уход его такой необычный.
Леонид Видгоф, литератор, эксперт Мандельштамовского центра факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ: Он не был чемпион в жизни, не был красавец, не был аристократ, и он уходил в какой-то другой мир, который он сам создал. И не только сам создал, всю Россию заворожил. Он придумал Россию, и Россия в это и поверила, что она такая, то есть он создал свою Россию.
Леонид Млечин: Была ли жизнь Николая Васильевича Гоголя счастливой или несчастной? Когда речь идёт о гении, это не так просто сказать. С одной стороны, одиночество, болезни, ранняя смерть, а с другой, всенародная любовь и успех. А что такое счастье? Счастье – это семья, уют, удача. Это счастье для нас с вами, но не для Гоголя – гения.