Голос за кадром: 22 августа 1485 года в битве при Босфорте погиб 32-летний король Англии из дома Йорков Ричард III – последний представитель мужской линии династии Плантагенетов на английском престоле. Он правил всего два года. Был верным братом и любящим мужем, одарённым полководцем, доблестным воином и мудрым королём. Но вошёл в историю злым горбатым карликом, жестоким узурпатором власти и детоубийцей. Так кто же превратил Ричарда III в чудовище? Ответ покажется неожиданным – Уильям Шекспир. Олег Грознов, историк искусства: Шекспир создаёт именно такой полноценный образ злодея – инфернальное зло, то есть зло такое высококонцентрированное. Но возникает вполне закономерный вопрос: а не слишком ли он злодейский злодей? Елена Браун, историк, доцент РГГУ: Ричард III – это человек, которому чудовищно не повезло. Для меня это такой красноречивый пример: с одной стороны, жертва пропаганды, а с другой стороны, того, что истину не спрячешь. СВЕТ И ТЕНИ. РИЧАРД III Голос за кадром: В день своей смерти Ричард III сошёлся в жестокой схватке с Генрихом Тюдором – графом Ричмондским. Оба они были претендентами на английский трон. Битва их армий стала последним крупным сражением в Тридцатилетней войне Алой и Белой розы. Сражение длилось уже два часа, но не приносило успеха ни одной из сторон. И тогда  Ричард с отрядом рыцарей ринулся с холма и на полном скаку врезался в ряды противника. Леонид Млечин: Казалось, победа уже близка. Ричард убил знаменосца Генриха, вот-вот его меч достанет и короля Тюдора. И тут конь то ли споткнулся, то ли увяз в болоте и сбросил всадника. Ричард метался по полю битвы с криком: «Коня! Престол за коня!». А кольцо врагов сжималось. Голос за кадром: Но к Ричарду смогли пробиться соратники. Они стали предлагать ему своих лошадей, чтобы король мог спастись бегством. Позором это не считалось, главное – чтобы монарх выжил в опасной битве. Но Ричард бросился в самую гущу схватки, пешим. И когда все его верные рыцари пали, продолжал сражаться в одиночку. Олег Грознов, историк искусства: Его обуял раж: «Вот всё, я уже в сражении, в самой гуще, и вот сейчас я этого щенка достану и уничтожу». Но его остановили. Почему? Каким образом? А дело в том, что ему буквально в тыл ударил лорд Стенли – имело место предательство. Голос за кадром: Предатель Томас Стенли, который когда-то нёс на коронации Ричарда церемониальный жезл, а в битве при Босфорте возглавлял резервный отряд. Король и подумать не мог, что Стенли играл на оба лагеря. Он выжидал и в последний момент выбрал Тюдора. Ричард III всё понял, но было поздно. Елена Браун, историк, доцент РГГУ: Хроники сообщают, что он кричал: «Предательство! Измена», – и был, в общем, на 100% прав. Но, тем не менее, его гибель можно считать таким даже воинским подвигом. Ричард заявил, что предпочитает умереть королём. Так оно и случилось. Голос за кадром: Однако Тюдоры представили другую версию гибели Ричарда III. Будто будущий Генрих VII лично вступил с ним в рыцарский поединок и сразил врага. На поле боя он сказал: «Победа наша! Сдох кровавый пёс, – и надел на свою голову обруч, упавший с боевого шлема последнего из Плантагенетов – знак королевской власти. Этой версии гибели Ричарда III придерживается и Шекспир. Но мог ли Генрих вообще победить в этой схватке? Елена Браун, историк, доцент РГГУ: Он большую часть своей жизни прожил в Британии в качестве политического эмигранта, никогда не командовал войсками, он не участвовал ни в одном сражении. А Ричард III, между прочим, на войну в первый раз попал в 12 лет. Даже опыта участия в турнирах у Генриха VII будущего не было, поэтому он просто пребывал на возвышенности. Охрана была вокруг него. Голос за кадром: На самом деле охрана набросилась на Ричарда, как свора собак. Его буквально растерзали на части. На останках последнего из Плантагенетов, когда они были найдены и исследованы уже в XXI веке, антропологи обнаружили множество ран. Но после гибели Ричарда Тюдоры начали превращать его в исчадие ада. Олег Грознов, историк искусства: Генриху VII нужно было как-то оправдать то, что он оказался на престоле. Власть его, как считается, была достаточно шаткой, и ему нужно было сделать вид, именно сделать вид, что вот он освободил Англию от тирана и узурпатора, потому что у него душа болела за Англию. Голос за кадром: Душа так болела, что Генрих повелел считать началом своего правления канун битвы при Босфорте. А ведь Ричард тогда ещё был законным королём. Но всех, кто сражался на его стороне, признали мятежниками и многих казнили. А герои Шекспира едва ли не в каждой сцене его трагедии называют Ричарда дьяволом, нечистым духом и адским псом. И в первом же своём монологе шекспировский Ричард прямо объявляет: «Решился стать я подлецом». С чего это вдруг? Леонид Млечин: Оказывается, Ричарда не любят, потому что он кривобокий карлик-горбун. А уважение к людям с ограниченными возможностями ещё тогда не возникло. Когда он идёт по улице, над ним все смеются, собаки облаивают. Он мечтает о семейном счастье, но понимает, что никто его не полюбит. Выходит, всё, что ему остаётся, это власть. Так что движет им комплекс неполноценности. Голос за кадром: На самом деле, очерняя Ричарда, гениальный драматург Шекспир выполнял социальный заказ уже целой династии Тюдоров. Ведь свою пьесу он писал во времена королевы Елизаветы I, последней из Тюдоров, которые лишили Ричарда Йорка с начала жизни и короны, а впоследствии за 118 лет своего правления и честного имени. Так в чём же обвиняли несчастного английского короля? Елена Браун, историк, доцент РГГУ: В участии в убийстве принца Эдуарда Ланкастера в 1471 году говорили, что, совершив этот невиданный акт жестокости, правда, вместе с другими, Ричард уже лично поехал в Лондон и своими руками то ли задушил, то ли зарезал в камере Тауэра несчастного пожилого, душевнобольного короля Генриха VI, сумел погубить своего среднего брата Джорджа Кларенса, умертвил племянников своих, то есть детей Эдуарда IV, организовал убийство своей жены Анны Невилл. Голос за кадром: Согласно версии Тюдоров, Ричард III совершил ещё множество других кровавых злодеяний. Хотя достоверно известно, что переворот 1483 года, в результате которого Ричард пришёл к власти, был практически бескровным – четыре жертвы. Другие короли в те времена за любое подозрение отправляли подданных на плаху. Елена Браун, историк, доцент РГГУ: В правлении Ричарда III по политическим обвинениям казнено всего-то 10 человек, то есть ничтожно мало. Но, тем не менее, вот такой вот тиран, монстр и гибель его в битве при Босфорте рассматривалась как некое божественное воздаяние за грехи. Голос за кадром: Но превратить Ричарда только в злодея Тюдорам показалось мало. И тогда они придумали ему уродливую внешность, потому что с древних времён считалось, что к красивому телу соответствует благородный дух. Внешнее совершенство – сосуд добродетелей, а физические изъяны – печать тёмных сил. Елена Браун, историк, доцент РГГУ: Высохшая левая рука, её придумал точно совершенно сэр Томас Мор, плечи неравной длины, горб, который впервые в письменной традиции артикулировал сэр Томас Мор в своей истории Ричарда III, необычайно малый рост, и Шекспир добавил уродливое лицо. Помимо этого кривые ноги неравной длины, хромота. Хромоту Ричарду III добавил лично Уильям Шекспир, и она, конечно, была знаковой, потому что фиксировала дьявольскую природу этого короля: вот такой вот хромой чёрт. Голос за кадром: Не остались в стороне и художники. Они добавили к образу короля коварный прищур глаз и злобно поджатые губы. Последние штрихи к чудовищному портрету Ричарда III уже в XVII веке принадлежат творческому подходу богослова из Кембриджа. Томас Фуллер изуродовал Ричарда ещё до рождения. Леонид Млечин: Согласно этой легенде, Ричард провёл в материнской утробе чуть ли не два года. Каким он появился на свет? Зубы кривые, волосы до плеч, тело скрючено. Ужас какой-то, сатанинское отродье. Но создатели этой легенды не мелочились. Голос за кадром: Плантагенеты правили Англией с 1154 года. В их династии были две враждующие ветви – Йорки и Ланкастеры. Символом Йорков на гербе была белая роза, у Ланкастеров – алая. Отсюда и название войн – Алой и Белой розы. Инициировал их отец будущего Ричарда III – Ричард Плантагенет, 3-й герцог Йоркский, в 1455 году. Елена Браун, историк, доцент РГГУ: Когда Ричард права свои на корону предъявил, его ведь не сделали королём сразу же. Лорды долго совещались и решили, что Ричарда Йорка следует сделать опекуном Генриха VI, потому что к этому моменту несчастный король пережил два приступа полного безумия. Корону в будущем унаследует либо сам Ричард Йорк, либо его дети. Голос за кадром: Хотя речь о младшем сыне Йорков в то время вообще не шла. Когда отец Ричарда III развязал войны роз, мальчику исполнилось годика три. Родился он 2 октября 1452 года и стал одиннадцатым из 12 детей Ричарда и его супруги Сесилии Невилл, одной из первых красавиц Англии. Её называли «Рейбийская Роза». В детстве Ричард был слабым и болезненным. Елена Браун, историк, доцент РГГУ: Ричард III ни в детстве, ни в юности, скорее всего, о троне не мечтал. Если бы не случились войны роз, то Ричард, скорее всего, стал бы священником, потому что младших сыновей в аристократических домах было принято ориентировать на церковную карьеру. Голос за кадром: Но всё же в венах Ричарда текла не просто голубая кровь знати, а густая, королевская. Его предки – это потомки Эдуарда III. И от бурления королевской крови вкупе с властными амбициями 30 декабря 1460 его отец потерял голову, буквально, вступив в битву с армией Генриха VI Ланкастера. Олег Грознов, историк искусства: Ричард Йорский был обезглавлен, голова насажена на пику или на кол и коронована – на голову, отрубленную, надели бумажную корону. Голос за кадром: Отрубленную голову Ричарда Йоркского выставили над каменными воротами города, а королём стал старший брат будущего Ричарда III – Эдуард IV. А сам 9-летний Ричард получил титул герцога Глостерского. В средневековой Европе мальчиков благородного происхождения отправляли на воспитание в другую дворянскую семью, чтобы они стали самостоятельными, и родные матери не смогли их избаловать. Так у Ричарда появился опекун, 16-й граф Ричард Уорик. Олег Грознов, историк искусства: Граф Уорик, фигура монументальная, одиозная вместе с тем. Его называли «делатель королей», или «создатель королей». Он был очень влиятельный, он принимал активнейшее участие в войнах Алой и Белой розы. И во многом при его поддержке Эдуард IV получил корону. Он многому научился у Уорика. И, более того, он, получается, стал частью семьи Уорика. Голос за кадром: В доме у Уорика будущий король познакомится с младшей дочерью своего опекуна, пятилетней Анной. Девятилетний Ричард с удовольствием часами играл со своей новой подружкой. Кто бы мог подумать, что в будущем девочка станет его женой. А в то время её отец Уорик сватал королю Эдуарду IV заморских принцесс. А король Эдуард, оказывается, втихаря уже женился на почти безродной Елизавете Вудвилл. Елена Браун, историк, доцент РГГУ: И выбор его никак нельзя было одобрить по династическим соображениям. Она не была в строгом смысле аристократкой голубых кровей. Она была вдовой с двумя детьми и на пять лет старше самого Эдуарда. Более того, брак был заключён тайно. Голос за кадром: Уорик счёл себя оскорблённым и решил сделать новым королём Джорджа Плантагенета, а потом переметнулся на сторону Ланкастеров и в результате заговора пленил короля Эдуарда IV. Но тот сбежал к герцогу Бургундскому, вместе с ним отправился во Фландрию и его младший брат, 18-летний Ричард. Уорик восстановил на троне безумного короля Генриха VI. Олег Грознов, историк искусства: Свою дочь Анну, ту самую Анну, в которую, возможно, был влюблён с детских лет Ричард, выдаёт замуж за сына короля Генриха VI Эдуарда, за принца Эдуарда. Голос за кадром: Но Эдуард IV и его младший брат Ричард не собирались сдаваться. Они собрали войска и в апреле 1471-го пересекли Ла-Манш и в битве при Барнете они разбили Уорика, после чего четыре дня толпа лицезрела труп поверженного Уорика на паперти Лондонского собора святого Павла. Олег Грознов, историк искусства: Войны Роз, они неотрывно связаны с темой предательства. Постоянно кто-то кого-то предаёт, кто-то кого-то оставляет в беде. И вот такое глобальное предательство. Голос за кадром: В результате Генрих VI опять оказался в Тауэре и там скончался. Убили его или он умер сам, неясно. Но Тюдоры повесили и эту смерть на Ричарда III. Его обвинили и в гибели 16-летнего принца Эдуарда, который был супругом Анны Невилл. В результате подруга детства Ричарда осталась сразу и сиротой, и вдовой. Если верить Шекспиру, она обожала своего убитого мужа, а Ричарда III ненавидела. Но тот сумел её обольстить. Анна вышла за него замуж, о чем впоследствии горько сожалела. Олег Грознов, историк искусства: Потому что он дегенерат, ему нужно всех убивать бесконечно. Женился и тут же надо убить супругу. На самом деле, в реальности, они прожили вместе больше 10 лет. Голос за кадром: Но семейная жизнь молодой пары началась с приключений. Джордж Кларенс, опекун Анны Невилл, овдовевшую и осиротевшую девушку собирался отправить в монастырь, чтобы забрать себе её наследство. Но неожиданно в его доме появился Ричард. Он сообщил, что решил жениться на Анне. Вот только Кларенс уже успел её спрятать. Ричард бросился на поиски возлюбленной. Леонид Млечин: Ричард обнаружил свою любимую в доме одного из людей своего брата. Оказывается, по приказу Джорджа её переодели поварихой, велели оставаться на кухне. Она ещё что-то готовила. Ричард отвёл Анну в ближайший монастырь, чтобы она могла приготовиться к свадьбе. Голос за кадром: И в 1472-м 20-летний Ричард женился на Анне. Спустя год у них родился сын, а вскоре Джордж Кларенс подготовил очередной заговор и распустил слухи, будто король Эдуард IV – незаконный наследник Ричарда Йоркского, а сын простого лучника. Разгневанный король приказал заключить брата в Тауэр и казнить в вине. Леонид Млечин: Утопление брата Ричарда III в бочке со сладким вином, напиток для знати, тоже не более чем легенда, согласно которой ему предложили самому найти для себя способ казни. Он сказал, что если уж умирать, так в вине. На самом деле, скорее всего, его задушили по приказу короля Эдуарда IV, которому надоел этот неутомимый интриган. Голос за кадром: Ричард любил Анну, считался примерным семьянином, жене почти не изменял. У него было всего два внебрачных ребёнка. Причём сын родился до появления Анны, а дочь – под вопросом. Но в любом случае, даже такая сомнительная верность – редкость для той эпохи. Елена Браун, историк, доцент РГГУ: В конце концов, мы же знаем противоположный абсолютно пример старшего брата Ричарда Эдуарда IV, который буквально сходил с ума по женщинам, уделял внимание и аристократкам, и простолюдинкам, никогда не имел даже одну любовницу. У него всегда их было несколько. Голос за кадром: И эта чрезмерная любвеобильность короля стоила не только короны и трона его наследникам, но и их жизни. А виноватым во всём, как обычно, сделали Ричарда III. Дело в том, что король Эдуард IV, скончавшийся своей смертью, оставил двоих сыновей – принцев Эдуарда и Ричарда, мальчиков 12 и 9 лет. Старший из них должен был стать королём Эдуардом V. Олег Грознов, историк искусства: Мальчик подросток, и нужен, значит, регент. И вот регентом, лордом-протектором, назначается брат Эдуарда IV, Ричард Глостерский. Потому что он на протяжении всей своей жизни был верен королю Эдуарду IV. Он его никогда вообще не предавал. Голос за кадром: Но вскоре после смерти Эдуарда IV выяснилось, что король ещё до венчания с Елизаветой Вудвилл заключал брачный контракт с леди Элеонорой Батлер. И эта помолвка также не была расторгнута. Более того… Елена Браун, историк, доцент РГГУ: Была скреплена сексуальными отношениями, что церковью приравнивалось к браку. Поэтому с канонической точки зрения Эдуард мог считаться двоежёнцем, а дети его, соответственно, бастарды. Голос за кадром: Так значит, Эдуард V, коронация которого уже была объявлена, незаконнорождённый. Знал ли Ричард об этом – неизвестно. Но вёл себя он так, будто услышал эти новости впервые. Церемония была срочно отменена. Обоих сыновей покойного Эдуарда IV отправили в Тауэр. Тогда он не был печально известной тюрьмой, а представлял из себя хорошо укреплённую, комфортабельную королевскую резиденцию. Детей поместили в неё для защиты. Олег Грознов, историк искусства: В какой-то момент, вот это ключевая точка в этой истории, они просто исчезают. И что с ними случилось? То ли Ричард их действительно убил. Их мог убить Бекингем, который был приспешником Ричарда, а потом восстал против Ричарда. Они могли сами умереть, они могли и не умирать, и не быть убитыми, но, может, их куда-то услали, в конце концов. То есть тут такая чёрная дыра, белое пятно. Голос за кадром: Уже в XVII веке при Стюартах, во время земляных работ в Тауэре, под фундаментом лестницы были обнаружены человеческие кости небольшого размера. Их сложили в ящик и забыли. А потом вдруг решили, что это останки пропавших принцев. Их торжественно похоронили в Вестминстерском аббатстве. Гробницу вскрыли для научных исследований лишь спустя три века, в 1933 году. Олег Грознов, историк искусства: Повторной эксгумации не было. Никакой экспертизы ДНК не проводилось. Поэтому до сих пор ни один историк не скажет, что в Вестминстере захоронили именно принцев. А значит, факт смерти принцев не подтверждён. Но последующая традиция – считать, что преступление было, и его совершил именно Ричард. Голос за кадром: 6 июля 1483 года Ричард III был коронован. Новый король Англии взялся за реформы. Он освободил всех заключённых из темниц, увеличил налог на импортные товары, защищая английских купцов от конкуренции, отменил беневоленции, введённые Эдуардом IV по принципу «король берёт всё, что хочет и сколько захочет». наказывал взяточников, потребовал от судей рассмотрение всех жалоб, и от аристократов, и от простолюдинов. А ещё король ни в чем не отказывал любимой жене. Елена Браун, историк, доцент РГГУ: Анна одевалась с роскошью. Она могла купить себе любую вещь, которая ей понравится. В необходимых случаях она всегда сопровождала Ричарда. И, наконец, мы точно знаем, что когда Ричард уже стал королём Англии, он регулярно посещал спальню своей супруги. Голос за кадром: Спустя 12 лет брака их отношения оставались пылкими, и только когда у Анны была обнаружена открытая форма туберкулёза, доктора попросили Ричарда реже посещать супругу. А в апреле 1484 года королевскую чету постигло страшное горе – умер их единственный сын, принц, наследник. Эдуарду было десять. Его сгубили слабые лёгкие, доставшиеся от матери. Олег Грознов, историк искусства: Когда скончался юный принц, говорят, что Ричард и Анна были абсолютно безутешны. Это тот момент, когда злодей, каким мы его представляем себе, становится человеком. Голос за кадром: Ровно через год Ричард провожал в последний путь свою Анну и рыдал на её похоронах. Но вскоре поползли слухи – он отравил супругу, чтобы жениться на своей племяннице Елизавете. Королю нужен был наследник. Но Ричард не успел. Спустя полгода в битве на Босфорском поле династия Плантагенетов оборвалась. Олег Грознов, историк искусства: Его изуродованное тело обнажённое сначала выставили на всеобщее обозрение, люди посмотрели-посмотрели, поплевали-поплевали, и потом его погребли. Наскоро вырыли яму и просто бросили его туда. Вот такое погребение. Считалось, что при Генрихе VIII выкопали останки и выбросили их в близлежащую речку. И там даже, в этом городе Лестере, есть мост, на нём такая табличка: «С этого моста останки Ричарда III бросили в реку». Голос за кадром: Осенью 2012 года команда исследователей под руководством археолога Ричарда Бакли и сценариста Филиппа Лэнгли, секретаря шотландского отделения «Общества Ричарда III», в процессе раскопок францисканского монастыря на месте автостоянки в Лестере обнаружила могилу неизвестного. Результаты экспертизы стали сенсацией. Это был Ричард III. Не горбун, не сухорукий, не хромой. Единственный его изъян – искривление позвоночника. Леонид Млечин: Антропологи установили, что рост Ричарда III был метр семьдесят три сантиметра. Точно не карлик, особенно по тем временам. А пластические хирурги сказали, что, судя по всему, он был, вообще говоря, привлекательным мужчиной. Это как же надо было его ненавидеть, чтобы нарисовать такой образ? Голос за кадром: У англичан есть старая пословица: «Правда – дочь времени». Но сколько должно пройти ещё времени, чтобы правда восторжествовала окончательно? Ведь в представлении большинства Ричард III по-прежнему остается злобным горбатым карликом. Леонид Млечин: В театрах всего мира шекспировского «Ричарда» ставят не реже, чем «Гамлета». Так что едва ли когда-нибудь Ричард III предстанет перед своими потомками в роли добродетельного и доброжелательного монарха. Уильям Шекспир об этом позаботился.