Голос за кадром: 25 апреля 1616 года в церкви Святой Троицы города Стратфорд-на-Эйвоне был похоронен 52-летний зажиточный предприниматель и инвестор, выходец из семьи ремесленников и гениальный и загадочный драматург и поэт Уильям Шекспир. Как только его ни называли: литературный вор, пьяный дикарь, поэт-обезьяна и гений, написавший «Гамлета», «Ромео и Джульетту», «Короля Лира», «Сон в летнюю ночь» и оставившего множество неразгаданных тайн. Владимир Макаров, кандидат филологических наук, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН: Для меня Шекспир – это образец максимальной широты творчества. Человек, который не бронзовеет при жизни, смело работает в новых жанрах. Виталий Поплавский, режиссёр, переводчик, шекспировед: Он был одновременно гениальным драматургом и гениальным поэтом. Сочетание само по себе редкое. Елена Луценко, филолог, литературовед, доцент РАНХиГС при Президенте РФ: Вот это умение быть многообразным, быть в веках, быть в своём веке и одновременно принадлежать всем векам, вот это, пожалуй, то, что меня в Шекспире потрясает. СВЕТ И ТЕНИ. УИЛЬЯМ ШЕКСПИР Леонид Млечин: Нет, наверное, другого такого человека, о котором бы мы знали так много и одновременно так мало. О Шекспире написаны сотни, если не тысячи книг. Его переводы на русский язык это восемь увесистых томов. Какие переводы! Но у экспертов есть сомнения относительно авторства некоторых пьес. И главный вопрос: артист театра «Глобус» и автор пьес, которые там ставились, точно один человек? Голос за кадром: Точной даты рождения Уильяма Шекспира никто не знает. Крещён он был 26 апреля 1564 года. А вот место рождения великого драматурга известно: город Стратфорд на реке Эйвон. Его родители принадлежали к древним, хотя и незнатным родам. Возможно, они даже не умели писать. Впрочем, в ремесленном Стратфорде это не считалось чем-то зазорным. Владимир Макаров, кандидат филологических наук, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН: Внутри семьи, я предполагаю, отношения были вполне хорошие, такие семейные. Например, Шекспир выполнил мечту своего отца, уже когда отец доживал последние годы. Он получил для семьи дворянские титулы. Голос за кадром: Отец Уильяма Джон Шекспир был зажиточным мастером-перчаточником, членом городского самоуправления, мать Мэри Арден – дочерью мелкопоместного дворянина. В какой-то момент Джон начал нелегально торговать шерстью, искусственно занижая цены на рынке. Из-за долгов и штрафов семья разорилась. А ведь у них было семеро детей. Денег едва хватало на еду. В университет поступить он не смог, учился только в школе, где преподавали латынь и греческий. В XVI веке Англия переживала эпоху Возрождения, античная литература была очень популярна. И нет ничего удивительного в том, что будущий драматург читал латинские тексты. Виталий Поплавский, режиссёр, переводчик, шекспировед: Он поразительно впитывал информацию, в первую очередь, наверное, словесную. Его чувство языка заключалось в том, что он этим языком бесконечно играл. Можно сказать, что Шекспир был нахватан, то есть он был начитан, но не имел систематического образование, что тоже сказалось, видимо, на его творчество по тому количеству фактических ошибок, географических, исторических, которые он допускает в своих текстах. Владимир Макаров, кандидат филологических наук, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН: Стратфорд – небольшой город, но сохранились записи, что каждый год туда приезжали лучшие труппы лондонские, чтобы дать хотя бы одно представление, поэтому Шекспир вроде как провинциальный мальчик, но вполне мог видеть гастроли, так сказать, столичных театров. Голос за кадром: Чем занимался Шекспир в течение 10 лет после окончания школы неизвестно. Знание морского дела, показанное в его пьесах, позволило некоторым исследователям предполагать, что он был моряком. В 18 лет Уильям удачно женился. Один раз и на всю жизнь. Его избранница – дочь местного зажиточного фермера Энн Хэтэуэй – была на 8 лет старше супруга. Причина свадьбы проста. На момент церемонии Энн была беременна их старшей дочерью Сьюзан. Впоследствии у Шекспира и Хэтэуэй родилось трое детей – две дочери, Сюзанна и Джудит, и сын Хемнет. Неравный по возрасту и статусу брак побудил Уильяма покинуть Стратфорд и отправиться в Лондон, где он поселился у француза, производившего парики. Владимир Макаров, кандидат филологических наук, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН: Стандартная легенда, что когда Шекспир приехал в Лондон, он якобы начал театральную карьеру с того, что сторожил лошадей, то есть, по-современному говоря, работал на парковке. Но эту легенду в целом, думаю, конечно, стоит опровергнуть. Записана она во второй половине XVII века, когда Шекспир уже давно умер. Скорее всего, Шекспир сразу приехал в Лондон с какой-то уже труппой или с каким-то желанием работать в театре на какой-то более ответственной должности. Голос за кадром: Поначалу Шекспир адаптировал произведения других авторов для различных театральных трупп. В одном из памфлетов он упоминается как актёр, который имеет дерзость сам писать пьесы. Первая работа Шекспира для одного из лондонских театров зафиксирована под 1592 годом. Речь идёт об исторической хронике «Генрих VI». Леонид Млечин: В конце XVI века в европейских странах по-разному воспринимали театральное искусство. В Испании, в Италии это зрелище для широких масс, во Франции, напротив, для аристократии. Зато в Англии это время расцвета театра. Голос за кадром: В годы, когда Шекспир начинал свою деятельность, в Лондоне имелось уже три постоянных театра. Все роли игрались мужчинами. Выбор сюжетов для пьес был разнообразен: народные драмы, утончённые комедии, фарсы, исторические хроники и религиозные мистерии. Виталий Поплавский, режиссёр, переводчик, шекспировед: XVI век в Англии был периодом открывшихся возможностей, очень интенсивно развивалась экономика и вместе с экономикой культурная жизнь во всех сферах. И театр очень бурно развивался ещё до Шекспира. И Шекспир застал, можно сказать, пик Елизаветинской эпохи, это 1588 год, победа над Испанской непобедимой армадой. И вообще был колоссальный рост национального самосознания в это время. Среди зрителей театра шекспировского времени было очень много людей из самых разных социальных слоёв, в том числе неграмотных. Они очень многое просто узнавали со сцены и из того, что говорили персонажи, в том числе исторические. Голос за кадром: Спектакли в театрах сменялись часто. Сюжеты кочевали от автора к автору и воплощались в десятках пьес. Например, история о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу. Как только в Англии издали перевод этой германской легенды, Кристофер Марлоу тут же положил ее в основу своей пьесы. Историю про Гамлета драматурги обожали. Но в интерпретации Шекспира любой избитый сюжет становился шедевром. Он смело разрушал законы драматургии и получалось гениально. Елена Луценко, филолог, литературовед, доцент РАНХиГС при Президенте РФ: Шекспировский зритель привык к трагедии мести, где герой выходит на сцену, он должен отомстить обидчику, и тогда восстановится божественная справедливость. Однако Шекспир так не сделал. Его Гамлет не мстит. Его Гамлет – первый рефлектирующий герой мировой литературы. Шекспира не интересует герой -мститель, и он хочет показать зрителю психологию человека нового времени. И отсюда он как бы отодвигает зрительские ожидания. Эпоха Шекспира открыла внутреннее «я» человека. Человек впервые задумался о своём мире, о своём месте в мировоззрении. И очень хорошо, конечно, эту проблему мы видим в «Гамлете». Шекспир гениально показывает отчуждение и одиночество Гамлета. Голос за кадром: В это время в Англии была мода на сонеты, и Шекспир изящно обыграл эту тему. В «Ромео и Джульетте» он впервые ввёл героя из сонетного цикла. Драматургические эксперименты Шекспира были с восторгом восприняты в Елизаветинском театре. Елена Луценко, филолог, литературовед, доцент РАНХиГС при Президенте РФ: Шекспир в «Ромео и Джульетте» предлагает новое гуманистическое понимание любви, которое способно выдержать все обстоятельства и вознестись над ними. Для того, чтобы убедить зрителя стоячего портера в том, что ему нужно действительно размышлять о величии любви, Шекспир вводит в «Ромео и Джульетту» комические сцены, которым в трагедии не место. На протяжении двух с половиной актов шекспировский зритель смеётся. Есть даже такая шутка о том, что Шекспир был вынужден убить Меркуцио, иначе бы никакой трагедии в «Ромео и Джульетте» не случилась. Голос за кадром: Сегодня творчество английских драматургов-современников Шекспира известно лишь узкому кругу специалистов. Но в то время у зрителя был довольно богатый выбор, чью пьесу посмотреть: Томас Китт и Джон Лили, Роберт Грин. Уильям Шекспир был одним из них. И не факт, что самым популярным. Великая слава пришла к нему посмертно. Виталий Поплавский, режиссёр, переводчик, шекспировед: Бен Джонсон критиковал Шекспира за то, что он не правит собственные пьесы, относится недостаточно требовательно к тому, что он написал. Так, может быть, в этом и было величие Шекспира, в частности, что для него язык был способом общения, и все его тексты абсолютно разговорные, то есть его персонажи часто говорят много лишнего, надо сказать, но они говорят для того, чтобы сказать то, что они хотят высказать. В этой свободно выплескивающейся речи возникало большое количество новых словоформ, то есть он из одних частей речи делал другие, а потом стали составлять словари языка Шекспира, где выяснялось, что многие такие словоформы впервые употреблены им. Елена Луценко, филолог, литературовед, доцент РАНХиГС при Президенте РФ: Драматургии Шекспира свойственна какая-то невероятная способность, в ней скрыт огромный потенциал к тому, чтобы быть осмысленной с разных точек зрения. И поэтому каждое новое поколение, каждая новая эпоха, которая открывает для себя Шекспира, так или иначе вступает с ним в полемику, проводит новые параллели и новые аналогии, и таким образом включается вот в эту мировую дискуссию вечных вопросов. Голос за кадром: Труппа, с которой работал Шекспир, называлась «Слуги лорда Камергера» и была придворной. Поэтому пьесы должны были содержать верные с точки зрения двора исторические оценки. Драматургу и актёрам нельзя было забывать, что дед королевы, Генрих VII, пришёл к власти, убив на поле брани Ричарда III. Леонид Млечин: Ричард III злодей, идущий к власти от убийства к убийству, но при этом сильная, цельная личность, талантливый человек, во всяком случае, таким его изобразил Шекспир. А историки уверены, что Ричард III не больше злодей, чем его предшественники. Король как король. Голос за кадром: Разумеется, и Жанна д'Арк в первой части «Генриха VI» выведена как ведьма, а все её победы приписаны колдовству. Стоит ей только потерять свой дьявольский дар, как всё встает на свои места. Виталий Поплавский, режиссёр, переводчик, шекспировед: Жанна д'Арк вряд ли могла быть героиней, потому что она внесла существенный вклад в войну Франции против Англии. Шекспира больше занимала судьба его страны, чем судьба этой французской девушки. Вся трилогия о Генрихе VI и пьеса «Ричард III» – это всё история национальной катастрофы, постигшей Англию. Шекспир пытался ответить на вопрос, почему эта катастрофа произошла. Одно из примет этой катастрофы было поражение Англии от Франции, а в этом участвовала Жанна д'Арк. Голос за кадром: В 1599 году Шекспир стал драматургом, актёром и одним из владельцев открывшегося театра «Глобус». Король Яков взял труппу под своё покровительство. Она стала называться «Слуги Его Величества короля». Именно в этот период Шекспир написал свои величайшие трагедии «Гамлет» и «Король Лир». Впрочем, Уильям успевал не только писать для театра, но и играть в нём. Владимир Макаров, кандидат филологических наук, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН: Самое известное это то, что Шекспир играл призрака Гамлета-старшего. Тень короля в написанном им самим же «Гамлете». Это часто очень мифологизируется, потому что незадолго до того у Шекспира умер сын, которого звали, правда, не Гамлет, а Гамнет. Имя в честь земляка и друга Шекспира. То есть у Шекспира родились близнецы. Крёстными родителями их была пара друзей и семьи. Поэтому их тоже назвали Гамнет и Джудит. К сожалению, мальчик прожил немногим более 10 лет. Елена Луценко, филолог, литературовед, доцент РАНХиГС при Президенте РФ: Мы знаем, что Шекспир играл в театре небольшие роли стариков. Как правило, называют роль Шекспира в пьесе «Как вам это понравится», он исполнял слугу Адама. Сохранилось небольшое любопытное свидетельство, байка XVIII века: какого-то старика в Стратфорде спросили, действительно ли он помнит Шекспира на сцене. И он ответил в таком ключе, что он помнит, как Шекспир выходил на сцену, а точнее, Шекспира на своих плечах выносил на сцену какой-то человек. Скорее всего, речь шла об Орландо и Адаме. Виталий Поплавский, режиссёр, переводчик, шекспировед: Из тех замечаний, которые Гамлет даёт артистам, совершенно очевидно, что у Шекспира было чёткое представление о том, как должны играть актёры, и он был много с чем не согласен в том, как они играли. Можно сказать, что он мыслил как режиссёр. Более того, его рекомендации очень похожи на систему Станиславского. Голос за кадром: Шекспир был одним из знаменитых поэтов своего времени. Он написал как минимум четыре больших поэмы и полторы сотни сонетов – стихотворений строгой поэтической формы, посвященных дружбе, любви, разлуке и поэтическому творчеству. Леонид Млечин: В поэзии Шекспир верен своей манере повсюду расставлять загадки. Он часто в стихах обращается к некой даме: «Смуглая леди сонетов». Её внешность описана довольно подробно, но это не помогает исследователям понять, кто она такая: муза Шекспира или его возлюбленная, или он просто её придумал? Елена Луценко, филолог, литературовед, доцент РАНХиГС при Президенте РФ: Вообще в английском языке очень сложно говорить, кому обращены сонеты, поскольку отсутствует грамматическая категория рода, на это указывающая. И поэтому, например, в русской переводческой традиции, когда Маршак гениальнейше перевёл сонеты Шекспира, он этот момент сгладил ввиду разных идеологических ограничений времени, и все сонеты превратились в сонеты к прекрасной даме. Голос за кадром: Известно, что некоторые пьесы Шекспира написаны в соавторстве. Например, в создании всех трёх частей раннего «Генриха VI» участвовал Марлоу. Соавтором ещё нескольких называют Джона Флетчера, преемника Шекспира в качестве штатного драматурга труппы. В то время написание пьес в соавторстве было обычной практикой. Владимир Макаров, кандидат филологических наук, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН: Мы видим информацию о том, что за пьесу одну и ту же могли выплатить, например, пяти соавторам какую-то сумму на всех. Или, например, могли выплатить какому-нибудь драматургу деньги за то, что он обновил какую-нибудь старую пьесу, и там так прямо это писалось. Виталий Поплавский, режиссёр, переводчик, шекспировед: Несомненно, что Шекспир в начале творчества и в конце работал в соавторстве. Центральный период его творчества выделился как индивидуальный автор. Видимо, это естественно произошло. Было очевидно, что он один с какими-то текстами справляется лучше, чем коллектив авторов. И таких текстов, вероятно, большинство. Голос за кадром: Вопрос авторства Шекспира всегда оставался большой загадкой. Например, в середине XIX века американский писатель Джозеф Харт высказал убеждение, что актёр Шекспир просто приспосабливал для театра ранее написанной пьесы более талантливых и образованных авторов. Так появился шекспировский вопрос. Сотни авторов высказывали в своих работах предположение о том, что создателями шекспировских произведений были другие люди. Виталий Поплавский, режиссёр, переводчик, шекспировед: Практически не сохранились его рукописи. При том, что посмертное собрание сочинений, фолио 1623 года, явно набиралось с рукописей. Куда они все пропали? Как специально. Сохранились фрагменты рукописи как раз коллективного труда, пьесы «Томас Мор», где какой-то фрагмент, учёные считают, точно написан рукой Шекспира. Но вот, к сожалению, этого недостаточно. Голос за кадром: Вся биография Шекспира – одна сплошная загадка. У него отсутствовало университетское образование. При этом он обладал широким кругозором и удивительным богатством языка. Порой высказывал презрение к черни, а сам был сыном перчаточного мастера. Но главная загадка заключается в двойственности личности драматурга. Леонид Млечин: Шекспир жил на два города. В Лондоне это знаменитый драматург, а в Стратфорде это предприниматель и инвестор, говоря современным языком. А огромные подвалы в его доме были забиты солодом. Даже трудно представить себе, что это один и тот же человек. Голос за кадром: Причём Шекспир незаконно спекулировал зерном. Покупал его по дешёвой цене, прятал в своих подвалах, ждал неурожая или голода, а потом продавал втридорога. За это на него завели уголовное дело, но благодаря связям в Лондоне он не пострадал. Параллельно Шекспир писал для театра и зарабатывал там. Владимир Макаров, кандидат филологических наук, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН: Театральные компании зарабатывали вполне неплохо и вполне реально, что Шекспир мог сколотить, возможно, своё состояние в значительной степени на написании пьес для театра. Современные исследования показывают, что Шекспир ездил в Стратфорд, проводил там постоянно какие-то бизнес-сделки или от его имени их проводили, но с его согласия, покупал землю, брал в аренду землю, выкупал право собирать церковную десятину. Нужно помнить, что это время, в которое не было никаких социальных гарантий. У Шекспира были две выжившие дочери. И, конечно, он хотел обеспечить своим дочерям, возможным своим внукам и внучкам максимально комфортную жизнь, социальный лифт. Поэтому так делали, конечно, все, в том числе и аристократы, и лорды. Голос за кадром: Предприниматель или драматург? Примерный семьянин или увлечённый музами вольный творец? Загадки, связанные с Шекспиром, породили ажиотаж антистратфордианцев – так называют тех, кто отрицает авторство Шекспира и вообще ставит под сомнение его личность. Елена Луценко, филолог, литературовед, доцент РАНХиГС при Президенте РФ: Основа шекспировского вопроса и его зарождения в середине XVIII века, когда некий антиквар обнаружил завещание Шекспира, которое его потрясло. Как же так: умирает великий поэт, великий драматург, и в своем завещании он пишет о том, что он оставляет своей жене вторую по качеству кровать. Какая-то скаредность в этом есть, нет никакой романтизации облика поэта. И самое главное, в завещании Шекспира ни слова не сказано о рукописях. А какова будет судьба его библиотеки? Ни единственного слова. Вот отсюда начинаются антистратфордианские сомнения. Голос за кадром: Удивляло скептиков ещё и то, что за несколько лет до смерти Шекспир перестал писать. «Разве может гений остановиться в своем творчестве?» – восклицали сторонники мистификации. Они были уверены, что настоящий автор умер, поэтому тот, чьим именем он прикрывался, и вынужден был удалиться на покой. В конце концов, нет ничего невозможного в том, чтобы человек, по меньшей мере два десятка лет напряженно работавший в таком неспокойном месте, как театр, просто устал. Не исключено, что его стало подводить здоровье. А может быть, он опасался за свою жизнь. Лондон в те годы охватила эпидемия чумы. Владимир Макаров, кандидат филологических наук, сопредседатель Шекспировской комиссии РАН: Стандартно считается, что «Буря» была последней пьесой Шекспира, потому что главный герой «Бури» волшебник Просперо в конце прощается с волшебством и возвращается на свою предыдущую должность герцога Миланского. Это совершенно не значит, что Шекспир тоже, сочиняя эту пьесу, решил попрощаться со своим театральным мастерством и вернуться в Стратфорд. В 1613 году старый театр «Глобус» сгорел деревянный. Труппа начала собирать деньги на постройку нового. И вот в постройке нового уже, видимо, Шекспир не участвовал. Виталий Поплавский, режиссёр, переводчик, шекспировед: Его в день его рождения в Стратфорде навестили бывшие друзья, коллеги, и после этого он сразу умер. Это, конечно, само по себе может выглядеть подозрительным, что это он в возрасте 52 лет, даже в то время в 52 года без причин не умирали. Голос за кадром: Существует версия, что вместе с друзьями Шекспир выпил лишнего и умер от отравления алкоголем. Впрочем, в Стратфорде можно было легко заболеть тифозной горячкой, которая постоянно пребывала в нечистом и нездоровом климате. После смерти на его произведения обрушилась критика. Вольтер не любил творчество Шекспира и называл его пьяным дикарем, не принимая его новаторства. Елена Луценко, филолог, литературовед, доцент РАНХиГС при Президенте РФ: Шекспир стал размывать основы существующих жанров и играть с ними так, как ему хотелось. Например, он абсолютно спокойно смешивал комические элементы с трагическими, ведь он абсолютно не следовал правилам театрального декорума. Голос за кадром: А в начале XIX века на фоне увлечения романтизмом восторженное отношение к творчеству Шекспира стало напоминать религиозный культ. Считалось, что драматический актёр, не сыгравший Гамлета, не реализовался в полной мере. XX век с его поиском новаторских форм и решений позволил вновь переосмыслить творчество Шекспира. Елена Луценко, филолог, литературовед, доцент РАНХиГС при Президенте РФ: Шекспир был гениальным реформатором театра, драматургия которого впоследствии определила пути развития мирового театра. Почему так случилось? На этот вопрос прекрасно ответил Гёте в своей статье «Шекспир и несть ему конца»: «Мир Шекспира – это огромная ярмарка, на которой происходят события мирового масштаба. И эти события понятны и простому ремесленнику, и тонкому аристократу». Голос за кадром: Словарный запас Шекспира составлял до 25 тысяч слов, хотя сейчас образованные англичане используют для письма и речи не более 4 тысяч слов. Каждая его фраза – это загадка, которая может обретать дополнительный смысл. То, что пьесы Шекспира не сходят со сцены уже четыре сотни лет, а его стихи и поэмы регулярно переиздаются большими тиражами, является лучшим доказательством того, что время над его творчеством не властно. Леонид Млечин: Шекспир оставил нам необыкновенное наследие. В юности мы льём слезы над «Ромео и Джульеттой», в молодости хотим быть Гамлетом, в зрелые годы сопереживаем Отелло, на склоне лет хорошо понимаем короля Лира. Вот уже 500 лет Шекспир остаётся совершенно современным драматургом. Вот в чём его главная загадка.