Александр Спивак - о ресурсе «Дом под зонтом». Он поможет родителям детей самых разных возрастов
https://otr-online.ru/programmy/za-delo/aleksandr-spivak-37213.html Илья Тарасов: Вы смотрите программу «ЗаДело!». У нас в гостях – Александр Спивак, советник проектов Национального института защиты детства. Добрый день. Есть дети?
Александр Спивак: Да.
Илья Тарасов: Били когда-нибудь своих детей?
Александр Спивак: Ну, не так чтобы…
Илья Тарасов: Не так чтобы? Но…
Александр Спивак: Ну, у любого человека может случиться срыв хотя бы один раз в жизни. Я не могу сказать, что ни разу не шлепнул, вот за всю жизнь ни единого прецедента не было. Но я очень осознанно к этому подхожу. Я сейчас останавливаю себя, даже если возникает хоть малейший порыв разгневаться.
Илья Тарасов: В представлении абсолютного большинства ударить ребенка, применить к нему физическое воздействие – это нормально. Все говорят так: «Меня в детстве били – и ничего, вроде нормальным вырос». Правы эти люди или нет?
Александр Спивак: 25%, по результатам исследований, которые Национальный институт защиты детства провел при поддержке Фонда президентских грантов, 25% хотя бы раз ремень применяли. Если говорить о мягких, как бы «мягких», воспринимаемых как мягкие, формах…
Илья Тарасов: Подзатыльник.
Александр Спивак: …шлепки, подзатыльники, тумаки, – то это больше половины. Исследования, которые на протяжении последних 10–15 лет проводились, показывают, что потихонечку этот процент снижается.
Илья Тарасов: Как правильно вообще, с точки зрения жизни, с точки зрения психологии, воспитывать детей? Нужны ли физические наказания?
Александр Спивак: Это такие стереотипные представления, которые из прошлых лет, что ли, к нам донеслись. Нужно обратить внимание, что детей вообще стали рассматривать как каких-то самодостаточных личностей очень недавно. Еще в XIX веке и раньше детей рождалось очень много, многие из них умирали непосредственно после рождения, еще больше умирало чуть позже, детская смертность была колоссальной. О психологии ребенка вообще мало кто задумывался.
Сейчас становится понятным, что, во-первых, дети для нас так же ценны, как и любая другая личность, что ребенок и есть личность, просто она еще в стадии развития и роста. И физическое воздействие, во-первых, принижает его до уровня либо объекта, либо животного. Ребенок – это человек. Соответственно, вопрос только лишь в понимании. Если мы можем наладить со своим ребенком разговор или ненасильственным способом дать ему понять, что какие-то вещи для него являются границей… Это не значит, что не должно быть границ. Это не значит, что должна быть вседозволенность.
Второе – это непонимание того, что для ребенка мы, безусловно, любимые люди. И когда мы создаем ему ситуацию боли, ситуацию физического наказания, он воспринимает это как боль от тех людей, которые его любят и которых он, безусловно, любит. Соответственно, у него психологическая проблема: «любовь» равно «боль»; «забота» равно «причинение вреда»; для того чтобы остановить какое-то неправильное действие, нужно либо очень громко поорать, либо поорать силу. И это вмонтируемая в человека в очень раннем возрасте модель, которая начинает передаваться в следующие поколения.
Илья Тарасов: А какие последствия могут быть?
Александр Спивак: Чаще всего каких-то таких явно видимых тотальных последствий, которые… Вот мы галочку поставим: «Он стал преступником. Он стал абсолютным агрессором. Он стал социально неадекватным», – такого не будет. Но возможности этого ребенка, возможности строить конструктивные действия, конструктивное поведение, конструктивное общение, и не только в своей семье, а вообще в мире, со всеми, с кем он соприкасается, будут очень существенно снижены.
Илья Тарасов: Национальный институт целый у нас в стране есть, который защищает детей. В двух словах – от кого он их защищает, как он их защищает и почему?
Александр Спивак: Это некоммерческая организация. Обучение специалистов и государственных, и негосударственных организаций и органов, которые занимаются защитой детства: органов опеки и попечительства, социальных учреждений, образовательных организаций, школ, детских садов.
И у нас также есть программы для родителей, дистанционные программы, вебинары, консультации, курсы, направленные как раз на то, чтобы родителям давать ответы, как они могли бы понимать ребенка в возрасте этого ребенка. Что характерно для подростка? Какое поведение может быть у младшего школьника, если его долго очень держать за письменным столом, чтобы он делал уроки? И как с этими ситуациями обходиться?
Илья Тарасов: То есть сейчас есть целая методика, которая бесплатно может позволить родителям, если они хотят, почерпнуть какие-то знания, зайти, послушать, узнать и так далее, правильно?
Александр Спивак: Мы создали целый ресурс «Дом под зонтом». Это информационная кампания и материалы, которые дают родителям, во-первых, знания, то есть краткие, компактные, четкие, приспособленные к разным ситуациям. Это возможность получить помощь от специалиста, называется часть «Психология». То есть вы можете зайти в этот раздел сайта и задать вопросы. Поскольку это интернет-форум, то вы можете на протяжении какого-то времени возвращаться к этому диалогу со специалистом и что-то для себя прояснять. И это группы в социальных сетях, в которых можно обсуждать уже в таком достаточно живом режиме с участием экспертов.
Илья Тарасов: За какой помощью я могу к вам обращаться?
Александр Спивак: Вы можете обратиться, если у вас есть вопросы, которые касаются вашего взаимодействия с ребенком, ваших воспитательных действий, отношений, трудностей, которые вам ребенок доставляет, головных болей и проблем, с которыми вы не знаете как поступить. Либо если у вас есть просто конкретный вопрос, касающийся особенностей той или иной ситуации.
Илья Тарасов: Это бесплатно все?
Александр Спивак: Это абсолютно бесплатно.
Илья Тарасов: Вы в помощи нуждаетесь?
Александр Спивак: Мы никогда не отказываемся от поддержки. Если есть те, кто готов был бы с нами посотрудничать и вложить свой вклад финансовый или свой вклад ресурсный, или с точки зрения возможности вести какую-то работу в том или ином регионе – мы готовы. Электронная почта, контакты все существуют. Мы открыты к сотрудничеству с любыми, кто разделяет идею безопасности ребенка, идею защищенности ребенка и идею не карательную, а идею такой помогающей работы с полным уважением к самодостаточности, к самоценности каждой отдельно взятой семьи.
Илья Тарасов: Спасибо. Все адреса здесь, прямо сейчас на ваших экранах. Заходите, помогайте либо просите о помощи – и ее вам обязательно окажут.
Александр Спивак - о ресурсе «Дом под зонтом». Он поможет родителям детей самых разных возрастов