Вадим Иванов: Это плов. София Иванова: Папа, можно я это возьму? Вадим Иванов: Куда? София Иванова: В Тамбов. Вадим Иванов: Сонька хочет в Тамбов, тики-тики, тики-тики, тики-тики, тики-та. Юлия Берлетова: Егор, а расскажи, какой у тебя папа? Егор Иванов: Хороший Юлия Берлетова: А мама у тебя какая? Егор Иванов: Нет у меня мамы, вечно уходит от нас. Варвара Иванова: Я даже плакала, сидела, ее обнимала, говорила: «Ты точно не уйдешь?» Она говорит: «Нет, не уйду». А потом, когда уже настал другой день, надо было идти в школу, я просыпаюсь – а ее нет. ВЕРНУТЬ ДЕТСТВО Голос за кадром: Ас в уборке – Матвей. Профи на кухне – Варя. Девчонки Маша и Соня – по части бьюти-процедур. А Егор – в телефоне. Он вообще художник. Любимое занятие – рисовать натюрморты. А это – Вадим. Вадим Иванов: Ребра, вначале ребра, там кости дают вкус. Голос за кадром: Папа Егора, Вари, Матвея, Маши и Сони. Вместе они – семья Ивановых. С Ивановыми зрители нашего телепроекта знакомы, мы рассказывали о них несколько лет назад – как раз в тот момент, когда Вадим остался с пятью детьми один. Вадим Иванов: Я копал картошку, она сидела здесь и курила. Это было в часов девять утра, наверное. И в десять, когда я выкопал, ее уже дома не было. Юлия Берлетова: К Екатерине-то любовь была вообще? Вадим Иванов: Была… Юлия Берлетова: Значит, еще будет. Вадим Иванов: Кто? Юлия Берлетова: Любовь. Вадим Иванов: Вы что? Кому я нужен с пятью детьми? Голос за кадром: Вадим встретил Катю в такси. Он – водитель. Она – пассажир. Это было в городе Череповец почти 15 лет назад. Влюбились, поженились, переехали в Ярославскую область. Иногда Катя исчезала из дома, а однажды ушла на все восемь месяцев. Оказалось, Катя в проблеме зависимостей. Вадим Иванов, многодетный отец: Утром есть, а в обед уже нет. «Ушла. Уехала в больницу». В больницу звонишь, и там: «Не приезжала. Не знаем – где». А через полгода, что ли, полиция приезжает: «Ваша жена в тюрьме, верните документы». Голос за кадром: На наших глазах птенцы Вадима крепли, росли. Первая встреча с ними случилась в Ярославской области. Вадим Иванов: Я выпустил их гулять, они здесь гуляют. Варька, Варя, за Соней посмотри, Варя. Оператор: Мне в камеру прямо прицелься, но не стреляй. Голос за кадром: Через какое-то время многодетный отец уехал в поисках другого жилья, подальше от дома, где его бывшая супруга иногда появлялась. Несколько месяцев она была в тюрьме. За что – Вадим даже не знает. Он подал документы на развод, развелись, но Катя вернулась. Вадим Иванов: Она приходила как бы туда. И после последних посещений Мария приходит как-то и говорит вся в слезах и, знаешь, вот такая. Я такой: «Что, Маша, случилось?» – «Мама хочет меня забрать, а я не хочу». Голос за кадром: Второй раз мы навещали Ивановых уже в Тамбовской области, здесь они снимали квартиру. Варвара Иванова: Если только папу снимет. Юлия Берлетова: Вот это ты человек-паук! Вот это ты даешь! А папа с борщом. Держись, держись, держись! Снимать? Снимать? Варвара Иванова: Все, снимай! Вадим Иванов: Варя! Голос за кадром: Вадим из семьи металлургов. Отец, сестра и он сам работал на металлургическом заводе в родном Череповце. По образованию электрик. Сейчас – безработный. Вадим Иванов: Иди одеваться. Оператор: Сегодня у нас представление. Раз, два, три – поехали! Юлия Берлетова: Вадим, как вам? Весело? Голос за кадром: Прошло три года, танцы стали динамичнее. Юлия Берлетова: Какие все взрослые и красивые! Привет! Привет! Привет! Привет! Вадим, ну? Здравствуйте. Ну, все в полном составе. Вадим Иванов: Слушай, знаешь, какая у нас еще беда? Юлия Берлетова: Так? Вадим Иванов: Сегодня воды не было весь день, все утро, я им ничего покушать не приготовил. Пойдемте, я их немножко покормлю какой-нибудь шавермой. Голос за кадром: Традициям Вадим не изменяет – в это же кафе мы приходили с ними в прошлый раз. Вадим Иванов: Да практически ничего не изменилось. Ну, единственное, что вот ту квартиру, в которой были, продали. Нам пришлось переехать в другую. Понимаешь, нам найти квартиру – не каждый согласится. «А у вас дети? А вы такие, вы рассякие». Юлия Берлетова: Ну и что, да? Казалось бы… Вадим Иванов: Нет, сразу: «У меня тут жили и цыгане. А вы русские, не русские?» Юлия Берлетова: А, много детей – и сразу вопрос: «Русские или не русские?» Вадим Иванов: Да. Юлия Берлетова: Расскажите, где вы живете сейчас. Вадим Иванов: Вон там. Вон балкон на четвертом этаже. Вот видишь там? Баночки из-под какао. Они у меня очень любят горячий шоколад, я им делаю. Юлия Берлетова: Это вы здесь сколько, получается? Вадим Иванов: Три. Юлия Берлетова: Третий год в этой квартире? Вадим Иванов: Нет, второй. Хрущевка, коридора нет, ничего нет. Голос за кадром: Гардероб большой семьи занимает отдельную маленькую комнату. В другой, такой же, живут девочки. В зале – Вадим с сыновьями. «Тесно, – говорит, – поэтому решил кровати не ставить». Вадим Иванов: Мы надувной матрас надуваем, они как бы спят на надувном матрасе, а потом сдуваем. А вот этот мишка… Юлия Берлетова: А вообще были кровати? Вадим Иванов: Нет, здесь не было кроватей, кровати там, здесь нет. А вот этого мишку нам подарили от хоккейного клуба «Тамбов», вот нам мишку подарили. Единственное, что с жильем – своего жилья нам, наверное, не добиться никак, не найти, нигде не взять. Голос за кадром: Бывшую жену Вадим лишил родительских прав и переоформил на себя материнский капитал. Но и с ним оказались возможности невеликие. Вадим Иванов: У меня бывшая жена из материнского капитала взяла половину суммы денег. И теперь я не знаю, как эти деньги восстановить. Тот дом, в котором мы были, жили в Ярославской области, он у нас пришел в негодность. Я жену ограничил в правах, то есть лишил прав вообще, так скажем, не ограничил, а лишил уже прав. И на меня, на мое имя выписали, переоформили материнский капитал, но материнский капитал… Она успела воспользоваться частью денег на восстановление того дома. И с теми деньгами она и ушла. То есть у меня осталась половина примерно материнского капитала – это 200 тысяч. И на эти деньги я, естественно, ничего купить, приобрести, даже вложить ни во что не смогу. Александра Марова, директор АНО «Защитники детства»: «Выехать» на одних пособиях и государственной помощи, ну, чтобы обеспечить достойное существование своим детям, не получится. Ну, я сразу говорю: это никому не удавалось, если человек хочет определенного уровня жизни. Голос за кадром: Александра Марова – эксперт в вопросе решения семейных конфликтов, руководит центром «Защитники детства», ему четыре года. Одно время она активно помогала многодетным семьям решать земельный вопрос: в некоторых регионах предоставляли бесплатно землю многодетным. Александра Марова: Рассмотреть более предметно вопрос льготной ипотеки, которая предполагается для многодетных родителей. Тем более что у него имеется ребенок-инвалид. Значит, он этой ипотекой может воспользоваться, насколько я помню, до 2027 года. Первоначальный взнос по этой ипотеке – 15% от стоимости жилья. Это на 20–30 лет возможно, под ставку от 4,5 до 6%. Ну, то есть там процентная ставка 6% идет, но многие регионы ее снижают до 4,5%, многие банки. Поэтому, в принципе, это, наверное, самый такой оптимальный вариант. Да, понятно, что тяжело иногда озадачиться вопросом, где взять вот эти 15% для первоначального взноса и, в общем-то, потом эту ипотеку тоже покрывать. Голос за кадром: Вадиму 51 год. Работал долго на заводе в Череповце, поэтому получил право уйти на пенсию раньше и получает выплату по выслуге лет. Плюс пособия на каждого ребенка и по инвалидности на одного из них. То есть доход позволяет вкусно есть, покупать игрушки, музыкальные инструменты. Но дело не в финансах. Юлия Берлетова: У детей в связи с этим, что вот так вот случилось с Катей, есть травма все-таки? Вадим Иванов: Я не знаю. Может быть. Может. Ну, они об этом не говорят. Нет, Варька вот говорит, она прямым текстом говорит, что: «Я не хочу. Папа, я не хочу с ней общаться». Вот я ее заставляю общаться, вот даю. Она когда звонит, я говорю: «Варя, поговори с ней». – «Я не хочу». Ну, она в основном звонит в пьяном состоянии, вот. Ну, звонила. Ну вот. Сейчас… Юлия Берлетова: А последний раз когда? Вадим Иванов: Наверное, недели четыре назад. Месяц, наверное. Ну вот. Она звонит все с каких-то непонятных номеров. Видите, у нее постоянного номера нет. И я не знаю, где у нее, что там постоянно у нее, не постоянно. Ну вот. Кто-то звонит, сбрасывает. Я перезванивать не буду. Зачем? Юлия Берлетова: А ты ее когда в последний раз видел? Егор Иванов: В 2018-м. Юлия Берлетова: А разговаривал? Может, звонил? Егор Иванов: Да. Юлия Берлетова: Разговаривал с ней? Егор Иванов: Не совсем. Юлия Берлетова: А хотел бы? Егор Иванов: Нет. Матвей Иванов: Ну, просто такие сказали: «Папа, давай переедем в другой город». Юлия Берлетова: А какая мама вообще у тебя? Варвара Иванова: Ну, я даже уже не помню. Ну, такая… не очень. Хотела бы лучше. Елена Иванова, кандидат психологических наук, руководитель конфликтологической клиники СПбГУ, медиатор проекта «Договориться можно!»: Прежде всего отцу надо обратить внимание на то, чтобы все дети чувствовали себя любимыми, потому что когда детей много… Ну, я бы сказала, что это миф, что родители любят детей одинаково. И постараться, чтобы все дети чувствовали, что они особые, что у каждого есть какая-то индивидуальная возможность получить от отца внимание. Кроме того, какая бы ни была мама, я бы… Ну, понятно, бывают совершенно крайние случаи. Но даже если мама с какой-нибудь алкогольной зависимостью и так далее, во-первых, про маму не надо говорить ничего плохого, потому что ребенок сразу считывает, что плохой он. Голос за кадром: Папа Вадим компенсирует отсутствие у детей рядом мамы своей заботой – как умеет. Вадим Иванов: Есть материнство, есть отцовство. Отцовство – оно немножко не такое, как… Ну, я, конечно, стараюсь быть… Ну, я думаю, что я не такой, как мама, все равно. У меня немножко не тот склад ума и действий, не такой, как… Может быть, где-то я неправильно воспитываю. Может, где-то я неправильно что-то делаю. Подсказки все равно женской нет, никого нет. Елена Иванова: Ну, я бы сказала, что эта ситуация травматична, прежде всего. А конфликты могут возникать, если папе тяжело, и он становится более раздражительным, может стать более агрессивным. Тогда это может порождать конфликты. То есть эта ситуация, можно сказать, чревата возможными конфликтами, но это не конфликт сам по себе. Голос за кадром: Елена Иванова – кандидат психологических наук, руководитель конфликтологической клиники Санкт-Петербургского государственного университета, то есть профессионал в деле разрешения проблемных ситуаций и конфликтов на работе, в семье, в школе. Егор Иванов: В школе достают вечно, а все остальное нормально. Юлия Берлетова: Что-что в школе? Егор Иванов: Ну, пристают ко мне, обзывают. Юлия Берлетова: А что говорят? Егор Иванов: Ну, много чего. Мат. Голос за кадром: Ссоры и конфликты случаются, особенно в период взросления без них не обойтись. Так есть и у детей Вадима – тринадцатилетнего Егора и десятилетнего Матвея. Вадим Иванов: Егор у меня скрытный. Вот он очень тяжелый, вот он очень эмоционально тяжелый. Он не рассказывает о своих моментах, он не рассказывает о своих ощущениях. То есть он немножко скрытный такой, и мне с ним немножко так тяжеловато. Матвей немножко, так скажем, неуверенный в себе. Хотя он ходит в театральное отделение как бы, но у него все равно нет той вот уверенности, какая она должна быть у мальчика. Он такой немножко… Может быть, это из-за того, что в школе вот отношение такое. Юлия Берлетова: А делится этим отношением? Мы немножко говорили про это. Вадим Иванов: Да, он немножко такой… Юлия Берлетова: Видно, что он переживает из-за этого. Вадим Иванов: Да, да-да-да, да, такой момент есть. Матвей Иванов: Ну, в школе никак не хотят дружить. Но мне все равно, что со мной никто не хочет дружить. Юлия Берлетова: Тебе все равно, что не хотят с тобой дружить? Матвей Иванов: Да. Юлия Берлетова: А раньше же предлагал свою дружбу? Матвей Иванов: Да, раньше было, в первом классе. А сейчас… Юлия Берлетова: Во втором? Матвей Иванов: В первом. Юлия Берлетова: В первом классе ты пришел и предлагал им дружить, да? Матвей Иванов: Да. Юлия Берлетова: А они тебе что говорили? Матвей Иванов: Ну, они мне говорили: «Нет, уходи». Еще начнут меня бить ни за что. Вот еще я когда к кому-то иду, они бросают мяч, и они говорят, что я виноват. Я к этому уже привык. Юлия Берлетова: А ты кому-то рассказывал – папе, учителю – об этом? Матвей Иванов: Да, рассказывал очень много раз. Юлия Берлетова: А что учитель говорит? Матвей Иванов: «Хорошо, разберемся». Юлия Берлетова: «Хорошо, разберемся», – да? Матвей Иванов: Да. Юлия Берлетова: И как разбираются? Матвей Иванов: Ну, ругается на них – и все, проблемы решены. Мария Агапкина, педагог-психолог МБОУ СОШ № 15: Ну, они такие тихие спокойные дети, не правонарушители. Но единственное, что вот мы узнали в этом году, что там очень много пропусков. Я так понимаю, дети болезненные. Поэтому, может быть, это одна из причин того, что вот они так плохо социализированы. Ну, детский коллектив есть детский коллектив, сами понимаете. Голос за кадром: Мария Агапкина – психолог школы, где учатся дети Вадима. Готова взять в работу случай Егора и Матвея, но пока что к ней с таким запросом никто не обращался – ни учитель, ни сам Вадим. Мария Агапкина: Либо сам ребенок может подойти к классному руководителю, обрисовать ситуацию: «Вот у меня такие-то и такие-то проблемы». Классный руководитель обращается к социальному педагогу, к психологу. Психолог проводит занятия, тренинги, социометрию, насколько действительно слова ребенка соответствуют действительности, смотрит на самого ребенка. Но, опять же, при этом очень важно, чтобы один из родителей дал письменное согласие на работу психолога, иначе мы просто не имеем права с ним работать. Вот в этом вот большая очень загвоздка, что мы не можем просто взять ребенка к себе и начать с ним работать. Голос за кадром: «В том и беда, – продолжает Мария, – зачастую конфликт сложно разрешить только потому, что о нем не говорят, замалчивают». Мария Агапкина: Мы порой, бывает, получаем даже письменный отказ в таких случаях от работы психолога. То есть некоторые, да, некоторые родители бегут от психолога, как от страшного человека какого-то. Хотя мы, наоборот, стремимся им помочь. Голос за кадром: В этой же школе уже восьмой год существует служба медиации, как и во многих образовательных учреждениях по всей стране они появились примерно в это же время. Психолог-медиатор может помочь разрешить любой конфликт между школьниками, ученикам и их педагогами, родителями. Елена Иванова: Я занимаюсь медиацией больше 30 лет, с самого начала, когда она появилась в нашей стране. Ну, на моей совести, как я люблю говорить, более тысячи медиаций, опыт большой. Медиатор – это помощник тем, кто не может договориться самостоятельно, и помогает за счет того, что не встает ни на чью сторону. При этом у него большой опыт и он может задать правильные вопросы, может регулировать эмоциональную атмосферу, помочь людям от желания мстить друг другу, а наоборот – захотеть разрешить ту проблему, с которой они столкнулись. Учительница: Контрольная работа. Контрольная работа. Я все скажу. Голос за кадром: Это гимназия в городе Волхов Ленинградской области. На первый взгляд в этой школе все как у всех, однако есть отличие – здесь используют в работе медиацию. Марика Иостман-Шитс: Ставим вот так стулья в круг, убираем мешки, потому что они так немножко вальяжно себя ведут, а нам надо, чтобы они все на одном уровне были. Ну и делаем вот такой круг из стульев. Голос за кадром: Марика – социальный педагог. Марика Иостман-Шитс: Ну, здесь в зависимости от того, какое количество человек у нас – 15 или 20. И очень хорошо мы еще используем наши доски вот здесь. То есть все, что дети говорят, записывается. Эту доску используем, ту доску используем, поэтому всегда видно, какие ценности, какие правила дети выводят. Марика Иостман-Шитс, социальный педагог МОБУ «Волховская городская гимназия № 3 им. Героя Советского Союза Александра Лукьянова»: Ну, один из последних конфликтов, когда мальчик… То, что ему очень нравилось, но не нравилось другому мальчику, и он некорректно отзывался об этом. И у них произошла между собой такая ссора, один из них обратился ко мне. Мы сели вместе в моем кабинете. Выслушала я одну сторону, вторую сторону. В принципе, пришли они к устному соглашению о том, что каждый имеет право на свое личное мнение, в принципе как бы инцидент был исчерпан. Корреспондент: Но вы потом наблюдали? Действительно ли он исчерпан? Или просто для вас, так сказать? Марика Иостман-Шитс: Да. Нет, я потом подхожу к ним, обращаюсь, спрашиваю у них, говорю: «Есть ли у нас какие-то, возникают ли еще какие-то конфликтные ситуации по этому поводу?» Голос за кадром: В этом и суть работы Марики. Недавно она прошла обучение на медиатора. Корреспондент: А бывает так, что просто в коридоре к вам подходят? Марика Иостман-Шитс: Конечно, да, да, очень часто приходят в коридоре, подходят и говорят. Тогда я говорю: «Подходите, чтобы на ходу не решать вопросы». Я тогда говорю: «Приходите в кабинет». Мы тогда с одной из конфликтующих сторон садимся уже в спокойной обстановке, когда никто не шумит, нет никаких лишних звуков посторонних. И мы начинаем тогда обсуждать, в чем проблема. Светлана Екимова: Марика – наш выпускник базового курса медиации. Голос за кадром: Света – один из педагогов Марики, помогала ей решать первые ссоры в этой школе. Сейчас навещает и интересуется, нужна ли еще помощь. Светлана Екимова, исполнительный директор НКО «Медиация и консультирование в конфликте», координатор проекта «Договориться можно!»: Мальчишка хулиганит немножко, обижает своих одноклассников. Сначала мы поработали с родителями этого класса. Потом родители дали согласие на то, чтобы поработали уже с самими ребятами. И вот на данный момент все, агрессии как таковой нет. Парнишка понял, что нужно безопасно себя вести и в классе, и с ребятами. И ребята стали по-другому к нему относиться. Голос за кадром: Света – юрист с двадцатипятилетним опытом. Ее заинтересовала медиация, и она плотно погрузилась в эту науку. Познакомилась с Вероникой – в прошлом коммерческим директором сети ресторанов, а сейчас десять лет как медиатором. Вероника Филюта, директор НКО «Медиация и консультирование в конфликте», руководитель проекта «Договориться можно!»: Сто процентов нужен в каждой школе медиатор. В каждой школе важно учить школьников управлению конфликтом, потому что я считаю, что мы в какой-то степени подставляем, что ли, наших учеников, детей. Как бы неразумно участвовать в конфликтах. Мы им не даем знания о том, как участвовать в них, и предлагаем как бы самим, что ли, разбираться в сложных ситуациях. А школа – это среда, это коллектив, где есть и взрослые, и дети, и родители. Голос за кадром: Света и Вероника запустили благотворительный проект «Договориться можно!», выиграли финансовую помощь на его реализацию от Фонда президентских грантов. Вероника Филюта: Пришла идея создать проект системный, создать его в данном случае в Ленинградской области, идти по районам. И развивать медиацию, как мне в тот момент показалось, нужно в троих направлениях сразу: работать над просвещением, рассказывать много о медиации, проводить небольшие тренинги, обучать специалистов, кто останется в районе, кто будет работать. Голос за кадром: Медиаторы приезжают с лекциями в районы Ленинградской области и приглашают на обучение педагогов. Как же пройти обучение педагогам из других регионов, например, знакомым нам уже специалистам одной из школ Тамбовской области? Светлана Екимова: Приглашайте нас в гости. После Ленинградской области мы готовы приехать в следующий регион. Юлия Берлетова: Ну, ты отведи, может быть? Вадим Иванов: Она сама знает, куда идти. Учительница музыки: Так, я расческу опять тебе не принесла, чтобы причесать тебя. Ты знала, что тебя будут сегодня снимать, да? София Иванова: Знала. Учительница музыки: Знала? А чего сегодня прическу не сделала красивую? София Иванова: Забыла. Учительница музыки: Забыла опять? А я вот забываю тебе расческу купить и принести, чтобы у тебя была своя расческа. София Иванова: А я забываю дневник вести. Учительница музыки: Ну ладно, на листочке будем писать, давай листочек. Голос за кадром: Вадим поставил цель: его дети должны иметь больше, чем он. Вадим Иванов: Хочу предоставить им жизнь, вот показать, что она есть лучше. Вот я не занимался ничем. Нет, я занимался спортом, но получил травму – и все, спорт на этом закончился. Есть школа искусств, есть музыка. Ничто не вечно, как музыка. Голос за кадром: Соня ходит на подготовку по классу фортепиано. Варя выбрала гитару, сегодня у нее урок по музыкальной грамоте. Маша пианистка. Матвей в театральном кружке. Егор рисует. Вадим Иванов: Они у меня в школу искусств продолжают ходить. Там мне пошли навстречу как бы. Со всех семей там 50% берут там оплаты, что ли, а мне вот пошли навстречу и как бы без оплаты. Голос за кадром: Занятия у детей в разное время, но для их папы получается каждый день с утра одна школа, затем – вторая. Юлия Берлетова: Вы туда сами заходите? Или они потом сами? Вадим Иванов: Нет, туда не пускают. Юлия Берлетова: Сами, да? А как? Это у вас каждое утро так выглядит, да? Вадим Иванов: Примерно, да. Ну, обычно светофор проморгает, они сами уже за забором. А старшие сами. Всех проводил и пошел дома делать дела – обед готовить, убираться. Юлия Берлетова: И это сколько? Вадим Иванов: Это до полпервого. Я приготовил и пошел сразу встречать. То есть прибрался, приготовил и пошел встречать. Ну, как бы этого хватает. Юлия Берлетова: Но чего-то больше? Хотелось бы себе посвящать время? Вадим Иванов: Так а зачем? Я уже, наверное, себе посвятил. Мне спешить некуда, спешка закончилась. Голос за кадром: Вадим круглые сутки с головой в быту и заботах, но старается всем детям уделять внимание. Вадим Иванов: Варя тянется ко всему. Вот танцевала, на гитаре начала играть. Ей все интересно. Вот бисером начала увлекаться. Вместе на рыбалку ходим, рыбу ловит, на лодке вместе катаемся. Варвара Иванова: Когда мы ходили в деревне за грибами в лес, даже бывало, что мы заблудились там. Папа мне говорил: «Там очень большой гриб, сейчас много еды сделаем». А я верила, такая иду и иду, говорю: «Где он?» Он говорит: «Прямо, прямо». Мы так дошли до самого дома, я договорю: «Где гриб?» Он говорит: «Прошли уже». Вадим Иванов: Машка, она такая спокойная, со своим Я, такая вот. А Сонька – это активный ребенок. Может пройти пешком 10 километров и сказать: «Папа, я еще не устала». Юлия Берлетова: Ух ты! Вот это рай девчачий! Можно мне колечко какое-то? Голос за кадром: Варя, Маша и Соня любят ходить с папой на рыбалку, в лес, хоккейные матчи. А как же бантики, ленточки, заколки, платья? Юлия Берлетова: Это какая-то бьюти-процедура? Мария Иванова: Да. Юлия Берлетова: Класс! Маслом мажешь, да? Мария Иванова: Ну да. Юлия Берлетова: Женщина – все-таки это нежность, ласка, это все-таки забота, а особенно для девчонок. Вадим Иванов: Может быть, да. Может быть. Юлия Берлетова: Ну, девчачьи все вещи-то: вот бисер, там, помады… Вадим Иванов: Ну, я говорю: «Варя, что надо?» И пальцем. Ну, покупаешь. Юлия Берлетова: Не разбираясь, да? Вадим Иванов: Да. Юлия Берлетова: А я поняла, что уже и внешний вид, и стиль… Вадим Иванов: Это у них есть все. У них есть и… Допустим, у них длинные волосы, и у них есть масло для расчесывания волос. У них есть фен для сушения волос. Голос за кадром: Девочки растут, взрослеют без мамы. Очевиден их интерес к моде, к косметике, потому именно сейчас так важно общение с теми, кто им обо всем это сможет рассказать. История Оли Михальской во многом очень похожа на судьбу сестер Ивановых. Это сейчас Оля успешная бизнес-леди, руководит студией по развитию интеллекта, проводит курсы по этикету. В подростковом возрасте все было иначе. Ольга Михальская, руководитель Центра развития интеллекта: В 12 лет я осталась совсем без родителей одна. И тоже приходилось самой, как и девчонкам, и готовить (они сегодня рассказывали), и убирать, и что-то еще. Но это не помешало мне стать, я считаю, счастливым и успешным человеком. Голос за кадром: Мы пригласили семью Ивановых в мини-путешествие из Мичуринска в Тамбов, где живет и работает Оля Михальская. Едем с ней знакомиться. Ольга Михальская: Здравствуйте! Голос за кадром: А вот и Оля. Встречает и сразу удивляет всех видом из окна своего офиса – на центральную площадь Тамбова. Ольга Михальская: Начнем с самого приятного, как всегда, да? В знакомстве что самое приятное, когда приходим в гости? – Попить чай. Ольга Михальская: Попить чай, правильно, я тоже так думаю. Поэтому будем пить чай и кофе, общаться, знакомиться. Я живу в Тамбове семнадцать лет. Раньше я жила в маленьком поселке, в котором было около пяти тысяч населения. В детстве у меня были мама и папа, а потом так случилось, что в восемь лет погиб папа, а в двенадцать лет погибла мама, и мы остались со старшей сестрой вдвоем. Папы не стало. Папа последние два года… То есть папы не стало в восемь. Последние два года он очень тяжело болел раком. И когда папы не стало, мама перевернула образ жизни, она стала выпивать много. И уже не было никакой красоты, эстетики. То есть можно сказать, что до шести лет была полноценная прекрасная семья. Всему, что есть сейчас, все равно училась сама: смотрела в природе, смотрела на людей, смотрела на окружение, фильмы и книги наполняли меня. Голос за кадром: Оля ведет авторский курс по этикету и у детей, и у взрослых. Ольга Михальская: Для чего они нам нужны, эти знания? Когда мы общаемся с вами в социуме, с кем-то в школе мы общаемся, еще что-то, если мы знаем эти правила, то мы просто можем позволить себе быть вежливыми, никого не обижать. Знаете, что такое этикет? Главное – не понравиться всем. Главное – никого не обидеть. Голос за кадром: Говорила Оля с девочками о прекрасном: внешнем виде, хороших манерах, а еще вилках, ложках и даже хлебе. Ольга Михальская: С хлебом есть определенная хитрость. Сейчас расскажу – какая. Запомните навсегда. Вот давайте мы с вами представим. Я беру кусок хлеба и дальше что с ним делаю? – Откусываете? Ольга Михальская: Так вот, по правилам этикета, запомните раз и навсегда, только животные все кусают, а люди все отламывают. Мы берем хлеб и отламываем. Для этого и существует хлебная тарелка. Мы оставляем кусочек хлеба и отправляем аккуратно на один укус. Юлия Берлетова: Чему научила Оля тебя? Мария Иванова: Оля меня научила… Ну, как это? Этикету. Как одеваться, как украшаться. Юлия Берлетова: Что запомнила? София Иванова: Как надо правильно использовать столовые приборы. И запомнила правила этикета. Варвара Иванова: Мне запомнились правила этикета, как пользоваться столовыми приборами, как сочетать цвета одежды. Ольга Михальская: Эти короны носят у меня даже взрослые на занятиях, я вам честно говорю. Так, давайте вот так встанем сюда. Не просто, да? Держите. Так вот, для того чтобы, девочки, носить корону, королеве приходилось всегда ходить… Ой! Вот так. Королеве приходилось ходить с прямой спиной, поэтому у нее и была осанка. Ну-ка давайте, попробуем вместе, пройдемся так, чтобы она не упала. Нелегко? Голос за кадром: Пока девчонки учились ходить с коронами на голове, их братья и папа вадим тоже нашли себе занятие – игры на развитие памяти и интеллекта. – Я вам называю тему. Ваша задача – не задумываясь, по кругу называть слова на эту тему. К примеру, первая тема – космос. Начинаем с вас. Матвей Иванов: Ракета. – Дальше? Егор Иванов: Земля. – Дальше? Вадим Иванов: Вселенная. – Дальше? Матвей Иванов: Звезда. – Еще! Егор Иванов: Лучи Солнца. – Еще! Вадим Иванов: Планеты. – Еще! Матвей Иванов: Солнце. – Еще! Ольга Михальская: Чувство красоты, чувство прекрасного есть. Вот это самые главные базовые навыки, семейность. Они все вместе, они друг про друга рассказывают, они замечательно рассказывали про папу. Поэтому его задача и вообще родительская – научить нас быть счастливыми, не достигаторами, которые будут… «У тебя должна быть машина. У тебя должна быть квартира». Кому должна? Зачем нужна? И потом мы вырастаем, достигаем этих ценностей, а для чего они нам – мы не понимаем. А самое главное, чему нас могут научить, – это тому, что их важная ценность – это семья. И быть красивым надо изнутри, а внешне, поверьте, придет. Поверьте, если ты будешь уметь видеть прекрасное в небе, в природе, то ты и в себе это будешь сочетать и видеть в людях. Голос за кадром: В день путешествия случился и еще один подарок для всей семьи. Анастасия Морозова: Знакомиться будете? Будете знакомиться? Варвара Иванова: Меня Варя зовут. София Иванова: А меня – Соня. Голос за кадром: Фотограф Настя предложила Ивановым отправиться на фотопрогулку. Анастасия Морозова, фотограф: Ну что, ребята? Готовы улыбаться? Да? Ну все! Раз, два, три! Сы-ы-ы-ыр! Я знакома с Ольгой Михальской давно. И она выставила объявление в одной из соцсетей: «Кто фотограф и желает на такую интересную авантюру подписаться?» И я – с радостью! Я очень люблю эксперименты. Мне было очень волнительно, даже очень тревожно. И, увидев детей… Ну, дети – это моя профессия, я с ними работаю очень давно, у меня у самой есть ребенок. И, наверное, дети – это единственные, кто могут подарить настоящие искренние эмоции. Раз… Спим. Два… Спим. Три! Не спим! Голос за кадром: Мечты в детстве должны сбываться, чтобы во взрослой жизни была надежная уверенность в себе, в своих желаниях и понимание того, как найти и поймать свою звезду. Анастасия Морозова: Ну что, готовы? Раз, два, три! Полетели! Полетели! Юлия Берлетова: О чем мечтаешь? Мария Иванова: О доме с машиной. Юлия Берлетова: С машиной даже? А какой дом? Расскажи. Мария Иванова: Ну, одноэтажный, чтобы у каждого была своя комната. Варвара Иванова: Вообще мечтаю о жилье, о машине. А еще хочу на море съездить, но… не получится. Юлия Берлетова: Почему? Варвара Иванова: Ну, если туда ехать, то это очень дорого. Юлия Берлетова: А о чем ты мечтаешь? Чего бы ты хотел? Егор Иванов: Дом свой… ну, наш, наш. Юлия Берлетова: Чтобы у вас был дом? Егор Иванов: Да. Юлия Берлетова: А какой именно? Где? Егор Иванов: А без разницы. Самое главное, чтобы был дом. Юлия Берлетова: Ты чего бы хотел? Матвей Иванов: Дом. Юлия Берлетова: Какой? Матвей Иванов: Любой. Юлия Берлетова: Ну а как ты его представляешь? Каким он должен быть? Матвей Иванов: Ну, желтым. Голос за кадром: На всех у Ивановых мечта одна – дом. Вадим Иванов: У нас вот с квартирой беда, да, вот это вот момент такой нехороший. Я говорю, что вот завтра придет хозяин этой квартиры: «Извини, я продаю ее. Вот покупатели». И куда? И что? Я говорю, что я вот многие квартиры искал, как бы смотрел. «А у вас дети? Нет, мы вас не пустим». «А у вас это? А мы вас не пустим». «А у вас то? А мы вас не пустим». «У вас это вот? Мы вас как бы тоже не… У меня жили, соседям не понравилось – они кричат, орут и все такое». Голос за кадром: Эксперт, в том числе по земельным вопросам, из центра «Защитники детства» Александра Марова советует обратиться за помощью в организации для многодетных. Александра Марова: Есть же многодетные организации, но там в основном мамы с многодетными детьми. Может, его как раз туда, во-первых, – ну, может, там как-то и жизнь личную свою устроит. А во-вторых, все-таки женщины все там очень активные, вот эти мамочки, то есть они знают абсолютно все фонды, они знают все возможности: куда прийти, кому что сказать, где какого рода сервисы получить. Голос за кадром: Где и как многодетная семья может получить реальную поддержку, знает основатель и руководитель центра «МногоМама» Алина Контарева. «МногоМама» – это объединение более 137 тысяч семей по всей стране. Алина Контарева, основатель и президент АНО «Центр помощи многодетным семьям «МногоМама»: У нас есть юридическая, психологическая помощь, вещевая, продуктовая. И важно понимать, что все это объединение благодаря тому, что многодетные семьи помогают друг другу. У нас есть разные программы, которые помогают с жильем. В первую очередь это программы, которые помогают построить жилье более бюджетное либо обучить многодетные семьи самостоятельно построить дом и вместе уже найти им материалы. Но скажу, что здесь очень важна командная работа. То есть один человек, который хочет построить дом, к сожалению, его не построить. Поэтому мы объединяем многодетные семьи, которые хотят помогать друг другу. Сейчас у нас есть партнеры в Воронежской области, Бобровский район, город Бобров, просто уникальнейшие! И там глава города… глава района разработал интересную программу, где дают возможность трудоустройства, решают жилищные вопросы. Там все в порядке с социалкой: там и школы, и детские сады, и медицина. И мы сейчас их поддерживаем, они поддерживают нас. Мы отправляем туда семьи, которым нужна такая помощь. Наверное, сейчас в России это единственный проект такого качества, такого уровня, который реально работает. Голос за кадром: Еще в благотворительном сообществе «МногоМама» можно получить психологическую помощь, даже онлайн. Ищите контакты центра в Интернете. А Вадима с детьми уже пригласили в администрацию Бобровского района знакомиться, готовы предложить жилье и работу. Юлия Берлетова: А ты вообще кем хочешь стать? Егор Иванов: Я? Художником. Ну, например, конфеты же, фантики рисуют. Вот, например, это. Мария Иванова: Мне нравится математика и физкультура, ИЗО и технологии. Юлия Берлетова: Так ты кем хочешь стать, если тебе математика нравится? Мария Иванова: Пианисткой. Юлия Берлетова: О чем ты мечтаешь? София Иванова: Я? О хоккее. Юлия Берлетова: О чем? София Иванова: О хоккее. Юлия Берлетова: О хоккее? София Иванова: Да. Юлия Берлетова: Ты хочешь быть хоккеисткой? София Иванова: Ага. Юлия Берлетова: Серьезно? София Иванова: Ага.