Дамир Мусаев: Вот тут у меня такая ядерная бомба, она одна из самых первых. Она уже развалилась. Юлия Берлетова: Мама Дамира Оля озадачена интересами сына. Дальше ведь серьезнее. Ольга Мусаева, мама Дамира: А ты знаешь, говорит, про кузькину мать? А я такая... Ну, я помню про вот этот знаменитый тапок и «кузькину мать». А потом оказывается, что это царь-бомба, которая у нас как раз-таки в Снежинске, она хранится, муляж ее, то есть она там была разработана. То есть ее называют «кузькина мать». Дамир Мусаев: Это царь-бомба, то есть она четырехступенчатая. Обычное наполнение – это уран-238 снаружи, уран-235 и плутоний-239. Юлия Берлетова: Ему всего 7, а увлечению ядерной физикой уже 2 года. Не иначе как шок! Дамир Мусаев: Я хочу стать как Курчатов. Он здоровьем жертвовал ради людей, то есть он участвовал в проекте атомных бомб, термоядерных бомб, то есть водородных. – Он хороший человек, он бомбы разрабатывал? Дамир Мусаев: Ну, такая страна раньше была, война была. Так я ничего не осуждаю, то есть когда война была, это совсем другая страна была, совсем другая ситуация. Юлия Берлетова: Из Lego у Дамира не смешные миньоны, а атомная электростанция. Дамир Мусаев: Тут турбина, тут БЩУ, то есть блочный щит управления, это начальник смены и много-много реакторов. Тут находится кнопка АЗ-5, то есть это контролирование реактора, а тут контролирование аварийного охлаждения. Вода первого контура передает тепло воде второго контура в парогенераторе, и они не соприкасаются друг с другом. Вода второго контура, она испаряется и идет на турбину. Турбина крутится из-за пара и крутит ротор, а ротор вырабатывает энергию. Ольга Мусаева: Начал изучать вот эти все типы реакторов, какой реактор был на Чернобыльской аварии, причина этого взрыва. То есть мы после этого обсуждаем. Дамир Мусаев: Я беру информацию на YouTube, то есть какие были аварии, то есть бухта Чажма, Три-Майл-Айленд, Чернобыль, Уиндскейл и Кыштымская авария. Юлия Берлетова: Оля и Марат, родители Дамира, безумно рады знаниям сына, но немного смущены: у них с трудом получается поддерживать разговор о физике. Ольга фармацевт, Марат – юрист. Ольга Мусаева: Психологи говорят: не лезьте к ребенку, пусть, если ему нравится, просто поддержите. А вот именно со специалистами – это очень сложно. Юлия Берлетова: Несколько лет Оля и Марат ищут центры развития, репетиторов, кто мог бы помочь удовлетворить дикий познавательный интерес их сына. Оказалось, задача невероятно сложная. Ольга Мусаева: Никто за это браться не хочет, потому что куда мы ни звоним, всегда говорят: «Он маленький, он маленький», – то есть даже не смотрят на него, просто не хотят послушать, просто говорят, что он еще маленький, и все. Юлия Берлетова: Даже с учебной литературой тяжело: атомной физики для малышей не бывает. Родители способного ребенка с трудом находят уникальные книжные экземпляры. Дамир Мусаев: Вот я прочитал вот эту книжку, что из чего сделано, то есть материя, атомы. Еще вот эту книжку читал, «Самый богатый человек в Вавилоне» называется, самое чистое золото, изотоп. Юлия Берлетова: Дамир научился читать в 4 года, говорит мама, сам, она лишь показала буквы и как сложить их в слоги. Дамир Мусаев: Лекарство седьмое: расширьте свои возможности для заработка. Сегодня я расскажу вам, ученики мои, об одном из самых главных средств для наполнения кошелька. Ольга Мусаева: Он такой был у нас в меру активный, в меру как бы... Ну вот прямо все считали: идеальный ребенок. Ну то есть он как бы спокойный, где-то поплачет, где-то покапризничает, ну как бы как у всех детей, ничего такого за ним мы не замечали. Юлия Берлетова: Сейчас Дамир первоклассник местной гимназии, одно из сильных учебных заведений города и даже страны. Однако есть «но». Дамир Мусаев: Мне нравятся «Технология», письмо, математика. Ну, математика там немного скучновата... Ольга Мусаева: Все понимаю, детки разные, они еще пишут там палочки, крючочки, там где-то цифры начинают учиться писать, а он уже трехзначные числа вычитает, складывает. Юлия Берлетова: Еще у юного атомщика есть спортивное увлечение – бразильская джиу-джитсу. В этот вид единоборств привел Дамира папа, который изучает его вместе с сыном. За год с небольшим тренировок у Дамира есть победы, но важнее, что учится и проигрывать. Обидно, но он снова идет получать новый опыт. Марат Мусаев, папа Дамира: Такой интеллектуальный тоже спорт, сам занимался, поэтому понимаю, что спорт интеллектуальный, тут не просто борьба силовая, тут как бы надо думать, что надо сделать. Честно сказать, я хочу, чтобы он до определенного пика дошел, потом просто бросил. Не бросил, хотя бы поддерживал, ничего сверхъестественного я от него не хочу. Юлия Берлетова: К спорту плюсуем шахматы и свой YouTube-канал развлекательный. Всей семьей записывают и выкладывают смешные ролики. У Мусаевых больше 350 тысяч подписчиков. Дамир мечтает переделать аккаунт в образовательный и рассказывать про любимое – атомную энергетику. Ольга Мусаева: Останавливал реактор аварийно, то есть все ему показали, как это все делается, и ребенок был счастлив. Юлия Берлетова: Не так давно Дамиру организовали экскурсию на Белоярскую АЭС! Дамир Мусаев: Я узнал, зачем на тепловых стержнях такая проволока есть. Она нужна для того, чтобы они не соприкасались вместе друг с другом и не начали плавиться. Меня удивило, когда я нажал кнопку АЗ-5, это аварийное отключение реактора, там все начало пиликать, моргать, сигнализация включилась. Я двигал стержни регулирования. Ольга Мусаева: Эти взрослые дяди, которые атомщики, такие: «Ну да, ну да, приходи к нам в 18 лет, как отучишься». Юлия Берлетова: Вопрос, у кого учиться до 18, остается открытым. Ни репетитора, ни кружок Дамиру найти в родном Екатеринбурге не могут. Ольга Мусаева: Моя мама, она постоянно: «Давайте напишем Ковальчуку (это директор Курчатовского института), давайте попросим его, чтобы они нам помогли какого-нибудь, может быть, студент-энтузиаст какой-то там захочет взяться за него, ну как бы взять его под шефство, чтобы хотя бы раз в неделю что-то с ним делать, что-то как-то с ним заниматься». Юлия Берлетова: Пообщаться с талантливым уральским мальчиком мы попросили учителя физики одного из лучших образовательных центров Москвы. Кирилл Барсков, выпускник МФТИ, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики атмосферы РАН, готовит школьников ко всероссийским и международным олимпиадам по физике. Насколько основательны и убедительны знания по ядерной энергетике у семилетнего ребенка, узнаем позже. – Так, и что это? Татьяна Филиппова: Это разные конструкторы. При этом я могу дать вам самой попробовать. Юлия Берлетова: Татьяна Филиппова – кандидат биологических наук, более 40 лет занимается изучением возрастной физиологии в профильном институте Российской академии образования, автор множества учебных пособий. Совмещает исследовательский труд с педагогической деятельностью. Вела развивающие группы для дошкольников. Татьяна Филиппова, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования: За 18 лет у меня было около тысячи детей. Пусть эта цифра вас не удивляет, потому что вот один год у меня было 120 детей, 9 групп. Из моей практики три было одаренных ребенка, и это было очевидно, вот, знаете, мне очевидно было с первых занятий. Способности могут быть в одной области, а если ребенок одарен, то это способности в разных областях совершенно точно. Одаренным детям очень непросто, должна сказать, очень непросто жить в социуме, поэтому здесь важна поддержка родителей, с одной стороны, их способностей и одаренности, с другой стороны, понимание, что в социуме могут быть сложности, сложности. И здесь важно, чтобы ребенок жил, во-первых, среди своих ровесников, это точно, это лучший вариант, чем опережение на несколько лет. – Отрезать, конечно, где лишнее потом тоже. Вот, видите, как должны стоять? Юлия Берлетова: Вот такие фигуры в пространстве строят первоклассники одной из обычных школ Выборга. Анна Воинова: Мы занимаемся стереометрией, прямо основами, геометрические фигуры строим в пространстве. Юлия Берлетова: Знакомит младших школьников с фигурами и их углами Анна Александровна, учитель информатики и математики. – У нас будут вот такие грани у..., это такие линии, ребрышки будут. Юлия Берлетова: Это кружок по 3D-моделированию. Сюда по желанию приходят первоклассники после уроков. Анна Воинова ведет исключительно дополнительные занятия для тех, кто проявляет интерес к цифрам. – Это 13. – Нет, это 18, Юра! – 13! – Тут Степа что-то тут нахалявничал, но ничего страшного, будем считать, что 5. Анна Воинова, учитель информатики и проектной деятельности: У меня совершенно особый взгляд на эти предметы. Я совершенно по-другому их даю. Я рассказываю младшим то, что я рассказываю старшим, просто другим языком. Элемент того, что ты достаточно рано начинаешь что-то сложное объяснять, это дает толчок в будущем, для того чтобы они, когда уже подрастали, лучше это понимали. Юлия Берлетова: Анна преподает более 15 лет. Сначала учила детей базовой программе по информатике, затем ушла в институт преподавать, а потом снова вернулась к школьникам – воспитывать в них смелость к победам в науке. – Отметила. Вот теперь делай перпендикулярчик и отрезай линию. Юлия Берлетова: Она учит искать и находить решение сложных задач, готовит школьников к участию во всероссийских конкурсах, олимпиадах, и они становятся призерами, победителями. Анна Воинова: Я не могу ответить на вопрос, что такое одаренность. Я могу конкретные примеры привести. Это когда ты можешь что-то делать то, что не могут делать другие. Юлия Берлетова: У Анны трое своих детей, их развитием целенаправленно она не занималась, а они все равно имеют способности сверх. Родион Барабанов – старший научный сотрудник Института психологии, руководитель научно-консультационного центра практической психологии. Его профессиональные интересы на стыке педагогики и психологии. Родион Барабанов, доцент, медицинский психолог детской клиники: Одаренность – это личностная характеристика, которая собой демонстрирует совокупность, специфическую совокупность неких способностей. Задатки, по Теплову, как их определял наш известный отечественный физиолог, психофизиолог, представляют совокупность нервно-психических процессов, анатомо-морфологических особенностей человека. То есть мы рождаемся с задатками, и вот задатки, они как раз носят врожденный, биологический характер. А дальше на них сверху, как торт, наслаиваются способности. Юлия Берлетова: Семилетний инженер-атомщик Дамир из Екатеринбурга ищет своего наставника. Родители никак не могут найти педагога, который может развивать увлечение ребенка ядерной физикой. Мы обратились за помощью к учителю точных наук одного из известных образовательных центров столицы. Кирилл Барсков, учитель физики школы-пансиона «Летово»: Меня зовут Кирилл Владиславович, я учитель физики в школе «Летово». У нас ребята, конечно, постарше учатся, но мне рассказали, что вот есть такой Дамир из Екатеринбурга, который увлекается ядерной физикой, вот, и стало любопытно с тобой пообщаться. Ты можешь вкратце рассказать, ты знаешь, как работает атомный реактор? Дамир Мусаев: Да. Кирилл Барсков: Расскажи, пожалуйста. Дамир Мусаев: ВВЭР-1200. Вода первого контура циркулирует в ядерном реакторе. Она нагревается от тепловыделяющих стержней. Дальше она соприкасается с водой второго контура... Кирилл Барсков: Откуда эта энергия берется? Вот ты сказал немножко про тепловыделяющие стержни – а почему они вдруг нагреваются? Откуда там тепло приходит? Дамир Мусаев: Из-за распада урана-235. Кирилл Барсков: Ага. Дамир Мусаев: Нейтрон попадает в уран-235, и уран-235 распадается на криптон и барий. Кирилл Барсков: Что из себя ядро атома представляет? Дамир Мусаев: Оно представляет из себя нейтроны, электроны и протоны. Кирилл Барсков: Супер! Что вы сейчас по математике проходите в школе? Дамир Мусаев: В школе мы проходим по математике цифру «6», дома я решаю четырехзначные примеры. Кирилл Барсков: Почему про математику тебя спросил? Потому что в физике, если дальше начинать в этом всем разбираться, то появляется много математики. Хочу сказать, что многие девятиклассники бы у тебя могли много чему поучиться, ха-ха, что ты прямо очень... И термины очень правильно используешь. Из советов я, может быть, тебе порекомендовал, во-первых, математикой заняться. Есть «Летово Онлайн», вот это от нашей школы онлайн-платформа, там ведутся кружки для детей, правда, с 5-го класса, но возможно, что тебе что-нибудь там уже будет актуально. Не знаю детей, которые в его возрасте вдруг начинают этим увлекаться. Не все он понимает в качестве... Ну то есть он себе представляет некоторые вещи, он просто говорит, вот это вот так вот устроено и все, он не представляет себе, как там это все работает и почему, что такое альфа-излучение, как оно связано с распадом ядра. Но это вообще не... Для его возраста это все равно поразительно. Юлия Берлетова: Учитель физики Кирилл Барсков родом из Омска. Там окончил физико-математический лицей, затем МФТИ. Кирилл Барсков: Я прямо болел, конечно, физикой в школе, очень сильно увлекался. Собственно, это и определило... Вот, не знаю, мой учитель физики, он определил мою в принципе судьбу дальнейшую, вот. – Вас одаренным называли? Кирилл Барсков: Называли, конечно. – Вы принимали участие в разных... ? Кирилл Барсков: Да-да, я многократно был призером на всероссийских олимпиадах, входил в сборную России на международных олимпиадах. Юлия Берлетова: Четвертый год Кирилл преподает в одной известной своими прогрессивными взглядами школе. Это пансион «Летово», где живут и учатся способные дети со всей страны. Кирилл Барсков: Вот. У нас есть вот такие отдельные помещения, они только для учителей. То есть вот здесь вот посыпана соль, так что ученик когда идет, он прямо чувствует это поле и не может туда проходить никак, да. Юлия Берлетова: Хорошее чувство юмора – залог успеха у старших воспитанников, а у него сейчас как раз только они и есть. Кирилл Барсков: Одиннадцатиклассники, и это профильные, то есть у нас у каждого ребенка есть профиль. Кто-то больше увлекается биологией, кто-то гуманитарными науками и т. д. – Профильно – то есть это погружение? Кирилл Барсков: Да. Это профильные дети, которых я взял в 8-м классе, и вот ты их, как утка утят берет и так-так-так, ведет до 11-го класса. И вот сейчас это профильные дети, у которых 6 часов физики в неделю. Михаил Мокринский, директор школы-пансиона «Летово»: Это та группа учеников, которой уже интересно учиться и которые могут очень здорово прибавить, если им помочь сфокусироваться не только на любимом предмете, но и на очень разных способах жизни в этом предмете, жизни между предметами и интеграцией самых разных видов деятельности, учебной деятельности. Юлия Берлетова: Надя Фильцова из Нижегородской области. Ей 15, она ученица 10-й параллели. Здесь нет классов. Надя Фильцова: Мне сейчас вот Камю, который на русский переведен как «Посторонний», а так-то он называется L'Étranger. Юлия Берлетова: У нее социально-гуманитарное направление. Надя Фильцова, ученица школы-пансиона «Летово»: (читает по-французски) Просто с детства я была достаточно склонна к гуманитарным наукам, у меня родители журналисты, и в целом я тоже кручусь в этой сфере. Меня с детства отдавали в различные центры, и мы участвовали в литературных конкурсах, сочиняли стихи вместе, но это вот самое детство. Дальше просто я... Мне родители предлагали написать, например, статью, заметку, репортаж после какой-то поездки. Сначала я публиковалась в школьной газете, а сейчас я юнкор газеты «Нижегородская правда». Юлия Берлетова: Говорит, читала и декламировала стихи лет с 4. ВИДЕО Юлия Берлетова: А еще танцевала. С этим танцем она выиграла соревнования в Болгарии. Побед и до школы-пансиона, и сейчас много. Михаил Мокринский: Есть одна формула, которая была очень талантливо придумана одним из исследователей одаренности детей, которая включает три простые составляющие. Творческость чуть выше обыкновенной, немножко больше потенциал самостоятельных творческих действий и суждений. Академические способности, то есть способность запоминать и преобразовывать какие-то, значит, знания из школьной программы, чуть больше обыкновенного, выносливость. И третье – интеллект чуть выше обыкновенного, то есть способность преобразовывать знания, тоже чуть выше обыкновенного. На пересечении этого рождается огромный потенциал, который надо не упустить, использовать, найдя ту сферу, в которой ребенку это интересно делать. Федя Переверзев, ученик школы-пансиона «Летово»: Устройство надевается на голову. Дальше берется смартфон и открывается приложение на смартфоне. – Ага. Федя Переверзев: Вы принимаете правильное положение, записываете правильное значение и, соответственно, неправильное значение. Юлия Берлетова: 15-летний Федор придумал умный гаджет, он помогает держать осанку: когда сидишь ровно, молчит, сутулишься – издает звук. Федя Переверзев: Сейчас мы запустили краудфандинг на Boomstarter. У нас купили 35 устройств. Юлия Берлетова: А как ты сам считаешь, у тебя какие-то вот способности к робототехнике? Как ты сам оцениваешь? Федя Переверзев: Да нет, не думаю. Я считаю, что все одинаковыми рождаются, просто надо заниматься. Ну, конечно, родители мне помогали, покупали Lego. Юлия Берлетова: Федя думал, что будет программистом, все детство собирал Lego, а здесь, в «Летово», понял, что интереснее экономика, хочет в предприниматели. Михаил Мокринский: Задача школы – дать проявиться в долгосрочной перспективе, то есть попробовать одно, второе, третье, сделать из этих проб комбинацию, которая, представьте себе, формирование понимания, кто я, зачем я, когда ты начинаешь понимать, что тебе близко, что не твое. Юлия Берлетова: В школе порядка 600 учащихся, из них 15% оплачивают свое обучение, 30% на бесплатном обеспечении учебного заведения. Михаил Мокринский: Остальные платят ту долю, ту часть, которую позволяет им семейный бюджет. То есть школа берет на себя софинансирование обучения. Школа сделана специально так, чтобы способный ребенок мог здесь учиться вне зависимости от доходов семьи. Юлия Берлетова: О правилах поступления можно узнать на сайте школы. Татьяна Филиппова: Сейчас, я еще раз говорю, очень много возможностей есть, и занятия в каких-то развивающих студиях чем-то специально. Но, конечно, и возможности онлайн-общения с людьми из другого города... Ну я знаю, что есть, проводится уже много лет «Ломоносовский турнир», который позволяет как раз выявить способности. Важно, чтобы одаренный ребенок стал успешным взрослым. Вот если родители, если, может быть, педагоги, которые окружают ребенка, сильно не форсируют развитие, а поддерживают те способности, которые есть, и развивают, вот только тогда, мне кажется, ребенок, став сначала подростком, юношей, а потом и взрослым человеком, может себя реализовать. Родион Барабанов: Но вот чтобы ребенка воспитать одаренным, нужно развивать склонности первоначально, а в дальнейшем мотивировать ребенка на успешность, что даст возможность ему эти способности в себе развить. Желать, ребенок должен желать быть успешным. Анна Воинова: У нас Матвей рассказывал, как считать 2, 4, 8, то есть степенями двойки, это он называл «двойками считать». Вот я это до сих пор помню, потому что это бинарным кодом с детства, и вот это как-то пошло. Матвей Точин: «Умная розетка» состоит, во-первых, из двух частей: это вот управляющий блок и сама розетка, в которую воткнут обогреватель. В блоке есть микропроцессор и датчик, который измеряет температуру в комнате и включает и выключает в зависимости от этого обогреватель. Мы предлагали использовать его в мини-отелях, в которых часто центрального отопления недостаточно. Юлия Берлетова: Матвей возил это изобретение на разные конкурсы, выигрывал. Этой идее и этим кадрам с Матвеем почти 2 года, тогда мы приезжали к нему домой снимать «умную розетку». Анна Воинова: Он может, например, 3 дня заниматься какой-нибудь подряд математической задачей, очень любит какие-то нерешенные задачи или трудные задачи. Юлия Берлетова: Ему тогда неинтересно было общаться с одноклассниками – юный Матвей зарабатывал деньги. Матвей Точин: Я зарабатываю деньги тем, что программирую. Я же не инженер, я не собираю эти розетки. Вот этот проект, месяца два, получил за него тысяч 20. Юлия Берлетова: Матвей принимал участие в олимпиадах, ездил на технические конкурсы. А вот в школе способному юноше было тесно. Матвей Точин: Мне не нравилось... Ну, я не работаю в школе, но сама математика, я прохожу математический анализ, лекции слушаю, которые уже больше, ну типа выше уровня, чем школьного. – Это тебе для чего-то нужно? Матвей Точин: Нет, это весело, ха-ха. Юлия Берлетова: С нашего разговора о веселом прошло 2 года. Матвей Точин: Я вообще выбираю обычно направление так, чтобы не повторяться. Юлия Берлетова: Матвей съехал от родителей, живет самостоятельно. Матвей Точин: Сейчас работаю преподавателем, учителем, репетитором и работаю в Политехе, веду их сайт. Ну, закончил школу я плохо, у меня в одной из четвертей в 10-м классе, ну в одном из полугодий, было две двойки. У меня было очень много двоек за несделанные домашние задания и много хороших оценок за контрольные. Мне учитель по алгебре и геометрии, наша Раиса Андреевна, ставит двойку за несделанное домашнее задание и такая типа: «Ну, раз ты домашнее задание не сделал, то вот, садись решай олимпиаду», – ха-ха. Юлия Берлетова: Матвей так и не поступил в вуз: пока, говорит, нет желания. Да и ни к чему. Анна Воинова: Когда мы подавали документы, уже остается 3 дня, я говорю: «Матвей, Матвей, давай, портфолио заполняем», – то-се, пятое-десятое». Я говорю: «На какую специальность?» Он мне говорит: «Выбери мне». Я говорю: «Тебе 18 лет, друг мой». – «Ну а если я тебе скажу, что я в этом году не хочу учиться?» Я говорю: «Так не учись, это твой сугубо выбор». И Матвей не пошел учиться. Но Матвей за год освоил несколько языков программирования. Матвей Точин: Мне просто было всегда интересно играться с числами и смотреть, как они преобразуются, как они меняются, если подставить одно число, подставить второе число, что на выходе получается. Не знаю, были ли у меня изначально какие-то особенные способности к математике, возможно были, возможно нет, я не знаю, как к этому относиться. Но меня точно ничто от этого не отвлекало. Юлия Берлетова: У Матвея есть две младшие сестры. Анна Воинова: Надя учится в 8-м классе, ей 15 лет, Катя учится в 7-м классе, ей вот буквально скоро уже очень будет 13 лет. Юлия Берлетова: Надя тоже подхватила математический вирус в семье и несколько лет подряд штурмует те же технические конкурсы, что и старший брат. Выигрывает. Надя Точина: Я участвовала на «ПрофСтарт», выиграла первое место. Выиграла в конкурсе от Центра энергоэффективности Ленинградской области. Юлия Берлетова: Младшая, Катя, больше тяготеет к литературе и психологии. Катя Точина: Меня привлекает профессия психолога, помогать людям в этом. Да и в принципе психология – это очень обширное такое понятие, очень интересное, мне кажется. Юлия Берлетова: Аня не перегружала своих детей знаниями, их детство было беззаботным. Но сама атмосфера в семье способствовала развитию. Аня математик, отец детей – художник. Надя Точина: У нас дома было огромное количество книг, нам постоянно их читали и учили читать, чтобы мы могли друг другу рассказывать. Юлия Берлетова: Сейчас Надя не пошла в 9-й класс, осталась на второй год в 8-м и отстригла волосы. Анна Воинова: Не запрещаю детям принимать решения. Надя у нас такими училась сессионными периодами, она такая хоп! – материал нахватала, сдала, хоп! – материал нахватала, сдала и сидит дальше вот так вот на уроке, вот. Пошли на семейное, плюс пандемия, плюс мы переехали, вот. И когда мы пришли к экзаменам, а дочка у меня очень хорошо по математике, как бы ее перед этим все хвалили, сейчас мы в физмат-школе, она пришла и говорит мне: «Мама, я не знаю вот такую прямо простейшую тему, я не готова идти сейчас в 9-й класс». Плюс говорит: «Мне психологически тяжело идти в новую школу». Надя Точина: Она не заставляет нас учиться, она даже относится к этому очень... Катя Точина: ...спокойно. Надя Точина: ...спокойно, что мы можем не сделать какой-то урок, который нам нравится, который задан дополнительно, например, вот. Но она постоянно подталкивает нас к тому, чтобы мы делали что-то... Катя Точина: Проекты. Надя Точина: Проекты какие-нибудь, да, что поможет нам в будущем. Родион Барабанов: Многие родители в своем сознании путают два понятия изначально, одаренность и гениальность, забывая о том, что одаренность – это то, что можно воспитать. Да, способности развиваются, одаренность воспитывается, а гениальность – это наследственная характеристика, носящая генетическую предрасположенность. И вот в этом стремлении сделать ребенка гениальным, воспитать его гением родители упускают один принципиально важный момент: любое, даже одаренно направленное развитие, должно соответствовать возрасту ребенка. Юлия Берлетова: Сложные вычисления в уме, под диктовку цифры на японском языке. Мария Шаболтаева: (читает по-японски) – (отвечает по-японски) Мария Шаболтаева: Запиши. Все, молодец. Теперь мы с тобой приступим к сложному заданию. Юлия Берлетова: Это, оказывается, было легкое задание. Теперь примеры с кубическими корнями. Мария Шаболтаева: Ответ в итоге? – Минус 42. Мария Шаболтаева: Минус 42. Все, молодец. Юлия Берлетова: Это занятие по ментальной арифметике, «ментальный» – значит «умственный». «Умная математика» – методика развития интеллекта, азиатская технология вычислений при помощи особых счетов, абакуса. – Тут разряды, единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки, сотни тысяч, миллионы и до бесконечности. Мария Шаболтаева: Изначально мы учимся считать на счетах, постепенно это у нас переходит в наше воображение, в наш мозг, соответственно, я уже представляю все косточки в уме. Юлия Берлетова: Маша Шаболтаева в свои 13 победитель и призер самых знаковых и громких соревнований по ментальной арифметике в России, Европе, Азии. Мария Шаболтаева: Я выпускница 10 уровней Международной академии юсимас, я занималась ментальной арифметикой 3 года, и на протяжении 3 лет я каждый день считала на абакусе. Ежедневные тренировки по 40–60 минут в день, мы просто нарабатываем скорость, нарабатываем технику. ВИДЕО – Приготовились: 8 838, 9 020, 8 618, 7958, 7 776, 8 559, 4 423, 4 703, 7 133, 8 305. Ответ? Мария Шаболтаева: 75 333. – И это правильный ответ! Юлия Берлетова: В 8 лет Машу привела на занятия ее старшая сестра Лиза, вернее даже занятия и организовала, открыла центр развития по этой методике. Елизавета старше Марии на 17 лет, она предприниматель и как-то случайно узнала о ментальной математике. Елизавета Николаец: Первое мое мнение было, что это какие-то вот, может быть, что-то вот там есть оккультное или какая-то мистика даже. Я поняла, что это четкая система, то есть там нет волшебства, это конкретная методика, которая позволяет детям реально видеть в уме, поскольку у них еще мозг не совсем уже такой, скажем так, задеревенелый, как у нас, взрослых. У них есть до периода такого гормонального созревания возможности конкретно так научиться считать. Каждый ребенок, который будет в системе, в методике, выполнять все рекомендации и учиться в академии ментальной арифметики. Мария Шаболтаева: Моя сестра сказала: «Маша, ты будешь чемпионкой России по ментальной арифметике?» Я, не понимая вообще, что такое ментальная арифметика, ответила «да», и уже через год я стала чемпионкой России. На данный момент я четырехкратная чемпионка России по ментальной арифметике, а также серебряный призер Чемпионата мира. Анжелика Коробченко: Я бы хотела, чтобы кубки были у всех детей нашего центра, но это кубки только моей дочери Марии. Юлия Берлетова: Мама и две ее дочери сработали на все сто. Лиза нашла правообладателя методики, Анжелика провела отбор педагогов на обучение, а их Маша усердно тестировала ментальную арифметику на себе. – Приготовились: 6-1+4. Ответ? Анжелика Коробченко, руководитель детского «Центра интеллектуального развития»: Специфика детского возраста такова, что все, что мы детям даем хорошего и не очень хорошего, они просто впитывают, это закон дошкольного возраста. И вот задача наша очень ответственная в том, чтобы давать качественный материал, давать его доступно. Мозг пластичен до определенного времени. Почему у нас дети в 6, 7, 8, 9 лет в ментальной арифметике берут быстро информацию, к нам приходят отличники ОГЭ в 14, 15, 16 лет и не могут взять эту информацию. Юлия Берлетова: В этой методике главное – труд, интеллектуальные тренировки каждый день. Анжелика Коробченко: Вот ты позанимался, ребенок должен видеть результат обязательно. Позанимался – опять результат. И когда ребенок видит, что родитель это контролирует и радуется этому, способности никогда не потеряются. Юлия Берлетова: Маша за 3 года достигла невероятных успехов. Сейчас покоряет медийное пространство, заставляет всю семью переживать. Елизавета Николаец: Я всегда боюсь, что что-то не получится, ну это уже как я с позиции взрослого, да, как она справится со всем. Юлия Берлетова: Анжелика по профессии педагог дошкольного образования, потому плотно занималась развитием дочерей. Лизу в 5 лет отдала на бальные танцы, и у стройной пластичной девочки все получилось. Елизавета Николаец: Это же очень бешеный труд, танцы. Иногда ты снимаешь туфли, и ты снимаешь их вместе с кожей. Анжелика Коробченко: Детское хобби, увлечение – это труд, это работа, я к этому так отношусь. Если мне говорят, что туфли у ребенка должны быть вот этой фирмы, а не какой я себе придумала, и не могу себе позволить, я в лепешку разобьюсь и подумаю, как заработать на эти туфли. Юлия Берлетова: Лиза выигрывала танцевальные турниры по всему миру. После школы закончила экономический факультет. Шесть лет назад они с мамой открыли центр развития в Новокузнецке, хотя живут друг от друга далеко. Лиза в Новосибирске воспитывает детей, у нее их четверо. Елизавета Николаец: Ты на работе, как всегда. Мама в центре сейчас находится. Анжелика Коробченко: Сюрприз! Юлия Берлетова: А их уникальная Маша учится в 7-м классе, но уже преподает ментальную арифметику, участвует в телешоу. Еще мечтает поступить в МГУ и работать продюсером. Спродюсировала сама себе интересное занятие. Мария Шаболтаева: Появилась идея собирать картины из кубиков Рубика. Я, конечно же, поделилась этой идеей со своей мамой, но изначально меня не очень поддержали в этом, потому что у меня было много вопросов: где их хранить, как вообще это будет происходить и мое время, а также стоимость. Со стоимостью все решилось быстро: я сказала, что я потрачу свои деньги, которые я заработала на телешоу своими знаниями и умениями в ментальной арифметике, а остальные вопросы – я просто умею уговаривать. Вот сидит мой первый ученик, его зовут Иван. Он немножко сумасшедший: пришел ко мне, мы сейчас будем круто с ним проводить время, собирать его любимого футболиста. Родион Барабанов: Нужно заметить в ребенке тот самый момент, когда он проявил первый интерес к чему-то, когда ребенок задался вопросом: «Мам, мне нравится, как танцует дядя, а что это?» – «Это танцы, это называется хореография. Для того чтобы этому научиться, нужно тренироваться. Если тебе интересно, мы можем с тобой сходить и посмотреть, как танцуют на мастер-классах. Если тебе понравится, ты сам попробуешь потанцевать». То есть нужно подпитывать не способности, а склонности. Надя Фильцова: Когда про меня говорят «одаренная», я чувствую какое-то отторжение, мне не нравится. А вот «мотивированная» – да, потому что это значит, я сама что-то хочу сделать, и ребята вокруг меня тоже сами хотят что-то сделать. Не вот там врожденная грамотность, а именно то, что сделал и достиг сам. Ольга Мусаева: Они называют его гением. Мне, правда, это очень не нравится. Ну ребенок просто интересуется, просто ребенок, да. О гениальности мы будем говорить уже позже, да, когда у нас открытие какое-нибудь случится, тогда да. Дамир Мусаев: Хочу стать президентом России уже лет через 20, наверное. Я буду развивать атомную энергетику в России, то есть строить новые реакторы. Юлия Берлетова: Поддержать способного дошкольника или подростка готовы и благотворительные организации. Таких НКО много, фонды легко найти по запросу в интернете. Если испытываете трудности в поисках, мы готовы помочь, пишите запросы на электронную почту или в наш Instagram-аккаунт.