Кинофорум "Благотворительность в объективе"
https://otr-online.ru/programmy/za-delo/blagotvoritelnost-v-obektive-25650.html (СЮЖЕТ.)
Илья Тарасов: Здравствуйте. Я Илья Тарасов.
Елизавета Татарникова: Я Елизавета Татарникова, и это программа
"За дело!", ваш личный навигатор по добрым делам, проектам и происшествиям. Наш
сегодняшний эфир мы начали с работы Кристины Работенко, которая называется
"Ваня". Таким образом девушка хотела привлечь внимание к проблеме незрячих
людей. И сегодня у нас в студии мы увидим много роликов социальной
направленности, задача которых – изменить наш мир к лучшему. А все это для
того, чтобы рассказать вам и познакомить вас с кинофорумом, который называется
"Благотворительность в объективе".
Илья Тарасов: И сегодня у нас в гостях режиссер, президент
кинофорума "Благотворительность в объективе" Виталий Калинин и руководитель
проекта Ирина Таняшина. Добрый день. Спасибо, что пришли.
Ирина Таняшина: Добрый день.
Елизавета Татарникова: Добрый. Хочется начать сразу разговор с
названия "Благотворительность в объективе". Не совсем оно однозначное. С одной
стороны, кажется, что все понятно – объектив камеры, на который снимается
фильм. С другой стороны, хочется и поговорить об объективности в самой
благотворительности. Как вы считаете, может быть это понятие объективным?
Виталий Калинин: Да. Тут еще, когда мы решали, как будет
этот кинофорум называться, нам важно было подчеркнуть, первое, что это должен
быть объективный срез сегодняшнего дня в тех благотворительных фондах, которые
мы имеем. И второе – это привлечь внимание к благотворительности, прежде всего,
тех, кто работает в этой сфере, и широкого зрителя. Поэтому благотворительность
через объектив возвращается обратно в общество, чтобы и общество могло увидеть
все это воочию, зафиксировать эти моменты.
Илья Тарасов: То есть что оно сделало само, на благо
чего. Сказали "срез". Срез именно чего? И как родилась идея? Взять это и
сделать. Ирина, ты как руководитель.
Ирина Таняшина: Идея о проведении кинофорума
"Благотворительность в объективе" родилась несколько лет назад на одном из
рабочих совещаний попечителей фонда "Шередарь". Это фонд, который занимается
реабилитацией детей, перенесших тяжелые заболевания.
Илья Тарасов: Мы все его знаем прекрасно.
Ирина Таняшина: И на одном из совещаний наш учредитель
Михаил Афанасьевич Бондарев, который уже более 20 лет занимается
благотворительностью, вместе с моим коллегой Виталием Серафимовичем приняли
такое решение о том, что, в принципе, некоммерческий сектор, некоммерческие
организации и благотворительные фонды, которые занимаются подобного рода делами
в отношении абсолютно различных проблем и различных категорий граждан, они
действительно нуждаются в том, чтобы абсолютно четко и, самое главное, чувственно
показывать эти проблемы. Сами понимаете, о благотворительности можно писать, но
все-таки это будут просто определенные шрифты на бумаге. Благотворительность
можно показывать в фотографиях, и фотография, безусловно, передаст некоторые
эмоции. Но все-таки видеоформат, я уверена, Виталий Серафимович со мной
согласится, является самым чувственным, и только он способен вызвать нужные
эмоции у зрителя. Согласитесь, зритель при просмотре этой работы тогда
действительно поймет истинность того, что чувствует человек, который нуждается
в помощи, и, безусловно, присоединится к тому, чтобы ему помочь.
Виталий Калинин: Я бы к этому еще добавил такую вещь. Это,
безусловно, так, но есть вторая задача – это помочь тем, кто этим занимается, обменяться
опытом, увидеть, как работать другие, посмотреть, какие у них есть модели, какие
методики работы. И главное – это пропагандировать волонтерское движение, потому
что волонтеры для фондов – это самое главное.
Илья Тарасов: Да. Они посмотрели работу и поняли, что
здесь уровень не слишком высокий, здесь это такая история, которая помогает
стремиться к лучшему, и понимать, что можно сделать…
Виталий Калинин: Это своеобразный камертон жизни, вообще
камертон благотворительности, можно было бы так назвать. Но тогда пришла в
голову именно эта мысль.
Елизавета Татарникова: На сегодняшний момент довольно активно тема
социального кино распространяется в нашей жизни, довольно много кинофестивалей
социальных, можно работы присылать. Но тут все равно появляетесь вы. В чем ваша
фишка? И ваша задача какая? Собрать это количество социальных видео, оптимизировать
это все и выдать самое лучшее, или призывать людей обращать внимание на эти
проблемы, и снимать, снимать, снимать?
Виталий Калинин: Скорее, второе. Собрать и дать людям
возможность посмотреть, тем, кто там работает. Но, на самом деле, специфика
нашего форума заключается еще в том, что здесь на равных выступают и
профессиональные люди, то есть те, кто занимаются – профессионалы, скажем, студенты,
то есть те, кто занимается видео, кино, – и непрофессиональные люди. В том
числе и просто фонды, НКО, в ходе форума у них возникает возможность общаться
между собой, и общаться с профессионалами. Тем самым получается как бы двойной
обмен: одни обмениваются содержанием, то есть профессионалы вписывают ту часть
общественной работы, которую взяли на себя фонды, а фонды обмениваются тем, что
учатся говорить на языке изображения, понимать, как это строится, как лучше
попадать в зрителя, и лучше подавать себя. Потому что мы понимаем, что если вас
нет в интернете, если у вас нет видео, то это очень сложно распространять.
Ирина Таняшина: Я также хотела добавить относительно
уникальности. Дело в том, что очень многие – может быть, даже все –
кинофестивали, кинофорумы, которые проводятся у нас в стране, в том числе за
рубежом, они организуются именно специалистами по видеоиндустрии, по киноиндустрии,
а у нас кинофорум в первую очередь организован именно самим фондом, то есть
самими людьми, которые в этой благотворительности заняты.
Виталий Калинин: Я бы добавил, что и в оргкомитет в
особенности, и в жюри входят несколько фондов. Это специалисты, они делают
предварительный анализ и предварительный отбор именно содержательности работы.
Елизавета Татарникова: То есть там глаз наметанный не только
режиссерски, но и с точки зрения благотворительности?
Виталий Калинин: Да.
Ирина Таняшина: У нас отбор работ к очному участию в
кинофоруме, который пройдет с 26 по 29 число в центре "Шередарь", проходит в
два этапа. Первое – это работает сначала оргкомитет, который из общего трафика
входящих работ отбирает наиболее достойные, – и дальше уже эти работы
осматриваются вместе с членами жюри, и непосредственно на самом кинофоруме
определяются лауреаты.
Но главное, о чем здесь следует сказать – это то, что в состав
оргкомитета, также в состав членов жюри входят представители и специалисты
кино- и видеоиндустрии, в частности Виталий Серафимович Калинин, это
представители актерского цеха в том числе, представители режиссуры игрового
кино. Но также и волонтеры, которые имеют многолетний опыт безвозмездной помощи
тем, кто нуждаются. Также это эксперты по социальным вопросам, которые не
являются специалистами в видеопродакшене, но они с этими различными проблемами
сталкиваются каждый день. И, безусловно, представители СМИ, которые
ориентированы именно на общение, и общение между собой НКО и благотворительных
фондов.
Илья Тарасов: Расскажите, пожалуйста, про внутреннюю
структуру. Существуют ли номинации, какие это номинации, кто может участвовать,
есть ли там общий круг тем?
Ирина Таняшина: В этот раз у нас 8 номинаций. В первую
очередь это "Документальное кино", и даются различные темы. Это темы как о тех,
кому нужна помощь, так и о тех, кто помогает, то есть это непосредственно
филантропы, меценаты, в том числе и коммерческие компании, корпоративный сектор,
который помогает. Это "Игровое короткометражное кино", это "Вирусная реклама", это
"Социальный ролик об НКО", это "Телевизионный сюжет".
Виталий Калинин: В чем новизна, идеология кинофорума?
Обычно мы знаем, что любое кино, любое изображение – в нем всегда две
составляющие: это коммерческая составляющая, если говорить о кино –
коммерческое, жанровое кино, – и киноискусство. То есть мы сегодня это так
разделили, что есть высокое, и есть массовое. Но штука заключается в том, что
сегодня изображение еще решает третью задачу – это кинотерапия, как сказал бы я,
потому что люди делают какие-то вещи, из них выходят какие-то вещи, которые они
внутри себя тешили, лелеяли, выращивали, держали. И им нужно обязательно это
выплеснуть. И все, что касается кинофорума "Благотворительность в объективе", его
задача – как раз именно те люди, которые или волонтеры, или люди с
ограниченными физическими возможностями – безусловно, если это будет отобрано, то
у них появляется шанс вынести это на публику. И это очень важная составляющая.
Елизавета Татарникова: Тем не менее, отбор все равно объективен?
Виталий Калинин: Обязательно.
Елизавета Татарникова: И никаких скидок на профессионализм нет и
не будет?
Виталий Калинин: Не будет.
Елизавета Татарникова: Все-таки о критериях. Сложно же оценивать,
согласитесь. Одно дело – критерий режиссерский, критерий журналистский, как
материал подан. А здесь добро, здесь внутренний выплеск этой энергии, мыслей, которые
накопились. Как это объективно оценить?
Илья Тарасов: А снято корявенько, смонтировано не очень.
Виталий Калинин: Это жесткий вопрос, скажу я.
Елизавета Татарникова: А вот отвечайте.
Виталий Калинин: Я сам был членом жюри, и сам участвовал в
фестивалях, и Должен сказать, что это самая тяжелая вещь. Быть членом жюри –
это очень тяжелая миссия, потому что приходится все время балансировать на грани
– учитываешь это, учитываешь то. Но в конечном итоге решает коллективное
мнение.
Илья Тарасов: Там же больше в этом коллективе членов
НКО.
Виталий Калинин: Да, нам впервые предстоит очень сложная
работа. Первое – это то, что называется сердце. Не побоюсь этого слова, потому
что профессионалы тоже ведь не бывают бессердечными. Поэтому, когда ты
понимаешь, что работа сильная, но она, может быть, не доведена профессионально
– это разговор внутри самого жюри. А это НКО, это фонды, они будут выслушивать
мнение профессионалов на этот счет. И они будут отстаивать свою точку зрения, а
профессионалы будут отстаивать свою. Но, в конечном итоге, я уверен, что мы
найдем какой-то точный компромисс. А для участников, когда уже будут награды
определены – и там потом будет второй этап, там уже будет профессиональное
жюри, – для участников эта работа будет проведена, мы им все это расскажем, и
будут мастер-классы, где каждый из них получит это объяснение. Это очень важно,
когда люди показывают работу, но им говорят: "Мы тебя показали. Иди домой". А
когда ты можешь в процессе мастер-класса, разговора там во время форума
обменяться со всеми, и тебе объяснят, почему это было бы интереснее сделать вот
так, почему это – мне кажется, это очень важно, и это как раз и есть суть кинофорума.
Илья Тарасов: Вот так. Главное – держать баланс. На
самом деле, у нас есть еще одна сбалансированная работа с прошлого кинофорума.
Это "Ненужная" Андрея Буянова, и я предлагаю прямо сейчас ее и посмотреть.
(СЮЖЕТ.)
Елизавета Татарникова: Мне кажется, что фильмы должны быть
такие. Реклама должна быть именно такая, как ролик Андрея. Мы это должны видеть,
чтобы не думать, какие мы чипсы будем завтра есть, а думать о том, как же мы
так живем, что бы изменить. С другой стороны, это мне так кажется, это нам так
кажется. А в принципе, нужна ли эта история кому-то еще?
Илья Тарасов: Как затащить зрителя, который не в теме?
Виталий Калинин: Мне кажется, это как колокол. Тут нужно
просто в него бить, и будет…
Илья Тарасов: Мы сейчас это, грубо говоря, делаем.
Виталий Калинин: Да. Это долгая длинная-длинная-длинная
дорога. И если мы не будем этим заниматься, то никто об этом не знает. Потом, когда
это узнают, начинается новое движение.
Сам могу сказать, что когда я начал это, вошел в это, то я про
себя говорил: "Это я так, пришел временно". Сделал кино, чем-то помог и ушел.
Но я потом втянулся, втянулся, втянулся, и пошло. И чувствую, что вокруг
собираются, и студенты уже подтягиваются. То есть это процесс небыстрый, это
процесс медленный, но он, мне кажется, основательный, потому что это, не
побоюсь этого слова, цементирует общество, общество начинает понимать, что оно
есть эти маленькие элементы, которые собираются…
Елизавета Татарникова: Закрепляет в нужном месте.
Виталий Калинин: Абсолютно.
Ирина Таняшина: И на практике это подтверждается, потому
что прошлый 2016 год для нас был стартовый, и на входе мы имели 50 работ, из
которых к финалу допустили 26 работ. А в этом году уже сейчас у нас более 120
работ. И я думаю, что не меньше, чем половина, по нашему предварительному
просмотру, будут допущены к финалу. То есть уже в три раза больше работ, чем в
прошлом году.
Самое интересное именно в отношении портрета человека, который
присылает работы. Статистика такова. Безусловно, в первую очередь это профессиональные
режиссеры, которые каждодневно в этом всем варятся и работают. Это
представители НКО. Но самое интересное, что есть в том числе и люди просто
сторонние от видеопродакшена, но которые посредством элементарного гаджета, как
iPhone, увидели какую-то проблему и засняли. И даже такие работы у нас есть.
Думаю, Виталий Серафимович скажет: "Это не профессиональная
режиссура". Конечно. Но все равно человек уже неравнодушный, и он прислал свою
работу. Ведь, согласитесь, порою достаточно всего лишь двух минут – и это видно
по работе Андрея Буянова, – для того, чтобы рассказать о социальной проблеме.
Елизавета Татарникова: У нас прямо сейчас на связи Андрей
Буянов.
Илья Тарасов: Сейчас мы все узнаем.
Елизавета Татарникова: Андрей, как слышно?
Андрей Буянов: Здравствуйте. Слышу вас.
Елизавета Татарникова: Андрей, мы сейчас говорили о портрете
потенциального участника фестиваля. Ты к кому себя относишь: ты профессионал, ты
любитель?
Андрей Буянов: Я отношу себя, пожалуй, к тому человеку, который
пытался неоднократно поступить во ВГИК, но меня туда не брали, поэтому я просто
в Пскове снимаю так, как я умею и так, как я могу.
Елизавета Татарникова: А что тебя сподвигло вообще снять именно
такой ролик?
Андрей Буянов: На самом деле, мы снимали его на фестивале,
у нас на все про все была неделя. Мы тогда жили в Астрахани, мы не знали там
никого из актеров. То есть, по сути, мы сделали с нуля этот маленький
короткометражный фильм за неделю. Мы нашли эту бедную бабушку, которую повезли
на свалку, мы нашли инвалидную коляску. Все буквально было в последний момент.
Но это был, на самом деле, очень интересный опыт, потому что сложно в чужом
городе, где ты не знаешь никого и ничего, сделать какую-то работу, когда нужно
задействовать много людей.
И почему именно эта тема? Хотелось сделать что-то настоящее, что-то
искреннее, что вызовет какой-то эмоциональный отклик, что западет в душу людей.
Для меня было важно снять именно то, что запомнится.
Елизавета Татарникова: Для кого это все нужно делать? Твоя точка
зрения. И для чего?
Андрей Буянов: Мне кажется, кино, как и в принципе любые
виды искусств, несколько эгоистичная вещь, потому что в первую очередь автор
делает для себя, потому что он не может не сделать, он хочет какую-то мысль
сделать для зрителя, для людей. Этот фильм, мне кажется, он для всех, здесь нет
какой-то определенной категории людей, для кого он подходит, для кого не
подходит. Но в первую очередь, наверное, хотелось бы, чтобы наш фильм увидели
люди, у которых непростые отношения со своими родителями.
Илья Тарасов: Мне понравилась мысль о том, что если ты
можешь не снимать – не снимай. В этом плане я понимаю, что лучше из общей массы
отбирать то, что действительно нужно и то, что действительно интересно. Но
только, как уже лауреат, человек с небольшим опытом, с бекграундом, расскажи, пожалуйста,
и, может быть, замотивируй тех людей, которые что-то хотят снять. Или, наоборот,
ты им скажешь: "Ребята, если вы просто хотите снимать, но еще не снимаете, значит,
наверное, оно вам не нужно". Как ты про это расскажешь?
Андрей Буянов: Я бы сказал так, что если вы хотите что-то
сделать, то вы не сидите долго, а идите и делайте прямо сейчас. Если у вас есть
какая-то идея, но, может быть, вам кажется, что она недостаточно хороша, чего-то
не хватает, но вы ей горите – прямо сейчас встаньте и пойдите ее делать. Потому
что лучше сделать прямо сейчас сразу, и научиться на своих ошибках, чем сидеть
и думать о каком-то идеале, и, в итоге, не воплотить идею никогда.
Елизавета Татарникова: Спасибо, Андрей. Мы, к сожалению, все-таки
останемся сидеть на своих местах, хотя очень хочется встать и пойти что-то
делать.
Илья Тарасов: Еще минут 15 просто, а дальше пойдем.
Елизавета Татарникова: Да. А ты, наверное, прямо сейчас
отправишься делать что-то новое. Спасибо за участие тебе. Надеюсь, увидим еще
твои работы.
Андрей Буянов: Спасибо. До свидания.
Илья Тарасов: Не знаю, Виталий. Как вы оцениваете, справедливость
это или несправедливость, что Андрей до сих пор не учится во ВГИК?
Виталий Калинин: Это проблема Андрея, на самом деле. Тут
вот в чем штука. Я не соглашусь немножко с Андреем, хотя, конечно, работа его
была просто яркая и приметная. Я уже сказал это, но еще раз повторю.
Современные технические средства… Я тоже и как профессионал, и как
преподаватель всегда говорил: "Не можете снимать – не снимайте". Но дело в том,
что люди рисуют сегодня, и рисуют непрофессионально, но это дает им терапию.
Люди пишут, люди сочиняют стихи, музыку. С одной стороны, с точки зрения
профессиональной, это абсолютно непрофессионально, но с точки зрения того, что
мы называем "гражданское общество", но и то, что мы называем
"благотворительность", жизнь людей нормальной человеческой жизнью – это
нормально. Если у человека есть возможность снимать, монтировать, озвучивать, положить
под это музыку – почему нет? Другое дело, что они должны тоже иметь эту точку
соприкосновения с обществом, и должны понимать, что они, конечно, не
профессионалы, и, конечно, одна из номинаций как раз заключается в том, что это
понятно, что там будет невысокий профессиональный уровень.
Илья Тарасов: То есть есть номинации для не профессионалов?
Виталий Калинин: Конечно. Там как раз объяснение того, что
"Старик, надо двигаться!", но, безусловно, это пока не профессиональная работа.
А если ты хочешь стать профессионалом – это другой путь, это другой путь
получения ремесла. Но потом, welcome, возвращайся обратно.
Илья Тарасов: Что в этом году получат победители
фестиваля?
Ирина Таняшина: В этом году все лауреаты в каждой из
номинаций кинофорума получат, во-первых, инклюзивные статуэтки кинофорума.
Илья Тарасов: Эксклюзивные.
Ирина Таняшина: Эксклюзивные статуэтки. (Смех.)
Елизавета Татарникова: Вообще, инклюзивная – это оговорка профессиональная.
Илья Тарасов: Да.
Виталий Калинин: Профессиональная, да.
Ирина Таняшина: Эксклюзивные статуэтки кинофорума со
специальным дизайном. Некоторые лауреаты, получат сертификаты на обучение по
направлению режиссуры, продюсирования, кто в каком направлении захочет. Также
некоторые получат цифровую технику для съемки, и какое-то вспомогательное
оборудование. Но все-таки, пожалуй, главными призами…
Виталий Калинин: Нет! Я бы не стал говорить о главных
призах, я бы остановился здесь.
Илья Тарасов: Секрет?
Виталий Калинин: Потому что это действительно секрет. И
главный при…
Елизавета Татарникова: Но с учетом того, что получить
возможность образования, или обогатиться новой техникой – это уже очень круто, то
имеет смысл поучаствовать, и узнать, что же там все-таки за главный приз.
Виталий Калинин: Конечно.
Илья Тарасов: Я думаю, что в следующем году все будет
еще намного сочнее.
Виталий Калинин: Да.
Елизавета Татарникова: А у этих ваших фильмов какая дальнейшая
судьба? Есть ли у них шанс вообще куда-то попасть?
Виталий Калинин: Конечно.
Елизавета Татарникова: Мы показали по телевизору – все, вы
попали на федеральный канал.
Илья Тарасов: Все, что смогли.
Елизавета Татарникова: Насколько смогли. Что дальше ждет?
Виталий Калинин: Тут Ирина скажет больше.
Ирина Таняшина: Елизавета, все-таки вы не дали нам с
Виталием Серафимовичем сохранить интригу относительно главного приза.
Елизавета Татарникова: Да уж сохраните.
Ирина Таняшина: Но, может быть, это подглавный будет
приз. Безусловно, любому режиссеру, который создал какое-то творение, и которое
признали, в частности которое было признано членами жюри на кинофоруме, хочется,
чтобы это увидело массовое количество людей. Поэтому среди призов мы лучшие
работы планируем показать на одном из федеральных каналов нашего телевидения, и
в кинотеатрах города Москвы и еще нескольких городов.
Елизавета Татарникова: То есть все серьезно, по-взрослому.
Ирина Таняшина: Да, все серьезно.
Илья Тарасов: Главный приз – признание.
Виталий Калинин: Ну, да.
Илья Тарасов: Для тех, кто не успел в этом году, но
очень хочет поучаствовать в следующем – ведь в следующем году будут более
крутые призы, я уверен, – как это сделать, что сделать, критерии?
Ирина Таняшина: Наш сайт неизменен – kino.sheredar.ru.
Ежегодно именно по данному адресу можно перейти на страничку нашего кинофорума
в интернете, и оставить заявку, заполнив определенную анкету.
Илья Тарасов: Кстати, я так подумал, что раз сам
кинофорум благотворительны, то среди тех, кто может зайти на сайт, необязательно
могут быть режиссеры или фильммейкеры. Это могут быть люди, которые просто
захотят помочь с организацией фестиваля.
Елизавета Татарникова: Поддержать.
Ирина Таняшина: Да.
Илья Тарасов: Волонтеры же нужны?
Ирина Таняшина: Да, безусловно.
Илья Тарасов: Поэтому классно.
Виталий Калинин: Конечно. И вообще, задача кинофорума –
это привлечение и расширение этого дела, которым мы все занимаемся.
Ирина Таняшина: Илья, ты прав. Безусловно, нам нужны
волонтеры на кинофорум. Я, пользуясь случаем, хочу пригласить людей, желающих
побывать в этой киношной тусовке в течение четырех дней на тему благотворительности,
в нашем центре "Шередарь" в поселке Сосновый Бор Петушинского района
Владимирской области – пишите, пожалуйста, мне. Мои контакты есть на сайте
кинофорума. Мы с радостью с вами пообщаемся, и пригласим вас для совместной
творческой работы в течение четырех дней.
Илья Тарасов: Круто!
Елизавета Татарникова: Отличная идея! А чтобы замотивировать
наших телезрителей принять участие в кинофоруме в тот или иной форме, предлагаю
посмотреть еще одну победную работу прошлого года, называется она "Доктор Клоун".
Многие из вас ее уже видели, но это не мешает взглянуть еще раз.
Напоминаю, что у нас в гостях были Ирина Таняшина, Виталий
Калинин. Творите добрые дела вместе с ними, а главное, делайте это с умом и
удовольствием.
Илья Тарасов: Это была программа "За дело!". Увидимся
ровно через неделю. Пока.
(СЮЖЕТ.)