Илья Тарасов: Никуда не деться от социальной темы и в игровом кинематографе: «Форрест Гамп», «1+1»… Если вы любите подобные фильмы, то обязательно до конца досмотрите следующее интервью с режиссером Егором Сальниковым, который недавно снял нежное роуд-муви «Смотри как я» о незрячем парне и девочке из детского дома. * * * Илья Тарасов: Привет! Расскажи вообще, как тебе пришла в голову мысль снять именно это кино. Ты мне еще до съемки рассказал, что ты еще автор сценария. Я, конечно, проглядел, к сожалению, эту историю. То есть ты все это написал и все это снял. Как тебе это… ну не то что удалось, а почему ты это начал делать, именно это? Егор Сальников: Привет! Ну, во-первых, я закончил ВКСР. И тогда еще были мечты о разных полных метрах. Началось, наверное, все с моего однокурсника и продюсера Ярика Жалнина. Мы с ним знакомы полжизни. У него был такой короткий метр с такими же героями – слепой мальчик и девочка из детдома. Сценарий сильно отличался. И на волне успеха своего короткого метра, который снял другой режиссер, он предложил мне сделать такое продолжение. Меня зацепила история просто взаимоотношений. У меня, в принципе, и диплом был тоже про детей, и курсовая. Как-то эта тема, видимо, близка и интересна. В принципе, как говорил наш мастер Фенченко Владимир Алексеевич: «Ты должен снимать только то, что хорошо знаешь». Я хорошо помню свое детство, свой переход, который пришелся на ВГИК. И меня зацепила эта история взаимоотношений ребят, которые, сидя в одной машине, бегут, меняются, меняют друг друга. Мы ее расписали и подали на Минкульт. И получилось так, что выиграли. Потом, правда, полностью переписали сценарий, но как бы идея осталась. Илья Тарасов: Для тех, кто не смотрел (обязательно посмотрят), не будем спойлерить, но в двух словах про синопсис расскажи. Егор Сальников: Фильм называется «Смотри как я». Девочка из детского дома и слепой мальчик, они оба сбегают: она – из детского дома, он – от богатого своего родителя. И заключают такой договор: с него – деньги и машина, с нее – приключения и сопровождение, глаза. И они бегут к морю, к свободе, проходят через всякое зло и приключения. Ну, естественно, молодые люди в одной машине обречены на влюбленность. Илья Тарасов: А референсы какие? Егор Сальников: Вообще изначально мы хотели… Илья Тарасов: «Достучаться до небес»? Егор Сальников: «Достучаться до небес», да, «1+1». Но уже потом, когда написали сценарий и даже, по-моему, получили деньги, мне кто-то посоветовал из однокурсников сериал «Конец гребаного мира». Я очень расстроился, потому что очень синонимичная история, очень сильно рифмуется. А потом подумал… Знаешь, как-то так получается, что эта тема эскейпа от общества, видимо, настолько сейчас витает в воздухе, и каждый год она все более и более сгущается, поэтому – бери и снимай. Илья Тарасов: Ты говорил, что нужно снимать то, что хорошо знакомо. Тебе хорошо знакома история ребят из детских домов, история ребят с проблемами со зрением? Егор Сальников: Да. Это еще пошло с того момента, когда мы опять же с Ярославом и с еще двумя нашими коллегами организовали театр невидимый. Это формат, который сложный, потому что легко сбиться, знаешь, в клюкву. Но тем не менее целевая аудитория – люди с проблемами зрения – они просто счастливы. Илья Тарасов: А как это выглядело? Егор Сальников: Что это такое? Это сначала выглядело просто как чтение сказки, но не просто чтение, а это превращалось в театр, потому что были запахи, были прикосновения. То есть такой театр, который нельзя увидеть. А потом этот проект стал разрастаться, получил какие-то спонсорские деньги. Мы поездили по всей России, 35 регионов, по интернатам поездили, где мы знакомились с новыми интересными людьми. А поскольку многие из них не тотально слепые… Да и вообще тотально слепых не так много на свете. Гораздо больше людей, которые просто с проблемами зрения. У всех интересные истории. Жена у меня сейчас занимается… она как бы в системе «Мосволонтер». Илья Тарасов: Да? Егор Сальников: Очень связана с этой темой. Илья Тарасов: То есть вы такие абсолютно социально ориентированные? Егор Сальников: Да знаешь, социально ориентированные люди, наверное, с хорошей долей цинизма находятся, поэтому… Ну конечно, нам в радость помогать. Я, например, во время полных запретов, да и сейчас, когда такие запреты не полные, но как бы… Илья Тарасов: Но есть. Егор Сальников: Но есть, да. Я занимаюсь волонтерством, разношу бабушкам еду с лекарствами. Илья Тарасов: Красавчик! А ты пытался адаптировать, какие-то тифлокомментарии делать, для того чтобы люди с проблемами со зрением смогли тоже посмотреть? Егор Сальников: Они есть. Илья Тарасов: Они есть, да? То есть это кино – доступное. И что сказали? Егор Сальников: Слушай, у нас в «Октябре» была премьера. «Октябрь» – это главный кинотеатр в России. Что очень… Илья Тарасов: Приятно? Егор Сальников: …приятно и удивительно было, потому что мы не сильно бюджетная картина. И там, по-моему, тоже уже была система с тифлокомментариями. То есть было несколько незрячих людей. И девочка, подошедшая к нашему герою, которого играл Миша Мещеряков, студент Школы-студии МХАТ, так гладила его руку и говорила, что все очень четко. Я думаю, что это была для него большая отрада, то есть он в восхищении от этого оказался. И еще была какая-то девушка, тоже незрячая, очень известная. Я сейчас, к сожалению, забыл… Она ведет какой-то блог. И она тоже подчеркнула, что вроде как все хорошо передано. Знаешь, на самом деле, мне кажется, самая большая проблема фильмов про слепых… Ну, наверное, их можно вспомнить и перечислить. Вот недавно был хороший фильм «Инсайт» Владимира Котта, который даже на «Кинотавре» получил лучшую мужскую роль (Александр Яценко). Но там человек, теряющий зрение. Самая большая опасность – это свалиться в такую социальщину. В нашем фильме слепота не играет какой-то главенствующей роли, она не более чем признак главного героя, который определяет какие-то поступки его. Мне кажется, как раз это лучший вариант показать, как интеграция слепого происходит в мире. Илья Тарасов: Ты говоришь «социальщина». А социальщина – это в твоем понимании что? Это когда игра на жалость? Егор Сальников: Игра на жалость, да, такая спекуляция темой. Илья Тарасов: Сколько у вас был прокат? Сколько человек посмотрело? Егор Сальников: Прокат был две недели – в отличие, например, от той же Прибалтики, где все медленно, и прокат шел тоже месяца два-три, до последнего. До сих пор на самом деле фильм где-то идет, в каких-то таких рандомных кинотеатрах по России. Сколько человек посмотрело? Я тебе не могу ответить на этот вопрос. Сборы были тоже очень маленькие. Ну а сейчас фильм выложен на всех онлайн-платформах. И народ, к счастью, в онлайне смотрит больше. Ну, наверное, потихонечку кинотеатры переходят в онлайн. Я думаю, еще лет десять – и постепенно вообще все кино уйдет от кинотеатральной культуры, особенно с такими-то условиями. Илья Тарасов: Всем рекомендую, раз уж кино в открытом доступе на различных онлайн-площадках, заходить, смотреть и писать свои отзывы. Егор Сальников: Да, любой отзыв нам, конечно, очень помогает. И коль уж вы не дошли до кинотеатров и можете посмотреть это все, не выходя из дома, то мы здорово с вами пообщаемся хотя бы вот так – онлайн. Поверьте, как автор фильма я в первую очередь читаю. И любое слово – хорошее или критическое – оно все равно бальзам. А лучше всего, когда это происходит в режиме сбора, потому что это самый приятный такой вариант.