Кинофестиваль «Лампа». Фильмы, которые делают мир добрее

Илья Тарасов: Добрый день! Меня зовут Илья Тарасов. И вы смотрите программу «ЗаДело!». Мы говорим о самых острых социальных проблемах и даем инструкции по их решению.

5 декабря, в Международный день добровольца, в Женеве на площадке Организации Объединенных Наций прошла ретроспектива кинофестиваля «ЛАМПА». Родина этого фестиваля – Россия, город Пермь. И каждый год он собирает лучшие социально ориентированные видеоролики и короткометражные фильмы со всего мира. Сегодня мы познакомимся с этим фестивалем поближе, побеседуем с режиссерами, а также посмотрим лучшие работы этого года.

Сегодня в программе. Международный кинофестиваль «ЛАМПА»: как проходило главное благотворительное кинособытие этого года? Посмотрим лучшие работы и познакомимся с их создателями. А также расскажем и покажем, как социально ориентированное кино делает мир вокруг нас добрее. Все это и многое другое смотрите прямо сейчас в программе «ЗаДело!» на Общественном телевидении России.

Видео с сайта youtube.com, пользователь: Фестиваль ЛАМПА

Тизер короткометражного фильма «Витюша», режиссер Анастасия Денисова, 2016 г.

Илья Тарасов: Вы по-прежнему смотрите программу «ЗаДело!». И сегодня мы говорим о кинофестивале «ЛАМПА». И к нам в студию пришла наш корреспондент Настя Денисова. При том, что Настя оказалась не только хорошим корреспондентом, но и отличным режиссером игрового кино. Настя, привет.

Анастасия Денисова: Привет.

Илья Тарасов: Мы посмотрели трейлер фильма «Витюша». Ты поехала в этом году на кинофестиваль «ЛАМПА» и схватила там самый главный приз?

Анастасия Денисова: Один из главных-главных-главных призов, потому что в номинации этой было несколько победителей, и один из этих победителей – фильм «Витюша».

Илья Тарасов: Что за фильм? И каким образом он оказался на кинофестивале «ЛАМПА»? Этот фильм, кстати, мы показывали в прошлом году перед Новым годом, потому что он немножко новогодний.

Анастасия Денисова: Да, этот фильм был в эфире программы «ЗаДело!» в прошлом году. И я очень этому рада, потому что для меня самое главное, чтобы фильм, который мы снимали, смотрели зрители. А в этом году фильм принял участие в международном уже кинофестивале «ЛАМПА». Раньше это был всероссийский фестиваль, а в этом году он стал международным. Тем почетнее в нем было участвовать. Этот фестиваль – он необычный, и он идет созвучно с идеями и с мыслями программы нашей «ЗаДело!». И это такой заряд был добра, пользы, мотивации делать больше, лучше, именно в данном направлении. Для меня это был подарок в конце года – поучаствовать в этом фестивале.

Илья Тарасов: Пару слов о фильме. Мы посмотрели трейлер. Кое-что понятно, но про сюжет расскажи, пожалуйста.

Анастасия Денисова: Сюжет этого фильма очень трогательный, как я уже проверила на многих зрителях, это не только мое мнение, потому что герой получился благодаря сценаристу, который написал историю этого бездомного Витюши. Фильм про бездомного, который очень хочет попасть на новогоднюю елку. Но так как он живет не в городе, а за его пределами, он живет на свалке, он хочет туда добраться каким-то образом. И у него есть кошка, которую ему нужно поручить, доверить своим сожителям, за которой они присмотрят. Он оставляет свою кошку и отправляется в такое волнительное путешествие. А чем оно закончится – можно узнать в фильме.

Илья Тарасов: У нас есть кадры бэкстейджа со съемочной площадки. Давай-ка их глянем, а ты расскажешь, как вообще проходил съемочный процесс, сложно ли было все организовать. Я так понимаю, что все было на свалочке, на помоечке настоящей, да?

Анастасия Денисова: Это была прекрасная помойка, да, которую нашел наш художник-постановщик Ярослав Лызлов. На самом деле она довольно-таки скромная, там буквально несколько баков и вот такие какие-то вещи. Как это называется? Это не промышленные отходы… В общем, там не было, слава богу, ни запаха привычного слову «свалка». Там были какие-то матрасы, картон, какой-то металл, то есть такая довольно-таки приятная помоечка. Самый часто задаваемый вопрос, который касательно фильма мне задают: «Как вы заманили Артура Смольянинова?

Илья Тарасов: Да, как вы его заманили? Вы ворвались в «Современник»?

Анастасия Денисова: Как мы заманили Артура Смольянинова? Просто я ему позвонила, написала сообщение, в котором объяснила, что вот студенты снимают дипломный фильм, «продакшн на коленке» буквально, то есть без бюджета, но с огромным желанием сделать большое и настоящее кино. И Артур прочитал сценарий, ему он показался интересным. Так как Артур человек, тоже связанный с благотворительностью, он захотел в этом поучаствовать, за что мы ему очень благодарны. И получился такой прекрасный союз. Образ, который он создал, на самом деле превзошел все мои ожидания. И я ему очень за это благодарна.

Илья Тарасов: Где деньги взяли?

Анастасия Денисова: Где взяли деньги?

Илья Тарасов: Стандартный вопрос, да.

Анастасия Денисова: Деньги? Деньги – действительно, самая большая проблема, ну, наверное, не только в коротком метре, но в коротком метре особенно, потому что никак это не окупается. Надо найти бюджет. У нас бюджет был очень скромный, в итоге фильм обошелся в 300 тысяч рублей. И наш продюсер предложил такую интересную идею – совместно с благотворительным фондом «Предание» организовать сбор на краудфандинговой платформе, которая называется Planeta. Краудфандинг – это когда все люди, которые хотят поддержать твой проект, они заходят на страницу на этом портале и могут…

Илья Тарасов: Пожертвовать.

Анастасия Денисова: …сделать пожертвование и за это получать какие-то бонусы – то есть, например, фильм на диске, или магнит какой-то с изображением фильма, или постер. В общем, если вы хотите, чтобы был такой фильм, то можете поучаствовать в этом материально. И таким образом, благодаря фонду «Предание» и благодаря всем людям, которые поучаствовали в этом, мы смогли снять наш фильм.

Илья Тарасов: Ну и фильм начал помогать.

Анастасия Денисова: Фильм тоже начал помогать. Мы соединились с фондом «Предание» не только для того, чтобы просто собрать деньги. Мы могли бы просто сами, например, взять: «Вот мы такие студенты, хотим снять фильм». Но я не знаю, насколько это было бы успешно. А так как фильм про бездомных, мы создали такую коллаборацию, как сейчас модно говорить, с фондом «Предание», который тоже помогает бездомным, с целью: когда мы снимем фильм, мы будем его показывать, и в конце фильма будет титр, чтобы все неравнодушные и все те, кто прониклись этой идеей, этой темой, могли помочь уже фонду. То есть чтобы каждый просмотр затрагивал струны душ людей, которые тоже отправляли хотя бы 100 рублей. И если, может быть, наши зрители тоже захотят в этом поучаствовать, то, пожалуйста, заходите на сайт фонда «Предание». Можно и напрямую, без фильма.

Илья Тарасов: Сколько человек посмотрели фильм?

Анастасия Денисова: Я очень рада, что сейчас фильм набирает обороты. Я его выложила на YouTube, и сначала он как-то… Ну, были просмотры, но так: моя мама пять раз посмотрела, бабушка, я сама зашла и посмотрела. А сейчас фильм уже набрал 134 тысячи просмотров, причем за последние несколько месяцев. И меня это очень радует. Очень много разных комментариев. Комментарии разные, да. В основном это положительные отзывы. Есть, конечно, и какие-то негативные, но я радуюсь и им, потому что чем больше комментариев, тем больше шансов, что YouTube будет продвигать твое видео, и тем больше людей будут смотреть фильм.

Илья Тарасов: Планы на будущее?

Анастасия Денисова: Планы на будущее очень большие. Я надеюсь, что в этом году я, по крайней мере, все подготовлю для съемок полного метра. И если я хотя бы не начну его снимать в этом году (а лучше бы его прямо и снять в этом году), то хотя бы напишу сценарий, соберу съемочную группу, подготовлю, всю раскадрую и буду снимать фильм на социальную тематику. Но пока секрет, на какую тему.

Илья Тарасов: Что тебе дал фестиваль «ЛАМПА»?

Анастасия Денисова: Фестиваль «ЛАМПА» дал мне этот заряд… Вот не зря все говорят на фестивале «ЛАМПА», что вот зажигается эта лампочка мотивации, которая движет тебя вперед. И действительно, моя лампочка зажглась. Плюс огромное количество новых знакомств, связей. Мне было очень интересно, кто делает этот фестиваль, потому что я давно за ним следила, за этим фестивалем. Там очень мощные работы по драматургии, там очень интересные истории, которые я с удовольствием всегда смотрю. И мне очень интересно было, кто эти люди. И мне было так радостно познакомиться с ними, потому что это хорошие люди. И спасибо им за этот фестиваль.

Илья Тарасов: Фильм есть в открытом доступе, любой желающий его может посмотреть, просто в YouTube надо набрать: «Витюша», Денисова. Правильно?

Анастасия Денисова: «Витюша», фильм с Артуром Смольяниновым.

Илья Тарасов: А, ну вот так набирайте, смотрите. Самое главное – дождитесь финальных титров, прочитайте информацию о благотворительном фонде «Предание» и сделайте пожертвование. Настя, тебе большое спасибо. Снимай дальше, больше и лучше.

Анастасия Денисова: Спасибо. Смотрите и помогайте!

Илья Тарасов: А прямо сейчас мы смотрим тизер еще одного победителя кинофестиваля «ЛАМПА».

Тизер короткометражного фильма «Путешествие в Париж», режиссер Мария Полякова, 2018 г.

Илья Тарасов: Вы по-прежнему смотрите программу «ЗаДело!». И мы говорим о кинофестивале «ЛАМПА». И сейчас у нас на связи по Skype актер Семен Шигин, который играл в фильме «Путешествие в Париж». Семен, привет.

Сергей Шигин (по Skype): Здравствуйте.

Илья Тарасов: Я смотрел «Путешествие в Париж» несколько раз. При том, что мы за историей этого фильма начали наблюдать, когда он только-только начал создаваться, потому что мы сами, наша команда, в частности наш продюсер частый гость Колпинской колонии, и этих ребят, которые играют в этом фильме, мы знаем. Ты единственный актер в этом кино. Как ты там оказался?

Сергей Шигин: Для меня это тоже очень большой вопрос, потому что ничего не предвещало, что я там буду сниматься. Я дружу с режиссером, с Машей Поляковой. Мы с ней работали до этого уже в некоторых картинах. И она мне просто в начале лета дала почитать сценарий, который меня очень сильно тронул. Это был первый сценарий, после которого что-то со мной произошло в плане чувств. Потому что обычно читаешь сценарий, и там: «Ну понятно, у нас такое происходит, такое, здесь это надо сыграть». А тут я просто прочитал очень живую сильную историю и подумал: «Да, наверное, ей будет тяжело это снимать. И наверное, она возьмет какого-нибудь такого жесткого матерого артиста на эту роль, ну, чтобы сыграть надзирателя». То есть у меня в голове был такой стереотип, что надзиратель – бывший десантник какой-нибудь, крепкое лицо. И тут за пять дней до съемок она просто мне звонит и говорит: «Семен, поехали, сыграешь?» Я как-то не стал с ней спорить. Я просто понял, что такого опыта у меня не было и вряд ли будет еще.

Илья Тарасов: Ты вообще задавался вопросом, почему ты единственный актер, почему все остальные не актеры в этом фильме?

Сергей Шигин: Мне кажется, если Машу дать волю, она бы вообще актеров не брала, потому что она за очень живое такое существование. И очень много импровизации у нее в кадре, очень много спонтанных монологов.

Илья Тарасов: А о чем фильм, как ты думаешь?

Сергей Шигин: В процессе создания у меня было ощущение одно: какую-то гиперреальность хотелось создать ей, в которой не было бы какого-то одного месседжа. Была такая разбросанная как бы на столе палитра ощущений и смыслов, связанных с жестокостью людей, которые еще по сути дети, и одновременно с тем, чтобы люди увидели их ранимость, их обратную сторону души. И я не думаю, что был конкретный ответ, о чем фильм, и до сих пор его нет. Скорее, он о том, чтобы просто это все вот так выпукло и максимально показать, чтобы зритель уже сам для себя немножко понял, о чем. Потому, что когда я был на площадке, я не могу однозначно сказать, как я отношусь к этим детям, ну, к этим ребятам, потому что одновременно мне было очень их жаль, и одновременно вызывало злость, когда я узнавал что-то про них, подробности какие-то.

Илья Тарасов: То, что они сделали, да? Это первый твой раз был, когда ты в колонию вообще попал?

Сергей Шигин: Да-да, первый раз. Я первые три дня там вообще в таком немножко был… Ну, первый день точно я был в таком легком состоянии аффекта, потому что у меня было… Я очень волновался и боялся, что мне там будет тяжеловато, что там меня как-то будут оценивать пацаны, что мне придется как-то защищать свой авторитет. Ну, я не знаю. Я надумал себе всякую фигню, что тюрьма, все. А когда мы там оказались, я где-то на второй, на третий день понял, что все проще, что все живые люди, просто со своей манерой вести себя, со своей историей.

Илья Тарасов: История Максима, история главного героя – это придуманная история или это его реальная жизнь?

Сергей Шигин: Сама линия главного героя – она придуманная, но она действительно существовала, но с другим заключенным. А все, что вокруг этой истории, обстоятельства, вот эта проблема вечная, кто тебя встретит после выхода, и вообще нужен ли ты кому-нибудь после выхода из тюрьмы, потому что даже родным тяжело подчас принять своего сына, когда узнают, что вот он такое сделал. Поэтому история как бы одновременно и настоящая, и одновременно немножко придуманная.

Илья Тарасов: Это кино дает нам глубже понять этих ребят, глубже понять эту проблему вообще воспитательной колонии, выхода после колонии на свободу? То есть это кино с пользой? Можно его таким назвать?

Сергей Шигин: Я считаю, что однозначно можно. И я считаю, что эта польза была в первую очередь для самих заключенных, которые участвовали в этих съемках, во время процесса, потому что они немножко были как-то вытащены из своего привычного распорядка дня, для них все было новым. И они как-то раскрывались очень интересно. А что касается самого уже результата, того, что получилось, то мне трудно сказать. Вот я видел несколько раз фильм. Мне кажется, что оно настолько какое-то настоящее и очень искреннее, что однозначно люди должны такое видеть и знать, что есть еще такой пласт жизни, с которым надо что-то делать и понимать его как-то.

Илья Тарасов: Семен, спасибо тебе большое. И успехов!

Сергей Шигин: Спасибо большое. И вам тоже всем успехов!

Илья Тарасов: К сожалению, прямо сейчас фильм «Путешествие в Париж» нельзя посмотреть в открытом доступе, фильм в этом году был завершен, и сейчас он катается по фестивалям, собирает награды. Мы показали вам тизер. И я надеюсь, что в скором времени он обязательно появится в открытом доступе на различных площадках, в том числе YouTube, «ВКонтакте» и так далее, и так далее, и вы сможете его посмотреть. Я фильм видел. И я хочу сказать, что мне он настолько сильно понравился, что я его котирую как один из самых лучших короткометражных фильмов, которые я смотрел вообще за последние годы.

И хотелось бы отдельно сказать, что кино снималось в воспитательной колонии, на территории колонии. Семен, с которым мы сейчас говорили по Skype, был действительно единственным актером на площадке. Все остальные роли играли ребята, которые в настоящее время отбывают наказание. И, на мой взгляд, эта работа настолько сложная – во-первых, организовать съемочный процесс внутри колонии, а во-вторых, ребят, которые сами по себе не идут с незнакомыми людьми на контакт, раскрыть настолько сильно. Я не знаю, у какого режиссера еще это может получиться. Поэтому большое спасибо автору фильма. И я надеюсь, что вам тоже, как и мне, посчастливится его посмотреть.

Смотрите далее. Режиссер Данил Болотов расскажет о своем документальном фильме «Доброволец – как все». Как сделать качественный социальный ролик и рассказать о проблеме в позитивном ключе? На какие жертвы идут режиссеры ради кино? Все это и многое другое смотрите прямо сейчас в программе «ЗаДело!» на Общественном телевидении России.

Тизер короткометражного фильма «Доброволец – как все», режиссер Данил Болотов, 2018 г.

Илья Тарасов: Вы по-прежнему смотрите программу «ЗаДело!». И мы по-прежнему говорим о международном кинофестивале «ЛАМПА». И прямо сейчас из солнечного города Пермь к нам приехал молодой режиссер Даня Болотов, который снял фильм – внимание! – под названием «Доброволец – как все». И этот фильм в этом году уже взял на кинофестивале награду. А Дани еще нет 18 лет. Как так? Привет, Даня.

Данил Болотов: Здравствуйте. Ну, так получилось.

Илья Тарасов: Мы посмотрели небольшой тизер. Расскажи нам про героя своего.

Данил Болотов: Фильм про Антона Мысляева и его маму. Он сам по себе хороший человек, а его мама чудесная женщина. Фильм про отношения, про семейные отношения, о том, как человек с синдромом Дауна может помогать людям. Это достойно уважения.

Илья Тарасов: Почему ты решил снять кино об этом?

Данил Болотов: Есть такое лагерь в Перми, называется «Дружный» – это не обычный лагерь, а инклюзивный. Там дети с синдромом Дауна, с ДЦП и с похожими заболеваниями проживают жизнь, как в обычном лагере. И я там увидел Антона, узнал его историю. Я там работал куратором сам в отрядах, играл с детьми. Мне нравится это делать. Там я увидел Антона и решил про него снять фильм.

Илья Тарасов: Антон – такой же доброволец? Чем он занимается? Расскажи про него.

Данил Болотов: Антону, если я не ошибаюсь, 23 или 24 года. Могу ошибаться немножко. Он получил образование. Не помню точно, как называется образование, но он делает кораблики из дерева, кораблики, всякие поделки из дерева. Они реально классные! Он молодец. Также он состоит в отряде, в добровольческом отряде «Джем» – там группа из здоровых и детей с заболеваниями. Они помогают другим людям, нуждающимся в этом больше, чем они. И вот он живет только волонтерством, то есть только добровольчеством. Я с ним общался, я общался с его мамой. У него это самое любимое занятие. Вот где эти ребята с волонтерством и добровольчеством – там и он. Ему очень нравится этим заниматься.

Илья Тарасов: У него есть какой-то график его добровольческих дел? Или как позовут, так он сразу и примчится на помощь, как Супермен?

Данил Болотов: Они раз в неделю собираются своим отрядом, отмечают разные праздники. У них есть свой день рождения, который они отмечают. Ищут людей, кому можно помочь. И каждую неделю или каждый месяц, как получается, помогают людям.

Илья Тарасов: Ты ожидал, что все-таки ты получишь приз на фестивале?

Данил Болотов: Я не ожидал, но я знал, что с каждым годом работы кинофестиваля по уровню растут. Я участвовал в прошлом году, работы были чуть менее качественные, чем в этом. А в этом я пришел, увидел, что люди снимают, и засомневался в своем успехе. Но получилось, что получилось.

Илья Тарасов: Тебе нет 18 лет. В основном в твоем возрасте, как я думаю (может быть, я ошибаюсь), ребята готовы снимать рэп-клипы – ну, это, наверное, самое в тренде. А ты снимаешь социалку. Тебе ребята говорят: «Камон! Мы тут трек написали. Что ты там снимаешь? Приходи лучше рэп наш снимать». Как относятся вообще сверстники? И как ты думаешь сам?

Данил Болотов: Да, такое, иногда бывает, говорят. Вот именно в точности, как вы сказали.

Илья Тарасов: Да?

Данил Болотов: Да.

Илья Тарасов: Значит, я еще не потерял нюх!

Данил Болотов: Но вообще мне нравится видеография, я люблю этим заниматься, режиссурой. Я снимаю для себя, для друзей. Для себя – истории про интересных людей, таких как Антон. Я люблю снимать социалку. В том числе даже эти рэп-клипы иногда получаются.

Илья Тарасов: Даня, спасибо тебе большое. Ребята, если вас заинтересовал фильм «Доброволец – как все», то вы смело его можете найти, наверное, на YouTube. Правильно?

Данил Болотов: Да.

Илья Тарасов: Достаточно просто вбить: «Доброволец – как все», Данил Болотов. И – вуаля! – фильм перед вами. Так что не теряйте время, быстрее бегите к компьютеру, набирайте и смотрите хорошее кино о настоящих людях. А мы смотрим следующий тизер.

Социальный видеоролик «Выключай ограничения», режиссер Светлана Дружинина, 2018 г.

Илья Тарасов: Вы по-прежнему смотрите программу «ЗаДело!». Сегодня мы говорим о международном кинофестивале «ЛАМПА». И сейчас у нас на связи по Skype Светлана Дружинина, которая переехала в Санкт-Петербург, чтобы поднять свой скилл по режиссуре. Она сняла ролик «Выключай ограничения, который в этом году на «ЛАМПЕ» взял, я не побоюсь этого слова, главный приз. Света, привет.

Светлана Дружинина (по Skype): Привет-привет!

Илья Тарасов: Ну, как тебе чувствовать себя, только поступив на режиссерские курсы, чувствовать себя уже победителем?

Светлана Дружинина: Вообще неожиданно на самом деле. Это мой дебют, можно так сказать. Я начала с социальной темы, она мне была близка, потому что я где-то год общалась с людьми с ограниченными возможностями. И на самом деле все началось с Романа Пономаренко, мы с ним познакомились, и он мне рассказал очень много про то, как люди живут, как они строят карьеру, как они достигают вершин. Соответственно, мне было интересно, вообще как у нас в России такие люди могут существовать. Потому что я до этого тоже смотрела ролики про таких людей, и они были, скажем, с таким очень грустным подтекстом, что…

Илья Тарасов: Слезка такая должна быть, да?

Светлана Дружинина: Да-да-да. Соответственно, я точно понимала, что среди таких людей есть ребята, которые доказали обратное.

Илья Тарасов: Это все нижегородцы у тебя в ролике, Лана?

Светлана Дружинина: Да, все нижегородцы.

Илья Тарасов: А обратная связь какая? Тебе пишут?

Светлана Дружинина: Ну, не могу сказать, что я там после этого стала звездой. Но, во-первых, мне писали близкие люди, которые меня знают, те, кто участвовал в съемках, потому что они получили определенный заряд, мотивацию, могу так сказать. Они поняли, что все их проблемы, которые есть в их жизни, – это полная фигня, назовем это так. И на это не нужно обращать внимания. Есть люди, которые в силу определенных обстоятельств родились с теми проблемами, которые нам очень сложно ощутить, мы не понимаем. И они не обращают на это внимания, они уже пережили это, они двигаются дальше.

Илья Тарасов: Это твой вообще дебютный ролик, первое вообще, что ты снимала?

Светлана Дружинина: Ну конечно же да. Я снимала на телефон, были такие любительские работы, но не было, скажем так, основной такой задачи, чтобы вот сейчас после этих работ я начну такую уже карьеру режиссера, сейчас я сниму дебютный ролик. Нет. У меня было определенное желание. Наверное, оно исходило от сердца, исходило от того, что я общалась с этими людьми. Я действительно искренне захотела снять эту работу, я захотела в первую очередь для себя и для всех остальных, чтобы показать, что этот мир полон удивительных людей. И для меня эта работа стала личным таким мотиватором.

Илья Тарасов: И для тебя открытием. Фестиваль «ЛАМПА». Ты отправила ролик, и оттуда – бах! нифига себе! – позвали в Пермь. Приехала. И тут еще награда. Как съездила?

Светлана Дружинина: Мне что понравилось. Для меня это первый фестиваль. То есть даже так. То есть моя первая работа, мой первый кинофестиваль. Я очень рада, что у нас в России продвигают социально ориентированное кино. И я человек, который любит кино. Я хожу в кинотеатры, я смотрю, что там показывают, какую основную мысль вкладывают. И если сравнивать то кино, которое показывают в кинотеатрах, и то кино, которое снимают режиссеры, наверное, это как небо и земля.

Мне очень приятно, что даже ролики одноминутные и двухминутные могут просто кардинально изменить представление обычного человека о людях с ограниченными возможностями, об экологии, о проблемах экологии, о проблемах вообще во всем мире. И действительно, как говорил председатель кинофестиваля: «Можно посмотреть небольшой ролик – и полностью изменить свои взгляды на жизнь». Эти ролики и фильмы, которые были представлены на кинофестивале, действительно меняют мир. И я очень рада, что поучаствовала в нем.

Илья Тарасов: Лана, спасибо тебе большое. А вы, уважаемые телезрители, вперед к компьютерам! Вбивайте буквы, ищите ролик «Выключай ограничения», смотрите его и наслаждайтесь. Лана, спасибо. Успехов тебе в обучении в Петербурге!

Светлана Дружинина: Спасибо.

Смотрите далее. Актер Антон Полетаев поделится впечатлениями о съемках фильма «Дело Ивана». А режиссер Марианна Вольская расскажет о том, как игровое кино может стать наглядным учебным пособием. Все это смотрите прямо сейчас в программе «ЗаДело!» на Общественном телевидении России.

Тизер короткометражного фильма «Мелочь», режиссер Марианна Вольская, 2014 г.

Илья Тарасов: Вы по-прежнему смотрите программу «ЗаДело!». И мы по-прежнему говорим о международном кинофестивале «ЛАМПА». У нас в гостях – режиссер Марианна Вольская. Марианна, привет.

Марианна Вольская: Привет.

Илья Тарасов: Только что посмотрели трейлер твоего фильма. Это первый фильм, правильно?

Марианна Вольская: Да, это мой первый фильм.

Илья Тарасов: Как ты его снимала?

Марианна Вольская: На самом деле это было задание моего мастера Александра Анатольевича Прошкина – история либо из своей жизни, либо из жизни какого-то человека, которого вы знаете. И в этом фильме есть самый первый кадр, который я сняла, то есть это моя самая первая работа на первом курсе ВГИКа. История очень интересная получилась, потому что я очень долго не могла актрису подобрать. У меня был кастинг очень большой, и я никак не могла найти того ребенка, который был мне нужен.

Илья Тарасов: Актрису?

Марианна Вольская: Да, именно актрису. И она должна была быть живая. Так как роль у нее не самая простая, соответственно, должна была хотя бы понимать среду. То есть ребенок из благополучной семьи не сыграл бы такого ребенка, это понятно.

Илья Тарасов: Давай вкратце для зрителей расскажем, о чем фильм.

Марианна Вольская: История о том, что зачастую мы, взрослые, не уделяем внимания своим детям, строим свою личную жизнь и не понимаем, что на самом деле наши маленькие ближние, детки, нуждаются в нашем внимании, мы просто о них забываем. История об этом – о том, что не надо забывать о детях, они рядом.

Илья Тарасов: Я знаю, ты мне сама сказала, что для того, чтобы снять это кино, тебе пришлось продать джип.

Марианна Вольская: Да, мой любимый большой новый черный джип. Но я не жалею.

Илья Тарасов: А это сколько денег?

Марианна Вольская: Ну, на тот момент… Ну, это около 20 тысяч долларов было на тот момент, потому что машину я пригоняла из Германии новую. Я на ней только полгода поездила. Но мне не жаль, потому что на самом деле фильм живет, он получил награды, по этому фильму дают задания в школе приемных родителей. То есть он живет, несмотря на то, что это моя первая работа. Я сейчас смотрю на нее: конечно, я что-то бы сделала по-другому. Но я спокойно к этому отношусь, потому что это первый фильм, и он мне нравится, нравится моим друзьям. Мы его создавали все с любовью. Каждый человек, который в нем участвовал, он вложил туда частицу себя, поэтому это не только моя заслуга, а это заслуга всей команды, абсолютно всей.

Илья Тарасов: Ты все-таки нашла свою актрису?

Марианна Вольская: Да, актрису я нашла, причем очень таким удивительным способом. Прямо перед началом съемок я попадаю в больницу – и у меня съемочный процесс останавливается. И когда там мне одногруппники по очереди приходили и навещали (я достаточно долго была в больнице), один мой очень хороший друг Сережа приходит и говорит: «Марианна, слушай, во дворе на окраине Москвы видели девочку, она все время сама гуляет по какой-то причине, с утра до вечера там. Может, ты поедешь и посмотришь?» – «Ну, о’кей, хорошо».

Я вышла из больницы, я еду в этот двор. И я прямо за метров пятьдесят ее увидела и поняла, что это она. Когда я к ней подошла, говорю: «Привет. Как дела?» А мы уже созвонились с ее родителями, попросила людей, соседей, которые мне дали контакты родителей. Но девочка об этом не знала. Она стоит на горке, горка металлическая, вот как раньше, в старые советские времена. И на горку падало солнце, она раскаленная. А она была в платье. И она такая: «Чё те надо?» И я уже поняла, что это моя девочка. Я говорю: «Да ничего не надо». Я говорю: «А ты с горки съехать можешь?» Она говорит: «Могу». Я говорю: «Ну съедь, пожалуйста». Она такая: «Не буду!» Я говорю: «Я знала, что ты не можешь съехать с горки». Она берет и съезжает с этой горки, а горка горячая, а она в платье. Она съезжает – и тут у нее такой текст ненормативной лексики вылетает, просто фантастический! И я понимаю: «Да, эта девочка моя, она сыграет то, что надо».

На самом деле оказалось, что она просто из многодетной очень хорошей семьи, там очень много деток, в том числе и старше, и младше ее. И мы с ее родителями очень хорошо подружились, они как-то так доверились и просто вручили мне Алену.

Илья Тарасов: Фестиваль «ЛАМПА». Ты буквально недавно вернулась из Женевы, потому что в Женеве был показ на Ассамблее ООН, я так понимаю, да?

Марианна Вольская: Да.

Илья Тарасов: Ну и как? Неожиданно, да? Фестиваль из Перми переместился в Женеву. Ты ездила? Расскажи о впечатлениях?

Марианна Вольская: Да, на самом деле это было невероятно приятное приглашение. Особенно когда ты вечером приходишь с работы уставший, открываешь письмо, а там – хоп! – приглашение такое. Ты так вначале думаешь: «Ну нет, наверное, что-то не то». Утром смотришь – опять есть это сообщение. И ты понимаешь: «Да, все-таки, наверное, что-то то». Я созвонилась с организаторами – на самом деле все в силе. Ну, это классно! Потому что там были собраны люди, единомышленники, люди все, которые мыслят в одном диапазоне. Все настолько были позитивные, все заинтересованные. То есть не было никакой конкуренции, как это бывает в каких-то коммерческих работах. И это такое удовольствие, это такой релакс, это прилив сил невероятный, эмоций, это новые впечатления! Я приехала прямо с таким вдохновением, что мне надо продолжить еще одну свою социальную работу, которая у меня не закончена.

Илья Тарасов: Сам фильм – сколько человек его увидело? Какие фестивали он объездил? И какая у него жизнь? Ты говоришь, что он живет, и это хорошо, да. А какая есть еще жизнь у него? Сколько?

Марианна Вольская: Ну, помимо того, что… Я на самом деле не занималась продвижением, потому что как-то я не очень умею вот это продвигать, продавать. Это все-таки продюсерское, а я больше про создать, а дальше чтобы люди занимались продвижением. Когда мне предложили просто отправить на фестиваль, я отправила на «ЛАМПУ» без всякой мысли. И получилось так, что меня туда пригласили, фильм стал лучшим игровым фильмом социально ориентированным. Это было приятно очень.

После этого судьба у фильма была такая, что благотворительный фонд «Виктория» попросил у меня разрешения использовать его в качестве учебного наглядного пособия для будущих приемных родителей. И по сей день фильм там работает, и по нему дают задания, и люди выполняют. По-моему, даже пять этапов, то есть его даже разделили на такие задания. Да, вот работают. Ольга Федорова из Центра социальной адаптации, тоже увидев этот фильм, пригласила меня, впоследствии чего родился мой проект «Иду к мечте!». То есть, собственно говоря, он стал таким двигателем не только для меня, но и для каких-то других людей. Я слышала отзывы родителей из приемных семей.

Илья Тарасов: «Иду к мечте!» – мы об этом проекте рассказывали в одной из наших прошлых программ. Напомни, пожалуйста, в чем суть проекта. И расскажи, как он сейчас. Жив-здоров?

Марианна Вольская: Суть проекта в том, чтобы помогать подросткам, именно уже подросткам, которые выпустили из детских домов, так как это, повторюсь, аудитория менее интересная нам, взрослым, потому что с детьми легче возить, какие-то подарки, а все-таки выпускники – это более сложная, скажем так, аудитория.

Илья Тарасов: И по характеру сложные.

Марианна Вольская: К ним нужен особый подход. И именно они меня интересовали. И цель проекта была – помочь именно этим подросткам, попробовать себя в той или иной профессии, которой у них в повседневной жизни нет. Собственно говоря, я им давала такой инструмент, чтобы они могли себя попробовать и принять решение: «Надо мне это или нет?» Соответственно, я подключала свои личные связи, контакты, и это очень хорошо получалось. И ребята принимали решение – надо это им или нет.

Илья Тарасов: То есть реально исполняла мечты людей?

Марианна Вольская: Да. Ну, не сама. У меня люди, ряд людей, которые подключались, помогали мне. У меня очень много друзей отзывчивых.

Илья Тарасов: А сейчас что с проектом?

Марианна Вольская: На данный момент я приостановила его деятельность, потому что мне приходится заниматься больше коммерческой работой, так сложились обстоятельства, но я очень хочу к нему вернуться.

Илья Тарасов: Хорошо, когда социальная работа приносит деньги тоже, потому что кушать на что-то надо. Как люди могут помочь? Вот прямо сейчас, если кто-то нас смотрит, может человек предложить: «Так, я готов финансировать проект «Иду к мечте!»?

Марианна Вольская: В принципе – да. У меня был замечательный спонсор. Просто временно так сложились обстоятельства, что мы отодвинули проект, именно по финансовой причине. Это как бы недешевое удовольствие на самом деле, потому что производство видеоконтента, очень много людей задействовано, это как бы немаленькая сумма. На самом деле, да, если есть организация, которая готова проспонсировать, то у меня очень много ребят, которые просто ждут запуска. И ребята уже отобраны специалистами, психологами, директорами разных учреждений. То есть можно прямо запускаться и делать.

Илья Тарасов: Что дальше с кино? Ты будешь снимать? И на какую тему хотелось бы это делать?

Марианна Вольская: У меня есть сценарий, это часть этого сценарий. Когда Александр Анатольевич Прошкин сказал мне: «Будет возможность – сделай полный метр». И если бы у меня появилась финансовая возможность, я бы сняла полнометражную картину. Это было бы начало истории. И есть очень хороший финал.

Илья Тарасов: Я напоминаю всем зрителям, что фильм Марианны Вольской есть в открытом доступе на YouTube, можно найти, посмотреть. Поэтому смотрите хорошее кино. Спасибо тебе большое за интервью.

Марианна Вольская: Спасибо и вам.

Илья Тарасов: А вас ждет следующий тизер.

Тизер короткометражного фильма «Дело Ивана», режиссер Филипп Орлянский, 2018 г.

Илья Тарасов: Вы по-прежнему смотрите программу «ЗаДело!». И мы по-прежнему говорим о кинофестивале «ЛАМПА». И у нас в гостях Антон Полетаев, актер фильма «Дело Ивана». Я на кинофестивале, к сожалению, видел только тизер, мы сейчас тоже смотрели тизер. Полную версию фильма я не видел. В двух словах – и для зрителей, и для меня – о чем кино?

Антон Полетаев: Документальная драма. 1937 год, сталинские репрессии, сталинская эпоха, пропаганда атеизма в стране. Собственно фильм основан на реальных событиях, он о новомученик. То есть этот человек конкретный Иван Артемов, он причислен сейчас к лику святых. Вот собственно история про то, как человек пытался отстоять…

Илья Тарасов: Свое право на веру?

Антон Полетаев: …свое право, да, и вообще право общества в те годы на то, чтобы церковь давала людям какую-то надежду.

Илья Тарасов: Твой затылок?

Антон Полетаев: Мой.

Илья Тарасов: Кого ты там играл?

Антон Полетаев: Я играл следователя, энкаведешника, подсталинца. Как раз надо мной в этот момент висит портрет Сталина.

Илья Тарасов: Если смотреть с той стороны?

Антон Полетаев: Да, с той. И да, как раз такая у меня там роль отрицательная. Было немножечко сложновато. Конечно, был процесс репетиций, когда мы встречались с Олегом Аккузиным, актером, который причем стопроцентное имеет сходство с этим Иваном Артемовым. Были репетиции, было немножко сложно. Также была неудобная локация. То есть это реальная тюрьма, там была очень тяжелая энергетика. Эта тюрьма закрыта с 1968 года.

Илья Тарасов: Где это?

Антон Полетаев: Снимали мы под Ярославлем, город Данилов.

Илья Тарасов: Знаю такой город.

Антон Полетаев: И вот там эта тюрьма закрыта с 1968 года, не действующая. Но она помнит как раз вот эту эпоху – 1937 год, когда происходили ужасные события. То есть там вот эта Стена плача как раз, собственно которой и заканчивается этот фильм, где расстреливают Ивана Артемова.

Илья Тарасов: Режиссер – студент. Мастерская?..

Антон Полетаев: …Валерия Бакиевича Ахадова.

Илья Тарасов: ВГИК?

Антон Полетаев: ВГИК.

Илья Тарасов: На твой взгляд, все получилось, как надо?

Антон Полетаев: Как говорится, сколько людей, столько и мнений, да? То есть я всегда защищаю все свои работы, все свои проекты. Ну, я по-другому не могу сделать как бы. Людям, как говорится, кому арбуз, кому свиной хрящ, то есть – кому-то нравится, кому-то не нравится. Но в этом случае… Филипп же снимал полнометражный документальный фильм.

Илья Тарасов: Об этом же герое?

Антон Полетаев: Про восстановление храма в селе Санино. И этот герой как раз оттуда. То есть он еще решил сделать игровой короткометражный фильм, вот как раз «Дело Ивана». Мне кажется, что все получилось. Но когда смотришь… многие, кто смотрят, говорят: «Почему так коротко? Почему все так сжато? Почему все скомкано?» Ну, как говорится, пока так, пока так.

Илья Тарасов: Будут деньги – будет полный метр.

Антон Полетаев: Совершенно верно, да.

Илья Тарасов: Где еще фильм был? Как он живет?

Антон Полетаев: Первый вообще показ нашего фильма, премьера, так сказать, нашего фильма состоялась на Сочинском международном кинофестивале. Это новый фестиваль. Если про «Кинотавр» уже…

Илья Тарасов: Все знают.

Антон Полетаев: …все знают, все слышали, то этот фестиваль вроде второй год подряд проходит. Премьера состоялась там. Там же появились уже связи с Японией, потом пригласили в Японию. Мы летом были на первом международном фестивале в Атами, это недалеко от Токио. Гран-при мы так не взяли, конечно, но из России было только четверо человек. Потом – «ЛАМПА». И вот как раз в ноябре был фестиваль, XV международный благотворительный фестиваль «Лучезарный ангел».

Илья Тарасов: Да, знаю его.

Антон Полетаев: Там мы тоже взяли спецприз. Филипп отсутствовал, Филипп снимает сейчас полнометражный документальный фильм, он был в отъезде, поэтому на сцену с речью выходил я.

Илья Тарасов: То есть теперь… Филипп, запомни: надо появляться на таких мероприятиях!

Антон Полетаев: Однозначно.

Илья Тарасов: Потому что везде потом будут говорить, что это он режиссер. «Вы режиссер?» А ты говоришь: «Нет». Филипп, давай-ка, собирайся, приходи.

Антон Полетаев: Да, с мыслями…

Илья Тарасов: Пора светит лицом и говорить уже от себя. Это нормальная история. Фильм есть в открытом доступе?

Антон Полетаев: Да, сейчас уже есть. Ну, правда, совсем короткий метр, то есть он длится 13 минут. Но есть полнометражный документальный фильм, он идет около часа.

Илья Тарасов: Он тоже готов и тоже в свободном доступе?

Антон Полетаев: Да, там уже в свободном доступе.

Илья Тарасов: Спасибо тебе большое за беседу. Друзья, если вы заинтересовались фильмом, то в данный момент он есть в открытом доступе на YouTube. Вы просто можете набить: «Дело Ивана», режиссер Филипп Орлянский. И посмотреть либо короткий игровой метр, либо полнометражный документальный фильм.

Антон Полетаев: А лучше и то, и то.

Илья Тарасов: А лучше, правильно, да, и то, и то. Смотрите хорошее кино!

Как говорится, хорошего помаленьку. К сожалению, это касается и кино. Но каждый из вас может исправить эту ситуацию: снимите качественный короткометражный фильм или видеоролик на социальную тематику, отправьте на фестиваль «ЛАМПА» и сделайте мир вокруг себя добрее и лучше. Это была программа «ЗаДело!». Увидимся ровно через неделю. Пока.

Видео с сайта youtube.com, пользователь: Фестиваль ЛАМПА


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Представляем победителей этого года

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    ЗаДело!
    Ты не одна
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    ЗаДело!
    После рабства