Кинотерапия: Фестиваль «Кино без барьеров»

Гости
Сергей Прошинский
руководитель Web-школы РООИ «Перспектива», ведущий тренингов по пониманию инвалидности
Марина Савичева
координатор Кинофестиваля «Кино без барьеров»

Илья Тарасов: Добрый день, меня зовут Илья Тарасов, и вы смотрите программу "За дело". Мы говорим о самых острых социальных проблемах и даем инструкции по их решению. Сегодня очередной выпуск нашего специального проекта "кинотерапия", в котором мы расскажем вам о фестивале кино "Без барьеров".  Сегодня мы говорим о волшебном мире кино и у нас в гостях Марина Савичева – координатор фестиваля "Кино без барьеров" и Сергей Прушинский – сотрудник региональной общественной организации людей с инвалидностью "Перспектива". Добрый день, спасибо что пришли! Классная тема кино – любите кино?

Сергей Прушинский: Я обожаю, я вообще киноман со стажем, в любое свободное время я иду в кинозал, очень хороший выбор кино.

Марина Савичева: Очень люблю, очень мало времени, но друзья периодически вытаскивают.

Илья Тарасов: Вообще кинофестиваль как проходит? Что отличает его от всех остальных кинофестивалей?

Марина Савичева: Этот проходит – вход открытый.

Илья Тарасов: Для всех?

Сергей Прушинский: Бесплатный для всех показы идут с девяти утра до одиннадцати вечера.

Илья Тарасов: Давайте посмотрим, как фестиваль проходил в прошлом году. Марина, что планируются в этом году?

Марина Савичева: В этом году мы надеемся, что у нас сохранится большое количество встреч с актерами, режиссерами. Что меня зацепило, когда я смотрела, изучала все про кинофестиваль – конечно это огромное количество фильмов, что отличает кино без барьеров – из самых разных стран большое количество мастер-классов, дискуссий с режиссерами, актерами, а это всегда конечно вносит живую струю.

Илья Тарасов: Здесь не только кино, но и какие-то движухи.

Марина Савичева: Я бы даже сказала не только и не столько кино, очень важные эти встречи, в детской программе потрясающие мастер-классы.

Сергей Прушинский: Открытие, закрытие, это детская программа в фойе, фокусники.

Марина Савичева: Четыре дня с пятницы по понедельник, выходные захватываем, так что приходите!

Илья Тарасов: Сереж, а твоя задача в "Перспективах", кем ты работаешь?

Сергей Прушинский: Я веду постоянно разные тренинги, семинары, направленные на изменение отношений к людям с инвалидностью, вся наша работа направлена на изменение отношения к людям, чтобы инвалидность воспринимали не как болезнь. Проблема с инвалидностью не в их собственном дефекте, а в барьерах, которые перед ними стоят – физические, если для коляски нет пандуса и психологические – если меня не принимают на равных. Наш кинофестиваль ориентирован именно на это, чтобы рассказать о том людям, что рядом с ними живут другие люди, разные. Если первые наши кинофестивали назывались "Фестиваль о проблемах инвалидов", то после третьего, мы поняли, что мы не хотим говорить о проблемах, кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью. В прошлом кинофестивале был очень хороший фильм "Ананас", он был в широком прокате, зрителям очень понравился! Тогда было много фильмов, выжимающих слезу, тяжелая судьба…Мы не об этом! Мы хотим именно о людях.

Илья Тарасов: И повеселее.

Сергей Прушинский: Да, парадоксальнее, жизнерадостнее.

Илья Тарасов: Ты рассказал о фильме "Ананас", я расскажу, что будет дальше у нас в программе – мы покажем трейлер этого фильма, свяжемся с режиссером Владимиром Рудаком, который находится в Петрозаводске и, кстати, он снимает сейчас еще одно кино которое точно приедет на ваш фестиваль.  Но так как ты рассказывал, что у вас есть и документальное и игровое кино, у вас есть даже и мультфильмы, я предлагаю один из этих мультфильмов посмотреть. Сереж, это то, наверное, что ты как раз на своих тренингах и рассказываешь людям?

Сергей Прушинский: Да, не то чтобы рассказываю, мы стараемся создавать такую ситуацию, чтобы люди к этому приходили сами.

Илья Тарасов: Мультфильмы, документальные фильмы, игровые, когда начался прием заявок, сколько уже пришло заявок, откуда? Марин, расскажи и когда все это заработает уже?

Марина Савичева: Мы уже начали активную работу, объявили конкурс в начале февраля, не могу сказать точное количество заявок, но их больше 30, или около 50, из самых разных стран идут заявки, я так понимаю, что это давняя традиция фестиваля и очень рада что нам пока получается ее поддерживать. Мы заканчиваем прием заявок только 31 мая, поэтому надеемся, что еще какие-то классные работы к нам придут.

Илья Тарасов: Может быть те люди, которые нас смотрят, подумают: круто бы отправить мое кино, я его снял недавно и вперед. Как это сделать?

Марина Савичева: Можно просто зайти на наш сайт www.kinofest.org, там висит форма заявки. Там все написано, как ее отправить, достаточно просто. Номинации – их будет больше десяти, наверное, это такие традиционные для всех кинофестивалей номинации: лучшее игровое кино, документальное кино, для детей, лучшая режиссерская работа, актер, актриса и так далее.

Сергей Прушинский: Очень много сейчас хороших фильмов и много стало игровых фильмов, короткометражных, полнометражных.

Илья Тарасов: Раз заговорили о российском игровом кино, предлагаю посмотреть трейлер одного из фильмов – это фильм "Каждый 88", поглядим его и обсудим. Я сам посмотрел фильм, мне он понравился, я не буду рассказывать, чем все закончилось. Ты сам видел фильм?

Сергей Прушинский: Да.

Илья Тарасов: Что можешь сказать?

Сергей Прушинский: Мы ищем именно такие фильмы, потому что для меня, как сотрудника организации, соучастника этого кинофестиваля – тема ожидаемая. Понятно, что надо рассказать людям об аутизме. То, как здесь совершенно нестандартно совершенно с другого бока подошел режиссёр, очень рекомендую всем посмотреть. Как можно рассказывать и говорить об инвалидности в игровой форме.

Илья Тарасов: Сереж, а ты уверен, что кино что-то меняет в этой жизни?

Сергей Прушинский: Конечно, оно же влияет на наше мировоззрение, мировосприятие, хорошее кино воспитывает хороших людей.

Илья Тарасов: Вот, а то многие говорят: "Зачем снимать кино, давайте на эти деньги построим пандусов".

Сергей Прушинский: Все-таки отношения людей важнее, чем пандусы.

Илья Тарасов: Марина, какая нужна помощь организационная, потому что вы делаете его сами на свои деньги, а может вам нужно сейчас помещение найти хорошее, организовать привоз гостей? Что необходимо?

Марина Савичева: Все необходимо: и помещение, и гости, конечно понадобится волонтерская помощь, но самое главное, чего хочется добиться, о чем говорил Серёжа, мы очень хотим, чтобы больше людей к нам пришло на фильмы, просто обычных людей, которые ходят в кинотеатры.

Илья Тарасов: Почему не ходят?

Сергей Прушинский: Потому что Москва -  город, насыщенный культурными событиями. Кстати те, кто думает, не отправить ли свою работу на наш фестиваль, рекомендую отправить по той причине, что после московского кинофестиваля, лучшие фильмы проходят эхо кинофестиваля по регионам, а там зрителей приходит больше.

Илья Тарасов: Я предлагаю пригласить больше людей на ваш кинофестиваль.

Марина Савичева: Пожалуйста приходите на наш кинофестиваль "Кино без барьеров", единственный российский кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью, в этом году он пройдёт осенью, в октябре или ноябре, мы пока не можем сказать точные даты.  Это идет практически во всех регионах, мы клятвенно обязуемся опубликовать всю информацию на сайте. Мы принимаем игровое, документальное, анимационное кино, фильмы для детей, социальные ролики, полнометражные, короткометражные. И принимаем заявки до 31 мая и очень надеемся, что традиционно это будут очень интересные заявки.

Сергей Прушинский: Более того, во временном формате, которые не вписываются в кинопрокатные форматы, мы принимаем.

Илья Тарасов: Нет ограничений по хронометражу?

Сергей Прушинский: Да.

Илья Тарасов: Времени до 31 мая много, можно прямо сейчас брать и идти снимать! У вас есть возможность снять кино, отправить его на фестиваль или отправить кино, которое уже снято и на осень планируйте свое время, выделяйте четыре дня и приходите на кинофестиваль "Кино без барьеров". Спасибо.

На фестивале "Кино без барьеров" показывают не только фильмы о людях с инвалидностью, но и фильмы, которые люди с инвалидностью снимают сами. Сейчас мы увидим трейлер полнометражного игрового фильма "Ананас", который снял замечательный режиссер из Петрозаводска Владимир Рудак. Володя, привет! Посмотрели только что трейлер "Ананаса", твоя работа наверное длилась долгие годы, сколько ты потратил на это времени и сил?

Владимир Рудак: Около четырех лет от разработки идеи до финальных титров, показа в фокус группе и до представления на фестивале "Кино без барьеров" в ноябре 2017.

Илья Тарасов: Что ты сейчас снимаешь, какие проекты идут?

Владимир Рудак: Сейчас я заканчиваю работу над документальным фильмом о писателе, который живёт в карельской деревне и занимается разработкой короткометражного художественного фильма "Пандус", в котором будут принимать участие люди с инвалидностью. Это в рамках авторского моего проекта, реабилитация людей с инвалидностью через кинематограф.

Илья Тарасов: Володь, но это же все дорого, особенно кино снять, особенно метр, сколько ты потратил на "Ананас" и, если не секрет, где взял деньги?

Владимир Рудак: С "Ананасом" все сложилось удачно, настоящих бумажных денег было 110 тыс. рублей, остальное – было участие людей, которым понравилась наша идея и они нам помогали всем, чем могли. Они выделили нам помещение бесплатное, дали строительные материалы, даже был у нас кинематографический свет, все это было без аренды. Мы четыре года работали своими силами.

Илья Тарасов: А что тебе нужно, может быть наши телезрители, которые нас смотрят, захотят помочь реализовать новый проект? Какая нужна помощь?

Владимир Рудак: Как правило, с техникой у нас более – менее отлажено, чаще всего возникает вопрос с организацией пост-продакшна, когда финансирование уже необходимо -  колористы и так далее.

Илья Тарасов: Володь, а смысл кино вообще? Смысл того кино, которое делаешь ты, оно кому-то помогает, если помогает, то чем?

Владимир Рудак: Во-первых, когда принимают люди участие с инвалидностью, то даже сам процесс творческий помогает людям раскрываться, увидеть в себе новые таланты возможности и по откликам те, кто принимал участие еще с 2005 года, потому что наш первый фильм был построен практически полностью на участии людей с инвалидностью причем сама история и сюжет не касался темы социальной, это была история, рассказанная артистами, которые передвигались на инвалидных колясках. На мой взгляд, это очень удачный и хороший способ не только реабилитироваться в творческом процессе, но и помогает зрителю увидеть и понять зрителю вещи без дополнительных бесед, длительных семинаров. Кино способно заменить долгие пространственные беседы на тему понимания инвалидности. Мы в кадре можем увидеть нечто такое, что может открыть глаза и понимание. Одна из важных составляющих для меня – юмор, я не люблю притянутую за уши драматургию, когда сам человек с инвалидностью уже выставляется грустным объектом, к которому нужно с первых кадров испытывать жалость, сострадание и так далее.

Илья Тарасов: Володь, а то, что ты сам на коляске, оно как-то накладывает особенность на работу режиссера?

Владимир Рудак: Конечно, потому что далеко не все вещи я могу продемонстрировать, если нужно показать, какие-то движения, приходится находить объяснения другим способом, но в то же время, здесь еще происходит на площадке, у нас много артистов снималось, и они все знали, что режиссер передвигается на инвалидной коляске, когда приглашали на кастинг и так далее, вот здесь тоже происходит такое изменение. Те люди, которые у нас участвовали в "Ананасе", они прошли своего рода для себя реабилитацию, получили опыт общения со мной.

Илья Тарасов: Володь, а тебе ребята не подарили в конце съёмочного процесса табличку на коляску на спину "Режиссер"? Есть такая у тебя?

Владимир Рудак: Нет, к сожалению, но это хороший совет.

Илья Тарасов: Расскажи пожалуйста, твоя режиссерская мечта, чего ты хочешь от жизни как режиссер?

Владимир Рудак: Меня кино увлекло, даже Александр Велединский спросил: "Откуда у вас такая любовь к кино". Когда задумываешься, как ты что-то делаешь, допустим, пишу какие-то произведения, когда меня спрашивают зачем, почему, я могу объяснить, мне хочется создавать жизнь на экране, у меня в голове возникают какие-то картинки и меня это очень сильно увлекает. Если говорить про "Ананас", это действительно была возможность как-то высказаться и что-то показать, что есть другая жизнь, не то что нам показывают в нашем кинематографе российском. Очень мало примеров, хотелось как-то подобраться к этому всему, хотелось сказать свое слово во всем этом.

Илья Тарасов: Сказал свое слово, мы тебя услышали, надеюсь, те люди, которые нас сейчас смотрят не поленятся, загулглят, посмотрят твой фильм и что-то для себя тоже приобретут. Спасибо тебе большое, успехов! Вы сейчас видите страничку в фейсбуке: Владимир Рубак. Те, кто хочет ему помочь реализовать новый проект, пишите письма, я думаю, что Владимир всем ответит, давайте делать хорошее кино вместе!

Владимир Рудак: Спасибо большое, всего доброго!

Илья Тарасов: А сейчас нас ждет отличный документальный фильм из Иркутска, называется он "Сломанная кукла". Мы только что посмотрели телевизионную версию фильма "Сломанная кукла", полную режиссерскую версию можно найти в открытом режиссёрском доступе, а сейчас у нас на связи режиссер этого фильма Марисоль Галыш. Посмотрели фильм, расскажите, какая судьба у героини этого фильма? Вы сейчас с ней общаетесь, на связи?

Марисоль Галыш: Да, я периодически приезжаю к Вере в театр на репетиции, так сложилось, что Владимир после фильма "Сломанная кукла" открыл театр свой, называется театр "Продвижение".

Илья Тарасов: Марисоль, а как пришла идея снимать кино о Вере?

Марисоль Галыш: Вселенная хотела рассказать об этой девочке, о ее родителях, о силе духа и чтобы этот пример переносился из уст в уста, скорее всего меня просто выбрали человеком, который бы все это просто организовал.

Илья Тарасов: Как-то еще этот фильм помог этой семье? Кто-то написал письмо, решил помочь чем-то, какая-то обратная связь пошла со зрителем?

Марисоль Галыш: Обратная связь была, когда мы его только сняли и собирали деньги на поездку в Канны. Мы вывозили всю семью и это вообще был первый выезд их из родного города. Они никуда кроме Иркутска не выезжали 70 км от нас, на самолете ни разу не летали, тем более за границу конечно. Мы делали благотворительные показы каждый четверг в течение месяца, чтобы собрать деньги на поездку и просто люди после фильма звонили мне, приносили конверты, привозили деньги, благодарили. Я думаю, это надолго запомнится Вере и ее родителям.

Илья Тарасов: Вы были в Каннах, я об этом не знал, был показ в Каннах? Может быть вы что-то взяли?

Марисоль Галыш: Да, мы ездили на десятый фестиваль российско-французской культуры, Вере присвоили титул "герой фестиваля", мэр города взял у нее отпечатки ладошек и Верины ладошки есть на аллее звезд.

Илья Тарасов: Я вами горжусь! Спасибо большое, Марисоль, снимай еще, присылай все, что ты снимаешь, обязательно нам, мы это будем показывать и я думаю, что у твоих героев, которых ты будешь снимать в следующих своих фильмах, все будет еще лучше! Да?

Марисоль Галыш: Да, спасибо большое, конечно мы в это верим!

Илья Тарасов: Хорошего отдыха, снимайте хорошее кино! Напоминаю, что заявки на участие в фестивали "Кино без барьеров принимаются до 31 мая, сам фестиваль пройдет осенью. Более подробную информацию вы можете узнать на сайте www.kinofest.org. Снимайте и смотрите только хорошее кино! Это была программа "За дело", увидимся ровно через неделю!

Игровые, документальные и мультипликационные фильмы о людях с инвалидностью