«Ночлежка» для бездомных: где переночевать, помыться и поесть? Организации может помочь каждый

Гости
Григорий Свердлин
руководитель благотворительной организации «Ночлежка»

Голос за кадром: Григорий Свердлин – закончил экономический факультет, много лет работал главным маркетологом и бренд-менеджером в разных компаниях. Но однажды решил изменить жизнь. Мечтал заниматься делом, приносящим пользу обществу. Когда знакомые предложили помогать бездомным, Григорий, не раздумывая, бросил престижную работу и пошел волонтером в организацию помощи людям, оставшимся на улице, «Ночлежка». Работал координатором пункта волонтеров. В июне 2011 года сотрудники выбрали его руководителем проекта.

Илья Тарасов: Вы смотрите программу «ЗаДело!». И у нас на связи Григорий Свердлин, руководитель благотворительной организации «Ночлежка». Григорий, добрый день.

Григорий Свердлин (по Skype): Добрый день.

Илья Тарасов: Гриша, как вообще ты начал этим заниматься?

Григорий Свердлин: Это было уже давным-давно, в 2003 или 2004 году. Начал ездить «Ночной автобус», проект благотворительной организации «Ночлежка». Я довольно случайно туда попал в качестве волонтера. «Ночной автобус» «Ночлежки» – это проект, который доставляет людям еду и вообще человеческое участие. Последние несколько лет у нас вместе с этим «Ночным автобусом» ездят медики-волонтеры, оказывают два раза в неделю медицинскую помощь. На каждой стоянке этого автобуса мы кормим где-то от 20 до 40 человек.

Для обогрева мы стали в 2009 году ставить пункты обогрева – такие большие, двухслойные, отапливаемые палатки, каждая на 50 человек. Вот последние несколько сезонов у нас хватало как-то сил и денег на то, чтобы три такие палатки ставить, соответственно, чтобы 150 человек в Петербурге могли в тепле переночевать.

Илья Тарасов: Чем занимается организация? Вот прямо по пунктам можно пройтись.

Григорий Свердлин: По большому счету, это все один большой проект, который направлен на то, чтобы помогать людям выбраться с улицы. Весь комплекс наших проектов работал на то, чтобы человек сначала пришел в гуманитарные наши проекты, а это пункты обогрева, о которых я уже говорил, это «Ночной автобус», это «Культурная прачечная», в которой можно постирать и высушить свои вещи, это душевая, в которой можно помыться, и это пункт выдачи, в котором волонтеры раздают пожертвованную одежду и также всякие предметы гигиены (шампуни, прокладки и так далее).

Есть еще консультационная служба «Ночлежки», куда можно прийти и где соцработники и юристы помогут вам и с восстановлением документов, и с устройством на работу, и с оспариванием мошеннической сделки в суде, из-за которой примерно 20% людей оказываются на улице, из-за таких сделок. В год в консультационную службу у нас обращаются примерно 3,5 тысячи человек.

А часть людей мы берем на так называемое длительное уже юридическое и социальное сопровождение, когда начинается процесс написания запросов, жалоб, походов в суд, если это необходимо. И в том же здании, где находится консультационная служба, у нас находится реабилитационный приют на 52 места. Туда уже часть людей, как раз взятых на сопровождение, мы селим. И это, в отличие от пунктов обогрева, не заселение на одну ночь, а это заселение на несколько месяцев, с тем чтобы, съезжая из приюта, человек уже не возвращался на улицу, а начинал жить обычной жизнью.

Ну, большинство таких «историй успеха» заканчиваются тем, что люди начинают работать, снимают себе жилье и съезжают в среднем спустя четыре месяца.

Илья Тарасов: Примеры какие-то конкретные таких ветеранов, которые давным-давно уже прошли реабилитацию в «Ночлежке», сейчас работают и приходят к вам, может быть, сами помогают, есть?

Григорий Свердлин: У нас жила такая Ольга, которая из-за конфликта с мачехой оказалась на улице. Жила у нас в приюте. Мы помогли как-то ей оклематься, у нас тут психологи-волонтеры есть, помогли ей устроиться на работу. Она стала работать парикмахером, сняла себе жилье и съехала. Мы ее примерно год, наверное, не видели. А потом встречаю я эту Ольгу. Она ходит в приют, она несет коробочку конфет своему соцработнику, который ее сопровождал, пока она в приюте жила. Поскольку таких историй много, я бы не запомнил, но она мне еще говорит, что она теперь работает парикмахером, хочет приходить и стричь бесплатно жильцов приюта.

У нас среди волонтеров «Ночного автобуса» много людей, которые жили в приюте. У нас даже сотрудники есть, которые когда-то ночевали или в пункте обогрева, или приходили к «Ночному автобусу».

Илья Тарасов: Расскажи, пожалуйста, сколько сейчас вообще людей трудится в «Ночлежке»? И можно ли вообще назвать вашу организацию самой крупной в России относительно помощи бездомным?

Григорий Свердлин: Относительно помощи бездомным – да, конечно. Здорово, что есть всякие другие организации, но «Ночлежка» все-таки с 90-го года работает, и да, мы постепенно развиваемся. Сейчас у нас около 45 сотрудников. А если говорить о волонтерах, то это порядка 200 человек. Раздачей еды занимаются волонтеры, раздачей одежды занимаются волонтеры. У нас есть волонтеры-юристы, которые занимаются сопровождением конкретных людей.

Илья Тарасов: Какой, если не секрет, годовой бюджет организации? И хватает ли этих денег?

Григорий Свердлин: Это совершенно не секрет, это все открытая информация, у нас все можно почитать прямо на сайте homeless.ru. По прошлому году порядка 42 миллионов рублей у нас были расходы. Делаем то, на что у нас хватает денег. Бюджет профицитный, если говорить экономически.

Илья Тарасов: Короче, было бы денег больше, вы бы с ними справились в любом случае?

Григорий Свердлин: Безусловно. Ну, на самом деле огромное спасибо людям, которые нас поддерживают. У нас нет какого-то одного большого спонсора или каких-то больших денег от государства. У нас деньги от государства – это примерно 10% нашего бюджета. А все остальное, ну, главный источник нашего финансирования – это пожертвования обычных людей. Кто-то 100 рублей…

Илья Тарасов: Среднее пожертвование какое?

Григорий Свердлин: Среднее пожертвование – порядка 400 рублей.

Илья Тарасов: Нас смотрит большое количество людей. Кто-то услышал о «Ночлежке» в первый раз. Кто-то живет в Петербурге. Вдруг, если он увидел бездомного человека, которому требуется помощь, расскажи, пожалуйста, куда и за какой помощью он может обратиться? То есть где у вас находится прачечная, как она работает? Где можно переночевать? Где можно поесть? Где можно подобрать себе одежду? Вот такая информация.

Григорий Свердлин: Самый простой способ – это зайти к нам на сайт, там есть раздел для бездомных, и вы оттуда скачиваете маленькую листовочку двухстороннюю, на которой все это написано. И эту листовку можно распечатать и носить с собой. В какой-то момент просто вы ее дадите какому-то человеку, которому, как вам покажется, нужна помощь. Может быть, эта листовка ему действительно спасет жизнь.

Илья Тарасов: Как каждый из телезрителей может вам помочь?

Григорий Свердлин: Адрес сайта нашего: homeless.ru. И там на странице «Помочь» наряду с возможностью пожертвовать… А мы действительно благодарны очень за любые 100 рублей. Не думайте, что 100 рублей не помогут. Из этих сотен рублей на самом деле и складывается наш бюджет. Вот эти миллионы рублей так и собираются. Но еще там есть список медикаментов, которые нам всегда нужны, можно просить, и еды, которая всегда нужно, можно приносить, и вот тех самых предметов, которые опять-таки всегда нужны, и одежды б/у, но при этом чистой и как-то зашитой, если она порвана. Это мы все принимаем. Там, соответственно, есть все адреса и все пароли и явки, куда это можно нести.

Илья Тарасов: Вам спасибо! Прямо сейчас на ваших экранах вы видите адрес сайта благотворительной организации «Ночлежка». Всем гостям и жителям Северной столицы, а также любым людям неравнодушным в нашей стране совет, просьба: заходите на этот сайт и помогайте. Гриша, спасибо!