Евгений Шматко: Всем привет! Меня зовут Евгений Шматко, и вместе с редакцией программы «ЗаДело» я поздравляю вас с любимейшим праздником! Что принесет с собой год Водяного Тигра? За яркими обертками подарочных коробок и конфетти нас ждут суровые будни, финансовый вопрос, набившая оскомину «корона», работа, дела и... прочая повседневность. Но чтобы не томиться мучительным ожиданием, я настоятельно рекомендую вам посмотреть сегодняшнюю программу, ведь мы приготовили вам подарок – это прогнозы, которым уж точно можно верить. Кто где на праздничных каникулах, а певица Ирина Забияка в любимом магазине. Хоть подарки уже сделаны, самое время бюджетно обновить елочно-декоративную атрибутику. Конечно, пора пополнить продуктовые запасы. Вот только в ее корзине не место оранжевым продуктам: говорят, что счастье они в начале года не принесут. Ирина Забияка: Несмотря на то, что советуют отказаться от рыжего, я свои волосы рыжими оставлю. Евгений Шматко: Да, себе Ирина верна, а от всеми любимых мандаринов и моркови отказаться подталкивает не столько цвет, сколько высокие цены. ПРО ЦЕНЫ Евгений Шматко: Отечественная морковь в 2021-м – звезда всех новостных сводок: шутка ли, стать дороже зарубежных бананов. Финансисты замечают, что и в категории непродовольственных товаров цены за год выросли на 7,2%. Дмитрий Постоленко, руководитель отдела облигаций в управляющей компании банка: Как оказалось, локдауны, они не столько влияют на спрос, сколько на предложение. Из-за того, что город останавливается, например, где-то в Китае какая-то провинция, то товара отгружается меньше, это сказывается на предложении. А люди по другую сторону океана, например в Штатах, как продолжали потреблять сидя дома что-то, так и продолжают. И на ряд товаров все сформулировали спрос на многие одни и те же товары, такие как автомобили, электроника, строительство. И кажется, что инфляция еще в разы больше, потому что на эти товары особый дефицит в текущий момент. Евгений Шматко: Вот и прямая связь между большими очередями в магазинах, паникой в глазах покупателей и огромными ценами. Ирина Забияка: Вот сегодня ты сохранишь чек и положишь, и потом года через три, ха-ха, ты его посмотришь, ты поймешь, насколько сильно это вырастает. Да, конечно, я замечаю, это печалит, и кроме того, что... Я даже тебе скажу так, что мы недавно вообще возмущались, что цены все время только повышаются. Я спросила: а они когда-нибудь понижались вообще, вот вообще, в принципе, когда-нибудь? Евгений Шматко: Ситуацию не спасают даже акции и скидки. И экономисты уверены: новый год кардинально эту картину не поменяет. А потому свои кровные лучше приберечь. Дмитрий Постоленко: Мы уже близки к некоему пику, на мой взгляд, цен на многие товары, и сильно расти они не будут в текущий момент. Поэтому если нет строгой необходимости в покупке этого товара, не надо, как в 2014 году, покупать телевизор про запас. Я думаю, это не лучшая идея. Лучше чуть-чуть сберечь и куда-то эти деньги инвестировать с учетом того, что ставки опять же сейчас на рынке подросли в целом. Евгений Шматко: А ведь деньги у народа есть, и об их наличии свидетельствуют совсем не очереди у кассы, а онлайн-активность. Просторный офис в деловом центре столицы, за окнами небоскребы из стекла и бетона, а внутри привычная рабочая суета и довольные лица менеджеров, простраивающих очередной маршрут не то в Казань, не то в Сибирь. Дела у крупнейшего интернет-магазина, доставляющего товары из Китая, идут более чем хорошо, и не только в новогодний сезон. Александр Слуцкий, руководитель направления развития бизнеса интернет-магазина: В связи с ограничениями, которые вводились, в 2020 году в целом в Рунете появилось больше 10 миллионов новых покупателей. Многие из них остаются в онлайн, продолжают оформлять заказы, собственно, получили положительный опыт покупок в онлайн и продолжают его. Соответственно, маркетплейсы на этом фоне, естественно, абсолютными бенефициарами с точки зрения аудитории являются и активно растут. У нас уже почти 28 миллионов покупателей из России ежегодно, это, можно сказать, каждое второе домохозяйство хоть раз за год что-то оформляет. По результатам первого полугодия финансового нашего, почти 140 миллионов заказов на площадке, собственно, мы обработали. Евгений Шматко: Самый покупаемый товар в интернете в 2021 году – это пряжа, нитки, краски, другие товары для рукоделия, садовые и строительные инструменты, даже, вы не поверите, персонализированные аптечки и даже... таблетницы. Все это я нашел и в рейтинге, и у себя дома. Каждый из товаров уже давно не Made in China, а очень даже «Сделано в». Когда бизнесмены испугались, что их интернет-бизнес рухнет из-за проволочек на таможне, на помощь пришли российские производители. Александр Слуцкий: Смотрите, была небольшая заминка с точки зрения поставок из-за рубежа, безусловно, на момент начала пандемии. И то, что мы до этого начали развивать локальную часть бизнеса, это сильно очень помогло нам пережить тоже те времена. Евгений Шматко: Любовь Дышлюк из Ростова-на-Дону с гордостью показывает новое помещение. Это производственный цех. Здесь пока еще белые стены и нет части вещей, зато швейные машины уже заняли почетное место. Любовь Дышлюк, производитель женской одежды: Если вы посмотрите, что происходит за моей спиной, это первый день нашей аренды в новом помещении. Вот в таком состоянии можно, собственно, въехать в помещение, где вот этот пятачок предназначен для раскройного стола, который разбирается единожды и собирается единожды и должен вообще постоянно здесь находиться. Мы этого сделать не можем. Здесь будут стеллажи с тканями и, собственно, большой раскройный нож, который будет кроить сотни изделий в день. Ткань путешествует дальше, и вот здесь она приобретает уже почти готовый вид и переходит в такой отдел утюжильщиков. Евгений Шматко: У Любы получилось не только не закрыться в пандемию, но и расшириться, ведь она одна из первых стала сотрудничать с крупными маркетплейсами и продавать одежду своего бренда через интернет. Любовь Дышлюк: Что касается периода пандемии и резкого роста онлайн-заказов, конечно, проект продолжил свой рост. И в 2020 году оборот проекта вырос в 7 раз, а в 2021-м уже в 2,5 раза. И в этом смысле мы очень благодарны тому, как покупатели смогли быстро изменить свои шопинг-привычки. Евгений Шматко: И поменялись привычки из-за цены, которая, безусловно, стала намного ниже, чем в обычных магазинах. Любовь Дышлюк: За определенный процент комиссии, у каждой площадки он разный, маркетплейс берет на себя несколько функций, а именно: продвижение ваших товаров, я считаю, что это очень важно, логистику, хранение, переупаковку, расчеты с покупателями. Также есть еще варианты сотрудничества такие, что вам даже не нужно хранить свой товар на складе маркетплейса. Вы получаете заказ от покупателя и самостоятельно доставляете его до покупателя либо пользуетесь партнерской логистикой, и в этом случае процент комиссии будет еще ниже. Евгений Шматко: Да, условия для производителей совсем не драконовские, еще и за аренду торговых площадей платить не надо. Выгода в схеме производитель – интернет-магазин – покупатель обоюдная. Александр Слуцкий: Доля, собственно, посылок доставляется быстрее, потому что логистика сокращается. Соответственно, так как растет опять же локальная часть бизнеса, растет и ассортимент, появляется больший выбор. Кроме того, качество сервиса также повышается, потому что, собственно, продавцы из России намного лучше могут общаться с покупателями из России. Любовь Дышлюк: Единственное, во что я верю в 2022 году, не только в этом году, и в следующем, – так это в российских производителей. Дело в том, что маркетплейсы продвигаются за счет предложения самых выгодных цен, акций, таким образом привлекая большое количество аудитории. Так вот производителем в этом смысле, мне кажется, быть выгоднее, нежели дистрибьютором, которые закупают какие-то партии товара и продают их, закладывая в этот товар свою прибыль, то есть делая его дороже. Соответственно, у производителя есть очень серьезное преимущество – такие компании могут управлять своей себестоимостью, что очень важно; они могут создавать классный продукт и предлагать его аудитории по самой выгодной цене. Евгений Шматко: Программа «ЗаДело» принимает новогодние поздравления в соцсетях и продолжает радовать вас подробностями со съемочной площадки. Узнавайте о новых темах первыми, предлагайте свои и будьте с нами на связи. ПРО КРЕДИТЫ Евгений Шматко: Онлайн стали продавать и квартиры. Многие застройщики реализуют квадратные метры без очного просмотра, буквально по картинке на сайте. При этом, по данным Росстата, цены на квартиры в новостройках увеличились на 21%, а вторичное жилье подорожало на 14%. В столице цены на квартиры достигли максимума за 4 года, а в Екатеринбурге – максимума за 20 лет. Другие регионы тоже не отстают. Так стоит ли приобретать жилье в новом году? Вот это страшное слово «ипотека», страшное слово «кредит» в коронавирус еще страшнее звучит, или все-таки сейчас у нас есть какие-то такие более лайтовые условия? Дмитрий Постоленко: Нет, ну мы можем смотреть, что есть семейная ипотека, там достаточно неплохие ставки, вы можете взять 12 миллионов в Москве, если у вас есть ребенок, под достаточно гуманные ставки, которые на уровне депозитов или даже чуть ниже. Поэтому такими программами, наверное, можно пользоваться. Но лезть сейчас в кредит на общих условиях без льготных программ, на мой взгляд, нецелесообразно, потому что цены намного, как я уже говорил, достигли пика, а ставки Центробанк поднял, ставки по кредитам уже приближаются к ощутимому уровню, по ипотеке это уже 9+ процентов. В принципе эти ставки не назвать низкими с исторической точки зрения. Евгений Шматко: Все-таки в 2022 году с кредитами пока стоит повременить, да? Если есть какие-то спецусловия, то ими можно воспользоваться? Дмитрий Постоленко: Да, спецусловия – это можно брать. Но с точки зрения цен на основные товары, на которые берут кредиты, это автомобили и недвижимость, мне кажется, мы близки к некоторому пику, и влазить в кабальные условия под огромные процентные ставки не стоит. ПРО ПРОФЕССИИ Евгений Шматко: Тренд на то, чтобы не занимать ни у кого, продолжается из года в год. Но чтобы быть самодостаточным, нужна, собственно, работа, которая в пандемию сократилась. Самый очевидный пример – шоу-бизнес. Вот и Ирина Забияка откровенничает, что с концертами у звезд все не очень хорошо. Ирина Забияка: Насчет концертов... Ты знаешь, как только это все началось, конечно, первая реакция – это ты переживаешь. Но так как не ты один, не я одна точнее обеспечиваю семью, я поняла, что нет смысла вот это переживать, нервничать, бить копытом, ай-яй-яй, вещать на весь интернет, какие все сволочи, так нельзя. Я просто как бы успокоилась, потому что смысла в том, что я нервничаю, я ничего не изменю, понимаешь. Евгений Шматко: А вот в цеху киноактеров, наоборот, работа кипит в тройном объеме. В перерывах между съемками актер Тихон Жизневский едва успевает встречаться с поклонниками. Тихон Жизневский: Я люблю своего персонажа больше всего за то, что ни на одного из моих персонажей не приходит посмотреть такое большое количество людей, поклонников этого фильма, и это, по-моему, любовь. Евгений Шматко: Ушедший год для молодого актера стал поистине прорывным: страна разглядела в нем не только фантастического супергероя, журналиста, но и огнеборца. Тихон Жизневский, актер: Это здорово, что развиваются стриминговые сервисы, что сейчас запускается огромное количество проектов, которых, наверное, ну не знаю, в 2 раза больше, чем в прошлом, позапрошлом году вместе взятых. Ну то есть огромное количество проектов сейчас снимается, потому что возникает живая конкуренция между платформами и это, мне кажется, является двигателем создания какого-то хорошего контента. Евгений Шматко: С больших экранов актер уверенно шагнул на малые, ведь онлайн-платформы стали активно создавать свои киношедевры на радость зрителям и приглашать на съемки известных артистов. Тихон Жизневский: Люди дома смотрят все готовенькое, никуда не выходя, в хорошем качестве. Евгений Шматко: Многие же актеры мечтают о том, чтобы их ассоциировали с конкретным персонажем из комиксов. Тихон Жизневский: Ну вот про многих я не стал бы говорить, а за себя скажу, что не знаю, я как-то никогда не планировал, чтобы меня с кем-то ассоциировали, но вот так вот получилось, что вот вроде как... Евгений Шматко: Но это круто, или это страх, что это актер одной роли? Тихон Жизневский: Ну, возможно, посмотрим. Ну нет, я совершенно прекрасно снимаюсь еще и в других фильмах помимо этого фильма. Но тем не менее, конечно, это очень сильная такая вещь, сразу такое амплуа, которое сразу прикрепляется. Евгений Шматко: «Майор Гром» завоевал сердца не только наших зрителей, но и западных подписчиков Netflix. Другие отечественные сериалы также охватили массовую аудиторию. Но профессию артиста самой популярной назвать все равно нельзя: чаще, чем Тихон Жизневский, в дома к обычным россиянам приходили курьеры. – Здравствуйте. – Спасибо большое. Владислав Быханов, управляющий партнер кадрового агентства: Когда все магазины закрыли и все привыкли, ну и сейчас многие по инерции, многие, наверное, вообще перестроятся и не будут ходить больше в магазины. Поэтому действительно профессия курьера стала такой почетной, как в детском стихотворении: «Все профессии нужны, Все профессии важны». Мы тоже на пике замечали, что, не знаю, зарплаты курьеров могли достигать 80–100 тысяч рублей в месяц, не знаю, как у таксистов в курортных городах. Но это, может быть, было 2–3 месяца, потом все сглаживается, но на пике да, действительно, мы подтверждаем, были и такие вот доходы курьеров. Евгений Шматко: Курьером стать никогда не поздно, правда, тренд на них уже прошел. В 2022-м специалисты по кадрам советуют переквалифицироваться в стартаперов. Владислав Быханов: В 2022 году появятся еще какие-то интересные стартапы новые, новые идеи, может, какая-то технология новая появится, не знаю, грубо говоря, мы же все Кулибины в чем-то. Кто более-менее активные, им не нравится, они начнут что-то придумывать, как-то выходить из этой ситуации, генерить какие-то новые идеи, и это прямо идеальная ситуация сейчас для какого-то или нового социального лифта, или нового, не знаю, выхода новых ярких личностей. ПРО ЗДОРОВЬЕ Евгений Шматко: Яркими личностями наверняка можно назвать ученых, которые активно включились в борьбу не за абстрактные разработки, а за наше здоровье. В этих коридорах Сколтеха наука неразрывно связана с жизнью, а среди пробирок и центрифуг команда исследователей в белых халатах готовится буквально предсказывать болезни по крови. – В этой лаборатории мы проводим автоматический химический синтез стандартов, а также их очистку и определение чистоты. Эти стандарты добавляются в вашу биологическую жидкость, в кровь, чтобы количественно измерить белки. Евгений Шматко: А сколько стандартов вообще? – Сотни. Евгений Шматко: Сотни. То есть вот 200 с лишним? – Да. В настоящее время можно, да, делают наборы на 200 с чем-то... Евгений Шматко: Масс-спектрометрия более точно, чем ДНК-тест, расскажет про вашу предрасположенность к заболеваниям из известных 200 наименований. Специалисты уже готовы разложить любую кровь на мельчайшие частицы. Евгений Николаев, член-корреспондент Российской академии наук, полный профессор, руководитель лаборатории масс-спектрометрии Сколтеха: Кровь, она же тоже из клеток состоит. Мы это все гомогенизируем, вытаскиваем известными биохимическими методами белки, вот, и определяем, сколько там в микролитре крови каких белков. Пытаются найти биомаркеры конкретного заболевания, например диабета или сердечно-сосудистых заболеваний. Для этого берут огромные выборки людей, относительно которых известно, что у них диабет II типа такой-то стадии, и сравнивают кровь с кровью здоровых людей, смотрят, что нарушается. Потому что белки – это молекулярные машины, они делают другие молекулы в нашем организме. И если молекулярная машина нарушена, то, соответственно, и организм будет неправильно работать, и возникают вот эти вот болезни. Евгений Шматко: Ну а вот я как потребитель потом заключение получу какое? Это будет какой-то анализ такой, написанный на листе? Евгений Николаев: Вы получите заключение, что у вас недостаток таких-то белков или там избыток таких-то белков, у вас затронуты такие-то процессы. Но организм очень сложный... Евгений Шматко: Я вот смогу это понять как человек, далекий от науки? Евгений Николаев: Нет, вам не нужно это понимать. Просто это пройдет... Вот еще кроме биоинформатики это пройдет через голову доктора, который уже натренирован и знает, что к чему. Евгений Шматко: И самое приятное, что стоимость этого анализа обещают не заоблачную. Евгений Николаев: Это должно стоить меньше 100 долларов. Зависит от тиража. Ну вот мы сейчас делаем тут практически вручную, но есть роботизированные системы, которые могут эти анализы делать в отсутствие человека и гнать их, скажем, я не знаю, несколько сотен анализов в день. Владислав Быханов: Может, у нас ученые наконец станут популярной профессией, а не только курьеры. Если у нас будет высвобождение этих средств, мы будем хотеть еще что-то новое получить, соответственно, будем ценить труд ученых. А вообще я очень надеюсь, что с удаленкой мы начнем ценить так называемый интеллектуальный труд, интеллектуальный продукт. Интеллектуальный продукт станет гораздо выше цениться. Евгений Шматко: А значит, можно рассчитывать и на повышение зарплаты. ПРО ДЕНЬГИ Дмитрий Постоленко: Есть некая нехватка рабочей силы, и в ряде отраслей разумно предполагать индексацию на 5–10% в следующем году. Особенно если эти сферы из новой экономики, связанной с IT-сферой, я думаю, там действительно значительные шансы на рост доходов. Владислав Быханов: Кто будет много работать, у них зарплата вырастет. Соответственно, они будут оказывать больше услуги. Там же знаете, чем еще так интересен эффект удаленки? Раньше, не знаю, многие компании прописывали, что ты работаешь только здесь, у нас не было физически какого-то совмещения. А сейчас, если даже посмотреть на этих курьеров или таксистов, они же каждый с несколькими приложениями. И вот он выполнил заказ от компании А, а вот у него нет загрузки от компании А, а вот ему компания Б говорит: «Можешь выполнить?» Он ее тоже качественно выполняет. Евгений Шматко: Кстати, приумножить честно заработанное тоже можно. Если все-таки человек решил для себя, что все, есть у меня какая-то сумма, я могу ею сейчас распоряжаться, как ей распорядиться правильно? Вот есть ли какой-то четкий алгоритм, с чего вообще начать? Дмитрий Постоленко: Я думаю, стоит начать для начала не с самостоятельных инвестиций, а использовать либо биржевые инвестиционные фонды, либо паевые инвестиционные фонды, в которых уже профессионалы за вас отобрали активы. Потому что зачастую люди когда начинают инвестировать самостоятельно, они не очень понимают риски акций и облигаций, поэтому им, может быть, лучше стоит выбирать сбалансированные какие-то фонды, где за них уже сделают правильное распределение активов. Евгений Шматко: Правда ли, что инвестировать может абсолютно любой, или все-таки нужны какие-то минимальные знания? Дмитрий Постоленко: С точки зрения сумм сейчас вход достаточно свободен, можно на 1 тысячу рублей, на 10 тысяч рублей в принципе сформировать портфель. Поэтому самостоятельно я бы рекомендовал начинать все-таки через такие инструменты, как фонды, либо биржевые, либо паевые открытые инвестиционные фонды. Потому что, идя торговать самостоятельно, услышав какие-то новые идеи про «крипту», услышав, что можно купить одну акцию Apple или Alibaba, это не всегда лучшая история. Чаще всего нескольким вашим друзьям может повезти, но 95% самостоятельно инвестирующих в первый год заканчивают с отрицательным результатом вне зависимости от того, куда пошел фондовый рынок, потому что там появляются такие соблазны, как покупка на заемные средства, что ни в коем случае начинающему инвестору делать не стоит. Евгений Шматко: И неспроста количество торгующих в интернете бизнесменов в пандемию увеличилось и продолжает расти. Александр Слуцкий: Порог для входа по сравнению с запуском собственного интернет-магазина значительно ниже, ну и, собственно, проще. Тем не менее понятно, что нужно все-таки определиться с товаром, нужно определиться с методами доставки. Евгений Шматко: Насколько это вообще выгодная история, если человек, например, хочет вложиться и понять, как ему подзаработать дополнительно в пандемию? Александр Слуцкий: Смотрите, регистрация бесплатная, ну и, собственно, площадка не берет комиссию за первые полгода или за первые 100 проданных товаров. Соответственно, это отличная возможность как раз попробовать с минимальным риском запустить свой бизнес через маркетплейсы. Евгений Шматко: А вспоминая про COVID, мы вновь скрестим пальцы, что он отступит. Ну а если нет, у ученых есть на этой случай специальная разработка. Евгений Николаев: В случае пандемии мощной, когда все госпитали переполнены ковидовскими больными, доктор берет на свою душу вот этот отбор, что с человеком делать, везти его в реанимацию, интенсивную терапию или дать ему спокойно умереть. Должен быть объективный метод, который показывает. И мы вот по крови с вероятностью 97% сейчас, по крови, по протеонному и метаболомному профилю скажем, выживет не выживет. Евгений Шматко: Так что в материальном плане от 2022-го можно не ждать сильных потрясений, если надеяться на себя, честно работать и получать повышенную зарплату, не брать кабальных кредитов, следить за здоровьем и разумно потреблять, покупать по акциям и заказывать товары в онлайн, где они дешевле из-за эффективной работы поставщиков и интернет-магазинов. Тогда через 12 месяцев вы точно сможете сказать, что все было хорошо. Ирина Забияка, солистка группы «Чили»: Родителям я подарила пледы, такие мягкие, приятные. И на Новый год у нас как-то не принято что-то вот прямо, знаешь, мегадорогое дарить, видимо, потому, что я родилась за 10 дней до Нового года, поэтому как-то очень накладно мне было бы дарить и на Новый год что-то подороже, и на этот. Поэтому на Новый год мы дарим обычно что-то приятное, носочки, вязанные собственноручно мной, например. Тихон Жизневский: Надеюсь, скоро все это уже устаканится, успокоится, уже мы с этим всем смирились, уже мы знаем, как ходить в масках, как чего, как лечиться, и все будет хорошо. Ирина Забияка: Я поздравляю вас всех с Новым годом! Я желаю вам много счастья! Я желаю вам здоровья, я желаю вам гармонии, я желаю вам такой невероятно сказочной любви. С Новым годом!