Современные технологии против социальных барьеров

Гости
Алексей Черепнов
руководитель тифлоцентра «Вертикаль»

Илья Тарасов: Часто социальное предпринимательство ассоциируется с небольшим производством, таким домашним, кухонным и ручным трудом. Но не всегда это так. Под категорию социальных предпринимателей попадают и серьезные производства.

Голос за кадром: Как выжить незрячему в мегаполисе? Кого из знаменитостей хотят увидеть слепые люди? И как с помощью QR-кода решить бытовые проблемы? Инженер Алексей Черепнов из Торжка 15 лет назад узнал: в России нет ни одного центра с продукцией для слабовидящих и никто не понимает, как и по каким техническим заданиям делать такие вещи. Пришлось открыть свой и придумывать почти с нуля продукцию, которая сделала доступной не только среду для незрячих, а полностью изменила их жизнь. Современные технологии разрушили социальные барьеры. И это только начало, уверен Алексей. Обо всем это смотрите прямо сейчас.

Илья Тарасов: Вы смотрите программу «ЗаДело!». У нас в гостях – Алексей Черепнов, руководитель тифлоцентра «Вертикаль» (город Торжок).

Вы к нам приехали из Торжка и привезли с собой массу интересного. Прежде чем мы начнем, в двух словах: тифлоцентр – что это такое?

Алексей Черепнов: Тифлоцентр – это центр по разработке продукции для незрячих людей, для ориентирования незрячих людей и, соответственно, ее производство.

Илья Тарасов: Ребята, если кто не знает (а я тоже не знал до этого), это господин Брайль – тот человек, который придумал язык Брайля.

Алексей Черепнов: Нет, вот незрячий, когда вы сказали бы «язык Брайля», вас бы сразу на этом месте одернул. Это система. Это система, которая транслирует обычные буквы, но при помощи специальных символов, и не только этих символов, но еще определенной брайлевской грамоты.

Илья Тарасов: Вы специально делаете такие картины, которые… Можно наощупь незрячему человеку составить представление о том, каким же молодцом был господин Брайль, да?

Алексей Черепнов: Да. Это, наверное, первый человек, которого… ну, может быть, не первый, но которого незрячие люди все-таки знают, его имя.

Илья Тарасов: Но самое главное, что… К сожалению, сегодня ребята не привезли. Самый ходовой товар – это портрет Путина. Правильно?

Алексей Черепнов: Что интересно? Спрашивают: «А как вы вообще выбираете, кого нужно сделать?»

Илья Тарасов: Да, кстати.

Алексей Черепнов: Выбор простой. Участвуя в различных мероприятиях совместно с незрячими, говорим: «Кого хотите увидеть?» И просто так набираем какую-то палитру.

Илья Тарасов: Кто в лидерах? Путин, понятно. Дальше?

Алексей Черепнов: Путин, Медведев. В свое время Обаму хотели очень увидеть. Трампа хотели увидеть.

Илья Тарасов: Как реализовывали у Трампа челку?

Алексей Черепнов: Он у нас причесанный.

Илья Тарасов: А, он причесанный?

Алексей Черепнов: Причесанный, да. Она вот так вбок не лежит.

Илья Тарасов: У вас какая-то ручка-карандаш в руках. Что это?

Алексей Черепнов: Да. Это называется «тифломаркер». Как вы думаете, по Брайлю сколько человек читают?

Илья Тарасов: Ну, мало.

Алексей Черепнов: Немного. Если фактически сказать, то это 5%. Я покажу этот тифломаркер, очень интересное устройство. Применений масса у незрячих людей, просто масса! Во-первых, существуют такие наклеечки, метки. Эти меточки отклеиваются вот так вот…

Илья Тарасов: И я могу их наклеить куда угодно?

Алексей Черепнов: Они сами по себе тактильные.

Илья Тарасов: На лоб можно наклеить ему?

Алексей Черепнов: Да, конечно.

Илья Тарасов: Наклеиваем.

Алексей Черепнов: Наклеиваем на лоб. Именно по такому принципу организовывается музейное пространство. То есть берем картину и описываем часть. Вот мы, зрячие, готовим информацию для незрячего. Допустим, лоб. Мы ему опишем еще, что у него есть… одет он в пальто серого цвета, допустим. Дальше мы включаем этот тифломаркер.

– «Тифломаркер готов к работе».

Алексей Черепнов: Готов к работе. А теперь достаточно, допустим…

– «Запись сообщения активирована».

Алексей Черепнов: Портрет Луи Брайля. Лоб.

– «Портрет Луи Брайля. Лоб». «Запись сообщения активирована».

Алексей Черепнов: Пальто серого цвета. В серединной части выпуклость – это две пуговицы.

– «Пальто серого цвета. В серединной части выпуклость – это две пуговицы».

Алексей Черепнов: То есть теперь, после этого, когда мы можем озвучить практически все, имея такой маркер, достаточно…

– «Портрет Луи Брайля. Лоб. Пальто серого цвета…»

Илья Тарасов: А сколько он может запоминать?

Алексей Черепнов: Больше 20 тысяч меток.

Илья Тарасов: 20 тысяч?!

Алексей Черепнов: Понимаете, это обычный… Вот что это такое? Это обычный сканер QR-кодов. Вот это QR-коды на самом деле. А вот это просто расшифровка QR-кодов, внутри стоит маленький процессор. Плюс это еще MP3-плеер, который можно подключить. Причем эти метки можно отсюда выгрузить на компьютер, сохранить их, потом взять другой маркер и загрузить их в другой маркер. Применений масса!

Илья Тарасов: Круто!

Алексей Черепнов: К примеру, мелочь… Тифломаркер я сейчас отложу, но он включенный. Допустим, я незрячий человек. Сейчас я с вами поговорил, он перекатился. Как найти? Тифломаркер сейчас сам скажет: «Я здесь».

Илья Тарасов: Тифломаркер!

Алексей Черепнов: Нет, он просто пропиликает сообщением. И таких сообщений он будет давать три. Ну, потом он поймет, что, в принципе, он мне не нужен, если я не воспользуюсь им повторно, и он отключится. Маленькие вещи, которые рожаются только при определенных знаниях, которые получаем мы как раз от незрячих людей.

Илья Тарасов: Ну да, сам ты до этого не додумаешься, потому что с этим не сталкиваешься.

Алексей Черепнов: Эта вещь очень хорошо используется в музеях, в интерактиве где-то. Дома баночки все маркируются, таблетки, все-все-все. У нас незрячим в Торжке подарили всем – и они прямо в восторге!

Илья Тарасов: Что вы еще делаете?

Алексей Черепнов: Для людей с ограничениями по слуху мы производим индукционные системы. Индукционная система – это устройство, которое… Вот мы с вами разговариваем. Если бы мы включили с вами здесь индукционную систему, а у вас, допустим, вместо этого провода был слуховой аппарат, то были бы лишние скрипы, где-то за стенкой кто-то разговаривает – то, что мы с вами слышим. А она слышит только в этом узком кругу. И будем вам передавать посредством магнитного поля в слуховой аппарат только исключительно наш с вами диалог.

Либо еще круче, если мы индукционную систему подключим к какому-то прямому каналу. Например, это для залов, где идет трансляция каких-то сообщений, ну неважно, музыкальных сообщений или лекторов. В этом случае трансляция идет звука через индукционные системы. И слабослышащие сразу получают чистый звук, но без каких-то проводов, без всего.

Илья Тарасов: Самое крутое изобретение для незрячих, на твой взгляд?

Алексей Черепнов: Не наше?

Илья Тарасов: Любое вообще.

Алексей Черепнов: Самое крутое для незрячих? Одна из компаний… Не буду называть какая. Иностранная. Пока в России ее нет, хотят прийти, но какие-то у них сложности. Это специальные очки. Весят 20 грамм. Это маленький приборчик вот такой, стоят очки.

В чем суть устройства? Устройство может работать как онлайн, так и офлайн. По принципу, как Google-очки, сделано. Также идет сканирование пространства. И он ему постоянно что-то подсказывает. Причем знаете, как? Там сделано так, что он берет лист бумаги, вот так дотрагивается до листа бумаги – и ему автоматически рассказывается, что на этом листе. То есть может взять предмет – ему предмет озвучится.

Илья Тарасов: Вам спасибо, успехов! Если будут какие-то новые суперинтересные разработки, обязательно нам сообщайте. А мы об этом расскажем уже вам. Спасибо.

О разработках Тифлоцентра, которые полностью меняют жизнь незрячих