Уфа. Территория поддержки
https://otr-online.ru/programmy/za-delo/ufa-territoriya-podderzhki-80890.html
Мария Самойлова (за кадром): Люди, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях, часто остаются со своими проблемами один на один. Они считают, что неоткуда ждать помощи. Но это не так. По всей России каждый год реализуется огромное количество социальных проектов, обеспечивающих поддержку населения в различных сферах жизни. Некоторые из них настолько значимы и необходимы, что в прямом смысле слова творят чудеса и возвращают людям уже давно утраченные надежду и веру в лучшее.
Сегодня совместно с фондом социального предпринимательства «Наше будущее» мы отправляемся в город Уфу Республики Башкортостан, чтобы познакомиться с проектами местных волонтеров и благотворителей, а также узнать, где, как и какую помощь возможно получить в этом регионе.
УФА. ТЕРРИТОРИЯ ПОДДЕРЖКИ
Фильм Марии Самойловой
Мария Самойлова (за кадром): Аутизм – одна из прогрессирующих болезней нашего столетия, которая имеет множество различных стадий. Количество особенных детей с каждым годом растет, а причины заболевания по-прежнему до конца не ясны.
На плечи родителей ложится тяжелое бремя, которое им предстоит нести всю оставшуюся жизнь. Однако есть люди, утверждающие, что аутизм – не приговор. Они помогают семьям, уже давно потерявшим надежду.
Мария Самойлова: Резеда Рафиковна, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, что у вас за уникальный центр такой? И в чем его главная особенность?
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Здравствуйте! Особенность в том, что моя педагогическая деятельность в бюджете 30 лет перешла именно вот в этот, влилась в этот центр. Я его создала сама. И здесь детям с РАС, с ЗПР, с любыми другими ментальными нарушениями комфортно, уютно. И они себя здесь чувствуют свободно.
Мария Самойлова (за кадром): Резеда Рафиковна родилась в городе Туймазы Республики Башкортостан. Закончив педагогический техникум, она поступила в университет имени Шолохова на олигофренапедагога. Затем вместе с супругом они переехали в Нижневартовск, где женщина начала работать в коррекционной школе, а позднее и в специализированных центрах дефектологом и олигофренопедагогом.
В 2018 году Резеда Рафиковна вышла на пенсию. Они с мужем решили вернуться в родную республику и открыть реабилитационный центр для детей, страдающих аутизмом, «Храбрый Воробушек».
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Почему «Храбрый Воробушек»? Во-первых, я Воробьева. И почему он именно храбрый? Мы детям с аутизмом даем возможность выйти из своих страхов и увидеть социум. То есть храбро выйти вперед, в жизнь.
Мария Самойлова: А что нужно для того, чтобы они влились в социум? Вот я знаю, что у вас строгое правило: «Родителям вход запрещен!»
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Да, родителям вход запрещен. Почему? Дети – ведь они, представьте, находясь 24/7 с родителями – не могут от них отойти. Родители все делают за них. И в конечном итоге получается, что родители сами перекрывают это понимание, речь перекрывают.
Когда только родитель отпускает ребенка, как я говорю «обрезает пуповину», ребенок сразу начинает включаться: понимание, включается речь. Ребенок в бытовом плане становится очень комфортным в доме. С ним можно уже выйти в магазин, с ним можно пойти в ТЦ, с ним можно пойти в игровую. То есть ребенок понимает, что он личность, что он может быть в этом социуме один.
Мария Самойлова (за кадром): Но, как оказалось, подобное правило стало камнем преткновения для многих родителей. Ни безумная усталость и потребность в личном времени, ни положительные отзывы о центре не могут убедить их оставить детей одних под присмотром квалифицированных педагогов хотя бы на час.
И Резеде Рафиковне, и персоналу не раз приходилось выслушивать недовольство по этому поводу. Но те семьи, которые все-таки нашли в себе силы довериться профессионалам, радуются последствиям своего выбора.
Зарина Корнан, мама Ясмины: Полгода назад написала... «Можно оставаться?» Она говорит: «Нет». Я такая: «Все. Не приду в этот центр». Потом уже со временем, смотрю отзывы, читаю, что у детей как бы речь появляется. Думаю: «Ладно. С Богом! Попробуем». И я смотрю второе, третье занятие – Ясмина спокойно остается. Она уже тут как будто сколько лет уже ходит. И все. Вообще теперь не страшно. А первое время боялись.
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Занятия у нас – это дефектологические обязательно занятия, прикладной анализ поведения, нейрофитнес, нейрографика, арт-терапия. Это основные. И группа кратковременного пребывания. Эта группа для того, чтобы за три часа родители смогли сходить в МФЦ, выполнить какие-то работы по дому и просто отдохнуть.
У нас очень ярко, красиво. То есть в группе кратковременного пребывания они занимаются, пляшут, танцуют. Обязательно сезоны погоды изучают. Вот это такая сенсорная...
Мария Самойлова: Сегодня у вас все в позитивном настроении. Я смотрю. Гармония царит.
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Да. В позитивном, да... немножко.
Ильзира Карамова, мама Самиры: Мы начали ходить сюда, когда нам поставили диагноз ЗПР, моторная алалия. Мы начали ходить сначала к Резеде Рафиковне, как к дефектологу. Потом подключили нейрофитнес. И благодаря ей у нас запускается потихоньку речь. Она у нас очень эмоциональная. Она у нас ходит на танцы. Она прям горит. Скорее всего, наверное, она будет творческая личность.
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Если от нуля и до трех лет вовремя реабилитировать ребенка, то он входит в социум. И многие аутичные черты, которые бывают при задержке психического развития, – они уходят в сторону.
У нас есть ребенок, который пришел со стимами, со стереотипиями. Не разговаривал. Ему ставили аутизм. Год прошел, второй. И вы представляете, ребенок расцвел, ребенок включился. Включилось понимание. Включилась речь. Весь аутичный спектр ушел. И осталась только задержка психического развития, которая сейчас постепенно уже – сейчас ему пять лет – к семи годам она выровняется. Ребенок все: ребенок вошел в социум.
Мама вовремя опомнилась (до трех лет), вовремя пришла и вовремя скрупулезно реабилитировала. Слышала и слушала нас. Обязательно работала с неврологами, которые выписали им медикаменты.
– Лови! Не лети. Молодец!
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Здесь у нас проходит нейрофитнес. То есть то, что заводит наши нейроны мозга, то, что заставляет правое и левое полушарие дружить с артикуляционным аппаратом, с крупной моторикой.
Вот, пожалуйста, у нас Ясмина выполняет движения. Она у нас боялась вставать на эти балансиры. Она просто кричала. Мы потихоньку, потихоньку, убеждая, уговаривая, что это не страшно. И теперь она, вы видели до этого, она сама встает, сама работает. Ей это уже начинает нравиться. У нее включилось понимание. И потихоньку двигается речь.
– Кидай!
– Молодец! Красотка!
Зарина Корнан, мама Ясмины: Представляете, когда вам врачи говорят: «Все! Вы там никогда не заговорите. Вы там...» Вообще конкретно плохой вариант, да. А у твоего ребенка все получается. И, конечно, это радость. Мы всей семьей хлопаем в ладоши и радуемся ее новым достижениям.
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Дети не виноваты, что они родились с ментальными нарушениями. Дети не виноваты, что у них аутичный спектр. Дети не виноваты, что у них страхи, вплоть до панических атак. Дети не виноваты в этом.
И родители в этом не виноваты. Ведь зачастую они, вы знаете, попадают в депрессии. Мамы находятся в депрессии. Папы не понимают: «Ну как это так? Вот ребенок не может, не умеет. Не должно быть так с моим ребенком!» Мы очень много работаем с семьями. Именно с папами, с мамами. Я консультирую их. Приглашаю их отдельно от детей.
Зарина Корнан, мама Ясмины: Резеда Рафиковна, она нас поддерживает. Как бы очень много помощи дает. Наставления какие-то дает. Поэтому намного легче. И понимание, что ты не одна, это очень сильно внутри душу твою греет, да, что нас таких много.
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Министерство предпринимательства и туризма нам дало грант в прошлом году. Мы обустроили квартиру – тренировочную квартиру, в которую дети, взрослея, начиная с десяти лет, двенадцати и далее лет, приходят туда. Они могут приходить с проживанием. Родителей их отпустить на три дня. Живут с тьютором. За это время они готовят сами себе пищу, моют посуду, убираются, стирают, заправляют кровати, настраивают телевизоры, моют полы. Делают все, что необходимо, когда нет мамы.
Альмира Кепечова: Продукты покупаем. И помидоры, огурцы. Например, колбаса.
Резеда Воробьева, создатель центра инклюзивного образования «Храбрый воробушек»: Сейчас у нас в планах открытие столярной мастерской. Открытие в Туймазах центра для детей ОВЗ. В общем-то, мы движемся вперед.
Зарина Корнан, мама Ясмины: Посоветую, во-первых, не ждать. Сейчас очень любят ждать трех, четырех, пяти, семи лет. Нет ни волшебной таблетки, нет никаких-то чудесных свойств. Да, может, чудо, конечно, существует. Но нужно помочь, чтобы это чудо осуществилось. Ребенку нужно помочь. Именно обращаться, куда только можешь и не можешь.
УФА. ТЕРРИТОРИЯ ПОДДЕРЖКИ
Мария Самойлова (за кадром): Сегодня на просторах Интернета можно найти множество поучающей информации о том, как правильно развивать детей. Теории различных школ часто противоречат друг другу и вносят еще больший сумбур в головы современных родителей. Давать ребенку гаджеты до первого класса или не подпускать даже к телевизору? Говорить с ним с рождения на нескольких языках или не перегружать? Водить ребенка на разные секции или отдать предпочтение чему-то одному?
В постоянно меняющемся мире привычные подходы устарели, а новые пугают своей радикальностью. Но есть профессионалы, готовые помочь родителям в этом непростом деле.
Ольга Улыбина, автор и создатель детского музыкального театра «Дин»: Наш театр для малышей от двух до шести лет. Мы здесь играем, музицируем и смотрим сказку. На самом деле мы не актеры и не режиссеры. Мы просто очень любим детей. Мы педагоги дошкольного образования. Работаем в детских садах. И кроме этого, я еще музыкант, а Камила – креативный педагог. Поэтому как-то так сложилось, что у нас появились такие креативные сказки.
Первую сказку мы придумали сами, от и до. А вторую сказку мы взяли мотив сказки «Гуси-лебеди» и по ее мотивам создали свою.
Камила Мельникова, автор и создатель детского музыкального театра «Динь»: Да. И «Гусли-лебеди» – она получилась такая в русском народном стиле. И она довольно активная, очень яркая какая-то.
Мария Самойлова: А дети быстро находят общий контакт друг с другом? Ну, я смотрю, за вашей спиной сейчас там у них все хорошо. Ой! Контакт найден.
Камила Мельникова, автор и создатель детского музыкального театра «Динь»: Ну, по-разному бывает. Бывают детишки, которые стоят в сторонке и просто смотрят. Им страшновато. Это нормально. Через какое-то время они тоже присоединяются. Но, может быть, только на следующий раз. А может быть через два раза даже. Это тоже хорошо. Это значит, их внутренняя безопасность работает. И оголтело они не бросаются в контакт.
Мария Самойлова: А что сегодня в сказке вы будете прорабатывать?
Камила Мельникова, автор и создатель детского музыкального театра «Динь»: Ну, безусловно, слежение за сюжетной линией. Взаимопомощь. Чувство сопричастности. Корни этой игры, они в орф-подходе. Основной из принципов этого подхода гласит: научи не уча, научи играя. Получается такой игровой обман для того, чтобы им казалось, что они играют, а на самом деле учатся.
Мария Самойлова: А как музыка вообще влияет на нервную систему ребенка?
Ольга Улыбина, автор и создатель детского музыкального театра «Дин»: Очень положительно влияет музыка на детей. Определенного характера музыка. И вот, например, гусли – они очень успокаивают ребенка.
Очень полезно детям петь. Сначала мама поет своим детям. Потом дети начинают подражать и тоже поют. И это очень важно, потому что во время пения происходит внутренний массаж органов, нужной вибрации. Это очень полезно для здоровья. Несмотря на то, фальшиво вы поете или нет. Это абсолютно не играет значения.
Юлия Вшивцева: Почему я привела сюда дочку? Потому что она у меня очень любит музыку вообще во всех ее проявлениях. Она с самого рождения подпевает абсолютно всем песням. Танцует, поет. И вот здесь этот формат, который происходит именно в театре, меня очень вообще привлекает. Потому что они интегрируют ребенка в музыку непосредственно. И она прям живет вообще этим.
Карина Ибрагимова: Это чувствительность, способность понимать окружающий мир немножко под другой призмой. Мне самой это нравится. И мне кажется, ребенку тоже будет полезно такой опыт получить.
Ольга Улыбина, автор и создатель детского музыкального театра «Дин»: Это такая альтернатива провождения времени в гаджетах, но только она очень полезная и здоровая. Кроме этого, эти маленькие дети приходят с родителями, и родители тоже включаются в процесс. И такое происходит взаимодействие: не только мы с детьми, но и родители со своими детьми творчески проводят время. Они учатся как бы творчеству со своими детьми.
Камила Мельникова, автор и создатель детского музыкального театра «Динь»: Есть такое понятие «живая игра» или свободная игра: когда нет жестких правил и ты можешь быть кем хочешь. В основе как раз вот этот подход, что мы можем сейчас притвориться, не знаю, лягушечками. В следующую секунду мы может быть деревом. В следующую секунду – цветочком. В зависимости от того, кем мы себя представляем, мы можем за небольшое количество времени проиграть это, прожить и, полностью погрузившись в роль, приобрести разные качества, которые в жизни мы приобрести так просто не можем.
– Гуси-лебеди пролетали. Вот помоги, пирожки достать.
– Умм! Какая ты большая. А, горячая печка! Ой-ей-ей-ей! Что же делать-то? Что же делать? Ребят, давайте...
– Прихватки!
– Давайте, да, давайте-ка возьмем специальные прихватки, да. Поможете мне с печкой разобраться?
Ольга Улыбина, автор и создатель детского музыкального театра «Дин»: В конце мая я участвовала в программе «Мама-предприниматель». И там я получила, конечно, поддержку вот в виде разных знаний, которые нам преподавали там спикеры, рассказывали о разных мерах поддержки в Республике Башкортостан. Вот одной из мер мы взяли микрозайм – 500 тысяч рублей на покупку оборудования для нашего театра.
У нас есть планы: мы мечтаем о своем помещении, где у нас будет пространство игровое для детей, где мы можем проводить творческие мастер-классы и сцены для наших спектаклей.
Камила Мельникова, автор и создатель детского музыкального театра «Динь»: Хотелось бы, чтоб это именно было доброжелательное пространство, чтобы вместе с родителями дети могли приходить и играть. Ну, кому-то квартиры не позволяют, кому-то игрушек нету, кому-то просто не может прийти в голову, чем заняться. А мы могли бы предоставить им варианты.
– Победила доброта!
– Да-да! Да-да! Да-да! Да, да!
Эльвира Хасанова: У меня дочь с инвалидностью. Нас пригласили совершенно бесплатно. Заодно я с собой взяла сына. Очень все понравилось. Все так душевно! Особенно вот эти вот музыка, инструменты. Дети очень так вначале завороженно смотрели. Потом включились в игру, прям все очень. Ну, я думаю, очень все нравится.
Лилия Бердникова: Слава Богу, что такие мероприятия есть. Есть такие люди активные, которые занимаются детками. Нужно действительно с детства развивать в ребенке интерес к театру, музыке, пению. Спасибо организаторам!
УФА. ТЕРРИТОРИЯ ПОДДЕРЖКИ
Мария Самойлова (за кадром): Словосочетание «дом престарелых» всегда вызывает негативные ассоциации. Принято считать, что пожилые люди оказываются в подобных местах от безысходности, и им там приходится несладко. Однако жители этого родительского дома приехали сюда по собственному желанию и рекомендации своих друзей-пенсионеров.
Кто-то гостит здесь пару месяцев в году, чтобы поправить свое здоровье. Другие остаются на постоянное проживание. Скучать постояльцам не приходится, жизнь бьет ключом. И попасть сюда может каждый желающий.
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: У нас три вида деятельности нашей организации: это надомное обслуживание, стационарное обслуживание, которое мы открыли в 2019 году, и сейчас республика находится в пилоте по системе долговременного ухода.
Ранее здесь находился тоже дом престарелых. И я, будучи директором комплексного центра, успела поработать год. И мне эта тема очень понравилась. Интересно было. Действительно, когда закрывался, мне было очень жалко. Тогда я со своей командой подумала о том, что в рамках некоммерческой организации организовать стационарное отделение в рамках государственно-частного партнерства.
– Приятного всем аппетита!
– Спасибо!..
– Вкусно?
– Да.
– Молодцы.
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: В 2015 году, когда пришла эта идея, организовать данное стационарное учреждение, – было желание, но не было возможности. Мы услышали о таком благотворительном фонде, как фонд «Наше Будущее». Мы получили беспроцентный займ, а мы взяли два с половиной миллиона рублей, которые вложили на реконструкцию и ремонт данного здания.
– Замечательный!
– Леонид приехал.
– Приедет еще. Не беспокойтесь, все будет хорошо у вас.
– Молодец он.
– Дай Бог! Добра вам, девочки! Спасибо!
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: У нас есть режим дня, где четко прописано, когда подъем, завтрак. Значит, зарядка обязательная.
Программа «Прощай, деменция!» – приходит педагог дополнительного образования, занимается индивидуально. Кого-то сажает за рисунки, кому-то дает предметы на мелкую моторику, кому-то на крупную моторику. Работает с диаграммами. Медсестра осуществляет назначения врача в этот период.
Далее у нас идет обед. Затем у нас идут досуговые мероприятия. Подготовка к концертам: либо концентры к нам приезжают, либо мы готовим, либо мы планируем куда-то выехать. Нескучно мы живем, хочу сказать. У нас есть ряд активистов, которые активно принимают участие во всех районах в республиканских мероприятиях.
Ляля Галина: Приехала я сюда, была совершенно лежачая. Потом, благодаря хорошему уходу наших сиделок, вот я смогла сесть на коляску. Коляску я вожу хорошо. Меня Айгуль Фаритовна научила коляску водить. Я решила, думаю: если я упаду, буду лежать. А если не упаду, то научусь двигаться с коляской. Так вот и научилась.
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: У нас еще есть небольшое подворное хозяйство, где есть овцы, где есть курочки. Также есть у нас теплица, огород. То есть каждый может найти себе занятие по интересам. Все идет им же самим.
Александр Печёркин: Первый год я занимался огородом. У меня только был один чеснок. Вот остался я на второй год. Там, дальше вон... А в этом году у меня получилось: посадил базилик трех сортов, салата немножко, кинзы. Ну, посадил было эти, арбузы, но че-то они примерзли, что ли.
Сейчас у меня три корня вот, виноград растет. На следующий год, дай Бог, будем урожай кушать. Земля – наша кормилица, как говорится. Мне просто интересно, что после меня получается.
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: Наше учреждение привязано к государственному бюджетному учреждению «Семья». Там находятся психологи. Они обязательно раз в месяц выезжают: приезжают к нам, беседуют. То есть бывают какие-то моменты, но это... Мы живем большой дружной семьей. Понимаете, даже в семье бывают какие-то моменты. Но здесь-то уж вроде как сейчас уже за столько лет и привыкли друг к другу, и уже и понимаем с полуслова, с полувзгляда.
Безусловно, здесь должны работать люди, которые горят не только душой, но и сердцем. Безусловно, милосердные, добрые люди, которым небезразлична судьба других людей.
– Очень хорошо здесь. Они всегда спрашивают: как у вас? Не болит ничего? Как? Все. Вот так. Очень даже хорошо.
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: И если взять каждого в отдельности по отдельности, то можно о каждом писать книгу. У каждого своя судьба, очень интересная. В наших стенах люди находят друг друга. Образовывается ячейка семейная. Начинают заботиться друг о друге. Появляется интерес к жизни. Любви все возрасты покорны.
– Что делаете? Играете в шашки? Проиграла?
– Да конечно, проиграла! Сами посмотрите, что.
Валентина Масюхина: Знаете, какое было начало? Я жила в комнате вдвоем с женщиной. Саша каждое утро мне привозил в постель кофе. Каждое утро кофе в постель. Мне просто было неудобно как-то даже отказаться и выгнать. И больше ничего. И так дальше – больше. Потихоньку-потихоньку. И вот мы уже сейчас три года вместе. Три года вместе. У меня тоже характер свой. У него, как говорится, свой. Но приходится его изучать.
Александр Погорелов: Мы глаза в глаза смотрели так. И каждая душа потянулась сама. У меня к ней.
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: Нужно просто любить их. Любить и уважать. Интересоваться их жизнью, их настроением. Беседовать с ними. Понимаете? То есть везде человеческий фактор. Самое главное – проявлять заботу. А они ее, как никто чувствуют. Как дети.
УФА. ТЕРРИТОРИЯ ПОДДЕРЖКИ
Мария Самойлова (за кадром): Каждый родитель мечтает обезопасить будущее своего ребенка. Уже в средних классах школы перед ними встает один из самых важных вопросов: выбор будущей профессии. Именно этот выбор определяет: на какие дисциплины в дальнейшем будет сделан акцент, какие экзамены предстоит сдать, в какой ВУЗ поступить и как по его окончании благополучно устроиться на хорошо оплачиваемую работу.
Но как в средней школе точно распознать способности ребенка? Как убедиться, что выбранная профессия ему подойдет? И что через восемь – десять лет она будет по-прежнему востребованной? А если ребенок и вовсе ни к чему не проявляет интерес, что делать тогда? Ответы на все эти вопросы знают создатели проекта профориентации школьников «Образ будущего».
Айгюль Шадрина, основатель проекта «Образ будущего»: Сам наш проект – он вообще направлен на то в первую очередь, чтобы у подростков и детей создать, запустить в их там понимании такие маленькие искорки интереса к жизни, к своему будущему, к своей будущей профессии. То есть, по сути, мы в первую очередь вдохновляем. Это как бы первое. Второе: мы знакомим с промышленностью как с направлением, где можно себя проявить. А в промышленности можно проявить себя практически в любой профессии.
Это Адиль. Это наш сотрудник. Он совмещает и учебу, и работу у нас. Потому что он является профессиональным химиком-технологом, и он может детям простым языком рассказать то, как перерабатывается нефть. Вот сейчас Адиль покажет схему. То есть это вот упрощенная детская схема того, как работает завод. Но она достаточно правильная, глубокая и корректная с точки зрения технологии.
По профессии я инженер, химик-технолог. Просто в какой-то момент, когда я уже поработала немножко в «НЕФТЕГАЗе», я увидела, что, оказывается, отрасль интереснее, чем нам рассказывали в университете. То есть, работая там на месторождении, ты реально себя чувствуешь супергероем. Вот это целая прям другая реальность.
И поэтому я сделала небольшой такой камерный проект для уфимских школьников и только для своего города, где преподнесла переработку нефти и газа в аналогию с работой кухонных приборов.
Мария Самойлова (за кадром): Айгюль и ее команда расклеили объявления по Нефтегазовому университету о программе профориентации для школьников, и им сразу же посыпались звонки от крупных промышленных предприятий с предложениями о сотрудничестве.
Оказалось, что у предприятий сейчас стоит большая задача работы с детьми на перспективу. Компании хотят готовить кадры уже со школы, чтобы даже в условиях кадрового голода или демографической ямы они не ощущали их нехватки. Приглашаемые бизнес-тренеры слишком сложно подают материал и не могут возбудить у детей интерес к профессии. А Айгюль и ее команда смогли создать очень нужный и уникальный продукт.
Эльшад Теляшев, профессор, доктор технических наук: Все профессии важны, все профессии нужны, как сказал классик, на самом деле. Есть какие-то прорывы. Бывают прорывы. Вот сегодня, если мы можем посчитать там, сколько стоит айтишник, например, системный администратор. Ну, меньше трехсот – это уже даже близко не подходи. Называется так. Это здесь. А в Москве сколько?
Но будет ли это через пять лет? Я сомневаюсь. Вот в том-то и дело, что есть специальности, которые будут нужны всегда и везде. Это инженерные специальности. Во все времена, до и после, те, кто производит реальные материальные ценности, будут востребованы. Это первое.
И второе: надо, чтобы эти знания были в голове. Не в дипломе, а в голове. Я своим студентам говорю: «Ребята, у человека можно отнять все: деньги, имущество, бизнес. Все можно отнять, кроме того, что в голове. Это можно отнять только с жизнью».
Мария Самойлова (за кадром): Профориентация-игра длится шесть часов. Это дает возможность детям достаточно глубоко погрузиться в промышленность и изучить ее. А также заглянуть во внутрь предприятия, не посещая его. Экскурсия проводится заочно за этими столами. Именно эту программу используют промышленные компании для отбора детей в свои профильные классы.
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: Я вообще думаю, что перспективная профессия – это та, которая тебе самому кажется крутой. И в этом нет такого как бы заигрывания с этим вопросом, потому что образ будущего строят сами люди. Вот так и называется наш проект.
Мне кажется, что если каждый будет находить профессию себе по душе, то мы будем не просто вот так попадать в самые актуальные профессии, мы даже их будем сильно опережать. Ну, то есть понимаете, да? Люди сами должны формировать будущее за счет своих интересов.
Гульязум Тимербулатова, участник проекта «Образ будущего: Мы подумали: А что, если дети у нас станут настоящими исследователями и сами будут самостоятельно разбираться в сложных темах? Например, как тема углеродного следа. Мы, получается, разработали десять направлений тем, которые связаны с интересами и хобби школьников. И они уже на основе жизненных ситуаций рассчитывают углеродный след и его изучают.
Зухра Гордиенко, министр предпринимательства и туризма: Социальный бизнес и в Республике Башкортостан, и в городе Уфа – который, кстати, в этом году празднует 450-летие, я не могу об этом не говорить, – он очень социально ориентированный. Но это не потому, что у нас много бедных и обиженных, а потому, что у нас очень добрые, хорошие и отзывчивые люди.
То есть понятно, что очень тяжело все время быть на волонтерской идее и делать бесплатно. Это тяжело почему? Потому что каждый человек, который даже занимается, хочет кушать, хочет развиваться. У него есть семья. Поэтому социальное предпринимательство дает возможность не то что это не про деньги, но дает возможность вывести вот этот уровень поддержки на другой хороший класс, на то, чтобы мы могли и помогать, и в то же время чтоб у нас были ресурсы помогать. Денежные ресурсы. Вот социальное предпринимательство про это.
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: Вот здесь вы можете видеть человечков. Они сделаны на 3D-принтере. И здесь уже наш сотрудник Нурзиля, она помогает ребятам создавать своих персонажей. В чем суть? В том, что дети могут перенести как бы свои интересы на таких человечков и дальше их интегрировать в завод.
Мария Самойлова: А что любит твой человечек? Можно посмотреть?
– Он... Да просто одежда кончилась, и вот.
Мария Самойлова: Вот так вот.
– Он весь круглый такой.
Айгуль Файзуллина, руководитель АНО ЦСОН «Доверие-Кушнаренково»: Мы по всей России – это 20 регионов, из которых дети участвуют в программах, которые мы разработали для местных предприятий. Я хочу, чтобы как можно больше предприятий и к нам обращались, и самостоятельно занимались созданием их общей концепции поддержки детской среды. Чтобы это была прям такая вот как единая такая сеть. И тогда у нас, представляете, вот всю страну охватит огромное количество возможностей, которые дети могут бесплатно получать от того или иного интеллектуального донора. Вот это будет супер!
УФА. ТЕРРИТОРИЯ ПОДДЕРЖКИ
Наталья Федорова: Пришли сюда на пробную тренировку. Ей здесь все понравилось. Ну, это дисциплина, это спорт – это всегда полезно.
Наталья Гореева: Спортивные навыки развивать, это однозначно. Ребенок становится крепче, сильнее.
Алина Соляхова: В течение года, что мы здесь занимаемся, разряд она получила. Видим, что и характер изменился у ребенка. Она и в школе стала показывать лучшие результаты. Амбициозность появилась. Мы хороший выбор сделали.
Мария Самойлова (за кадром): Роликовые коньки – сложная дисциплина, которая считается экстремальным видом спорта. Это увлечение не каждому по силам. Чтобы выполнять подобные трюки, нужны ловкость, смелость, упорство, хороший баланс и серьезная спортивная подготовка.
Однако тренеры этой роллер школы в Уфе совместно с проектом «Лига мечты» сломали все стереотипы, превратив ролики в программу комплексной реабилитации личности для детей-инвалидов. Результаты их непростой, но действенной методики изумляют.
Станислав Сухенко, основатель роллер школы «РОЛЛЕР МИ»: Вообще, наверное, надо с самого начала начать. Я в районе 18 лет жил в Сочи. По работе я там находился. В другом направлении совершенно работал. И мне понравилось кататься на роликах. И я встал на ролики. Я поехал. Я катался практически каждый день, каждый вечер после работы. По ночам катался по ночному Сочи.
По возвращении в родную Уфу меня пригласили на местный роллердром работать инструктором. По истечении времени мы ушли с роллердрома, стали самостоятельно работать, преподавать. Продолжили как бы как хобби это. Ну и народу становилось все больше, желающих. И мы превратили уже вот это хобби в бизнес.
Здесь у нас занимается, сразу на данный момент три вида занятий. Проходит занятие по «Лиге мечты». У нас инструктор Екатерина ведет занятия. И вот там у нас Олег ожидает тренировку. Мало того, еще у нас сейчас занимаются детишки: индивидуальная тренировка проходит. Вот начальный уровень обучения. Ребенок буквально третье – четвертое занятие у нас роликах стоит.
Сейчас у нас есть очень сильная спортивная команда, которая выступает по всей России: регулярно зарабатывает огромное количество медалей, наград, достижений, рекорды ставит, первенства выигрывают.
Мария Самойлова: А вот на одной ноге долго они учатся так кататься?
Станислав Сухенко, основатель роллер школы «РОЛЛЕР МИ»: Это довольно-таки сложный процесс. Сначала надо пройти начальную школу. Это где-то год – полтора занимает. Некоторые дети, которые уже имеют спортивную подготовку, – они за полгода встают на ролики.
С разными детьми, естественно, разный подход. Разный возраст у нас тоже в спортивных группах есть. Девочка маленькая стала ... на данный момент. Это Костина Анастасия. И она уже бегает, за пять секунд дорожку проезжает чисто. Есть у нас Ручко Демид – это самый наш быстрый спортсмен. Он дважды устанавливал рекорд России.
К нам обращались люди, именно дети с инвалидностью. Для нас первоочередным всегда была безопасность: не навредить детям, принести именно пользу. Не заработать много денег, а именно дать пользу. И мы с командой приняли решение, что вы вот эту вот программу, которую мы знаем «Лига мечты», попытаемся запустить.
Мы много лет ее пытались запустить. В районе трех лет мы не могли найти денег. Потому что это все тоже дорого. Мы выиграли президентский грант – этих денег хватило нам на закупку оборудования, на обучение инструкторов, ну и на запуск и сопровождение непосредственно – сама программа «Лига мечты» чтоб заработала в Башкирии. До этого она ни в каких видах спорта (Башкирия) не работала, естественно.
Это у нас занимается Олег. Инструктор Екатерина проводит занятие для Олега. Недавно вот у него была операция. Это у нас один из самых таких сложных диагнозов у детей, которые занимаются в нашей школе. Он сейчас занимается на ски-виллах. Это специальное приспособление, при помощи которого легче держать равновесие. И потом он будет уже заниматься на роляторе, тоже с целью развития.
Мария Самойлова: А сколько лет он у вас занимается?
Станислав Сухенко, основатель роллер школы «РОЛЛЕР МИ»: Он у нас уже почти два года занимается, с самого начала программы, когда мы ее запустили. Олег пришел, потому что брат Олега Ярослав, мой спортсмен. Они знали о том, что у нас программа будет запускаться. В том числе и для него тоже программа запускалась.
В прошлом году летом мы провели «Старты мечты». Это как чемпионат России «Лиги мечты». То есть к нам приехали детишки-инвалиды со всей России. Здесь было свыше 70 детей с разными нозологиями абсолютно. То есть были даже те детишки, кто очень плохо передвигается. Ну, здесь вот, на нашей площадке, прошло такое уникальное событие.
После этого при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан и Центра туризма и спорта Республики Башкортостан мы запустили проект (на платформе тоже «Лига мечты) «Я роллер». Он уже получил довольно-таки высокую оценку своей работы. Был выделен зал. Были инструкторы, переобученные в педагогов. Наши. И началась работа. Это тот случай, когда детишки стали обучаться бесплатно.
А это наш тренер, Екатерина. Это по совместительству моя мама. Она вот у нас ведет программу «Лига мечты» в нашей школе.
Мария Самойлова: Здорово! А это вы маму обучили на роликах кататься?
Екатерина Сухенко, инструктор программы «Лига мечты»: Немного я кататься как бы с детства чуть-чуть умела. А в основном я водила младших сыновей к старшему сыну заниматься. И наблюдая за процессом, постепенно тоже захотелось как бы лучше освоить.
Потом я закончила курсы на инструктора роллер школы. Ну и еще обучилась потом на инструктора «Лиги мечты». Мне особо катание на роликах так не нужно было. А вот именно как для того, чтобы обучать детей – это уже мне пришлось действительно более глубоко все это изучить, вникнуть и научиться самой, прежде чем учить детей.
Станислав Сухенко, основатель роллер школы «РОЛЛЕР МИ»: Она сказала: «Я буду учиться. Она не стояла на роликах практически. То есть она очень плохо ездила. Это уровень был низкий для инструктора. Честно. Вначале, то есть. Тем более для инструктора «Лиги мечты». Но она все-таки с характером к этому подошла. Все дети программы «Лиги мечты» сейчас занимаются у нее.
В том году, когда программа у нас принимала «Старты мечты», наши дети порядка 12 медалей заработали на тех соревнованиях. Вот она недавно вернулась на прошлой неделе с Горно-Алтайска. Они там у нас, по-моему, четыре медали привезли. И она продолжает учиться тоже по этому направлению.
Мы в том году попали в Реестр социальных предпринимателей с целью получения гранта. То есть мы хотели получить деньги. Мы знали, что там дают деньги на развитие. Вот мы модульные полы здесь на площадке постелили. У нас очень много планов.
Если по линии спортсменов, у нас есть план укрепить спортивную сборную нашу нашей школы. То есть сделать ее одной из самых лидирующих в России, что уже, в принципе, там довольно-таки хорошо удается. В «Лиге мечты», конечно же, да, есть потребность в том, чтобы появились у нас еще в команде инструкторы, которые будут работать. Надеемся на поддержку. Может быть, какая-то появится. Потому что желающих много.
Я считаю, это правильно, что, если ты ведешь какой-то бизнес, что у тебя должна быть какая-то, ну она прямо так и называется – «социальная составляющая». Ты должен приносить помимо общего блага, благо тем, кому оно достается тяжело. Кому трудно в принципе в это время.
Мария Самойлова (за кадром): В нашем фильме мы успели рассказать только о пяти социальных проектах этого региона. В Башкортостане их несколько сотен. Все они очень актуальны и необходимы. Одни стартапы действительно новаторские, другие – давно и хорошо знакомые, но настолько успешно реализованные, что обретают какую-то иную, уникальную форму.
Модели этих проектов можно смело масштабировать и применять по всей России. А секрет их успеха, конечно же, в людях, вложивших в них свои силу, профессионализм и искреннее желание помочь всем, кто в этом нуждается.