В кинотеатрах вышел фильм «Нерка. Рыба красная». Как он поможет России сохранить богатое природное разнообразие?
https://otr-online.ru/programmy/za-delo/v-kinoteatrah-vyshel-film-nerka-ryba-krasnaya-kak-on-pomozhet-rossii-sohranit-bogatoe-prirodnoe-raznoobrazie-47598.html Илья Тарасов: Следующий наш герой – Дмитрий Шпиленок, кинодокументалист, оператор, режиссер и продюсер фильмов о дикой природе. Недавно у него вышел потрясающий фильм «Нерка. Рыба красная». И это не просто кино об удивительном и уникальном природном явлении. Это попытка сохранить и защитить это явление.
ВИДЕО
«Все живое здесь существует за счет нерки. Она просто несет жизнь, приносит в это озеро, запускает эту всю цепочку жизни – и все пользуются этим. И она никакой отдачи не требует, ничего она не хочет. Она просто приносит эту энергию.
Устье реки заблокировали медведи. То есть порядка двадцати медведей перекрыли речку и ждут рыбы. Нерка изменяет и поведение медведей, потому что у них много пищи. И нерка делает их очень терпимыми. Терпимость у них появляется как к своему виду, так и к нам, к людям.
И со стороны заказника, если браконьерство будет продолжаться, если мы его сейчас оставим, скажем: «Да ладно! Куда она там денется?»… А также неразумная добыча промышленников, которые вылавливают эту рыбу. И то же самое может произойти – непоправимое. Нужно думать об этом. Мир – он все-таки очень хрупкий, и в один прекрасный момент мы можем все это потерять».
* * *
Илья Тарасов: Я посмотрел тизер фильма «Нерка. Рыба красная». Всего его уже посмотрели. Расскажите в двух словах, как вообще кино это делалось, сколько оно делалось и что сейчас с ним происходит.
Дмитрий Шпиленок: Ну, фильм делался больше десяти лет. Когда в 2007 году я приехал на Камчатку, там совсем другая история была. Пришлось на какое-то время отложить камеру, заниматься оперативной работой, чтобы ситуация немножко выправилась. И тогда стали уже потихонечку этот фильм доделывать.
Сейчас фильм наконец… Вот в этом году мы его сделали. Премьера была в Америке у нас, потому что в Америке ситуация более близкая – они уже потеряли нерку, потеряли дикие стада. Соответственно, они больше понимают и лучше понимают, насколько надо ценить этот ресурс. Это не просто пищевой какой-то ресурс, а этот ресурс для биоразнообразия очень важен, нужен в первую очередь. И они очень хорошо и благосклонно приняли «Нерку». 188 фестивалей уже выбрали ее, 44 страны. И более 60 наград у «Нерки».
Илья Тарасов: В двух словах вообще про проблему, которая поднимается в фильме.
Дмитрий Шпиленок: В двух словах? Это очень как бы такой важный… Нерка кормит Камчатку. Это кровь, которая питает Камчатку. Соответственно, если человек пожадничает, то мгновенно этот ресурс мы потеряем. Если будет опять браконьерство – то же самое. Если рыбопромышленники – тоже этого всего не будет.
С одной стороны, надо рассчитывать, чтобы всем хватило. То есть питаются неркой не только люди, соответственно, а и все другие виды. И как сделать, чтобы этого всего хватило? Ну, включить понимание, самопонимание у людей. Вот насколько это важно, нужно? И это не вопрос каких-то будущих поколений, а это вопрос вообще всего того самого ценного, что у нас есть.
Вот как у нас, допустим, памятник искусства Эрмитаж, которым мы гордимся по праву. Также и на Камчатке самое яркое – это, наверное, Курильское озеро, это Кроноцкий заповедник в целом. Это как раз те места, которые основополагающие для дикой природы, вообще для России, для мира.
Илья Тарасов: Ситуация с рыбой сейчас – какая она? Нормализована? Что вообще?
Дмитрий Шпиленок: Вы знаете, фильм это как раз и показывает. Это хрупкость. То есть она не может нормализоваться… Выдохнули и сказали: «Все сделали!» Каждый год происходят новые вызовы. Каждый год надо включать и быть во внимании. То есть только стоит заказнику даже расслабиться хоть на немножко и сказать: «Да, мы браконьерство победили», – как вновь браконьерство появляется. И опять эти схемы начнутся, и обратно мы можем очень быстро поменять. Как рыбопромышленники жадность проявят – мгновенно. Как наука сделает какую-то ошибку небольшую – то же самое. То есть это какой-то баланс, который надо постоянно держать.
Заказник в последнее время очень хорошо подошел к тому, что произошло замещение. То есть чтобы эти места были более прозрачными, ставка делалась на туризм. Чем больше туристов, тем сложнее браконьерству там…
Илья Тарасов: …развернуться.
Дмитрий Шпиленок: …развернуться, да, и тем проще. Это место становится более прозрачным, это место становится более посещаемым. И фотографы, и туристы – все приезжают туда и большую часть года там проводят.
Илья Тарасов: Я в последнее время смотрю очень много фильмов, связанных с дикой природой, с экологией. И лично у меня по тому контенту, который я потребляю, складывается впечатление, что человечество уже не просто на грани стоит, а оно уже, мне кажется, одной ногой в пропасть куда-то наступает.
Вы как человек, который снимает фильмы документальные о дикой природе уже достаточно давно, как вы чувствуете сегодняшнее время? Действительно мы на краю? Или мы уже зашли за этот край? Или до края еще далеко? Ну, с точки зрения экологи или вообще влияния человека на то, что происходит на нашей планете.
Дмитрий Шпиленок: Вы знаете, видно и очевидно, что таких мест, как Камчатка и Сибирь в России, в мире их практически не осталось. Поэтому нам надо ценить и радоваться, что они есть, и ни в коем случае не допускать, чтобы эти места мы потеряли.
Потому что приезжают китайцы, и когда мы летим, допустим, на территорию, у них у всех прямо такие глаза! Они пересматриваются, заглядывают. Мы спрашиваем: «Чего?» Они говорят: «У вас здесь ничего не застроено». То есть у нас есть еще пространство, где не стоят заводы, завод на заводе, где не сплошные деревни, как в Индонезии той же. Остров Ява – там население утраивается каждый год. Я приехал туда, чтобы поснимать парки, а там, кроме огромной-огромной деревни на весь остров, ничего не нашел.
И таких пространств, как в России, конечно же, больше нет. Но постоянно тоже какие-то вывозы происходят, каждый год. И потерять… В этом году была экологическая катастрофа, очень много было рассуждений.
Нерка, именно это крупное стадо нерки, которое есть на Курильском озере, которое сохранилось, таких мест на планете, я думаю, совсем мало, совсем мало осталось. И ценить их надо в первую очередь. Это фильм-предупреждение. Ну, даже не предупреждение. То есть мы не пытались там истерику какую-то поднять, не пытались людей пугать. Мы хотели через красоту заразить этой красотой, чтобы люди посмотрели, восторгались, восхищались этим и понимали, что у каждого своя персональная ответственность за то, чтобы такие места сохранились.
ВИДЕО
Илья Тарасов: Что за кино про лис?
Дмитрий Шпиленок: Ну, это наша давняя мечта, тоже очень далекая, – снять фильм «Камчатка. Рассказ в лисах». Это фильм… Мы хотели показать то, о чем говорили: что Камчатка – это камень преткновения многих проблем.
Там уже долгие годы есть Кроноцкое озеро, оно находится в центре Кроноцкого заповедника. И многие годы хозяйственники пытаются построить там то ГЭС, то два года назад активно обсуждался рыбоход, чтобы рыбу поднять на высоту 200–300 метров. Ну, сделать такие непонятные проекты, которые наука заведомо опровергает. А стоимость таких проектов приравнивается где-то к стоимости… ну, как Крымский мост и все прочее.
Илья Тарасов: Серьезные деньги.
Дмитрий Шпиленок: Да. Это такие долгосрочные проекты. То есть эта территория будет освоена, эта территория будет исковеркана. А это места, которых, наверное, на планете, пожалуй, нет.
И мы хотели бы через лис… Потому что лисы – это вид, который самый такой симпатичный. У лис есть такая харизма. В них невозможно не влюбиться. И они взаимодействуют со всеми другими видами очень хорошо. То есть это, с одной стороны, охотник, а с другой стороны, жертва. С одной стороны, мы снимаем на Тихом океане, где лисы живут тоже очень плотно. И видно, что в одном кадре мы снимаем их с китами, мы их снимаем с каланами, дальше они взаимодействуют и с северными оленями, они взаимодействуют… там и лоси выходят, и евражка, то есть бельгийский суслик.
Илья Тарасов: Евражка, да.
Дмитрий Шпиленок: Камчатский, да. И огромное количество птиц. Дальше мы поднимаемся и видим снежных баранов. И вся эта цепочка прослеживается в фильме. И все это очень хорошо связано лисами. Те суровые условия, которые там происходят… Ну где еще, в каком месте России и даже мира можно это снять?
Я думаю, что как раз об этом этот фильм. Почему и такие большие сроки. Здесь мы не пытаемся сжимать, мы пытаемся наблюдать за их жизнью. Это такое очень длительное и размеренное наблюдение.
Илья Тарасов: Большое спасибо.
Для наших телезрителей: смотрите кино, не пропускайте фильм «Нерка» в кинотеатрах в вашем городе. Надо просто будет чуть-чуть, наверное, позаботиться о том, чтобы его поискать в каком-то из кинотеатров, чтобы действительно его увидеть.
И самое главное. Если вы сходите уже в декабре на «Нерку», вам все понравится и вы захотите помочь нашим российским документалистам снимать и дальше, то на Planeta и в принципе в Интернете вы можете найти информацию, поискать и помогать кину быть. Вот так я скажу.
В кинотеатрах вышел фильм «Нерка. Рыба красная». Как он поможет России сохранить богатое природное разнообразие?