Вячеслав Бочаров: Это моя задача – сохранение памяти тех, кто достойно выполнял свой долг в горячих точках

Гости
Вячеслав Бочаров
герой Российской Федерации, член Исполкома Паралимпийского комитета России

Илья Тарасов: Вы по-прежнему смотрите программу «За дело», и у нас в гостях Герой России Вячеслав Алексеевич Бочаров.

Голос за кадром: Бочаров Вячеслав Алексеевич. С 1981 по 1983 проходил службу в Афганистане, принимал участие в локальных конфликтах на Северном Кавказе. Полковник, выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного училища. С 1998 года проходил службу в управлении «В» Центра специального назначения ФСБ России. Участвовал в освобождении заложников во время терактов в Беслане, в ходе которого получил тяжелое ранение. За мужество и героизм был удостоен звания героя Российской Федерации. С 2010 года в отставке. Член Общественной палаты, член исполкома Паралимпийского комитета России.

Вячеслав Бочаров: Когда в 2010 году моя служба подошла к концу, то я, конечно, как и любой офицер, задумался: «А чем заняться?» Но понял, что мое предназначение – это работа с молодыми гражданами нашей страны. И поэтому 9 лет я занимаюсь общественной деятельностью.

Илья Тарасов: За это же зарплату не платят.

Вячеслав Бочаров: Да, за это зарплату не платят. Но мы по большому счету волонтеры, которые несут тепло своей души людям. За все те, будем так говорить, какие-то неисполненные обязательства власти мы как общественники пытаемся помочь людям найти ту правду, которую они ищут. А за правду деньги не берут.

Илья Тарасов: Когда вы заканчивали воздушно-десантное рязанское училище, вы, наверное, не думали, что спустя 30 лет основная работа будет – говорить, рассказывать.

Вячеслав Бочаров: Вы знаете, когда я заканчивал Рязанское воздушно-десантное училище, это был 1977 год, я и предполагать не мог, что мы скоро ввяжемся в такую войну, которая продлится 10 лет, а потом наступит период развала Советского Союза, и он тоже будет сопряжен с кровавыми событиями. А потом будут Чеченские кампании, потом придет на нашу землю терроризм и нам придется очень много воевать. А раз приходилось воевать, то мы, хотим или не хотим, теряли своих друзей.

У меня сложилось глубокое убеждение, еще когда я служил, что солдат умирает дважды: один раз, когда его настигает пуля, а второй раз – когда о нем забывают. И вот когда о нем забывают, мы вычеркиваем его из нашей истории, из нашей настоящей жизни навсегда. И для того, чтобы наши люди, наши граждане, наше молодое поколение знало своих героев, героев нашего времени, я и принял для себя такое решение. Это мое убеждение.

Илья Тарасов: Вячеслав Алексеевич, события в Афганистане – сейчас люди их оценивают двояко.

Вячеслав Бочаров: Война – кровавое, жестокое дело. Политики принимают решение. Они могут ошибаться. Но те решения, которые они принимают, они исполняют. Это ребята 18-20 лет, срочники и офицеры. Мы же не можем их пятнать той черной краской за то, что было принято якобы неправильное решение. Оценка Афганистана была дана на втором съезде Верховного совета, была дана как негативная, как ошибочная. Но вы извините: вы там ошиблись – вы несите ответственность. А мы честно исполняли свой воинский долг.

Илья Тарасов: Как сложились судьбы тех, с кем вы служили в Афганистане?

Вячеслав Бочаров: Афганские судьбы сложились по-разному. Тот конфликт, который происходит на Украине, то порой афганцы находятся по разные стороны окопов. Когда мы были в Чечне, мне приходилось сталкиваться с афганцами, которые уже по отношению к Российской Федерации тоже находились в других окопах. Это неизбежность, наверное, потому что убеждения у людей меняются, а, может быть, и ситуация заставляет их принять другое решение. А те ребята, с кем я служил, с которыми и сейчас продолжаю дружить – они выполняют ту задачу, которую выполняю и я для себя. Это моя задача – сохранение памяти тех, кто достойно выполнял свой долг в тех горячих точках.

Илья Тарасов: Кстати, именно после Афганистана начали появляться ветеранские организации. Люди начали объединяться в сообщества. Как вы думаете, почему?

Вячеслав Бочаров: Если мы немножко углубимся в историю дальше, то мы видим, что у нас были ветеранские организации Советского Союза, те, кто принимал участие в Великой отечественной войне.

Илья Тарасов: Просто их действия после Великой отечественной войны никто не подвергал сомнению и никто не говорил, что это была ошибка. А после Афганистана такое было.

Вячеслав Бочаров: Вот это и подвигло, такое объединение тех, кто прошел ту непростую войну.

Илья Тарасов: Закончилась война, но ребята начали объединяться в сообщества, потому что многим ветеранам Афганистана, которые получили ранения, еще что-то, им недоплачивали деньги, не помогали с какими-то средствами реабилитации и так далее. Такое было?

Вячеслав Бочаров: Льготы для афганцев были определены через несколько лет после начала этой войны. Но они были такие мизерные по большому счету. Но и за них приходилось бороться. А коллективно бороться всегда проще. Получение того же жилья, получение, как вы правильно сказали, соответствующего медицинского обслуживания. Психологическая помощь вообще даже не входила в категорию льгот. А ведь многим военнослужащим, особенно срочникам, такая помощь была необходима. Когда на смену Советскому Союзу пришла Российская Федерация, этих льгот же стало еще меньше. И сейчас ветеранские организации продолжают бороться за свои права, пытаются расширить или по крайней мере вернуть хотя бы те льготные права, которые были в том государстве, за которое они проливали кровь.

Илья Тарасов: В Афганистане вы получили ранение, тяжелое ранение.

Вячеслав Бочаров: Было.

Илья Тарасов: Все, что должно было государство, вы получили?

Вячеслав Бочаров: Я даже не знаю, что я тогда получил. Меня вылечили, и все. Квартиру я получил, когда уже служил в штабе Воздушно-десантных войск в Российской Федерации.

Несколько дней назад я еду в метро. Вышел на станции. И вдруг меня за рукав кто-то так дергает и говорит: «А я думал – герои в метро не ездят». Просто человек, который меня узнал. Я говорю: «А где, вы считаете, герои ездят?» - «В машинах их возят». – «Нет. Герои – такие же люди. И они так же ездят и в метро, и стоят в тех же очередях, и так далее». Поэтому порой у людей складывается мнение, что если ты удостоен высшего звания страны, то ты некий небожитель. Да нет, мы простые люди, которые выполняли свою задачу. Кто-то еще служит. А кто не служит, тот служит обществу.

Илья Тарасов: Приехал в Кремль за звездой на метро и уехал на метро.

Вячеслав Бочаров: Конечно.

Илья Тарасов: Я читал, что после ранения в Беслане вы на службу ездили на метро, прикрываясь…

Вячеслав Бочаров: Абсолютно верно. У меня был большой… мышц лица. И рот не был закрыт. Пришлось прикрываться тряпочкой. Я, конечно, мог находиться дома год-второй, пока эти 12 операций приведут меня к тому виду, с которым я сейчас перед вами сижу. Мне никто не запрещал ездить на службу. Поэтому как только я понял, что я уже физически могу совершать самостоятельные поездки, я сразу… И это мне помогало в работе, потому что я, конечно, на боевые несколько лет не ездил, но потом опять поехал на Кавказ.

Илья Тарасов: Вы могли (я сейчас говорю – еще после Афганистана) из вооруженных сил уволиться сразу после ранения. Вот с плоскостопием уже можно не служить. А у вас было тяжелое ранение в Афганистане и, если я не ошибаюсь, в Чечне вы получили ранение, и третье было в Беслане.

Вячеслав Бочаров: Да. Фильм «Офицеры» породил такую крылатую фразу: «Есть такая профессия – родину защищать». Я ее выбрал по убеждению пацана, которому было тогда 16-17 лет. И у меня ни разу не возникала мысль уволиться раньше времени. Когда я увольнялся, мне было 55.

Илья Тарасов: А выслуги?

Вячеслав Бочаров: А выслуги 56,7 месяцев.

Илья Тарасов: То есть прожил меньше, чем служил.

Вячеслав Бочаров: Да. Но когда я увольнялся, мне было 55. Я подтягивался на перекладине 55 раз. Вот мне сейчас 63. Я на перекладине в прошлом году подтянулся 62 раза. Порох-то в пороховницах еще есть.

Илья Тарасов: А как у вас проходит сейчас день?

Вячеслав Бочаров: У нас есть такой проект в Российской ассоциации героев – «Вахта героев отечества». Мы уже совершили 52 таких поездки по регионам нашей страны. 18 марта группа героев Советского Союза Российской Федерации вылетает в Магадан по приглашению губернатора Носова Сергея Константиновича. И мы проведем встречи во всех учебных заведениях Магаданской области.

Илья Тарасов: Во всех?

Вячеслав Бочаров: Во всех. Плюс телевидение региональное поможет нам встретиться практически с каждым гражданином. А чтобы пригласить меня, проблем нет. Во-первых, сарафанное радио уже давно снабдило моим телефоном все учебные заведения. Во-вторых, Общественная палата Российской Федерации никуда не делась и не денется.

Илья Тарасов: Можно туда написать, и вас можно пригласить?

Вячеслав Бочаров: Конечно.

Илья Тарасов: Спасибо большое.