Елена Афанасьева: Здравствуйте! Это программа «ЗаДело». Я – Елена Афанасьева. И сегодня мы поговорим. А поговорим мы о прекрасных молодых людях, которые не ходят к родителям просить деньги. Они сами находят методы и формы того, как эти деньги зарабатывать. Что движет этими молодыми людьми? И что нужно для того, чтобы в юном возрасте стать предпринимателем? Об этом мы сегодня и поговорим. Давайте посмотрим наш первый сюжет. СЮЖЕТ Голос за кадром: На этих кадрах юный владелец фермерского хозяйства Дмитрий Спесивцев. Мы уже рассказывали его историю в фильме о предпринимателях поколения Z. Прошло четыре года, и интересно узнать, как обстоят дела у Димы сегодня. Спойлер: дела идут хорошо. Дмитрий Спесивцев, предприниматель: Мы сейчас находимся на складе. У нас здесь 610 квадратов. Склад состоит из четырех залов. Везде все у нас разложено по полочкам, по ячейкам хранения. У нас совершенно разные товары. Все связано с хозяйственным направлением. Голос за кадром: Дмитрий больше не занимается фермерством, но остался верен сельхозотрасли. Он мог бы продолжать торговать фермерскими продуктами и птицей, но… Дмитрий Спесивцев: В дальнейшем это все переросло в то, что люди стали запрашивать к ним поилки, кормушки, инкубаторы – то есть различные товары, которые необходимы для содержания. Мы понимали, что нужно вместе с птицей продавать еще и, соответственно, вот эти дополнительные товары. Голос за кадром: Так родилась идея нового предприятия, в развитие и масштабирование которого Дмитрий погружен с головой. Дмитрий Спесивцев: Одна из самых популярных поилок идет для всех сельскохозяйственных птиц в основном. Вот вы видите, у нас их порядка 400 штук, из Волгограда привезли. Сейчас сезон, поэтому в большом объеме заказываем. И плюс у них очень классное качество. И мы все-таки выбираем производителей так, чтобы у них было цена/качество соблюдено. Ну и в принципе, чтобы хорошие отзывы были и хороший товар. Голос за кадром: Бизнесмен реализует свои товары через интернет, и его гипотетическим покупателем может стать 15-летний Николай Криванков. Коля – старший сын в многодетной семье фермеров, с детства помогал родителям по хозяйству, а с 11 лет стал сам разводить свиней. Николай Криванков: Вот это две породы свиней, это белая и венгерская мангалица. То есть венгерская мангалица – они более устойчивые к морозам и ко всему из-за их шерсти. А белая – они больше приносят потомства и более мясные. Идея выращивать животных была сначала родителей. Они завели корову, хотели заводить свиней. Я рассказал это в лагере, об этом узнали в администрации. И вот район подарил поросят. Голос за кадром: Все началось с двух голов. Сейчас в хозяйстве 25 свиней. Николай продает мясную продукцию жителям окрестных сел и приносит деньги в семью. Николай Криванков: Честно говоря, хотелось бы зарабатывать больше. Мы бы делали продукции, конечно, больше, но особо нет клиентуры на базе сел. Сельская работа для меня, конечно, иногда бывает тяжеловата. Иногда у меня за счет школы и работы по дому проходят небольшие перегорания. Голос за кадром: Прибыль мотивирует не бросать работу. Младшие братья Криванковы вслед за Николаем продолжают семейное дело – разводят кроликов и кур. Коля не боится оставить на младших свою скотину, когда уедет учиться в вуз. В планах у предпринимателя – поступить на IT-специалиста, но пока все свободное время занимает свиноводство. Елена Афанасьева: У нас сегодня в студии Тимофей, который также молодой предприниматель. Сколько вам лет, Тимофей? Тимофей Перевезенцев: Семнадцать. Елена Афанасьева: Семнадцать? Вы только заканчиваете школу? Тимофей Перевезенцев: Да. Елена Афанасьева: А что у вас за бизнес? Тимофей Перевезенцев: Я занимаюсь коммерциализацией научных разработок. Мы в основном занимаемся полимерной и биополимерной химией. И на основе того, что получаем в лаборатории, смотрим, в какую нишу это можно продать, как можно коммерциализовать. Например, сейчас одна из самых главных и основных разработок – это ткани из сельскохозяйственных отходов. Мы получаем целлюлозу, формуем волокно – и у нас уже готовая ткань. Елена Афанасьева: Скорость мысли молодого человека. Он так быстро говорит, что я даже не успеваю понять. А они это делают! Ткань из пищевых отходов? Тимофей Перевезенцев: Из пищевых в том числе. Но сейчас первично смотрим сельскохозяйственные, потому что их гораздо больше. Это, допустим… Елена Афанасьева: Например? Из чего ткани? Тимофей Перевезенцев: Солома, ботва однолетних, отходы технической конопли, например, – это самые высокосодержащие отходы, где больше всего целлюлозы содержится. Елена Афанасьева: А откуда у вас возникла такая идея этот бизнес делать? Тимофей Перевезенцев: На самом деле совершенно случайно, познакомились около полутора лет назад. Елена Афанасьева: Это значит, что вам было еще пятнадцать? Тимофей Перевезенцев: Да, начинали, когда мне было пятнадцать. Познакомились, просто как бы сошлись на интересе в химии, придумали такую историю, пошли изучать – и получилось. Елена Афанасьева: То есть вы сначала были такой ботаник, химик? Тимофей Перевезенцев: Ну, можно сказать и так. Я, в принципе, и сейчас тоже совмещаю с научной деятельностью, потому что искренне люблю свои науки как бы и тоже плотно их изучаю, потому что без фундаментальных знаний в химии и биологии было бы очень сложно. Елена Афанасьева: Ну, как бы очень умные ребята в химии были всегда. А вот то, что из этого в семнадцать лет можно сделать бизнес – это, по-моему, все-таки веяние нового времени. Когда вы поняли, что ваше увлечение можно поставить на коммерческие рельсы? Тимофей Перевезенцев: Примерно понял тогда, когда пришло осознание того, что в науке, к сожалению, очень мало денег. И чтобы заниматься действительно хорошей наукой и иметь хорошие лабораторные мощности, нужно все равно по-любому продавать. И из этого выросло то, чем мы занимаемся сейчас. Елена Афанасьева: А как это устроено? Вы пошли кому-то предлагать свои услуги? Вы организовали маленькое предприятие? Тимофей Перевезенцев: Мы пошли в разные акселераторы, в программы поддержки молодого бизнеса, набрались знаний, опыта, контактов. И пошли по достаточно стандартной схеме: проводили проблемные и решенческие интервью, затем формировали продукт, коммерческое предложение, параллельно делали технологию. Сейчас мы отрабатываем уже последние этапы нашей технологии в лаборатории. И вот сейчас, к концу года должны прийти уже к работающему предприятию, которое будет ежегодно выпускать примерно 10 тысяч погонных метров ткани. Елена Афанасьева: Где вы всему этому научились? Ведь это же не химия. Это уже управление, бизнес, организация производства. Тимофей Перевезенцев: На практике. Только практика. И просто на каких-то ошибках своих, которые допускали. Елена Афанасьева: А как вот это было? Вы решили: «Вот не будем мы только учеными бедными, а будем-ка мы свои научные достижения внедрять так, чтобы они нам деньги приносили». Пошагово – что дальше происходило? Тимофей Перевезенцев: Пошагово? Формируется продукт. Смотрится, просто читаются тысячи статей, как это сделать. Идут какие-то шаги. Допустим, интервью проблемные. То есть мы находим коллег из текстильного бизнеса – то есть это представители брендов легкой промышленности, домашнего текстиля, концептуальной одежды. Спрашиваем у них, что и как по рынку, какие проблемы они видят, актуально ли им будет использовать наш продукт. Получаем какую-то положительную обратную связь. Формируем из обратной связи какой-то еще более точный продукт, который им необходим. И уже идем в научные исследования. Елена Афанасьева: То есть вы сначала придумали, что из отходов можно делать ткань? Или вы сначала увидели эту проблему в отрасли и решили, что ткань может быть еще и из отходов? Тимофей Перевезенцев: На самом деле эти процессы в нашем случае шли параллельно. Но, набравшись немножко опыта, мы поняли, что первично нужно искать проблему. Потому что там можно потратить достаточно большое количество средств на научную работу, при этом она ни к чему, к сожалению, не приведет. Поэтому нужно первично искать проблему, а затем уже тратить деньги на какие-то научные исследования и формирование продукта в целом. Елена Афанасьева: Ирина, чего больше в вашем взгляде сейчас – сомнений или поддержки того, что это реально? Как вы относитесь к такому старту предпринимательства в семнадцать лет? Ирина Мерсиянова: У меня есть ощущение, что факторов, которые благоприятствовали такому старту, было больше, чем мы сейчас успели услышать. Поэтому, если можно задать нашему спикеру вопрос, например, про роль родителей, еще кого-то. Ведь очень же важна поддержка. Это же не просто так. Расскажите все-таки нам эту историю более комплексно. Тимофей Перевезенцев: Да, безусловно. Родители вообще не имеют отношения к химии, оба работают в профессиях, связанных с Министерством транспорта, и на мою непосредственную деятельность они никак не повлияли. Но в плане поддержки в общем и целом – безусловно. То есть меня сначала слегка заставляли учиться. Потом объяснили, почему это актуально и почему это надо. Благодаря им я пошел как раз-таки в университет на кафедру, а не остался в своей школе. Поэтому влияние они на меня, безусловно, оказали, но это было влияние исключительно, скажем так, психологическое. В плане материальном и каких-то связей они мне не помогали. Ирина Мерсиянова: А учителя? Тимофей Перевезенцев: Учителя – да. Ирина Мерсиянова: Наставники, может быть, были какие-то, которые способствовали этому? Тимофей Перевезенцев: Да, учителя, безусловно. Я учился в школе, в которой училась моя мама, то есть она училась у этих же учителей. И вот учителя, действительно, серьезно тоже за меня повлияли. И многие качества, которые у меня есть сейчас, привиты именно ими. Допустим, самоуверенность в том, что я делаю, и какие-то подобные истории – да, это благодаря им сформировалось. Елена Афанасьева: А можете вспомнить конкретных учителей, кто вот такое влияние оказал? Тимофей Перевезенцев: Да. Например, из того, кого больше всего помню – это Храпкова Светлана Николаевна, учитель истории. Елена Афанасьева: Не химии? Тимофей Перевезенцев: Не химии, нет. С химией у меня все было очень плохо, к сожалению. И по факту… Ну, я учился до девятого класса, и химии у меня было месяца два всего, наверное, потому что то учителя менялись, то что-то происходило. Ну, в общем, все было не очень с химией. А гуманитарные предметы… Допустим, еще была Михеева Ольга Васильевна – это учитель по русскому языку. Вот они вдвоем, совместно со Светланой Николаевной, на меня серьезное влияние оказали. Елена Афанасьева: А какое именно влияние? Тимофей Перевезенцев: Объяснили то, как вообще работает общество – это по части истории. А Ольга Васильевна учила быть грамотным, потому что сейчас это очень ключевое, одно из ключевых умений любого предпринимателя, потому что умение доносить свои мысли, грамотно общаться, грамотно писать очень сильно влияет на первое впечатление о тебе. И у меня есть масса примеров, когда люди действительно умные, талантливые, но при этом они не умеют, допустим, грамотно писать и многие возможности из-за этого теряют. Елена Афанасьева: А химию-то откуда вы все-таки взяли, если у вас в школе ее не было? Тимофей Перевезенцев: Отчасти саморазвитие. Отчасти я общался с товарищами, у которых у которых она была. И так вот получилось. Елена Афанасьева: И дальше сами изучали? Тимофей Перевезенцев: Да, да. Елена Афанасьева: Понятно. А вот у Артура, как я понимаю, влияние родителей более плотное, потому что начинался у вас бизнес… Как? Откуда производство сыра взялось, Артур? Артур Александров: Ну, производство сыра в первую очередь пошло от того, когда моя мама с папой, когда я как бы уже был в животе, да, они подумали: «А чем кормить нашего ребенка?» То есть какой-то магазинной едой, в частности, не особо, как я считаю. Продукты натуральные, скажем так. И они решили начинать думать о каком-то своем производстве, но только для себя, то есть пока что не распространяясь на какой-то бизнес, на каких-то клиентов и так далее. В первую очередь – для себя. Мы начинали делать, собрались пять семей – друзья, родственники и так далее. И начали потихонечку. Из Коломны взяли первую корову, начали варить сыр. Я уже, условно, с семи лет тоже начинал этим заниматься. И через два года… Елена Афанасьева: В семь лет? А что вы делали в семь лет в этом бизнесе? Артур Александров: В семь лет в этом бизнесе? В первую очередь я помогал папе и начинал в это время… Ну, то есть папа строил постоянно какие-то дома, какие-то… ну, в целом инфраструктуру на ферме. И я помогал ему: ну, просто поднести, отнести и так далее. И в это время уже начинал как бы тоже помогать, потихонечку учиться. Было интересно, как вообще сыр какой-то, творог и так далее… Елена Афанасьева: Технологию изучать? Артур Александров: Да, технологию изучать. Первое время – помыть посуду, помочь, подсобить и так далее. Елена Афанасьева: А сейчас что вы делаете? Артур Александров: Сейчас? С двенадцати лет я уже перестал заниматься сыром. Ну, примерно… Елена Афанасьева: Это потрясающе звучит! Человек говорит: «Ну, с двенадцати лет я уже перестал заниматься сыром, все в прошлом». Артур Александров: Ну да. Елена Афанасьева: Простите, мы очень по-доброму завидуем, говоря о вашем отношении к возрасту. Артур Александров: То есть после двенадцати я перестал заниматься сыром, потому что… Не скажу, чтобы прямо поднадоело как бы. Появились немного другие дела, скажем так. Мы на тот момент завели перепелов, то есть таких… Ну, я думаю, вы знаете, кто это. Маленькие яички и так далее. Елена Афанасьева: И что вы делали в этом бизнесе? Артур Александров: В этом бизнесе? Ну, в первую очередь я получал какой-никакой доход с него. То есть родители мне за помощь с перепелами как бы платили какую-то денежку. Елена Афанасьева: А что вы с ними делали? Ухаживали за ними? Артур Александров: Да-да-да. Кормлю, убираю навоз, подметаю и так далее. Елена Афанасьева: А сейчас вам сколько? Артур Александров: Сейчас мне пятнадцать. Елена Афанасьева: Пятнадцать лет? Артур Александров: Да. Елена Афанасьева: Какая разница между тем, что вы делали в двенадцать и сейчас? То же самое, с перепелами? Или еще какие-то новые формы деятельности? Артур Александров: Перепела мы, к сожалению, закрыли, так как мне это надоело. Я не знаю, по какой причине это произошло. И я начал заниматься фудтраком, то есть… Елена Афанасьева: Фудтрак у вас? Артур Александров: Да. Елена Афанасьева: Вагончик, где еда, да? Артур Александров: Да-да-да. Елена Афанасьева: Который передвигается. И вы продаете свои продукты и готовите? Артур Александров: Да. Ну, сейчас этот фудтрак в основном всегда стоит на ферме нашей, и я в нем готовлю пиццу, то есть с разными добавками и нашими натуральными продуктами. Елена Афанасьева: А кто же у вас потребители, кто покупатели этой пиццы? Артур Александров: Потребители? В первую очередь – наши клиенты, которые покупают наш сыр, молоко и хлеб, в том числе и пиццу. Которые знают нас не только в Москве, но и по всему миру. Елена Афанасьева: Ого! То есть вы пиццамейкер, как теперь говорят? Артур Александров: Ну, на данный момент да. Елена Афанасьева: Понятно. И чем ваши пиццы отличаются от других? Артур Александров: Ну, в первую очередь я не скажу, что я прямо профессионал своего дела. Да, я как бы знаю какую-то базовую информацию. Ну, я за это получаю за счет родителей, то есть они мне помогают с этим. Елена Афанасьева: То есть у вас не индивидуальный бизнес, а все-таки часть семейного бизнеса? Артур Александров: Да-да-да, ну да. Я не могу себя назвать человеком, который прямо работает. Ну, как бы я, может быть, работаю один, но в первую очередь я помогаю родителям по ферме. Елена Афанасьева: То есть, в отличие от ваших ровесников, у вас есть полноценная работа? Артур Александров: Да, да. Елена Афанасьева: А это вас не утомляет? Артур Александров: Нет. А меня не может это утомить. Потому что когда я сижу, условно, играю или сплю, я не могу смотреть на людей, которые бегают с вот такими глазами: «Надо что-то делать! Быстрее! Надо убрать! Надо прибрать!» – и так далее. И я в первую очередь иду на помощь им, особенно своей маме и своему папе. Я не могу смотреть на них, что они работают, устают. Когда я не помогаю им, мне становится плохо. Елена Афанасьева: А вот в этих сырах… Как я понимаю, это сыры с вашей фермы, да? Артур Александров: Да. Елена Афанасьева: И в этих продуктах есть какая-то доля, толика вашего труда? Артур Александров: Долька моего труда в нем есть. Ну, в первую очередь я знаю большинство из них в целом. И продаю его тоже я, то есть тоже иногда помогаю. Елена Афанасьева: Продаете? То есть вы продавец? Артур Александров: Да. Елена Афанасьева: А как тогда ваши деньги определяются в семейном бюджете? Вам платят родители? Либо вы сами что-то зарабатываете? Артур Александров: Ну, я являюсь учредителем нашей фермы, как и моя мама с папой, ну и еще пара человек. И я какую-то учредительскую долю тоже себе забираю. Елена Афанасьева: Дмитрий, как вам кажется, таких молодых людей, как Артур, сейчас много? Дмитрий Кнатько: Да. Вы знаете, к нам в Высшую школу экономики очень много приходит ребят еще буквально с восьмого-девятого класса, которые так же, как Артур, говорят: «Вот я начал новым видом бизнеса заниматься». Елена Афанасьева: Новым? Дмитрий Кнатько: Новым. Елена Афанасьева: То есть уже предыдущий в прошлом? Дмитрий Кнатько: Предыдущий уже в прошлом, да. И на самом деле, мне кажется, это очень хороший тренд, что молодежное предпринимательство, на которое тоже мы в стране делаем определенную ставку, развивается, и развивается с такого юного возраста. Ну, мы здесь видим две разные истории. Хотя на самом деле типов предпринимателей, в том числе молодежных предпринимателей, гораздо больше. Без сомнения, очень большую и важную роль играет семейный бизнес и семейное предпринимательство. И с другой стороны, это технологическое предпринимательство, когда молодые ребята с горящими глазами, заинтересованные в возможностях технологий, находят новые решения. Пути предпринимательства, как я слышу, в том числе когда общаюсь с молодыми ребятами, которые к нам потом поступают в Вышку и учатся на разных факультетах, очень разные. Кто-то приходит через семью. Кто-то приходит через совершенно случайное стечение обстоятельств. Кто-то… Мне очень понравился студент, который, кстати, как раз на факультете вашем, на программе государственного и муниципального управления обучался, который девушке хотел цветы купить. Елена Афанасьева: И это была отправная точка? Дмитрий Кнатько: И это была его мотивация, да, это была отправная точка. Елена Афанасьева: Прекрасная мотивация! Вы можете уже за свои деньги купить девушкам цветы? Тимофей Перевезенцев: Безусловно. Артур Александров: Так и делаем. Елена Афанасьева: Ирина, как вам кажется, что мотивирует молодых ребят возраста наших прекрасных собеседников сегодня идти в предпринимательство? Ирина Мерсиянова: Ну, здесь важным условием является то, что в принципе у молодых людей есть возможность проявить свою инициативу. Раньше таких возможностей не было. И неважно, в какой сфере эта инициатива могла бы проявиться – в сфере предпринимательства или сфере гражданской активности. Природа у этого поступка все равно одна. Даже те, кто занимаются предпринимательством, и если вдруг они осознают социальную ценность того, что они делают, они вообще огромные молодцы. Соответственно, здесь вопрос даже не в том, зачем и почему им это надо. Понятно, для самореализации, чтобы быть более самостоятельными, получить, так сказать, независимость и так далее. А важнейшим условием как раз является то, что возникает безбарьерная среда для реализации вот этой самой инициативы. Мы когда проводим наши исследования, мы видим мониторинг состояния гражданского общества, в Высшей школе экономики уже 18 лет. И мы видим, как группа тех молодых людей и не очень молодых людей, которые вовлечены в предпринимательство, насколько они более активно вовлекаются в различные формы гражданской активности. Те, кто занимаются предпринимательством, они чаще, кстати говоря, даже являются и волонтерами. Хотя, казалось бы, одно другому противоречит. Человек тратит свое время на зарабатывание денег. Но – нет. Человек является ресурсным. И для того, чтобы это отдать, свой ресурс (неважно – деньги или время), он это должен каким-то образом сначала приобрести. Заработал человек, делает денежные пожертвования – он уже актор гражданского общества. Если у него хорошее образование, он не бегает по трем работам – значит, у него есть время для того, чтобы его пожертвовать, потратить на благо других людей, кто нуждается в его помощи. Елена Афанасьева: Давайте посмотрим еще один сюжет. СЮЖЕТ Голос за кадром: Ульяна знает, как создать бизнес, приносящий не только доход, но и пользу. Идея открыть свою кофейню пришла Ульяне в девятом классе. Школьница не стала ждать получения аттестата и в 14 лет начала свой бизнес. И вот уже два года каждое утро Ульяны начинается с кофе. Ульяна Бухолдина: Это была кофейня формата «кофе с собой». Это одна небольшая стойка с кофемашиной, с кофемолкой. И вот так вот мы с первой партии, с десяти стаканов открылись и начали готовить кофе. Голос за кадром: В родном Новокузнецке а юный бизнес-леди написали во всех местных газетах. Переходный возраст героини неудачно совпал с неожиданной популярностью. Ульяна Бухолдина: Было страшно. Ну, вы сами понимаете, 14 лет возраст, совершенно никакого опыта. Получится, не получится – неизвестно. Были и слезы, и истерики. Одноклассники меня поддерживали, что достаточно неожиданно увидеть от сверстников. А учителя, со своей стороны, отнеслись чуть хуже и недоброжелательно. Голос за кадром: Открыть кофейню стоило 60 тысяч рублей. 30 тысяч Ульяна накопила, она с 12 лет подрабатывала фотографом. Остальную сумму дали родители. Ульяна Бухолдина: Я считаю, самое главное, что они сделали – это никак не ограничивали, не оставляли никаких рамок. Я была вольна делать то, что я хотела. Собственно, поэтому все и получилось. Голос за кадром: На кофейне Ульяна не остановилась, в этом году рядом открыла магазин спортивного питания. Ульяна Бухолдина: Я всю жизнь сама в спорте, им занималась. Сейчас это начинает набирать популярность, поэтому я хочу быть к этому причастна: помогать людям вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, следить за собой. Голос за кадром: В свои 17 лет Ульяна является индивидуальным предпринимателем и полностью юридически эмансипированным, снимает отдельную квартиру, сама себя обеспечивает. Ульяна Бухолдина: Желание все бросить появляется каждый день, иногда по нескольку раз. Но на мне есть ответственность со всех сторон: перед моими поставщиками, клиентами, перед огромным количеством людей. У меня, конечно же, есть кредиты. И это является еще одним, самым главным мотиватором не сдаваться мне каждый день. Голос за кадром: В планах у Ульяны поступить в университет на экономиста, но – позже. Пока все время занимает работу. Отдыхает девушка редко, но тоже с пользой – на катке или на занятиях музыкой. Ульяна Бухолдина: У меня появилась такая прекрасная возможность вернуться на лед в качестве тренера и помогать растить подрастающее поколение, воспитывать их. Молодым людям, которые собираются открывать свое дело, я бы посоветовала в первую очередь пробовать, пробовать и еще раз пробовать. Не бояться, подходить и все у всех спрашивать, просить, задавать вопросы, потому что только через опыт и большое количество проб и ошибок можно прийти к какому-то крутому результату. Елена Афанасьева: Скажите, что у вас с финансовыми показателями? Можете ли вы назвать, сколько вы сейчас зарабатываете? Артур? Артур Александров: Сколько я сейчас зарабатываю? Ну, смотрите. В первую очередь – всегда все по-разному. Сколько пицц продали, сколько сыра продали, сколько… Елена Афанасьева: На что хватает? Сформулируем вот так. Вот лично вам, Артуру шестнадцати лет… Пятнадцати, да? Артур Александров: Пятнадцати. Елена Афанасьева: Пятнадцати. Извините. Забегаю вперед. Пятнадцатилетнему юноше на что хватает своих денег, не родительских? Артур Александров: Своих денег? Ну, в месяц, имеете в виду? Елена Афанасьева: Ну как? Как вам удобно. Артур Александров: Ну, наверное, в месяц, я думаю, как минимум одну гитару можно купить. Елена Афанасьева: Ого! Хорошую гитару? Артур Александров: Ну, такую, да, в среднем сегменте. Елена Афанасьева: Тимофей, что у вас сейчас с доходами? На что хватает юноше в семнадцать лет? Тимофей Перевезенцев: На все, что надо. Давайте отвечу вам так. Елена Афанасьева: Может, юноше много чего надо. Ну, можете примеры привести? Ирина Мерсиянова: А может, немного надо? Елена Афанасьева: Да. Тимофей Перевезенцев: Немного надо. Нет, на самом деле… Елена Афанасьева: Что вы, например, приобретаете за свои деньги? Тимофей Перевезенцев: Мой уровень потребления – это пачка чипсов и несколько шаверм, поэтому я… Ну, когда деньги действительно появляются, они перестают быть интересными, я вам так скажу, на мой взгляд. Елена Афанасьева: Хорошо. А в чем тогда цель? Тимофей Перевезенцев: В состоянии. Елена Афанасьева: Обычно считается, что цель предпринимательства – достичь каких-то финансовых результатов. Тимофей Перевезенцев: Цель в состоянии, то есть… Елена Афанасьева: Состояние? С точки зрения финансового состояния? Или состояние души? Тимофей Перевезенцев: И то, и то. Елена Афанасьева: И то, и то. Тогда ваши ближайшие финансовые цели какие? Тимофей Перевезенцев: Ну, финансовые цели именно по состоянию? Ну, 5 миллионов долларов, не знаю, через полгода, условно говоря. Если сделка совершится сейчас, то будет через месяц. Елена Афанасьева: Значит, через полгода или через месяц вы можете достичь какого результата? Тимофей Перевезенцев: Ну, именно в личном состоянии – около 5 миллионов долларов. Елена Афанасьева: Еще раз. Тимофей Перевезенцев: Если говорить про личное состояние, а не про личный доходы. То есть это оценки компаний, которыми я владею. Елена Афанасьева: Я понимаю. То есть ваша компания может быть оценена в 5 миллионов долларов? Тимофей Перевезенцев: Ну, несколько компаний. То есть мы сейчас… Допустим, компания с тканью, про которую я сейчас говорил, она оценивается в 150 миллионов рублей, то есть это 1,5 миллиона долларов. Есть еще несколько компаний, которые оцениваются примерно в столько же. Если сейчас мы успешно завершим сделку и подпишемся по постройке одного из предприятий в Нижегородской области, то будет примерно около того. Елена Афанасьева: А что тогда насчет состояния души? Что для вас важно в этом аспекте бизнеса? Тимофей Перевезенцев: Исключительно удовольствие от жизни и от того, чем ты занимаешься. Потому что когда, допустим, я провожу встречу на каком-то плюс-минус высоком уровне, да, условно говоря, либо в министерстве где-то, либо где-либо еще, и вот ты сидишь и понимаешь, что тебе семнадцать, а вот человек, который за соседним столом, ему сорок, но вы сидите плюс-минус на одном уровне. Да, это очень сильно удовлетворяет. Елена Афанасьева: А если бы это было состояние души то же самое, но только без монетизации? Вот вы как ученый молодой, такой же сорокалетний рядом – и одинаковый статус, но это бы не сулило вам в ближайшем будущем 5 миллионов долларов (оценка компании). Тимофей Перевезенцев: Ну, не знаю, возможно, было бы тоже интересно на самом деле, потому что, я говорю, деньги перестают интересовать после того, как они появляются. Елена Афанасьева: Артур, а у вас состояние души в процессе вашего бизнеса важно для вас? Артур Александров: Да, в первую очередь. Ну, даже когда ты готовишь продукт, ты должен эмоционально себя хорошо чувствовать, чтобы направить в него нужную энергию, чтобы человеку было вкусно. Елена Афанасьева: То есть пицца должна быть заряжена вашей энергией? Артур Александров: Да, да, я так считаю. А если мы говорим про состояние души, то в первую очередь, наверное, куда я выгружаю какой-то эмоциональный гнев, можно так сказать, в свою музыку, в которую, скажем так, не для всех, я пишу какие-то злобные тексты. Но это лично мое как бы занятие. И вот эту всю эмоциональную составляющую я сливаю туда. После этого мне становится легче. И я понимаю, что я что-то доношу до мира. Елена Афанасьева: Понятно, вы вкладываете свою энергию в вашу пиццу, в продукты. А что эта работа вам дает? Артур Александров: Работа дает мне заряд энергии того, что в первую очередь я движусь к каким-то своим целям, да, зарабатывая на них. И в первую очередь, естественно, еще помощь своим родителям, потому что я их очень люблю и хочу им помогать. Елена Афанасьева: Отлично! Дмитрий, а в чем разница между этими прекрасными молодыми предпринимателями и предпринимателями, ну, условно говоря, нашего возраста? В чем отличие? Дмитрий Кнатько: Прежде всего, жизненный опыт. Давайте мы сначала найдем в них что-то общее. Мы уже немножко говорили про вот этот мотив заняться чем-то, что меняет жизнь вокруг. Кстати говоря, исследования в предпринимательстве давно смогли выделить вот этот уникальный психологический такой паттерн – внутренний локус контроля, когда люди, которые отвечают на вопрос: «Какую жизнь я хочу иметь? Какие цели я хочу иметь?» – они находят внутри себя ответ: «Я должен поменяться. Я должен изменить себя прежде всего – и тогда мир будет меняться». Это такая интересная особенность. Зачастую именно она отличает людей, которые готовы заниматься реальным предпринимательством, и тех, кто не готов заниматься предпринимательством. И мне кажется, что общее есть у любых молодых ребят, которые в раннем возрасте вовлекаются и в семейное предпринимательство, и в технологическое предпринимательство, в любое предпринимательство. На самом деле ребята разными проектами занимаются в молодом возрасте. Но дальше как расходится их история? Это уже вопрос как раз шишек, которые набивает себе каждый предприниматель, и внутренней проверки, на что ты готов дальше. Потому что вход в предпринимательство, ну, с тем или иными барьерами, о которых мы тоже уже говорили, с поиском тех или иных точек входа – это одна история. Другая история – это то внутреннее сражение, через которое проходит любой предприниматель, когда он уже начинает нести ответственность не только за себя, не только за свои амбиции, но и за других людей, за капитал. Одно дело – взять на себя обязательства перед внешним инвестором о том, сколько может стоить твоя компания. Другое дело – отвечать за обязательства, сколько на самом деле стоит твоя компания, с точки зрения тех результатов, которые эта компания способна принести в ближайший год, в ближайшие два года. И вот здесь все ребята, вне зависимости от того, в каком возрасте они начинали свою карьеру, получают самую большую школу жизни. Это первое увольнение. Первая ситуация, когда ты понимаешь, что… Елена Афанасьева: Извините, когда они вынуждены уволить? Дмитрий Кнатько: Когда они вынуждены уволить человека, который зависит от них, у которого жизнь складывается вокруг этой зарплаты, вокруг этих денег. Может быть, у него там ипотека. Может быть, у него там какая-то жизненная ситуация. А ты его увольняешь по разным причинам. Может, потому что ты считаешь, что он плох в своей работе. Может, потому что развитие бизнеса требует изменения планов. И вот эта ситуация, когда ты становишься лицом, принимающим решения, отвечающим за свой капитал. А у предпринимателя (это то, что очень рано приходится узнавать) нет лимитов ответственности. Они, конечно, есть у нас, с точки зрения, допустим, организационно-правовых форм, но реально… И речь, опять же, даже не про правовые категории субсидиарной ответственности, а речь о внутренней ответственности. Ты отвечаешь перед всеми. Нет никого другого, на кого можно было бы перенести ответственность, сказать: «Это он виноват, не я». Елена Афанасьева: Ну что, давайте посмотрим еще один сюжет – о том, чем занимается предприимчивая молодежь. СЮЖЕТ Голос за кадром: Ежегодно Forbes пополняет список молодых бизнесменов. В 2024 году самая юной миллиардершей стала бразильянка Ливия Фойт, ее состояние в виде пакета акций составляет 1 миллиард 100 миллионов долларов. Россия также полна молодыми атлантами. Особенно отмечается присутствие молодежи в наукоемких отраслях бизнеса. Так, например, 25-летний Дмитрий Данилов является основателем и владельцем самой крупной в стране компании в области образовательных технологий, ее выручка составляет 3 миллиарда рублей. По данным Минэкономразвития, с начала 2024 года количество молодых предпринимателей и самозанятых граждан в возрасте до 25 лет выросло на 42% и уже составляет почти 5 миллионов человек. В это число вошли Арсений Балакир и Иван Петров, ученики десятого класса из 109-й школы Москвы. Реализация их идеи требовала научных знаний и особых навыков. Иван Петров, предприниматель: Есть три вида аппаратов. Первый вид аппаратов – наиболее удешевленный, он работает от питания в парке. То есть предусмотрены специальные отверстия, куда проводится питание. Второй вид – это на аккумуляторе, который чуть дороже. Он уже полностью автономный, стоит на аккумуляторе. Но аккумулятор надо менять раз в какое-то время. И третий вид, который используем мы в наших уткоматах – с солнечной батареей, то есть он полностью автономен. Голос за кадром: Ребята изобрели и ввели в эксплуатацию в шести точках Москвы автомат для корма уток – уткомат. И сейчас активно развивает свою предприятие, устраняют технические несовершенства и надеются на увеличение продаж и расширение сотрудничества. Арсений Балакир, предприниматель: У нас был много проектов всяких. Какие-то потерпели неудачу, какие-то были частично успешными, но, конечно, не настолько, как этот. Мы всегда искали какие-то потребности людей, которые могли бы удовлетворить и, соответственно, тоже как-то что-то из этого получить. И мы обнаружили, что люди вообще не в курсе о том, что утки буквально умирают от хлеба, это вызывает огромное количество болезней, белый и черный хлеб при этом. И, соответственно, решили дать им альтернативу в виде вот такого аппарата, который позволит им кормить уток буквально по себестоимости корма, при этом получать удовольствие и развлекать детей, например. Иван Петров: Здесь только общие настройки. Это настройка солнечной батареи, это настройка контроллера. И через него мы устанавливаем данные для того, чтобы измерить порцию корма и сколько будет крутиться шнек. Арсений Балакир: До этого, безусловно, додумались раньше, но не смогли сделать это так, как сделали мы, то есть не было специализации, потому что это был обычный автомат, в котором вместо чипсов и газировки загрузили корм в пакетиках. Голос за кадром: Изобретатели монетизировали свой труд и знания, уже в 16 лет они имеют стабильный доход. Друзья советуют сверстникам не опускать руки и не боятся обратиться за помощью к старшим. Арсений Балакир: Потому что это некоторая свобода. И к тому же мы не ждем, то есть мы действуем. И если бы мы просто как бы двигались по обычному течению, скорее всего, мы потратили бы больше времени, и мы бы уже были гораздо старше к тому времени, когда это бы совершали. Иван Петров: Желание реализоваться как можно раньше и иметь какую-то некую даже финансовую ту же свободу. И просто желание развиваться. Елена Афанасьева: А старшие предприниматели? Сталкивались ли вы с вашими коллегами-конкурентами более старшего возраста? Тимофей Перевезенцев: Да. Елена Афанасьева: Какое отношение? Тимофей Перевезенцев: Исключительно уважительное и, скажем так, респектабельное. То есть люди уважают это, когда они видят… То есть у меня самое частое, что люди говорят: «Я в 17 лет вообще о таком даже и не думал и подобным не занимался». И многие рады видеть во мне человека, который разделяет с ними какую-то деятельность. И многие идут на контакт достаточно хороший, особенно когда есть некоторая узнаваемость. Изначально с этим не очень хорошо, но когда появляется какая-то узнаваемость, какие-то статьи про тебя пишут, ТАСС или какие-то другие авторитетные ведомства… не ведомства, а СМИ, то люди к этому начинают положительно относиться. Елена Афанасьева: Артур, а когда, например… Бывает, что ваш фудтрек стоит где-то, где много других таких же фудтреков? Какие-то праздники, фестивали. Артур Александров: Да-да-да, было такое. Елена Афанасьева: Бывает? Тогда, значит, соответственно, в других фудтреках более взрослые люди предприниматели? Артур Александров: Да. Елена Афанасьева: Их оценка? Артур Александров: Их оценка? Ну, в первую очередь – тоже удивительно, что вообще такой человек как бы. Если мы работаем на выездах… Это у нас было, по-моему, два-три раза, мы особо не выезжаем никуда – нет времени, сил и людей. Как бы я катаю тесто, а еще три-четыре человека со мной работают в фудтраке. Ну, они заглядывают, офигевают, разворачиваются и уходят. Елена Афанасьева: Ирина, меняется ли отношение общества к молодым, к юным предпринимателям? Ирина Мерсиянова: Ну, отношение общества меняется вообще к молодым людям, которые проявляют активность. Вот мы сегодня говорим только о предпринимателях, но очень хочется, чтобы мы не забывали, что молодые люди себя проявляют в нашем обществе в абсолютно разных сферах. Я сейчас не говорю о спорте и об искусстве. Я говорю о тех, кто реализует социальные проекты. И когда мы начинали наш мониторинг 18 лет назад, тогда мы спрашивали: «Как вы считаете, – по всероссийской репрезентативной выборке у взрослых россиян, – трудно или легко быть общественно активным человеком в нашей стране?» И тогда была преобладающая точка зрения о том, что трудно быть общественно активным человеком в нашей стране. Я хочу сказать, что она и сейчас не поменялась, несмотря на то, что барьеров на пути реализации своей вот этой активности стало меньше. Но и конкуренция в этой сфере тоже выросла. И вот это вот проектное мышление, которое развивается у нашей молодежи, – это очень важный такой навык, который они пронесут по жизни через всю жизнь. И не важно, в какой сфере вот этот проект, так сказать, будет реализован. Коллега говорит о том, что вот там принимаются решения и так далее. Такие же решения принимают люди, которые работают в некоммерческих организациях, у которых как раз цель не состоит в получении прибыли. Вот Тимофей чем-то по своему складу характера очень похож на НКОшника. Мне очень даже… Ну, я извиняюсь сейчас перед всеми людьми, которые работают в НКО. Возможно, кто-то подумал, что я пренебрежительно сказала про НКОшников. Но я любя сказала про этих людей, которые занимаются как раз тем, что они производят некое общественное благо, в первую очередь думают о пользе других людей, помогая своей целевой аудитории, тем, кто является их благополучателями. Им особо не важно… Да, конечно, очень нужно, чтобы у них были деньги на жизнь, понятно, все такое, да. И вот Тимофей очень похож на такого человека. Елена Афанасьева: Не могу не спросить: а поменялось ли все-таки это отношение в обществе? Все-таки мы росли, и этих молодых предпринимателей воспитывали, условно говоря, базово, бабушки и дедушки, мамы и папы, которые росли в обществе, где считалось, что богатым только нечестный может быть, что только можно украсть, что честные люди богато не живут. Вот остатки того старого прошлого. Поменялось ли это отношение или нет? Дмитрий Кнатько: Знаете, здесь две стороны вопроса, мне кажется. С одной стороны, возможно… Рискую влезть в зону Ирины. Елена Афанасьева: Не поменялось? Ирина Мерсиянова: К богатым людям до сих пор отношение такое. Ну, я прямо буквально на днях читала результаты свежайшего исследования – как раз про отношение к богатым людям. Дмитрий Кнатько: А тут не про богатых-то людей. Мы говорим не про богатых. Елена Афанасьева: Да, не про богатых. Ирина Мерсиянова: Но в данном случае мы говорим не о богатых людях. Кроме того, богатые люди, условно говоря, девяностых и нынешние – это вообще две совершенно разные категории. Нынешние богатые люди научились быть привлекательными для общества. Они не только создают свои частные фонды, а их компании реализуют крупномасштабные проекты корпоративной социальной ответственности, они много что поддерживают и так далее. То есть это идет такой взаимный обмен ресурсами, что… Просто быть богатым, и тебя как бы за это будут как-то не уважать, скажу я так, – уже как бы мало у общества таких поводов. Обеспеченные люди научились нравиться. Елена Афанасьева: Хорошо. Но предприниматель – это необязательно человек богатый, но это человек, который всегда виден, заметен. Их считают еще выскочками? «Что, тебе больше всего нужно?» Или уже так не считают? Дмитрий Кнатько: Мне кажется, что общество именно в этой стороне поменялось. По крайней мере, я смотрю сейчас на абитуриентов, которые приходят к нам в Высшую школу бизнеса. В Вышку приходит очень много амбициозных ребят, их родителей. И для них, когда мы обсуждаем в том числе карьерные перспективы создания собственных инновационных проектов, это звучит как очень хорошая альтернатива, потому что сегодня есть много примеров, на которые ориентируются сегодня люди и общество. Появились образы – не только «красные пиджаки» из девяностых, но и… Елена Афанасьева: Малиновые. Дмитрий Кнатько: Малиновые пиджаки, да. Но и молодые ребята, которые создают удивительные вещи. Елена Афанасьева: Есть еще несколько интересных цифр, которые, думаю, покажут вам, что же такое молодые предприниматели сегодня. В частности, в России за четыре года число индивидуальных предпринимателей в возрасте до 25 лет (это то, о чем говорил Тимофей, когда говорил, что общается) выросло более чем в полтора раза. Число индивидуальных предпринимателей в возрасте до 25 лет с 2019 года выросло аж на 65%. И только за последний год число таких ИП увеличилось на 20,5% – до 41 тысячи. Это данные, которые предоставило Минэкономразвития. Ну что же, молодые юноши и девушки – у них есть возможность превращать свою мечту в реальность, создавать свой бизнес и воплощать все увлечения в жизнь, тем самым зарабатывать самим и развивать нашу страну. А вот где еще можно себя проявить и какую помощь могут получить молодые предприниматели – мы обсудим в следующих программах. Мы встретимся в этой студии и обязательно поговорим.