Елена Афанасьева: Здравствуйте! Это программа «ЗаДело». Я – Елена Афанасьева. И сегодня мы поговорим. А поговорим мы сегодня о новых способах обмана. Информационные технологии развиваются, делают нашу жизнь лучше, но при этом и они, в том числе искусственный интеллект, становятся оружием в руках мошенников, которые отбирают наши с вами деньги. И жертвами становятся не только дети и старики, но и вполне дееспособные граждане активного возраста и считающие себя умными и адекватными. Какие схемы используют мошенники? И что делать, чтобы не стать их жертвой? Об этом мы сегодня поговорим. И давайте посмотрим сюжет. СЮЖЕТ Голос за кадром: Жертвами телефонных мошенников зачастую становятся пенсионеры. Воспитательница детского сада на пенсии Галина Сухонина поделилась своим опытом общения с мошенниками. Галина Сухонина, жертва мошенников: Это было в прошлом году, в декабре. У нас как раз были дома друзья, дети, внуки. У нас так все… Мы тут как раз в «Активити» играли, бурно было. И в этот момент, самый интересный момент игры, позвонили мне на телефон. И там – 900. Я так удивилась, взяла. И мне женский голос представился, что она из «Сбербанка». То ли Анастасия, то ли Юлия. Вот имя я уже не помню, честно говоря. Здесь шумели, и я вышла поговорить. А чтобы быстрее все это было, она меня спрашивает: «Вы знаете, вот сейчас только что с вашей… Ну, незаконное снятие денег. Да, операция по незаконному снятию денег произошла. Вы такая-то, такая-то, такая-то?» Я говорю: «Да». Вы подтверждаете эту операцию? А я как раз накануне получила пенсию. Я говорю: «Ничего я не подтверждаю». Она говорит: «Давайте проверим ваши данные». И самое главное – она диктует мой паспорт. Хорошо, что паспорт был рядом. Прекрасно, все сходится. «Ваше?» – «Все мое». Она говорит: «Вот номер карточки. Мы сейчас вам пришлем SMS-оповещение. Вы нам потом эти цифры передаете. И мы, короче, блокируем вот этот перевод». А тут как раз: «Ну, ты там долго? Долго? Быстрей, быстрей. Твоя очередь, твоя очередь в игре как раз». И я, чтобы быстрее, быстрее, быстрее, короче, им все диктую сама, сама все диктую. Она говорит: «Какие последние у вас там три цифры на карточке?» Я их тоже диктую. Приходят мне очень быстро в SMS циферки, я им сообщаю. Проходит несколько секунд – блинь! – и все. В общем, они: «Быстрее да быстрее». Думаю: а что блинькнуло-то? Я, короче, захожу в приложение, а мои деньги и блинькнули, они и ушли. Голос за кадром: Галина обратилась в банк, обратилась за помощью к юристу и в полицию, но нигде ей не помогли. И это неудивительно. Найти и наказать преступника практически невозможно. По статистике, менее 25% всех зарегистрированных дел о мошенничестве удается раскрыть. Тимур Шевченко, адвокат: Статистика такова, что где-то с 2018 года по 2023 год… Если в 2018 году такие преступления – это было, например, каждое пятнадцатое преступление, возможно, то сейчас это, как я уже говорил, каждое четвертое преступление совершается с использованием телефона обычного и выхода в интернет, то есть киберпреступления. Голос за кадром: Преступники всегда на шаг впереди, поэтому то немногое, что мы можем сделать, чтобы защитить себя – это поднять уровень собственной внимательности и сознательности. И хорошо бы, чтобы случилось это до потерянных денег. Галина Сухонина: На данный момент у меня все равно происходят, проходят эти вызовы, но я уже больше теперь не беру. Я просто сбрасываю или блокирую. Уже просто не советую никому брать. Елена Афанасьева: Елена, у вас история не менее трагичная. Где вы сейчас живете? Елена Огнева: На съемной… Елена Афанасьева: На съемной квартире. А что случилось? Елена Огнева: Ну, сначала позвонили, представился следователь, что у меня с карточки деньги сняли. Потом уже с работником банка связался. Вот он часа два на связи, пока я дошла. Елена Афанасьева: Какую сумму сказали, что у вас сняли с карточки? Елена Огнева: 85 тысяч. Елена Афанасьева: 85 тысяч? Елена Огнева: Да. Елена Афанасьева: А вы не могли проверить по своей карте? Елена Огнева: Ну, я была в таком шоке, что я… Мама говорит: «Давай проверим», – а я ей: «Ничего ты не понимаешь, ничего ты не знаешь. У меня деньги сняли». Елена Афанасьева: Хорошо. Заявили вам, что у вас украли 85 тысяч. Что дальше? Елена Огнева: «Идите в банкомат. Мы вам сейчас переведем, вы снимете деньги. Потом положите на счет, чтобы их сохранить». Я подошла к банкомату. У меня даже мозгов не хватило проверить кредит… кредитную карточку, лежат ли там деньги, баланс проверить. «Ну, сейчас, подождите. Вставили карточку?» Говорю: «Да». Он там пощелкал как бы: «Все, вам перевод». Елена Афанасьева: Вы эти деньги сняли. И что дальше? Елена Огнева: Сняла. Послал меня через дорогу в банкомат, чтобы рядом. «Там два банкомата. Но чтобы рядом никаких людей не было». Называл мне номер счета, и я… Елена Афанасьева: То есть вы сами положили эти деньги им на какой-то счет? Елена Огнева: Да, на счет, который он называл. Потом он мне говорит… Следователь, когда позвонил, представил какую-то девочку, Татьяну какую-то. Он говорит: «Вы ее знаете?» – «Нет». – «Она у вас на Кутузовском проспекте снимает деньги с карточки». Потом опять мне следователь перезванивает и говорит: «Ой, вы знаете, она на вас кредит оформила». Елена Афанасьева: Он представляется следователем? Елена Огнева: Следователем. Имя, фамилия, все. Елена Афанасьева: Она кредит на вас оформила? А какую сумму он говорит? Елена Огнева: Что-то в пределах 150 тысяч. Я пошла в банк, даю паспорт. Мне в электронном виде за 5 минут оформили кредит. Елена Афанасьева: И сколько они в этот момент вам выдают новый кредит? Елена Огнева: 260 или 270. Елена Афанасьева: Так, хорошо. Они вам его выдали. И куда эти деньги делись? Елена Огнева: Я их получила… Елена Афанасьева: И опять пошли класть? Елена Огнева: Опять пошла класть на счет, который мне говорили. Елена Афанасьева: Так, вы их уже обогатили на 300 с чем-то тысяч. Дальше что было? Елена Огнева: Потом они говорят, что у меня квартира продается. «Чтобы ее не продали, помогите мне мошенников поймать». Елена Афанасьева: А у вас не было сомнения, что следователь должен вас пригласить в следственное управление или в какую-то официальную организацию? Елена Огнева: Нет, не было. Елена Афанасьева: Почему? Елена Огнева: Не знаю. Почему-то… Елена Афанасьева: И что дальше с квартирой случилось? Елена Огнева: Ну, обратились в фирму, нам оформили под залог квартиру. Елена Афанасьева: То есть вы заложили свою квартиру в обмен на кредит? Елена Огнева: Да. Елена Афанасьева: А кредит опять им перевели? Елена Огнева: Мы в банке получили эти деньги… Елена Афанасьева: Какую сумму? Елена Огнева: 8 миллионов. Полтора миллиона я отдала этому работнику за их быструю работу. Елена Афанасьева: И вас это не смутило? Елена Огнева: Нет. Елена Афанасьева: А остальные деньги? Елена Огнева: Вышли из этого банка, машина стояла там. Это их работник, как они мне сказали. Елена Афанасьева: Машина была с надписью «Следственное управление»? Елена Огнева: Нет, обычная белая машина. Елена Афанасьева: И вас тоже не смутило? Елена Огнева: Нет. У нас был позывной… Елена Афанасьева: То есть в шпионов играли? Елена Огнева: Да, в шпионов, все. Деньги мы ему отдали, 6 миллионов. Елена Афанасьева: Хорошо. И потом что случилось? Елена Огнева: Потом нам позвонили… Елена Афанасьева: Расписку он вам какую-то дал? Елена Огнева: Ничего он нам не дал. Мы были в таком шоке! Потому что со мной этот а-ля следователь… Елена Афанасьева: Вы с мамой ходили? Елена Огнева: Мама дает этому как бы работнику деньги. Мы с мамой везде ходили. Елена Афанасьева: Маму тоже не смутило? Елена Огнева: Маму? Нет. Мама за мной. Мне внушили, а я – маме. Елена Афанасьева: Хорошо. В общем, вы отдали деньги. После чего вас стали выселять из квартиры? Или что? Елена Огнева: Нет, мы потом ее продали. Елена Афанасьева: Вы продали? Елена Огнева: Не успели перехватить документы, чтобы квартиру нам сохранить. Она уже на продаже стояла. Елена Афанасьева: А рассказал вам это все кто? Елена Огнева: Этот следователь. Он со мной полтора месяца был на связи, каждый день созванивался. То пишет, то созванивается. Елена Афанасьева: И что дальше? Елена Огнева: Он дал телефон риелтора, мы ему позвонили. Елена Афанасьева: А зачем продавать? Елена Огнева: Чтобы другие не купили, она уже на продаже. Елена Афанасьева: То есть вы должны сами свою купить? Елена Огнева: «Деньги лежат на Лубянке, в сейфе, все переписанные». Елена Афанасьева: И что? Елена Огнева: «Потом мы с вами встретимся, все оформим». Елена Афанасьева: Дальше что? Елена Огнева: Вот мы продали квартиру… Елена Афанасьева: Кому? Елена Огнева: Риелтору, которого он дал телефон. Елена Афанасьева: Вы подписали все документы, чтобы ее продать? Елена Огнева: Да, мы этому риелтору все рассказали. Не то, что мы помогаем бандитов ловить, мошенников, а то, что у нас человек прописан, что она под залогом. Елена Афанасьева: Это все, что рассказал вам этот якобы следователь, вы риелтору рассказали? Елена Огнева: Ну, он сказал, чтобы никому ничего не рассказывать. Елена Афанасьева: Где вы оформляли документы на продажу квартиры? Вы ходили к нотариусу? Елена Огнева: К нотариусу. Нас этот риелтор записал к нотариусу. Елена Афанасьева: И все? Пошли и продали? Елена Огнева: Да. Мы даже документы не получили, что у нас квартира в залоге. Мы ее уже продали. Елена Афанасьева: И дальше? Елена Огнева: Ну, это все в 2021 году было. А в январе пришел новый покупатель, риелтор, потому что он квартиру на себя оформил. И вот 17 января нас выгнал – ни вещи, ничего… Елена Афанасьева: «Ибо вы ее продали, выселяйтесь»? Елена Огнева: Да. «Почему вы ее не освободили?» – и все в таком духе. Елена Афанасьева: А вы до этого слышали про схемы мошенничества? Может быть, видели по телевизору, читали? Елена Огнева: Ну, особо как-то нет, не обращала внимания. Елена Афанасьева: То есть ни разу не слышали? Елена Огнева: У меня было до 2021 года, за два года я была в банке, и там зашла девушка с телефоном, подошла к работнику. Якобы ей работник позвонил, что у нее снимают деньги. Она этому работнику дала трубку: «Поговорите, у меня тут что-то с деньгами». Он сказал: «Алло», – и там трубку положили. Елена Афанасьева: А вы не вспомнили эту историю? Елена Огнева: Я эту историю не вспомнила. Я потом уже вспомнила. И они пошли с этим работником в банкомат, они там все проверили. Деньги, все там было на месте. Елена Афанасьева: Людмила, как долго уже действуют мошенники по подобным схемам? Людмила Нефедова: Ну, в целом рост дистанционной преступности в Москве мы стали фиксировать с начала пандемии. Когда был принят ряд здравоохранительных мер, естественно начались покупки через интернет, оплата через интернет, доставки через интернет. Люди больше находились дома и, естественно, больше времени проводили в Сети. В дальнейшем начали развиваться и такие схемы, когда дистанционно похищали денежные средства и с банковского счета. Причем зачастую аферисты, не ограничиваясь похищением денежных средств, похищают имущество людей – это квартиры, автомобили, земельные участки. Елена Афанасьева: Они действуют по той же схеме, что вот нам сейчас рассказали? Или по другим? Людмила Нефедова: Схема? Если мы говорим о схеме дистанционных хищений, то она примерно одна и та же, достаточно классическая. Звонок из банка, сотрудник правоохранительных органов – могут представляться как угодно. Следователь, дознаватель, оперативный сотрудник. Также могут представляться как представители сотовых операторов, госуслуг. И выдвигаются различные версии: либо ваши денежные средства под угрозой, произошла утечка персональных данных, кто-то пытается оформить кредит, кто-то пытается продать вашу недвижимость. И дальше уже… Ну, кто-то пытается снять денежные средства с вашей карты. И дальше уже в зависимости от схемы аферисты выдвигают также различные версии, что необходимо положить денежные средства на безопасный счет, необходимо продиктовать, как в сюжете нашем, номер карты и код, поступивший по SMS, либо продать квартиру. При этом злоумышленники непрерывно находятся на связи со своими жертвами. Елена Афанасьева: Как нам Елена рассказывала. Людмила Нефедова: Непрерывно, не давая фактически возможности проверить предоставленную информацию. Они убеждают свою жертву, что действовать нужно быстро. Если сейчас не перевести на безопасный счет, если сейчас не снять деньги, если сейчас не продать квартиру, если сейчас не продать машину (автомобили тоже, мы фиксируем такие мошеннические схемы), то имущество может быть перепродано третьим лицам. «Если мы сейчас не поймаем мошенников, то ваша квартира, счета под угрозой». То есть буквально атакуют звонками, выдвигая такие версии. И, безусловно, в основном жертвами таких телефонных мошенничеств становятся пожилые люди, которые в силу доверчивости и обостренного чувства справедливости, конечно же, хотят помочь тем же якобы правоохранительным органам разоблачить преступников. Елена Афанасьева: Давайте посмотрим еще один сюжет. СЮЖЕТ Голос за кадром: Социальные сети – настоящий рай для кибермошенников. Анонимность, широкий набор инструментов, помощь нейросетей, практически беспомощное положение органов – те факторы, которые формируют благоприятное поле для обмана доверчивых пользователей. Давайте рассмотрим три самые популярные схемы мошенничества в соцсетях. Онлайн-магазины. Злоумышленники создают липовый сайт, где по низким ценам и с бесплатной доставкой предлагают купить брендовые вещи либо оригинальную технику. Сайт создан лишь для того, чтобы попавшиеся на заманчивое предложение люди отдали свои деньги ни за что. Пользуйтесь только проверенными и известными маркетплейсами с имеющейся репутацией либо магазинами, работающими онлайн на официальных площадках. Благотворительность – старый как мир способ разжиться на сердобольных гражданах. Мошенники объявляют фейковый сбор средств на помощь кому бы то ни было, часто прикрываясь реальными ситуациями. Знайте: жертвуя средства на непроверенных и ненадежных сайтах, вы, вероятнее всего, жертвуете преступникам. Только официальные фонды с хорошей репутацией и известной историей, информация о которых распространялась через несколько надежных источников. Сообщения о чрезвычайных ситуациях Аферисты связываются с жертвой в соцсетях, сообщая о ЧП – например, о попытке взлома банковского счета либо о неприятной ситуации с близким человеком. Такие сообщения воздействуют на чувства и эмоции человека, доводя его до паники и потери самоконтроля. После чего злоумышленники без проблем получают необходимые данные либо деньги напрямую. Помните: банки не пишут вам в мессенджеры, у них есть работа поважнее. А узнать о состоянии близких можно просто позвонив им. А если по какой-то причине близкий человек перестал выходить на связь, то всегда можно обратиться в полицию. Будьте внимательны! Елена Афанасьева: Леонид, как мошенники используют новые технологии, в частности искусственный интеллект? Леонид Безвершенко: Стоит сказать, что злоумышленники постоянно развивают свои мошеннические схемы, то есть все их техники эволюционируют. Это такая, можно сказать, бесконечная игра в «кошки-мышки», потому что постепенно население развивает свои навыки кибергигиены, киберграмотности, и мошенники вынуждены быть в ногу со временем и использовать современные технологии, использовать повестку дня, для того чтобы как бы повлиять на потенциальную жертву. Часто искусственный интеллект используется злоумышленниками для того, чтобы проводить более качественный процесс социальной инженерии. То есть когда нужно сгенерировать более подходящий текст для того, чтобы завлечь жертву на определенный сайт, или сгенерировать… Елена Огнева: Походящий, похожий на что-то, что кажется реальным? Или как? Леонид Безвершенко: Да, да, да. Что это текст, сгенерированный человеком из определенной сферы деятельности, например. Или текст, построенный на диалогах с человеком, с которым жертва общалась, для того чтобы они казались более похожими на настоящие. То есть вариантов применения современных технологий сейчас огромное множество. Но важно отметить, что помимо, так сказать, вреда, они приносят также пользу с другой стороны. То есть в целом машинное обучение, искусственный интеллект активно применяются в сфере информационной безопасности как раз для борьбы с такими злоумышленниками. Елена Афанасьева: Как это выглядит? Леонид Безвершенко: Это выглядит так, что в целом можно обнаружить определенные аномалии в действиях пользователя. Например, в том, как он переписывается, или в том, какой сайт публикуется, что он похож, но немного отличается. То есть какой-то такие поведенческий анализ и использование алгоритмов машинного обучения позволяют обнаружить такие вещи. Елена Афанасьева: Насколько я знаю, сейчас стали появляться подделки голоса ваших близких, когда якобы есть аудиосообщение от близкого человека. То есть не просто текст, а тебе звонит твой родственник или пишет, чаще всего пишет, аудиосообщение присылает в мессенджерах. Что это за технологии? Как различить голос своего родственника от подделки? Леонид Безвершенко: Все верно, такие схемы в последнее время встречаются. И начинается все с того, что злоумышленник сначала создает поддельную страницу близкого человека. Если так произошло, если он получил доступ к этой странице, то есть получил неправомерный доступ к аккаунту… Елена Огнева: Подобрал пароль, взломал. Леонид Безвершенко: Подобрал пароль, в случае если пароль простой и не используются методы двухфакторной аутентификации, например. Касаемо схемы с генерацией голоса или сообщений. Если злоумышленник получил доступ к диалогам, он может обработать голосовые сообщения, которые были отправлены в диалоге, применяя определенные нейронные сети. Эта технология, которая построена на алгоритмах машинного обучения, которые позволяют сгенерировать несколько секунд похожего голоса или фразы, которые нужно сказать. К сожалению, часто бывает очень сложно отличить. Елена Афанасьева: Правду ли говорят, что мошенники часто используют разговор с вами, даже не сразу, чтобы вас обмануть, а чтобы сгенерировать потом из записи вашего голоса какие-то аудиосообщения и отправлять уже? Людмила Нефедова: В целом, такой сценарий тоже возможен, чтобы повысить конверсию и дальше уже обрабатывать, можно сказать, ваш круг общения. Елена Афанасьева: Есть ли способ человеку в таком состоянии паники внутренней, если он слышит голос своего близкого, который попал в беду, есть ли какие-то способы распознать, что это аудиосообщение поддельное? Леонид Безвершенко: К сожалению, при таком состоянии, в состоянии паники довольно сложно отличить сгенерированные аудиосообщения от настоящего голоса твоего близкого человека. Самый лучший способ – это перезвонить вашему близкому человеку по другому каналу связи, то есть обязательно не в этом мессенджере. Это может быть другой мессенджер, это может быть обычная телефонная связь. Связаться с человеком и уточнить всю информацию. Елена Афанасьева: А что за история с чат-ботами на сайтах знакомств? Это что за схема мошенничества? Леонид Безвершенко: Чат-боты на сайтах знакомств – это актуальная тема, она встречается сейчас довольно часто, потому что, как я уже сказал, злоумышленники используют темы, которые могут быть интересны определенным слоям населения. И сама схема заключается в том, что потенциальная жертва начинает общаться с человеком… Елена Афанасьева: С якобы привлекательным мужчиной или девушкой. Леонид Безвершенко: Да, с привлекательным мужчиной или с привлекательной девушкой. Начать общаться довольно близко. И далее уже этот процесс переходит как раз в классические схемы: «Можно ли занять деньги? Переведи определенную сумму, чтобы я приехал в ваш город». Очень много разных вариаций, но все приходит к тому, что нужно куда-то перевести деньги. Елена Афанасьева: Людмила, а есть ли какая-то статистика? Часто ли на такой развод «клюют» несчастные посетители сайтов знакомств? Людмила Нефедова: Ну, я в целом скажу про дистанционное хищение денежных средств граждан. Если говорить про прошлый год, то в Москве было совершено в целом 133 тысячи преступлений… Елена Афанасьева: 133 тысячи? Людмила Нефедова: Преступлений. Нет, это всего преступлений. А мы сейчас выделим из них именно дистанционные хищения денежных средств. Их почти 52 тысячи. То есть понимаете долю? Елена Афанасьева: То есть из 132 тысяч преступлений 50 с чем-то – это больше трети? Людмила Нефедова: Да. Елена Афанасьева: Больше трети – это дистанционные хищения. Людмила Нефедова: Это почти половина. Елена Афанасьева: Это колоссальный процент. Людмила Нефедова: Да. И если говорить о характере потерпевших, то чаще всего, конечно же, попадаются женщины – видимо, в силу доверчивости своей. 26 тысяч, почти 27 тысяч женщин пострадало от дистанционных хищений. Если мы говорим о возрасте потерпевших, то есть и потерпевшие как несовершеннолетние, вы правильно сказали, но чаще всего страдают люди старшие 65 лет. Елена Афанасьева: Пенсионного возраста. Людмила Нефедова: Да, пенсионного возраста. Елена Афанасьева: Спасибо, Людмила. Антон, а почему мы верим мошенникам? Антон Сорин: Мы верим, потому что они делают все возможное для того, чтобы, с одной стороны, представляться такими организациями, которые, с нашей точки зрения, могут быть связаны с контролирующими и организующими фигурами. Елена Афанасьева: Вызывающее доверие организации. Антон Сорин: Совершенно верно, да. Я бы грубо сказал – родительскими. Правоохранительные органы, банковская сфера, социальная сфера и так далее. Дальше они, естественно, вызывают у нас страх наказания и потери чего-то очень-очень для нас важного. Или напротив – предоставляют нам возможность приобретения или получения чего-то, что невероятно ценно. Елена Афанасьева: Невероятных благ. На чем строится эффективность мошеннических схем? Антон Сорин: Она строится на том, чтобы действительно подбирать такие способы коммуникации и взаимодействия с человеком, которые актуализируют, с одной стороны, страх, а с другой стороны, необходимость быстро и динамически слушаться тех рекомендаций, которые в данном случае… Ну, если бы мне позвонил следователь… Елена Афанасьева: Вы бы перезвонили ему. Антон Сорин: Я бы, конечно, ему перезвонил, да. Но, понимаете, фигура следователя сразу сама по себе вызывает какое-то… Елена Афанасьева: Антон, почему люди, попадая в эту ловушку, как Елена, начинают им верить? Вот почему была практически парализована воля Елены и она выполняла все их рекомендации? Антон Сорин: Потому что люди вообще склонны верить родителям. Да, в той ужасной и трагической истории, которой поделилась Елена, очень большую роль, конечно, играет то, что все время в этом ее сопровождала мама. Мы доверяем родителям, да. Мы доверяем организациям, которые обеспечивают наш… Елена Афанасьева: То есть в данном случае мы говорим не столько о фигуре мамы, а об организации – следователь, защита, надежность, да? Антон Сорин: Конечно. Елена Афанасьева: То есть они давят на эти точки. А как преступники понимают, кто готов поддаться на их уловки, а кто – нет? Антон Сорин: Если бы я выбирал, то я бы выбирал из большой статистики. То есть, я был бы уверен, что на 10 тысяч звонков… Елена Афанасьева: А, то есть это просто «холодные» звонки, да? Вот Людмила реагирует, наверное, готова подтвердить. Людмила Нефедова: Звонков действительно очень много. Действительно, кто-то не верит, обзвон продолжается. И мы уже… Елена Афанасьева: Я заблокировала номер, они будут звонить следующим, да? Людмила Нефедова: Следующим, да. И кто-то поверит. Причем версии разные. Допустим, услышит пожилой голос – может родиться версия о том, что ваш родственник попал в ДТП, потому что пожилые люди зачастую сами ждут звонка от кого-то. Елена Афанасьева: Конечно. Людмила Нефедова: От близкого человека. Дочь позвонит, сын – приятно. Пожилой человек отвечает, что-то плохо слышно. А злоумышленники зачастую ждут, когда назовут именно то имя, которое им надо. И пожилой человек: «Сынок, это ты?» или «Доченька, это ты?» Елена Афанасьева: И начинается. Естественно, имитирует женский голос, плач, как будто человек взволнован. Естественно, на другом конце провода пожилой человек тоже начинает волноваться. Рождается версия о том, что близкий человек попал в ДТП и что необходимы срочно деньги – и на лечение пострадавших, и за невозбуждение уголовного дела, и это надо срочно, здесь и сейчас, ни минутой позже. То есть либо сейчас это решается… То есть решается судьба. То есть человека вводят в такой стресс. Елена Афанасьева: А есть ли какой-то ресурс, номер телефона, контактный центр, куда можно перезвонить, даже если это не пожилой человек, а рядом с ним, может быть, есть более молодой родственник, и узнать, действительно ли есть ДТП, действительно ли есть что-то? Людмила Нефедова: Это самое простое правило. Если возникли сомнения – перепроверяйте всю полученную телефонную информацию, будь это якобы сотрудники полиции, прокуратуры, следствия. Елена Афанасьева: То есть надо звонить в ту организацию, какую представляют? Или как? Людмила Нефедова: Нет, можно просто позвонить в полицию. Елена Афанасьева: В полицию? Просто по обычному номеру? Людмила Нефедова: Да. Либо сходить в организацию, в свой банк позвонить самостоятельно. Причем не поставить… не набрать номер, не повтор номера, а именно самостоятельно набрать номер. Если это полиция – номер своей дежурной части. Если это банк, то на оборотной стороне карты, как правило, указан номер банка. Его надо набрать вручную самостоятельно. Надо помнить, что сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не используют в своей работе мессенджеры, не присылают фото служебных документов. Потому что еще у людей, так сказать, что доверие вызывает? Что используют логотипы. В чат выставляют логотип и задают уже… Елена Афанасьева: Ну, сейчас логотипы, наверное, вставить не сложно. Людмила Нефедова: Естественно. Присылают изготовленные… Я видела просто эти документы. Изготовлены просто в обычном фоторедакторе. Елена Афанасьева: Поддельные документы, да? Людмила Нефедова: Удостоверения служебные – как банковские, так и правоохранительных органов. Банковские документы могут прислать о том, что деньги действительно приняты. Елена Афанасьева: Давайте, Людмила, уточним. Вообще вот такие какие-то розыскные мероприятия, оперативно-розыскные – они по телефону могут проводиться? Чтобы следователь, как позвонил Елене, позвонил и начал командовать потерпевшими. Людмила Нефедова: Нет, никакие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по телефону проводиться не могут. Во-первых, для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, как, допустим, с историей нашей героини в студии, необходимо согласие лица на участие в данных мероприятиях. Оно берется письменно. Это добровольное согласие. Человека приглашают в следственный орган. Это согласие письменным является. Зачастую некоторые оперативно-розыскные мероприятия производятся с привлечением общественности, то есть понятых. Елена Афанасьева: Давайте еще раз посмотрим, что же делать и не делать в ситуации, когда нас с вами пытаются обмануть. У нас есть сюжет. СЮЖЕТ Голос за кадром: Почему люди до сих пор продолжают страдать от действий мошенников, несмотря на работу с населением, множество поучительных историй и миллиарды украденных средств? Дело в особых техниках, в слабом образовании или, может, в личностных качествах? Тимур Шевченко: Первое качество, которое нужно искоренить, – это поддаваться импульсу, которого от вас ждут, то есть иметь холодный мозг, ум. Понимать, что нужно сначала всю эту информацию перепроверить, особенно ту, которая касается звонков детей, что попали в беду, или те же самые звонки из банка. Любую информацию нужно перепроверять всегда. Голос за кадром: Допустим, вы все-таки взяли трубку, и к вам обращается сотрудник банка или, еще лучше, правоохранитель. Тогда внимательно слушайте, каким образом общается человек, что он говорит и как. – Здравствуйте. – Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупция. – Ой, да ладно… – Старший лейтенант полиции Никитенко Яна Юрьевна. Тимур Шевченко: Первым делом сейчас Никитенко, старший лейтенант полиции, сказала, что она из органов ОБЭП России, но не уточнила, из какого конкретного она органа. И такой вопрос надо сразу задать. – Обращаю ваше внимание на то, что наш с вами разговор будет записан. Тимур Шевченко: Тоже никто так не говорит, когда звонит из ОБЭП, что разговор будет записан. Это характерно для сотрудников банков, для сотрудников каких-то организаций. – Где вы за последние три недели предоставляли свою карту? Тимур Шевченко: Вот здесь такой тоже момент, что сотрудник ОБЭП начинает задавать вопросы по телефону, вместо того чтобы официальной повесткой вызвать вас к себе на получение объяснений. Голос за кадром: Если вы не разбираетесь в юридических тонкостях, устройстве органов МВД и иных структур, то самое важное понимать, что правоохранители общаются с гражданами не по телефону, для этого существуют определенные законом процедуры. Что касается банков, то с ними все проще: по телефону реальные банки могут предлагать клиентам услуги. Иные причины звонка и странный либо скрытый номер расценивайте как звонок мошенников. Будьте осторожны! Елена Афанасьева: Елена, с тех пор как вот эта трагическая ситуация случилась, у вас были еще случаи, чтобы вам кто-то звонил и пытался вас обмануть? Елена Огнева: Слава Богу, пока нет. Елена Афанасьева: Людмила, а есть ли какие-то уже успехи? Удалось ли раскрыть какие-то организации мошенников? Людмила Нефедова: Как правило, такие преступления совершаются в составе организованных групп, то есть это не один человек. Это организатор. Четкое распределение ролей: кто обзванивает, кто забирает деньги, кто предоставляет банковские реквизиты, кто организовывает схему хищения. И это все мы расцениваем как соучастие в совершении преступлений в составе организованной преступной группы. И если даже мы устанавливаем тех лиц, которые, допустим, забрали деньги, так называемые криминальные курьеры, мы тоже их расцениваем как соучастников преступлений. Потому что зачастую мы в их телефонах находим четкие инструкции по конспирации и те признаки, которые свидетельствуют о том, что они знали, что они вовлечены в мошенническую схему. Если же… Не всегда удается раскрыть преступление по горячим следам. Здесь наша основная задача – наложить арест на имущество и отследить цепочку банковских переводов до конечного выгодоприобретателя. Еще почему? Потому что мы в прокуратуре наработали такую практику: мы предъявляем иски о взыскании неосновательного обогащения к тем людям, которые предоставили в эту криминальную схему свои банковские карты в пользование. Елена Афанасьева: Елена, а вы обратились в следственные органы, в полицию после того, как вас выселили? Елена Огнева: У нас получилось до этого. У нас забрали остаток денег, когда мы получили за квартиру. И он, этот следователь, мне сказал… Елена Афанасьева: Тот «следователь», который в кавычках? Елена Огнева: Да-да-да, который в кавычках. И он мне сказал, что за нами приедет машина, отвезет нас на Лубянку. Елена Афанасьева: Лубянка – это вообще не совсем, по-моему, Следственный комитет, скажем так. Антон Сорин: Зато впечатляет. Елена Афанасьева: Да, зато громко звучит и страшно. Елена Огнева: Да. Он прямо говорит уверенно: «На Лубянку, 2 мы вас привезем. Мама будет заниматься с юристом, чтобы вам квартиру вернули. Деньги все в сейфе». Елена Афанасьева: То есть вы звонили не в полицию, а тому же следователю? Елена Огнева: Ну, с кем я была на связи, да. Елена Афанасьева: Понятно. Елена Огнева: А когда он мне не ответил, мы как очнулись вдвоем с мамой. Потому что он мне каждый день названивал: «Будьте аккуратны! За вами могут следить. Вам могут укольчик сделать. Вам могу кирпич на голову бросить». Елена Афанасьева: Поэтому давайте еще раз обратим внимание, что звонить нужно не по тому номеру, с которого вам звонят и отвечают, а обязательно по официальным номерам, которые везде доступны. Есть ли все-таки успехи? Людмила Нефедова: В истории с нашей героиней нам удалось сделать самое главное – мы обратились с иском в суд о признании сделок, которые были заключены с квартирой, недействительными. И суд нас в полном объеме поддержал. Мы представили доказательства. Суд в полном объеме поддержал наши исковые требования. Сейчас мы ждем, чтобы решение вступило в законную силу, чтобы вернуть квартиру, сделать действительно снова полноправными собственниками квартиры наших пострадавших. Елена Афанасьева: А каков психологический портрет тех, кто этим мошенничеством занимается? Антон Сорин: Прежде всего, это люди, которые определенно отличаются выраженным талантом к тому, чтобы манипулировать. Это люди, которые совершенно точно могут, взаимодействуя с человеком, находить именно те очень важные болезненные моменты, на которые нужно обратить внимание, для того чтобы добиться от него правильного, нужного поведения. Елена Афанасьева: Это люди с криминальным прошлым? Антон Сорин: Вы знаете, я далеко в этом не уверен. Я думаю, что это люди с выраженными нарушениями морально-нравственной сферы. Это безусловно. Елена Афанасьева: Людмила, одно время ходило мнение, бытовало, что вот эти колл-центры, они в зонах расположены, что вам звонят обычно те, кто отбывает наказание. Так ли это? Людмила Нефедова: Несколько лет назад была такая практика. И даже успешно ликвидирован колл-центр, который находился в одном из столичных изоляторов. И здесь, в принципе, даже дело не в психологических каких-то особенностях злоумышленника, а в том, что этому учат. Вот в этих колл-центрах есть определенные инструкции, заученные определенные фразы. Елена Афанасьева: Жесткие сценарии, да? Людмила Нефедова: Да, жесткие сценарии. Вся банковская терминология, терминология правоохранительных органов. Они, как правило, называют различные неизвестные простым гражданам финансовые термины, термины, которые используют правоохранительные органы, запугивают граждан уголовной ответственностью за разглашение данных предварительного расследования. Говорят, что возбуждено уголовное дело. Если возбуждено уголовное дело и человек признан потерпевшим, то он об этом узнает, потому что его пригласят в следственный орган. Этому верить тоже нельзя. Различные статьи называют, предусматривающие уголовную ответственность за разглашение данных предварительного расследования либо финансирование каких-либо преступных организаций. То есть все это человека запугивает. Елена Афанасьева: Запугивает. Людмила, а почему часто называют, представляются, как будто звонят из Центробанка? В Центробанке-то вообще нет счетов частных лиц, физических лиц, но это распространенная схема. Людмила Нефедова: Потому что… Я рискну только предположить. Это наиболее распространенная схема. Как правило, начинается с Центробанка, потому что он всем известен. Это наш мегарегулятор банковской сферы. И уже потом сотрудник Центробанка якобы, должность которого вымышленная… Могут даже злоумышленники прислать копию удостоверения или какого-то документа сотрудника банка. Елена Афанасьева: Того самого поддельного. Людмила Нефедова: Поддельного, да. И уже могут переключать либо на сотрудника правоохранительного органа, либо на сотрудника иного банка. Потому что, как правило, лжесотрудник банка, который звонит первично, выманивает всю эту первичную информацию: где открыты счета, в каких банках, как давно проводили финансовые операции. Причем они говорят: «Нам не нужен точный баланс. Примерно – от и до». То есть это тоже такой психологический момент, который… Человек думает: «Раз точный баланс не нужен – значит, меня не обманут». Елена Афанасьева: Как все-таки обеспечить себя? Как не ответить на ненужный звонок, Леонид? Леонид Безвершенко: Решать эту проблему нужно комплексно, то есть разделить ее на две части. Первая история – это технические средства. Это как раз вот эти сервисы по определению номеров, в которых может быть информация о том, что звонок потенциально может быть спамом или, возможно, звонят мошенники. Но на это полагаться не стоит, потому что понятное дело, что инфраструктура злоумышленников постоянно меняется, меняются номера. И может так случиться, что этот номер еще просто не был отмечен кем-то в базе как потенциально вредоносный. Поэтому второй аспект – это, конечно, чисто человеческий подход. Это повышение киберграмотности. Это знание о том, что, когда такой звонок поступает, нужно перепроверить информацию. Можно сказать, что самый лучший совет – не торопиться, не принимать действия поспешно, даже если собеседник вас торопит. Елена Афанасьева: Антон, есть ли какие-то техники, чтобы не поддаться панике, вот этой спешке, в которую тебя вгоняют злоумышленники, и одуматься? Антон Сорин: Очень важно обсудить даже очень быстро развивающуюся ситуацию с третьим лицом, которое находится за пределами ситуации. Это может быть кто угодно. Это может быть любой человек, которому вы доверяете, с которым вы можете эту ситуацию обсудить. Мы звоним просто другу, товарищу, коллеге. Коллега говорит: «Слушай, тут что-то не так». И как только мы начинаем слышать еще какую-то одну точку зрения, наша способность критически оценивать ситуацию резко возрастает. Елена Афанасьева: То есть нужно любым способом прервать этот разговор и сказать: «Я перезвоню или вы мне перезвоните через пять минут». Да? Антон Сорин: Да. «И я точно обсужу эту ситуацию с кем бы то ни было еще». Елена Афанасьева: Леонид, вы говорили о кибергигиене, очень хорошее слово. Какие основные советы кибергигиены на данный момент существуют? Леонид Безвершенко: Не переходить по ссылкам, которые вам присылают незнакомые люди, однозначно. Если ссылки присылают ваши близкие люди, нужно понимать, что, возможно, их тоже в какой-то момент уже взломали. Следующее, тоже такое банальное, наверное, но самое очевидное – это нельзя никому сообщать эсэмэски с кодами для банковских карт, потому что это автоматическая потеря средств с вашей карточки. Также вводить данные ваших карт на сайтах только проверенных магазинов. И очень хороший подход – это иметь отдельную карту для оплаты каких-то товаров в интернете, чтобы данные этой карты не утекли с нее и злоумышленники потом не стали списывать деньги. Елена Афанасьева: Ну что же, спасибо вам за этот очень актуальный разговор. Я думаю, что если бы несколько лет назад Елена такую передачу посмотрела, она бы не стала жертвой мошенников. И будем надеяться, что кому-то из наших зрителей сегодняшний разговор очень поможет. Да, технологии развиваются, это прекрасно, но, к сожалению, мошенники, преступники также развивают свои технологии. Давайте будем внимательны! Я – Елена Афанасьева. Пишите нам, предлагайте свои темы для обсуждений. Мы обязательно встретимся в этой студии и поговорим.