Татьяна Визбор: Здравствуйте! С вами программа «ZВУК Барды». И первый звук сегодня от барда Олега Митяева. Здравствуйте, Олег Григорьевич. Олег Митяев: Здравствуйте. Татьяна Визбор: Я хочу представить официально. Олег Митяев – советский и российский автор-исполнитель, музыкант, актер, член Союза писателей России, народный артист Российской Федерации и так далее, и так далее. Олег, когда я тебя вижу, мне все время хочется разговаривать с тобой… Олег Митяев: Встать? Татьяна Визбор: Нет, встать потом. Поначалу хочется разговаривать с тобой строчками твоих песен. «Давай с тобой поговорим»… Они такие человеческие и живые. Вот для начала: «Давай с тобой поговорим», «Почему мы так глупо живем?», «Почему мы так долго не видимся?». Или известные: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Я знаю, что «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – это твоя первая песня, которую ты неожиданно написал, и, насколько я знаю, неожиданно для себя самого. И какое-то время, насколько я понимаю, она тебя раздражала, ты не хотел ее петь, потому что тебя ею замучили. Но она так или иначе стала народным гимном, одним из гимнов авторской песни вообще. Вот скажи, был ли у тебя с ней какой-то конфликт внутренний? И потом, может быть, это все-таки был толчок? По идее, написав эту песню, ты мог уже сидеть, на лаврах почивать и ничего больше не писать – ты уже состоялся и как поэт, и как музыкант, и как автор. Олег Митяев: «Bésame, bésame mucho…» Татьяна Визбор: Вот! Ты видишь? Это твоя «Bésame mucho». Скажи, был ли у тебя какой-то внутренний конфликт? И почему ты начал писать? Сам себе доказывая: «Я могу еще что-то еще!»? Олег Митяев: Нет абсолютно. Вот это на самом деле самый главный вопрос в жизни любого человека. Я не собирался ничего писать никогда. Татьяна Визбор: Я знаю. Олег Митяев: Есть же серьезные профессии. Татьяна Визбор: Мы об этом поговорим. Олег Митяев: Можно торговать нефтью, можно газом и быть в шоколаде. А тут еще что-то писать. Ну и потом… Татьяна Визбор: Нет, ну подожди. Ты был студентом тогда, да? Институт физкультуры, да? Олег Митяев: Да, студентом Института физкультуры. В общем, я ничего не собирался. Даже после того, как я ее написал, прошло десять лет… Вот как время-то катится! Кажется, что сейчас все так спрессовано. На самом деле прошло десять лет, и только тогда я выпустил альбом. Стали появляться какие-то песни. Была вторая песня – про родильный дом. Я шел из родильного дома, чувства нахлынули – и я это написал. Но это были какие-то случайности. А потом мне уже друзья говорят: «Ну что, исписался?» Татьяна Визбор: «Две песни – и все?» Олег Митяев: Я думаю: «Ах так?!» И тогда я написал «В осеннем парке», «Самая любимая песня», «Кандалакша», еще что-то. И потом почивал на лаврах какое-то время. А потом опять они говорят: «Ну давай дальше». ПЕСНЯ «КАК ЗДОРОВО» Олег Митяев: Мы как-то ехали в машине, и я говорю: «Что-то не пишется». И мне старший говорит: «Папа, ты что это? Ты пиши, мы с этого живем». Татьяна Визбор: То есть была такая коммерческая все-таки составляющая, да? Смотри, у тебя… На самом деле, вот я знаю, только Алексей Максимович Горький практически с такой же биографией – кем он только ни был поначалу. «Детство. Отрочество. Юность». У тебя, как у Горького. В 71-м году поступил, в 75-м окончил Челябинский монтажный техникум по специальности «монтаж электрооборудования промпредприятий». С 75-го по 77-й служил на флоте. Было такое, да? В 77-м поступил и окончил в 81-м с отличием Челябинский институт физической культуры по специальности «тренер по плаванию». Ты можешь говорить: «Знаем, плавали». Да? Это твое. Значит, потом было… В каком-то институте, в клубе, в пансионате «Сосновая горка» под Челябинском работал. Работал преподавателем в Институте физкультуры. В 85-м году приглашен на работу в Челябинскую филармонию, причем артистом откуда-то. И только в 86-м году поступил в ГИТИС. В 92-м сыграл роль Маяковского. То есть у тебя такая… А хотел-то стать кинологом. Олег Митяев: Ну да. Татьяна Визбор: Может быть, еще не все потеряно? Олег Митяев: Это совсем в детстве было. Я размышлял как-то над этим, думаю: «Зачем же меня так мотала судьба-то?» Шестнадцать лет я потратил на все эти обучения, армии, институты. И ничего не пригодилось, самое главное. Татьяна Визбор: А это ты так думаешь, что ничего не пригодилось. Олег Митяев: Да. Татьяна Визбор: Может, тебе еще предстоит кого-нибудь спасти на водах. Олег Митяев: А оказалось, что судьба руководила с самого начала. Она сказала: «Так, давай посмотри техническую часть жизни, сопромат, познакомься хотя бы». А потом она говорит: «А теперь сходи в армию, уйми гордыню. Потом нужно изучить анатомию тела и вообще медицинские параметры, физиологию и прочее. А потом ближе к сцене, уже давай в ГИТИС». И я все это прошел. А потом, когда все это закончил, сверху сказали: «А теперь пиши». ПЕСНЯ «ДАВАЙ С ТОБОЙ ПОГОВОРИМ» Татьяна Визбор: Кем ты сам себя считаешь при таком огромном количестве тех специальностей, которые ты прошел? Олег Митяев: Во-первых, у меня нет необходимости кем-то себя считать, то есть как-то себя позиционировать. Татьяна Визбор: То есть ты Олег Митяев, и все? Олег Митяев: Ну, все, чем я занимался, оно как-то… Вот я работал дворником и считал, что это вообще лучшая и правильная профессия в мире, потому что она же гармоничная. Физический труд у тебя. Потом, у тебя есть свободное время для того, чтобы читать и наблюдать природу. И осень, и зима… Я уже знаю, когда снег, когда листья, когда что. Эта профессия очень правильная – приводить в порядок планету. Иногда говорят: «Кем вы работаете?» – и называют какую-то вообще непонятную, что-то где-то как-то. А тут понятно. Вот строитель, дворник – это такие фундаментальные профессии. Вот раньше-то как было? Татьяна Визбор: А как было? Олег Митяев: Говорили: «У меня одна запись в трудовой книжке. Я 40 лет на одном месте проработал». И это считалось таким достижением! А ведь, по большому счету, человек мог промучиться эти 40 лет. И лучше уволиться, устроиться в другое место. А говорили «летун», да? «Ну, это летун. Он поработает, а потом куда-нибудь перейдет». А если он обретет все-таки счастье в профессии? Я, по большому счету… Вот я сейчас задумался над тем, кто я и что я. Я подумал, что я какой-то передатчик, потому что есть ряд песен, которые мне заказывали, которые просто пришли как-то, и они не прошли мимо. В конце концов, они где-то пригодились, где-то состоялись и кому-то помогают жить. И эти песни приходят. Татьяна Визбор: Нет, например, твоя песня «Лето – это маленькая жизнь» вообще сделала жизнь очень многих, и не только летом. То есть в какой-то определенный момент ты влюбляешься в определенную песню Олега Митяева, которая в тебя сейчас попала, вот она попала в тебя, и ты понимаешь: «Почему не я написал?» То есть это те строчки, которые к тебе пришли. ПЕСНЯ «ЛЕТО – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ» Татьяна Визбор: Были ли у тебя песни, которые… Ну ты знаешь, на многих официальных фестивалях официально запрещена песня Вадима Егорова «Я вас люблю, мои дожди». Олег Митяев: А, ну да. Татьяна Визбор: Потому что как только ее споешь – начинают дожди. А что это такое на фестивале, мы прекрасно знаем. Или песня известного тебе тоже Анатолия Киреева «Подари мне рассвет», потому что говорят, что рассвет не наступает после нее. Есть ли у тебя какие-то кармические, мистические песни твои? Потому что даже Вероника Аркадьевна Долина говорила всегда: «Я очень тщательно стала относиться к своим строчкам». Потому что, написав «Когда б мы жили без затей, я нарожала бы детей от тех, кого любил», неожиданно родила четверых детей. И потом она: «Надо очень тщательно относиться к строчкам, которые ты пишешь». Есть ли у тебя что-то подобное? Олег Митяев: Да, я здесь с ней, пожалуй, соглашусь, потому что какие-то вещи, которые ты напишешь, они потом появляются. И поэтому я стараюсь писать о светлом, о добром и как-то… Ну, как у актеров: не играть покойников. Татьяна Визбор: Даже «Светлое прошлое», правда? Олег Митяев: Ну да. Татьяна Визбор: Знаешь, я… Про фестивали мы поговорим, потому что твой фестиваль «Светлое прошлое», который в этом году отметил свое 15-летие и продолжает, так сказать, существование, кстати, – это для фестиваля вот такого плана, для наградного, такого лауреатского, это очень большой срок. У тебя потрясающие музыканты. У тебя был Константин Тарасов. У тебя есть Родион Марченко и Леонид Марголин, потрясающие музыканты. Ты знаешь, я вспоминаю… У меня есть друг, театральный критик, который, называя одного очень известного, очень потрясающего режиссера, говорил: «Слушай, почему у него так актеры хорошо играют? Может, он их бьет?» И я подумала: вот что ты с ними делаешь, что они у тебя такие замечательные? Олег Митяев: Я думаю, что это тоже подарок судьбы, потому что я их не выискивал, но как-то они появляются. Например, Леонид Марголин, наша встреча состоялась… У меня стала протекать крыша на даче, и мне нужна была вышка такая телескопическая. Я увидел, подошел и говорю: «Ребята, а вы не могли бы?..» Они говорят: «У нас очень строгий начальник ДРСУ. Ты иди к нему и поговори». Я пришел. Сидит мужик. Мы с ним поговорили. Он слышал даже некоторые песни. Дал мне вышку. Мы с ним подружились. Потом машину песка привез, потом машину щебня. Как-то так пошла жизнь хорошо. А потом он мне говорит: «А тебе аранжировщик не нужен?» Я думаю: «Как-то неловко и неудобно. Такие отношения хорошие, а я ему скажу…» Татьяна Визбор: «Где я потом щебень возьму?» Олег Митяев: Да. Я говорю: «Ну да, конечно, нужен». А какого он мне может предложить аранжировщика в Подольске? И он привел какого-то мужика. Я говорю: «Вы бы не могли сделать несколько аранжировок, чтобы как-то познакомиться?» И когда он сделал, я думаю: «Нифига себе!» А оказывается, это Леонид Марголин, играющий на всех инструментах. И как играющий! Не поверишь, но у нас не было ни одной репетиции. Вот мы сейчас уже 20 или 25 лет, какая-то такая у нас дата… Татьяна Визбор: А Родион? Олег Митяев: 20 лет. И мы ни разу не репетировали. Родион? То же самое. Я попросил своего земляка, который лауреат премии «Светлое прошлое» в Челябинске, Анатолия Ошеровича Кролла, я говорю: «А нет ли у вас случайно завалявшегося какого-нибудь гитариста?» Он говорит: «Вот, пожалуйста». ПЕСНЯ «НЕБЕСНЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР» Татьяна Визбор: Поговорим про твои тылы, они у тебя надежные, замечательные. Я имею в виду замечательную актрису Марину Есипенко, которую ты называешь Марусей, как все мы знаем. Так вот, как вам живется? Потому что ты народный артист Российской Федерации и она народная артистка Российской Федерации. Олег Митяев: Именно Российской Федерации. Татьяна Визбор: Мало того, она 16 лет принцесса Турандот и вообще не похожа ни на одну из королевских дочерей. Понимаешь? Как два медведя в одной берлоге уживаются? Олег Митяев: Я сначала расстраивался как-то, а потом я понял, что она мне послана Господом Богом для испытания… Татьяна Визбор: Я не поняла. А почему ты расстраивался? Вот это я не поняла. Олег Митяев: Ну, скандалы всякие у нас, разборки и прочее, и прочее. А потом я понял, что это испытание толерантности. И как-то мы подходим друг другу. Вот сейчас тоже у нас был такой период, когда две собаки: Рекс, который уже пожилой, и молодая Клюква, которая все время бегает и его достает, все время ей хочется играть, она его как-то шевелит. Он как-то огрызается, ну, иногда укусит ее несильно… Татьяна Визбор: То есть это портрет, семейный портрет в интерьере? Олег Митяев: Да. Ну, это жизнь. Вот так все происходит. Не знаю. Мне кажется, это та же самая судьба, которая распоряжается и посылает тебе или забирает, не приведи, Господи. ПЕСНЯ «С ДОБРЫМ УТРОМ, ЛЮБИМАЯ» Татьяна Визбор: Слушай, а как ты относишься к таким новым именам? Вот к тебе кто-то обращается? Раз уж ты говорил про Кристовских, то первые песни Uma2rman были абсолютной калькой Олега Митяева. Ну, не абсолютной, но нотки там чувствовались. Олег Митяев: Да, я смотрел по телевизору и думаю: «Ты смотри! Оказывается, есть хорошие группы. Вон как поет-то. Все так гармонично». А он вырос, оказывается, на моих песнях в Нижнем Новгороде, исполнял в столовой эти песни. И он сейчас даже наизусть помнит гораздо больше моих песен, чем я. И у него была мечта – приехать в Москву и напиться с Олегом Митяевым. Татьяна Визбор: Так, произошло? Скажи честно. Олег Митяев: Да, произошло. Татьяна Визбор: Без ложной скромности. Олег Митяев: Да, все произошло. Ну и мне очень нравятся его песни, конечно. И встречаемся мы. Татьяна Визбор: А как ты относишься к песням совсем молодых и юных? Я много на фестивалях бываю. И ты ездишь, естественно. Я так понимаю, что ты в аэропорту живешь. Как ты относишься к песням новаторским, скажем? Ну, многие молодых исполнителей ругают за то, что они к классике относятся недостаточно почтительно, как кажется некоторым цензорам. Должна быть гитара. И гитара должна, ну хорошо, если не совсем строить, то хотя бы так, чтобы приблизительно напоминать кого-то. Олег Митяев: Надо сказать, что даже в былые времена мы все мечтали, чтобы… Мы не предполагали, что так испортят слово «шансон». Мы ориентировались на французский шансон, чтобы был контрабас, саксофон, какие-то инструменты, рояль – и при этом настоящая поэзия в тексте. Мы об этом мечтали, чтобы так это было красиво. Как написал как-то Булат Шалвович Окуджава: «До встречи на высокой и тихой эстраде». Вот это такие мечты. И когда сейчас появляются молодые люди, и не важно даже, какое это направление музыкальное… Татьяна Визбор: Ты знаешь, они сейчас так смешались, что… Олег Митяев: Да. Но когда это настоящее, когда там есть хотя бы текст… Ведь песня – это что-то ты хотел сказать. Ну ты скажи, пожалуйста. Но сейчас, как правило, песня прошла, а ты так и не понял, что человек хотел сказать. Пришел и ушел, все. Но я придумал такую передачу, которая бы называлась «Отцы и дети». И мы бы с моей доченькой, которая мне всегда рассказывает и ставит песни, например, Коржа, или, например, Фейса, или, например, Тимы Белорусских и многих других, которые я вообще не слышал и не знаю, понятия не имею… И я сразу переключу, если это будет где-то. А она открывает для меня этот мир. А я с удовольствием буду открывать для нее Николая Рыбникова и какую он песню пел в кинофильме «Высота». ПЕСНЯ «НИКОМУ НЕ ХВАТАЕТ ЛЮБВИ» Татьяна Визбор: Кстати, о детях. У тебя их четверо. Ты знаешь, я думаю, что, наверное, все-таки сложновато быть детьми Олега Митяева. У тебя трое сыновей и Дарья. Олег Митяев: Младшая. Татьяна Визбор: Она – вот та, которая тебя знакомит со всем этим музыкальным направлением, скажем толерантно. Тебе с детьми вообще комфортно, уютно? И со всеми? Ты находишь общий язык? Они пошли по твоему направлению? Так, как ты хотел, или они все-таки пробиваются своей дорогой? Олег Митяев: Нет, для меня это было таким откровением, что Филипп, который слушал Окуджаву, Мищуков и ездил на фестивали авторской песни, вдруг стал играть тяжелый рок. Это же просто… Ну как? С чего? Этого нигде не было, его не касалось. И продолжает упорно. Группа «СтимфониЯ». Иногда бывают неплохие песни. Но мне это не интересно. То есть я за этим не слежу, и если обращаются… Вот я попросил его написать, сделать аранжировку для моей песни «Пятый легион», потому что там… Татьяна Визбор: В стиле хеви-метал, я надеюсь? Олег Митяев: Да, там нужно было вот это. Мы сделали и даже спели вместе. А младший сын Саввушка – он тоже, несмотря на то, что он теперь дипломированный повар, сия чаша его не миновала. Татьяна Визбор: Как это важно в семье! Олег Митяев: Он играет какой-то гаражный рок, «Ужин с Лава-лампой» называется группа. А центровая песня на альбоме – «Я хочу жить в Икее». Я вообще не знал, что такое IKEA. И когда мне одна немецкая поэтесса написала стихотворение, и там было слово IKEA, то я: «Что это такое?» И мне долго объясняли, что это серия магазинов дешевой мебели и прочее, и прочее. Это касается пожилых людей. Но когда у них в Германии это было уже пройденный этап, у нас этого не возникло вообще. И это все какие-то такие нити рвущиеся, завязывающиеся. ПЕСНЯ «ФРАНЦУЖЕНКА» Татьяна Визбор: В твоей жизни благотворительность и вот эти фонды детские, которые ты держишь, и фестивали, которые ты спонсируешь, развиваешь детей, приглашаешь, и вот эти смены, девятая и одиннадцатая смены в «Артеке», и фестиваль в Сочи, и детский ансамбль… Я даже забыла. Олег Митяев: «Мировые песни». Татьяна Визбор: «Мировые песни», конечно. Вот это для тебя необходимость какая-то? Почему ты столько времени… Ну, иногда помогают, я не знаю, людям старшего возраста, назовем это так. Иногда помогают каким-то людям-инвалидам, ну хорошо, еще каким-то. Вот почему ты выбрал эту поросль? И что это для тебя? Почему это для тебя важно? Олег Митяев: На самом деле я этим не собирался заниматься. И не так уж это все мне было интересно. Если бы не люди, которые этим занимаются, я бы к этому и не пришел или пришел бы, но не так скоро. Вот этот фонд мои друзья организовали в Челябинске. Я говорю: «Что я должен сделать?» Они говорят: «Кивни». Вот я кивнул. Построили четырехэтажное здание в городе Челябинске, в центре. Вот этот фонд проводит и премию «Светлое прошлое», и Ильменский фестиваль авторской песни. И сейчас выходит самое главное – это детская студия, куда мы набирали самых отъявленных подростков из школ, которых никуда уже никто не берет. Татьяна Визбор: Бандитов. Олег Митяев: Вот по такому пути пошли. А сейчас оказалось, что таких немало в городе Челябинске. И эта детская студия превратилась уже в ассоциацию «Все настоящее – детям», в которую входят около 70 городов уже по всей стране. Какие-то люди нам помогают, конечно. И я, в общем, где-то сожалею, что у меня нет возможности поехать с ними в лагерь. Хотя я сейчас еду в «Артек» и встречусь, там такая смена авторской песни. Тоже руководители «Артека» пришли ко мне и сказали: «Мы хотим, чтобы мы в «Артек» вернули песни Окуджавы, Визбора, чтобы мы там пели». Я думаю: «Да не может быть! Ну как вы сами пришли ко мне? Да я над этим бился сколько уже, весь лоб разбил, а тут вы сами пришли». Как-то вот пока это движется, но со скрипом. Все-таки все идет в каком-то другом направлении. ПЕСНЯ «ДЕНЬГИ» Татьяна Визбор: Я хотела спросить про награды. Имеет ли отношение к этому вообще авторская песня? Зачем вот эти лауреатства, дипломы? Это важно или нет? Олег Митяев: Конечно. Татьяна Визбор: И что для тебя твои награды? Олег Митяев: Нет, ну для меня это было очень важно, потому что, во-первых, мы с Петром Старцевым учились в Институте физкультуры, и мы были настроены на соревнования, чтобы выиграть, стать лауреатом, получить медаль. Мне сразу ее не дали, после первого фестиваля в 79-м году. Потом прошло столько лет, 40 лет прошло, и мне Челябинский клуб авторской песни вручил эту медаль, сказали: «Извините, мы просмотрели». Это для меня самая дорогая медаль. Но тогда были же на фестивалях глиняные медали в Узбекистане, какие-то никелевые в Норильске, в Магнитогорске из меди, какие-то такие. И это была такая коллекция. И ты хотел, чтобы у тебя… Я думал, дурак: «Это сколько же медалей у Окуджавы! У него, наверное, все стены дома завешаны». Татьяна Визбор: Я хотела у тебя спросить то, что меня тоже волнует. Что для тебя возраст? Что он тебе дает или что он тебе не дает? Олег Митяев: Я недавно… Вот чем хороши журналисты? Они заставляют тебя что-нибудь сформулировать, потому что ты живешь себе, не формулируя, а тут – раз! – и приходится сформулировать. И я понял, что две самых главных управляющих человеком вещи в жизни – это порода и возраст. И я это почувствовал на себе, этот механизм. Ну, что касается породы, то это… Я составлял генеалогическое дерево свое, деды и прадеды. И я сейчас вижу, кто от кого что взял: от бабушки, от дедушки, музыкальные какие-то способности, вредность или, наоборот, доброта. Из чего компилируется характер? Четверо детей и внуков. Ты смотришь: «Ты смотри, откуда вылезло это». Например, мой дядя Леня очень любил смотреть кино. Он работал грузчиком, такой очень выпивающий человек, но он не мог пропустить ни одной картины, он знал всех актеров. Это был просто такой кинокритик ходячий, обсуждал. И я это вижу отдельно у своих родственников, кому что попало. И эта вещь – возраст – это тоже очень важно. Потому что нам говорят: «Вот так и вот так», – и мы говорим: «Да. Ну конечно! Это же понятно». А потом, когда проходят годы, ты думаешь: «Так они говорили-то вот о чем! А мы-то думали, что вот так». Ты просто этого не чувствуешь. Сидят, разговаривают отец и сын или дедушка и внук – и они не понимают друг друга. Формально они понимают, головой, но на самом деле они не делают никаких выводов. Мало кто, может быть, даже никто, мало кто пользуется опытом чужим. Надо набить свои шишки и к чему-то прийти. Татьяна Визбор: Надо, к сожалению, да. Олег Митяев: А человек не прошел еще и не набил. И когда ты ему говоришь, то он: «Ну конечно! Да я знаю. Я понял. Конечно». И тут у него – раз! – и открывается влюбленность, которая переворачивает вообще все. ПЕСНЯ «ПОРУЧИК» Татьяна Визбор: В тебе сейчас больше каких-то воспоминальческих песен, каких-то печальных, то, что невозвратно? Ты как будто бы что-то оставляешь за собой? Олег Митяев: Ну, открытий, конечно, стало меньше, поэтому, да, больше ты вспоминаешь и что-то пишешь. Но открытия все-таки еще есть. Это было бы печально, если бы совсем не осталось никаких открытий. ПЕСНЯ «СОСЕДКА» Татьяна Визбор: Мне очень приятно, что ты пришел на программу. Я думаю, что мы будем здесь встречаться неоднократно и с другими авторами, и с тобой тоже. Приходи, приноси что-то новое, светлое, прошлое и настоящее. Спасибо тебе огромное! Олег Митяев: До встречи! ПЕСНЯ «САМАЯ ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ» Татьяна Визбор: С вами была программа «ZВУК». Смотрите нас на канале Общественного телевидения России.