История. Группа «Кипелов»

История. Группа «Кипелов»
Live. Заслуженный артист России Александр Колпаков
Live. Николай Девлет-Кильдеев и проект «Стратосфера»
Live. Борис Базуров со товарищи
Live. Леонсия Эрденко
Live. Дуэт DUO RO
Заводы не приносили такой прибыли, какую дала Росконцерту «Машина времени» за первый год работы. Легендарный концерт в Лужниках 2009 года
Live. Джазовый исполнитель Сергей Манукян
Live. Группа «Пижоны»
Live. Группа «Pep-See»
Александр Шаганов: Полтора года наши с Игорем Матвиенко песни были никому не нужны
Гости

Алексей Певчев: Вы смотрите программу ZВУК. Сегодня мы посмотрим с вами очень интересный концерт, состоявшийся в октябре 2017 года. Это концерт группы «Кипелов». Посвящен он был презентации альбома «Звезды и кресты». И смотреть его вместе с нами будет сам Валерий Кипелов. Валера, я вас приветствую.

Валерий Кипелов: Добрый день.

Алексей Певчев: Спасибо, что пришли. Скажите, в принципе, каждую программу, каждый новый альбом вы каким-то образом сопровождаете концертом и большим глобальным шоу?

Валерий Кипелов: В общем, да, поскольку есть повод, по которому можно сделать, скажем, концерт. Мы не так часто работаем в Москве. Это опять же связано с тем, что нужен какой-то серьезный повод. Обычно мы выбираем такие большие площадки (в частности, это был Stadium Live), чтобы там можно было достойно представить свой новый альбом.

«ИНТРО». «ЗВЕЗДЫ И КРЕСТЫ»

Алексей Певчев: Я бывал на ваших концертах. И надо сказать, что на отсутствие аудитории вы не жалуетесь. Тем не менее, есть ли какой-то легкий мандраж перед тем, как надо уже выйти на сцену, есть ли в зале биток или нет, собран зал или нет?

Валерий Кипелов: Нет, ну всегда он присутствует. Что касается Москвы, то такого давно не было, потому что мы, в принципе, знаем, что здесь у нас большое количество наших поклонников. Но мандраж существует всегда. Ты всегда больше всего боишься именно не очень качественного звука. Вот как ты будешь ощущать себя на сцене, насколько все получилось или не получилось?

Что касаемо шоу, то что-то надо не забыть, где-то в нужный момент выйти, где-то нужно, чтобы тебя какой-то пиротехнический эффект не шарахнул где-нибудь под носом, не оглушил тебя. И очень важно… Вот что касается меня, например, то я очень боюсь забыть какие-то слова, особенно в начале концерта, поскольку это сразу потом накладывает такой отпечаток неприятный, ты начинаешь по этому поводу комплексовать.

Алексей Певчев: Для музыкантов традиционная история.

Валерий Кипелов: Ну, как бы да. Поскольку монитор я не использую и все это держу в голове, поэтому есть такое, небольшой мандраж всегда существует. Это, я думаю, нормально. Когда человек не волнуется, ну я не знаю, либо он так в себе уверен, либо завышенная самооценка.

Алексей Певчев: Ну, у вас музыка такая, что пюпитр-то не поставишь.

Валерий Кипелов: Ну, вообще не поставишь, да. И как-то это не очень хорошо – взять какой-нибудь планшет, проанализировать, что ты будешь петь дальше. Поэтому стараешься все держать в голове. И желательно перед концертом меньше общаться, поскольку… Сохранить в себе эту энергетику и не распыляться. То есть сосредоточен на этом концерте. А уж потом – ради бога, можно общаться с друзьями, обсуждать, что было хорошо, а что было плохо.

«РОЖДЕННЫЙ ЛЕТАТЬ». «ВАВИЛОН»

Алексей Певчев: У вас довольно редкий тембр, называется тенор-альтино. Для металлического вокалиста не очень типично.

Валерий Кипелов: Я никогда не анализировал. То есть я знаю, что… Когда читаешь обзор концертов, все говорят про альтино. Я никогда не думал, что у меня альтино. Ну, я знаю, что точно тенор, а вот какой он там… И на моей памяти я знаю массу очень замечательных вокалистов, скажем, Дио, Роб Хэлфорд, которые обладают потрясающими высокими голосами.

Алексей Певчев: Брюс Дикинсон из Iron Maiden.

Валерий Кипелов: Брюс Дикинсон, да, интересный голос у него. Когда ты берешь, подходишь как к инструменту, думаешь: вроде как бы тембрально широко поет. А потом смотришь – там какие-то ноты совершенно запредельные! Ну, про AC/DC я не говорю, там вообще какой-то кошмар. Опять же Удо Диркшнайдер из Accept, экс-вокалист. Да масса! Не знаю, Кавердэйл тот же самый. То есть люди, которые… Я всегда завидовал этим певцам, потому что у них такой достаточно широкий был тембр, а у меня весь был смещен наверх. И мне очень хотелось как-то развивать нижнюю тесситуру, скажем так. Не всегда это получалось.

Алексей Певчев: У Козловского великого был такой же тембр. Но они все, в принципе, люди такого классического порядка.

Валерий Кипелов: Да. Но мне ближе всегда был Сергей Лемешев. Вот кого обожал – это всегда Лемешева.

Алексей Певчев: Вот они голос берегли. А вы бережете?

Валерий Кипелов: Я стараюсь, да. Я, например, для себя сделал выводы, что как-то надо завязать со всеми излишествами нехорошими. В 95-м я вообще перестал употреблять спиртные напитки. А вот где-то – сейчас скажу – восемь лет назад я бросил курить. Я вообще курил мало, в совсем таких каких-то экстремальных ситуациях, может. А тут я перестал курить. Я понял, что это влияет на голос. И для меня это очень важно. Поэтому я решил и сказал: «Завтра я не буду курить, все». И как топором отрубило! И с того момента никакой тяги.

Алексей Певчев: Ничего себе. А вокалом занимаетесь?

Валерий Кипелов: Занимаюсь я дома в основном – вот так, как было тогда, где-то в начале карьеры, в 85-м. Это что касается группы «Ария». У меня был педагог с консерваторским образованием, я много чего полезного почерпнул. А позже… Нет, я специально уже не занимаюсь. Да, я частенько, если я чувствую, что не в форме, делаю какие-то упражнения определенные, распеваюсь, стараюсь распеваться перед концертом обязательно. Ну, даже, может быть, больше уделяю внимания какой-то физической нагрузке.

Алексей Певчев: Дыхательная гимнастика?

Валерий Кипелов: Дыхательная гимнастика, да. Вот есть такая «поза льва». Но я не всегда это делаю, а если чувствую, что что-то не так.

«ВЫШЕ». «Я ЗДЕСЬ»

Алексей Певчев: А у вас есть какие-то ориентиры концертные – вот то, как вам нравится, как снято, как подано?

Валерий Кипелов: Да, конечно. Опять же все перечисленные группы. Понятно, что Judas Priest, Iron Maiden, Оззи Осборн… Ну, отчасти, может быть, иногда смотришь какие-то другие в совсем других направлениях группы – например, Muse. Просто интересно, как они оформляют, что они используют, какие эффекты используют, насколько ты сам себе это можешь позволить или не позволить.

И опять же это во многом упирается в бюджет. Если бюджет тебе позволяет что-то сделать, скажем, более глобальное… Я знаю, что многие в последнее время отказываются от этого, то есть такой минимализм. Ну, свет и звук хороший и качественный, и все. А мне всегда, наоборот, интересно было, может быть, даже как-то театрализовывать какие-то сцены.

Я помню, у нас есть такая песня «Отражение» о Сальери и его отражении. Замечательный фильм… Господи, как же он назывался-то? «Маленькие трагедии». Вот по «Маленьким трагедиям» как раз мы и сделали эту песню. И мне хотелось, чтобы такая была театрализованная, какая-то небольшая пьеса, но где можно было бы изобразить себя в качестве Сальери. Отражением тогда был Артур Беркут, мы его приглашали специально на эту роль. Мы поставили клавесин, то есть такие мизансцены разыгрывали. Мне это всегда было интересно.

Поэтому когда есть возможность позволить… Тем более в Москве всегда есть такая возможность – использовать больше света, звука, какие-то эффекты. К сожалению, не всегда нам позволительно использовать то, что делает, скажем, Rammstein. То есть мы не можем позволить себе, поскольку здесь опять же безопасность. Много что-то запрещается нам.

Алексей Певчев: А вы сами придумываете концепцию концерта? У вас есть какие-то…

Валерий Кипелов: Да, конечно, конечно.

Алексей Певчев: А какие-то постоянные режиссеры, которые с вами работают?

Валерий Кипелов: Нет, постоянных режиссеров нет. Но на какие-то большие шоу, скажем в Москве, обычно приглашаются люди, которые конкретно работают. Но я, как правило, от этого отстранен, то есть меня как бы постфактум ставят в известность. Этим занимается в основном директор. Этим занимается бас-гитарист наш Леша Харьков, который в этом деле лучше разбирается.

Алексей Певчев: Он отслеживает как раз?

Валерий Кипелов: Да, он отслеживает это дело. То есть он как бы интересуется всеми современными течениями, модами, кто что делает. Я как-то человек все-таки старорежимный. Мне достаточно, чтобы хорошо на сцене звучало, и я вполне удовлетворен.

Алексей Певчев: А насколько вы склонны вообще к экспериментам в области музыки? Насколько вам все это интересно? Скажем, все молятся на группу Rammstein. Вам интересно новое тяжелое звучание, которое преподносят, современный индастриал-метал? Или все-таки классический хеви-метал предоставляет…

Валерий Кипелов: Меня за это, может быть, и не очень любят, потому что все-таки ребята…

Алексей Певчев: Молодые?

Валерий Кипелов: Да, ребята моложе меня, музыканты. Я все-таки тяну назад, наверное. «Вот нафталин!» Ну я не знаю. Я в этой музыке себя достаточно комфортно чувствую. Хотя мне тоже не чуждо, если… Когда мы сводим, скажем, альбом, мне тоже хочется, чтобы достаточно тяжело и брутально звучало. Не всегда это получается. Опять же много зависит от самой музыки, от самой направленности. Все-таки мы играем традиционный такой хард’н’хеви. Ну, стараемся иногда какие-то элементы, скажем, более современной музыки использовать

Алексей Певчев: А если отойти от хеви-метала и хард’н’хеви, например, то какие-то еще команды на вас произвели впечатление за последнее время – за последние лет пятнадцать, например?

Валерий Кипелов: Мне сейчас сложно сказать. Ну, наверное, да. Хотя у меня в последнее время… Хотя я не знаю, под влиянием чего это. У меня всегда была тяга к народной музыке. Вот всегда было. Я знаю, что многие меня осуждают за это.

Оперное творчество, скажем. Я никогда не считал себя каким-то оперным певцом. Я знаю, что меня многие ругают за это дело, что я берусь, как говорят, не за свое дело. Но они должны понимать, что я не пытаюсь петь, как оперный певец.

Есть замечательное произведение, которое мы иногда исполняем во время концерта, – это ария Надира из оперы Бизе «Ловцы жемчуга». Мы сделали кавер-версию, даже поменяли размер. У нас там есть сольный кусок, который у Бизе вообще не предусмотрен. И мне это было интересно, поскольку… Ну, это опять же был определенный эксперимент. И мы сделали из этой арии балладу.

И мне интересно, что многие наши поклонники даже не представляют, что это такое. Они думают, что это какая-то наша новая песня. «Это очень странно. Такой текст странный. Что это такое?» Поэтому, когда они начинают интересоваться, что это такое, и когда начинают слушать классику, я думаю, что, наверное, скорее всего… Это и было главное в этой идее.

Алексей Певчев: Сейчас же моден кроссовер, то есть когда совмещаешь?

Валерий Кипелов: Да, конечно. Так же и с народной песней. Мы зачастую просто берем и исполняем народную песню.

Алексей Певчев: А я знаю, что вы любите. А не хотите? Может, исполните сейчас народную какую-нибудь песню?

Валерий Кипелов: Да запросто!

Алексей Певчев: Пожалуйста.

Валерий Кипелов: Сейчас я подумаю, что такое… Сейчас скажу.

Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется,
И сердце жалобно забьется
С восторгом чувств – не для меня.

«БЕЛЫЙ АД». «ВЛАСТЬ ОГНЯ»

Алексей Певчев: Вы начинали – группа, ансамбль «Шестеро молодых», по-моему, назывался.

Валерий Кипелов: Профессионально, да.

Алексей Певчев: А потом – «Лейся песня».

Валерий Кипелов: Да, потом была «Лейся песня».

Алексей Певчев: И там вы работали с Николаем Расторгуевым. Были вы молоды и, думаю, концерты давали. И все, что между концертами, всегда происходило весело. Вспомните что-нибудь интересное?

Валерий Кипелов: Я когда говорю своему директору о том, что мы могли себе позволить… Мы, помню, за 25 дней (это был большой-большой тур по Узбекистану) отыграли 85 концертов. Но тогда не было никакой фонограммы, мы все это делали вживую. Правда, мы не были, скажем, сольными вокалистами, нас было несколько человек поющих, не было такой нагрузки на вокал. Но все равно – 85 концертов за 25 дней. По пять концертов сольных в день могли играть, причем буквально 15 минут перерыв: в два часа, в четыре, в шесть, в восемь и в десять. Особенно места, такие как, скажем, Зеравшан или Учкудук, где смены у рабочих. И мы там работали большое количество концертов.

Воспоминания были самые приятные. То есть это было становление нас как музыкантов, как артистов. Мы много работали на концертах, был огромный опыт. Понятно, что это совсем другая была музыка. И понятно, что, когда мы оставались одни, мы слушали совсем другую музыку. Как раз мы слушали Deep Purple, Led Zeppelin, Slade, Pink Floyd, джаз-рок-фьюжн, «Земля, Ветер и Огонь». И когда нам говорили: «А как же так? Вы играете одно, а слушаете совсем другое»… Ну, к сожалению, тогда не было такой возможности играть то, что нам хотелось.

Но все равно я не отказываюсь от этого времени. Замечательное было, потрясающее время! Время нашего становления. И просто огромный опыт был! Сейчас когда я музыкантам своим говорю, что это было 3–5 концертов совершенно спокойно в день, то для них это что-то такое из области фантастики.

Алексей Певчев: У вас вообще династия Кипеловых. Я знаю, что сын у вас виолончелист, дочь руководитель хоровой студией.

Валерий Кипелов: Да.

Алексей Певчев: Обсуждаете с ними музыку?

Валерий Кипелов: Конечно, постоянно.

Алексей Певчев: Не приглашает папа поучаствовать?

Валерий Кипелов: Я всегда, если какая-то новая песня у нас появляется, даже на стадии какой-то начальной аранжировки, есть какие-то варианты, я сыну своему показываю и говорю: «Тебя здесь ничто не обламывает реально? Что тебе нравится, что не нравится?»

Мало того, скажу, что этот альбом «Звезды и кресты» – там есть песня, автором которой является мой сын. Есть такой блюз в этом альбоме, называется «Жажда невозможного». Это была его идея. Он как-то пришел, он стал играть этот блюз. Даже не блюз играл, а он какую-то пьесу заиграл. Я говорю: «А что это такое?» – «Я решил тебе показать. Есть такая идея». Я ему сказал: «Слушай, а если эту пьесу в блюзе сделать?» Он говорит: «А как это?» Я ему примерно наиграл. Он одобрил эту идею. Так что он мне во многом помогает.

Алексей Певчев: Интересно.

Валерий Кипелов: Иногда – в аранжировках. Поскольку он человек с консерваторским образованием, а у меня, скажем, музыкальная школа по классу баяна, то иногда не хватает. Он иногда такие дельные советы дает мне.

Алексей Певчев: Но до совместного проекта пока не дошло. Может быть, дойдет?

Валерий Кипелов: Иногда… Был концерт юбилейный. Я не помню… По-моему, мне 55 лет было. Они пришли на концерт, и мы с ними спели несколько народных песен, с сыном и дочерью. И он на виолончели сыграл несколько песен в таком акустическом варианте – чему я был несказанно рад.

Алексей Певчев: Вы работаете много лет с Маргаритой Пушкиной, поэтессой. У нее тоже есть сольный проект. У нее не участвуете случайно?

Валерий Кипелов: За все время, к моему стыду, я поучаствовал один раз. Это была «Династия посвященных». По-моему, песня называлась «Никто». Она часто мне предлагает, но не всегда, скажем, ее желания совпадают с моими возможностями. И наоборот – не всегда мне все нравится. Хотя я не хочу сказать, что это совсем музыка, которая меня не волнует. Да, это интересно. Я говорю: «Давай так. Если мне что-то понравится, если понравится музыка, текст, то я с удовольствием в этом поучаствую». Сейчас у нее очередной проект. Ну, возможно, я что-нибудь спою. Но я не обещаю на сто процентов. Рита любит сразу: «Ага! Назвался груздем – все, будь любезен».

Дети у меня иногда играли и пели. Моя дочь Жанна пела в одном из проектов у нее, причем не поставив меня в известность. То есть я уже услышал, когда она все это записала. Я говорю: «А почему?» Она говорит: «Ну, я не хотела, чтобы ты что-то советовал мне, говорил. Я считаю, что…» Я: «Ну ладно, ради бога». Поэтому Рита в той или иной степени все равно помогает.

Алексей Певчев: Ну да, у вас тандем такой сложившийся, многолетний.

Валерий Кипелов: Да. Ну, мы с ней знакомы уже даже страшно подумать сколько лет. Тем более на самом деле я очень благодарен, особенно за первые альбомы, еще что касается группы «Ария». Многие поэты отказывались работать. Они считали, что это работа «в стол», как они называли, «до первого милиционера». Они говорят: «Зачем все это сочинять и писать? Никуда же не пойдет эта музыка». А Рита молодец в этом плане. И до сих пор песни, с которых мы начинали с ней, «Тореро», до сих пор мы исполняем ее.

Алексей Певчев: «Тореро», да, звучит.

Валерий Кипелов: Да, мы до сих пор играем эту песню, мне она очень нравится.

«ЛЕДЯНОЙ ДОЖДЬ». «ДЫХАНИЕ ТЬМЫ»

Алексей Певчев: Уже два года этому концерту, который мы с вами смотрим. Сейчас, видя это, что бы вы теперь усовершенствовали, что бы сделали? Вы уже над чем-то работаете подобным, именно постановка шоу?

Валерий Кипелов: Да, мы начали. Но у нас сейчас в приоритете… Мы хотим сделать большой такой тур с оркестром симфоническим, поскольку у нас уже был опыт работы с симфоническим оркестром. Вот это то, что я говорил о Бизе, об арии Надира. Мы в то время выпустили сингл, куда вошла сама ария Надира, ну, кавер-версия, правда, мы ее переделали. «Отражение» – это о Сальери как раз эта история рассказанная. И мы сделали несколько песен. Скажем, «Я свободен» с оркестром сделали. И была такая песня у нас еще времен «Арии» – «Мертвая зона». Мы тоже сделали ее с оркестром. Тогда нам все это очень понравилось.

И вот спустя какое-то время мы решили вернуться к этому. Это был 2013 год, когда мы записали этот сингл. И сейчас возникла идея все-таки вернуться к этому и сделать большой полновесный концерт с симфоническим оркестром. Я знаю, что ребята встречались с аранжировщиком. Замечательный такой аранжировщик – Уманский. Он тогда еще делал аранжировки, и во времена «Арии» он тоже делал. Очень известный музыкант, композитор, органист. И он сейчас делает аранжировки этих песен. И мы хотим сделать где-то в декабре месяце, по-моему, в декабре, да, у нас будет в Москве.

А начнется тур в октябре. По-моему, у нас первый город – Краснодар. Это достаточно волнительно, потому что я знаю, что это непростая история. Как все это будет? Очень важно, как мы будем звучать с оркестром, поскольку всегда возникают вопросы. То есть достаточно жесткая группа с оркестром – и что в приоритете? Даже когда мы сводили этот сингл, много у нас вопросов было. Гитаристы хотели, чтобы это было жестко. Понятно, что мне очень хотелось, чтобы все-таки симфонический оркестр – это был симфонический оркестр, а не задавленный, какой-то маленький оркестрик.

Поэтому это главная наша история. И не забываем работать над новым материалом. Есть уже какие-то готовые песни. Но поскольку время летит быстро…. Казалось, что только-только вышел альбом, а уже два года почти прошло. И почивать на лаврах не приходится.

«ДАМА ПИК». «КОСОВО ПОЛЕ». «НЕ СЕЙЧАС». «ПУТЬ В НИКУДА». «ВОЗЬМИ МОЕ СЕРДЦЕ». «НЕПОКОРЕННЫЙ». «Я СВОБОДЕН». «ГРЯЗЬ». «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ». «БЕСПЕЧНЫЙ АНГЕЛ». «ВОЛЯ И РАЗУМ»

Алексей Певчев: Мы посмотрели с вами концерт «Звезды и кресты» группы «Кипелов». И комментировал нам этот концерт, смотрел его вместе с нами, конечно же, сам Валерий Кипелов. Вы смотрели программу ZВУК. Смотрите нас и слушайте музыку на Общественном телевидении России.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (3)
олеся
Мне очень понравился концерт группы Кипелов на канале ОТР он был такой классный Валерий Александрович Кипелов выложился на концерте на 100% молодец!
Жанна
С удовольствием посмотрела)))
Алексей
Монтаж концерта такой рваный, что трудно насладится хорошими ракурсами, почувствовать момент, красоту. Слишком частые смены ракурсов.

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски
Полный выпуск 1 Гостей
Полный выпуск 1 Гостей
Полный выпуск
Звук
Live. Дуэт DUO RO
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск 1 Гостей
Полный выпуск 1 Гостей
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск 1 Гостей
Полный выпуск 1 Гостей
Полный выпуск
Звук
Live. Дуэт DUO RO
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск 1 Гостей
Полный выпуск 1 Гостей
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск