В гостях у Алексея Певчева – музыканты Роман Пальмов и Ольга Егорова. Как образовался коллектив «DUO RO» и чем так привлёк участников дуэта жанр кантри-музыки - блюграсс. Алексей Певчев: Привет, друзья. Вы смотрите программу «Звук Live». И сегодня у нас в гостях дуэт «DUO RO». Я сейчас представлю их уже по именам чуть попозже. Но вначале у нас будет заходная композиция, чтобы обозначить, кто есть кто. Давайте начнем. МУЗЫКА Уверенный заход. Теперь хочется начать беседу. Начать хочется с того, как вы познакомились. С такого небанального вопроса. Как возник дуэт? Роман Пальмов: Хороший вопрос. Случайно. Как всегда, на концерте на каком-то, да, по-моему? Ольга Егорова: Да, это был концерт 25-летия группы «Кукуруза». Роман, сын Георгия Пальмова, лидер этой группы, и меня туда пригласили в качестве гостя. Я что-то сыграла. Роман тоже играл с группой, по-моему, с Анной Пингиной, да? Роман Пальмов: Да. Это было примерно в то время. Ольга Егорова: Там было очень много всяких концертов, которые проходили. То 20-летие, то 25-летие. И это был очень долгий процесс. Мы познакомились. И через 5 лет начали играть дуэтом. Алексей Певчев: Но была какая-то музыкальная общность. Или просто то, что вы ходили на одни и те же концерты – это уже подразумевало то, что вы на одной волне? Ольга Егорова: Я просто работала с Роминым папой постоянно на каких-то кантри-концертах. Так получалось. И он попросил сыграть дуэтом с Ромой: «Сделайте мне подарок на день рождения». И мы сыграли в первый раз какую-то жуткую замороченную штуку. И после этого решили попытаться играть вместе дуэтом. Алексей Певчев: Сделайте подарок. Исполните еще что-нибудь, пожалуйста. Роман Пальмов: Ок. МУЗЫКА Ольга Егорова: Эта композиция называется «Ausfahrt». По-русски мы это называем «Поворот». Правильный перевод с немецкого – «Разворот». Роман Пальмов: Или «съезд» вообще, по-моему, как-то так. Ольга Егорова: Да, съезд, разворот. Это с дороги когда. Мы долго ездили по Германии на машине в туре. И все время думаем: «Что ж за город у них такой? Ausfahrt 1, Ausfahrt 2». Думали – такой город постоянный, везде, по всей Германии. А оказалось… Роман Пальмов: Просто съезд с трассы так называется. Алексей Певчев: Ну что, давайте дальше? Ольга Егорова: Следующая композиция называется «Сны ковбоя» МУЗЫКА Алексей Певчев: Роман, с тобой мне более-менее все понятно. Династию я твою знаю. Даже знаю группу «Бобры». И сейчас мы с тобой еще разберемся. Вначале у меня вопрос к Оле. Оль, я знаю, что ты родилась в городе Сургут. И вообще вся твоя музыкальная деятельность началась там, и училась ты играть на домре. Ольга Егорова: На домре. Алексей Певчев: А почему на домре? Такая ли же история, как у всех музыкантов? Не хватило на… или был большой набор на гитару. Как человек осознанно идет учиться на домре? Ольга Егорова: Не особо осознанное это было решение. Я вообще никаких решений не принимала. На самом деле там так спонтанно все получилось. У моей лучшей подружки, которая жила в соседнем подъезде, мама должна была отвезти ее в музыкальную школу. Моя мама не собиралась вообще меня никуда вести. Но она не могла, к сожалению, в этот день на прослушивание отвести и попросила мою: «А не отведешь ли ты мою дочь? И свою возьму. Вдруг чего там получится». И она: «Хорошо. Ладно. Почему нет? Мы сходим». И мы пошли. Меня прям сразу: «Да, отлично! На какой инструмент пойдете?» Так радостно. Потому что, когда обычно хороший ребенок, нужно его сразу брать на фортепиано, на скрипку, на что-то. Но у нас не было скрипки в школе, а фортепиано… Казалось – зачем нам фортепиано дома? У нас его нет. И чего мы его будем? Большое такое. Мама говорит: «Ну что у вас там еще?» И смотрит: «А это что за инструмент такой? Я его не знаю». И отдала меня на домру. Конечно, в музыкальной школе… Потому что это был самый последний инструмент, на который обычно кто-то шел. И они были немного озадачены: «Как же так?» Но вот счастливое стечение обстоятельств. Алексей Певчев: А вторую девочку взяли? Ольга Егорова: Да, да. Алексей Певчев: То есть все сложилось? Ольга Егорова: Все хорошо. Она прекрасно сейчас живет в Екатеринбурге, преподает гармонию, сольфеджио. Алексей Певчев: А какую музыку ты слушала, параллельно играя на домре? Ольга Егорова: Когда я получила некую свободу, потому что я съездила на пару детских конкурсов, приобрела небольшой авторитет в семье, мне позволили выбирать. Я выбрала русский рок, «Агата Кристи» - что было доступно, о чем мне рассказывали друзья. Потому что на самом деле время без интернета. В Сургуте я бы не сказала, что кто-то слушал такое. Алексей Певчев: Тогда вернемся к тебе, Роман. У тебя понятно, генетически все было заложено и прочее. Но как ты уже пришел непосредственно к музыкальной какой-то истории? Роман Пальмов: Случайно. На самом деле я занимался всю жизнь на пианино, на фортепиано. И меня готовили стать пианистом. Но потом, когда в 17 лет ты понимаешь, что на пианино ты никого не соблазнишь, а нужно брать в руки гитару, выходить в подъезды и петь любимые всеми дамами песни, как-то сама взялась гитара, потом электрическая гитара, потом первая группа с репетициями в квартире. И как-то сразу раз – и потом уже шоу-бизнес. Резко и случайно. Мне позвонили, сказали: «Ты можешь через неделю бросить все и начать работать уже в поп-рок-коллективе за деньги?» Алексей Певчев: Ты что, не учился, что ли? Роман Пальмов: Я на Youtube учился играть, да. То есть я просто сидел, учился, играл, вот так смотрел на людей. Благо, музыкантов крутых вокруг было всегда много. Подсматривал, записывал. Дома потом сидел. Алексей Певчев: То есть твое главное движение было, как у всех: мальчик с гитарой нравится девочкам? Роман Пальмов: Да. Я до сих пор из-за этого занимаюсь: нравиться девочкам и ездить на гастроли. Алексей Певчев: Понятно. Я думаю, тут есть, кому нравиться мальчикам и кому нравиться девочкам. Роман Пальмов: Да. И мы любим ездить на гастроли. Алексей Певчев: Ну, давайте, для мальчиков и девочек… МУЗЫКА Алексей Певчев: Это было прекрасно. Что это было? Ольга Егорова: Это песня нэшвиллского известного сонграйтера Генри Хипкенса. Когда-то давным-давно, когда еще у меня была группа «Happy penguins», мы пели эту песню. И он написал комментарии: «Ребята, вы откуда? Из России, Белоруссии? Откуда?» И мы ему ответили, как-то забыли, порадовались, что «о-о-о, сам Генри Хипкенс сам вдруг неожиданно написал». Роман Пальмов: Сам себя искал в интернете. Ольга Егорова: Он мониторит. Конечно, они должны так делать. И тут прошло уже много лет. И вот мы сейчас с Ромой ее поем. И он нас опять нашел, опять увидел. Видимо, мониторит, каждый день заходит. Алексей Певчев: Резидент вашего fan-club практически. Ольга Егорова: Да. И сейчас мы с ним уже общаемся. Он очень хороший, очень скромный такой человек. Известный композитор. Такой прям: «Ой, спасибо. Мне так приятно». «Боже мой!» Думали – «сейчас засудит нас». А нет! Алексей Певчев: Не приходилось ли вам выходить на улицы обычных европейских столиц, радуя своим творчеством местное население и туристов? Ольга Егорова: Приходилось. Роман Пальмов: Приходилось, и не раз. И мы это делаем ежегодно. И радуемся сами не меньше прохожих. Алексей Певчев: И где принимают? Ольга Егорова: Мы уже два года подряд ездим на фестиваль «La roche bluegrass festival». Он проходит в самом сердце Альп, в городе La Roche-sur-Foron. Это крупнейший европейский фестиваль блюграсса. Он совершенно уникальный. И его организатор, директор в этом году получил премию IBMA в Америке. То есть это крутейшая премия для кантри и блюграсс музыкантов. Там получают «инструменталист года», «вокалист», «альбом» и «организация фестиваля». Он получил эту премию в этом году. Потому что действительно фестиваль совершенно уникальный. Он по масштабам, по организации на самом высочайшем уровне. То есть это очень круто. И мы были счастливы, горды за себя и свою страну. Роман Пальмов: О! Потекла. Алексей Певчев: Роман, а вот ты расскажи подробно для зрителей, в чем принципиальное различие блюграсс и кантри. Роман Пальмов: Там нет барабанов. Это контрабас, банджо, мандолина, гитара. Единственное, максимум, что у них может быть – это один микрофон на всех, вокруг которого они поют. Кантри – это уже все-таки музыка с использованием и ударных, и баса. Вообще современный кантри – это уже вообще такой прогрессив, это уже и рок. Это не только дядька у трактора. У них вообще это индустрия. То есть у них кантри – это и попса, и рок, и хеви-метал, и все, что угодно. А блюграсс – это аутентичный. Это как раз такие… Алексей Певчев: Вы были в столице кантри, в Нэшвилле? Роман Пальмов: Пока нет. Но планируем. Ольга Егорова: Очень надеемся. Роман Пальмов: Очень планируем. Ольга Егорова: Скоро будем там. Алексей Певчев: А чтобы все-таки эту западную тему и тему поездок как-то завершить, как воспринимают на этих западных фестивалях? Все равно делают какую-то скидку на то, что для вас эта музыка не корневая, или наоборот… Роман Пальмов: Наоборот. Скорее, наоборот. Они в шоке от того, что, во-первых, в России умеют так играть на мандолине. То есть Егорова там просто собрала себе такое количество фанатов. Ей сделал почти бесплатно именную мандолину крутейший мастер из Голландии. У нее просто фейсбук развалился от поклонников. И они вообще в шоке, что в России знают, что такое блюграсс и вообще играют, причем, играют нормуль, на уровне… Алексей Певчев: Видимо, рокабилли забыли, теперь будет все в сторону блюграсса двигаться. Роман Пальмов: Там довольно мило. Это слушать долго невозможно. Но вполне милая музыка. Ольга Егорова: Это смотря какой блюграсс. Роман Пальмов: Такой, который мы слушали в течение недели на этих фестивалях. Ольга Егорова: Я, например, в машине слушаю шикарный блюграсс, который еще был лет 7 назад. Самый прогрессивный и молодой известный мандолинист Америки Крис Тили. У него есть потрясающий коллектив «Nickel Creek». Они как раз одни из первых взяли «Грэмми» этим альбомом. Они удивили всех тем, что там не было барабанов, и звучит так, как будто просто попсовая классная группа играет. Это очень здорово. И с ними играет иногда контрабасист «Металлики». То есть он бас-гитарист «Металлики», а там он на контрабасе играет, чем, собственно, тоже поднимает их уровень. Это очень круто. Это слушаешь и думаешь: «Ну, да!» Алексей Певчев: А по поводу вашего тандема. То есть у тебя есть академическое образование, у тебя образование ютубное. Приходится в ужасе доказывать, как это сыграть? Ольга Егорова: Тут скорее Рома мне доказывает, как это сыграть. И у меня сейчас появляется ютубное образование. Потому что есть ролики, там кто-то пытается что-то показать, хотя сам ничего не умеет. А есть ролики действительно очень интересных людей, очень профессиональных, очень качественно преподнесен этот материал. И я там очень много для себя нового открываю, того, чего вообще в классическом образовании в принципе нет по умолчанию. Например, в классическом образовании нет ритма. Он вроде и написан в нотах, но его как бы нет. Потому что чувство ритма там очень относительное. Роман Пальмов: Даже скорее не ритм, а грув. Ольга Егорова: Потому что там же везде сплошная агогика: пожалуйста, «у меня музыкальный вкус, у меня идея, фраза». Да, это все прекрасно в классической музыке. Но в эстрадной это вообще нонсенс. Роман Пальмов: Когда исполнителей больше одного и нет дирижера – «а как здесь ровно играть?» Там движения объясняешь Ольге. Она первое время была в шоке. «В нотах же написано. Я здесь так чувствую». – «А здесь за тебя чувствует уже барабанщик с басистом». Ольга Егорова: Было смешно с Михаилом Клягиным, который меня спросил: «Слушай, вот у нас тут есть концертик у кого-то из моих студентов». У него такой классный студенческий коллектив, с которым они периодически выступает. «Кто-то там не может. Может, ты сыграешь?» Я такая: «Ну, хорошо. Но мы с тобой выступали в колледже. Я знаю только 3 твоих пьесы. Я их выучила, придумала, все». Он говорит: «Да. Но там будет 2 часа вот такого же самого». Я говорю: «Классно. Конечно, давай. Для меня это полезно». Он дал мне этот список. Мы встретились на репетиции. Он мне дал список. Я подготовилась, выписала все-все гармонии. И думаю: «У меня есть месяц. Что, за месяц я не смогу, что ли?» Конечно, весь этот месяц я думаю: «Надо садиться». В итоге там был последний день. Я: «А, господи! Может, отменять?» Потому что как вообще все сделать? Но ничего, я пришла на концерт. Я же что-то слышу, я же что-то могу. И играла практически все сходу. Алексей Певчев: Поясним, что Михаил Клягин – это выдающийся современник, выдающийся гитарист, уникальный, чудесный, добрый человек. Сколько раз можно сказать, что насколько человек профессионален, настолько он доброжелателен и скромен? Вот это все про Мишу. Удивительно. Роман Пальмов: Прекрасен, да. Ольга Егорова: Да. Алексей Певчев: Учился, учился – научился. Давайте играть. Ольга Егорова: Следующую композицию мы сыграем инструментальную. Это будет «Тарантелла». МУЗЫКА Алексей Певчев: Что вас тронуло в свое время? Почему эта энергия каким-то образом вас обуяла и вошла в вас? Почему именно кантри-блюграсс? Роман Пальмов: Я вырос в кантри вообще. Я всю жизнь мечтал играть хэви-метал. И играю до сих пор. Алексей Певчев: А у тебя как произошло? Ольга Егорова: Я тоже как-то совершенно случайно попала в эту всю кантри-тусовку. Получилось так, что я была академическим музыкантом. Поняла в какой-то момент уже в академии, что что-то мне это все не нравится, хочется чего-то другого, чего я не знаю. Хочу играть сольно. Не хочу играть с пианистом. Потому что вот это все время такая штука. Ты приезжаешь на конкурс – и ты солист. И играешь там одну свою строчку. Чуть-чуть совсем. А пианист у тебя все это вваливает. И при этом все говорят, что ты солист, а пианист – твой аккомпаниатор. А когда ты говоришь: «Хорошо, я приеду на этот конкурс и сыграю всю программу сольно. А тебе говорят: «Нет, так нельзя. Потому что как же ты без аккомпаниатора будешь играть?» И все вот эти штуки, их было не сломать, невозможно все это. Нужно идти и работать в оркестр или как-то прогибаться, играть какую-то непонятную программу. Короче, мне все это так не нравилось, что я думала, что хочу чего-то своего. И тут вдруг Ирина Савина, с которой у нас образовалась впоследствии группа «Зеленая лиса». Я вела группу Вконтакте, что-то «Любители мандолины, исполнители на мандолине, балалайке и домре». И она туда написала: «Мне нужен домрист, который играет на 4-струнной домре, или мандолинист. Хочу в группу позвать». Я думаю: «А почему нет? Напишу, отвечу». Ответила. Она говорит: «О, классно! Давай приходи». Она, конечно, совершенно не ожидала, что у нее будет такой результат. Я пришла. Мне вообще все это не понравилось. Я подумала: «Боже мой! Я человек, который всю жизнь играет Баха, вот это все, делает какие-то свои переложения Мусоргского». И тут я буду сейчас играть каких-то там «Beatles», вообще непонятного Андрея Баранова. Что это такое? Что это ужасы? Но когда мы выступили на первом же концерте и сыграли «Стингрей» американского мандолиниста Сэма Буша, я вдруг увидела людей, которые реагируют совершенно иначе, не так, как в концертном зале, где ты я не знаю, что должен сделать, чтобы какие-то аплодисменты сорвать, чтобы этого не было: «Ну, ничего, ничего». Вот это все. Здесь люди были открытые, они воспринимали тебя, им нравилось то, что ты делаешь. И да, тут, конечно, был вариант скатиться с качества на какой-то более низкий уровень, потому что «и так хорошо». Но я понимала важность развиваться дальше. Но я при этом я понимала, что эти люди тебе реально благодарны за то, что ты делаешь. И очень долгое время я отбивалась реально от прозвища кантри-мандолинистки, от этого статуса. Я говорила: «Да нет. Я вообще не люблю ваше кантри». Но так оно закрепилось. Алексей Певчев: И сделала ты аккомпанирующий инструмент солирующим. Песня была так ненавязчиво объявлена посреди твоего ответа. Давайте, наверное, эту песню, которую ты сказала. МУЗЫКА Алексей Певчев: Мы тут упомянули фамилию Баранова. Про фестиваль, наверное, нам имеет смысл сказать. Потому что и вокруг этого фестиваля, и вокруг этого человека очень много людей завязано, много всяких знакомств. Давайте про Баранова вашими словами. Ольга Егорова: Собственно говоря, с Андрея Баранова начиналась моя деятельность в кантри-блюграсс музыке. Как мы ее называем – «русский блюграсс». С Ирой Савиной из «Зеленой лисы» мы играли Андрею несколько композиций. Мы играем ту, которая в итоге прижилась у нас с Ромой – это «Про Егора». Совершенно никак не связано с моей фамилией, почему мы ее выбрали. Просто так получилось. Она очень милая. И Андрей Баранов – уникальный человек. Что об этом говорить? Его музыка потрясающая. И самое главное, что о человеке можно судить по его друзьям. Это был уникальный, гениальный, потрясающий человек лишь только потому, что его друзья после его смерти смогли осуществить его мечту и построить классный большой фестиваль, который существовал ,по-моему, 13 лет, или, может, даже больше. Я, честно говоря, не могу сейчас уже вспомнить. Но в течение этого времени они каждый год собирали на большой площадке в городе Волжске под Казанью огромное количество музыкантов, огромное количество людей. Они находили на это спонсоров, работали ради этого фестиваля сами, делали свой бизнес, чтобы оплачивать этот фестиваль. И это уникальное явление в принципе. На этом фестивале звучала музыка, как хотел Андрей, абсолютно разных жанров. И это было очень здорово. Алексей Певчев: Давайте играть дальше. Ольга Егорова: Наверное, мы тогда сыграем Андрея Баранова. МУЗЫКА Алексей Певчев: Спасибо. Хотелось бы поговорить о пространствах и площадях, где вы играете. У нас, наверное, не так много, но есть какое-то количество фестивалей, есть «Дикая мята», есть «Пустые холмы», сейчас в ином виде возрождаются. Где играете вы? О Западе мы поговорили. Вот о российских. Роман Пальмов: А в России мы играем где? Ольга Егорова: Мы до этого года… Мы один год в России пытаемся что-то наладить. Мы не думали, что русским людям вообще в принципе будет интересно. Потому что мы хотели сначала играть сложные замороченные инструментальные композиции, все такое. А потом мы поняли, что русским людям тоже нравится. Алексей Певчев: Вы хотите сказать, что изначально проект был экспортный? Ольга Егорова: Да. Роман Пальмов: Да. У нас произошло сразу два экспортных проекта. И оба кантри. То есть это наш дуэт «DUO RO» и группа «Country hell», где хэви-кантри, скрипка, мандолина, и настоящий ковбой поет. И мы все это туда. Удобно же ездить. Мы сначала поиграли легкую акустическую, а ночью возили… Ольга Егорова: Да, а люди те же. Роман Пальмов: Удобно. Мы туда все только делали. Ольга Егорова: А так вышло, что в России нас стали любить, нам стали говорить: «Ребят, мы же тоже хотим. Давайте концерт. Потому что вы выкладываете видео, нам нравится». Мы такие: «Ну, ладно». Роман Пальмов: И начали потихоньку. С этого года буквально, да? Ольга Егорова: Да. Реально год, как мы начали что-то делать. И мы выступили в России… Мы сразу как-то познакомились с Марией Семушкиной, выступили летом на «Усадьбе Jazz», у нее выступали несколько раз на квартирниках ее, тоже такое ежемесячное крутое мероприятие. Вчера мы вообще зашли в бардовскую тусовку. Потому что я раньше играла, у меня есть другое мое ответвление – «бард-мандолина». И для нас это было просто открытие. Потому что, честно говоря, мы первый раз в России услышали такой шквал. Это было столько энергии от людей. Мы не ожидали, что это будет так актуально здесь. И поэтому мы сейчас будем очень активно стараться в России играть как можно больше, как можно чаще на разных фестивалях. Алексей Певчев: Давайте следующее что-нибудь. МУЗЫКА Алексей Певчев: А на русском-то будете что-нибудь делать, или нет? Извиняюсь за банальный вопрос. Роман Пальмов: А зачем? Кто сейчас не знает английского? Ольга Егорова: Это раз. А, во-вторых, у нас есть на самом деле одна песня на русском. Но мы ее не будем сейчас играть. Нет. Роман Пальмов: Есть. Она на самом деле на французском. Ольга Егорова: Нет. Это романс на французском. Она на русском. Я когда-то в своей программе играла. Я ее сделала. И так получилось, что когда мы ехали в первый раз на французский фестиваль, мы им отправляли разные варианты, что мы можем, чтобы их удивить, чтобы они сказали: «Да, классно». И отправили в том числе этот мой сольный номер. Они сказали: «О, это здорово! А пускай они переведут на французский и сыграют дуэтом». Мы такие: «Вот это да!» Там, конечно, такой огромный текст. И да, мы нашли среди друзей французского поэта, который на самом деле русский эмигрант, и он написал нам, сделал перевод. Это получилась очень хитовая такая штука. Но мы ее не будем сейчас играть. Алексей Певчев: Оля, Роман, много людей вас посмотрят, увлечется вами. А кто, кроме вас, еще работает в данной области? Кто ваши друзья? О ком вы бы хотели сказать? Что еще людям посмотреть в вашем ключе? Роман Пальмов: В нашем ключе? Конкурентов сдавать мы не будем. Ольга Егорова: На самом деле, честно говоря, то, что мы делаем в России, наверное, я даже не знаю… Есть прямо совсем трушные блюграсс ребята «Red Brick Boys». Но это просто… Это не то, что мы делаем. У нас смешение жанров. Там можно услышать и кельтские мотивы, и американские, и русские, и восточные. А у них это настоящий такой реднековский блюграсс, они играют. Отличные ребята, прекрасные. У них все время меняется состав. Они прям очень стараются. Это такая хипстерская тусовка. Они очень стараются сделать все так по-американски, современно, красиво. Алексей Певчев: Играем. Роман Пальмов: Хорошо. Давай Мишу. МУЗЫКА Алексей Певчев: Спасибо, Оля. Ольга Егорова: Спасибо большое за приглашение. Алексей Певчев: Спасибо, Роман. Спасибо. Это была группа «DUO RO». Смотрите нас и слушайте музыку на Общественном телевидении России.