Количество детских самоубийств в России увеличилось в 2018 году по сравнению с предыдущим годом и достигло почти 800. Об этом сообщило ТАСС, ссылаясь на уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анну Кузнецову. Мы подготовили материал, в котором специалисты разбираются в природе детского суицида и дают рекомендации родителям, как постараться уберечь ребенка от самоубийства. По словам председателя национального родительского комитета России Ирины Волынец, подросткам все проблемы кажутся нерешаемыми. Дети в этом возрасте всегда хотят быть совершенными, при этом они очень критичны к себе и к окружающим. «Подростку кажется, что мир ополчился против него, и самые близкие люди в свете его нескончаемых и неразрешимым проблем тоже предстают перед ним врагами. Тем более, что в этом возрасте у ребенка еще не сформировалось такое осознание ценности человеческой жизни, которое появляется в дальнейшем», - говорит Волынец. Буллинг. Травля детей со стороны сверстников - один из незначительных факторов среди причин подросткового суицида. Отсутствие контакта с родителями. Главной причиной, по мнению Ирины Волынец, является отсутствие нормального контакта между взрослым и ребенком, отсутствие родительской поддержки. Зависимости. Речь идет не только об алкоголе и наркотиках как способах уйти от действительности. Волынец отмечает, что большое распространение получила зависимость от социальных сетей и компьютерных игр, в которых главный герой обладает множеством жизней. «Для персонажа, за которого играет подросток, сидя за компьютером, любой провал, любая смерть не являются тотальными. У ребенка формируется искаженное восприятие реалий, и, где-то на подсознании у него «сидит» установка: «чтобы ни случилось, я смогу начать игру с начала». К сожалению, эта тенденция усиливается», - говорит председатель национального родительского комитета РФ. Кино и мультипликация. Волынец считает, что сегодня нужно не только проводить экспертизу детских игрушек на предмет отсутствия вредных веществ. Игрушки, как и кинопродукция и мультипликация, нуждаются в психологической экспертизе. «В стране наблюдается абсолютное отсутствие контроля государства за медиа пространством. Все, что связано с культом смерти, способствует увеличению количества детских суицидов, - говорит Волынец. - Недавно я видела рекламу мультфильма о мертвецах. Все его главные герои - умершие люди. Счастливый ребенок никогда не решится на самоубийство Таким образом смерть, теряя свое сакральное значение, становится смешной для детей. У них отсутствует осознание ценности и мимолетности жизни. Когда смерть не кажется чем-то тотальным, страшным и бесповоротным, это дает подростку возможность пренебрежительного отношения к ней сначала в своих мыслях, а потом и в поступках. Эта тенденция ужасна. Она говорит о социальном неблагополучии в нашей стране, потому что счастливый ребенок никогда не решится на самоубийство». В конце прошлого года главный внештатный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе рассказал о возможном включении в школьную программу уроков психологии. «Мы собираемся вводить предмет «Психология» в школах, начиная с третьего класса по 11-й класс. Это для того, чтобы дети знали элементарные вещи, которые никто и нигде не объясняет»,— цитировало Зураба Кекелидзе ТАСС. Сегодня с российской школы снята воспитательная функция. Школьные психологи не справляются с огромным количеством работы. «Если на школу, где учится 1000 детей, есть всего один психолог, он едва успевает заниматься их профориентированием, про индивидуальную работу и речи идти не может», - говорит Волынец. Она приводит в пример авторитет и квалификацию советского педагога. «Еще 30 лет назад учитель получал достойную зарплату. Только лучшие из лучших шли в профессию, и у государства была возможность отбирать тех, кто был педагогом по призванию. Что мы сегодня видим? Зарплата учителя очень низкая, а сама профессия стала непрестижной. Учитель гоним всеми. Директор школы норовит избавиться от неугодного учителя в случае возникновения конфликта, а родители пишут жалобы на педагога, начиная от прокуратуры, заканчивая президентом РФ», - сказала Волынец. Огромное количество проблем, в том числе и с детской психологией, учитель, если он действительно любит свою профессию, может заметить и решить самостоятельно По ее словам, учитель превратился в «бесправное существо с очень низкой зарплатой, он вынужден работать на 1,5-2 ставки». «Вот мы и получаем измотанное существо, которое уже не может ничего дат ребенку. Огромное количество проблем, в том числе и с детской психологией, учитель, если он действительно любит свою профессию, может заметить и решить самостоятельно». По словам Волынец, в России проживает огромное количество неблагополучных семей с асоциальными родителями, которые не в состоянии уделять ребенку внимание. Многие семьи находятся на грани выживания: родители вынуждены работать на нескольких работах и видеть своего ребенка только перед сном. В противном случае они просто не прокормят семью. Волынец убеждена, что для ребенка любовь эквивалентна времени, которое ему уделяют мама и папа, искренне интересуясь его жизнью и тем, что творится у него на душе. То есть родитель и есть идеальный психолог для ребенка. Два года назад вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец заявила о таком явлении, как «бедность работающего населения», когда человек, имея специальность и работая на полную занятость, живет за чертой бедности. Поэтому, как считает Волынец, одной из главных причин неблагополучия в этой сфере является «общесоциальная неустроенность в нашей стране». Детский врач-психотерапевт, доктор медицинских наук Национального центра психиатрии и наркологии Лев Пережогин считает: если у родителей с ребенком установились доверительные отношения, то лезть к нему в портфель или на странички в соцсети не имеет смысла. «Если чувствуете, что у ребенка поменялось поведение, а ваши отношения с ним дрогнули, тогда нужно посмотреть, что творится у него в соцсетях, что хранится в его карманах. Можно поговорить с его друзьями, только аккуратно». Лев Пережогин говорит, что большинство суицидальных попыток носят весьма спонтанный и трудно предсказуемый характер. Однако он рассказал про очевидные и неочевидные признаки приготовления ребенка к самоубийству. Очевидные признаки Прямые заявления ребенка о том, что он не хочет жить. Поиск о способах смерти в интернете или других открытых источниках. Приготовления: приобретение ножа, веревки и т.д. - предметов, которых раньше не было у ребенка. Косвенные признаки Ребенок подводит итоги своей жизни. Пишет на своей страничке ВКонтакте, что он успел, а что не смог и уже больше никогда не сможет сделать. Ребенок назначает точки отсчета до своего самоубийства. Ребенок посещает соответствующие сайты, где пропагандируют самоубийства. Ребенок начинает раздавать вещи, которыми он очень дорожил, своим друзьям. Ребенок выбирает способ, где и как он будет похоронен. Ребенок посещает места, которые ему были когда-то дороги. Он просит: «Мамочка, отвези меня на старую квартиру, где мы жили, когда еще жива была бабушка».