Количество детских самоубийств в России увеличилось в 2018 году по сравнению с предыдущим годом и достигло почти 800. Об этом сообщило ТАСС, ссылаясь на уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анну Кузнецову. Мы подготовили материал, в котором специалисты разбираются в природе детского суицида и дают рекомендации родителям, как постараться уберечь ребенка от самоубийства.
Мир глазами подростка
По словам председателя национального родительского комитета России Ирины Волынец, подросткам все проблемы кажутся нерешаемыми. Дети в этом возрасте всегда хотят быть совершенными, при этом они очень критичны к себе и к окружающим.
«Подростку кажется, что мир ополчился против него, и самые близкие люди в свете его нескончаемых и неразрешимым проблем тоже предстают перед ним врагами. Тем более, что в этом возрасте у ребенка еще не сформировалось такое осознание ценности человеческой жизни, которое появляется в дальнейшем», - говорит Волынец.
Причины детского суицида
Буллинг. Травля детей со стороны сверстников - один из незначительных факторов среди причин подросткового суицида.
Отсутствие контакта с родителями. Главной причиной, по мнению Ирины Волынец, является отсутствие нормального контакта между взрослым и ребенком, отсутствие родительской поддержки.
Зависимости. Речь идет не только об алкоголе и наркотиках как способах уйти от действительности. Волынец отмечает, что большое распространение получила зависимость от социальных сетей и компьютерных игр, в которых главный герой обладает множеством жизней.
«Для персонажа, за которого играет подросток, сидя за компьютером, любой провал, любая смерть не являются тотальными. У ребенка формируется искаженное восприятие реалий, и, где-то на подсознании у него «сидит» установка: «чтобы ни случилось, я смогу начать игру с начала». К сожалению, эта тенденция усиливается», - говорит председатель национального родительского комитета РФ.
Кино и мультипликация. Волынец считает, что сегодня нужно не только проводить экспертизу детских игрушек на предмет отсутствия вредных веществ. Игрушки, как и кинопродукция и мультипликация, нуждаются в психологической экспертизе.
«В стране наблюдается абсолютное отсутствие контроля государства за медиа пространством. Все, что связано с культом смерти, способствует увеличению количества детских суицидов, - говорит Волынец. - Недавно я видела рекламу мультфильма о мертвецах. Все его главные герои - умершие люди.
Счастливый ребенок никогда не решится на самоубийство
Таким образом смерть, теряя свое сакральное значение, становится смешной для детей. У них отсутствует осознание ценности и мимолетности жизни. Когда смерть не кажется чем-то тотальным, страшным и бесповоротным, это дает подростку возможность пренебрежительного отношения к ней сначала в своих мыслях, а потом и в поступках.
Эта тенденция ужасна. Она говорит о социальном неблагополучии в нашей стране, потому что счастливый ребенок никогда не решится на самоубийство».

Кого винить: школу или государство?
В конце прошлого года главный внештатный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе рассказал о возможном включении в школьную программу уроков психологии.
«Мы собираемся вводить предмет «Психология» в школах, начиная с третьего класса по 11-й класс. Это для того, чтобы дети знали элементарные вещи, которые никто и нигде не объясняет»,— цитировало Зураба Кекелидзе ТАСС.
Сегодня с российской школы снята воспитательная функция. Школьные психологи не справляются с огромным количеством работы. «Если на школу, где учится 1000 детей, есть всего один психолог, он едва успевает заниматься их профориентированием, про индивидуальную работу и речи идти не может», - говорит Волынец.
Она приводит в пример авторитет и квалификацию советского педагога. «Еще 30 лет назад учитель получал достойную зарплату. Только лучшие из лучших шли в профессию, и у государства была возможность отбирать тех, кто был педагогом по призванию. Что мы сегодня видим? Зарплата учителя очень низкая, а сама профессия стала непрестижной. Учитель гоним всеми. Директор школы норовит избавиться от неугодного учителя в случае возникновения конфликта, а родители пишут жалобы на педагога, начиная от прокуратуры, заканчивая президентом РФ», - сказала Волынец.
Огромное количество проблем, в том числе и с детской психологией, учитель, если он действительно любит свою профессию, может заметить и решить самостоятельно
По ее словам, учитель превратился в «бесправное существо с очень низкой зарплатой, он вынужден работать на 1,5-2 ставки».
«Вот мы и получаем измотанное существо, которое уже не может ничего дат ребенку. Огромное количество проблем, в том числе и с детской психологией, учитель, если он действительно любит свою профессию, может заметить и решить самостоятельно».
Родитель - идеальный психолог для ребенка
По словам Волынец, в России проживает огромное количество неблагополучных семей с асоциальными родителями, которые не в состоянии уделять ребенку внимание. Многие семьи находятся на грани выживания: родители вынуждены работать на нескольких работах и видеть своего ребенка только перед сном. В противном случае они просто не прокормят семью.
Волынец убеждена, что для ребенка любовь эквивалентна времени, которое ему уделяют мама и папа, искренне интересуясь его жизнью и тем, что творится у него на душе. То есть родитель и есть идеальный психолог для ребенка.
Два года назад вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец заявила о таком явлении, как «бедность работающего населения», когда человек, имея специальность и работая на полную занятость, живет за чертой бедности. Поэтому, как считает Волынец, одной из главных причин неблагополучия в этой сфере является «общесоциальная неустроенность в нашей стране».
Нужно ли контролировать соцсети?
Детский врач-психотерапевт, доктор медицинских наук Национального центра психиатрии и наркологии Лев Пережогин считает: если у родителей с ребенком установились доверительные отношения, то лезть к нему в портфель или на странички в соцсети не имеет смысла. «Если чувствуете, что у ребенка поменялось поведение, а ваши отношения с ним дрогнули, тогда нужно посмотреть, что творится у него в соцсетях, что хранится в его карманах. Можно поговорить с его друзьями, только аккуратно».

Как распознать у ребенка суицидальные мысли
Лев Пережогин говорит, что большинство суицидальных попыток носят весьма спонтанный и трудно предсказуемый характер. Однако он рассказал про очевидные и неочевидные признаки приготовления ребенка к самоубийству.
Очевидные признаки
- Прямые заявления ребенка о том, что он не хочет жить.
- Поиск о способах смерти в интернете или других открытых источниках.
- Приготовления: приобретение ножа, веревки и т.д. - предметов, которых раньше не было у ребенка.
Косвенные признаки
- Ребенок подводит итоги своей жизни. Пишет на своей страничке ВКонтакте, что он успел, а что не смог и уже больше никогда не сможет сделать.
- Ребенок назначает точки отсчета до своего самоубийства.
- Ребенок посещает соответствующие сайты, где пропагандируют самоубийства.
- Ребенок начинает раздавать вещи, которыми он очень дорожил, своим друзьям.
- Ребенок выбирает способ, где и как он будет похоронен.
- Ребенок посещает места, которые ему были когда-то дороги. Он просит: «Мамочка, отвези меня на старую квартиру, где мы жили, когда еще жива была бабушка».