Начиная с 1992 года по предложению Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря отмечается как Международный день инвалидов. 26 лет назад главной целью этого мероприятия виделось продвижение прав людей с ограниченными возможностями во всех сферах общественной жизни и привлечение внимания к проблемам инвалидов. В этом году темой Дня инвалидов стало «Расширение возможностей инвалидов и обеспечение инклюзивности и равенства». Наша редакция хочет особо остановиться именно на этом моменте – расширении возможностей инвалидов. По нашему мнению, человечество должно двигаться в этой области к тому, чтобы исчезло само понятие инвалид и люди, чьи возможности оказались ограниченными по каким-то обстоятельствам, несмотря на это оставались бы включенными в экономическую, политическую, общественную или культурную жизнь. Возможно ли это? По данным ООН на Земле более одного миллиарда человек имеют ту или иную форму инвалидности (15% населения планеты). Почти 80% из них живет в развивающихся странах. В России на начало 2018 года по данным Росстата было зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности (8,2 % от всего населения). Самой многочисленной оказалась вторая группа - 5,6 млн человек (с 2013 года их число сократилось на 17,7%), к третьей группе инвалидности относили 4,4 млн человек (рост на 7,3% за последние пять лет). К самой сложной, первой группе инвалидности принадлежало 1,47 млн человек (минус 2% с 2013 года). Детей-инвалидов в России зарегистрировано 0,7 млн человек. В сентябре 2012 года Российская Федерация присоединилась к международной Конвенции о правах инвалидов. 3 декабря 2014 года президент РФ подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов". Поправки касались 25 российских законодательных актов в сфере культуры, транспорта, судебной системы, сфер соцзащиты и здравоохранения, информации и связи, а также политических и избирательных прав инвалидов. С 1 января 2017 года в России действует Федеральный реестр инвалидов (ФРИ). При обсуждении мер, которые могут помочь людям с ограниченными возможностями включиться в полноценную общественную, экономическую и культурную жизнь, первым делом речь заходит о том, чтобы сделать окружающую среду максимально удобной для них. Эти предложения лежат на поверхности, но требуют серьезных материальных затрат. Они в первую очередь затрагивают архитектуру и строительство, организацию транспорта и дорожного движения, сферу услуг. В целом, сейчас в развитых странах мира пришли к пониманию того, что расходы, необходимые для того, чтобы передвижение для инвалидов стало максимально доступным, окупаются в перспективе за счет вовлечения их в экономическую деятельность. В Российской Федерации программа «Доступная среда» начала реализовываться в 2011 году. Ее целью стало требование предоставить инвалидам и маломобильным российским гражданам доступ к важнейшим объектам социальной, транспортной, медицинской и культурной инфраструктуры. В октябре 2015 года правительство продлило действие программы до 2020 года, а в январе этого года президент поручил правительству проработать меры совершенствования окружающей среды для людей с ограниченными возможностями до 2025 года. По данным специального опроса, проведенного интернет-ресурсом по бронированию жилья в России Tvil.ru в социальных сетях, наиболее приспособленными для инвалидов российскими городами признаны Москва, Сочи и Санкт-Петербург. За российскую столицу проголосовало 26% участвовавших в исследовании. Сочи получил 20% голосов, а «северная столица» - 15%. На протяжении длительного времени в истории человеческого общества проблемы физического и интеллектуального развития становились непреодолимым препятствием в получении инвалидами общего или специального образования. До недавнего времени почти повсеместно основным уделом для таких людей оставалось или домашнее обучение, или помещение в специальные заведения, где с ними пытались работать по особым программам. В последние десятилетия представление об образовательном процессе для инвалидов поменялось кардинальным образом. На первое место вышел принцип инклюзии – вовлечения человека с ограниченными возможностями в общий процесс получения знаний, где тесный контакт с окружающими, их личностные качества играют роль связующего звена между инвалидом и миром. Понятно, что соблюдение принципа инклюзии требует от образовательных учреждений и преподавателей учета особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Но инклюзивное образование остается единственным признанным в мире инструментом реализации права людей с ограниченными возможностями на недискриминационное получение образования на всех уровнях и в течение всей жизни. Это прямо прописано в статье 24 международной Конвенции ООН о правах инвалидов. В РФ с 2012 года вступил в действие «Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ, в котором прописан новый подход к получению образования детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. В 2017/18 учебном году на программы высшего образования были зачислены 6,9 тыс. студентов-инвалидов, на программы среднего профессионального образования - 8,3 тыс. инвалидов. К слову, до этого с 2008 года ежегодно в вузы в среднем поступали 5,9 тыс. инвалидов, в средние специальные учебные заведения — 5,3 тыс. инвалидов. Пожалуй, самой горячо обсуждаемой темой остается тема достижений современной науки и технологий, которые можно поставить на службу людям с ограниченными возможностями. Перспективы на этом направлении действительно вырисовываются фантастические. И здесь можно говорить о конкретных примерах. Один из самых выдающихся ученых мира второй половины XX – начала XXI века Стивен Хокинг на протяжении 50 лет боролся с боковым амиотрофическим склерозом – болезнью, которая постепенно привела к параличу большинства мышц физика-теоретика. После потери речи Хокинг смог общаться с окружающими с помощью синтезатора речи, который управлялся сначала с помощью указательного пальца правой руки, а затем с помощью мимической мышцы щеки. В 2014 году команда ученых из лаборатории прикладной физики университета Джона Хопкинса в США разработала бионические (миоэлектрические) протезы двух рук для Лесли Бо из Колорадо. Бо лишился обеих рук в результате несчастного случая. Протезы крепились на специальный жилет и управлялись силой мысли с помощью специальных датчиков, считывавших импульсы с нервных окончаний. Для овладения простейшими операциями Бо потребовалось всего 10 дней. Американец стал первым обладателем подобных протезов в мире. Сейчас миоэлектрические протезы конечностей (в первую очередь кистей рук) получают все большее распространение. В 2015 году специалисты Манчестерского королевского глазного госпиталя осуществили первую в мире успешную пересадку «бионического глаза» - электронного имплантата сетчатки 80-летнему Рою Флинну. Мужчина страдал сухой формой возрастной макулодистрофии, которая считается одной из самых главных причин слепоты у людей старше 55 лет по всему миру. Бионический глаз состоял из имплантата сетчатки, а также внешней системы, представляющей собой миниатюрную камеру с процессором, которая была вмонтирована в обыкновенные на первый взгляд очки. Сигнал камеры, обработанный процессором, поступал на искусственную сетчатку, которая через электроды стимулировала оставшиеся ее здоровые клетки. Больной получил возможность различать формы, движущиеся предметы и свет. Новейшие достижения современной науки и усилия общества, направленные на то, чтобы обеспечить людям с ограниченными возможностями максимальный доступ к образованию, объектам окружающей среды и инфраструктуры, дают надежду на то, что со временем инвалиды будут все более включаться в полноценную жизнь. В конце концов, в наших силах сделать так, чтобы понятие инвалид перестало существовать. Совсем. Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции