Ангелина Грохольская: От добровольчества к профессионализму. Как идею превратить в эффективный проект? Этому научат в "Школе общественного действия". Она откроется в июле в Ярославской области. По сути, это встречи молодых и активных людей – волонтеров, журналистов, руководителей общественных организаций, которые готовы помогать тем, кто в этом нуждается, и хотят научиться делать это правильно. И сегодня в студии "Большой страны" – организатор летней "Школы общественного действия" Павел Федосов. Павел, здравствуйте. Павел Федосов: Здравствуйте. А.Г.: Спасибо, что откликнулись на наше приглашение и приехали рассказать о вашем проекте. П.Ф.: Спасибо и вам. А.Г.: Павел, скажите, а почему появилась такая необходимость – обучать волонтеров, добровольцев? П.Ф.: Наверное, правильнее сказать, что наша главная целевая аудитория – это волонтер, который находится на пути к профессионализму. То есть это человек, начавший заниматься каким-то хорошим делом и увидевший в этом дело жизни, который хочет создать свою НКО, например. И для него школа является такой платформой этого профессионального развития. Надо сказать, что это проект Фонда Андрея Первозванного. Мы шутя говорим, что это нужно для того, чтобы потом возникло много фондов Андрея Первозванного – то есть, чтобы люди, попав в нашу школу, познакомившись с нашей деятельностью, с другими проектами, как-то поразмышляв об этом, встретившись с действительно мощными профессионалами и экспертами, набрали достаточно энергии, вдохновения и компетенций, чтобы потом сделать свою работающую НКО, например. А.Г.: То есть "сделать" – это сделать работу системно. Потому что сегодня очень многие путают благородный волонтерский порыв, который может быть и разовым, и действительно добровольчество и системную работу благотворительности. П.Ф.: Я думаю, вы совершенно правы. И еще я думаю, что очень часто, к сожалению, имеет место ситуация, когда добровольчество скорее становится способом использования молодого человека – использовать его время, его энергию, его настроение. А.Г.: Неужели и такое бывает? П.Ф.: В хорошем смысле, то есть привести, надеть майку, дать в руки лопату, сфотографировать. Наверное, никакого зла в этом нет. А.Г.: Но, по сути, не объяснить, для чего и зачем это, не поставить какой-то долгосрочной цели. П.Ф.: Конечно. Потому что ресурс, заложенный в добровольчестве, гораздо больший – педагогический, образовательный, связанный вообще с просвещением всего общества. И мы пытаемся именно этот ресурс задействовать. А.Г.: Эти волонтеры – какой это возраст, откуда эти ребята приходят? Сами ли они приходят, или их кто-то, может быть, направляет к вам? Для нас сейчас важно, чтобы человек "делал общество", то есть объединял людей вокруг каких-то задач, реальных дел. П.Ф.: Возраст – 18–35. В принципе, для нас сейчас важно, чтобы просто человек был общественным деятелем, в смысле – чтобы он "делал общество", то есть объединял людей вокруг каких-то задач, реальных дел. А.Г.: Я знаю, что у вас достаточно строгий отбор в школу, вы не всех принимаете. А почему? П.Ф.: Основной критерий – чтобы человек был реально внутри деятельности. А.Г.: Как надо доказать это? У вас какое-то анкетирование? Как этот отбор происходит на практике? П.Ф.: У нас есть определенная форма заявки. Там описывается проект, с которым человек приезжает. И обязательно очень важно мотивационное письмо, где человек объясняет, почему он хочет приехать, что им движет. Какое-то время мы даже использовали такой вопрос: "Как вы видите себя и свое дело через 10 лет?" Из того, как человек описывает свой путь, мы видим примерно, насколько у него это всерьез, насколько он системно к этому подходит и так далее. А.Г.: Это очень интересно. Приведете пример? Мне просто интересно, как рассуждают молодые люди. П.Ф.: Есть прекрасный пример, который я могу привести. У нас есть замечательный друг – Саша Буров из Рязани. Это молодой парень, у него ДЦП, но он ходит, он активный, он действует. И он в какой-то момент задумался о том, что он как инвалид должен сделать что-то для того, чтобы люди как бы нормальные лучше почувствовали, каково жить инвалиду. И он стал проводить тренинги для нормальных людей, которым завязывал глаза, затыкал уши, чтобы они как-то почувствовали себя в этой шкуре. И сейчас, когда его спросили: "Чего ты хочешь?", – он говорит: "Я хочу через 10 лет быть успешным социальным предпринимателем, который двигает эту тему инвалидности в каком-то системном масштабе, помогает людям с инвалидностью чувствовать себя в обществе не изгоями, не чужаками, не тем, кто должен что-то просить все время, а полноправными нормальными людьми". А.Г.: А в каком формате проходит обучение? Что вообще происходит в вашей школе? П.Ф.: Это очень интересный вопрос, потому что это вопрос такой творческий. Мы все время форматы развиваем, и их много разных. С одной стороны, естественно, люди рассказывают просто о том, с чем они приехали. Тут у нас опять есть пространство для поиска работы, потому что у нас уже сложился на многочисленных молодежных мероприятиях, которые проводятся, такой жанр как "защита проекта". То есть человек выходит, показывает презентацию в PowerPoint в течение 5 минут и рассказывает: "Мы провели 25 мероприятий, подарили сиротам по два подарка каждому", – и так далее. Мы все время призываем ребят говорить как-то более содержательно, более системно действительно про какую-то свою историю. Вот сейчас… А.Г.: Давайте мы немножко, может быть, отвлечемся. Это тоже школа? Или что это? Прокомментируйте. П.Ф.: Один из наших принципов заключается в том, что помимо работы интеллектуальной должно быть непосредственное включение на социальном объекте. В частности, это идет работа рядом с Ростовым-на-Дону. Усадьба "Манычское", по-моему, называлась. Мы там тоже помогали – детский дом, интернат. У нас есть для нас довольно важная тема – помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. И у нас в школе часто собираются ребята, которые с такими детьми работают – и профессионально, и как добровольцы. Поэтому мы обычно в том городе, где проходит школа, для детей, которые в этом городе находятся, скажем, в детском доме-интернате, организуем некую серию мероприятий. На эти мероприятия приходят местные ребята, которые перенимают опыт фактически со всей России. Поскольку Фонд Андрея Первозванного традиционно занимается монастырским трудничеством, то простую физическую работу (копать землю, разбирать дрова) мы тоже очень ценим и считаем ее совершенно прекрасным занятием. А.Г.: Не пугаются ваши слушатели? Они готовы к тому, что будет происходить в школе? П.Ф.: Если вы говорите о физической работе, то наоборот – молодежь этого хочет. Их, наоборот, скорее может смутить, что слишком много сидят, слишком много говорят, а хочется им какого-то движения. А.Г.: И не без творчества у вас, я смотрю. П.Ф.: Это как раз у нас подход к творчеству как способ поддержать людей в трудной жизненной ситуации. То есть ты приходишь к людям в больницу, в хоспис, в детский дом-интернат и через творчество пытаешься для них что-то сделать – не вылечить, естественно, но дать какую-то радость, какое-то тепло и какую-то поддержку. А.Г.: Даже существует термин "арт-терапия", и многие проекты связаны именно с этим. Тем более я знаю, что вы сами поете и сочиняете музыку, поэтому тут все связано. П.Ф.: Да, поэтому у меня так все совпало в какой-то момент. А.Г.: Для вас это близко. П.Ф.: Да, действительно. Ты понимаешь, скажем, придя в больницу, если у тебя есть гитара и песня, что ты можешь что-то сделать для людей этой песней. А.Г.: Я так понимаю, что школа уже существует несколько лет? П.Ф.: Да. А.Г.: А сколько? П.Ф.: Мы начали в 2011 году. Изначально этот проект назывался "Школа добровольчества". А потом мы поняли, что надо работать не только с добровольцами, но и с профессионалами – и проект был переименован в "Школу общественного действия". Но такого рода деятельность с 2011 года мы осуществляем. А.Г.: И проводите в разных регионах, да? Это намеренно так делается? П.Ф.: Это намеренно. Как правило, в регионе есть конкретный партнер, который готов стать соорганизатором. Скажем, буквально две недели назад мы закончили школу в Курске. Там Курский университет, студенты которого выступили с предложением сделать школу про то, как общество может поддерживать многодетные семьи. И мы провели школу "Общественные технологии поддержки многодетной семьи" вместе с Курским университетом на его базе. То есть мы работаем в тех регионах, в которых есть реальные партнеры, которые заинтересованы, чтобы у них состоялась "Школа общественного действия". А.Г.: И я так понимаю, что у вас постоянно происходит взаимодействие и взаимопроникновение, наверное, в том числе идеями и проектами. Вы не только даете, но и берете что-то. П.Ф.: Конечно. А.Г.: Сколько с 2011 года получается? 5 лет. Все ли состоялось, что было задумано? Все ли цели и задачи выполняются? И что интересного вы взяли для себя, общаясь со слушателями, с организаторами? Работа с молодежью – это работа без гарантий и работа на долгую дистанцию. Делая что-то сегодня, ты сегодня, завтра или даже послезавтра результат не всегда видишь. П.Ф.: В принципе, я понял, что работа с молодежью – это работа без гарантий и работа на долгую дистанцию. Делая что-то сегодня, ты сегодня, завтра или даже послезавтра результат не всегда видишь. Но тем не менее для меня вдохновляюще и интересно видеть, как человек растет, и давать ему эту возможность. Ты понимаешь, что он в первый год он приезжает как просто заинтересованный студент, на другой год он уже что-то попробовал, набил какие-то шутки, а потом он приезжает как руководитель НКО. Он растет, и для него школа становится ступенями, с помощью которых он может подниматься. И в этом смысле для меня самое радостное вот это – видеть, как человек из юного становится взрослым. А.Г.: Давайте напомним, когда школа состоится в Ярославской области, в Рыбинске. П.Ф.: 17–22 июля, то есть довольно длительная, потому что летняя школа. Там будет очень плотная и интенсивная программа. Мы готовы всем заинтересованным… А.Г.: Я так понимаю, что у вас есть даже специальный буклет. П.Ф.: Это буклет вообще про наш проект, про "Школу общественного действия". А.Г.: А, вообще про проект. Можно я посмотрю, а вы пока рассказывайте про ярославскую школу, что уже намечено непосредственно. П.Ф.: Да, пожалуйста. Действительно будет плотная десятидневная программа. И там будут разговоры про очень конкретные технологические вещи. В частности, например, сейчас одна из ключевых тем в связи с общественной деятельностью – это все, что связано с социальными сетями. Как работать в социальных сетях? Как в них продвигать свои идеи? Как с их помощью собирать единомышленников? Также, естественно, речь пойдет о социальном предпринимательстве, о фандрайзинге, о работах с разными типами семей. И тема, которая всегда обсуждается, по-моему, на всех добровольческих мероприятиях, с моей точки зрения, – все, что связано с социальной адаптацией детей-сирот, потому что у нас в принципе большая часть добровольчества с этим связана. А.Г.: Здесь история, наверное, не только про волонтерство и добровольчество, а вообще про жизнь. П.Ф.: Она про жизнь – собственно, как и любой качественный молодежный проект. Потому что молодому человеку, мне кажется, в первую очередь интересно, как ему жить свою жизнь. Поэтому, конечно, с этим запросом они приезжают. Плюс тема, о которой обязательно мы будем говорить на школе в Рыбинске и которая сейчас просто одна из очень важных, – это все, что связано с подростками в кризисных ситуациях. Сейчас тема подростков. Молодые ребята, которые к нам приезжают, которые вышли из этого возраста, но при этом как бы недалеко от него находятся, задают себе вопрос: что они как люди, которые делают добровольческие проекты, могут сделать для того, чтобы ребята-подростки выбирали какой-то путь жизни, а не обратно? А.Г.: А кто ваши эксперты? Кто приезжает, кто рассказывает? П.Ф.: В первую очередь это состоявшиеся профессиональные люди из НКО, которые много лет работают по той или иной теме. Если фамилии называть, то это наш традиционный давний друг Александр Самедович Гезалов, который с социальным сиротством работает. Это Матвей Масальцев, который занимаем журналом "Филантроп", темами социальных медиа и так далее. Конкретные люди из фондов. Мария Маркина, которая помогает многодетным семьям. Отец Михаил Зазвонов, который курирует сейчас семейную тему в отделе по церковной благотворительности. И так далее, и так далее. А.Г.: Павел, я так понимаю, что сейчас уже школа набрана, да? П.Ф.: Сейчас уже – да. А.Г.: То есть не будет набора, все слушатели уже есть. Тогда для тех, кто сейчас, возможно, заинтересовался и, может быть, думает в следующий раз. В какой регион вы далее приедете, и когда? Вот давайте о планах уже на ближайшее будущее. П.Ф.: Вы знаете, по всей видимости, у нас будет в ноябре школа в Казани. Про 2017 год пока не буду говорить, потому что пока это все предварительные договоренности. Но есть сайт Фонда Андрея Первозванного – fap.ru. Там есть вся информация. И там публикуются анонсы всех предстоящих школ. Там будут адреса, по которым нужно будет присылать заявки, формы заявок. То есть там все можно найти. А.Г.: А какую конечную цель вы себе ставите? Или это опять же системный подход, системная работа, школы будут просто продолжаться, развиваться? Или во что-то более масштабное это выльется в конце концов? П.Ф.: Я бы сказал, что у нас конечных целей две. Во-первых, школа постепенно становится просто межрегиональным сетевым сообществом молодых профессионалов, уже прошедших через наши школы. Они сейчас общаются, они сейчас действительно находятся в активных позициях, и они объединены школой. Собственно для нас это результат. И мы хотим, чтобы это сообщество дальше развивалось, чтобы были какие-то реальные проекты, это сообщество соединяющие. Нам кажется это важным. Второе, что нам кажется важным: постепенно школа превращается в самостоятельный образовательный центр. Пусть у него нет своего места, своей крыши, но действительно это уже бренд, как сейчас говорят, это уже определенная образовательная практика. И нам хочется, чтобы это действительно состоялось как школа, то есть как определенное образовательное пространство. И третье (наверное, это главное): мы работаем очень личностно. То есть у нас не массовые мероприятия, у нас от 50 до 100 на наших школах. Но мы работаем с лидерами – с ребятами, вокруг которых собираются другие люди. И мы верим в то, что через такую медленную, не очень массовую и достаточно личностно ориентированную работу, связанную с взрослением конкретного молодого человека, мы содействуем взрослению самого общества, изменению каких-то норм. И эта долгосрочная работа – она медленная, она не сиюминутная, но она нам кажется жизненно необходимой. А.Г.: Я с вами согласна на сто процентов, поэтому пожелаю вам удачи, развития, чтобы все получилось и летняя школа состоялась в ближайшем будущем. П.Ф.: Спасибо за разговор. Спасибо, что пригласили. А.Г.: Спасибо огромное и вам, Павел. О "Школе общественного действия" нам рассказал ее организатор Павел Федосов.