Александр Денисов: Подведем итоги нашего телевизионного года. Обсудим, как изменилось вместе с вами в 2022 году и Общественное телевидение России. О новых, уже полюбившихся вам программах, проектах, ведущих и неизменной манере доверительного разговора со зрителями – обо всем этом и поговорим с Петром Кузнецовым, ведущим программы «ОТРажение». Петр у нас, можно сказать, многоборец, выступает и в командном зачете, и в индивидуальном. Шеф-редактор подсказывает, что не единственный. Конечно, Петр не единственный ведущий. Еще я на Общественном телевидении, а также многие другие, которые придут в течение этого часа. Петр Кузнецов: А ведь, Саша, многие еще не знают, что у нас появился третий сегмент, «Утро». Третий сегмент, «Утро». Третий сегмент – «Утро». Александр Денисов: Ну, кто поздно ложится, кто поздно ложится, наверное, кто поздно встает. Петр Кузнецов: Не знают еще. А ведь мы уже, получается, полтора года. Без «уха» непривычно очень. Я все думаю – подскажут или нет. Александр Денисов: У тебя два уха, Петя. Петр Кузнецов: Сколько мы существуем? С сентября прошлого года, «Утро открылось». Мы сначала решили называться «Утро», а потом поняли – страна-то большая: где-то утро, где-то день, а где-то и вечер начинается. Поэтому превратились в «ОТРажение-1». Александр Денисов: А ты как раз самый подходящий для этого ведущий. Петр Кузнецов: Кто бы мог подумать, Саша… Александр Денисов: Ты работал и вечером, и днем, и вот теперь еще и утром. Петр Кузнецов: Да. Помню те времена… Стол другим был. Но, знаешь, я как вернулся в прошлое сейчас. За этим столом аналитическим как-то умнее сразу становишься. Александр Денисов: Ну, Петя, насчет стола ты присвистываешь. Стол, по-моему, там остался, в той студии, мы сейчас в другой. Петр Кузнецов: Да, туда переедем. Александр Денисов: Хотел соврать, а я не дам тебе соврать. И зрители нам не дадут соврать. Пожалуйста, звоните. Рассказывайте, что бы вы хотели увидеть на Общественном телевидении, что вам нравится, что вы увидели в течение года. Мы с удовольствием пообщаемся и вспомним. Петя… Петр Кузнецов: Можно писать… Саша, прости, что перебиваю. Я привык Машу перебивать, и здесь точно так же. Заложник этого формата. Александр Денисов: Да-да-да. А почему она не пришла, кстати говоря? Стесняется? Петр Кузнецов: Мы готовимся к завтрашнему утру. Оно будет таким официально последним в этом году, потому что 31-го у нас особый эфир, он тоже будет с утром связан. Но там не Маша будет, а Настя. У нас новая пара. Тоже как-то будем находить химию какую-то. Поэтому Маша готовится очень серьезно к завтрашнему эфиру. Александр Денисов: Она, кстати, боится, что ты ее забьешь в эфире. Так что я тебя предупреждаю: будь аккуратнее с ней! Петр Кузнецов: Нет, ну на самом деле, знаешь как? По поводу честности я хотел сказать. Вот мы утром как есть, так и говорим. Ты же тоже иногда, когда приходишь на «ОТРажение-2», на дневной эфир, ты говоришь: «Я вас сегодня смотрел. Здорово!» Во-первых, это приятно, что коллеги смотрят, хоть и где-то в дороге. А во-вторых, знаешь, абсолютно нет привязку к суфлеру: что думаем, то и говорим. Конечно, самоцензура какая-то присутствует, но вот как есть, так и говорим. Александр Денисов: Кстати, Машу сейчас показывают. Вот что-то ты ей нехорошее говорил. Петр Кузнецов: А, это наш эфир. Александр Денисов: Суфлеры – это у нас над камерой висят такие подсказчики. Петр Кузнецов: Да, есть такое. Александр Денисов: Петя, слушай, сегодня вы рассказывали про оливье, которое можно сделать в беляше. Каждый день у вас какие-то рецепты. Что-нибудь научился, стал готовить? Или тебе не впрок все эти рассказы? Петр Кузнецов: Нет, ты знаешь, если бы мы это еще и повторяли здесь, в студии, возможно, и научился бы. Нет, за это время… Во-первых, ты его смотришь заранее уже. А во-вторых, когда он идет в эфире, ты выясняешь, что будет дальше, читаешь SMS зрителей, их много, разбираешься в них, чтобы отложить нужные, чтобы зачитать по теме. Поэтому… Александр Денисов: Маша тоже не готовит, да? Тоже без толку? Петр Кузнецов: По-моему, она лучше готовит, вообще базово. Александр Денисов: Ты не был у нее в гостях, да? Петр Кузнецов: Нет, не был. Александр Денисов: То есть только здесь видитесь. Петя, а почему зарядку не делаете? Это спрашивает шеф-редактор. Петр Кузнецов: Зарядка, да. Зарядку мы до какого-то момента делали, да. Мы придумали… Ну как придумали? Просто ты повторяешь движения, ну, как человек. Там же обычные, простые люди на самом деле. На зарядку может попасть любой телезритель. Нам присылают видео, и мы тоже будем основываться на их роликах. Они нам присылают видео с зарядкой. Просто обычный человек может прийти и показать, как делать элементарные утренние упражнения. Я до какого-то момента делал, делал, делал. И кто-то начал писать… А мы и негативные эсэмэски зачитываем. Просто, Саша, все как есть. Вот тебя зацепил негативное сообщение… Кто-то пишет: «Петр, поменьше читайте негатива о себе». Ну как? Зачем? Ну, приятно тоже это обозначать, не только хорошее. Ну вот. И пишут: «Что вы как-то, Петр, совсем не двигаетесь, здесь что-то не совпадаете». И в какой-то момент я устал, устал все это делать и забросил. Александр Денисов: Давай, Петя, попросим зрителей, чтобы тебе не напрягаться: уважаемые телезрители, чтобы Петра не мучать, присылайте свои зарядки. Мы все это покажем, а Петя с удовольствием посмотрит. Петя, слушай, а давайте раскроем… Не все же знают, что ведущий утренней программы ведет исключительно ночной образ жизни. Во сколько нужно вставать? Поэтому для тебя это зарядка только перед сном, как говорится. Петр Кузнецов: Нет, подожди. Ведущий утренней программы ведет ночной образ жизни? Александр Денисов: Ведет ночной образ жизни. Петр Кузнецов: Нет. Александр Денисов: Ну во сколько ты встаешь? Петр Кузнецов: Я переключился. Мне было это очень сложно сделать. Очень сложно! Потому что «Утро» у нас появилось, и нужно было перестроиться. Я встаю в пять. Раньше я в пять ложился. Александр Денисов: Семенова мне говорила, что в четыре встает. Петр Кузнецов: В четыре. Ну, девчонки раньше встают. Я встаю в пять. Это тяжело, потому что по привычке все равно нужно какие-то дела доделывать. Приходишь – здесь посмотреть, с ребенком поиграть, уложить его. В одиннадцать засыпаешь. Это мало, Саша. Сколько? Шесть часов сна. Мало, да? Бывает и пять часов. Ну что поделать? В эфире ты оживаешь. Дальше, честно говоря, я могу даже на рабочем месте свободно заснуть, у себя за компьютером. Александр Денисов: Ну, в одиннадцать ложишься? То есть и сын твой в это время примерно ложится? Петр Кузнецов: Стараюсь, стараюсь в девять. Не получается. В десять… Да, ребенка укладываю и в десять ложусь. Александр Денисов: То есть тебе легче понимать теперь детей стало, раз ты рано ложишься? Петр Кузнецов: Да, он меня мотивирует. Все ради нашего телезрителя. Александр Денисов: Утреннее «ОТРажение» – не единственная программа, которую ты стал вести. Еще и детское. Петр Кузнецов: Как ты здорово связал с детьми! Александр Денисов: Да меня заставляют. Мы же тут все… Петр Кузнецов: Ну, здесь, да, здесь такое косвенное отношение все-таки имею. В какой-то момент мы решили… Человек утром просыпается и в выходные дни. Мы продлили нашу линейку до воскресенья включительно. А потом подумали: а с человеком же в выходные еще и дети просыпаются, которые смотрят, как правило, потому что это те дни, когда ты синхронно всей семьей просыпаешься, собираетесь у экрана. Так принято в традиционной семье. И мы решили: ну, надо… Александр Денисов: А у нас есть и нетрадиционные? Петя, ты что такое говоришь-то? Петр Кузнецов: Были, Саша, были. После того как наша программа появилась – все, всех подчистили. Кто надо, тот уехал сразу же. И дети, да. Мы будим сначала детей, которые, по нашей задумке, должны уже родителей потягивать за ноги и говорить: «Там детское «ОТРажение». Просыпайтесь». Александр Денисов: «Там Петя загадки загадывает». Петр Кузнецов: А через полчаса, да, взрослое начинается в выходные. Замечательная программа! У нее появились отдельные редакторы. Это вообще превратилось в отдельную программу. Сначала это было «ОТРажение. Детям». Теперь это совершенно другой мир – детский, с детскими ведущими. Вот мы потихоньку этими шагами идем. Уже, к сожалению, не имеем к нему отношения. Ну, сейчас уже не получается, потому что мы по выходным не ведем. Отдельные детские ведущие. Программа нашла ведущего, ведущий нашел. Дети находят разные рубрики. Они бывают похожими на взрослые, но все для детей. И, насколько я знаю, все больше и больше детей подключаются к нам в выходные, к Общественному телевидению России. Замечательный проект, аналогов которому нет. Я без «уха», мне никто это не подсказывает. Александр Денисов: Мне подсказывают, я тебе передам. Пообщаемся со зрителями, Петя. Ксения, десять лет, Нижний Новгород. Оп-па! Вот так вот. То есть дети смотрят нас и сейчас. Зритель: Здравствуйте. Александр Денисов: Ксения, привет. Петр Кузнецов: Ксюша, привет. Зритель: Читать эсэмэски фанатов. Еще можно общаться с друзьями. Сейчас появилось очень много детских каналов… Александр Денисов: Ксения, это ты нам желаешь, чтобы мы так поступали в эфире, да? Зритель: Ну да. Александр Денисов: Читали сообщения… Петр Кузнецов: Читать эсэмэски фанатов. Тоже читаем. Ксюша, да, мы читаем не только плохие, но и хорошие эсэмэски тоже читаем. Зритель: Отвечать на все звонки и общаться со своими фанатами, друзьями. Петр Кузнецов: Где? В реальном мире, да? Уже где-то здесь встречаться, у Останкино? Зритель: Да. Петр Кузнецов: Хорошо, хорошо. Можно устроить какой-нибудь день встреч – по четвергам, например. Учтем. Александр Денисов: Ксения, а ты в конкурсах принимаешь участие? Петр раньше, когда вел, придумывал загадки. Он сидел у нас и решал, что ему загадать. Ты принимаешь участие в этих конкурсах по выходным? Зритель: Ну да. Только через выходные. Александр Денисов: Хоть раз выиграла или нет? Зритель: Ну, один раз выиграла. Петр Кузнецов: Ксюша, а интернетом ты пользуешься? Честно. Зритель: Да, пользуюсь. Петр Кузнецов: Пользуешься? Вот. И в какой-то момент, Саша, мы поняли, что любой сложности может быть вопрос, но ты понимаешь, что сейчас родители быстренько… Ну, им тоже хочется, чтобы… А у нас же как? Если кто не знает. Кто первым ответит на вопрос викторины, тот приходит в студию гостем живым в качестве награды. Там еще и призы даже когда-то получали. И мы в какой-то момент поняли… Ну, родителям, конечно, хочется. Они не удержатся от соблазна погуглить и оказаться первыми. Александр Денисов: Там чей-то папа все время выигрывал. Петр Кузнецов: Да, чьи-то папы. А потом, дети все равно… Александр Денисов: Много, много. Одна и та же семья стала выигрывать. Петр Кузнецов: Да-да-да, да-да-да. Он под разными именами, с разных симок. Александр Денисов: А как вы вычислили, что это один и тот же? Петр Кузнецов: По голосу. Александр Денисов: По голосу? Петр Кузнецов: По голосу. У него очень специфический голос, да. В итоге он к нам пришел. И дети все равно раскалываются, они говорят: «Ну да, мне родители помогли, они сказали, вот в интернете написано». И мы в какой-то момент поняли: нужны викторины на креатив, то есть, условно: «Придумайте название к этой картинке, как она называется. Самый креативный, самый веселый придет к нам в студию, автор веселого рисунка». И мы потом всей редакцией все это собираем, анализируем и звоним победителю. Тут уже интернетом не воспользуешься. Александр Денисов: Все, Петя… Петр Кузнецов: Гонят нас уже? Александр Денисов: Да. Петр Кузнецов: Я тебя понял. Александр Денисов: У меня «ухо», у тебя нет. Тебя прогоняет шеф-редактор, да. Сейчас посмотрим как раз опрос: чего не хватает в эфире российского телевидения? И продолжим обсуждать новые проекты Общественного телевидения России. Спрашивали в целом про телевидение, не только про Общественное. ОПРОС Александр Денисов: Про историю говорил зритель, что ему больше программ на эту тему хотелось бы. Ну, у нас таких программ достаточно. Наш следующий собеседник – Леонид Михайлович Млечин, автор и ведущий программ «Вспомнить всё», «Игра в классики», «Свет и тени». Леонид Михайлович, добрый день. Леонид Млечин: Добрый день, добрый день. Александр Денисов: Здравствуйте. Леонид Михайлович, пожалуй, у вас уникальная аудитория. Вот мы сейчас в целом про российское телевидение говорили. На каком бы канале вы ни работали, у вас верная аудитория, которая переходит за вами с канала на канал. Я, наверное, может быть, даже такого ведущего и не припомню. Вы чувствуете свою ответственность перед ними? Леонид Млечин: Да. Вы не можете себе представить! Потому что я очень внимательно читаю все, что пишут зрители. Для меня это очень важно. Ну, я думаю, что у нас в принципе людей, которые интересуются историей, становится все больше и больше. Вот я сейчас с удовольствием услышал, как наш зритель сказал, что ему хотелось бы узнать побольше об истории родного края. Он абсолютно прав! Вы знаете, мы снимали, скажем, большой сериал о Гражданской войне, ездили… Ну, года два это у нас заняло, мы ездили по всей стране. И я был потрясен, побывав в одном, другом, третьем, четвертом городе. Какая там интереснейшая история! Сколько там всего любопытного! И что, к сожалению, за пределами города, области или края об этом мало кто знает. А иногда совсем грустно – и там тоже мало знают, потому что не хватает у нас профессиональных историков, которые бы увлекательно рассказывали. Тут тоже правильно наши зрители говорят, что должно быть увлекательно. Я их понимаю как никто. Поскольку я по первой специальности автор детективов, я писатель-детективщик, вообще-то, по основной специальности, то я понимаю, как важно сделать программу интересной, чтобы она захватила, чтобы тебе хотелось посмотреть. И мы стараемся, мы стараемся. Александр Денисов: Леонид Михайлович, как раз насчет писательства и беллетристики. Действительно, на телевидении много программа в жанре исторической беллетристики. Как тут не скатиться, знаете, в историю с таким желтым оттенком? Как соблюсти грань? Вот у вас программа «Свет и тени». Ну, логично, что тени-то больше всего интересуют. Как чтобы не одни тени были? Как баланс соблюдаете? Леонид Млечин: Нет-нет, мы очень осторожны. Надо увлечь зрителя, можно заинтриговать, можно заинтересовать. Ты на все имеешь право, кроме одного – нельзя искажать реальность. Ты потом должен… Ты можешь рассказать версии, но ты должен сказать, что это версии. Ты можешь высказать предположение, ты имеешь на это право, но потом ты должен сказать: «Известно нам то-то, то-то и то-то, это точно. А это – придумано». Поэтому в этом смысле мы крайне осторожны. У нас главный научный консультант этой замечательной программы – главный историк Российской Федерации, академик Чубарьян, наш выдающийся историк. Поэтому мы в этом, что касается исторического материала, крайне аккуратны. Но главное состоит в том, чтобы об этом интересно рассказать. Ну, потому что ученые профессиональные пишут замечательные труды, русская академическая наука продвинулась невероятно, но, к сожалению, это мало кто читает, потому что это серьезные труды. А мы обо всем том новом, что мы узнаем о собственной жизни, стараемся рассказать увлекательным образом. Сейчас тут скажут: «Да ну, уже все известно». Ничего подобного! Даже представить себе невозможно, с какой скоростью развивается историческая наука. Ну, впрочем, как и любая наука. Я помню, когда я учебник математики своего сына взял, то ничего не понял, о первом классе шла речь. А сейчас учебники внуков даже боюсь в руки взять. Так вот, с историей происходит то же самое. Во-первых, масса новых материалов мы узнаем. Раскапывается что-то, чего мы раньше не знали. Второе – меняется фокус. Мы сначала интересовались одним, а теперь – другим. А третье – меняется наше понимание. Мы теперь по-другому оцениваем и по-другому хотим взглянуть. Ну, скажем, вы люди молодые, а вот для людей моего поколения, скажем, русские императоры были какими-то жалкими существами, на которых обращать внимания не стоило. А теперь, когда ты смотришь, ты видишь совершенно другие фигуры, крайне интересные, с невероятными судьбами! Вот мы сделали программу «Вспомнить всё» под названием «Спасти полковника Романова» – о трагической судьбе последнего русского императора, потому что сейчас все время появляются все новые данные и сведения. Так что мы следим за тем, чтобы все было абсолютно точно, насколько это возможно, но… Александр Денисов: Леонид Михайлович, а я, кстати, не знал, что он был полковником. Интересный момент! Не могу вас не спросить… Леонид Млечин: Я вас прерву на секундочку. Это потрясающая история! В полковники его произвел отец. Он, вообще-то, как Верховный главнокомандующий мог произвести себя в генералы. Но он не сделал этого, считал невозможным самого себя производить в генералы и награждать орденами. Очень любопытный человек, да? По-другому смотрим на него. Александр Денисов: Абсолютно. Леонид Михайлович, последний вопрос – и отпущу вас. Страна переживает, проходит через смену вех, непростую. И весь мир тоже. Как это отражается на тематике ваших программ? Потому что, ну, невозможно же, так сказать, находиться в другом историческом измерении, когда со страной такое происходит. Леонид Млечин: Мы все больше и все лучше понимаем, что мы такие, какими нас сформировало прошлое, что сегодняшние конфликты – порождение когда-то создавшихся и нерешенных проблем. Это поразительная история! Потому что очень многие конфликты сегодняшнего дня порождены Первой мировой войной, о которой мы имеем слабое представление, потому что никогда особенно не интересовались. И мы стараемся показать зрителю корни сегодняшних проблем, исторические корни. Без них понять сегодняшний день совершенно невозможно. Это такая наша сверхзадача. Александр Денисов: Леонид Михайлович, спасибо большое. Очень интересно! Интересный рассказ, подход. И что академик Чубарьян рецензент – это, безусловно, ценно на таком академическом уровне работать. На связи у нас Надежда из Владимирской области. Надежда, добрый день. Зритель: Здравствуйте. Можно говорить, да? Александр Денисов: Да, конечно. Зритель: Здравствуйте. Я хочу прежде всего вас поздравить с наступающим Новом годом. Всем благополучия, счастья, крепкого здоровья! И хочу сказать, что у вас очень замечательный канал, все очень нравится. Критиковать или какие-то предложения… Грамотные люди возглавляют, грамотные ведущие. Я вообще не знаю, как можно, ну, чего-то еще желать. Нет рекламы надоедливой. И еще хочу сказать, что очень нравятся ведущие – Петр и Маша. Понимаете, вот живое такое общение. Пусть они между собой и как-то переговариваются, что-то, но, понимаете, вот чувствуешь себя… как будто я член вашей большой и огромной семьи. Очень приятно и очень радостно, когда утром в аппаратной все машут, все улыбаются. Вы понимаете, вы создаете в наше непростое время хорошее настроение, человеческое такое отношение. Ну я не знаю, как вообще выразить все эмоции. Ну, с вами просто замечательно! Оставайтесь такими же. Не за что мне критиковать или что-то предлагать. Я думаю, что у вас прекрасно. Главное – оставайтесь такими, какими вы есть. Здоровья, счастья и благополучия! Аппаратная, привет! Александр Денисов: Надежда, для вас еще раз, раз вы любите, еще раз ребят вам покажем. Они как раз в этот момент работают. Спасибо, что смотрите. Перейдем к следующему, тоже важному моменту, который в этом году у нас был. Любое путешествие, даже самое небольшое – например, на пароме через Волгу, от одного берега до другого – уже освежает впечатления от разговоров, знакомств. А каково пройти по Волге от Калязина до Астрахани – и рассказывать не нужно ни вам, ни нам, так как вы видели документальный цикл «Волга. Главная улица страны», ну а мы его делали. СЮЖЕТ Александр Денисов: В студии у нас Ольга Арсланова, ведущая программа «ОТРажение» и автор трех документальных фильмов для цикла «Главная улица страны», как раз про Волгу. Оля, проехать – это одно. А проплыть? Какова разница? Какое впечатление? Ольга Арсланова: Совершенно другое. Вот ты сказал, что три фильма. А всего мы сняли два десятка фильмов. В начале этой видеонарезки был сом. Я до сих пор вспоминаю, как мы этого сома съели на берегу Волги. Это была невероятная красота: сосновый бор, песок, вода, лодка, ландыши растут. Вот это самый вкусный сом в моей жизни. И река, которая не похожа абсолютно ни на одну другую. Я тебе честно признаюсь, вот этот проект «Главная улица страны» был в этом году для нашего канала, для меня самым важным, потому что это была самая большая, самая длинная командировка в моей жизни – более двух недель. Мы посмотрели Калязин, Углич, Плес, Кинешму, Кострому, Рыбинск, Тутаев. И большая часть съемок проходила именно на воде. И этого времени, конечно, мало для того, чтобы до конца понять Волгу, но примерно ты начинаешь чувствовать, почему эта река – самая важная, самая душевная. Мы показали немного город Калязин. Это, наверное, самое яркое впечатление, которое у меня осталось. Город с совершенно невероятно трагичной судьбой, интересный, странный. Преуспевающий купеческий город в XIX веке, а в начале XX века, во время строительства ГЭС, его просто затопило, осталась эта одинокая колокольня, которая над водой видится. И вот сейчас она постепенно-постепенно, как магнит, начинает жизнь в город возвращать, потому что люди приезжают, смотрят. Вот с людьми общались там, я их спрашиваю: «А что вы сюда приехали?» Они говорят: «Понимаете, вот тут ты понимаешь, что такое быть русским человеком». Вот эта картинка, вот эта река, вот эта колокольня, вот эта история, которая наслоилась, которая город и разрушала, и создавала заново. И ты понимаешь: я русский человек, мне здесь хорошо. Хотя на самом деле довольно такое печальное зрелище пока. Волга – это действительно символ России, это такое общее место, абсолютнейший штамп, но это не значит, что это неправда. Правда, она действительно простая, но вот так и есть. И это не только потому, что половина населения живет в приволжских городах, это не только экономика, не только туризм, не только как раз гидроэнергетика, не только судоходство. Это еще какой-то действительно русский культурный код, и не только русский, потому что там и татары живут, и чуваши, и калмыки, вдоль реки. И Волга всех этих людей как-то умудряется объединять. Как сейчас модно и красиво говорить: вот это единое социокультурное пространство как раз создает Волга. Эти люди живут там. Им там комфортно, им там гармонично, им там хорошо. И они действительно, хоть и такие разные, но какие-то особенные и чем-то похожи. Конечно, мы очень разных людей встречали, с разными героями общались. Лично для меня таким, наверное, собирательным образом и символом Волги стала почтальон Александра Брыкина. Мы с ней целый день провели. Ну, такая очень простая, приятная женщина, слегка за пятьдесят… Александр Денисов: На остров вы плыли на лодке. Ольга Арсланова: Да, да. И они 30 лет работает почтальоном. Она единственный госслужащий на этом острове – тот, кто связывает людей с большим миром, возит туда просто все: платежки, почту, лекарства, еду. Вот мы с ней поговорили. Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент нашего интервью – как раз на воде, на Волге. СЮЖЕТ Ольга Арсланова: Никто, кстати, из героев, с которыми мы общались, – разные люди разного достатка, разная жизнь, зачастую тяжелая, – переезжать не хотят в большие города, от Волги никуда не хотят. Ну и много мы говорили о том, как история России связана с Волгой, ну, потому что не было бы Волги – не было бы, наверное, и нашей страны вот такой, какой мы ее знаем. Разные исторические события. И, Саша, ты тоже как автор наверняка помнишь… Александр Денисов: Я помню все. Ольга Арсланова: …какое будущее формируется сейчас в тех же городах на Волге. Александр Денисов: Насчет трагедии. Ты сказала, что трагедия Калязина, Оля. Ну, не было бы… не затопили бы – ты бы не проплыла, элементарно, по Волге. Потому что она стала столбовой дорогой России только потому, что выстроили систему гидросооружений, в общем. И до сих пор она является транспортной артерией. Без этого бы никак. Так что… Где трагедия, где развитие. Ольга Арсланова: Совершенно верно, да. И, кстати, жители Калязина тоже к этому относятся как-то… не знаю, наверное, смиренно, потому что вот такая была история, так было важно для страны. Ну, пришлось пожертвовать большой и красивой частью города. Но все не зря. Он никуда не исчез, он возрождается. Там и наука развивается, обсерватория одна из крупнейших в России. И туризм потихонечку. И даже улиточная ферма. То есть все как-то развивается, будущее есть. Александр Денисов: Как Владимир Путин сказал: «Мужики, все на улиток налегаем». Афродизиак. Ольга Арсланова: Ага, вот так? Александр Денисов: Рассудит нас Константин Олегович Точилин, заместитель генерального директора ОТР, кто тут прав, в споре об историческом развитии. Ольга Арсланова: И не только, кстати говоря, руководитель этого проекта «Волга», но еще и капитан одного судна, на котором мы, кстати, весь этот путь и прошли. Константин Точилин: Да. И которым Ольга даже управляла в качестве практически старшего помощника. Здравствуйте, коллеги. Я должен вас, Ольга Рафаэлевна, поправить. Вот на той поляне, где ландыши, мы ели не сома, а осетра. Ольга Арсланова: Осетра? А я думаю: что же он такой вкусный был? Вот! Константин Точилин: Вот! В этом-то все было и дело. Слушайте, мы, наверное, заканчиваем разговор о Волге, потому что еще много проектов, о которых мы хотели бы вам сегодня рассказать и послушать о них ваши мнения. Я только должен (я думаю, коллеги со мной согласятся) исправить одну ошибку, которую мы допустили. Нам так много людей помогало в наших поездках, а мы их даже не указали в титрах. Поэтому я поблагодарю тех, кто нам с Ольгой помог во время нашей экспедиции от Калязина до практически Кинешмы. Владимиру, Юлии и Михаилу из яхт-клуба «Нефтино» большое спасибо. Владимиру из яхт-клуба «Калязин». Володе и дяде Саше из Костромы. И самое главное – Михаилу Кулику и его боцману Василию Михайловичу, который всю нашу экспедицию от Твери и до Астрахани обеспечивал плавсредствами дополнительно. И еще одно важное замечание. Мы этот наш сериал, который нам очень дорог и который мы с очень большим удовольствием делали, скажем прямо, потому что вся съемочная группа вспоминает эти командировки с большим удовольствием, мы его повторим обязательно в следующем году, наверное, ближе к началу навигации, то есть ближе к апрелю, когда собственно лед растает, Волга снова станет судоходной. Просто тем, кто не видел, будет, наверное, интересно и полезно, чтобы понять, куда съездить. Александр Денисов: Константин Олегович, не могу вас не спросить. Вы капитан не только этого проекта, но и еще проекта одного – «Регионы России». Константин Точилин: Ну, у нас сейчас вообще забавная собралась компания, потому что в «Волге» все трое здесь присутствующих принимали участие, и все трое здесь присутствующих принимали участие в проекты «Регионы», совершенно верно. Александр Денисов: Вот не могу вас не спросить. Узнать Россию по новостям невозможно. Зачастую живешь представлениями… Константин Точилин: Нет, возможно, но это будет совершенно другая Россия. Ольга Арсланова: Другая Россия. Александр Денисов: …представлениями вчерашнего, а то и позавчерашнего дня. Насколько быстро меняется страна! Вот каковы у вас впечатления, выезжая как раз в эти регионы? Вы практически в каждых беседуете с губернаторами, на съемки выезжаете. Вот именно как можно судить об изменениях, переживаемых страной? Действительно все спрессовано сейчас? Константин Точилин: Я думаю, когда ты ездишь по стране, причем ты ездишь предметно, не как турист, а как такой (в хорошем смысле слова, но не в очень серьезном) исследователь, ты понимаешь, что все, что ты знал о стране – это не совсем правда, потому что страна на самом деле другая. Вот у меня ощущение, что, когда мы затевали этот проект, у нас были какие-то свои представления о прекрасном, свои задачи, которые мы должны были выполнить. Но телевизор – это такая штука, когда ты делаешь проект, а он потом выстреливает еще совершенно не так, как ты предполагал. И один из наших экспертов замечательных, постоянных, Дмитрий Анатольевич Журавлев, который непременный участник «Дня региона», вот мы с ним договорились до того, что этот проект можно назвать неким социальным антидепрессантом, потому что за последние тридцать лет мы настолько себя убедили в средствах массовой информации, что страна пропала, народ пьет и вымирает, промышленности нет, сельского хозяйства нет, а оказывается, что известие о смерти Российской Федерации несколько преувеличено. И мы, кстати, за этим наблюдаем, если возвращаться, так сказать, к актуальной оперативной информации, к нашим вероятным противникам, они же тоже, видимо, черпали какую-то информацию из открытых источников, из наших газет. Они же думали, что мы моментально схлопнемся. А оказывается – и армия есть, и страна есть, и народ есть, и все живут совершенно не так плохо, не так скучно, не так депрессивно, как мы привыкли об этом думать. Ну слушайте, вы мне не дадите соврать, потому что вы в половину этих регионов тоже ездили. Ольга Арсланова: А из Москвы этого как раз не всегда видно, не всегда это знаешь. Константин Точилин: Да. Ольга Арсланова: И действительно удивляешься. Знаете, как такой московский дурачок приезжаешь: ух ты, люди живут! И помните, Константин Олегович, как мы собирались на Колыму, и вас спрашивали: «За что?» Да? Константин Точилин: Да. Меня три раза соседи встретили, когда я выходил просто с чемоданом, и говорят: «Ты куда?» Я говорю: «В командировку». – «А куда?» – «На Колыму». – «За что тебя?!» А это была одна из самых вообще интереснейших поездок! И туда, кстати, очень хочется вернуться. Хотя, в принципе, хочется вернуться во все регионы, потому что уже больше 12 регионов России мы объехали. Ну, с кем-то стали партнерами, с кем-то – знакомыми, с кем-то – друзьями. Кстати, не могу не передать привет замечательной Башкирии, которые вчера передали нам очень трогательные подарки. Ребята, спасибо вам еще раз. Александр Денисов: Мед и… Ольга Арсланова: Башкирский мед. Константин Точилин: Мед и кое-что что еще. Я тебе потом расскажу. Александр Денисов: А я знаю. Галина из Курганской области звонит нам, чтобы пригласить в свой регион. Галина, добрый день. Зритель: Да, здравствуйте. Константин Точилин: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Я с Александром Денисовым разговариваю? Или это уже там ведущий другой? Александр Денисов: Со мной, со мной, да. Галина, здравствуйте. Зритель: Вы извините, мне очень понравилась ваша передача «Регионы России». Наше Зауралье, вы знаете, прекрасное, не хуже других регионов. Курганская область, особенно нынче, поднялась. У нас и промышленность, и сельское хозяйство, и озера, и реки тоже есть. У нас тоже очень хорошая река Тобол, очень красивая. И вот там, где я живу, в округе, у нас тоже все очень прекрасно. Если покажете нашу Курганскую область, то это будет очень прекрасно тоже. Конечно, она очень далеко тоже от центра, Зауралье наше, но у нас и люди прекрасные… Ольга Арсланова: Нас это не пугает абсолютно. Александр Денисов: Галина, у нас все рядом. Мы вас телефон запишем и обязательно приедем, когда будем в Курганскую область собираться. Константин Точилин: Ну а потом, что значит: «Если вы будете показывать Курганскую область?» Поскольку проект у нас про всю Россию, то все области мы покажем. Вопрос только о сроках. Кстати, губернатор Курганской области у нас был в эфире. Совершенно потрясающий мужик! И такое количество добрых слов он собрал! Вообще, кстати, наверное, заканчивая тему «Дня региона», чтобы дать место для других наших программ, я должен сказать, что принципиальное изменение качества губернаторов произошло. Мне кажется, это большой такой жирный плюс Администрации президента. Потому что если раньше, в девяностых, себе губернатора представляли по фильму «День выборов», когда это такое лицо, не влезающее в телевизор… Ольга Арсланова: И страшно подойти. Константин Точилин:...которое постоянное пьет водочку, а в свободное от водочки время ворует денежку, то сейчас они не такие. Вот с кем мы ни встречались, это прекрасные, совершенно замечательные люди, которые понимают, что они делают. И главный показатель… ну, один из показателей для меня, такой маркер стал: едешь в такси по городу, и что говорят об объективном начальстве. Вот пока нам так везло, что все довольны. Ну слушайте, конечно, наше дело – показать, как живет Россия. А вот проанализировать, почему она так живет – это не нашего ума дело. Для этого у нас есть Павел Николаевич Гусев, автор и ведущий программы «Клуб главных редакторов», главный редактор, между прочим, «Московского комсомольца». Павел Николаевич, вы часто были гостем в этой студии, а теперь вы в ней еще и хозяин как автор программы. Какие ощущения? Павел Гусев: Да, спасибо. Прежде всего – с наступающим Новым годом. Вы знаете, ощущения есть очень неплохие. Есть оптимизм, уверенность, что те проблемы, которые есть, существуют, они будут решены. И на последней итоговой программе «Клуба главных редакторов» мы как раз об этом говорили. Вы знаете, на сегодняшний день наши аналитики, те, кто занимаются экспертизой всех этих дел, они очень точно отражают то, что происходит в обществе. И это самое главное. И то, что мы начинали как программа по острым вопросам, по очень острым вопросам, по вопросам, которые касались, ну, как бы того, что случилось, поднимали социальные вопросы и вопросы гражданского общества, то сейчас она идет как итоговая программа. И для нас очень важно, чтобы подвести итоги за неделю, выбрать то, что может заинтересовать и зрителей, и тех, кого волнуют современные проблемы современной России. Константин Точилин: А кого же они не волнуют, да? Павел Гусев: Они есть, они есть. И я абсолютно уверен, что программа развивается, она находит отклик в гражданском обществе. И, конечно же, в «Клуб» приходят все новые и новые люди, которые говорят очень честно, говорят очень открыто о тех вещах и проблемах, которые волнуют гражданское общество. Александр Денисов: Павел Николаевич, не могу вас не спросить. Судя по рейтингам, которые в этом году были подсчитаны, налицо тенденция: телевидение от развлекательного все больше дрейфует в сторону разговорного. Общественное телевидение – исключительно разговорное. Константин Точилин: То есть мы тренд уловили раньше. Александр Денисов: Да, раньше. Как считаете, насколько долго эта тенденция продлится? И вообще хорошая ли она? И еще тоже момент: зритель полюбил именно субъективную точку зрения. Вот раньше считалось, на факультете журналистики учили, что нужно объективно, разные точки зрения, никакой субъективности. Между прочим, великий русский… Константин Точилин: Только не объясняли, что объективности не существует. Александр Денисов: Да. Великий русский философ Бердяев говорил: «Субъективное как раз и объективно». Так что, Павел Николаевич, как считаете, вот эти отходы от классических канонов журналистики – хороши или нет? И вот эта тенденция – от развлекательного к разговорному. Павел Гусев: Вы знаете, вы точно подметили, абсолютно точно вы подметили, что сейчас журналистика становится, может быть, так скажем, от авторской уходит в более общественную, более значимую, более гражданскую. Почему это происходит? Потому что те проблемы гражданского общества… Подчеркну: это программа для гражданского общества и для тех, кто сегодня интересуется вопросами развития гражданского общества в нашей России, и не только гражданского общества, но и тех проблем, которые существуют в нашей жизни. Конечно же, конечно же, это как раз происходит не просто журналистская оценка, а оценка людей, которых мы привлекаем, приглашаем для разговоров – для разговоров на самые актуальные и важные темы. Вот это очень волнует людей. И мы это ощущаем – внимание и то, что люди, которые к нам приходят на программу, они сегодня видят не развлекательное телевидение, а они видят, что нужно с людьми разговаривать простым, честным, порядочным языком, без крика, без ругани, так скажем, без «Я тебе покажу сейчас, если у тебя другая точка зрения!». У нас по-другому. Мы пытаемся разъяснить, понять и почувствовать это общество, быть с этим обществом. Вот в этом наша задача. Константин Точилин: Ну, мне кажется, еще наша задача и для вашей программы, и для программы «ОТРажение» – чтобы люди, которых мы зовем в качестве экспертов, не произносили некие заученные тексты и довольно банальные мысли. Мне кажется, ценность нашего канала, в том числе и вашей программы, что получается каким-то образом сделать так, чтобы люди в студии, в кадре думали, приходили для этого. Павел Гусев: Совершенно верно, совершенно верно. Вы, опять же, точно подметили: чтобы думали. И когда мы общаемся друг с другом, мы пытаемся сделать так, чтобы и зритель в этот момент, наш зритель по ту сторону экрана, он тоже начинал думать, задумывался бы, и задумывался бы о проблемах не как о гнетущих, а о том, что их можно и нужно решать с помощью… ну, с помощью прежде всего самих себя. Надо посмотреть на себя, чем ты занимаешься, как ты относишься к тому, что происходит вокруг, и что ты можешь для общества и для страны сделать. Александр Денисов: Павел Николаевич, спасибо вам большое. Константин Точилин: Спасибо, Павел Николаевич. До встречи в новом году уже. Когда, кстати, вы с каникул возвращаетесь? Павел Гусев: Мы возвращаемся и начинаем, насколько я знаю, после девятнадцатого, в двадцатых числах. Константин Точилин: Отлично! Ну, до новых встреч в эфире тогда. Павел Гусев: Да, спасибо. Константин Точилин: Ну и в коридорах ОТР тоже. Павел Гусев: До встречи! Константин Точилин: С наступающим! Александр Денисов: Ну, сейчас отпустим Олю Арсланову и посмотрим… Вот Павел Николаевич уже рассказал о тенденциях современного телевидения. Посмотрим, каковы они глазами зрителей. Вообще в целом чего не хватает отечественному телевидению? Посмотрим и продолжим разговор о нашем телевидении. ОПРОС Александр Денисов: И у нас на связи зрительница, сейчас мы поговорим… Кто у нас на связи? С Людмилой. Зритель: Да. Александр Денисов: Из Севастополя дозвонилась нам Людмила. Людмила, добрый день. Зритель: Добрый день. Я хочу всех сотрудников ОТР поздравить с наступающим Новым годом – и кто в кадре, и кто за кадром, всех-всех-всех! Ваша программа для меня самая народная, самая объективная. И позитива много. Я очень довольна, что вы у нас есть. Вы освещаете все вопросы, которые вот для народа просто. И в экономике вы нас просвещаете, и со здравоохранением, и с культурной программой. Вы самые лучшие! Мне очень нравятся все ваши ведущие, а особенно (я смотрю бегущую строку, я не одинока) Тамара Шорникова. Здоровья вам всем, благополучия, процветания! Очень рада, что вы у нас есть. Все для нас хорошо, все великолепно, всем довольны. Всего вам самого-самого доброго! Александр Денисов: Спасибо, спасибо, Людмила. И наш следующий собеседник – Сергей Леонидович Ломакин, директор дирекции специальных проектов ОТР. Сергей Леонидович, добрый день. Сергей Ломакин: Здравствуйте. Всех с наступающим Новым годом, коллеги, и нас, и наших зрителей. Я не престаю удивляться, насколько они профессиональные зрители. Александр Денисов: Сергей Леонидович, высказывали пожелания в опросе, и наши зрители тоже. На какие-то идеи навели вас их выступления? Может быть, еще какая-то программа родилась по ходу дела? Сергей Ломакин: Нет, вы знаете, программы так просто не рождаются. Для этого они должны, знаете, обкататься, как камешки гальки на берегу. Знаете, камешек гальки образуется в течение тысячелетий. Ну, у нас, конечно, не такой срок, но иногда и месяцы требуются для того, чтобы придумать и обкатать со всех сторон программу. Мы, например, задумали программу «День региона» – вы будете смеяться – десять лет назад, в 2013 году, но она не могла осуществиться. И осуществилась только в этом году. Молодцы, ура! Благодарю всех коллег. Ну, отчасти благодаря тому, что у нас сменилось руководство на канале, а это тоже существенная деталь. Поэтому так быстро программы не осуществляются. Мы стараемся, но это не близкий, знаете, не короткий процесс, к сожалению. Александр Денисов: Сергей Леонидович, в любом разговоре, а уж в журналистике, в телепередаче это особенно важно – найти верный тон, доверительный. Вот как вам в ваших программах, как вы видите, какой должен быть тон разговора в ваших передачах? Как вы задачу себе ставите? Ну, например, в программе «Отчий дом». Сергей Ломакин: Вы знаете, во-первых, мне кажется, что дело не в программах, а дело в журналистах и в людях, в ведущих, которые разговаривают со своей аудиторией. Надо любить своих зрителей в первую очередь, вы знаете, испытывать к ним добрые и очень душевные чувства – тогда разговор получится, тогда они ответят вам тем же: искренностью, душевностью, сердечной добротой. Это очень важный момент. Вы очень правильно заметили, что нужно находить эту доверительность. А доверительность можно найти, только обращаясь с таким же позывом к своим зрителям, и они ответят тем же вам. Александр Денисов: Сергей Леонидович, сейчас уж повторюсь, но тут, как говорится, как есть. Страна переживает смену вех, и весь мир. Перелистываем историю, одна страница, сейчас другая. Не просто все проходит. Вот возвращаюсь к передаче «Отчий дом». Всегда это было, конечно, важно – кто его защищает. Как нынешний исторический момент отразился на ваших передачах? Может быть, больше именно героев-защитников стало? Потому что без этого как мы проживем-то? Сергей Ломакин: Вы знаете, стало не столько больше героев. Хотя мне трудно об этом судить. Многие герои сейчас на фронтах. И геройское совершается именно там сейчас. А вот все, что в тылу в России, совершается патриотическое. Вы знаете, патриотизм бывает общефедеральный, а патриотизм бывает маленький, региональный. Вот если человек любит свою малую родину, если он делает все возможное для того, чтобы эта малая родина развивалась, маленькое село, маленький поселок, маленький город, уездный, какой-нибудь провинциальный, если этот человек возвращается из федеральных центров именно на свою малую родину, повторяю, жертвует на эту малую родину не только средства, но и свои душевные силы, свое сердце, свое отношение и доброту, то вот это и есть героизм – маленький, небольшой, но очень трогательный. И чем больше его становится, тем больше живет страна и тем больше улыбаются люди. Это очень важно. Мы рассказали за этот год в этом проекте «Отчий дом» десятки очень теплых и нежных (я не боюсь этого слова) историй о людях, совершенно искренне любящих своих земляков и свою Родину – малую и по сути большую Родину. Вы знаете, этот проект меня очень порадовал, потому что, во-первых, он нашел аудиторию среди зрителей. И он был признан нашим телевизионным сообществом, в этом году мы получили за этот проект главную телевизионную премию «ТЭФИ». Это тоже очень важно. Александр Денисов: Спасибо большое. На связи у нас был Сергей Леонидович Ломакин, директор дирекции специальных проектов ОТР. Да, действительно, за этот год (и мы тоже это не раз доказали в своих и фильмах, и в эфирах) поменялось представление о провинции, оно уже совершенно другое. Это не окраина, а зачастую передовой край и в науке, и в культуре. Вот в Когалыме (фильм у нас был про Ханты-Мансийский округ) филиал Малого театра, ведущие ученые работают, которые из МГУ переезжают туда работать. Так что уже понятие «окраина» – отжившее. Это я к тому, что Россия быстро меняется и развивается. На связи у нас… Да, сейчас мы поговорим со зрителями. И еще напомним про один проект. В сентябре мы запустили рубрику «Страна поэтов». Стихи читают обычные люди – от доярки до академика. В эфире было более 300 стихотворений, читали их жители разных регионов. Проект не останавливаем. Если есть желание прочитать стихотворение любимого поэта – напишите нам на почту, она на ваших экранах, и мы вместе воплотим вашу мечту. На связи у нас Алевтина из Пермского края. Алевтина, добрый день. Зритель: Да-да-да, это я. Александр Денисов: Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Алло. Александр Денисов: Да, мы слушаем вас. Зритель: Я вам позвонила, чтобы поблагодарить ваш канал за замечательные программы, без которых мы уже не можем жить. Понимаете? Мы ждем их каждый день. Александр Денисов: Спасибо большое. Зритель: С огромным удовольствием слушаем! И ведущие замечательные. Вот сегодня – Александр Денисов, Ольга Арсланова. Сергея Лескова очень любим. Программы замечательные в этом году появились, как «Ректорат». Я работала раньше в университете, и я с удовольствием слушаю, как наша высшая школа начинает развиваться, чем она дышит на таком уровне, как МГИМО. Александр Денисов: Спасибо большое, Алевтина. Спасибо, что поблагодарили, что смотрите нас. Ну и мы должны поблагодарить переводчиков жестового языка, которые работают тоже с этого года. Сейчас пообщаемся с Ириной Егоровой, в данный момент она на ваших экранах. Ирина, добрый день. Ирина Егорова: Добрый день. Александр Денисов: Ирина, наверняка не все знают о трудностях вашего перевода, так скажем. Чтобы перевести речь на жесты – это не как в иностранном, другие свои слова, тут дело немножко сложнее. Расскажите об этом. Интересно. Ирина Егорова: Ну, вы знаете, у нас программа предновогодняя, поэтому я начну с веселого такого сообщения. Часто люди, которые не связаны с жестовым языком, думают, что главная сложность перевода в том, что нужно очень быстро махать руками. Это, конечно, заблуждение. Главная сложность в том, что мы работаем в синхроне – значит, мы должны разные функции выполнять одновременно, то есть воспринимать информацию слуховую, анализировать ее, подбирать соответствующие слова другого русского языка и передавать все это на русском жестовом языке. И два языка – русский и русский жестовый – они имеют абсолютно разную грамматику. В этом тоже своя сложность. Нужно, повторюсь, не очень быстро махать руками, а нужно очень быстро соображать и иметь запас, большой запас знаний, чтобы правильно все передать в эфире. И еще один нюанс, который мало кто знает. Вы упомянули о переводчиках иностранных языков. Они, когда работают синхронно, они находятся в закрытой кабине, то есть никто их не видит, только слышат их голос. А мы всегда находимся на виду у наших дорогих зрителей, поэтому мы свои растерянности, трудности, мы должны это все тоже умело маскировать. Александр Денисов: Ирина, я-то думал, что нам непросто. А вам еще сложнее работать. Ирина Егорова: Да, можно и так сказать. Александр Денисов: Ирина, спасибо вам большое. Ирина Егорова рассказала о трудностях перевода. Оказывается, есть русский жестовый язык. И слава богу, что мы богаче еще и жестовым языком, он своеобразный. И переводчики учатся, овладевают этим языком. Ирина Егорова как раз про это рассказывала. Давайте посмотрим на аппаратную, поблагодарим ребят, которые работали, благодаря которым вышли мы сегодня в эфир, которых любят наши зрители. Пусть посмотрят еще раз, полюбуются на всех красавцев и красавиц. С вами был Александр Денисов. Переводчики жестового языка – Лариса Истомина и Ирина Егорова. Увидимся завтра, поговорим про основание Советского Союза и подведем итоги.