Иван Князев: В эфире «ОТРажение», мы продолжаем наш эфир, Тамара Шорникова по-прежнему с вами... Тамара Шорникова: ...и по-прежнему с вами Иван Князев и со мной тоже в этой студии. Что будет с экзаменами? Это сейчас волнует все семьи, в которых есть старшеклассники. На носу ОГЭ и ЕГЭ, но как и когда они будут проходить, четкого понимания нет. Ситуация, количество заболевших, режим в регионах, все меняется, дистанционное обручение работает не везде, но где-то, в основном в Москве, конечно, идут онлайн-уроки, а где-то и домашнее задание получить непросто, приходится колесить на машине в поисках Интернета. Иван Князев: ОГЭ уже ополовинили, школьники в этом году не будут сдавать на Основном государственном экзамене предметы по выбору, только обязательные. Причина – слишком много учеников: в этом году ОГЭ должны сдавать более 1 миллиона 400 тысяч девятиклассников. ЕГЭ ждут почти 800 тысяч учеников. Ну вот что они сами об этом думают? Давайте узнаем. Тамара Шорникова: А вот что думают, есть статистика. Сорок процентов учащихся считают, что ЕГЭ и ОГЭ необходимо перенести, а каждый 4-й и вовсе выступает за отмену этих экзаменов. Если проводить, то как? Сторонники и противники онлайн-формата разделились почти поровну. При этом каждый второй школьник уверен: переход на дистанционную форму обучения негативно повлиял на их подготовку к экзаменам, то есть дали бы лучше в обычном режиме. Большинство жалоб, конечно, приходит из регионов, прямо говорят, что школьники сейчас оказались не в равных условиях, у москвичей шансов поступить больше. Иван Князев: Это так. Как у вас проходит дистанционное обучение и что делать с экзаменами? Позвоните и напишите нам. А вот для затравки сейчас несколько историй из регионов как раз-таки. Первая из Бийска, это Алтайский край. Родители старшеклассников, кто может себе позволить репетиторов, активно ищут свободных педагогов. Все занятия проводятся онлайн сразу после окончания виртуальных уроков в школах. В среднем у одной семьи уходит на подготовку к выпускным экзаменам ребенка до 10 тысяч рублей. Но сроки ЕГЭ, как и ОГЭ, а также вступительных экзаменов в ВУЗы, все время переносятся, и не ясно, состоятся ли они в ближайшие месяцы вообще. ВИДЕО Иван Князев: В федеральном Министерстве науки и образования уже заявили о том, что сроки сдачи экзаменов сдвинут в зависимости от эпидемической обстановки минимум на 2 недели, как и зачисление в высшие учебные заведения. Тамара Шорникова: Да, это вот такая история из Алтайского края. Есть еще одна из Башкирии. Жители одного из местных сел оказались в буквальном смысле на обочине во всей этой истории с дистанционным обучением: в домах скорость Интернета почти нулевая, чтобы выйти в онлайн, получить и отправить задание, школьникам и студентам приходится собираться в группы и ехать на поиски нормальной связи. Смотрим сюжет. СЮЖЕТ Иван Князев: И вот это, друзья, XXI век на дворе у нас. Тамара Шорникова: Ну это реальная Россия, а не цифровая в мечтах организаторов дистанционного обучения. Иван Князев: Да, это наша реальность. Тамара Шорникова: Звоните, пишите, рассказывайте о своей реальности, как у вас выстраивается дистанционное обучение, оно есть вообще по факту или нет? Иван Князев: Да. Мамы, папы, дедушки, бабушки... Тамара Шорникова: ...ученики... Иван Князев: ...как учатся ваши дети, как поступать будете? Что вы по этому поводу думаете? Звоните нам, пишите SMS. Ну а сейчас наш первый эксперт на связи. Тамара Шорникова: Да, Всеволод Луховицкий, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Всеволод Владимирович, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Всеволод Луховицкий: Добрый день, да, добрый день. Тамара Шорникова: Всеволод Владимирович, давайте по порядку. «ЕГЭ отменить нельзя провести» – запятую где поставим? Всеволод Луховицкий: После «нельзя», конечно. Иван Князев: Ага. Всеволод Луховицкий: ЕГЭ должен быть проведен хотя бы потому, что любые серьезные перемены должны быть известны заранее. Представьте себе, реально дети уже в 10 классе начинают готовиться к ЕГЭ, и вся старшая школа, 10–11-е классы, к сожалению или к счастью, но они настроены на подготовку детей к ЕГЭ. Говорить о том, что именно в последние 2 месяца, в апреле-мае дети начинают готовиться к ЕГЭ, по меньшей мере странно, в основном дети уже подготовлены к ЕГЭ должны быть. И даже 2 месяца, которые они, предположим, совсем не учатся, я имею в виду в школе, не должно быть принципиального какого-то протеста против ЕГЭ как такового. ЕГЭ можно переносить и нужно переносить. Вот первая дата названа сейчас с 8 июня, может быть, его надо перенести позже. Может быть, надо... Иван Князев: Да, Всеволод Владимирович, а вот что касается как раз-таки сроков переноса: понимаете, у нас много SMS, когда родители задают такие вопросы, что вот «у меня сын, ему летом исполняется 18 лет, его уже за дверью ждет военком, которому ты либо отдашь справку, что ты поступил, либо уже пойдешь проходить медкомиссию». Всеволод Луховицкий: Совершенно верно. Именно поэтому надо менять не только сроки поступления в ВУЗы, но сроки призыва. Иван Князев: Ага. Всеволод Луховицкий: Это совершенно неизбежно. И проводить в нормальном режиме, без всяких глупостей типа онлайн-проведения ЕГЭ, это ерунда... Иван Князев: Все посписывают? Всеволод Луховицкий: Дети должны нормально работать. Дело не в «посписывают», а дело в том, что дети как минимум год, а может быть и два, а родители психологически еще дольше готовились именно к такому варианту ЕГЭ. Если им сейчас сказать, что у нас принципиально другое... У нас и так перед каждым ЕГЭ куча стрессов, куча нервных срывов; если сейчас что-то поменять, то это количество срывов резко увеличится. Иван Князев: Всеволод Владимирович, а вот что касается ОГЭ? Вот сейчас убрали профильные предметы, с одной стороны, вроде как непонятно, в колледжи всегда мы поступали, ребенок готовится, у него профиль такой-то, он по нему хорошо сдал и вроде как пошел, но сейчас это убрали. Вот здесь вот можно, как вы считаете, по аттестатам принимать? И на каких условиях тогда? Всеволод Луховицкий: Ну вот мы как раз в профсоюзе недавно обсуждали эту тему и пришли к тому, что как раз ОГЭ – это не тот экзамен, который должен решать судьбу ребенка, а бо́льшая часть детей все-таки поступает в свои же школы, переходят в 10 класс. Никто не мешает, отменив ОГЭ полностью, в колледжах, в каждом колледже, в который поступает ребенок, провести любой вариант ЕГЭ по специальности, того конкретного предмета, и там не будет толп детей, которые собираются в одной школе. Будет колледж, в нем собрали 100 человек, их можно рассадить по 10 разным аудиториям, и сами учителя колледжа принимают у них те же самые егэшные задания, если хотят. Это совершенно просто, и не было бы как раз здесь нервов для сотен тысяч детей, которые не хотят ни в какой колледж идти, и было бы спокойнее всем. Тамара Шорникова: Спасибо большое. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Всеволод Луховицкий, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Ждем ваших звонков и сообщений, ОГЭ и ЕГЭ когда, как сдавать? Вот дозвонилась к нам уже Светлана из Коми, сейчас услышим ее мнение. Иван Князев: Здравствуйте, Светлана. Зритель: Здравствуйте. По поводу ЕГЭ и ОГЭ я не знаю, у меня дети еще пока не дошли до старших классов. У меня вопрос в другом. Мы живем в деревне, Интернета нет, электронных носителей у меня тоже нет. И даже если сейчас пойти и приобрести, то магазины закрыты. Как моим детям окончить учебный год? Или, может быть, с этой ситуацией их тогда можно оставить на второй год, чтобы они заново прошли эту программу? Иван Князев: Ну это достаточно хороший вопрос, наш следующий эксперт попробует на него ответить. Но пока у нас еще один звонок есть, давайте Москву послушаем, Лана нам дозвонилась. Лана, здравствуйте. Тамара Шорникова: Алло, слушаем вас. Зритель: ...она работает в Подмосковье. Иван Князев: Так. Зритель: Сейчас дистанционно обучает 30 своих детей, у нее 4-й класс, плюс у нее дома 5-летний ребенок. Просто я хочу рассказать, как учителям очень трудно, она просто сходит с ума. Она проверяет 30 заданий по Интернету по математике, 30 заданий по русскому, у нее зрение уже село, она просто говорит, что красные глаза, уже лопаются сосуды, повышено давление. Она говорит, в такой ситуации просто сойдут люди с ума, в психушку поедут, просто не знает, что делать уже. Ребенок тоже под ногами болтается, тоже надо какое-то внимание, кормить и все. Она говорит, что просто не отходит от Интернета, просто не отходит. Люди сходят с ума. Иван Князев: Да, спасибо вам, Лана. Ну вот знакомая ситуация. И сейчас все эти вопросы, все эти проблемы, все эти беспокойства переадресуем Владимиру Собкину, руководителю Центра социологии образования Института управления образованием Российской академии наук, академику, профессору. Владимир Самуилович, здравствуйте. Владимир Самуилович, слышите нас? Владимир Собкин: Добрый день. Да. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Иван Князев: Ну вот смотрите, учителя сейчас действительно некоторые на износ работают. Во-первых, к формату не привыкли, во-вторых, нагрузка совсем другая, но и дети-то, дети страдают, для них это тоже такой серьезный стресс. Как считаете? Владимир Собкин: Ну конечно, дети страдают, стресс для них очень большой, потому что они страдают от ЕГЭ и от общей ситуации с коронавирусом, это же тоже надо понимать, что они оказались в очень сложном социальном контексте. И этот разговор наш не уводит от этой ситуации, в которой живет семья, как она волнуется о своей жизни и об учебе, конечно, тоже. Перегрузки огромные, потому что дети... Очень долгое время вот говорили сейчас про учителей, что учитель просто не отходит от экрана, и дети тоже, увеличилась нагрузка на компьютер очень сильно, они занимаются все время. Тамара Шорникова: Есть, смотрите, SMS из разных регионов, вот пишут: «Тверская область, деревня Степаньково, в семье 3 школьника начальных классов, один компьютер и один смартфон. Качество связи ужасное, скорость Интернета стремится к нулю. Делаем уроки круглосуточно», – а это вот относительно недалеко от столицы, например. Есть ли какая-то информация, статистика, собирается ли обратная связь от регионов, как там проходит дистанционное обучение? Где-то можно сказать, что это лишь название, это фикция, его нет? Сколько таких регионов у нас? Владимир Собкин: Ну вы знаете, что? Вот по регионам я не знаю, наш центр это не собирает, а вот ощущение такое, что это не только один компьютер в других городах на семью, а в очень многих семьях. И очень для многих семей это непривычная ситуация, что ребенок сидит у компьютера, этот компьютер нужен маме, отцу, все на удаленной связи. Много семей, где нет нескольких компьютеров для каждого, поэтому это очень сложная ситуация. Иван Князев: Владимир Самуилович... Владимир Собкин: Ребенок сконцентрироваться дома не может, трудно ему очень, потому что в одной комнате несколько людей, он занимается. Это очень сложная ситуация. Иван Князев: И не только эта ситуация. Владимир Самуилович, как считаете, вот смотрите, даже если ЕГЭ сейчас проводить, вот наш предыдущий эксперт говорил, что школьники к этому готовятся достаточно долго уже, в течение 2 лет, особенно кому сейчас именно ЕГЭ сдавать. Если его проведут, в связи с тем, что сейчас у нас уже второй месяц идет «дистанционка», получается, те, у кого Интернет хороший, а вот не как в Забайкальском крае нам пишет телезритель «в селе Интернет ужасен, учиться нереально», или из Воронежа «у внука «дистанционка» есть, но они выполняют только задания». Получается, те, у кого Интернет хороший, они в выгодном положении оказываются, и это уже какая-то несправедливость получается. Владимир Собкин: У нас несправедливость в доступе к качественному образованию существует давно, и я об этом очень много и часто говорю, и только обострилась эта ситуация неравенства социального. Поэтому мне кажется, что в нынешней ситуации должны быть приняты какие-то кардинальные решения, вот не идти по логике, что сдали ЕГЭ, с этими же баллами будем поступать в институт. Дело в том, что я гарантирую, что если по-честному проводить ЕГЭ, а оно в последнее время вроде бы объективно проводится, тут нареканий особых нет, то результаты в этом году будут заведомо ниже, заведомо ниже. Это понятно, потому что слетает вся ситуация с репетиторством по ЕГЭ, многие семьи не могут выдержать занятий с репетиторами, а этим репетиторством, ну в Москве, я говорю по московским данным, порядка 70–80% старшеклассников занимаются с репетиторами. Поэтому это все слетает в силу вот этого социального неравенства, и результаты сдачи ЕГЭ будут заведомо хуже, это понятно и очевидно. С моей точки зрения, надо принимать государственные решения, надо принимать их отчетливо и идти навстречу детям, идти навстречу детям. В этом плане надо, мне кажется, увеличивать бюджетные места в ВУЗах, с учетом, допустим, тех, кто на бюджете и не на бюджете, вот надо всех, кто не на бюджете, дать им возможность, если 40 человек принимается на бюджет и 20 на небюджет, дать 60 мест бюджетных. Иван Князев: На бюджет, да, вот это очень такая интересная идея. А как вы думаете, ВУЗы могут пойти на это в плане исключения именно в этом году? Так мы вроде как и неравенство уберем тех, кто чуть похуже подготовился... Тамара Шорникова: Больше шансов дадим, да. Иван Князев: Да, чуть больше сдал... Владимир Собкин: Вы знаете, что? Когда я был в свое время советником министра, такие вопросы решались на два раза, на два прихлопа, что называется. Надо брать на себя ответственность и понимать, что это поколение, вот этот выпуск оказался в сложнейшей ситуации. Если мы говорим про малый бизнес, ему надо помогать, другим надо помогать, здесь надо помогать, надо в первую очередь помогать детям сегодня, которые заканчивают школу, в первую очередь. Для этого государство должно сделать простой ход, простой, он арифметически простой – увеличить бюджетные места в ВУЗах без всяких разговоров и принимать туда детей, которые вот подают туда заявки вот с их баллами, увеличить хотя бы это. Дальше небюджетные места можно оставить уже для тех, кто не проходит, но явно этот ход надо делать. Но мы почему-то стыдливо уходим от этой ситуации, не обсуждаем поддержку государства тех детей, которые сейчас оканчивают школу. Иван Князев: Да, спасибо большое. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо большое. Владимир Собкин был с нами на связи, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием Российской академии наук. Тамара Шорникова: Послушаем телезрительницу, Светлана из Ленинградской области к нам дозвонилась. Здравствуйте. Иван Князев: Добрый день, Светлана. Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, вот мы живем в Ленинградской области, Бокситогорский район, поселок Подборовье. Школа у нас небольшая, учеников немного, и очень все переживают у нас как бы, будут ли перенесены по ОГЭ экзамены, у нас ученики 9-го класса. Будет ли это перенесено и будет ли все в обязательном порядке, как и должно быть? Иван Князев: Ага. Тамара Шорникова: Спасибо большое. Сейчас спросим у нашего эксперта. Иван Князев: Спросим у нашего следующего эксперта. Сергей Комков выходит с нами на прямую связь, президент Всероссийского фонда образования. Сергей Константинович, здравствуйте, слышите нас? Сергей Комков: Да. Иван Князев: А мы хотим вот ваше мнение услышать. Ну действительно, разделяется, наша телеаудитория разделилась на два лагеря, кто за ЕГЭ, кто против. Вот хотим вашу аргументацию выслушать. И как ответите телезрительнице нашей? Сергей Комков: Вы знаете, я думаю, что в нынешней ситуации можно очень хорошо проверить вообще жизнеспособность вот этих самых новаций, которые были введены у нас в системе образования в виде так называемого ЕГЭ и ОГЭ. Иван Князев: Ага. Сергей Комков: Когда-то в нашей системе образования не было этих экзаменов. Они же появились у нас с подачи американских специалистов, которые активно внедряли к нам эту итоговую аттестацию. Вот сейчас как раз и можно проверить, может ли Россия прожить без этих новаций. Иван Князев: А сейчас, вы считаете, самое время это проверять? Сергей Комков: Как раз, конечно, потому что сегодня я думаю, что американцы сами, кстати, проверяют, насколько это жизнеспособно. Иван Князев: Да бог с ними, с американцами, что у нас-то? Тамара Шорникова: Сергей Константинович, у нас какая альтернатива? Я так понимаю, что вы ратуете за отмену ОГЭ и ЕГЭ? Какая альтернатива для выпускников? Что им делать, как поступать в ВУЗы? Сергей Комков: Поступать в ВУЗы очень просто, для этого достаточно просто учесть все знания, которые они получили за старшие классы, за последние 3 года, 9–10–11-е классы, средний балл аттестата. ВУЗы принимают в принципе к себе, ведущие российские ВУЗы принимают на основе, собственно говоря, своих собственных экзаменов, а не с учетом только ЕГЭ принимают, а дополнительно ввели уже давно свои собственные экзамены. Кто-то из этих ВУЗов так и оставит свои собственные экзамены. В какой форме это будет организовано, пусть подумают эти самые ведущие ВУЗы. Региональные ВУЗы вообще могут отменить вступительные экзамены, потому что последние годы там очень серьезный недобор... Тамара Шорникова: А каким образом тогда, если отменить свои экзамены в региональных ВУЗах, вы предлагаете как раз... Иван Князев: По конкурсу аттестатов? Тамара Шорникова: ...конкурс аттестатов? Сергей Комков: Да, средний балл аттестата. Тамара Шорникова: Смотрите, и SMS тогда сразу из Москвы, Московской области, школьник пишет: «Я считаю несправедливым отменить ЕГЭ. Мои родители потратили огромные деньги на репетиторов, я готовился как проклятый, а теперь по аттестатам всем?» Ну не секрет, что очень многие школьники не очень много времени обращают на текущие оценки за четверть, за год, потому что понимают, они все силы бросают, как спортсмены готовятся к олимпиаде, которая там раз в 4 года... Иван Князев: Конечно. Тамара Шорникова: Вот для них такая олимпиада образовательная – это ЕГЭ. Что там у тебя, не знаю, у доски поставили, не так важно, соответственно... А теперь ты понимаешь, что вот именно эти оценки и будут играть решающую роль, поступишь ты или нет. Сергей Комков: Вы извините меня, у нас ведь получается тогда не конкурс знаний, а конкурс того, сколько вложено денег в того или иного выпускника. Иван Князев: Нет-нет-нет, Сергей Константинович, даже если сейчас не о деньгах, хотя это тоже важно, родители действительно серьезно вложились... Тамара Шорникова: Если не о репетиторах. Иван Князев: Вот смотрите, смоделируем ситуацию. Я когда поступал на филфак, мне, честно говоря, было абсолютно все равно, «тройка» у меня стоит по химии или по физике, хотя я хорошо учился, но я больше был сконцентрирован на том, чтобы учить теорию литературы и литературоведение, понимаете? И вот это для меня было важно. И даже если у меня стояла, я не знаю, по географии какая-то другая оценка, то мне было важно поступить на этот факультет. А сейчас получается... Сергей Комков: Ну так и учитывайте при поступлении на соответствующий факультет оценки школьные по данному предмету. Зачем вы дополнительные еще устраиваете какие-то испытания? Иван Князев: То есть... А как же тогда учитывать, смотрите, поступают те, кто поступают на филфак, у них учитываются русский, литература, те, кто поступают на физико-математический, у них, соответственно, физика, химия и другие предметы. Это же очень сложно получится. Сергей Комков: Ничего сложного в этом нет. Кстати, вы знаете, что бо́льшая часть европейских университетов вообще не устраивает никаких вступительных экзаменов, там вообще давно не существует никаких ЕГЭ. Бо́льшая часть европейских ВУЗов, университеты такие, как Сорбонна, как Пражский университет, Карлов университет, там существует записная система: там студентов зачисляют, принимают без всяких экзаменов, а потом на основе того, что они изучают в течение семестра, первого семестра, второго семестра, они сдают там экзамены посеместровые, и на основе этих семестровых экзаменов определяют, кто дальше будет продолжать учиться, а кто отсеется. Иван Князев: Так сколько ж лет-то они эту систему отрабатывали? Как вы представляете? Сейчас массово из регионов люди поедут, к примеру, в Москву или в Санкт-Петербурге, в основные ВУЗы... Тамара Шорникова: Так полгодика попробовать, да? Иван Князев: Да-да-да. Сергей Комков: А зачем ехать из регионов? Я же вам и говорю... Иван Князев: А вы думаете, у нас во всех регионах хорошие ВУЗы и всюду можно поступить? У нас медицинские университеты, ВУЗы только Смоленск, Первый мед в Москве, еще раз-два и обчелся. Сергей Комков: Почему? У нас есть ряд региональных ВУЗов, и там в этих ВУЗах были недоборы. Тамара Шорникова: Но даже из села в региональный центр приехать нужны деньги... Иван Князев: Вопрос, кому они нужны, эти ВУЗы. Тамара Шорникова: ...на съем квартиры, на жизнь и так далее, и так далее. Большие средства, чтобы пробовать просто так. Сергей Комков: Давайте мы теперь другой зададим вопрос: а каким образом будет проводиться этот Единый государственный экзамен? Он предполагал определенную серьезную процедуру. Вы помните, как проводился этот ЕГЭ? Иван Князев: Да, мы прекрасно это помним. Сергей Комков: Для этого проводилась специальная процедура, проходили, вот вы показываете, через рамки, устраивали специальные проверки, видеокамеры делали, комиссии собирали. А если пандемия не закончится и в июне месяце, и в июле будет продолжаться еще эпидемия? Что, вообще тогда... Иван Князев: Да, Сергей Константинович, мы с вами полностью согласны... Тамара Шорникова: Риски есть, понятно. Иван Князев: ...что риски есть и вопрос организации, вопрос безопасности есть тоже немаловажный вопрос, его нужно отдельно обсуждать. Сергей Комков: Потому что по Интернету, вы извините меня, по Skype никакого Единого государственного экзамена сдать никто не сможет. Иван Князев: Да, это еще одна проблема. Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо вам за ваше мнение. Иван Князев: Спасибо большое. Сергей Комков был с нами на связи, президент Всероссийского фонда образования. Тамара Шорникова: Слушаем Ольгу из Калуги. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Ольга. Зритель: Здравствуйте. Я, знаете, не согласна совершенно с Сергеем Комковым. Я понимаю, что в этом году пандемия, сложно что-либо организовать для всех, но в общем ЕГЭ надо обязательно оставить, потому что это единственный шанс для детей из провинции, про сельскую местность вообще не говорю... Иван Князев: Вот-вот. Зритель: Единственный шанс поступить в хороший ВУЗ питерский, или московский, или вообще других каких-то крупных городов, поступить в хороший ВУЗ. У нас, например, очень ограниченное количество ВУЗов, и качество их вообще... Ну какие-то есть хорошие, а какие-то не очень. И я считаю, что это обязательно надо оставить, может быть, в этом году какая-то такая экстренная ситуация создалась, что надо что-то менять, но вообще-то это единственный шанс. И вот Черниговская Татьяна Владимировна, которую все знают, она как-то сказала в одной из программ, что качество ее студентов с введением ЕГЭ улучшилось в разы, понимаете, потому что к ней стали поступать самые, можно сказать, умные дети со всей страны. А это разве не развитие, не прогресс вообще для всей страны? Потому что раньше это было невозможно: взятки, связи и все остальное, и никто никогда не мог поступить в хороший ВУЗ, это было все вообще нереально для провинции. Я сама в провинции живу и знаю, что это невозможно. Тамара Шорникова: Да. Спасибо вам за звонок. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Конечно, есть и другие полярные мнения насчет качества знаний современных абитуриентов, как раз ЕГЭ многие винят в падении этого качества, но тут уже не об этом спорим сейчас. Слушаем нашего эксперта следующего, Юрий Карпунин выходит с нами на связь, директор Марковской основной общеобразовательной школы Петушинского района Владимирской области. Здравствуйте. Иван Князев: Юрий Александрович, буквально 2 минуты у нас есть. Давайте мы тогда подытожим, обрисуем вот эту ситуацию в целом, какой выход и что нас действительно ждет в ближайшие месяцы, наших детей. Юрий Карпунин: Ну, ждет нас окончание года, к сожалению, попал, в форс-мажорных обстоятельствах создавалась система дистанционного обучения, на коленке, когда дети находились на каникулах, соответственно все попали в шоковую ситуацию, родители и дети. Правильно отмечали, безусловно, неравенство, кто может отправить только со смартфона, кто должен ловить Интернет, у кого один компьютер на нескольких детей. Но все решаемо, все решается, и, конечно, очень большая нагрузка на родителей ложится, для них это непривычно, потому что ответственность сейчас на них, тем более все время дети с ними. Здесь я предложил бы всем уменьшить количество домашних заданий, которые необходимо присылать учителям, пусть дети усваивают, а вы контролируете, делаете контроль тестовый, сократите его хотя бы в 1,5–2 раза, не ежедневный, это сократит нагрузку и на трафик, и на нервы и психику. Что касается ОГЭ и ЕГЭ. По ЕГЭ вопрос ясен, конечно, есть плюсы, есть минусы, спорить всегда будут об этом и по качеству, на основе переносить сроки, а переносить сроки, я так понимаю, будем обязательно в связи с той позицией, которую мы сейчас наблюдаем, то переносить сроки надо сразу по трем позициям: первое – сроки ЕГЭ, второе – сроки призыва в армию, третье – сроки набора в ВУЗы. Все это должно быть соразмерно, чтобы тот, кто сдает ЕГЭ, успевал поступить в ВУЗ до призыва в армию, тогда это будет как-то правомерно и понятно родителям. Что касается 9-х классов... Иван Князев: Спасибо. Юрий Карпунин: Спасибо. Иван Князев: Да, у нас, к сожалению, заканчивается время нашего эфира. Юрий Карпунин был с нами на связи, директор Марковской основной общеобразовательной школы Петушинского района Владимирской области. Тамара Шорникова: Эту тему мы продолжим в 9 вечера. Иван Князев: Оставайтесь с нами.