ТЕМА ЧАСА: МАКС-2021

Гости
Магомед Толбоев
почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России
Антон Корень
генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации
Анна Тарубарова
Специальный корреспондент

Иван Князев: В эфире «ОТРажение», мы продолжаем. В студии по-прежнему Тамара Шорникова...

Тамара Шорникова: ...и Иван Князев.

Иван Князев: Итак, уважаемые телезрители, сегодня в Москве открылся международный авиасалон МАКС. В подмосковном Жуковском собрались предприниматели, эксперты в области гражданского, военного, транспортного самолетостроения, вертолетной индустрии из разных государств. И это отличная возможность обсудить новинки, вопросы развития и проблемы авиакосмической отрасли, наладить также диалог между производителями и покупателя.

Тамара Шорникова: Да, 40 государств. Главной и самой интригующей новинкой МАКС-2021 станет принципиально новый истребитель пятого поколения, презентация сегодня. Также зрителям обещают показать и ударный беспилотник «Орион Э». О настоящем и будущем нашего авиастроения поговорим с экспертами.

Иван Князев: Антон Корень у нас в гостях сегодня в студии, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации, – здравствуйте, Антон Владимирович.

Антон Корень: Здравствуйте.

Иван Князев: Все новинки, конечно же, хотим обсудить вместе с вами и с другими экспертами. Ну а сейчас для начала напомним, что Международный авиакосмический салон, сокращенно МАКС, открылся уже в 15-й раз. Эта выставка летной техники впервые стартовала в 1993 году и проходит каждые 2 года в подмосковном Жуковском на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. М. Громова. Как уже сказали, в этом году главный экспонат МАКС – российский истребитель-невидимка пятого поколения. Его название и технические характеристики «Ростех» пока не раскрывал; на выставку его привезли в чехле. По словам экспертов, этот самолет на единственном двигателе может развивать скорость до 2 махов, это больше 2 тысяч километров в час, при этом остается незамеченным для систем обнаружение противника.

Тамара Шорникова: Новинкой прошлого МАКС стал гражданский среднемагистральный лайнер МС-21. Обещают, что на этом МАКС он полетает. Комфортный для пассажиров и экипажа с композитными крыльями, как у дорогих зарубежных аналогов. Одной из сенсаций 2021 года станет Ил-114-300, правда, сенсация несколько запоздала: самолет был спроектирован, полностью испытан и даже запущен в серию еще в СССР. На МАКС-2021 будет представлена совершенно новая, полностью модернизированная версия советского прототипа.

Иван Князев: В Жуковском работают наши корреспонденты, они будут выходить на прямую связь со студией в течение нашего эфира.

Антон Владимирович, ну, конечно же, о новинках этого авиасалона. Я не знаю, имеет ли смысл у гражданской авиации спрашивать, что будет из себя представлять этот истребитель пятого поколения, наверное, все-таки еще секретная, да, информация?

Антон Корень: Наверное, это эксперты военные разберутся.

Иван Князев: Да, больше к ним, наверное, вопросы эти.

Тамара Шорникова: Но мне кажется, что даже человеку, далекому от отрасли, любопытно, потому что мне кажется, что вот впервые настолько круто подошли к презентации: тизер, фотографии, поочередно вбрасываемые в информпространство, – это действительно эффектно. Я думаю, что интерес подогрели уж точно.

Антон Корень: На самом деле сейчас все разработки самолетов новых начинаются задолго до начала производства, и тизеры, и непосредственно спрашивание отрасли, и получение обратной связи от потенциальных потребителей этой продукции – это проходит задолго, за год, за два, до начала производства самолетов.

Иван Князев: Ну а теперь гражданская авиация. МС-21 когда на рынок уже примерно начнет поступать? В каком объеме?

Антон Корень: Уже с 2023 года, за горизонтом после 2023 года МС-21 должен поступать в парк российских самолетов. Мы сейчас понимаем, что непосредственно магистральный парк отечественных самолетов на 82% состоит из зарубежных типов, то есть это тот самый потенциал, который может быть замещен, это несколько сотен самолетов. Конечно, зарубежные корпорации оценивают долю, допустим, Boeing около 42% самолетов на нашем отечественном рынке, но можно быть более оптимистичным, если поставить задачу, можно до 100% российского рынка заместить отечественной продукцией.

Иван Князев: Но в Boeing напряглись уже по этому поводу или нет?

Антон Корень: Да, конечно, это...

Иван Князев: Все-таки конкурент.

Антон Корень: При условии того, что сейчас любой отечественный самолет выходит с хорошей государственной поддержкой как на этапе приобретения самолета, в том числе в лизинг, так и на этапе покрытия выпадающих эксплуатационных расходов, то есть по сути субсидируются все этапы, и еще множество других программ господдержки, начиная от обучения экипажа и так далее, то, конечно же, этот самолет, во-первых, может быть, как это было сделано и с Superjet, гораздо более эффективен для авиакомпаний по экономике, эксплуатационной экономике, также и МС-21 может быть просто за счет административных ресурсов тем самым самолетом, от которого нельзя будет отказаться.

Иван Князев: Я просто уже читал комментарии представителя корпорации Boeing у нас в нашей стране. Они, конечно, да, немножко поднапряглись, но достаточно сдержанно относятся к тому, что МС-21 выйдет на наш рынок, все-таки какая-то часть авиапарка будет все-таки из Boeing и Airbus состоять. Но тем не менее, о самом самолете что можно рассказать, о его ну таких вот, ну я не знаю, даже не столько технических особенностях, а об особенностях, понятным рядовому человеку, обычному потребителю?

Антон Корень: Ну, если говорить, начать все-таки с технических особенностей, то прежде всего здесь очень редкое было применено решение для магистральных самолетов – это композитное крыло. Это обеспечивает достаточно хорошую, качественную эксплуатационную экономику, потому что самолет должен весить немного, для того чтобы платить за меньшую максимальную массу...

Иван Князев: Чтобы меньше керосина жег.

Антон Корень: И это тоже, и непосредственно керосина меньше будет потреблять, и аэропортовые сборы меньше при меньшей максимальной взлетной массе.

Теперь что касается комфорта для пассажиров. Этот лайнер имеет более просторную кабину, соответственно, больший комфорт, сопоставимый с широкофюзеляжными лайнерами с точки зрения ощущения простых потребителей, пассажиров.

Иван Князев: То есть там элементарно просто сидеть удобнее будет, да, расстояние между сидениями?

Антон Корень: И объемность кабины непосредственно пассажирской, и непосредственно также еще и… тоже регулируется, но он регулируется за счет той бизнес-модели, которую выбирает авиакомпания. Можно будет максимально разместить до 211 пассажиров в этом самолете при максимальной компоновке кресел.

Иван Князев: Ну и я так понимаю, что вот такие вот технические возможности, если максимальное количество пассажиров, чем больше человек летает, тем можно больше снижать цену на билеты в том числе.

Антон Корень: Да, и можно этот самолет использовать в том числе в очень эффективном сейчас, как показывает рынок, этот сегмент все больше занимает долю на мировом рынке, на российском рынке, – это лоукост-перевозки.

Иван Князев: Вот.

Тамара Шорникова: Вот, кстати, глава «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь встречался с президентом и на этой встрече как раз рассказывал о том, как создаются наши самолеты, на чем мы будем летать в ближайшем будущем. И, рассказывая как раз об МС-21, он рассказывал о крыльях, которые в буквальном смысле слова «выпекают», как он сказал, и поставляют уже в Иркутск с завода, специально построенного для создания этих крыльев, в Ульяновске. Достаточно такая сложная технология. Насколько дорогостоящий самолет? Как он в этом смысле может конкурировать с зарубежными аналогами?

Антон Корень: Мы прекрасно знаем, что при выводе самолета на рынок прежде всего, если мы говорим про международные рынки, те стоимости, которые являются каталожными, очень сильно могут отличаться от фактических рыночных, это надо принимать во внимание. Кроме того, у нас в России создана и за рубежом, во всех странах практически, странах-производителях, действует система поддержки экспорта, таким образом тоже стоимость может снижаться до разумных и конкурентоспособных на мировом рынке.

Что касается российского непосредственно сегмента поставок, то здесь мы понимаем, что самолет должен быть определенно выгоднее для российских эксплуатантов, так как у нас практически все компании, пожалуй, кроме «Аэрофлота» и ряда региональных компаний в региональной собственности являются чисто коммерческими, они будут ориентироваться на разумную рыночную стоимость, то есть самолет точно должен быть ниже. Но, понимая, что еще ряд мер государственной поддержки, субсидирование эксплуатации может быть применен к этому самолету, таким образом могут быть созданы условия, что этот самолет будет не только выгоден при приобретении, но и выгоден при полетах для авиакомпаний. Таким образом, например, программа субсидирования перевозок на Дальний Восток просто будет закрыта для самолетов нероссийского производства или при полетах в Калининград, в Крым и так далее.

Иван Князев: Ага. Ну что же, а прямо сейчас переносимся в Жуковский, там работает наш корреспондент Анна Тарубарова, она на прямой связи со студией. Анна, здравствуйте. Рассказывайте, ждем подробностей, как прошло открытие, что уже успели снять, с кем пообщаться.

Анна Тарубарова: Здравствуйте, коллеги!

На МАКС сегодня жарко, и дело не только в июльском зное. Всю неделю государственная корпорация «Ростех» подогревала интерес к новому самолету, он будет представлен чуть позже, вечером. Подобраться близко к павильону с интригующим названием Checkmate, что переводится как «Шах и мат», не представляется пока возможным, потому что он в оцеплении. Но мы сможем это наблюдать чуть позже, во время официальной презентации, на которой ожидается визит Владимира Путина. Тогда же широкая аудитория сможет увидеть этот новый военный самолет, потому что трансляция будет в прямом эфире на YouTube и в других социальных сетях.

Пока же о том, что из себя представляет эта новинка, можно судить по завуалированным фото и видео. Эксперты уже успели разглядеть в нем серьезного конкурента американскому истребителю-бомбардировщику пятого поколения F-35. Американское издание Defense Blog сообщило со ссылкой на свои источники, что в американской разведке этому военному истребителю дали такое прозвище как «Крикун». Создатели этого самолета – это корпорация «Сухой», и сегодня утром в эксклюзивном интервью нашему каналу официальный представитель компании «Сухой» Анастасия Кравченко поделилась некоторыми секретами предстоящей громкой премьеры.

Анастасия Кравченко, официальный представитель ПАО «Компания «Сухой»: Создана огромная интрига. Россия, многие зарубежные страны, все ждут, все заинтригованы, все хотят посмотреть этот самолет, и такая возможность будет уже буквально сегодня вечером. Госкорпорация «Ростех», «Объединенная авиастроительная корпорация» и компания «Сухой», мы презентуем международной общественности наш новый самолет.

Анна Тарубарова: Пока не началась летная программа, внимание гостей авиасалона, а сегодня здесь только эксперты и журналисты, приковано к тем самолетам и вертолетам, которые можно и посмотреть, и потрогать. Так, делегация из Нигерии заинтересовалась учебно-боевым самолетом Як-130. Военный атташе и посол очень долго фотографировались около самолета и что-то обсуждали с нашей российской делегацией.

Еще одна значимая новинка, к которой пока близко также не подобраться, мы прямо вот сейчас находимся на границе, так сказать, это пассажирский самолет МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Во время летной программы состоится его первый публичный полет, ну а пока мы можем его видеть где-то на расстоянии 100 метров.

Всего на МАКС 120 делегаций из 65 стран, не только присматриваются к нашим новинкам, но и демонстрируют свои образцы. Один из них – самолет А350-1000, который стал одним из немногих иностранных участников, показывающих воздушные суда живьем. Airbus прилетит из Тулузы; его особенность – это новейшие материалы, направленные на экологичность. Благодаря этому выбросы СО2 снижены на 25% по сравнению с моделями предыдущих поколений. Также уникальность этого самолета – это крыло с изменяемой геометрией: оно подстраивается под конкретную фазу полета, это также сокращает расход топлива и операционные издержки авиакомпаний.

Вот такие самолеты мы уже успели посмотреть, коллеги.

Тамара Шорникова: Анна, из атмосферы на самом мероприятии – что по поводу коронавирусных ограничений, какие коррективы они внесли в программу? Потому что вот накануне была информация о том, что ПЦР-тесты должны быть не 72-часовые, а более короткие, за 48 часов их нужно было сделать. Что еще?

Анна Тарубарова: Тамара, я тут отвечу с позиции корреспондента, который здесь присутствует, который уже переболел когда-то коронавирусом и у него действует QR-код, поэтому я, если честно, ПЦР-тест не сдавала, у меня действующий QR-код. Также у моей команды, у съемочной группы сделаны прививки, мы проходили вот по этим QR-кодам. Ну а те, кто сегодня пришел, я напомню, это не гости, которые проходят по билетам, а эксперты, они проходили также и по ПЦР-тестам отрицательным.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо большое, Анна! Анна Тарубарова была с нами на прямой связи из Жуковского, где сегодня проходит авиасалон МАКС-2021.

Мы продолжаем наш разговор. Антон Владимирович, кстати, вот это вот интересный А350-1000, изменяемая геометрия крыла. Я такое видел только на военных самолетах, вот ни разу не летал на гражданском, чтобы еще изменяли геометрию крыла. Как это делается и для чего?

Антон Корень: Ну, это, скажем так, механизация крыла развивается, непосредственно все новые решения не исключено, что в ближайшее время приблизятся, лет через 20–30, к тому, что мы сейчас можем видеть и на военных. То есть с каждым годом это все совершенствуется и является нормальным эволюционным процессом в авиастроении.

Иван Князев: Ага.

Антон Корень: Что касается непосредственно данных самолетов, вот коллега ваша озвучила еще одно небольшое уточнение, что МС-21-310 с российским двигателем. Хотелось бы обратить внимание, что в последние годы наш авиапром начал не только делать акцент на производстве планеров, но также и двигателей. Совместно с «Объединенной двигателестроительной корпорацией» сейчас производятся новые современные отечественные двигатели, кое-что на стадии разработчики, кое-что на стадии предпроектных переговорных процессов, но в любом случае на горизонте 2022–2023-х гг. под практически все наши отечественные самолеты, в том числе региональные, которые будут производиться, это вот модернизированный L-610-й, новый «Байкал», который также представлен на МАКС сегодня. Все эти самолеты, в том числе новый Superjet обновленный, в котором более 90% цель заместить комплектующие на отечественного производства, – все они будут оснащены непосредственно отечественными двигателями. То есть технологический суверенитет в гражданском авиастроении у нас также будет обеспечен не только с точки зрения планеров, но и двигателей.

Иван Князев: Но это фактически уже полный цикл, действительно, нам не зависеть ни от каких двигателей Rolls-Rayce, других компонентов других корпораций.

Тамара Шорникова: Да. Что касается другой начинки, много сообщений о том, насколько «наши» наши самолеты, та же электроника и другое, вот в плане импортозамещения и действительно полного цикла. Насколько мы к нему приблизились?

Антон Корень: Что касается нашей электроники, всегда Россия и Советский Союз ранее славились достаточно высоким уровнем технологичности производства, поэтому мы уверенно можем сказать, что по крайней мере вот если говорить на «Общественном телевидении», где мы находимся, с точки зрения безопасности, комфорта пассажиров это будет примерно так же по ощущениям и с точки зрения эффективности управления воздушными судами, также ничем не будет уступать зарубежный. Но самое главное, опять же здесь мы говорим по ряд задач, которые авиапроизводители должны решать, – это полная независимость электроники на время «Ч», то есть она не будет отключаться в случае чего.

Иван Князев: Ну да, не дай бог там опять у нас какой-нибудь коронавирус, опять китайцы закроются или еще кто-то, кто производит, чтобы мы хотя бы сами могли обеспечить наши воздушные суда.

Владимир из Липецка у нас на связи, подключаем к разговору телезрителей.

Зритель: Кто боится коронавируса, тому нечего делать в небе. А я хотел спросить, какое соотношение сил по числу боевых самолетов, которые на крыле, с вероятным противником? И потом, ведь за штурвалами сидят люди, может быть герои, может быть патриоты, – у нас будет когда-нибудь государев заказ на патриотов, на сынов отечества, или мы поговорим и разойдемся? Спасибо.

Тамара Шорникова: Так, такой вопрос, философский достаточно.

Иван Князев: Интересная мысль, да, философская мысль, спасибо вам, Владимир, за нее.

Тамара Шорникова: Давайте подключим к разговору эксперта, возможно, у него есть идеи по этому поводу. Владимир Карнозов, аналитик, эксперт портала Avia.ru.

Владимир Карнозов: Да, слушаю вас.

Тамара Шорникова: Да. Сначала о том, что прямо сейчас происходит на Международном авиакосмическом салоне. Чем, по-вашему, он отличается от предыдущих?

Владимир Карнозов: Ну, конечно, 15-й салон отличается прежде всего тем, что гораздо более строгие правила на вход, они связаны с пандемией COVID-19. Конечно, люди недовольны, в том числе эксперты, но все понимают, что здоровье – это прежде всего. И что тоже примечательно, первое же событие, которое состоялось в ходе МАКС, – это круглый стол с обсуждением того, как отрасль авиаперевозок будет выходить из кризиса и что для этого надо делать. И была высказана такая интересная мысль, что раз мы находимся, скажем так, на низшей точке и потом по мере того, как люди будут вакцинироваться, болезнь будет отступать, мы как бы будем стремиться к новым стандартам. И вот одни из двух стандартов новых, новых технологий, которые здесь уже обсуждаются, обсуждались на МАКС, – это так называемое Smart Fuel, то есть это заправки самолетов гражданских так называемым бесконтактным способом, то есть с применением наладонников, телефонов и компьютеров, таких средств, чтобы исключить контакт между экипажем воздушного судна и топливозаправщиком.

Второй момент, который сейчас обсуждается, – это применение различных новых видов топлива, в том числе с биологическими добавками, которые позволят существенно снизить выбросы в атмосферу и тем самым улучшить общий климат на Земле. То есть хотелось бы сказать, что даже в такие непростые времена специалисты ищут пути, как бы стремятся к лучшему, так чтобы сделать авиацию и более доступной, и менее «грязной», если так можно сказать, ну то есть вот все эти вопросы сейчас на МАКС обсуждаются. И конечно, в этом и состоит отличие от предыдущих 14 авиасалонов, которые были раньше.

Тамара Шорникова: Владимир Александрович, часто рассматривают это закономерно как площадку, для того чтобы заключить выгодные зарубежные контракты. А если говорить все-таки о развитии нашей гражданской авиации, авиакомпании, которые, как вы уже сказали, по понятным причинам испытывают сейчас кризис, они присматриваются к новинкам? Они присматриваются к ним как к потенциальному товару, чтобы купить его? Вот есть информация о том, что авиакомпания «Россия», входящая в группу «Аэрофлот», готовится принять первый лайнер МС-21 уже в следующем году, но это пока один лайнер и достаточно все равно крупная авиакомпания. Региональные компании присматриваются ли, например, к Ил-114-300, который, как говорят, должен стать опорой, собственно, региональных авиалиний? Есть ли спрос?

Владимир Карнозов: Да, присматриваются, и, может, как ни странно, именно во времена кризиса интерес к новой технике растет. Это связано с тем, что авиакомпании как коммерческие организации хотят выйти из кризиса путем снижения своих расходов и издержек. Вот один из способов серьезных снижения расходов и вот этих вот издержек связан с применением новой техники, которая более экономически эффективна, которая дает им возможность перевозить пассажиров с большей маржой, понимаете. Поэтому да, на выставке есть с чем ознакомиться, здесь вот стоит самолет А350-1000, это среди широкофюзеляжных самолетов Airbus, пожалуй, самый топливоэффективный.

Также здесь представлен, как вы правильно сказали, самолет МС-21, он представлен с двумя двигателями, это американский Pratt & Whitney и российский двигатель ПД-14. Интерес к ним именно объясняется тем, что эти самолеты позволят снизить расходы на топливо и затраты на техническое обслуживание и ремонт. Таким образом, приобретая эти самолеты, авиакомпании вообще их не приобретают, а берут на условиях аренды, соответственно, они, заменяя старые модели, начинают работать с большей экономической эффективностью. И конечно, эти все вопросы на МАКС обсуждаются.

То, что привлекает внимание, – это очень две интересных летающих лаборатории, которые представлены на МАКС, одна на базе самолета Ан-2, а другая на базе самолета Як-40. Но здесь главное не платформа этих самолетов, а какие новые технологии они испытывают. Здесь испытываются технологии электродвижения в авиации, то есть, соответственно, ставят пока вспомогательный электродвигатель, который тоже, скажем так, участвует. Пока это только начало этого большого пути, но в будущем, безусловно, это открывает новые возможности именно для коммерческих авиакомпаний, чтобы на перевозках, особенно, значит, региональных, местных авиалиний серьезно улучшить как экономику, так и безопасность полетов, потому что применение вспомогательного электрического двигателя, который сейчас испытывается на этих двух летающих лабораториях, которые здесь показаны на МАКС, они позволяют в том числе обезопасить посадку. То есть мы знаем многочисленные случаи, когда самолеты терпели крушение или испытывали, значит, какие-то технические неполадки, например посадка Ан-28 недавно, – вот применение вспомогательной силовой установки электрической позволит летчикам в таких случаях малоприятных посадить самолет, лучше выбрать площадку для посадки, выполнить маневр...

Иван Князев: А за счет чего это работает, Владимир Александрович?

Владимир Карнозов: Поэтому, безусловно, это тоже привлекает внимание компаний.

Иван Князев: Как это работает? За счет чего вот здесь обеспечивается более надежный вариант посадки?

Владимир Карнозов: Дело в том, что, если у вас выходит из строя основная силовая установка, вы просто используете кинетику самолета, для того чтобы найти площадку, выполнить маневр и выполнить посадку. А когда у вас есть дополнительный электрический двигатель вспомогательный, вы во время полета, пока ничего не сломалось, скажем так, накапливаете эту энергию электрическую, а потом ее используете в том числе для маневрирования, ну в авиации так можно сказать, подтягивания, что ли, к той полосе. Потому что как бы, вы понимаете, количество взлетно-посадочных полос ограничено, просто даже площадок, куда можно в случае какой-то необходимости совершить пусть экстренную, но посадку, оно ограничено, а когда у вас на борту такой вот вспомогательный электродвигатель и вы накопили энергию, у вас есть возможность для маневра, то есть выбрать такую площадку и, значит, совершить там маневр, для того чтобы прийти к ней и совершить безопасное приземление.

Иван Князев: Понятно. Спасибо! Владимир Карнозов, аналитик, эксперты портала Avia.ru, был с нами на прямой связи из Жуковского.

Антон Владимирович, вот уже и Тамара спросила, и про малую авиацию наши телезрители спрашивают, все-таки где у нас в стране малая авиация, и про контракты мы заговорили. Насколько заинтересованы и какие другие страны, например, в том же МС-21 и маломагистральные... как это сказать...

Антон Корень: Региональные и местные самолеты.

Иван Князев: Местные самолеты, да.

Антон Корень: Что касается МС-21, то экспортные поставки, конечно же, в текущих условиях будут переживать некоторую сложность в связи с некоторыми санкционными ограничениями. Но на это имеется ряд стран-партнеров у России, с которых и можно начинать организовывать эти поставки, страны БРИКС прежде всего. Что касается емкости поставок за рубеж, это покажет практика, потому что с Superjet мы понимаем, что несколько десятков самолетов хоть и было уже поставлено, но, к сожалению, начали возвращаться...

Иван Князев: Там репутация подпортились, да.

Антон Корень: И здесь, я думаю и уверен, будут учтены все те проблемы, которые были связаны с Superjet, именно техническое обслуживание и ремонт, склады запчастей, хорошо организованные за рубежом, будут в данном случае обеспечены. Таким образом, можно, думаю, прогнозировать поставки нескольких десятков самолетов как минимум в страны-партнеры.

Иван Князев: Но страны-партнеры – это ведь БРИКС, да?

Антон Корень: Прежде всего.

Иван Князев: А Азиа? Superjet активно азиаты интересовались, этим самолетом.

Антон Корень: Да, но тем не менее брали и в Мексике, и в Ирландии Superjet, уже поставлялись. Соответственно, задача МС-21 на первом этапе – это просто обеспечить замещение зарубежных самолетов в парке российских авиакомпаний, поэтому первые поставки, конечно же, пойдут в Россию. И вот пилотным эксплуатантом была выбрана авиакомпания «Россия», в 2022 году начнутся первые поставки самолетов.

Что касается регионального сегмента, то здесь нужно понимать, что есть несколько размерностей, где требуется замещение. Самый проблемный сегмент и самая проблемная размерность – это 48–50 кресел. На этот случай сейчас идет разработка модернизированного L-610-го на 48 кресел, и УЗГА, «Уральский завод гражданской авиации», планирует уже начинать поставлять в парк российских эксплуатантов эти самолеты начиная с 2025 года, вернее с 2025 года с российским двигателем, на горизонте после 2024 года с зарубежными двигателями.

Следующий сегмент – это 68 кресел. Здесь, как мы знаем, на МАКС представлен Ил-114-300. Данный самолет имеет очень хорошую историю, на самом деле также модернизируемый ранее разработанный, еще в Советском Союзе, самолет, который является тоже частичной заменой на региональных авиалиниях Ан-24, Ан-26, того же самого проблемного сегмента. И он уже будет поставляться к 2023 году.

Иван Князев: Но это Дальний Восток, да, Сибирь?

Антон Корень: Это вся наша необъятная родина.

Иван Князев: Вся страна.

Антон Корень: Да, где непосредственно существует потребность в перевозках в сегменте до 68 кресел, там, где Superjet, скажем так, еще не будет догружаться, но для 50-кресельных уже спрос переразмерен, для определенной разумной частоты полетов в расписании.

И еще один сегмент – это непосредственно 9–19 кресел так называемый. Мы знаем, что сейчас успешно многие годы уже собирается в России L-410-й на 17–19 кресел. Но новинка, которая представлена непосредственно на МАКС, – это легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал». Данный самолет должен существенно улучшить экономику местных перевозок (местные – это внутри регионов). Сейчас преимущественно летают вертолеты и L-410-е. Когда летят 6–9 человек, то 17-кресельный L-410-й, наверное, неэффективен, объективно неэффективен.

Иван Князев: Ну просто с экономической точки зрения неэффективен.

Антон Корень: А это, к сожалению, повсеместно у нас в стране на нескольких десятках процентов местных авиалиний. Поэтому нужен самолет меньшей емкости, это как раз тот самый «Байкал», который сможет садиться и взлетать со взлетно-посадочной полосы 220 метров. При этом мы понимаем, что L-410-й в зависимости от условий аэродрома может 900 метров и более иметь.

Иван Князев: Дорогие они? Региональные авиакомпании, небольшие компании смогут их позволить себе в лизинг брать?

Антон Корень: Задача как раз сделать так, чтобы этот самолет пошел во все региональные авиакомпании, практически все региональные авиакомпании в абсолютном большинстве у нас принадлежат регионам, то есть субсидируются, управляются и получают господдержку из региональных бюджетов, управляются региональными властями, для обеспечения как раз социально значимых авиаперевозок. И те заказы, которые на тот же «Байкал» были размещены предварительно, они как раз от региональных авиакомпаний.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. У нас Сергей из Вологды к нам дозвонился. Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас, Сергей.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да.

Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос про Ил-114-300.

Тамара Шорникова: Так.

Зритель: Ну, например, МС-21, все хорошо, хороший самолет, его везде двигают, но он придет на замену Boeing 737 и Airbus 320, то есть просто поменяются местами, пассажиры полетят не на этом, а на другом самолете.

Иван Князев: Так, да.

Зритель: А Ил-114-300 – это кардинально, принципиально новый самолет для региональных именно мест, где длина полосы 1,5 километра и менее, куда никто не может сесть в данный момент, нет таких самолетов. То есть надо вот кого двигать, двигать и двигать, то есть вместо него сейчас нет ни одного аналога в России, ну кроме пары Як-40 и Ан-26, которые с лохматых 1960-х гг. еще летают. И когда планируют? То есть вот кому надо усиленное внимание, скажем, властей. И соответственно, вопрос, когда первый полет с пассажирами планируется такого важного самолета.

Иван Князев: Да, спасибо вам, Сергей. Ну, вопрос о дате, я так понимаю.

Антон Корень: Да. 2023 год заявлен производителем, и непосредственно будем ожидать, что этот срок будет выдержан, потому что он достаточно реалистичный, потому что испытания уже идут на данный момент, к этому сроку можно ожидать. Надо понимать, что Ил-114-300 также должен заместить не только частично Ан-24 и Ан-26, но и зарубежные типы: это ATR, это Q400, Q300, это ряд непосредственно тех самолетов, которые начинаются от 40 до 78 кресел. Вот в этом диапазоне в отсутствие пока модернизированного L-610-го данный самолет будет заменять. Но нашему авиапрому на последних этапах доработки, доводки самолета необходимо поработать над показателем себестоимости кресло-километра, над стоимостью перевозки одного пассажира, простыми словами если выражаться.

Иван Князев: Это чтобы нам на международный рынок выйти?

Антон Корень: Для того чтобы наши российские авиакомпании, а некоторые из них все-таки принадлежат частным инвесторам, выбирали именно его.

Иван Князев: Ага. Интересное уточнение.

Тамара Шорникова: Как раз когда читала о характеристиках этого нового Ил, действительно впечатляет, что он может садиться практически на любую поверхность, минимальные требования по взлетно-посадочной полосе. Но тем не менее новый самолет – это всегда какие-то новые правила для работы аэропортов и так далее. Что-то потребуется модернизировать, менять специально под него в региональных перевозках, на региональных аэродромах?

Анна Тарубарова: Преимущество данного самолета в том, что как раз этого не потребуется, он уже разрабатывается под те взлетно-посадочные полосы, на которые уже садятся самолеты, в том числе зарубежные аналоги. Будет просто замещение без модернизации, в абсолютном большинстве без модернизации аэродромных плоскостных сооружений.

Иван Князев: То есть фактически ничего менять не нужно на нынешних аэродромах.

Еще один эксперт у нас на связи – Магомед Толбоев, почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России, заслуженный летчик-испытатель. Здравствуйте, Магомед Омарович.

Магомед Толбоев: Добрый день, добрый день.

Тамара Шорникова: Да. Вы что ожидаете больше всего? Какая новинка привела вас на авиасалон? Что хотите увидеть в первую очередь?

Магомед Толбоев: Ну, авиасалон – всегда новинки, во всем мире всегда что-то есть, что-то старое, в любом случае...

Тамара Шорникова: Безусловно, но вас-то, такого опытного специалиста, наверняка что-то больше должно привлекать.

Иван Князев: Больше радовать.

Магомед Толбоев: Я сегодня обошел, 5 часов ходил по аэродрому, 5 часов, прошел 12 километров и нашел МС-21. Великолепно... Ну и другие самолеты очень большие, ну боевые, вертолеты. Я все это знаю, ребят. Ну вот когда вы начинаете ссылаться на Ил-612, Ил-114, это уже стыдно, мне лично стыдно, стыдно за Мантурова, стыдно за «ОАК», стыдно за всех. Этому самолету уже 30 лет – никак не могут! В то время когда Советский Союз по приказу Сталина, самолет, сказали, через 2 месяца чтобы был, его нет – Сибирь. А сейчас люди воруют, никто не хочет.

Иван Князев: Ну, Магомед Омарович, слава богу, что хоть все-таки со времен Советского Союза довели до ума этот Ил-114...

Магомед Толбоев: Ха-ха-ха!

Иван Князев: Все-таки модернизировали, сделали. Мы прекрасно знаем, да, какие сложности испытывала наша авиация, и гражданская, и военная, в 1990-е, даже в 2000-е гг., сейчас все-таки начали делать.

Магомед Толбоев: ...Ан-2, который сделал Антонов в 1947 году, сейчас не могут сделать! Скоро 2047 год будет, не могут делать! Это что такое? Мы русские или кто? Или мы продажные? У них все есть, и..., Бразилия, Англия, даже… Канада – у нас все рынки переполнены. Так русские где?

Иван Князев: Ага.

Тамара Шорникова: Русские здесь, да. Магомед Омарович, спасибо вам.

Иван Князев: Магомед Толбоев, почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России, заслуженный летчик-испытатель, был на прямой связи со студией.

Антон Владимирович, знаете, еще один сегмент, который меня всегда интересует на подобных авиасалонах и вообще, в принципе, – это беспилотная авиация. Она уникальная, она интересная, она развивается. Как у нас сейчас с этим? Вот уже военный беспилотник на этом МАКС будут презентовать, в гражданской авиации какие у нас разработки есть, партнерские, может быть, какие-то взаимоотношения с другими странами?

Антон Корень: Недавно наш центр провел ряд исследований, в том числе обновил прогноз спроса до 2035 года на беспилотные авиационные системы, беспилотные воздушные суда. Соответственно, если сейчас по итогам 2020 года мы оцениваем емкость рынка мирового 24 миллиарда долларов, это уже состоявшийся факт, Россия на этом рынке занимает чуть менее 1%, то к 2035 году емкость мирового рынка беспилотных авиационных систем будет составлять 216 миллиардов долларов.

Что будет, скажем так, двигать этот сегмент, основным драйвером развития являться? Прежде всего законодательство. Вот сейчас у нас в России, мы нужно также анализировали, порядка 200 производителей, они же, как правило, являются и эксплуатантами, беспилотных комплексов только в нашей стране. Соответственно, с чем сталкиваются эти производители? Прежде всего отсутствие эффективной нормативной базы. Конечно же, существует, и существует уже не один год, дорожная карта развития беспилотных авиационных систем в Российской Федерации, …, рабочая группа функционирует при поддержке правительства, органов власти.

И основная задача и проблема, которая должна быть решена, для того чтобы мы не отстали от непосредственно зарубежных наших коллег и к 2035 году, по нашим прогнозам, мы можем занять 8%, и, чтобы мы заняли эти 8% мирового рынка, необходимо создать благоприятные условия нормативно-правового регулирования. То есть сейчас как минимум все отраслевое сообщество, производители беспилотных авиационных систем хотят видеть прежде всего, чтобы была нормативная база, которая, допустим, позволяет... (Я расскажу уже, скажем так, то, что следует ожидать через несколько лет.) Когда существует нормативная база, которая позволяет полностью автономному дрону, которым не управляет человек, но который работает по заранее созданной программе, производить облет без визуального наблюдения или радионаблюдения, садиться, самому заряжаться, может некоторые там системы тестироваться, и так в автономном режиме – вот то, к чему необходимо прийти, в чем основная экономика беспилотных систем.

Тамара Шорникова: Да. Вынуждены прерваться на прямое включение, потому что прямо сейчас переносимся в Жуковский, там работает наш корреспондент Анна Тарубарова, она на прямой связи со студией. Анна, еще раз здравствуйте.

Анна Тарубарова: Здравствуй, Тамара, здравствуй, Ваня! Коллеги, вот буквально только что, совсем немножко вы не успели, вышел на взлетку сейчас самый ожидаемый самолет, это МС-21-310, так что мы ждем, что он сейчас взлетит. Это одна из самых значимых новинок. Но не только самолеты и вертолеты могут увидеть посетители выставки, и оценил уже Владимир Путин, он здесь, в Жуковском.

Владимир Путин, президент РФ: Нам есть что предложить нашим партнерам и в области фундаментальных исследований и разработок. В Год науки и технологий напомню, что российские научные организации достигли успехов в целом ряде прорывных направлений, значительная часть из которых представлена на площадках и стендах МАКС. Это решения в области электрических и гибридных силовых установок, сверхзвуковой гражданский лайнер с низким уровнем шума, мы активно работаем над его разработкой. МАКС устремлен в будущее, а будущее за беспилотными летательными аппаратами и роботизированными комплексами.

Анна Тарубарова: О том, что еще интересного отметил президент, смотрите в наших дальнейших выпусках, мы здесь плотно следим на авиасалоне МАКС-2021.

Иван Князев: Да, спасибо, Аня. В течение дня будем еще просить тебя включаться в наш прямой эфир. Анна Тарубарова, наш корреспондент, в Жуковском работает, спасибо.

Ну вот видите, даже президент отметил, что будущее все-таки за наукой, за беспилотной авиацией. Хотелось бы понять, помимо военной отрасли где мы еще их сможем использовать, беспилотники?

Антон Корень: Беспилотники сейчас динамично уже эксплуатируются и в большом количестве, в большом объеме при облете объектов нефтегазовой промышленности, это, в частности, нефтегазопроводы, это основной сегмент, где эксплуатируются данные преимущественно самолетного типа беспилотники. Они используются в сельском хозяйстве, я небольшой пример приведу: уже более чем 17 лет, если не ошибаюсь, в Японии полностью опыление непосредственно...

Иван Князев: Беспилотниками, да?

Антон Корень: Разброс пестицидов производится с беспилотных вертолетов, они полностью уже перешли, вернее они начали примерно это время назад, но сейчас полностью вся страна перешла на беспилотные авиационные системы для обслуживания сельского хозяйства. Таким образом, за этим огромное будущее. Перевозки грузов, кстати. В прошлом году, если на начало прошлого года один из китайских эксплуатантов более 100 тысяч посылок в пилотном режиме, но коммерческих уже посылок, перевез на беспилотниках, то в прошлом году он получил также еще сертификат эксплуатанта, теперь это полностью коммерческий перевозчик. То есть беспилотники уже, это был первый в мире зарегистрированный, не в США, хотя США говорят, что у них первый, на самом деле в Китае первый в мире беспилотный летательный аппарат. В Китае сейчас возят пассажиров на беспилотных воздушных судах...

Иван Князев: Вот, самое главное.

Антон Корень: ...в виде тестовой пилотной зоны, в качестве экскурсий, но тем не менее за этим тоже огромное будущее. В нашей стране есть закон, так называемая «регуляторная песочница», который тоже необходимо развивать и, возможно, даже с перевозкой пассажиров.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое! Антон Корень был у нас в гостях, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации. Антон Владимирович, спасибо вам большое.

Антон Корень: Спасибо.

Тамара Шорникова: Говорили о первом дне Международного авиакосмического салона МАКС, еще в эфире к этой теме сегодня вернемся. Ну а уже через несколько минут мы будем говорить о ценах, что с ними будет и как их попытаются сдержать.

Иван Князев: Да, цены на продукты в целом, цены на хлеб в частности. Ну и, конечно же, поговорим о кино в малых городах, о кинотеатрах в малых городах и селах, есть ли они там.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
О самых ожидаемых премьерах и главных событиях первого дня авиасалона. Прямые включения из Жуковского