Константин Чуриков: Все течет, все меняется, кажется, в этом учебном году особенно, во всяком случае если посмотреть на список изменений. Внимание на экран. Итак, что же сегодня, согласно обещаниям Минпросвещения, будет по-новому? Мы уже поняли, что теперь в школах в начале каждой недели поднимают флаг и поют гимн, это было анонсировано заранее, сегодня мы это видели, очень торжественно, очень красиво все это выглядит. Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» каждый понедельник после как раз поднятия флага и исполнения гимна, об этом сегодня еще поговорим отдельно в финале эфира. Отменяется обязательный второй иностранный язык, т. е. в некоторых школах он есть, но все-таки обязательным он уже не становится. Финансовая грамотность в младших классах, вопрос, вот как это все впихнуть, как говорится, в одну программу. Изучение истории с 1-го класса... Ну, дальше ВПР для учащихся, т. е. Всероссийская проверочная работа, 7-х классов, ограничение использования телефонов (вчера очень многие обсуждали). Ну и тут еще есть бесплатное горячее питание для сирот и инвалидов. Сейчас будем все изменения обсуждать вместе с вами и с Евгением Ямбургом – это заслуженный учитель России, директор Центра образования №109 города Москвы. Евгений Александрович, здравствуйте. Евгений Ямбург: Здравствуйте. Константин Чуриков: Вы знаете, хочется все-таки сначала о содержательной части. Столько всего, и так трудно, может быть, даже сориентироваться... Давайте начнем с того, а что сегодня нужно с учетом всех вызовов (а мы понимаем, какие это вызовы), что сегодня больше всего нужно, о чем подумать в отношении школьников? Евгений Ямбург: Вы знаете, я вам должен сказать, что мир открыт и нужно подумать о том, чтобы дети умели жить в открытом мире. Константин Чуриков: Так. Евгений Ямбург: И в этой связи, конечно, очень многое меняется, и я на это смотрю с очень большим оптимизмом по сути дела. Ну, вы знаете, очень много есть таких вот отрицательных оценок, ну это в основном бабушки и дедушки (я тоже, правда, дедушка и т. д.), что вот потеряли целое поколение, когда был COVID вообще и т. д. и т. п. Константин Чуриков: Но это тоже правда. Евгений Ямбург: Это неправда. Константин Чуриков: Нет? Евгений Ямбург: Нет, неправда. Я вам больше того хочу сказать, что за последние эти 2 года дети сдавали Единый государственный экзамен не хуже, а лучше. Я вам объясню почему. Знаете, вот есть такие категории детей, я их для непрофессионалов называю «тихушники»: интровертированные дети, дети с аутическими какими-то вещами и т. д. При большом классе они стеснялись отвечать, ну потому что боялись, что будут смеяться. Но когда они работали в чате с учителем по выбранным предметам, они с троек поднялись на четверки, а сдавали экзамены живьем, между прочим, а не по интернету, и много детей, в этом году не меньше, а больше даже, тех, кто получил федеральные медали, стобалльников и т. д. Это ложные такие, фейковые страхи. Поэтому очень многое изменилось. А то, что с ребятами нужно разговаривать и не может быть запретных тем, я с этим глубоко согласен. Другое дело, что, вы знаете как, смущает что? Ну вот мы получили методичку, не знаю, кто ее писал, эту методичку. По сути дела, то, что сегодня называется внеурочкой, это классные часы тематические, это было всегда, поверьте. Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: Но по сути... Константин Чуриков: У нас была политинформация, я тогда... Евгений Ямбург: Нет-нет-нет. Вот не хотелось бы, чтобы это превращалось в политинформацию. Что значат вот эти тематические классные часы? – только никуда не годный учитель устраивал разнос двоечникам и т. д. И вот в этой ситуации я вам должен сказать, что разговаривать с ребятами действительно надо, но надо иметь голову. Я не знаю, кто писал эту методичку. Например, святой день День знаний, День Победы, например, – а вот День отцов? Я не знаю, какую нужно иметь голову, чтобы в интернате для сирот говорить про День отцов. Константин Чуриков: Кстати, да. Евгений Ямбург: Да что там про сирот! У меня в самой школе 53% безотцовщина. Так вот школа имеет право полное определять тематику. Константин Чуриков: Чтобы не получилось, как в известной поговорке: заставь дурака... Евгений Ямбург: Да, совершенно верно. А тематика будет абсолютно... Вот сейчас у нас был первый... Ну, что касается поднятия флага... Ну, знаете, ну а что изменилось? Просто раньше мы поднимали флаг Москвы и гимн Москвы был, сейчас идет флаг и гимн России. Константин Чуриков: Да нет, никто не спорит, что нужное и важное дело, уважение к своей стране, к символам... Евгений Ямбург: Да-да, конечно. Я вам больше скажу, вот что было у нас сегодня на первом уроке? У меня летом вернулись экспедиции: с Русского Севера художники, с Волги вернулись, значит, ребята, которые шли там на шлюпках и т. д. И первый урок был посвящен о том, как любить и знать свою Родину не по интернету, не по компьютеру, а реально. Причем там был второй смысл, вторая задача: мы же все вновь набираем все новых и новых учеников, для того чтобы заразить вот этой клубной деятельностью. Вот вам первый классный час, и никаких там не было... Понимаете, в чем дело, нам нельзя раздувать ненависть. Вот что меня больше всего пугает? Сложная правда ситуация, и нужно разговаривать, но очень аккуратно. Дети стали играть, маленькие, в наших и украинцев – это огромная беда. Это как мы после войны играли в наших и немцев. Понимаете, нельзя этого делать. И нам нужно сплачивать людей, а не их разъединять, вот задача школы. Константин Чуриков: Безусловно. Это еще и задача родителей, между прочим. Евгений Ямбург: Да. Константин Чуриков: Светлана звонит нам из Ханты-Мансийского округа. Светлана, здравствуйте. Евгений Ямбург: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Светлана Александровна, мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе. В нашей семье четверо детей, все хорошо учились, два красных диплома уже есть. Самый младший ребенок, она еще учится в школе. Я хочу о чем сказать? Я как внучка победителей, дочь офицера, являюсь патриотом своей Родины, а как ответственный родитель считаю, что родители должны иметь возможность участвовать в жизни и мероприятиях школы. Вот, например, я с 2018-го по 2020-й предложила классному руководителю своей младшей дочери и проводила классные часы, уроки мужества. Они были очень разные. Когда я пришла первый раз, я, конечно, очень сильно волновалась, не знала, как это дети примут... Первый вопрос, который мне задал ребенок, он говорит: «А зачем мы в ноябре говорим о войне? Сейчас же не 9 мая». Я хочу сказать, что для того, чтобы дети любили Родину, о войне и не только нужно говорить с детьми, говорить, и разговор должен быть живым. А все вот эти вот презентации, новые группы, сообщества, интернет – это, конечно, все замечательно, но когда ты разговариваешь с ребенком, слышишь его ответ, слышишь его вопросы... Вот послушайте меня, я просто немножко волнуюсь... Константин Чуриков: Ничего страшного, Светлана. Зритель: Да. Я провела такие уроки мужества: «Я помню, я горжусь», «Хатынь», «Бородинское сражение», «Куликовская битва», «Герои-узники фашистских лагерей». В конце вот этого урока о героях-узниках дети передавали друг другу зажженную свечу памяти со словами «Я буду помнить», они плакали. Они чувствуют это. Вы знаете, я когда пришла первый раз, я думала, будет ли им это интересно, – они настолько заинтересовались этой темой, что не отпускали меня, и вместо 40 минут мы говорили два урока. Константин Чуриков: Светлана, спасибо большое за ваш звонок, отличная инициатива. Евгений Александрович, родители, которым есть что сказать, которые могут... ? Евгений Ямбург: Ну, я вам должен сказать, что я абсолютно согласен. Дело в том, что грамотная, современная педагогика – она событийная. А что значит событийная? Там два смысла: запоминается то, что западает в душу, а второе – «со-бытие» ребенка, педагога, родителя. И я вам хочу сказать, вот сейчас экспедиции вернулись, так там же были и родители, и педагоги, и дети. Я все-таки больше за такой деятельностный подход. Но я бы не стал отрицать и всякие презентации. Вы знаете, не «или/или»... Вот когда меня спрашивают, куда будем двигаться, я думаю, что будет конвергенция онлайн- и офлайн-обучения. Ну вот я приведу пример. Бабушки и дедушки бухтят, потому что родителям некогда, они в основном работают на трех работах: «Вот раньше учили...» – и т. д. В прошлом году ровно через неделю в 1-м классе проводим урок, сейчас тоже будем, не дай бог, чтобы не было только пандемии и т. д., и т. д. Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: Детки сидят, значит, но не так, как раньше, при советской власти, спиной к задней стенке, вот так, по стойке смирно – они сидят за квадратными столами группами. Урок традиционный, это слоговое чтение, прием, которому 400 лет: ма-ма, ба-буш-ка, де-душ-ка. Прекрасно. Но они сидят в группах, там есть свои корректоры, свои редакторы. Почему? Потому что из слогов создаются слова, из слов создаются предложения, а из предложений – тексты. Они работают, шум стоит такой рабочий, ну непривычно пожилым людям, да? Дальше – там можно придумать нового персонажа. Замечательная история: плазма, и там, чтобы не посадить детям глаза, чтобы не было миопии, близорукости, полторы минуты из мультфильма «Кот в сапогах». И вот там, значит... Константин Чуриков: Наш, советский, да? Евгений Ямбург: Советский прекрасный фильм замечательный. Константин Чуриков: Вот. Евгений Ямбург: Анимация у нас гениальная. Так вот, значит, главный персонаж сетует всем, что «достался мне облезлый кот, чем я буду кормить». Гаснет свет, поднимает руку девочка, это 1-й класс, говорит: «Я не понимаю, почему делили наследство, а где был нотариус?» У нее мама нотариус. Так появляется новый персонаж. Они другие. И в этой ситуации традиционный урок... Вот когда мне говорят, что урок устарел, – это ерунда, колесо еще старее, но на самом деле ездим. Но кроме автомобиля существуют еще и дроны, и т. д. Не «или/или», а «и/и», сочетание. Константин Чуриков: Они другие, но они все равно должны быть все-таки чем-то походить на нас, должна быть какая-то преемственность. Вы знаете, я к чему? Вот вы правильно говорите, не «или/или», а «и/и», и мы должны как-то всей страной, наверное, навалиться на новые задачи, которые сейчас стоят перед нами в отношении детей. Сегодня... Евгений Ямбург: Так я... Константин Чуриков: Сегодня, между прочим, первый урок «Разговоры о важном» провел президент, это был открытый урок. И вот как раз нам звонила зрительница, она говорила, как вот она участвовала в жизни класса, в воспитании детей. А сегодня президент, кстати, на самом деле поделился очень многими такими очень личными человеческими историями и рассказал о том, как вот, что рассказывала бабушка и его мама. Давайте посмотрим. Владимир Путин, президент РФ: Наставничество в широком смысле слова, оно сопровождает нас всю жизнь и начинается с наших родителей. Причем это наставничество не такое профессиональное, а морально-нравственное, и оно передается не нравоучениями, а личным примером. Мне мама моя рассказывала. Ей было 7 лет, 7 лет, ребенок, вот первоклассник по сегодняшним меркам. Значит, ну это мои родственники жили в деревне, они люди деревенские, крестьяне, 7 лет ей было. Пришел, к дому подошел нищий с котомочкой, бездомный человек. И мама рассказывает: «Я его прогнала». Что-то начал просить, там хлеба, она его прогнала. Ее мама, моя бабушка, увидела, отругала ее, сказала: «Догони». Та догнала, вернула. «Накорми». Она накормила. Потом нашли место ему где поспать, он переночевал у них в доме, и на следующий день его отпустили и дали с собой еще еду, еще что-то. Вот мама, ей было 7 лет, она запомнила это на всю жизнь, и вот это было для нее уроком навсегда. Она мне рассказала, я был еще ребенком, и я это запомнил, а теперь я рассказываю это вам как пример великодушия, любви к ближнему. Чрезвычайно важная вещь, которая передается у нас из поколения в поколение, это часть нашего национального культурного кода. Вот это и есть наставничество. Константин Чуриков: Евгений Александрович, как детей учить добру в семье, мы в принципе примерно, наверное, понимаем, каждый это по-своему делает, а в школе как это делать? Евгений Ямбург: Вы знаете, вот я вам должен сказать на самом деле – здесь нечего возразить по одной простой причине. Когда-то Рождественский, замечательный русский, советский поэт, сказал: «Хотите ли вы, не хотите – вы прежде всего родители, а все остальное потом». Вы знаете, это действительно в традиции. Был такой тихомировский букварь для начальных школ, церковно-приходских, он выдержал 167 изданий. Там были азы математики, азы, значит, русского языка. И там был раздел «Несчастье, бедность, помощь», где были цитаты из Библии: не нужно ходить в дом радости, там без тебя хорошо, надо ходить в дом плача. И было замечательное стихотворение Плещеева: «Есть на свете много бедных и сирот, У одних могила рано мать взяла, У других нет в зиму теплого угла. Если повстречаете деток вы таких, То как братьям, детки, помогите им». То есть вот это же было, есть и будет, и это есть действительно традиции милосердия, не любим слово «толерантность» – ну называйте «великодушие»... Константин Чуриков: Да, лучше так. Евгений Ямбург: Да, дело не в словах, это действительно реальная вещь. Это передается, конечно, первый воспитатель – это родители, это совершенно очевидно. Но они могут быть ведь разные, вы знаете. Вот в этом разбросе сегодня ситуаций я не исключаю, я с этим встречаюсь, есть родители, скажем так, фундаменталисты, хранители традиционных, а есть либеральных ценностей, и эти точки зрения могут сталкиваться в одной и той же семье, между прочим, и дети это несут в школу. Поэтому надо разговаривать. Но что самое главное? Надо уметь уважать точку зрения другого человека прежде всего, выслушать его, не навязывать свою, а пытаться найти контакт. Потому что в таком плюралистическом обществе, где разные верования, разные национальности и так далее... Это та наука, которую придумал Булат Шалвович Окуджава, калужский учитель: «Святая наука – расслышать друг друга». Константин Чуриков: Давайте сейчас расслышим, что происходит уже за пределами Москвы. Сейчас с нами на связи Юрий Карпунин, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа», Петушинский район Владимирской области. Здравствуйте, Юрий Александрович. Юрий Карпунин: Добрый вечер. Константин Чуриков: Ну это мы вот так вот начали, можно сказать, с текущей общественно-политической ситуации. Расскажите, как в вашей школе, что волнует ваших учителей, ваших учеников. Самое главное, все ли предметники на месте, всех ли хватает? Что у вас? Юрий Карпунин: Нет, ну кадровые вопросы стоят у нас очень жестко, потому что пограничная полоса, разделение по зарплатам очень большое, поэтому здесь касаться не будем. А что волнует? Волнует, что волнует и всех в принципе, конечно, – то, что замечательные, правильные, хотя, конечно, я считаю, что очень запоздалые идеи, что надо заниматься духовно-нравственным воспитанием, о чем мы говорили всегда и не отходили никогда. Но всякая идея, ее убивает формализм. Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: Конечно-конечно. Константин Чуриков: Юрий Александрович, а как это делать нескучно? Юрий Карпунин: Вы понимаете, ведь... Ну хорошо, «Уроки о важном». Ведь кто должен вести и как вести «Уроки о важном»? Все расписано: сценарий, клип дан... Допустим, согласен ты с ним, не согласен – включил, отчитал, галочку поставил, урок провел. Кого это пробьет? Евгений Ямбург: Да. Юрий Карпунин: Вот «Уроки о важном», как мы это называем, вообще, в принципе это правильно, это разговор, это душевное общение. Константин Чуриков: Да. Юрий Карпунин: Мы все время говорим о взаимовоспитании между учениками нашими и нами, т. е. происходит обмен, обмен душевными тревогами и радостями, вот. Поэтому должен быть человек, который делится своим опытом, который понимает, о чем он говорит, который хочет донести что-то очень важное. Поэтому здесь вот принимать и делать отчет, отчитаться, как вы провели по этим темам сколько уроков, как чего, мы можем достигнуть обратного результата. Поднятие флага – замечательная идея. Может быть, немножко у меня вызывает вопрос, почему его спускать надо, вроде как в российской традиции... Константин Чуриков: Ну, кстати, да. Юрий Карпунин: ...когда сдают корабль, крепость, как-то, в общем-то, подняли флаг... Константин Чуриков: Интересное замечание, Юрий Александрович. Евгений Ямбург: Да-да-да. Юрий Карпунин: ...он есть... Ну, хотят... Ну все расписано: кто должен вынести, как принести, как повесить – все это замечательно. Но дети по приказу пришли, встали в линейку – у них нет понимания того, что это свято. Если я сейчас, допустим, вспоминаю, как Роднина стояла плакала под наш гимн на Олимпиаде, у меня сейчас до сих пор мороз по коже, я понимаю, что такое гимн и что такое флаг, герб, символика. В детях это еще не воспитано, не впитано. И получается картина иногда, особенно в больших школах, я вот тут смотрю, не очень красивая: кто жует, кто телефоны смотрит, кто... То есть пропадает сама по себе эта идея. Заложить... Константин Чуриков: Ну правильно, потому что еще воспитывать дома надо, нужно что-то, какие-то азбучные вещи прививать, да? Иначе они так и будут там жевать свои гамбургеры или что там во время поднятия флага. Юрий Карпунин: Конечно-конечно. Если в школе не воспитана или не создана среда, которая воспитывает, не создана среда понимания патриотизма, на чем мы всегда стояли и стоим, то смысла нет вводить вот такие вот вещи. Константин Чуриков: Спасибо большое, Юрий Александрович, спасибо! Успехов, с 1 сентября и вас тоже. Юрий Карпунин, директор «Марковской школы», Владимирская область. Евгений Александрович, вы так живо реагировали. Евгений Ямбург: Вы знаете, я живо реагирую, я только наполовину соглашусь с коллегой. Константин Чуриков: Давайте. Евгений Ямбург: С огромным уважением. Соглашусь с тем, что формализм убивает и ничего страшнее нет. Но я совершенно удивлен, вот я 50 лет в профессии, моим старшим выпускникам 60 лет уже с лишним, я учил бабушек и дедушек, сейчас учу внуков. Мы что, не занимались раньше духовно-нравственным? Да перестаньте вы! Мы что, в походы не водили? Мы театральные фестивали не проводили? Оно было, есть и будет всегда. Это какая-то точка зрения заблуждающаяся. Другая ситуация заключается в том, что, понимаете, как английская травка, традиции, конечно, растут. И поверьте, я еще раз говорю, никогда никто у нас не жует никакие бутерброды. Но смотрите... И кстати, кто поднимает флаг? Вот я горжусь своими выпускниками, и я не один такой, поверьте, в этот раз поднимали флаг те ребята, которые получили 100 баллов, федеральные медали. Там может быть повод совершенно замечательный. Вот я горжусь нашей выпускницей, замечательной девочкой, чемпионкой Европы и чемпионкой Олимпийских игр в одиночном фигурном катании. Это же событие, когда такой ребенок... И у меня много таких разных: кто-то в науке, кто-то защитил проект и т. д. Поэтому, конечно, простым механическим выполнением мы добьемся обратного эффекта, здесь я согласен с моим коллегой, это правда. Константин Чуриков: Вы знаете, вот мы так, и я тоже говорю: это вот родителям надо, это надо родителям что-то прививать. На самом деле я сейчас смотрю на SMS-портал и понимаю, что многим родителям даже тяжело ответить себе на какие-то вопросы. Евгений Ямбург: Конечно-конечно, согласен. Константин Чуриков: Калининградская область: «Как научить добру в несправедливом обществе?» Евгений Ямбург: О, хороший вопрос. Константин Чуриков: Значит, Калининградская область, уже другой зритель: «Олимпиада без флага – как это объяснить детям?» «Почему слово «толерантность», «терпимость» теперь объявили плохим?», вот. Ну, в общем, много вопросов... Евгений Ямбург: Много. Но, вы знаете, я хочу сказать: здесь главный вопрос, конечно, квалификации педагога. Я не в смысле рекламы, у меня сейчас две последние книжки вышли, одна называется «Коронация всея Руси» (не подумайте, что это про коронавирус), а вторая называется «Трагический оптимизм» (в противовес оптимистической трагедии). Вот здесь очень важно сегодня готовить педагогов, которые могут отвечать на эти вопросы. И неважно, кстати, какой он предмет преподает, он может быть математиком... Ну вот можно я приведу один очень жесткий пример такой? Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: Значит, вот я достаточно внимательно отношусь, у меня 22 национальности в школе: есть и татары, есть и евреи, есть и чеченцы, есть ингуши и т. д. Не так давно у меня, значит, под лестницей завуч обнаружил четырех ребят. Не подумайте плохого – они совершали намаз. Константин Чуриков: Ага. Евгений Ямбург: В разгар учебного дня. Ну, приглашаю их к себе, глаза стеклянные: «Мы имеем право, вы нарушаете чувство верующих». Я говорю: «Я вообще верующий человек, ученик …, я не понимаю, что такое чувство верующих. А чувство атеистов?» Я говорю: «Давай разговаривать. Вот ты, например, стал машинистом дальнего следования. Наступает 12 часов, что будешь делать?» – «Я (говорит) остановлю поезд и совершу молитву». Я говорю: «Хорошо, продолжим разговор. Ты лежишь на операционном столе у хирурга-мусульманина. Наступает намаз, он идет молиться, ты отдаешь богу душу». Он говорит: «Я буду думать». Я говорю: «Как ты будешь думать?» Он говорит: «Я буду в мечеть идти». Я говорю: «Там тебе скажут молиться. Есть школы с национальным компонентом, у меня светская школа – что это будет, если иудей откажется в субботу ЕГЭ сдавать?» – «А у вас учат лучше». Я говорю: «Знаешь что? Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок. Еще одно нарушение, и до свидания». Я к чему это говорю? Государственная школа должна оставаться светской, это техника безопасности в многонациональном и поликонфессиональном государстве. Но быть светской не означает быть агрессивно атеистической. Был замечательный харьковский учитель и культуролог Библер. Он говорил о том, что в XXI веке будет диалогика, где будут сочетаться позитивистские знания и прорывы интуиции и религиозные. Вот я сижу на уроке (кстати, в 9-м классе), и там девочка одна говорит... А изучается миф, как Адам и Ева были изгнаны из рая за то, что съели яблоко с древа познания добра и зла. Она говорит: «Бог злобен: люди хотели узнать, что такое хорошо, что такое плохо». С точки зрения девочки их изгнали за познавательную активность, но это не так – их изгнали за то, что они хотели быть как боги. Вот я объясняю: вы знаете, что есть такое понятие в науке «избыточный антропоцентризм»? Константин Чуриков: Ага. Евгений Ямбург: Слишком преувеличенное значение человека. Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: Вы этого не помните, а мы это знаем: нам нет преград ни в море, ни на суше, мы не должны знать милости от природы, взять их – наша задача. И нахапали и до озоновых дыр, до потепления... Понимаете, это сочетание. И кстати говоря, я глубоко убежден, что православный ребенок должен знать о том, что ислам – это в переводе «смирение», а «джихад» – это не убийство людей, а убийство греха в себе. И наоборот, мусульманский ребенок должен знать в Евангелии... И понимаете, на самой большой глубине ни одна авраамическая религия не учит злу. Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: А все эти бури идеологические, они сверху идут, понимаете? И в этом смысле, когда Христа спросили, можно ли лечить в субботу, он сказал: «Не человек для субботы, а суббота для человека». А, скажем, Мухаммед в 19-й сури говорит: «Пусть все религии соревнуются друг с другом в добре». Вот мы должны друг друга объединять. Константин Чуриков: Вы знаете, что поразительно? Уже 10 лет почти существует ОТР, 10 лет мы встречаемся 1 сентября, обсуждаем разные вещи, связанные с учебой, – мы еще ни разу не произнесли, вот уже полчаса в эфире беседуем, слово «ЕГЭ», «репетиторы», мы говорим об общеморальных вещах, и это важно. Давайте сейчас подключим еще к нашему разговору Ивана Кусова, это министр образования и науки Луганской Народной Республики, победителя конкурса «Лидеры России». Иван Сергеевич, здравствуйте. Мы в Москве, вы в Луганске. Расскажите, как сегодня прошло 1 сентября? Все ли дети смогли пойти в школу? Что с доступностью вообще образовательных услуг, вернее образования (простите, слово «образовательные услуги» мы вычеркнули из нашей жизни)? Иван Кусов: Да. Сегодня бо́льшая часть школ республики смогла в очном режиме пойти в школу, у нас из 488 школ 412 сегодня провели линейки и начали обучаться. К сожалению, в сохраняющейся опасности обстрелов принято решение, что в приграничных регионах в школы пошли в дистанционном режиме, т. е. не пошли в школу, будут учиться в дистанционном режиме. Но тем не менее линейки проведены, долгое время было дистанционное обучение из-за коронавируса и потом уже из-за специальной военной операции, поэтому долгожданно все-таки сегодня дети пошли в школу, на линейках тоже поднимали флаги, два флага, флаг Луганской Народной Республики и флаг Российской Федерации, причем в основном это были пожелания коллективов, т. е. коллективы сами настояли, что это должно быть два флага. Константин Чуриков: Иван Сергеевич, вот мы сейчас как раз, так уж получилось, экспромтом, хотя это будем обсуждать еще в конце эфира, с «Разговора о важном» мы начали. Но я думаю, что детям в Донбассе, в Луганской Народной Республике не нужно объяснять, что такое важно, дети и так это сегодня понимают сами. Евгений Ямбург: Конечно. Иван Кусов: К сожалению, я бы сказал, к сожалению, да, действительно, на ребят выпали тяжелые испытания, не так все просто, потому что у нас есть исторические территории, это ребята, которые действительно 8 лет в ЛНР ждали и ждут, собственно, воссоединения с Россией, они с надеждой смотрят. Но у нас есть освобожденные территории, где 8 лет ребята учились по украинским программам, вот они только сейчас стали вместе с нами уже в одной освобожденной республике и на единой территории. И у них сложные чувства, их можно понять, они учились по другим программам, и здесь нужна колоссальная работа, и мы это видим... Константин Чуриков: Иван Сергеевич, еще один последний вопрос, вот это сейчас очень важно. То есть дети учились по другой программе, нужно правильно, так сказать, подхватить их с нужной точки и вывести на новую траекторию. Что у вас с кадрами, что с учителями, хватает ли их? Учебники, программы и т. д.? Иван Кусов: Учебники, да, спасибо Российской Федерации, в общем-то, обеспечены, издательство «Просвещение», все полностью завезли, все комплекты учебников у нас в школы, это действительно большое подспорье, подарок. Учителя прошли переподготовку, но в основном остались, конечно, те же учителя, которые были в школах, поэтому они переобучаются, готовы работать. Но мы ждем, мы ждем педагогов и из России. Конечно, здесь нужны очень сильные... Евгений Ямбург: Да, отлично. Константин Чуриков: Конечно. Иван Сергеевич, с праздником, с Днем знаний! Евгений Ямбург: С праздником, с праздником. Константин Чуриков: И мира, самое главное мира. Иван Кусов, министр образования и науки Луганской Народной Республики. Евгений Ямбург: Вы знаете, вот я хотел бы тут добавить. Дело в том, что у меня помимо основной, такой базовой школы 55 филиалов по всей стране. Это проекты «УчимЗнаем», это клинические школы, где дети долго болеющие. И вот этим летом буквально мы готовились, и в Белгородской области в прифронтовой зоне уже заработали такие школы внутри клиник. И такие же дети у меня, вот я сегодня был в Детской республиканской больнице, ФНКЦ, в чем там трагедия? Да, там рак, они долго лежат, да без почки, но при малейшем громком звуке они прячутся под кровать. Это такие психологические травмы, работать с которыми придется нашим клиническим психологам не один год. Я вам больше скажу. Вот этот проект вышел за границы России, и мы сейчас таких школ открываем, подготовили в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Армении и Азербайджане. Этот вот проект – это вот и есть, я считаю, русский мир расширяющийся, т. е. мы даем новые методики, мы приглашаем сюда, обучаем учителей. Причем я очень сочувствую ребятам из Донецка и Луганска. Дело в том, что сразу им самим надо еще очень много пройти реабилитации. Они не могут быть сегодня... Константин Чуриков: Конечно. Евгений Ямбург: Они сами травмированы военными конфликтами, это долгая история. Константин Чуриков: Такие вещи потом всю жизнь помнишь. Евгений Ямбург: Да-да-да, время само по себе не лечит, этим надо заниматься профессионально опять, и опять для этого нужны новые профессиональные компетенции тем, кто сегодня идет на эту работу. Константин Чуриков: Нам звонит Татьяна из Ульяновска. Добрый вечер, Татьяна. Зритель: Здравствуйте. Я хотела несколько моментов затронуть к теме «Учить по-новому». Вы меня слушаете? Константин Чуриков: Да, слушаем внимательно. Евгений Ямбург: Да-да-да. Зритель: Сначала, наверное, вот «Разговоры о главном». Это очень хорошая, мне кажется, идея, и никто, я думаю, не против. И ОРКСЭ, и «Разговоры о главном» – это действительно очень важные уроки. Но мне кажется, что они будут формальные и абсолютно бесполезные, если государство не будет нас поддерживать. Ведь мы сейчас, ну когда говорим о гордости, о патриотизме, мы в основном упоминаем что? – военную мощь нашу и вспоминаем 1945 год, 1941–1945-е гг. А мне кажется, что у человека само по себе чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине, любви к Родине, к своей стране зарождается из того, что он видит вокруг. То есть почему нам, например, не говорят по телевизору, по радио о том, как, положим, инвалид, неважно, почему он инвалид, в военных действиях он получил какое-то ранение или в результате какой-то болезни, как инвалид, например, себя преодолевает? Как врач, вот несколько лет назад Караулов рассказывал, спасал ребенка обгоревшего, лег на операционный стол и отдал свой кусок кожи со спины, чтобы спасти ребенка? То есть вот отсюда, мне кажется... Константин Чуриков: На примерах, на конкретных историях и примерах. Спасибо большое, Татьяна, спасибо за ваш звонок. Евгений Ямбург: Ну, вы знаете, я бы здесь тоже добавил. Я все-таки настаиваю на том, что деятельностный подход. Дело вот в чем. Значит, действительно, нельзя весь патриотизм обязательно с приставкой, «военно-патриотический». Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: Нам есть чем гордиться кроме этого: это и Достоевский, и Толстой, это величайшая культура. Но вот я приведу один пример, не бывает благополучных школ. Вот у меня пару лет назад девочка одна совершила, пыталась, суицид, юношеская травма, мальчик от нее ушел. Она еще не знает, что мальчик, как автобус, одни отходят, другие подойдут. Но когда она стала работать волонтером в тех же наших госпитальных школах и увидела, как эти девочки облысевшие после химиотерапии борются за жизнь и замечательно учатся, собственные проблемы – такая ерунда! И мы все у этих детей учимся, неизвестно, кто у кого. Потому что мы часто приходим в стресс какой-то оттого, что начальство поругало и т. д. и т. п. Понимаете, и вот в этой ситуации, я глубоко убежден, еще неизвестно, кто кому больше нужен, здоровый больному или больной здоровому, понимаете. Вот это опять... Действительно, права коллега, не только формальные какие-то вещи – это все познается в деятельности прежде всего, во взаимодействии, от души к душе. Константин Чуриков: Мне понравилось, как сегодня президент сказал, когда мальчик, по-моему, юнармеец один его спросил: «Владимир Владимирович, вот вы пример дисциплинированности – как стать таким же, как вы, дисциплинированным? Считаете ли вы себя дисциплинированным человеком?» И вот что Владимир Владимирович ответил. Владимир Путин: Не могу сказать, что я самый дисциплинированный. Мне еще надо над собой работать, это совершенно очевидная вещь. Но дисциплина важна для того, чтобы добиться успеха. Одной дисциплины недостаточно – нужна внутренняя мотивация для достижения цели, широкий взгляд на проблемы, которыми вы занимаетесь. Нужен такой внутренний эмоциональный настрой, чувство ответственности. Вот все это вместе не должно закрывать еще очень важную составляющую, которая лежит в основе успеха, – творческий подход к решению тех задач, которые перед тобой стоят. Вот эта дисциплина и прочее – она должна вести к какой-то зашоренности. Сама по себе... Это важная составляющая, но сама по себе она мало что даст. Ведь в городе, где мы находимся, жил и творил известный Иммануил Кант, да, один из крупнейших философов, мыслителей мира. И горожане, кстати говоря, в одно время он принял, несмотря на то что это был немецкий город, он принял российское подданство, потому что этот город перешел в состав Российской империи одно время. Горожане проверяли по нему часы, он все дисциплинированно ходил в одно и то же время. Но вот кроме этого, повторяю еще раз, нельзя, чтобы вот такая точность во всем закрывала вам путь к творчеству. Нужно чувствовать себя свободной личностью. И вот все это вместе, в совокупности и будет, на мой взгляд, давать нужный результат, успех. Это путь к успеху. И конечно, трудолюбие. Вот это все вместе очень важно. Трудолюбие – это вообще отдельный талант, это не просто, извините, резиновая попа. Это талант – заставить себя работать. Константин Чуриков: Ну и все-таки, у нас вот еще пока есть несколько минут, я не могу вас не спросить. Мы сейчас вот о главном, о важном и т. д. Все-таки творческий подход, о творческом подходе... Евгений Ямбург: Я хочу... Константин Чуриков: Мы должны с вами еще поговорить успеть про ЕГЭ... Евгений Ямбург: Да господи боже мой... Константин Чуриков: ...и про убитый творческий подход. Евгений Ямбург: Послушайте... Константин Чуриков: Евгений Александрович, я вас очень прошу. Евгений Ямбург: Во-первых, я хочу сказать, что здесь абсолютно правильный подход, потому что ни один взрослый не должен изображать из себя идеал. Ну нет идеала, понимаете? Это первое. А вот вторая вещь очень серьезная. У нас есть один такой тренд сегодня очень мощный – это вертикализация и централизация власти и управления. А другой тренд, вот о котором президент говорит, творческий подход и т. д. Но когда два этих дискурса в голове управленца, это называется управленческой шизофренией, понимаете? Константин Чуриков: Да-да-да, когнитивный диссонанс. Евгений Ямбург: Абсолютно. 70% стандарт должен быть, чтобы сохранить пространство, но 30% имеет право делать школа сама. А люди запутались. И я вам должен сказать: вот эти «Разговоры о важном» – ну ребят, а почему по понедельникам? А почему не в среду, в четверг? Потому что, скажем, женщина-учительница живет бог знает где, ей надо в детский сад, будет недовольство... Ну ребята, давайте все-таки делать не формально и действительно творчески, сохраняя суть. Что же касается ЕГЭ... Константин Чуриков: Да. Евгений Ямбург: Меня меньше всего это волнует, поверьте. Вот опыт сегодня показал, что ребята, которые нормально занимаются в школе, они и нормально сдают ЕГЭ, поверьте мне. Константин Чуриков: Без репетиторов? Евгений Ямбург: Без репетиторов сдают. Другое дело, что еще раз я хочу сказать, что... Константин Чуриков: Евгений Александрович, извините, я не поверю. Ладно, хорошо. Евгений Ямбург: Подождите. Репетиторство есть, было и будет всегда, и родители хотят как можно, чтобы была надежность такая и т. д. Но если во многих школах сегодня, я прошу прощения, у нас договоры с университетами, с медицинскими вузами, та же профессура там читает... Ну тратьте деньги, если вы хотите, на репетиторов, но мы можем... То есть есть и другие пути. Более того, в одной школе не создашь все. Конечно, в крупных городах изумительные условия, дай бог всем остальным: университетские субботы, открыты лаборатории МИФИ, МИРЭА, медуниверситетов, где молодые аспиранты приобщают ребят к исследованиям. И если мы говорим о равенстве в России, оно должно быть равенство, во-первых, в зарплате, а по-разному платят сегодня, потому что в Москве, если я меньше 80 тысяч заплачу, меня снимут с работы, за ту же работу в Екатеринбурге получают 20 тысяч, это беда большая... Константин Чуриков: Вы имеете в виду равенство в одной и той же специальности, да, при одной и той же загрузке. Евгений Ямбург: И второе. Вот президентский проект есть замечательный, это быстрый интернет в любую школу. Что это дает? И в сельскую школу, кстати говоря. Это дает возможность тому же ребенку из села выйти в Эрмитаж, выйти в Лувр. И кстати говоря, электронная школа, посмотреть уроки лучших учителей России и выбирать: на одну тему, кислород, больные у меня дети выбирают десять уроков, у одного, у другого, у третьего. И еще один такой момент. Понимаете, не «или/или», а «и/и». Вот не надо отрицать интернет, даже TikTok, там можно весело выучить правила умножения и т. д. Константин Чуриков: Да, но там параллельно будут такие ролики выскакивать, что лучше бы его не было. Евгений Ямбург: Послушайте, интернет... Подождите, много грязи в интернете – а что, в жизни мало грязи? Константин Чуриков: Слушайте, ну давайте ее не будем специально находить. Евгений Ямбург: А не будем специально находить, но не надо быть ханжой. Потому что нормальный учитель сегодня... Ну что это, запрещение гаджетов? Ерунда это полная. Нормальный учитель физкультуры, есть насадки, ребенок определяет давление, кровоток, он субъект своего здоровья. На уроках географии определяет высоту горы, понимаете? И вот сейчас мы приступили, кабинет литературы, истории, математики и т. д., ребенок забыл стихотворение Пушкина – выйди, наберу QR-код, и он у тебя будет. То есть нельзя думать о том, что можно идти вперед с головой, повернутой назад. Поэтому бояться не надо, трусить не надо. Константин Чуриков: Отлично. Спасибо большое, Евгений Александрович. Вот на ваш урок дистанционный я бы с удовольствием сходил: как только будет ссылка, присылайте QR-код. Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор Центра образования №109 города Москвы. Спасибо большое. Мы продолжим через несколько минут, будут «Темы дня» с Сергеем Лесковым. Оставайтесь с нами.