Оксана Галькевич: Костя, ты лучше мне скажи, что ты чувствуешь, услышав слово «реформа»? Беспокойство, страх, может быть, восторг, воодушевление? Константин Чуриков: Ты знаешь, начинает глаз дергаться. Оксана Галькевич: Да? Ха-ха-ха. Сейчас мы это... Не пугай людей заранее. Мы сейчас проверим реакцию педагогов на это слово. Дорогие учителя, вот ваш профессиональный праздник еще только через 3 недели, а о вас уже вспомнили – вам обещают реформу. Константин Чуриков: Ну, в общем-то, все равно тревожно... Оксана Галькевич: Задергался глаз? Константин Чуриков: Ты знаешь, руки теперь трясутся. Оксана Галькевич: Зря, кстати. Дело в том, что в правительстве решили наконец разобраться с разницей в заработных платах педагогов в разных регионах. Ну, вы знаете, она может там от 5 до 6 раз отличаться. Почему за одну и ту же работу вот бывают совершенно разные ставки у людей? И решили, в общем, некую новую систему внедрить, Костя. Давай расскажем. Константин Чуриков: Да, разбираться тут действительно есть с чем, система такая интересная. По Росстату, средняя зарплата учителя в стране почти 46 тысяч рублей, но это средняя... Оксана Галькевич: Лукавая такая. Константин Чуриков: ...от очень низкой зарплаты до очень высокой, сами понимаете чьей. Самые низкие вот эти средние зарплаты получились в Ингушетии, в Карачаево-Черкесии, в Кабардино-Балкарии, в Чечне, Северной Осетии, а также в Тамбовской, Ивановской областях и в Республике Дагестан. Оксана Галькевич: Ну а высокие показатели, сразу я уточню, кроме Москвы они есть еще и в других регионах: они есть на Чукотке, Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ненецком, а также Ханты-Мансийском автономных округах, а еще на Сахалине и в соседней Магаданской области. Константин Чуриков: Но, справедливости ради, там и цены многократно выше. Так вот в правительстве выбрали пять пилотных регионов для начала и решили именно там унифицировать, как сказано, должностные оклады и дополнительные выплаты к этим окладам. В мае 2022 года, то есть уже в мае будущего года, новую систему попробуют в деле, как это все работает. Оксана Галькевич: Надо обязательно, я думаю, назвать эти регионы, потому что как только мы сказали «реформа в пяти регионах», люди тут же прильнули к экранам, что за регионы, скорее назовите. А регионы это следующие, друзья: это коснется педагогов Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей, а также учителей и воспитателей Мордовии. Константин Чуриков: Ну а если получится, как говорится, далее везде. Уважаемые зрители, вопрос к вам – какую зарплату, в частности для учителя, вы считаете справедливой? Вот справедливая зарплата – это сколько? Номер 5445, или вот телефон внизу экрана указан. А мы сейчас приглашаем в эфир Сергея Комкова, это президент Всероссийского фонда образования. Сергей Константинович, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Сергей Комков: Добрый вечер, друзья. Константин Чуриков: Сергей Константинович, мы вас не будем спрашивать, для чего это делается, все прекрасно понимают, для чего и почему, – потому что действительно такое зарплатное неравенство. Вопрос первый: как вы думаете, под какую зарплату зарплаты, например, в частности, в этих пяти регионах должны подгоняться? Под зарплату Москвы или, условно говоря, под зарплату других регионов? Оксана Галькевич: Ингушетии, например, или Дагестана. Константин Чуриков: Да. Сергей Комков: Вообще-то это должна быть зарплата такая, которая бы позволяла нормально жить этим людям. То есть это должна быть средняя зарплата, не ниже зарплаты по отраслевой промышленности, как это было предусмотрено вообще постановлением правительства и по указу президента в свое время. Вы помните, майским указом президента было предусмотрено, что зарплата педагогических работников должна быть средней по зарплате по промышленному, так сказать... Константин Чуриков: Подождите, по отрасли или по промышленности? Потому что у нас есть металлургическая промышленность, которая сумасшедший рост показывает, там, наверное, и зарплаты высокие. Кстати, было бы здорово учителей до металлургов, так сказать, подтянуть. Оксана Галькевич: Не у всех металлургов, я боюсь. Константин Чуриков: Да? Сергей Комков: Это должна быть отраслевая, так сказать, по региону. Константин Чуриков: По региону, ага. Сергей Комков: Да. Но тут одна есть хитрость такая. Дело в том, что у нас регионы-то неравнозначные. У нас есть регионы дотационные, в которых промышленности практически нет, а есть регионы-доноры, в которых прекрасная промышленность и где очень высокий уровень зарплат. Вот отсюда возникает очень серьезная проблема. Поэтому я думаю, что вообще-то хватит экспериментировать, надо бы серьезно подумать о том, чтобы ввести единую заработную плату, разработать единую заработную плату для учителей и сделать единые ставки для учителей за нагрузку учебную, по всей стране за одинаковую учебную нагрузку платить одинаковую заработную плату. А какая это должна быть нагрузка, вот над этим должно поработать правительство, не региональные власти, а центральное правительство России должно над этим подумать. Оксана Галькевич: Сергей Константинович, но тогда тут же возникает другая проблема. Все-таки, знаете, на те деньги, которые, ну я не знаю, люди получают, например, в Белгородской области, невозможно прожить на Камчатке: разные климатические условия, разные цены, причем иногда как раз в те самые 5–6 раз. Сергей Комков: Согласен, согласен. Но такая же ситуация была у нас и в советский период, тогда платились региональные надбавки. Вот учитель или работник, живущий в определенном регионе, если это был особый регион, он получал региональную надбавку. Оксана Галькевич: А региональную надбавку кто определял, федеральное правительство, ну, скажем так, центральное правительство или регионы? Потому что вы же понимаете, у регионов денег меньше, они и не заинтересованы какие-то грандиозные надбавки выдавать. Сергей Комков: Региональное правительство эти вопросы никогда не решало. Все эти вопросы решало федеральное правительство. И вы знаете, кто этим у нас занимался в советский период. У нас был такой орган, как Госплан. Сейчас этого органа у нас нет, эти вопросы решает федеральное правительство. Этим вопросом в первую очередь должны озаботиться чиновники Министерства просвещения России, и они должны там сидеть и не думать над тем, как им очередную федеральную программу какую-то запустить пустяшную, а вот подумать над тем, как обеспечить учителей достойной жизнью. Константин Чуриков: Сергей Константинович, конечно, да, с одной стороны. А с другой, понимаете, они чиновники, а вот есть люди, которые реально знают сферу изнутри. Куда как проще, наверное, например, вам, в частности, предложить, подкинуть идею чиновникам. А вот что должно, какие факторы должны влиять? Я не знаю, квалификация, выслуга лет, как в то же время... Но, понимаете, квалификация, например, появляется не сразу, это мы сразу отсекаем, выходит, молодых учителей. То есть вот как здесь это все сбалансировать правильно, чтобы учитель снова стал как бы профессией, скажем так, уважаемой и престижной, с точки зрения зарплаты я имею в виду? Сергей Комков: Вы знаете, тут не надо очень долго мудрствовать. Есть совершенно определенные критерии, по которым всегда производился расчет оплаты за определенную учительскую ставку. Это знал каждый методист и каждый директор школы. Я вот работал директором школы еще в 1980-е гг., и мы прекрасно знали, каким образом и как рассчитывается заработная плата и рассчитывается ставка того или иного учителя. Сегодня этого не знает никто, это сегодня, знаете, какая-то тайна за семью печатями. Поэтому надо с этим все-таки разобраться раз и навсегда и положить конец вот этому беспределу. Оксана Галькевич: Сергей Константинович, а вам не кажется, что в некотором смысле, может быть, это преувеличенная проблема? Ну смотрите, у нас фонд заработной платы состоит, вот если отдельно в рамках какой-то школы брать, это все учителя, все педагоги и управляющий, так скажем, аппарат. У директора при этом густо, у учителя пусто. Может, здесь просто правила какие-то установить, чтобы зарплата директора не отличалась в несколько раз от зарплаты рядового сотрудника, рядового преподавателя? И тогда все будет как-то по справедливости, будет нормальная зарплата и у педагогов, и у директоров не какая-то заоблачная, как сейчас зачастую это бывает? Сергей Комков: Вы знаете, а здесь сам подход неверен. Что значит, какой-то фонд школы? Оксана Галькевич: Фонд заработной платы, как есть у любой организации и предприятия, я об этом говорю. Сергей Комков: Фонд заработной платы должен складываться из заработных плат каждого конкретного учителя. И когда начинается учебный год, то происходит тарификация вот всего педагогического состава, и по итогам этой тарификации составляется уже полностью бюджет этой школы и выделяются на эту школу средства. А сегодня происходит все с точностью до наоборот: сначала туда бросают какую-то определенную сумму денег, а потом начинается дележка этих денег, и кому чего достанется. Естественно, что директор и администрация берут себе какую-то определенную солидную часть, а все остальное – кому чего попало: кому-то из учителей перепадет немножко больше, кому-то чуть меньше, а кому-то вообще ничего не достается. Константин Чуриков: Так... Оксана Галькевич: Тут личный фактор, личный фактор, понимаете, имеет значение, получается. Вот как-то вот устранить этот личный фактор из этого процесса? Сергей Комков: А для этого должны быть четкие правила и четкая проблема должна быть решена с грамотной тарификацией и грамотным распределением средств на федеральном уровне. И все это должно быть прописано законодательно и утверждено Министерством просвещения, введено в качестве уже закона, чтобы этим не занимался единолично директор школы со своими подчиненными, а чтобы это было на уровне закона и повсеместно, по всей территории нашей страны. Константин Чуриков: А давайте сейчас послушаем звонок. Нам сейчас дозвонился Сергей из Кировской области. Сергей, здравствуйте, добрый вечер. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Константин Чуриков: Какая должна быть зарплата у учителя, как вы считаете? Зритель: Ну, давайте я сначала расскажу о реальной зарплате, которая есть на самом деле у нас в Кировской области. Константин Чуриков: Так. Оксана Галькевич: Давайте. Зритель: У меня жена учитель начальных классов, у нее стаж уже более 20 лет. У нее в настоящий момент заработная плата 18,5 тысяч рублей. Это на одну ставку и с учетом 5 тысяч рублей за классное руководство. Константин Чуриков: А, то есть так бы вообще было 13 тысяч? Зритель: Да, все правильно. Оксана Галькевич: Кошмар... Константин Чуриков: Так. А еще какие-то дополнительные есть составляющие, слушайте? Оксана Галькевич: Слушайте, 13 тысяч – это же чуть больше МРОТ... Зритель: Нет. Дело в том, что у меня жена работает на одну ставку, потому что у нас двое детей, соответственно, на две ставки это просто нереально, чтобы она работала там с утра до вечера и потом еще тетрадки проверяла. Оксана Галькевич: Подождите, а что за... А какие могут быть две ставки у учителя начальных классов? Я, может, просто... Зритель: Ну это когда учителя работают в первую смену и во вторую смену, вот и все. Оксана Галькевич: То есть еще два класса ведет, что ли? Константин Чуриков: Ага, еще такие факты. Зритель: Да, и такие вещи есть. Соответственно, когда вы показываете регионы Дагестан и прочие, где 28 тысяч, 27 тысяч, я более чем уверен, что это заработная плата на полторы или даже на две ставки. Оксана Галькевич: Это средняя зарплата, это средняя зарплата. Это, помните из математики, среднее арифметическое, то есть когда высокая зарплата, допустим, директора складывается с невысокой зарплатой, например, такого учителя, как ваша супруга, и получается, что называется, 28 тысяч. Константин Чуриков: Сергей, извините, а как вы живете? Вы говорите, у вас еще двое детей. Вы кем работаете, если не секрет, какая у вас зарплата? Зритель: Ну, я работаю директором на предприятии, поэтому, в общем-то, бо́льшая часть доходов у меня. А жена работает в школе, может быть, большей частью из-за того, чтобы хотя бы за детьми следить, потому что ее зарплаты не хватает, для того чтобы просто доехать, пообедать... Вот и все, то есть это смешно. Константин Чуриков: Да, надо быть директором предприятия, чтобы софинансировать жену-учительницу, к сожалению. Оксана Галькевич: Слушайте, ну это унизительно... Спасибо вам за звонок, Сергей. Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: Сергей Константинович, ну это унизительные какие-то условия. Это как вообще? Человек учился, получал образование какое-то, важной работой занимается, 20 лет стаж. Сергей Комков: Ну, вот вам ярчайший пример того, что сегодня происходит в нашей системе образования. Именно поэтому за последние 15–20 лет российская школа лишилась огромного количества педагогических кадров. Фактически многие опытные учителя из школы ушли, потому что они не могут жить на такую нищенскую заработную плату. Молодые учителя в школу не идут, потому что они не хотят влачить нищенское существование. А фактически сегодня мы теряем подрастающее поколение, потому что учить наших детей некому, наших детей учат вот эти самые гаджеты, и мы сегодня удивляемся тому, что происходит вокруг нас. Удивляться тут нечему. Поэтому если мы немедленно в корне не изменим ситуацию с оплатой учителей и не сделаем их труд достойно оплачиваемым, не вернем достойное существование нашему российскому учителю, то и систему российского образования ждет крах, и фактически нашу всю социальную систему ждет неминуемый крах. Поэтому я думаю, что хватит нам экспериментировать, а надо всерьез заняться Министерству просвещения вопросом о том, чтобы рассчитать, точно рассчитать ту тарифную ставку нормальную для всех учителей по всей территории России, потом осуществить работу по расчету вот тех надбавок территориальных с учетом особенностей каждой территории. И эту работу надо сделать как можно быстрее, и я думаю, что проблема будет решена: и вернутся в школу нормальные учителя, и будет у нас тогда подрастать нормальное поколение. Константин Чуриков: Спасибо вам большое, Сергей Константинович. Здоровья вам! Мы видим, что вы в палате, мы вас вот в такой, так сказать, момент, в такой обстановке застали. Поправляйтесь! Спасибо! Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Чуриков: Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. Оксана Галькевич: Я зачитаю несколько сообщений от наших зрителей. Пермский край пишет о том, что «работаю в детском саду на две ставки, зарплата в итоге 25 тысяч рублей», – это огромная нагрузка с малышами, там же за ними еще и уход нужно осуществлять, друзья, это помыть, это проверить, не заболел, уложить спать, покормить с ложки, там все... Константин Чуриков: А мы через пару минут расскажем, какие еще бывают... Оксана Галькевич: «С 2018 года ни одной индексации», – пишет нам зритель. Константин Чуриков: ...зарплаты у учителей. Мы продолжим ту же самую тему, просто сейчас нужно всем исполнить гражданский долг, вернее подумать об этом, потому что скоро важное событие в нашей стране. Возвращаемся к пересчету зарплат учителей. Вот есть такая идея в пяти регионах в пилотном режиме уже с мая будущего года ввести вот такой эксперимент, который по замыслу позволит платить более справедливую зарплату. Какой конкретно механизм для этого будет использован, станет известно только в апреле будущего года. Все это касается Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской области и Мордовии. Оксана Галькевич: У нас на связи сейчас наша зрительница из Ставропольского края, давайте поговорим о ситуации сейчас, у кого какие зарплаты в нашей стране. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: Я хотела бы сказать, что, вы знаете, вот эти эксперименты просто надоели. Мы уже давно просим: самое важное – это поднять нам оклады. Вот я преподаватель с 25-летним стажем, имею высшую категорию, и у меня оклад 8 тысяч. И вот когда нам говорят, что 28, 45 кто-то получает, вы знаете, все идет от оклада. Если будет хороший, достойный оклад, тогда мы не будем перегружать себя двумя ставками, двумя с половиной, классным руководством, заведованием кабинетом, еще дополнительной нагрузкой, тогда будет действительно достойно. А так мы имеем сейчас оклады ниже прожиточного минимума. Константин Чуриков: Наталья, давайте конкретно, вот сейчас нашу программу, я уверен, смотрят многие, – какой должен быть оклад у учителя с 25-летним стажем в Ставропольском крае? Зритель: Ну, вы знаете, я говорю, как минимум оклад надо начинать хотя бы с 20–30 тысяч, а потом уже говорить о надбавках остальных. Константин Чуриков: Так, хорошо. У вас с учетом надбавок, я так понимаю, что 8 тысяч – это оклад, сколько получается все-таки на руки? Зритель: Ну вот полторы ставки тянем со всеми нагрузками, получается около 20 тысяч всего лишь зарплата. Оксана Галькевич: Какой предмет вы преподаете, Наталья? Зритель: Я преподаю в колледже, я специальные предметы, я в колледже работаю. Оксана Галькевич: Колледж, ага. Константин Чуриков: Ну, кстати говоря, вот вся эта история и преподавателей колледжей тоже должна будет коснуться, среднего профессионального... Оксана Галькевич: Профессорско-преподавательского состава она не коснется... Константин Чуриков: Да, среднего профессионального образования. Зритель: В этом году нам хотя бы обещали добавить за классное руководство, потому что нас вообще не учитывали как учителей, а теперь вот президент сказал, что мы тоже относимся к этой категории, мы же такую же ответственность несем за детей. Но получается, что вот подождем, еще первой зарплаты не было, что мы получим. Ну, эти 5 тысяч, он сказал, это не добавка, это просто вот как идет, как сказали нам, за заслуги наши, что мы классные руководители, а вот хочется иметь достойный оклад, и тогда вот можно уже дальше говорить о дальнейшем. Константин Чуриков: Наталья, спасибо большое за ваш звонок. Оксана Галькевич: Спасибо... Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: У нас еще один звонок из Уфы, Игорь, давайте его выслушаем тоже. Игорь, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. У меня вот несколько, так скажем, не то что предложений, а комментариев. Во-первых, ставка учительская 18 часов. Если за 18 часов учитель будет получать достойную заработную плату, то есть в районе 30 тысяч, ну это, так скажем, минимум, то за эти 18 часов в неделю разделить на пять, пятидневка, получается три, максимум четыре урока в день. И я смогу давать такие уроки, что просто будет загляденье, и классным руководством смогу заниматься, и т. д. Но так как на 18 часов в принципе просто не-воз-мож-но, поэтому мы, к сожалению, учителя вынуждены брать и полторы ставки, а то и две ставки, что сказывается и на... Константин Чуриков: Вы даже не в рублях говорите, «на 18 часов прожить невозможно». Оксана Галькевич: На качестве преподавания сказывается. Константин Чуриков: Игорь, а какие уроки станут лучше? Какие уроки вы преподаете, ведете? Зритель: Я преподаю историю и обществознание. Константин Чуриков: История и обществознание. Оксана Галькевич: Игорь, скажите, сколько лет вы работаете в профессии и какая у вас сейчас зарплата вот после того, как вы столько лет проработали? Зритель: 23 года я работаю в этой профессии, заработная плата больше 30, это с учетом того, что у меня почти две ставки. Я считаю, что это ненормально, это ненормально, когда у учителя при пятидневной учебной неделе по 7–8 уроков в день, это просто ненормально. Константин Чуриков: И это все равно, получается, ниже средней зарплаты, которую Росстат нам пишет по стране. Спасибо, Игорь, за ваш звонок. Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Чуриков: Сейчас подключаем к нашему разговору Юрия Карпунина, это директор «Марковской основной общеобразовательной школы» Петушинского района Владимирской области, сельская школа. Юрий Александрович, здравствуйте. Юрий Карпунин: Добрый вечер. Константин Чуриков: Юрий Александрович, ну, наверное, просто равнодушным невозможно все это слышать. Наверное, у вас тоже, в общем-то, проблематично с зарплатами. Что у вас, расскажите сначала так. Оксана Галькевич: Вы как директор и администратор вот этих процессов в чем видите корень проблемы? Юрий Карпунин: Ну, здесь выступающие все правильно излагали и суть вопросов отразили верно. Ведь у нас российские люди заточены на чувство справедливости, и когда зарплата в 10–20 километрах от твоего места отличается в 2 раза, а в 100 километрах в 4 раза отличается зарплата за одну и ту же работу, конечно, это, безусловно, вызывает и отток кадров, и разочарование в профессии, и понимание того, что где-то есть более чистое место для самых выдающихся педагогов, скажем так. Ну, суть вопроса в том, что, безусловно, идея правильная, идея интересная. Да, в советское время у нас была ставка специалиста, человека, который приходил в школу, начиная, по-моему, со 105 рублей и шла дальше, ты знал всю жизнь, когда у тебя, через сколько лет у тебя будет повышаться и на сколько будет повышаться. При переезде, допустим, я вот после института работал по распределению в Магаданской области, у меня был коэффициент 1,7, значит, на 70% зарплата была больше, плюс 18% еще к большому нашему отпуску. Ну вот как-то вот такие ощущения были. Сейчас... Оксана Галькевич: Были какие-то формулы понятные, да, когда человек мог сам рассчитать свое будущее, в конце концов? Юрий Карпунин: Главное – стабильность, у тебя не было разочарования, у тебя не было попыток искать где-то лучше, перебежать, а ты шел по своему пути и делал свое дело. Ну, что касается, тут вопрос директоров касался, я как директор с почти 35-летним стажем могу сказать одно: сидя на земле, на вашем уровне, зарплата, оклад директора – это средняя зарплата по школе, умноженная на коэффициент, которым обладает школа. Чем крупнее школа, тем выше коэффициент. Максимальный коэффициент в нашем районе – 2, это одна школа в районе у нас обладает таким коэффициентом, остальные от 1,1, 1,2, то есть на 10–20% оклад больше средней зарплаты по школе. Как директор я себе не имею права выписать никаких надбавок, никаких премий, все идет только через управление образованием. Оксана Галькевич: Ага. Юрий Карпунин: Но это не значит, что так у всех директоров, я только сидя вот, как сказать, у своей лужицы и рассуждая здесь. Про Москву я слышал другие... Константин Чуриков: Юрий Александрович, скажите, а как учителей молодых привлекать, чем их привлекать? Как вам удается, как вы решаете эту проблему? Юрий Карпунин: Ну как? Основная функция директора – подбор, расстановка кадров, создание условий. То есть привлекать только идеей, заражать, пытаться создать атмосферу, значит, любви, добра и радости, как мы говорим, приход в школу должен быть, но без денег, приходя на голодный паек, естественно, человек не получает. Сейчас у нас в течение 3 лет молодому специалисту, допустим, доплачивают до специалиста 1-й категории, после этого пропадает, то есть ты аттестуешься сам. То есть в данном случае Владимирская область как-то поддерживает молодых специалистов. Но, к сожалению, все равно стремятся, конечно, идти туда, где есть больше. Константин Чуриков: Я сейчас специально немножко обострю контекст нашей беседы – а время ли сейчас для таких экспериментов? Потому что вот это называется экспериментом, пять регионов. Нам полстраны сейчас звонит и пишет учителей, говорят: ну что вы, братцы, надо уже что-то срочно сейчас делать по всей стране, 85 регионов, а не 5. Или как? Юрий Карпунин: Здесь, здесь я с вами согласен, да, потому что это вот ожидание и смотрение как-то все равно не порождает чувство... Хотя надежда какая-то появляется. И что касается слова «реформа», у меня все время возникает такая мысль, что вот сколько раз мы ни заявляли о том, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на учителей, после каждого заявления она только увеличивается. К сожалению, это так. Оксана Галькевич: Да. Юрий Александрович, давайте выслушаем еще одного зрителя, Андрей из Краснодара нам дозвонился. Здравствуйте, Андрей. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот все время обсуждают, какая должна быть система оплаты труда учителей. Ну, самое простое, на мой взгляд, решение – это приравнять их по системе оплаты труда к чиновникам соответствующего региона. То есть взять зарплату в соответствующем региональном министерстве или ведомстве образования и приравнять, допустим, директора школы условно к начальнику отдела в этом департаменте или министерстве, завуча к заместителю начальника отдела, учителя высшей категории к главному специалисту, учителя 1-й категории к ведущему специалисту и т. д. И тогда зарплата будет соответствовать достойной зарплате в соответствующем регионе, вот и все. Константин Чуриков: Вы имеете в виду именно на региональном, не на районном, конечно же, уровне, да? Зритель: На региональном именно. Константин Чуриков: То есть, грубо говоря, администрация губернатора, да? Зритель: Потому что в районных там вообще... Константин Чуриков: Ну да-да. Зритель: Если это сельское поселение, там бюджетная обеспеченность, грубо говоря, очень низкая, не соответствует тем задачам, которые стоят перед сельскими поселениями. Константин Чуриков: Интересное предложение, спасибо. Юрий Александрович, метод? Юрий Карпунин: Ну, не совсем я согласен. Я абсолютно согласен с самой идеей, но я вот ее воплощение в жизнь, конечно, не вижу. Было ведь приравнять учителей к госслужащим, были такие в свое время заявки и ожидания вывести хотя бы на муниципальных служащих. Но я думаю, что это несерьезно. Константин Чуриков: Ну почему? Нам тут сейчас на SMS-портале писали, что вообще к зарплатам депутатов, имели в виду депутатов Государственной Думы. Юрий Карпунин: Замечательно! Я двумя руками «за»! Если от меня что-то зависит, я двумя руками «за». Оксана Галькевич: Да, главное, чтобы еще была возможность как-то так сделать. Юрий Карпунин: Да. Оксана Галькевич: Нам Рязанская область пишет: «Вы приезжайте к нам в Шацк хоть разок и посмотрите, какой штат раздула наша администрация, хотя его района уже и нету (читаю как есть), его уже растащили, осталась только Рязанская область». Да слушайте, в Шацк необязательно ехать, чтобы посмотреть, какая у вас администрация, – вчера по Москве прошлась, увидела представительство официальное Рязанской области в Москве, такое посольство Рязани, ха-ха-ха, в столице. Хороший особнячок в хорошем месте на самом деле, все понятно. Пишут нам, значит, что учителя с разными зарплатами есть, и больше 100 тысяч, и это, кстати, Омская область: «Сестра-учитель получает 120». Вот интересно, это так просто человек в школе своей получает или, может быть, какая-то там, я не знаю, репетиторская работа или еще что-то… Константин Чуриков: Из Омской области, Оксана, мы с тобой обратили внимание в паузе на SMS, забыли прочесть. Омская область: «Прекратите врать! Сестра-учитель...» Оксана Галькевич: Я только что прочитала. Константин Чуриков: Да? Оксана Галькевич: Да-да. Константин Чуриков: Видимо, сестра-учитель в Москве. Оксана Галькевич: «Учителя молодые в Пензенской области не хотят идти работать, не хотят заниматься этой профессией», – это действительно, на самом деле проблема. Константин Чуриков: И Алтай: «Учителям нужно ставить памятник при жизни», – согласны, согласны, тем более при таких зарплатах, которые сегодня. Спасибо большое, Юрий Александрович. Оксана Галькевич: Спасибо. Юрий Карпунин, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» Петушинского района Владимирской области, был у нас в эфире. Константин Чуриков: Мы не уходим, мы продолжим буквально через пару минут. Говорить будем о транспортной доступности в нашей стране, как ее обеспечить, потому что, в общем, не все могут себе позволить даже вот это счастье выехать за пределы своего региона. Ну и как это сделать, будем думать. Оксана Галькевич: А страна у нас большая, да, друзья. Константин Чуриков: По-прежнему.