Общественность опять всколыхнули. Сайт «Известий» опубликовал 27 ноября материал, в котором рассказал о трех случаях, когда службы финансового мониторинга крупных российских банков требовали от своих клиентов предоставить документы в отношении переводов на сумму меньше 1000 рублей, которые граждане пытались сделать своим друзьям или знакомым. В случае непредставления затребованных бумаг кредитные организации угрожали блокировать банковские карты клиентов. Учитывая то обстоятельство, что большинство из нас совершают подобные операции регулярно, сообщение получило резонанс. Разбираемся в произошедшем. Сразу оговоримся – в Сбербанке и Тинькофф-банке опровергли информацию о требованиях предоставить документы о целях транзакций, заявив, что редкие случаи проверки переводов связаны исключительно с попытками противостоять мошенникам. Они проводятся только тогда, когда характер операций вызывает подозрение у работников банка. Комментариев от Бинбанка, о котором также шла речь в материале «Известий», пока не поступало. Эксперты указывают на два момента, которые могут послужить поводом для подобных действий. Первый – это федеральный закон № 115 от 7 августа 2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В свое время его целью было заявлено создание правового механизма для борьбы с финансированием террористических групп и преступных сообществ. Правда, как подчеркивают специалисты, статья 6 этого документа требует от кредитных организаций осуществления обязательного контроля всех операций на сумму от 600 тыс. рублей и выше. Поэтому переводы клиентов, о которых писали «Известия», в этот круг попадать не должны. Правда, в этом же законе есть статья 7.2 «Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств». И первый пункт этой статьи требует от кредитных организаций при «осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика» обеспечить «контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации». Вот только вряд ли этот пункт может служить основанием для запроса информации о цели осуществления перевода. Потому что в этой же статье необходимая в отношении физического лица информация точно очерчивается. Это фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номер банковского счета, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), либо адрес места жительства (регистрации) или места пребывания. Банк может уточнять только эти данные. Второй момент – это борьба с мошенниками в Сети, пытающимися с помощью компьютерных технологий получить доступ к банковским счетам граждан. 26 сентября 2018 года вступил в действие закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств». Эти поправки дали возможность кредитным организациям блокировать транзакции, которые по мнению специалистов банка могут быть мошенническими. Но и здесь закон требует от банков связаться с клиентом и запросить у него только подтверждение предполагаемой операции, а не выяснять, с какой целью она осуществляется. Так что и этот документ не может служить оправданием повышенного любопытства банковских служащих. В Центральном Банке Российской Федерации подтвердили информацию о том, какие данные у своих клиентов и в каких случаях могут получать сотрудники кредитных организаций. Естественно, что регулятор никогда не требовал от банков устанавливать, с какой целью осуществляются денежные переводы, если они не превышают 600 тыс. рублей. В пресс-службе ЦБ также рассказали, что к ним не поступали сообщения о попытках получить от клиентов информацию о цели совершаемых ими денежных переводов и угрозах блокировки банковских карт. В Центральном Банке порекомендовали гражданам, столкнувшимся с подобными случаями, обращаться с жалобами в интернет-приемную регулятора. Эксперты рынка утверждают, что жаловаться можно не только в ЦБ. Они предлагают клиентам обращаться прямо в суд. Но в тоже время кивают вот на какое обстоятельство. По данным ЦБ объем переводов между гражданами в январе-октябре 2018 года составил 3,7 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос почти в полтора раза. Специалисты не исключают, что значительное число таких транзакций является случаями оплаты гражданами полученных ими от других лиц товаров и услуг. Практика очень распространенная среди так называемых самозанятых россиян. В последнее время государство приступило к активным попыткам вывести эту категорию граждан из тени с целью заставить их платить налоги и отчисления в социальные фонды. В конце октября Комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил пакет из трех документов, который станет правовой основой эксперимента, стартующего с будущего года в четырех регионах России. Эксперимент должен обкатать приемы регистрации и налогообложения самозанятых россиян. А в недрах Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов возник законопроект, требующий от официально неработающих граждан страны платить отчисления в Пенсионный фонд и фонды медицинского и социального страхования. Если государство решило перекрыть кислород самозанятым, то совершенно естественно желание поставить под контроль основной способ взаиморасчетов, принятый в их среде. Возможно, что требования банков рассказать, кому и за что перечисляются деньги – первая ласточка в этом начавшемся процессе. Пока государство устами ЦБ отрицает наличие подобных планов. Но дыма без огня не бывает. Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции Сергей Анисимов